СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 06:21

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы брака. Гл. 3

1. Каким образом производят освящение («кидушин») с женщиной? Если мужчина освящает себе женщину, используя деньги, то [он должен вручить ей как минимум] самую мелкую монету (прута), либо что-то равноценное. [Перед тем как вручить], он говорит ей: «Ты посвящена мне...», «Ты обручена со мной...» или «Этим ты становишься моей женой». Он должен отдать ей [деньги или предмет] в присутствии свидетелей. Именно мужчина делает заявление, подразумевающее, что он приобретает женщину в жены, и именно он дает ей деньги. כֵּיצַד הָאִשָּׁה מִתְקַדֶּשֶׁת. אִם בְּכֶסֶף הוּא מְקַדֵּשׁ אֵין פָּחוֹת מִפְּרוּטָה כֶּסֶף אוֹ שְׁוֵה פְּרוּטָה. אוֹמֵר לָהּ הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי. אוֹ הֲרֵי אַתְּ מְאֹרֶסֶת לִי. אוֹ הֲרֵי אַתְּ לִי לְאִשָּׁה בָּזֶה. וְנוֹתֵן לָהּ בִּפְנֵי עֵדִים. וְהָאִישׁ הוּא שֶׁאוֹמֵר דְּבָרִים שֶׁמַּשְׁמָעָן שֶׁקּוֹנֶה אוֹתָהּ לוֹ לְאִשָּׁה וְהוּא שֶׁיִּתֵּן לָהּ הַכֶּסֶף:
2. Если же она дала ему [деньги] и сказала: «Вот, я посвящена тебе», «Вот, я обручена с тобой», «Я твоя жена» или [использовала] любое другое выражение, подразумевающее приобретение, брачные узы не установлены. Аналогично, если она дала [ему деньги], а он сделал заявление, брачные узы не установлены. Если он дал [ей деньги], а она сделала заявление [вопрос не решен], и статус брака сомнителен. נָתְנָה הִיא וְאָמְרָה לוֹ הֲרֵי אֲנִי מְקֻדֶּשֶׁת לְךָ. הֲרֵינִי מְאֹרֶסֶת לְךָ. הֲרֵינִי לְךָ לְאִנְתּוּ אוֹ בְּכָל לְשׁוֹן הַקְנָאָה אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. וְכֵן אִם נָתְנָה הִיא לוֹ וְאָמַר הוּא אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. וְאִם נָתַן הוּא וְאָמְרָה הִיא הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת מִסָּפֵק:
3. Если же мужчина устанавливает брачные узы [передачей] юридического документа, [действуют следующие правила:] он должен написать на бумаге, на черепке, на листе или на любом другом подобном предмете по своему желанию: «ты посвящаешься мне...», «ты обручаешься со мной...» или любое другое подобное заявление. Затем он должен передать ей документ в присутствии свидетелей. וְאִם קִדֵּשׁ בִּשְׁטָר כּוֹתֵב עַל הַנְּיָר אוֹ עַל הַחֶרֶס אוֹ עַל הֶעָלֶה אוֹ עַל כָּל דָּבָר שֶׁיִּרְצֶה. הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי אוֹ הֲרֵי אַתְּ מְאֹרֶסֶת לִי וְכָל כַּיּוֹצֵא בִּדְבָרִים אֵלּוּ וְנוֹתְנוֹ לָהּ בִּפְנֵי עֵדִים:
4. Этот документ должен быть составлен ради женщины, вступающей в брак, как и свидетельство о разводе, и с ее согласия. Если он не был составлен ради нее, или если он был составлен ради нее, но был составлен без ее согласия, брачные узы не установлены. [Это относится даже к тому случаю, когда он вручает ей [документ] с ее согласия в присутствии свидетелей. וְצָרִיךְ שֶׁיִּכְתֹּב אוֹתוֹ לְשֵׁם הָאִשָּׁה הַמִּתְקַדֶּשֶׁת כְּגֵט. וְאֵינוֹ כּוֹתְבוֹ אֶלָּא מִדַּעְתָּהּ. כְּתָבוֹ שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ אוֹ לִשְׁמָהּ שֶׁלֹּא מִדַּעְתָּהּ אַף עַל פִּי שֶׁנְּתָנוֹ לָהּ לְדַעְתָּהּ בִּפְנֵי עֵדִים אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת
5. В случае заключения брака с помощью интимного акта, он должен сказать женщине: «ты посвящена мне...», «ты обручена со мной...» или «ты становишься моей женой через эти отношения», или выбрать аналогичное высказывание. Он должен уединиться с ней в присутствии свидетелей и вступить в отношения. Если человек посвящает себе жену через интимный акт, то можно предположить, что его намерение направлено на закрепление отношений; когда акт завершен, брачные узы установлены. Независимо от того, вступает ли пара в обычный или не обычный интимный акт, брачные узы устанавливаются. וְאִם קִדֵּשׁ בְּבִיאָה אוֹמֵר לָהּ הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי אוֹ הֲרֵי אַתְּ מְאֹרֶסֶת לִי אוֹ הֲרֵי אַתְּ לִי לְאִשָּׁה בִּבְעִילָה זוֹ וְכָל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. וּמִתְיַחֵד עִמָּהּ בִּפְנֵי שְׁנֵי עֵדִים וּבוֹעֲלָהּ. וְהַמְקַדֵּשׁ בְּבִיאָה (מִסְּתָמָא) דַּעְתּוֹ עַל גְּמַר בִּיאָה. וּכְשֶׁיִּגְמֹר בִּיאָתוֹ תִּהְיֶה מְקֻדֶּשֶׁת. (וּבֵין שֶׁבָּא עָלֶיהָ כְּדַרְכָּהּ וּבֵין שֶׁבָּא עָלֶיהָ שֶׁלֹּא כְּדַרְכָּהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת):
6. Заявления, которые делает мужчина при посвящении [своей жены], должны подразумевать, что он приобретает ее в качестве жены, а не то, что он отдает себя ей. Что подразумевается под вышесказанным? Должен ли он сказать ей об этом или написать в документе, который он ей дает: «я твой муж», «я твой обрученный», «я твой мужчина» и т.п., то брачные узы вообще не установлены. Если он говорит или пишет ей: «вот, ты моя жена», «вот, ты моя обрученная», «вот, ты приобретена мной», «вот, ты моя», «вот, ты мое владение», «вот, ты моя избранница», «вот, ты в моей собственности», «вот, ты связана со мной» или тому подобное, то брачные узы установлены. הַדְּבָרִים שֶׁיֹּאמַר הָאִישׁ כְּשֶׁיְּקַדֵּשׁ צָרִיךְ שֶׁיִּהְיֶה מַשְׁמָעָם שֶׁהוּא קוֹנֶה הָאִשָּׁה וְלֹא שֶׁיְּהֵא מַשְׁמָע שֶׁהִקְנָה עַצְמוֹ לָהּ. כֵּיצַד. הֲרֵי שֶׁאָמַר לָהּ אוֹ שֶׁכָּתַב בַּשְּׁטָר שֶׁנְּתָנוֹ לָהּ. הֲרֵינִי בַּעְלֵךְ. הֲרֵינִי אֲרוּסֵךְ. הֲרֵינִי אִישֵׁךְ וְכָל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. אֵין כָּאן קִדּוּשִׁין כְּלָל. אָמַר לָהּ אוֹ כָּתַב לָהּ. הֲרֵי אַתְּ אִשְׁתִּי. הֲרֵי אַתְּ אֲרוּסָתִי. אוֹ הֲרֵי אַתְּ קְנוּיָה לִי. הֲרֵי אַתְּ שֶׁלִּי. הֲרֵי אַתְּ לְקוּחָתִי. הֲרֵי אֶת חֲרוּפָתִי. הֲרֵי אַתְּ בִּרְשׁוּתִי. הֲרֵי אַתְּ זְקוּקָה לִי וְכָל כַּיּוֹצֵא בָּהֶן. הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת:
7. Должен ли он сказать ей или написать ей: «ты выделена для меня», «ты предназначена для меня», «ты — мой помощник», «ты — мой товарищ», «ты — мое ребро», «ты закрыта для меня», «ты ниже меня», «ты — моя пленница», «ты взята мной», [вопрос не решен, и] статус посвящения под сомнением. Сказанное выше относится только к тем случаям, когда мужчина [ранее] обсуждал с женщиной вопрос об установлении брачных уз. Если он не говорил с женщиной об этом, то эти слова не имеют никакого значения. אָמַר לָהּ אוֹ כָּתַב לָהּ הֲרֵי אַתְּ מְיֻחֶדֶת לִי. הֲרֵי אַתְּ מְיֹעֶדֶת לִי. הֲרֵי אַתְּ עֶזְרָתִי. הֲרֵי אַתְּ נֶגְדָּתִי. הֲרֵי אַתְּ צַלְעָתִי. הֲרֵי אַתְּ סְגוּרָתִי. הֲרֵי אַתְּ תַּחְתַּי. הֲרֵי אַתְּ עֲצוּרָתִי. הֲרֵי אַתְּ תְּפוּסָתִי. הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה מְדַבֵּר עִמָּהּ תְּחִלָּה עַל עִסְקֵי קִדּוּשִׁין. אֲבָל אִם אֵינוֹ מְדַבֵּר עִמָּהּ תְּחִלָּה עַל עִסִקֵי קִדּוּשִׁין אֵין חוֹשִׁשִׁין לִמִלּוֹת אֵלּוּ:
8. Человек может посвятить женщину, делая заявления на любом языке, который она понимает, при условии, что на этом языке его заявления означают, что он приобретает ее, как объяснялось выше. Если мужчина говорил с женщиной о посвящении, и она согласилась, а он тут же передал ей [что-то] в руки для посвящения или вступил в интимные отношения [с этим намерением], не [сделав заявления], разъясняющего [его цель], то этого достаточно. Поскольку они обсуждали эту тему, ему нет необходимости уточнять. Точно так же мужчине не нужно объявлять свидетелям, наблюдающим за посвящением или разводом: «вы — мои свидетели». Если он разводится или освящает женщину в их присутствии, то она освящена или разведена (соответственно). וְיֵשׁ לָאִישׁ לְקַדֵּשׁ הָאִשָּׁה בְּכָל לָשׁוֹן שֶׁהִיא מַכֶּרֶת בּוֹ. וְיִהְיֶה מַשְׁמַע הַדְּבָרִים בְּאוֹתָהּ הַלָּשׁוֹן שֶׁקְּנָאָהּ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. הָיָה מְדַבֵּר עִם הָאִשָּׁה עַל עִסְקֵי הַקִּדּוּשִׁין וְרָצְתָה וְעָמַד וְקִדֵּשׁ וְלֹא פֵּרֵשׁ וְלֹא אָמַר לָהּ כְּלוּם אֶלָּא נָתַן בְּיָדָהּ אוֹ בָּעַל הוֹאִיל וְהֵן עֲסוּקִין בָּעִנְיָן דַּיּוֹ וְאֵינוֹ צָרִיךְ לְפָרֵשׁ. וְכֵן עֵדֵי הַקִּדּוּשִׁין וְהַגֵּרוּשִׁין אֵינוֹ צָרִיךְ לוֹמַר לָהֵם אַתֵּם עֵדַי. אֵלָּא כֵּיוָן שֵׁגֵּרֵשׁ אוֹ קִדֵּשׁ בִּפִנֵיהֵם הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת אוֹ מִגֹרֵשֵׁת:
9. Если мужчина говорит женщине: «Стань посвященной моей половине», она становится его женой. С чем это можно сравнить? С его словами: «Пусть ты станешь моей женой, а также другой женщиной». И тогда у нее есть только половина мужчины. Если же он сказал: «Половина тебя посвящена мне», то она не посвящена. Ибо женщина не может быть посвящена двум мужчинам. Точно так же, если он скажет: «Вот, ты посвящена мне и ему», — женщина не посвящена. הָאוֹמֵר לְאִשָּׁה הִתְקַדְּשִׁי לְחֶצְיִי הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת. הָא לְמַה זֶּה דּוֹמֶה לְאוֹמֵר לָהּ תְּהִי אִשְׁתִּי אַתְּ וְאַחֶרֶת שֶׁנִּמְצָא שֶׁאֵין לָהּ אֶלָּא חֲצִי אִישׁ. אֲבָל אִם אָמַר חֶצְיֵךְ מְקֻדֶּשֶׁת לִי אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת שֶׁאֵין אִשָּׁה אַחַת רְאוּיָה לִשְׁנַיִם. וְכֵן אִם אוֹמֵר הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי וְלָזֶה אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת:
10. Если он скажет ей: «Вот, половина тебя посвящена мне мелкой монетой, и половина тебя [посвящена мне другой] монетой», или если бы он сказал ей: «Вот, половина тебя посвящена мне половиной монеты, а другая твоя половина [посвящена мне другой] половиной монеты», то она посвящена. Если он сказал ей: «Вот, половина тебя посвящена мне сегодня монетой, а половина тебя [будет посвящена мне завтра другой] монетой», или если он сказал ей: «Две твои половины посвящаются мне с помощью монеты», «две твои дочери посвящаются двум моим сыновьям с помощью этой монеты», «твоя дочь посвящается мне, а твоя корова продается мне с помощью этой монеты» или «твоя дочь... и твоя земля... с помощью монеты» — во всех этих обстоятельствах [вопрос не решен, и] статус посвящения сомнителен. אָמַר לָהּ הֲרֵי חֶצְיֵךְ מְקֻדֶּשֶׁת לִי בִּפְרוּטָה וְחֶצְיֵךְ בִּפְרוּטָה. אוֹ שֶׁאָמַר לָהּ חֶצְיֵךְ מְקֻדֶּשֶׁת לִי בַּחֲצִי פְּרוּטָה וְחֶצְיֵךְ הָאַחֶרֶת מְקֻדֶּשֶׁת בַּחֲצִי פְּרוּטָה הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת. אָמַר לָהּ חֶצְיֵךְ מְקֻדֶּשֶׁת לִי בִּפְרוּטָה הַיּוֹם וְחֶצְיֵךְ בִּפְרוּטָה לְמָחָר. שְׁתֵּי חֲצָיַיִךְ בִּפְרוּטָה. שְׁתֵּי בְּנוֹתֶיךָ לִשְׁנֵי בָּנַי בִּפְרוּטָה. בִּתְּךָ מְקֻדֶּשֶׁת לִי וּפָרָתְךָ מְכוּרָה לִי בִּפְרוּטָה. אוֹ בִּתְּךָ וְקַרְקָעָתְךָ לִי בִּפְרוּטָה. בְּכָל אֵלּוּ מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק:
11. Отец может посвятить свою дочь без ее ведома, пока она несовершеннолетняя. Даже если она стала девой, он все равно обладает этим правом, как сказано [Дварим 22:16]: «И скажет отец юницы старейшинам. Дочь мою дал я этому мужу в жены». [Деньги, полученные в качестве] посвящения, принадлежат ее отцу. Точно так же он имеет право на [любое бесхозное имущество], которое она найдет, [оплату, которую она получает за] свой труд, и [деньги, которые она получает в соответствии с] брачным контрактом, если она разведется или овдовеет до того, как брачные узы будут расторгнуты. Он имеет право на все это, пока она не станет взрослой. Поэтому отец имеет право принимать посвящение от имени своей дочери со дня ее рождения и до тех пор, пока та не повзрослеет. Даже если она глухонемая или умственно неполноценная, если отец посвятит ее [другому мужчине], она будет его женой. Если девочка старше трех лет и одного дня, она может быть посвящена через интимный акт с согласия отца. Если она не достигла этого возраста, то, если отец посвятит ее через интимный акт, брачные узы не устанавливаются. הָאָב מְקַדֵּשׁ אֶת בִּתּוֹ שֶׁלֹּא לְדַעְתָּהּ כָּל זְמַן שֶׁהִיא קְטַנָּה. וְכֵן כְּשֶׁהִיא נַעֲרָה רְשׁוּתָהּ בְּיָדוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כב טז) «אֶת בִּתִּי נָתַתִּי לָאִישׁ הַזֶּה לְאִשָּׁה». וְקִדּוּשֶׁיהָ לְאָבִיהָ. וְכֵן הוּא זַכַּאי בִּמְצִיאָתָהּ וּבְמַעֲשֵׂה יָדֶיהָ וּבִכְתֻבָּתָהּ אִם נִתְגָּרְשָׁה אוֹ נִתְאַלְמְנָה מִן הָאֵרוּסִין הוּא זַכַּאי בַּכּל עַד שֶׁתִּבָּגֵר. לְפִיכָךְ מְקַבֵּל הָאָב קִדּוּשֵׁי בִּתּוֹ מִיּוֹם שֶׁתִּוָּלֵד עַד שֶׁתִּבָּגֵר. וַאֲפִלּוּ הָיְתָה חֵרֶשֶׁת אוֹ שׁוֹטָה וְקִדְּשָׁהּ הָאָב הֲרֵי הִיא אֵשֶׁת אִישׁ גְּמוּרָה. וְאִם הָיְתָה בַּת שָׁלֹשׁ שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד מִתְקַדֶּשֶׁת בְּבִיאָה מִדַּעַת אָבִיהָ. פָּחוֹת מִכֵּן אִם קִדְּשָׁהּ אָבִיהָ בְּבִיאָה אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת:
12. После того, как дочь станет взрослой, ее отец не имеет на нее никаких прав; она подобна всем остальным женщинам, и может быть посвящена только с ее собственного согласия. Точно так же, если отец выдал ее замуж, брачные узы были заключены [нисуин], а затем она овдовела или развелась, [даже] при жизни отца, она будет признана независимой, несмотря на то, что она еще несовершеннолетняя. Как только женщина вступает в брак, ее отец больше не имеет над ней никакой власти. בָּגְרָה הַבַּת אֵין לְאָבִיהָ בָּהּ רְשׁוּת וַהֲרֵי הִיא כִּשְׁאָר כָּל הַנָּשִׁים שֶׁאֵינָם מִתְקַדְּשׁוֹת אֶלָּא לְדַעְתָּן. וְכֵן אִם הִשִּׂיאָהּ אָבִיהָ וְנִתְאַלְמְנָה אוֹ נִתְגָּרְשָׁה בְּחַיֵּי אָבִיהָ הֲרֵי הִיא בִּרְשׁוּת עַצְמָהּ וְאַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן הִיא קְטַנָּה. כֵּיוָן שֶׁנִּשֵּׂאת אֵין לְאָבִיהָ בָּהּ רְשׁוּת לְעוֹלָם:
13. В случае, когда девочка получает посвящение без ведома отца до достижения совершеннолетия, брачные узы не устанавливаются. [Это действительно] даже в том случае, если отец впоследствии дает согласие. Более того, если она овдовела или развелась после этого посвящения, ей не запрещено [выходить замуж] за коэна (то есть ее брак как бы несущественен). И она, и ее отец могут воспрепятствовать [вступлению брачных уз в силу]. Независимо от того, была ли она освящена в присутствии отца или нет, она не освящена. נִתְקַדְּשָׁה קֹדֶם שֶׁתִּבְגֹּר שֶׁלֹּא לְדַעַת אָבִיהָ אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת וַאֲפִלּוּ אִם נִתְרַצָּה הָאָב אַחַר שֶׁנִּתְקַדְּשָׁה. וַאֲפִלּוּ אִם נִתְאַלְמְנָה אוֹ נִתְגָּרְשָׁה מִן אוֹתָן הַקִּדּוּשִׁין אֵינָהּ אֲסוּרָה לְכֹהֵן. וּבֵין הִיא וּבֵין אָבִיהָ יְכוֹלִין לְעַכֵּב. בֵּין אִם נִתְקַדְּשָׁה בְּפָנָיו בֵּין שֶׁנִּתְקַדְּשָׁה שֶׁלֹּא בְּפָנָיו אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת:
14. [Следующие правила применяются, если] есть сомнения в том, является ли девушка взрослой или нет: Независимо от того, посвятил ли ее отец без ее согласия, или она сама посвятила себя без согласия отца, статус посвящения вызывает сомнение. Поэтому, [чтобы выйти замуж за другого мужчину,] она должна получить гет (разводное письмо), данный из-за сомнения. Человек может назначить посланника, который освятит жену за него. [Это относится к тому случаю, если он укажет конкретную женщину или даст посланцу полномочия посвятить любую женщину. Точно так же женщина, достигшая совершеннолетия, может назначить посланника для получения предмета, которым заключают посвящение за нее. [Это возможно], если она укажет [чтобы их давал] конкретный мужчина, или даст представителю полномочия получить их от любого мужчины. Точно так же отец может назначить посланника для принятия посвящения своей дочери, пока она находится под его властью. Человек может сказать своей дочери, не достигшей совершеннолетия: «Выйди и получи свое посвящение». הָיְתָה הַבַּת סָפֵק בּוֹגֶרֶת. בֵּין שֶׁקִּדְּשָׁהּ אָבִיהָ שֶׁלֹּא לְדַעְתָּהּ בֵּין שֶׁקִּדְּשָׁה הִיא עַצְמָהּ שֶׁלֹּא לְדַעַת אָבִיהָ. הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק לְפִיכָךְ צְרִיכָה גֵּט מִסָּפֵק. יֵשׁ לָאִישׁ לַעֲשׂוֹת שָׁלִיחַ לְקַדֵּשׁ לוֹ אִשָּׁה בֵּין אִשָּׁה פְּלוֹנִית בֵּין אִשָּׁה מִשְּׁאָר הַנָּשִׁים. וְכֵן הָאִשָּׁה הַגְּדוֹלָה עוֹשָׂה שָׁלִיחַ לְקַבֵּל קִדּוּשֶׁיהָ בֵּין מֵאִישׁ פְּלוֹנִי בֵּין מֵאִישׁ מִשְּׁאָר אֲנָשִׁים. וְכֵן הָאָב עוֹשֶׂה שָׁלִיחַ לְקַבֵּל קִדּוּשֵׁי בִּתּוֹ כְּשֶׁהִיא בִּרְשׁוּתוֹ. וְאוֹמֵר הָאָב לְבִתּוֹ הַקְּטַנָּה צְאִי וְקַבְּלִי קִדּוּשַׁיִךְ:
15. При назначении доверенного лица для заключения соглашения о кидушин должны присутствовать два свидетеля. Если мужчина (будущий муж) назначает доверенное лицо для освящения женщины, то нет необходимости в том, чтобы назначение происходило в присутствии свидетелей. Ибо единственная цель, которой служили бы свидетели в отношении полномочий мужчины, — это обнародовать истинное положение вещей. Поэтому, если доверитель и представитель признают факт назначения, нет необходимости в свидетелях, [как в параллельных случаях, таких как] представитель, назначенный для доставки гета, или представитель, назначенный для отделения трумы. Во всех случаях посланник рассматривается как сам пославший, и нет необходимости назначать свидетелей. כָּל הָעוֹשֶׂה שָׁלִיחַ לְקַבֵּל הַקִּדּוּשִׁין צָרִיךְ לַעֲשׂוֹתוֹ בִּפְנֵי עֵדִים. אֲבָל הָאִישׁ שֶׁעָשָׂה שָׁלִיחַ לְקַדֵּשׁ לוֹ אִשָּׁה אֵינוֹ צָרִיךְ לַעֲשׂוֹתוֹ בְּעֵדִים שֶׁאֵין מָקוֹם לְעֵדִים בִּשְׁלִיחוּת הָאִישׁ אֶלָּא לְהוֹדִיעַ אֲמִתַּת הַדָּבָר. לְפִיכָךְ אִם הוֹדוּ הַשָּׁלִיחַ וְהַמְשַׁלֵּחַ אֵינָן צְרִיכִין עֵדִים כְּמוֹ שְׁלִיחַ הַגֵּט וּכְמוֹ שָׁלִיחַ שֶׁהִרְשָׁהוּ לְהַפְרִישׁ לוֹ תְּרוּמָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בְּכָל מָקוֹם שֶׁשְּׁלוּחוֹ שֶׁל אָדָם כְּמוֹתוֹ וְאֵינוֹ צָרִיךְ עֵדִים:
16. Представитель может служить свидетелем. Поэтому, если человек назначил двух мужчин посредниками для посвящения женщины, и они сделали это, то они выступают и в качестве посредников, и в качестве свидетелей. Следовательно, нет необходимости в том, чтобы они посвящали ее в присутствии двух других свидетелей. הַשָּׁלִיחַ נַעֲשֶׂה עֵד לְפִיכָךְ אִם עָשָׂה שְׁנֵי שְׁלוּחִין לְקַדֵּשׁ לוֹ אִשָּׁה וְהָלְכוּ וְקִדְּשׁוּ אוֹתָהּ הֵן הֵן שְׁלוּחָיו וְהֵן הֵן עֵדֵי הַקִּדּוּשִׁין וְאֵינָן צְרִיכִין לְקַדְּשָׁהּ לוֹ בִּפְנֵי שְׁנַיִם אֲחֵרִים:
17. Все подходят на роль представителей [в этом качестве], кроме глухонемого, умственно неполноценного и несовершеннолетнего — ибо они не несут ответственности — и язычника, ибо он не является частью народа Израиля. [Последнее исключение основано на сказанном в книге «Бамидбар» 18:28, где сказано: «Так возносите, и вы…» [Эти слова толкуется и применительно к критериям на] включение посланника. [Наши мудрецы комментируют: «подобно тому, как вы — сыны завета Торы, так и ваши представители должны быть членами этого завета, исключая, таким образом, нееврея». Раб [ханаанец], хотя он и приемлем в качестве посланника в финансовых вопросах, не приемлем в качестве посланника в вопросах брака и развода, поскольку эти законы на него не распространяются. הַכּל כְּשֵׁרִין לִשְׁלִיחוּת חוּץ מֵחֵרֵשׁ שׁוֹטֶה וְקָטָן לְפִי שֶׁאֵינָן בְּנֵי דַּעַת וְהָעַכּוּ''ם לְפִי שֶׁאֵינוֹ בְּנֵי בְּרִית וְנֶאֱמַר (במדבר יח כח) «כֵּן תָּרִימוּ גַם אַתֶּם» לְרַבּוֹת הַשָּׁלִיחַ וּמַה אַתֶּם בְּנֵי בְּרִית אַף שְׁלוּחֲכֶם בְּנֵי בְּרִית לְהוֹצִיא אֶת הָעַכּוּ''ם. אֲבָל הָעֶבֶד אַף עַל פִּי שֶׁהוּא נַעֲשֶׂה שָׁלִיחַ לְדָבָר שֶׁבְּמָמוֹן הֲרֵי הוּא פָּסוּל לִשְׁלִיחוּת הַקִּדּוּשִׁין וְהַגִּטִּין לְפִי שֶׁאֵינוֹ בְּתוֹרַת גִּטִּין וְקִדּוּשִׁין:
18. Представитель, назначенный мужчиной для посвящения женщины, должен сказать ей: «этим ты посвящена такому-то и такому-то на основании этих денег» или «...на основании этого юридического документа». Если (предмет) кидушин получает представитель женщины, [посвящающий ее мужчина] должен сказать [представителю]: «такая-то, назначившая тебя, посвящается мне», а посланник должен ответить: «Я посвятил ее тебе», «Я обручил ее тебе», «Я отдал ее тебе в жены» или тому подобное. Аналогичным образом, если мужчина посвящает девушку, [вручая кидушин] ее отцу, он должен сказать ему: «Вот, твоя дочь такая-то и такая-то посвящена мне», а отец должен ответить: «Я посвятил ее тебе». Если отец или посланник скажет «да», или даже если он просто промолчит, то этого будет достаточно. Если они обсуждали этот вопрос, и мужчина дал кидушин отцу или представителю, не сделав никакого заявления, то и этого достаточно, и кидушин вступает в силу. Если кидушин установлен на основании [передачи] юридического документа, он должен быть составлен с согласия отца или посланника. Во всех вопросах, касающихся кидушин, действуют те же законы, что и в отношении мужчины и женщины, когда [кидушин устанавливается] посланником [мужчины] и посланником [женщины] или [ее] отцом. שְׁלִיחַ הָאִישׁ שֶׁמְּקַדֵּשׁ אוֹמֵר לָהּ הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִפְלוֹנִי בְּכֶסֶף זֶה אוֹ בִּשְׁטָר זֶה. אִם שְׁלִיחַ הָאִשָּׁה הוּא שֶׁמְּקַבֵּל הַקִּדּוּשִׁין אוֹמֵר לוֹ הֲרֵי פְּלוֹנִית שֶׁשָּׁלְחָה אוֹתְךָ מְקֻדֶּשֶׁת לִי וְהוּא אוֹמֵר לוֹ קִדַּשְׁתִּיהָ לְךָ אוֹ אֵרַסְתִּיהָ לְךָ אוֹ נְתַתִּיהָ לְךָ לְאִשָּׁה וְכָל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. וְכֵן הַמְקַדֵּשׁ עַל יְדֵי הָאָב אוֹמֵר לוֹ הֲרֵי בִּתְּךָ פְּלוֹנִית מְקֻדֶּשֶׁת לִי וְהוּא אוֹמֵר לוֹ קִדַּשְׁתִּיהָ לְךָ. אִם אָמַר הָאָב אוֹ הַשָּׁלִיחַ הֵן דַּיּוֹ וַאֲפִלּוּ שָׁתַק. וְאִם הָיוּ עֲסוּקִין בְּאוֹתוֹ עִנְיָן וְנָתַן לָאָב אוֹ לַשָּׁלִיחַ וְלֹא פֵּרֵשׁ וְלֹא אָמַר דָּבָר דַּיּוֹ וְהִיא מְקֻדֶּשֶׁת. וְאִם קִדֵּשׁ בִּשְׁטָר אֵינוֹ כּוֹתְבוֹ אֶלָּא מִדַּעַת הָאָב אוֹ מִדַּעַת הַשָּׁלִיחַ. וְכֵן בְּכָל הַדְּבָרִים כֻּלָּן שֶׁל קִדּוּשִׁין דִּין הָאִישׁ עִם הָאִשָּׁה כְּדִין שָׁלִיחַ עִם שָׁלִיחַ אוֹ עִם הָאָב:
19. Мужчине заповедано посвятить свою жену самому, а не поручать это дело посланнику. Аналогично, заповедано и женщине [получать] кидушин самой, а не поручать их получение за нее посланнику. Хотя у отца есть возможность посвятить свою дочь любому желающему, пока она несовершеннолетняя или пока она дева, однако ему не следует поступать таким образом. Вместо этого наши мудрецы предписали, что человек не должен посвящать свою несовершеннолетнюю дочь, пока она не повзрослеет и не скажет: «Я бы хотела выйти замуж за такого-то». Аналогичным образом, мужчине не подобает посвящать девушку, не достигшую совершеннолетия. Также не следует посвящать женщину до тех пор, пока он не увидит ее и не сочтет подходящей, чтобы она понравилась ему, и он не развелся с ней или не возлегал с ней, ненавидя ее. מִצְוָה שֶׁיְּקַדֵּשׁ אָדָם אֶת אִשְׁתּוֹ בְּעַצְמוֹ יוֹתֵר מֵעַל יְדֵי שְׁלוּחוֹ. וְכֵן מִצְוָה לָאִשָּׁה שֶׁתְּקַדֵּשׁ עַצְמָהּ בְּיָדָהּ יוֹתֵר מֵעַל יְדֵי שְׁלוּחָהּ. וְאַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ רְשׁוּת לָאָב לְקַדֵּשׁ בִּתּוֹ כְּשֶׁהִיא קְטַנָּה וּכְשֶׁהִיא נַעֲרָה לְכָל מִי שֶׁיִּרְצֶה אֵין רָאוּי לַעֲשׂוֹת כֵּן אֶלָּא מִצְוַת חֲכָמִים שֶׁלֹּא יְקַדֵּשׁ אָדָם בִּתּוֹ כְּשֶׁהִיא קְטַנָּה עַד שֶׁתַּגְדִּיל וְתֹאמַר לִפְלוֹנִי אֲנִי רוֹצָה. וְכֵן הָאִישׁ אֵין רָאוּי לְקַדֵּשׁ קְטַנָּה. וְלֹא יְקַדֵּשׁ אִשָּׁה עַד שֶׁיִּרְאֶנָּה וְתִהְיֶה כְּשֵׁרָה בְּעֵינָיו שֶׁמָּא לֹא תִּמְצָא חֵן בְּעֵינָיו וְנִמְצָא מְגָרְשָׁהּ אוֹ שׁוֹכֵב עִמָּהּ וְהוּא שׂוֹנְאָהּ:
20. Кидушин, заключенный в силу интимного акта, является действительным в соответствии с законом Торы. Аналогично, кидушин, установленный в силу [передачи] юридического документа, действует в соответствии с законом Торы. Подобно тому, как [передача юридического документа] завершает развод, как сказано [Дварим 24:1]: «Он напишет ей грамоту разводную», так и [передача юридического документа] завершает [установление брачных уз]. [Эффективность передачи] денег (для заключения кидушин) основана на законе Торы, но установлена повелением мудрецов. В [Дварим, там же] сказано: «Если возьмет кто-либо жену», и наши мудрецы объяснили: этот [процесс] приобретения включает в себя [передачу] денег, как подразумевается [«Берейшит» 23:13]: «Даю серебро за поле, возьми у меня». הַמְקַדֵּשׁ בְּבִיאָה הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשֵׁי תּוֹרָה. וְכֵן מִתְקַדֶּשֶׁת בִּשְׁטָר מִן הַתּוֹרָה. כְּשֵׁם שֶׁגּוֹמֵר וּמְגָרֵשׁ שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כד א) «וְכָתַב לָהּ סֵפֶר כְּרִיתֻת» כָּךְ גּוֹמֵר וּמַכְנִיס. אֲבָל הַכֶּסֶף מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים (וְכֵן דִּין הַכֶּסֶף דִּין תּוֹרָה וּפֵרוּשׁוֹ מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים) שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כב יג) «כִּי יִקַּח אִישׁ אִשָּׁה» וְאָמְרוּ חֲכָמִים לִקּוּחִים אֵלּוּ יִהְיוּ בְּכֶסֶף שֶׁנֶּאֱמַר (בראשית כג יג) «נָתַתִּי כֶּסֶף הַשָּׂדֶה קַח מִמֶּנִּי»:
21. Несмотря на то, что в этом заключается суть принципа, уже стало всеобщим еврейским обычаем освящать [брачные узы] посредством [передачи] денег или предметов, которые стоят денег. Если человек желает освятить [женщину] путем [передачи ей] юридического документа, он может это сделать, но изначально не следует освящать [женщину] посредством интимной близости. Если мужчина освящает [женщину] через интимную близость, то его наказывают за бунт, чтобы еврейский народ не выходил таким образом за пределы скромности. Тем не менее, такой кидушин является состоявшимся. אַף עַל פִּי שֶׁעִקַּר הַדָּבָר כָּךְ הוּא כְּבָר נָהֲגוּ כָּל יִשְׂרָאֵל לְקַדֵּשׁ בְּכֶסֶף אוֹ בִּשְׁוֵה כֶּסֶף. וְכֵן אִם רָצָה לְקַדֵּשׁ בִּשְׁטָר מְקַדֵּשׁ. אֲבָל אֵין מְקַדְּשִׁין בְּבִיאָה לְכַתְּחִלָּה וְאִם קִדֵּשׁ בְּבִיאָה מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיוּ יִשְׂרָאֵל פְּרוּצִים בְּדָבָר זֶה אַף עַל פִּי שֶׁקִּדּוּשָׁיו קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין:
22. Аналогичным образом, мужчину, который посвящает женщину без предварительной помолвки, или мужчину, который посвящает женщину на рынке, наказывают за бунтарство, хотя его кидушин будет состоявшимся. [Это было установлено], чтобы подобная практика не приучала людей к разврату и не вызывала сравнения с блудницей, как это было до дарования Торы. וְכֵן הַמְקַדֵּשׁ בְּלֹא שִׁדּוּכִין אוֹ הַמְקַדֵּשׁ בַּשּׁוּק אַף עַל פִּי שֶׁקִּדּוּשָׁיו קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת כְּדֵי שֶׁלֹּא יְהֵא דָּבָר זֶה הֶרְגֵּל לִזְנוּת וְיִדְמֶה לִקְדֵשָׁה שֶׁהָיְתָה קֹדֶם מַתַּן תּוֹרָה:
23. При освящении женщины мужчиной, делает ли он это самостоятельно или через посланника, они должны произнести благословение перед освящением подобно тому, как произносят благословение перед выполнением любой из заповедей. [После произнесения благословения] он должен освятить [женщину]. Если он освящает женщину, не произнеся благословения, то в последствии нельзя читать его, так как оно будет благословением впустую, ибо действие уже совершено. כָּל הַמְקַדֵּשׁ אִשָּׁה בֵּין עַל יְדֵי עַצְמוֹ בֵּין עַל יְדֵי שָׁלִיחַ צָרִיךְ לְבָרֵךְ קֹדֶם הַקִּדּוּשִׁין אוֹ הוּא אוֹ שְׁלוּחוֹ כְּדֶרֶךְ שֶׁמְּבָרְכִין עַל כָּל הַמִּצְוֹת וְאַחַר כָּךְ מְקַדֵּשׁ וְאִם קִדֵּשׁ וְלֹא בֵּרֵךְ לֹא יְבָרֵךְ אַחַר הַקִּדּוּשִׁין שֶׁזּוֹ בְּרָכָה לְבַטָּלָה מַה שֶּׁנַּעֲשָׂה כְּבָר נַעֲשָׂה:
24. Какое благословение произносится? «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и отделивший нас от незаконных отношений, запретивший нам обрученных и разрешивший нам тех, кто вступает в брак по [обрядам] хупы и кидушин. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль». Таков текст благословения обручения (бракосочетания). В народе установился обычай произносить это благословение за вином или местным алкогольным напитком (шейхар). Если есть вино, следует произнести благословение над вином, после этого произнести благословение освящения, а затем освятить женщину. Если нет вина или шейхара, то следует произнести [благословение освящения] без таковых. כֵּיצַד מְבָרֵךְ. בָּרוּךְ אַתָּה ה' אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְהִבְדִּילָנוּ מִן הָעֲרָיוֹת וְאָסַר לָנוּ אֶת הָאֲרוּסוֹת וְהִתִּיר לָנוּ אֶת הַנְּשׂוּאוֹת עַל יְדֵי חֻפָּה וְקִדּוּשִׁין בָּרוּךְ אַתָּה ה' מְקַדֵּשׁ יִשְׂרָאֵל. זוֹ הִיא בִּרְכַּת אֵרוּסִין. וְנָהֲגוּ הָעָם לְהַסְדִּיר בְּרָכָה זוֹ עַל כּוֹס שֶׁל יַיִן אוֹ שֶׁל שֵׁכָר. וְאִם יֵשׁ שָׁם יַיִן מְבָרֵךְ עַל הַיַּיִן תְּחִלָּה וְאַחַר כָּךְ מְבָרֵךְ בִּרְכַּת אֵרוּסִין וְאַחַר כָּךְ מְקַדְּשָׁהּ. וְאִם אֵין לוֹ יַיִן אוֹ שֵׁכָר מְבָרֵךְ אוֹתָהּ בִּפְנֵי עַצְמָהּ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter