СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 22:20

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о разводе. Гл. 3

1. Гет, который не написан в интересах мужчины, [инициирующего] развод, и в интересах женщины, с которой разводятся, недействителен. Что под этим подразумевается? Писец написал гет, чтобы научиться [каллиграфии] или обучить кого-то, а муж пришел и обнаружил, что гет написан его именем, имя женщины совпадает с именем его жены, а название города совпадает с названием его города. Если он взял [этот гет] и использовал его для развода [со своей женой], то развод недействителен. כָּל גֵּט שֶׁלֹּא נִכְתַּב לְשֵׁם הָאִישׁ הַמְגָרֵשׁ וּלְשֵׁם הָאִשָּׁה הַמִּתְגָּרֶשֶׁת אֵינוֹ גֵּט. כֵּיצַד. סוֹפֵר שֶׁכָּתַב גֵּט לְלַמֵּד אוֹ לְהִתְלַמֵּד וּבָא הַבַּעַל וּמָצָא שֵׁם שֶׁנִּכְתַּב בְּגֵט זֶה כִּשְׁמוֹ וְשֵׁם הָאִשָּׁה כְּשֵׁם אִשְׁתּוֹ וְשֵׁם הָעִיר כְּשֵׁם עִירוֹ וּנְטָלוֹ וְגֵרֵשׁ בּוֹ אֵינוֹ גֵּט:
2. Кроме того, [разводное письмо недействительно и в следующем случае:] [Один человек] написал разводное письмо, чтобы развестись с женой, но передумал. Один из жителей его города узнал об этом и сказал ему: «Мое имя такое же, как твое, и имя моей жены такое же, как у твоей жены». Хотя [второй мужчина] взял его [разводное письмо] и использовал для развода со своей женой, оно недействительно, несмотря на то, что было написано для того, чтобы совершить развод. יֶתֶר עַל זֶה כָּתַב לְגָרֵשׁ אֵת אִשְׁתּוֹ וְנִמְלַךְ וּמָצָא בֶּן עִירוֹ וְאָמַר לוֹ שְׁמִי כְּשִׁמְךָ וְשֵׁם אִשְׁתִּי כְּשֵׁם אִשְׁתְּךָ וּנְטָלוֹ מִמֶּנּוּ וְגֵרֵשׁ בּוֹ אַף עַל פִּי שֶׁנִּכְתַּב לְשֵׁם גֵּרוּשִׁין אֵינוֹ גֵּט:
3. Более того, [развод недействителен и в следующем случае:] [У мужчины] две жены с одинаковыми именами, и он написал развод с намерением развестись со старшей, но передумал и использовал его для развода с младшей. Развод недействителен. Хотя это было написано ради мужчины, [инициирующего] развод, оно не было написано ради женщины, с которой разводятся. יֶתֶר עַל זֶה מִי שֶׁיֵּשׁ לוֹ שְׁתֵּי נָשִׁים שֶׁשְּׁמוֹתֵיהֶן שָׁווֹת וְכָתַב לְגָרֵשׁ אֶת הַגְּדוֹלָה וְנִמְלַךְ וְגֵרֵשׁ בּוֹ אֶת הַקְּטַנָּה אֵינוֹ גֵּט. אַף עַל פִּי שֶׁנִּכְתַּב לְשֵׁם הָאִישׁ הַמְגָרֵשׁ לֹא נִכְתַּב לְשֵׁם זוֹ שֶׁנִּתְגָּרְשָׁה בּוֹ:
4. Более того, [в вышеописанной ситуации] если он скажет писцу: «Напиши гет, и я воспользуюсь им для развода, с кем захочу», и писец написал гет с таким намерением, а муж развелся с одной из своих жен, то статус развода вызывает сомнения. Если гет не был написан с надлежащим намерением, он остается недействительным, даже если писец перепишет буквы с надлежащим намерением. יֶתֶר עַל כֵּן אָמַר לְסוֹפֵר כְּתֹב וְאֵי זוֹ שֶׁאֶרְצֶה אֲגָרֵשׁ בּוֹ וְכָתַב הַסּוֹפֵר עַל דַּעַת זוֹ וְגֵרֵשׁ בּוֹ אַחַת מֵהֶן הֲרֵי זֶה סָפֵק גֵּרוּשִׁין. וְכָל גֵּט שֶׁכְּתָבוֹ שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ אַף עַל פִּי שֶׁהֶעֱבִיר עָלָיו קֻלְמוֹס לִשְׁמָהּ אֵינוֹ גֵּט:
5. Если мужчина напишет гет [с намерением] развестись с женой, но передумает и не разведется с ней, он не может развестись с ней этим же гетом в другой раз, если захочет, если он вступил с ней в близость после [написания гета]. Если же он все-таки развелся с ней по этому старому гету, то развод вступает в силу, и она может снова выйти замуж на этом основании без всяких сомнений. Ведь [разводное письмо] было написано ради нее и передано ей сейчас в присутствии свидетелей, как того требует закон. Почему же изначально он не должен быть использован для развода? [Это] постановление мудрецов, чтобы [люди] не сказали: «Ее развод предшествовал [рождению] ее сына». מִי שֶׁכָּתַב [גֵּט] לְגָרֵשׁ אֶת אִשְׁתּוֹ וְנִמְלַךְ וְלֹא גֵּרְשָׁהּ וְנִתְיַחֵד עִמָּהּ אַחַר שֶׁכְּתָבוֹ לֹא יְגָרְשֶׁנָהּ בְּאוֹתוֹ הַגֵּט פַּעַם אַחֶרֶת כְּשֶׁיִּרְצֶה לְגָרְשָׁהּ. וְאִם גֵּרְשָׁהּ בְּאוֹתוֹ הַגֵּט הַיָּשָׁן הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת וְתִנָּשֵׂא בּוֹ לְכַתְּחִלָּה שֶׁהֲרֵי נִכְתַּב לִשְׁמָהּ וַהֲרֵי נָתַן לָהּ עַתָּה בְּעֵדִים כְּהִלְכָתוֹ. וְלָמָּה לֹא יְגָרְשֶׁנָהּ בּוֹ לְכַתְּחִלָּה גְּזֵרָה שֶׁמָּא יֹאמְרוּ גִּטָּהּ קוֹדֵם לִבְנָהּ:
6. [Если мужчина] говорит писцу: «Напиши гет ради такой-то и такой-то, и он останется у меня. Когда я женюсь на ней, я разведусь с ней с помощью этого». Если [писец] напишет [такой гет], и мужчина женится на ней, а затем разведется с ней с помощью этого гета, то развод будет недействительным. [Объясняется это тем, что женщина не могла быть разведена, когда писался гет. Поэтому считается, что он не был написан для развода. Однако если [мужчина] говорит [писцу]: «Напиши [гет] для женщины, которая посвящена мне. После того, как я заключу брак, я разведусь с ней», то если он заключит брак и разведется с ней с помощью такого [гета], то развод будет действительным. Если мужчина написал [гет] для своей левиратной невесты и развелся с ней после совершения левиратного брака, статус развода сомнителен, поскольку она не была его женой в абсолютном смысле, когда был написан [гет]. אָמַר לְסוֹפֵר כְּתֹב גֵּט לִפְלוֹנִית וְיִהְיֶה עִמִּי לִכְשֶׁאֶשָּׂאֶנָּה אֲגָרְשֶׁנָּה בּוֹ וְנִכְתַּב וּנְשָׂאָהּ וְגֵרְשָׁהּ בּוֹ אֵינוֹ גֵּט. מִפְּנֵי שֶׁלֹּא הָיְתָה בַּת גֵּרוּשִׁין מִמֶּנּוּ כְּשֶׁנִּכְתַּב גֵּט זֶה וְנִמְצָא שֶׁנִּכְתַּב שֶׁלֹּא לְשֵׁם גֵּרוּשִׁין. אֲבָל אִם אָמַר לוֹ כְּתֹב אוֹתוֹ לַאֲרוּסָתִי לִכְשֶׁאֶשָּׂאֶנָּה אֲגָרְשֶׁנָּה וּכְנָסָהּ וְגֵרְשָׁהּ בּוֹ כָּשֵׁר. כְּתָבוֹ לִיבִמְתּוֹ וְאַחַר שֶׁיִּבְּמָהּ גֵּרְשָׁהּ בּוֹ הֲרֵי זֶה סְפֵק גֵּרוּשִׁין הוֹאִיל וְאֵינָהּ אִשְׁתּוֹ גְּמוּרָה כְּשֶׁכְּתָבוֹ:
7. В помощь писцам наши мудрецы разрешили им писать стандартные трафаретные бланки гетов [заранее] и оставлять пустыми места для [имени] мужчины, [имени] женщины, времени и места для [предложения]: «Вот, тебе разрешено [выйти замуж] за любого мужчину». Таким образом, он может написать [эти части гета] ради мужчины, который дает развод, и ради женщины, которая его получает. После этого он должен попросить свидетелей расписаться ради [мужа и жены]. מִפְּנֵי תַּקָּנַת סוֹפֵר הִתִּירוּ חֲכָמִים לְסוֹפֵר שֶׁיִּכְתֹּב טָפְסֵי גִּטִּין וְיַנִּיחַ מְקוֹם הָאִישׁ וּמְקוֹם הָאִשָּׁה וּמְקוֹם הַזְּמַן וּמְקוֹם הֲרֵי אַתְּ מֻתֶּרֶת לְכָל אָדָם כְּדֵי שֶׁיִּכְתְּבֵם לְשֵׁם הָאִישׁ הַמְגָרֵשׁ וּלְשֵׁם הָאִשָּׁה הַמִּתְגָּרֶשֶׁת וְאַחַר כָּךְ יַחְתְּמוּ הָעֵדִים לִשְׁמוֹ וְלִשְׁמָהּ:
8. [Если писец написал гет ради мужа и жены, как требуется, а свидетели подписали, не имея такого намерения, то действует следующее правило. Поскольку [муж] отдает его [жене] в присутствии свидетелей, которые наблюдают за передачей, гет действителен [по закону Торы]. Однако он неприемлем [по постановлению мудрецов]. Почему [он просто неприемлем, а] не недействителен? Потому что требование о подписи свидетелей при передаче [было введено] только как мера помощи обществу. Есть мнение, согласно которому, если свидетели подписали без должного намерения, так как это равноценно фальшивке, то гет недействителен. Аналогично, они утверждают, что если один из свидетелей был неприемлемым, или если он был подписан только одним приемлемым свидетелем, то он недействителен, даже если он был передан в присутствии свидетелей. Это постановление не кажется мне [правильным]. Ибо хотя [гет] и похож на подделку, он не является абсолютной подделкой. [Следовательно], поскольку он был передан в присутствии приемлемых свидетелей, он [просто] считается неприемлемым по постановлению мудрецов. סוֹפֵר שֶׁכָּתַב הַגֵּט לִשְׁמוֹ וְלִשְׁמָהּ כְּהִלְכָתוֹ וְחָתְמוּ הָעֵדִים שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ הוֹאִיל וּמְסָרוּ לָהּ בְּעֵדִים הֲרֵי זֶה גֵּט. (אֶלָּא שֶׁהוּא פָּסוּל. וְלָמָּה אֵינוֹ בָּטֵל) לְפִי שֶׁאֵין הָעֵדִים חוֹתְמִין עַל הַגֵּט אֶלָּא מִפְּנֵי תִּקּוּן הָעוֹלָם. וְיֵשׁ מִי שֶׁאוֹמֵר שֶׁאִם חָתְמוּ הָעֵדִים שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ הוֹאִיל וְהוּא כִּמְזֻיָּף מִתּוֹכוֹ הֲרֵי זֶה גֵּט בָּטֵל. וְכֵן אִם הָיָה אֶחָד מֵעֵדָיו פָּסוּל אוֹ שֶׁהָיָה בּוֹ עֵד אֶחָד בִּלְבַד כָּשֵׁר. אַף עַל פִּי שֶׁנִּמְסַר בְּעֵדִים הֲרֵי זֶה גֵּט בָּטֵל. וְלֹא יֵרָאֶה לִי דָּבָר זֶה אֶלָּא כִּמְזֻיָּף לֹא מְזֻיָּף וַדַּאי וְהוֹאִיל וְנִמְסַר בְּעֵדֵי מְסִירָה כְּשֵׁרִין הֲרֵי זֶה פָּסוּל מִדִּבְרֵיהֶם:
9. [Следующее правило действует, если человек], принесший гет, теряет его, а потом его находят. Если он потерял его в месте, не посещаемом караванами, — даже если он нашел его по прошествии долгого времени, — мы считаем, что потерянный им гет — это найденный гет, и [женщина] может быть разведена с ним. [Однако, если гет] был потерян в месте, посещаемом караванами, действуют другие правила. Если он был обнаружен сразу же, до того, как кто-либо из прохожих задержался там, или если он был найден в упаковке, в которую он был [первоначально] помещен, и порученец может узнать длину и ширину гета, свернутого внутри, мы можем предположить, что [это тот же самый гет], и [женщина] может быть разведена с ним. הַמֵּבִיא גֵּט וְאָבַד מִמֶּנּוּ וּמְצָאוֹ. אִם אָבַד מִמֶּנּוּ בְּמָקוֹם שֶׁאֵין הַשַּׁיָּרוֹת מְצוּיוֹת אֲפִלּוּ מְצָאוֹ לְאַחַר זְמַן מְרֻבֶּה הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקַת שֶׁהַגֵּט שֶׁאָבַד מִמֶּנּוּ הוּא הַגֵּט שֶׁנִּמְצָא וְתִתְגָּרֵשׁ בּוֹ. אָבַד בְּמָקוֹם שֶׁהַשַּׁיָּרוֹת מְצוּיוֹת אִם מְצָאוֹ מִיָּד וַעֲדַיִן לֹא שָׁהָה אָדָם שָׁם מִן הָעוֹבְרִים אוֹ שֶׁמְּצָאוֹ בַּכְּלִי שֶׁהִנִּיחוֹ בּוֹ וְיֵשׁ לוֹ טְבִיעוּת עַיִן בְּאָרְכּוֹ וְרָחְבּוֹ שֶׁל גֵּט שֶׁהָיָה כָּרוּךְ הֲרֵי הוּא בְּחֶזְקָתוֹ וְתִתְגָּרֵשׁ בּוֹ:
10. Если установлено, что в том месте был другой человек, чье имя совпадает с именем, написанным в гете, если другой человек проходит мимо места [потери гета] — даже если он там не задерживался — мы подозреваем, что найденный гет принадлежит другому человеку. Если женщина развелась с этим человеком, статус развода сомнителен. Если же другой человек не проходил мимо этого места, мы предполагаем, что [найденный гет — это тот, который был потерян], даже если есть два человека с одинаковыми именами. הֻחְזַק בְּאוֹתוֹ הַמָּקוֹם אִישׁ אֶחָד שֶׁשְּׁמוֹ כִּשְׁמוֹ שֶׁבַּגֵּט חוֹשְׁשִׁים שֶׁמָּא גֵּט זֶה הַנִּמְצָא שֶׁל אוֹתוֹ הָאִישׁ הָאַחֵר הוּא הוֹאִיל וְעָבַר אָדָם שָׁם וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא שָׁהָה. וְאִם נִתְגָּרְשָׁה בּוֹ הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת. אֲבָל אִם לֹא עָבַר אָדָם שָׁם הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקָתוֹ אַף עַל פִּי שֶׁהֻחְזְקוּ שָׁם שְׁנַיִם שֶׁשְּׁמוֹתֵיהֶן שָׁוִין:
11. Если свидетели знали четкий отличительный знак, по которому они могли узнать этот гет — например, они сказали, что в нем есть отверстие рядом с определенной буквой, или они сказали: «Этими именами мы подписали только один гет», — мы предполагаем, что [обнаруженный гет был тем самым, который был утерян], и [женщина] может быть разведена с ним. [Это постановление действует даже в том случае, если [«гет»] был обнаружен по прошествии долгого времени, [он был потерян в] месте, посещаемом караванами, и было установлено, что было двое мужчин с одинаковыми именами. הָיָה לָעֵדִים בַּגֵּט סִימָן מֻבְהָק כְּגוֹן שֶׁאָמְרוּ נֶקֶב יֵשׁ בּוֹ בְּצַד אוֹת פְּלוֹנִית. אוֹ שֶׁאָמְרוּ מֵעוֹלָם לֹא חָתַמְנוּ אֶלָּא עַל גֵּט אֶחָד שֶׁיֵּשׁ בּוֹ שֵׁמוֹת כְּשֵׁמוֹת אֵלּוּ הֲרֵי זֶה בְּחֶזְקָתוֹ וְתִתְגָּרֵשׁ בּוֹ וְאַף עַל פִּי שֶׁמְּצָאוֹ אַחַר זְמַן מְרֻבֶּה וּבְמָקוֹם שֶׁהַשַּׁיָּרוֹת מְצוּיוֹת וְהֻחְזְקוּ שָׁם שְׁנַיִם שֶׁשְּׁמוֹתֵיהֶן שָׁוִין:
12. [Если] двое мужчин [с одинаковыми именами] послали геты вместе, а потом их поменяли местами [и теперь неизвестно, кто послал какой именно гет], действуют следующие правила. Оба гета должны быть переданы каждой из женщин в присутствии свидетелей, наблюдающих за передачей. [Таким образом, оба развода являются приемлемыми]. Поэтому, если один из гетов был утерян, второй гет недействителен. שְׁנַיִם שֶׁשָּׁלְחוּ שְׁנֵי גִּטִּין וְנִתְעָרְבוּ נוֹתְנִין שְׁנֵיהֶן לָזוֹ וּשְׁנֵיהֶן לָזוֹ בְּעֵדֵי מְסִירָה. לְפִיכָךְ אִם אָבַד אֶחָד מֵהֶן הֲרֵי הַשֵּׁנִי בָּטֵל:
13. [В случае, если] у мужчины два имени, а у женщины два имени, действуют следующие правила. При разводе [муж] должен записать имена, которыми он и его жена пользуются чаще всего и под которыми они наиболее известны. При этом [муж] должен сказать: «Такой-то и такой-то, или под какими именами его называют, разводится с такой-то и такой-то, или под какими именами ее называют». Если он напишет прозвище [мужа] или [жены], [гет] допустим. מִי שֶׁהָיוּ לוֹ שְׁנֵי שֵׁמוֹת. וְכֵן אִשָּׁה שֶׁיֵּשׁ לָהּ שְׁנֵי שֵׁמוֹת. כְּשֶׁמְּגָרֵשׁ כּוֹתֵב שְׁמוֹ וּשְׁמָהּ שֶׁהֵן רְגִילִין בּוֹ וִידוּעִין בּוֹ בְּיוֹתֵר וְאוֹמֵר אִישׁ פְּלוֹנִי וְכָל שֵׁם שֶׁיֵּשׁ לוֹ גֵּרֵשׁ אִשָּׁה פְּלוֹנִית וְכָל שֵׁם שֶׁיֵּשׁ לָהּ. וְאִם כָּתַב חֲנִיכָתוֹ וַחֲנִיכָתָהּ כָּשֵׁר:
14. Если же в гете было написано имя, менее известное, и также было написано: «или какими бы именами его ни называли», то этот гет неприемлем. Если имя [мужа] или [жены], или город, в котором живет один из них, записаны неверно, гет недействителен, несмотря на то, что фраза «или какими бы именами он ни назывался» также была написана в документе. כָּתַב הַשֵּׁם שֶׁאֵינָם יְדוּעִים בּוֹ בְּיוֹתֵר וְכָתַב כָּל שֵׁם שֶׁיֵּשׁ לוֹ הֲרֵי זֶה פָּסוּל. שִׁנָּה שְׁמוֹ אוֹ שְׁמָהּ וְשֵׁם עִירוֹ אוֹ שֵׁם עִירָהּ אַף עַל פִּי שֶׁכָּתַב כָּל שֵׁם שֶׁיֵּשׁ לוֹ וְכָל שֵׁם שֶׁיֵּשׁ לָהּ אֵינוֹ גֵּט:
15. Все могут писать гет, за исключением пяти: нееврея, раба, глухонемого, умственно неполноценного и несовершеннолетнего. Женщина может даже сама написать гет. Если еврей становится отступником или публично оскверняет субботу, он приравнивается к нееврею во всех вопросах [и не может писать гет]. הַכּל כְּשֵׁרִין לִכְתֹּב אֶת הַגֵּט חוּץ מֵחֲמִשָּׁה. עַכּוּ''ם וְעֶבֶד וְחֵרֵשׁ וְשׁוֹטֶה וְקָטָן. אֲפִלּוּ אִשָּׁה עַצְמָהּ כּוֹתֶבֶת אֶת גִּטָּהּ. יִשְׂרָאֵל שֶׁהֵמִיר לְעַכּוּ''ם אוֹ שֶׁהוּא מְחַלֵּל שַׁבָּתוֹת בְּפַרְהֶסְיָא הֲרֵי הוּא כְּעַכּוּ''ם לְכָל דְּבָרָיו:
16. А почему посланникам этих пяти групп не разрешается писать геты? Потому что гет должен быть написан ради мужчины, инициирующего развод, и женщины, получающей развод, а нееврей пишет с собственным намерением. Глухонемой, умственно неполноценный и несовершеннолетний не обладают [достаточными] умственными способностями. А законы о разводе и браке не распространяются на раба; поэтому [в этой области] он лишен права; он подобен нееврею во всех отношениях. Если кто-то из этих пяти групп напишет гет, он недействителен, даже если он был подписан приемлемыми свидетелями и передан в присутствии приемлемых свидетелей. וְלָמָּה אֵין כּוֹתְבִין אֵלּוּ הַחֲמִשָּׁה מִפְּנֵי שֶׁצָּרִיךְ הַכּוֹתֵב לִכְתֹּב לְשֵׁם הָאִישׁ הַמְגָרֵשׁ וּלְשֵׁם הָאִשָּׁה הַמִּתְגָּרֶשֶׁת וְהָעַכּוּ''ם עַל דַּעַת עַצְמוֹ הוּא כּוֹתֵב. וְחֵרֵשׁ שׁוֹטֶה וְקָטָן אֵינָן בְּנֵי דֵּעָה. וְהָעֶבֶד אֵינוֹ בְּתוֹרַת גִּטִּין וְקִדּוּשִׁין לְפִיכָךְ הוּא פָּסוּל כְּעַכּוּ''ם לְכָל דְּבָרָיו. וְאִם כָּתַב הַגֵּט אֶחָד מֵחֲמִשָּׁה אֵלּוּ אֵינוֹ גֵּט אַף עַל פִּי שֶׁחָתְמוּ בּוֹ עֵדִים כְּשֵׁרִים וְנִמְסַר לָהּ בִּכְשֵׁרִים:
17. Если кто-то из этих пяти категорий пишет стандартную часть гета и оставляет существенные части — т.е. место для [имени] мужчины, [имя] женщины, дату и предложение: «Вот, тебе разрешено [выходить замуж] за любого мужчину» — недописанными, и они были написаны взрослым психически нормальным евреем с соответствующим намерением, то гет является приемлемым. כָּתַב אֶחָד מֵחֲמִשָּׁה אֵלּוּ טֹפֶס הַגֵּט וְהִנִּיחַ מָקוֹם הַתֹּרֶף שֶׁהוּא מְקוֹם הָאִישׁ וּמְקוֹם הָאִשָּׁה וּמְקוֹם הַזְּמַן וּמְקוֹם הֲרֵי אַתְּ מֻתֶּרֶת לְכָל אָדָם וּכְתָבָן הַפִּקֵּחַ הַגָּדוֹל הַיִּשְׂרְאֵלִי לִשְׁמוֹ הֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר:
18. Изначально разрешается разрешить глухонемому, умственно неполноценному или несовершеннолетнему написать стандартные части гета при условии, что они находятся под наблюдением умственно компетентного взрослого. Нееврею или рабу, наоборот, не следует изначально разрешать писать стандартные части гета, даже под присмотром еврея. Ведь разрешение писать стандартные части гета в самом начале давалось только в качестве помощи писцам, как мы уже объясняли. מֻתָּר לְהָנִיחַ חֵרֵשׁ שׁוֹטֶה וְקָטָן לִכְתֹּב טֹפֶס הַגֵּט לְכַתְּחִלָּה וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה גָּדוֹל הַפִּקֵּחַ עוֹמֵד עַל גַּבָּן. אֲבָל הָעַכּוּ''ם וְהָעֶבֶד אֵין כּוֹתְבִין הַטֹּפֶס לְכַתְּחִלָּה וַאֲפִלּוּ יִשְׂרָאֵל עוֹמֵד עַל גַּבָּן שֶׁלֹּא הִתִּירוּ לִכְתֹּב טָפְסֵי גִּטִּין שֶׁלֹּא לִשְׁמָהּ לְכַתְּחִלָּה אֶלָּא מִפְּנֵי תַּקָּנַת סוֹפֵר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
19. Если мужчина пишет гет в субботу или в Йом-Кипур, не зная о проступке, и отдает его [своей жене], развод вступает в силу. Если же он написал и подписал его в этот день умышленно и отдал ей, развод не вступает в силу. Ибо свидетели [подписавшие] дисквалифицированы по закону Торы. Если он был написан в праздник умышленно и дан ей в присутствии приемлемых свидетелей в праздник, то развод неприемлем [в силу постановления мудрецов]. הַכּוֹתֵב גֵּט בְּשַׁבָּת אוֹ בְּיוֹם הַכִּפּוּרִים בִּשְׁגָגָה וּנְתָנוֹ לָהּ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת. כְּתָבוֹ וַחֲתָמוֹ בּוֹ בַּיּוֹם בְּזָדוֹן וּנְתָנוֹ לָהּ אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת שֶׁהֲרֵי הָעֵדִים פְּסוּלִין מִן הַתּוֹרָה. כְּתָבוֹ בְּיוֹם טוֹב בְּזָדוֹן וְנִמְסַר לָהּ בִּפְנֵי עֵדִים כְּשֵׁרִים בְּיוֹם טוֹב הֲרֵי זֶה גֵּט פָּסוּל:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter