СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 08:17

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о разводе. Гл. 4

1. Гет может быть написан только веществом, которое оставляет постоянный отпечаток — например, чернилами, суриком, камедью, купоросом или тому подобным. Если же [гет] написан веществом, не оставляющим постоянного отпечатка — например, напитками, фруктовыми соками или тому подобным, — то гет недействителен. Если [гет] написан свинцом, стилусом или углем, то он допустим. Однако изначально не следует использовать эти вещества. אֵין כּוֹתְבִין אֶת הַגֵּט אֶלָּא בְּדָבָר שֶׁרִשּׁוּמוֹ עוֹמֵד כְּגוֹן דְּיוֹ וְסִקְרָא וְקוֹמוֹס וְקַנְקַנְתּוֹם וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. אֲבָל אִם כְּתָבוֹ בְּדָבָר שֶׁאֵינוֹ עוֹמֵד כְּגוֹן מַשְׁקִין וּמֵי פֵּרוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אֵינוֹ גֵּט. כְּתָבוֹ בַּאֲבַר בְּשָׁחוֹר וּבְשִׁיחוֹר כָּשֵׁר. וְאֵין כּוֹתְבִין בָּהֶן לְכַתְּחִלָּה:
2. Изначально, мы можем писать соком чернильных орешков на бумаге, на шкуре и тому подобном. Нельзя писать на пергаменте, который был обработан соком чернильных орешков, так как он не будет отчетливым. Если такой гет будет написан, то он недействителен. То же самое относится ко всем подобным ситуациям. Можно написать гет на любом веществе, даже на том, из которого запрещено извлекать пользу. Можно написать [гет] на веществе, на котором стирание не будет заметно, при условии, что он будет передан [женщине] в присутствии свидетелей, которые наблюдают за передачей. כּוֹתְבִין בְּמֵי עַפְּצָא לְכַתְּחִלָּה עַל גַּב הַנְּיָר וְהָעוֹר וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אֲבָל לֹא עַל גַּבֵּי מְגִלָּה עֲפוּצָה מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ נִכָּר. וְאִם כָּתַב אֵינוֹ גֵּט. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בּוֹ. עַל הַכּל כּוֹתְבִין אֶת הַגֵּט וַאֲפִלּוּ עַל אִסּוּרֵי הֲנָאָה. וְכוֹתְבִין עַל דָּבָר שֶׁיָּכוֹל לְהִזְדַּיֵּף וְהוּא שֶׁיִּתְּנוֹ לָהּ בְּעֵדֵי מְסִירָה:
3. Что имеется в виду? Если гет написан на бумаге с подчистками, на пергаменте, не прошедшем полной обработки, на черепке, на листьях, на руке раба или на роге коровы, [он допустим, если муж] отдаст [жене] раба, корову, бумагу, пергамент или тому подобное в присутствии свидетелей. כֵּיצַד כּוֹתֵב (אוֹתוֹ). עַל הַנְּיָר הַמָּחוּק וְעַל הַדִּפְתְּרָא וְעַל הַחֶרֶס וְעַל הֶעָלִין וְעַל יָדוֹ שֶׁל עֶבֶד וְעַל קֶרֶן שֶׁל פָּרָה. וּמוֹסֵר לָהּ הָעֶבֶד וְהַפָּרָה אוֹ הַנְּיָר הַמָּחוּק וְהַדִּפְתְּרָא וְכַיּוֹצֵא בּוֹ בִּפְנֵי עֵדִים:
4. Если гет вытатуирован на руке раба, там же вытатуирована подпись свидетелей, и он находится во владении [жены], то развод вступает в силу, даже если нет свидетелей передачи [раба], ибо [татуировку] нельзя подделать. Даже если известно, что раб [ранее] принадлежал мужу, гет вытатуирован на его руке, и он находится во владении женщины, а она говорит: «Он был отдан мне в присутствии свидетелей», статус развода вызывает сомнения. Ведь владение живыми существами, которые могут самостоятельно передвигаться, не считается доказательством их собственности. הָיָה הַגֵּט חָקוּק עַל יָדוֹ שֶׁל עֶבֶד בִּכְתֹבֶת קַעֲקַע וְהָיָה יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ וְהָיוּ הָעֵדִים חֲקוּקִים עַל יָדוֹ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת אַף עַל פִּי שֶׁאֵין לָהּ עֵדֵי מְסִירָה. שֶׁהֲרֵי אֵין יָכוֹל לְהִזְדַּיֵּף. אֲפִלּוּ הָיוּ מֻחְזָקִין בְּעֶבֶד שֶׁהוּא שֶׁלּוֹ וְגֵט חָקוּק עַל יָדוֹ וְהוּא יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ וְהִיא אוֹמֶרֶת בְּעֵדִים נִמְסַר לִי הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת שֶׁמָּא מֵעַצְמוֹ נִכְנַס לָהּ שֶׁהַגּוֹדְרוֹת אֵין לָהֶן חֲזָקָה:
5. Если гет выгравирован на дощечке [стилусом], подписан свидетелями, и [дощечка] находится у женщины, развод вступает в силу. [Это справедливо] даже тогда, когда нам известно, что табличка [ранее] принадлежала [жене]. Ведь женщине разрешено самой написать свой гет». Подтверждение гета зависит от [свидетелей, которые] подписали его, если нет свидетелей его передачи. הָיָה הַגֵּט חָקוּק עַל הַטַּבְלָא וְהָעֵדִים עָלָיו וְהוּא יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מֻחְזָקִין בְּטַבְלָא שֶׁהוּא שֶׁלָּהּ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת, שֶׁהָאִשָּׁה עַצְמָהּ כּוֹתֶבֶת אֶת גִּטָּהּ. שֶׁאֵין קִיּוּם הַגֵּט אֶלָּא בְּחוֹתְמָיו אִם אֵין שָׁם עֵדֵי מְסִירָה:
6. [Если гет выгравирован на доске, на камне или на металлической пластине, то действуют следующие законы: если писец выгравировал форму букв, то это допустимо. Это считается письмом, как [отражено] в стихе [Ирмияу 17:1]: «написан железным резцом» — т.е. высечено. Аналогично, если выгравировать буквы с задней стороны таблички, пока они не выступят с передней стороны таблички, [то получится приемлемо]. Если же вырезали внутреннюю часть буквы [и область вокруг нее], пока форма буквы не стала выступать с обеих сторон, как выступающая надпись на золотых динарах, то гет недействителен, поскольку это не считается письмом. חָקַק הַגֵּט עַל הַלּוּחַ אוֹ עַל הָאֶבֶן אוֹ עַל טַס שֶׁל מַתֶּכֶת אִם חָפַר יַרְכֵי הָאוֹתִיּוֹת כָּשֵׁר. שֶׁזֶּה כְּתָב הוּא. הֲרֵי הוּא אוֹמֵר (ירמיה יז א) «כְּתוּבָה בְּעֵט בַּרְזֶל» כְּלוֹמַר שֶׁהוּא חֲפָרוֹ. וְכֵן אִם חָקַק הַיְרֵכוֹת מֵאֲחוֹרֵי הַטַּס עַד שֶׁבָּלְטוּ בִּפְנֵי הַטַּס. אֲבָל אִם חָפַר תּוֹךְ הָאוֹת עַד שֶׁיֵּרָאוּ הַיְרֵכוֹת גְּבוֹהוֹת מִכָּאן וּמִכָּאן כִּכְתַב דִּינַר זָהָב שֶׁהַכְּתָב בּוֹלֵט אֵינוֹ גֵּט שֶׁאֵין זֶה כְּתָב:
7. Если человек вытравит форму букв на шкуре, или начертит форму букв на шкуре, или нарисует форму букв на шкуре, [гет будет приемлемым]. Гет может быть составлен любыми буквами и на любом языке. Гет, который составлен буквами одного языка, а свидетели подписались буквами другого языка, допустим, если свидетели понимают язык и используемые буквы. הַמְקָרֵעַ עַל הָעוֹר תַּבְנִית כְּתָב אוֹ שֶׁרָשַׁם עַל הָעוֹר תַּבְנִית כְּתָב הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. כּוֹתְבִין אֶת הַגֵּט בְּכָל כְּתָב וּבְכָל לָשׁוֹן. גֵּט שֶׁנִּכְתַּב בִּכְתָב מִן הַלְּשׁוֹנוֹת וְעֵדָיו חֲתוּמִין בִּכְתָב אַחֵר כָּשֵׁר. וְהוּא שֶׁיְּהוּ הָעֵדִים מַכִּירִין לְשׁוֹן הַכְּתָב וְהַכְּתִיבָה
8. Если один из свидетелей подписал гет буквами [одного языка], а другой — буквами другого языка, то гет считается приемлемым. Если же часть гета написана на одном языке, а другая часть — на другом, то она неприемлема. אֶחָד מִן הָעֵדִים חָתַם בִּכְתָב (לָשׁוֹן אַחַת) וְהָעֵד הַשֵּׁנִי בִּכְתַב לָשׁוֹן אַחֶרֶת כָּשֵׁר. אֲבָל אִם הָיָה מִקְצָת הַגֵּט כָּתוּב בְּלָשׁוֹן אַחַת וּמִקְצָתוֹ בְּלָשׁוֹן אַחֶרֶת פָּסוּל:
9. Вне зависимости от языка, на котором написан гет, писец должен быть внимателен, чтобы формулировка гета не допускала двоякого смысла. Она не должна [оставлять] читателя [в сомнении, задаваясь вопросом]: «Возможно, таково было его намерение» — т.е. нечто иное, чем развод — «или, возможно, таково было его намерение» — т.е. развод. Вместо этого, [каким бы] ни был язык [гета], формулировка должна однозначно выражать одну концепцию: что такой-то человек разводится с такой-то женщиной. כָּל לָשׁוֹן שֶׁיִּכָּתֵב בָּהּ הַגֵּט צָרִיךְ שֶׁיִּזָהֵר הַסּוֹפֵר בְּדִבְרֵי הַגֵּט שֶׁלֹּא יְהֵא מַשְׁמָעָן שְׁנֵי עִנְיָנִים עַד שֶׁנִּמְצָא הַקּוֹרֵא אוֹמֵר שֶׁמָּא לְכָךְ וּלְכָךְ נִתְכַּוֵּן שֶׁאֵין מַשְׁמָעוֹ לְשׁוֹן גֵּרוּשִׁין אוֹ שֶׁמָּא לְעִנְיָן זֶה נִתְכַּוֵּן שֶׁמַּשְׁמָעוֹ לְשׁוֹן גֵּרוּשִׁין. אֶלָּא יִהְיוּ הַדְּבָרִים שֶׁאֵין בָּהֶן סָפֵק בְּאוֹתוֹ הַלָּשׁוֹן אֶלָּא מַשְׁמָעָן עִנְיָן אֶחָד שֶׁגֵּרֵשׁ וְשָׁלַח פְּלוֹנִי אֶת פְּלוֹנִית:
10. Аналогичным образом, независимо от используемых букв, почерк [писца] должен быть четким, чтобы дети, знающие эти буквы, могли его прочитать. [Имеются в виду] не слишком умные и не слишком медлительные дети, а дети со средним уровнем интеллекта. Письмо не должно быть ни кривым, ни бессвязным, чтобы не перепутать одну букву с другой, что изменит смысл текста. וְכֵן צָרִיךְ שֶׁיִּהְיֶה אוֹתוֹ הַכְּתָב מְבֹאָר הֵיטֵב בְּאוֹתוֹ הַכְּתָב שֶׁיִּכְתֹּב בּוֹ עַד שֶׁיֵּדְעוּ הַקְּטַנִּים לִקְרוֹתוֹ שֶׁמַּכִּירִים אוֹתוֹ כְּתָב שֶׁאֵינָן לֹא נְבוֹנִים וְלֹא סְכָלִים (וְלֹא בִּקְטַנִּים) אֶלָּא בֵּינוֹנִים. וְלֹא יִהְיֶה כְּתָב מְעֻקָּם וּמְבֻלְבָּל שֶׁמָּא תִּדְמֶה אוֹת לְאוֹת וְנִמְצָא הָעִנְיָן מִשְׁתַּנֶּה:
11. Если [формулировка гета] имеет двоякое значение, или ее написание криво или бессвязно настолько, что из нее можно понять другую концепцию, то она неприемлема. [Он не является недействительным,] потому что его можно прочитать как относящийся к разводу, а его смысл подразумевает развод. Хотя изначально разрешено писать гет на любом языке, уже стало универсальной еврейской практикой писать геты на арамейском, используя следующий текст. הָיָה בּוֹ מַשְׁמָעוּת שְׁנֵי עִנְיָנִים אוֹ שֶׁהָיָה בִּכְתָבוֹ עִקּוּם אוֹ בִּלְבּוּל עַד שֶׁאֶפְשָׁר שֶׁיִּקְרָא מִמֶּנּוּ עִנְיָן אַחֵר. הוֹאִיל וְנִקְרָא לְעִנְיַן הַגֵּרוּשִׁין וְיֵשׁ בּוֹ מַשְׁמַע גֵּרוּשִׁין הֲרֵי זֶה פָּסוּל. כְּבָר נָהֲגוּ כָּל עַם יִשְׂרָאֵל לִכְתֹּב הַגֵּט לְשׁוֹן אֲרָמִי וּכְנֹסַח זֶה אַף עַל פִּי שֶׁמֻּתָּר לְכָתְבוֹ בְּכָל לָשׁוֹן לְכַתְּחִלָּה:
12. Вот формулировка гета: В этот день недели, в этот день месяца, в этот год от сотворения мира — или по летоисчислению, принятому для юридических документов, — по летоисчислению, которое мы ведем здесь, в [название места, где совершается получение], следующим образом, я [имя мужа,] сын [имя его отца], из [названия своего города] или под какими бы именами или прозвищами ни назывались я, мой отец, мое место или его место, желаю по своей воле, никто не принуждает меня, уволить, отпустить, развестись с тобой, [имя женщины,] дочь [имени ее отца], из [названия ее города] или под какими бы именами или прозвищами ни назывались ты, твой отец, твое место или его место. [Хотя] прежде ты была моей женой, теперь я увольняю, отпускаю и развожу тебя, чтобы ты имела право и власть идти и выходить замуж за любого мужчину, за кого пожелаешь. Никто не будет протестовать против [твоих действий] с этого дня и далее. Вы вольны [выйти замуж] за любого мужчину. Это будет служить тебе разводом, увольнением и освобождением от меня, согласно вере Моше и Израиля». Свидетели подписываются ниже, как мы объяснили: [имя свидетеля] сын [имя его отца], свидетель, [имя свидетеля] сын [имя его отца], свидетель. וזה הוא נוסח הגט בְּכָךְ בְּשַׁבָּת בְּכָךְ וְכָךְ לְיֶרַח פְּלוֹנִי בִּשְׁנַת כָּךְ וְכָךְ לַיְצִירָה אוֹ לַשְּׁטָרוֹת לְמִנְיָנָא דְּרָגִילְנָא לְמִימְנֵי בָּהּ הָכָא בְּמָקוֹם פְּלוֹנִי אֵיךְ אֲנָא פְּלוֹנִי בַּר פְּלוֹנִי דְּמִמָּקוֹם פְּלוֹנִי וְכָל שׁוּם אָחֳרָן וַחֲנִיכָה דְּאִית לִי וְלַאֲבָהָתִי וּלְאַתְרִי וּלְאַתְרֵיהוֹן דַּאֲבָהָתִי צָבִיתִי בִּרְעוּת נַפְשִׁי בִּדְלָא אֲנִיסְנָא וּפַטְרִית וְשַׁבְקִית וּתְרוּכִית יָתִיכִי לֵיכִי אַנְתְּ פְּלוֹנִית בַּת פְּלוֹנִי דְּמִמָּתָא פְּלוֹנִית וְכָל שׁוּם אָחֳרָן וַחֲנִיכָה דְּאִית לֵיכִי וְלַאֲבָהָתִיכִי וּלְאַתְרִיכִי וּלְאַתְרֵיהוֹן דַּאֲבָהָתִיכִי דִּי הֲוִית אִנְתָּתִי מִן קַדְמַת דְּנָא. וּכְדוֹ פַּטְרִית וְשַׁבְקִית וּתְרוּכִית יָתִיכִי לֵיכִי דְּיִתְהַוְיָין רַשָּׁאָה וְשַׁלְטָאָה בְּנַפְשִׁיכִי לִמְהָךְ לְהִתְנַסְבָּא לְכָל גְּבַר דְּיִתְצַבְיָין וְאִינַשׁ לֹא יִמְחֶה בְּיָדִיכִי (מִן שְׁמִי) מִן יוֹמָא דְּנָן וּלְעָלַם וַהֲרֵי אַתְּ מֻתֶּרֶת לְכָל אָדָם וְדֵן דִּי יֶהֱוֵי לֵיכִי מִנָּאִי סֵפֶר תֵּרוּכִין וְגֵט פִּטּוּרִין וְאִגֶּרֶת שִׁבוּקִין כְּדַת משֶׁה וְיִשְׂרָאֵל. וְהָעֵדִים חוֹתְמִים לְמַטָּה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. פְּלוֹנִי בֶּן פְּלוֹנִי עֵד. פְּלוֹנִי בֶּן פְּלוֹנִי עֵד:
13. При написании гета с использованием вышеприведенного текста и формулировки [следует придерживаться следующих правил:] Слово «вэ дин» не следует писать с «йуд», чтобы его можно было прочитать как «вэ дейн», что может быть истолковано как: «Будет суд между мной и тобой». Слово «вэигерет» не следует писать с «йуд», чтобы его не прочитали как «ва игарт», что означает «Если ты прелюбодействуешь». Слово «лимъах» не следует писать с «йуд», чтобы оно не было прочитано как «ли мэах» — то есть, что это шутка для меня. Слова «теевьян» и «тицвеян» не следует писать с двумя «йуд», чтобы у читателя не сложилось впечатление, что мужчина говорит с двумя женщинами, и вместо того, чтобы развестись с одной, он разводится с двумя другими. Точно так же ему следует удлинить [последний] «вав» в слове «духдо», чтобы он не напоминал юд, что приведет к тому, что слово будет прочитано как «укдей», и в этом случае оно будет означать: «Я развожусь с тобой на этом условии». Точно так же он должен удлинить «вав» в словах «терухин» и «шивукин», чтобы они не были похожи на буквы «йуд», в этом случае это будет означать, что он говорит ей, что она отпускает и разводится с ним. Аналогичным образом, на любом языке и с любой формой написания необходимо следить за тем, чтобы [формулировка гета] не оставляла возможности для двух последствий. כְּשֶׁיִּכְתֹּב הַגֵּט בַּלָּשׁוֹן הַזֶּה וּבְנֹסַח זֶה לֹא יִכְתֹּב וְדֵין בְּיוּ״‎ד שֶׁמָּא יִקְרָא הַקּוֹרֵא וְדִין כְּלוֹמַר מִשְׁפָּט יִהְיֶה בֵּינִי וּבֵינֵךְ. וְלֹא יִכְתֹּב וְאִגֶּרֶת בְּיוּ״‎ד שֶׁמָּא יִקְרָא הַקּוֹרֵא וְאִי גָרַת כְּלוֹמַר אִם זָנִית. לֹא יִכְתֹּב לִימְהָךְ בְּיוּ״‎ד שֶׁמָּא יִקְרָא הַקּוֹרֵא לִי מֵהַךְ [וְכֵן יַרְחִיק רֶגֶל הַהֵ״‎א מִגַּגָּהּ שֶׁמָּא יִקְרָא לִמְחַךְ] כְּלוֹמַר לִשְׂחוֹק. וְלֹא יִכְתֹּב תֶּהֱוְיָן וְתִצְבְּיָן בִּשְׁתֵּי יוּדִי״‎ן שֶׁמָּא יִקְרָא הַקּוֹרֵא תֶּהֱוְיָין וְתִצְבְּיָין כְּלוֹמַר שֶׁהוּא מְדַבֵּר עִם שְׁתֵּי נָשִׁים וְנִמְצָא שֶׁאֵינוֹ מְגָרֵשׁ לָזוֹ אֶלָּא לִשְׁתַּיִם אֲחֵרוֹת. וְכֵן יַאֲרִיךְ לְוָי״‎ו דְּוּכְדוֹ שֶׁמָּא תִּדְמֶה לְיוּ״‎ד וְיִהְיֶה מַשְׁמָעוֹ וּכְדִי כְּלוֹמַר בִּתְנַאי זֶה אֶפְטֹר אוֹתָךְ. וְכֵן יַאֲרִיךְ לְוָי״‎ו דְּתֵרוּכִין וְשִׁבוּקִין שֶׁמָּא תִּדְמֶה לְיוּ״‎ד וְיִהְיֶה מַשְׁמָע תְּרִיכִין וּשְׁבִיקִין כְּלוֹמַר שֶׁהוּא אוֹמֵר לָהּ שֶׁהִיא שָׁבְקָה וְגֵרְשָׁה אוֹתוֹ. וְעַל דֶּרֶךְ זֶה צָרִיךְ לְהִזָּהֵר בְּכָל לָשׁוֹן וּבְכָל כְּתָב שֶׁיִּכְתֹּב שֶׁלֹּא יִהְיֶה בּוֹ מַשְׁמַע שְׁתֵּי עִנְיָנוֹת:
14. Если писец написал [гет], используя этот текст, и не удлинил упомянутые буквы «вав», не написал дополнительные буквы «йуд» или написал «йуд», который, как мы сказали, не должен быть написан, то гет неприемлем. Аналогично, [если гет написан] на другом языке, и в нем использованы неточные формулировки или написание, то он неприемлем. הֲרֵי שֶׁכָּתַב בְּנֹסַח זֶה וְלֹא הֶאֱרִיךְ וָוִי״‎ן אֵלּוּ אוֹ לֹא כָּתַב הַיּוּדִי״‎ן הַיְתֵרוֹת אוֹ שֶׁכָּתַב הַיּוּדִי״‎ן שֶׁאָמַרְנוּ שֶׁלֹּא יִכָּתְבוּ הֲרֵי זֶה גֵּט פָּסוּל. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה בְּכָל לָשׁוֹן פָּסוּל:
15. [Следующие правила применяются, если] буква или слово из гета были затерты или написаны между строк. Если это относится к стандартной части гета, то это допустимо. Если же это из частей гета, имеющих принципиальное значение, то гет считается недействительным. Однако если в конце гета указано, что конкретная буква была написана между строк или затерта, то гет является приемлемым, как и другие юридические документы, даже если [трудности] касаются частей гета, имеющих принципиальное значение. Аналогичным образом, если гет был обнаружен разорванным [как] горизонтально, так и вертикально, как это принято в суде [при разрыве юридического документа], то гет недействителен, как и другие юридические документы. Если же он разорван иным способом, чем это принято в суде [при разрыве юридического документа], то он допустим. גֵּט שֶׁמָּחַק בּוֹ אוֹת אוֹ תֵּבָה אוֹ שֶׁתָּלָה בֵּין הַשִּׁיטִין. אִם מִטֹּפֶס הַגֵּט הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. וְאִם מִן הַתֹּרֶף אֵינוֹ גֵּט. וְאִם חָזַר וּפֵרֵשׁ בְּסוֹף הַגֵּט שֶׁאוֹת פְּלוֹנִית תְּלוּיָה אוֹ עַל מַחַק אֲפִלּוּ מִתֹּרֶף הַגֵּט כָּשֵׁר כִּשְׁאָר שְׁטָרוֹת. וְכֵן גֵּט שֶׁנִּמְצָא קָרוּעַ שְׁתִי וָעֵרֶב שֶׁהוּא קֶרַע שֶׁל בֵּית דִּין הֲרֵי זֶה גֵּט בָּטֵל כִּשְׁאָר הַשְּׁטָרוֹת. אֲבָל אִם נִקְרַע וְאֵינוֹ קֶרַע שֶׁל בֵּית דִּין כָּשֵׁר:
16. Если [гет] выцвел, сгнил или стал как решето — он приемлем, если он стерся или буквы расплылись, но их форма осталась. Если ее можно прочесть, она приемлема; если нет, она недействительна. נִמֹּק אוֹ שֶׁהִרְקִיב אוֹ שֶׁנַּעֲשָׂה כִּכְבָרָה כָּשֵׁר. נִמְחַק אוֹ נִטַּשְׁטֵשׁ וּבָבוּאָה שֶׁלּוֹ קַיֶּמֶת אִם יָכוֹל לִקְרוֹת כָּשֵׁר וְאִם לָאו אֵינוֹ גֵּט:
17. В каких случаях применяется вышеуказанное? Если женщина владеет гетом, подписанными свидетелями, и нет свидетелей их передачи. Если же есть свидетели, которые подтвердят, что гет был передан в их присутствии, и в то время он был приемлемым, то развод является действительным. [Это справедливо], даже если основные части исхода были написаны на стертом пергаменте или между строк, или [исход] был разорван [как] по горизонтали, так и по вертикали, когда он был передан [женщине] в их присутствии. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיָה הַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ בְּעֵדֵי חֲתִימָה וְאֵין שָׁם עֵדֵי מְסִירָה. אֲבָל אִם יֵשׁ שָׁם עֵדִים שֶׁנִּמְסַר לָהּ הַגֵּט בִּפְנֵיהֶם וְהָיָה כָּשֵׁר הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. אַף עַל פִּי שֶׁהָיָה תֹּרֶף הַגֵּט עַל הַמַּחַק אוֹ בֵּין הַשִּׁיטִין אוֹ שֶׁהָיָה קָרוּעַ שְׁתִי וָעֵרֶב כְּשֶׁנָּתַן לָהּ בִּפְנֵיהֶם:
18. [Если пять мужчин написали один гет, чтобы развестись со своими пятью женами, действуют следующие правила. гет приемлем, если формулировка, которую они используют, является инклюзивной, т.е. они написали: «В такой-то день недели такой-то и такой-то развелись с таким-то и таким-то, и такой-то и такой-то развелись с таким-то и таким-то...» — каждый муж делал заявление своей жене. Точно так же каждый из них говорил своей жене: «чтобы у тебя было разрешение на...», включая всю стандартную часть. Ниже должны подписаться два свидетеля. [Этот гет] должен быть передан каждой из женщин в присутствии свидетелей, которые наблюдают за его передачей. Если никто из свидетелей не наблюдает за передачей, то женщина, у которой находится гет, считается разведенной. [Действуют иные правила, если], напротив, [писец] пишет: «В такой-то день недели такой-то развелся с такой-то...», завершая весь текст гета, а затем начинает писать второй гет непосредственно под ним в том же свитке. [Он продолжил] писать: «В день недели такой-то и такой-то развелся с таким-то и таким-то...», — и так завершал весь текст второго гета и подобным образом завершал все геты [на том же свитке], а свидетели подписывались под [последним гетом]. Если этот свиток был передан каждой из женщин в присутствии свидетелей, наблюдавших за передачей, все их разводы действительны. [Более строгие правила применяются], если нет свидетелей, наблюдавших за передачей, и свиток находится во владении одной из женщин. Если ее гет был последним, записанным на свитке, и подписи свидетелей зачитаны вместе с [этим заявлением], ее развод действителен. Если свиток находится у одной из женщин, чей гет предшествует последнему, статус ее развода под вопросом. חֲמִשָּׁה שֶׁכָּתְבוּ גֵּט אֶחָד לַחֲמֵשׁ נְשׁוֹתֵיהֶן. אִם כְּתָבוּהוּ בַּכְּלָל כְּגוֹן שֶׁכָּתְבוּ בְּכָךְ בְּשַׁבָּת גֵּרֵשׁ פְּלוֹנִי לִפְלוֹנִית וּפְלוֹנִי לִפְלוֹנִית וְכֵן אָמַר כָּל אֶחָד מֵהֶן לְאִשְׁתּוֹ לֵיכִי דִּי תֶּהֱוְיָן וְכָל טֹפֶס הַגֵּט וּשְׁנֵי עֵדִים חוֹתְמִין מִלְּמַטָּה הֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר וְיִנָּתֵן לְכָל אַחַת מֵהֶן בְּעֵדֵי מְסִירָה. וְאִם אֵין שָׁם עֵדֵי מְסִירָה כְּלָל כָּל מִי שֶׁתֵּצֵא מְגִלָּה זוֹ מִתַּחַת יָדָהּ מְגֹרֶשֶׁת. אֲבָל אִם כָּתַב בְּכָךְ בְּשַׁבָּת גֵּרֵשׁ פְּלוֹנִי לִפְלוֹנִית וְהִשְׁלִים הַגֵּט וְהִתְחִיל תַּחְתָּיו גֵּט אַחֵר בְּאוֹתָהּ מְגִלָּה וְכָתַב וּבְיוֹם זֶה אוֹ בְּכָךְ בְּשַׁבָּת גֵּרֵשׁ פְּלוֹנִי לִפְלוֹנִית וְהִשְׁלִים הַגֵּט הַשֵּׁנִי. וְכֵן עַד שֶׁהִשְׁלִים כָּל הַגִּטִּין וְהָעֵדִים מִלְּמַטָּה. אִם נִתְּנָה מְגִלָּה זוֹ לְכָל אַחַת מֵהֶן בְּעֵדֵי מְסִירָה הֲרֵי כֻּלָּן מְגֹרָשׁוֹת. וְאִם אֵין שָׁם עֵדֵי מְסִירָה וְהָיְתָה מְגִלָּה זוֹ יוֹצְאָה מִתַּחַת יַד אַחַת מֵהֶן. אִם הָיְתָה זוֹ שֶׁגִּטָּהּ בָּאַחֲרוֹנָה שֶׁהָעֵדִים נִקְרָאִין עִמּוֹ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת. וְאִם הָיְתָה הַמְּגִלָּה יוֹצְאָה מִתַּחַת יַד אַחַת מִן הָרִאשׁוֹנוֹת הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת:
19. Если [писец] напишет: «Мы, такой-то и такой-то, разводимся с нашими женами, такой-то...», а затем завершит получение, то получение недействительно, даже если оно было дано каждой из них в присутствии свидетелей, которые наблюдали за его передачей. [Обоснование:] две женщины не могут быть разведены с одним и тем же гетом, как [можно заключить из Дварим 24:1]: «он напишет ей грамоту разводную», [подразумевается:] за нее, а не за нее и ее товарища. Если после [написания текста, как указано выше], он продолжит и напишет отдельные заявления для каждого в рамках гета, указав: «Такой-то мужчина разводится с такой-то женщиной, мужчина разводится с такой-то женщиной в такое-то число», разводы будут приемлемы. כָּתַב אָנוּ פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי גֵּרַשְׁנוּ נְשׁוֹתֵינוּ פְּלוֹנִית וּפְלוֹנִית וְהִשְׁלִים הַגֵּט אַף עַל פִּי שֶׁנִּמְסַר לְכָל אַחַת מֵהֶן בְּעֵדֵי מְסִירָה אֵינוֹ גֵּט שֶׁאֵין שְׁתֵּי נָשִׁים מִתְגָּרְשׁוֹת בְּגֵט אֶחָד שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כד א) «וְכָתַב לָהּ» וְלֹא לָהּ וְלַחֲבֶרְתָּהּ. חָזַר וּפְרָטָן בְּתוֹךְ הַגֵּט וְכָתַב פְּלוֹנִי גֵּרֵשׁ פְּלוֹנִית וּפְלוֹנִי גֵּרֵשׁ פְּלוֹנִית בִּזְמַן פְּלוֹנִי הֲרֵי אֵלּוּ כְּשֵׁרִים:
20. [Если писец] написал два гета в два столбца на одном свитке бок о бок, действуют следующие правила. Если есть два свидетеля, [чьи подписи] читаются [как продолжение] одного из гетов, и два свидетеля, [чьи подписи] читаются [как продолжение] другого гета, то гет является приемлемым. Какая бы женщина ни получила его, она разводится. כָּתַב שְׁנֵי גִּטִּין בִּשְׁנֵי דַּפִּין בִּמְגִלָּה אַחַת זֶה בְּצַד זֶה. אִם יֵשׁ שָׁם שְׁנֵי עֵדִים נִקְרָאִים בְּסוֹף גֵּט זֶה וּשְׁנֵי עֵדִים בְּסוֹף גֵּט זֶה הֲרֵי זֶה כָּשֵׁר. וְכָל שֶׁתֵּצֵא מְגִלָּה זוֹ מִתַּחַת יָדָהּ מְגֹרֶשֶׁת:
21. [В приведенном выше случае, если геты] были подписаны только двумя свидетелями, которые расписались по ширине обоих гетов, развод действителен только тогда, когда свиток находится во владении женщины, под чьим гетом стоят подписи. Если же свиток находится у женщины, под чьим гетом не стоят подписи свидетелей, то гет неприемлем, если он не передан ей в присутствии свидетелей [которые наблюдают за передачей]. הָיוּ שָׁם שְׁנֵי עֵדִים בִּלְבַד בָּאִים מִתַּחַת גֵּט זֶה לְתַחַת גֵּט זֶה. אִם יָצָא מִתַּחַת יָד זוֹ שֶׁהָעֵדִים נִקְרָאִים עִם גִּטָּהּ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת. וְאִם יָצָא מִתַּחַת יָד שְׁנִיָּה שֶׁאֵין הָעֵדִים נִקְרָאִים עִמּוֹ אֵינוֹ גֵּט עַד שֶׁיִּמְסֹר לָהּ בְּעֵדִים:
22. [Если писец] напишет два гета, один над другим, а свидетели подпишутся между двумя гетами, их подписи окажутся под первым гетом и над вторым. Если свиток находится во владении женщины, под чьим гетом стоят подписи, ее развод действителен, а женщина, над чьим гетом стоят подписи, не разведена. Если свидетели расписались в верхней части гета, сбоку от него или над ним, то это не гет. Если он был передан [женщине] в присутствии свидетелей, то он допустим. כָּתַב שְׁנֵי גִּטִּין בִּשְׁנֵי דַּפִּין זֶה לְמַעְלָה מִזֶּה וְהָעֵדִים בֵּין שְׁנֵי הַגִּטִּין שֶׁנִּמְצְאוּ בְּסוֹף הָרִאשׁוֹן וּלְמַעְלָה מִן הַשֵּׁנִי. אִם הָיָה יוֹצֵא מִתַּחַת יָד זוֹ שֶׁהָעֵדִים נִקְרָאִין בְּסוֹף גִּטָּהּ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת. וְזוֹ שֶׁהָעֵדִים נִקְרָאִין בְּרֹאשׁ גִּטָּהּ מִלְּמַעְלָה אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת. הָעֵדִים שֶׁחָתְמוּ בְּרֹאשׁ הַדַּף שֶׁל גֵּט אוֹ מִצִּדּוֹ אוֹ מֵאֲחוֹרָיו אֵינוֹ גֵּט. וְאִם נִמְסַר לָהּ בְּעֵדִים כָּשֵׁר:
23. Если два гета [написаны по дуге], причем начало одного гета обращено к началу другого гета, а подпись свидетелей находится между верхушками обоих гетов, то оба они недействительны. Если же они переданы в присутствии свидетелей, то оба допустимы. הִקִּיף רֹאשׁ הַדַּף זֶה לְרֹאשׁ דַּף זֶה וְהָעֵדִים בָּאֶמְצַע שֶׁנִּמְצְאוּ הָעֵדִים בְּרֹאשׁ שְׁנֵי הַגִּטִּין שְׁנֵיהֶם בְּטֵלִין. וְאִם נִמְסְרוּ לָהֶן בְּעֵדִים שְׁנֵיהֶם כְּשֵׁרִים:
24. [Если писец не завершил текст гета в одной колонке, а оставил часть недописанным и написал ее в верхней части второй колонки, то действуют следующие правила. Если свидетели подписались внизу, в конце второй колонки, это допустимо, если очевидно, что свиток не был отрезан, и намерением писца было завершить гет во второй колонке. Если же это не очевидно, статус развода вызывает сомнения, даже если развод был дан в присутствии свидетелей. [Объясняется это тем, что] возможно, было два гета, и часть ниже гета в первой колонке и часть выше гета во второй колонке были отрезаны. שִׁיֵּר מִקְצָת הַגֵּט וּכְתָבוֹ בַּדַּף הַשֵּׁנִי וְהָעֵדִים מִלְּמַטָּה בְּסוֹף הַדַּף הַשֵּׁנִי כָּשֵׁר. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה נִכָּר בַּמְּגִלָּה שֶׁלֹּא נֶחְתַּךְ וְשֶׁלְּכָךְ נִתְכַּוֵּן הַסּוֹפֵר שֶׁיַּשְׁלִים בַּדַּף הַשֵּׁנִי. אֲבָל אִם אֵינוֹ נִכָּר אַף עַל פִּי שֶׁנִּמְסַר בְּעֵדִים הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת. שֶׁמָּא שְׁנֵי גִּטִּין הָיוּ וְנֶחְתַּךְ מִקְצָת זֶה מִסּוֹף הַדַּף וּמִקְצָת הַשֵּׁנִי מֵרֹאשׁ הַדַּף:
25. Если после составления гета и его завершения [писец] написал: «Передай привет такому-то и такому-то», «Приветствую тебя, такой-то, друг мой» или тому подобное, а после этого свидетели подписались под приветствием, то статус развода сомнителен, несмотря на то, что гет находится у женщины. [Возможно, свидетели подписались только под приветствием, не обращая внимания на гет. Если же писец написал: «И передай привет такому-то и такому-то», «и приветствую тебя, такой-то, друг мой» или т.п., то гет допустим. Поскольку [приветствие] сопровождает гет, [мы предполагаем, что свидетели] подписались, имея в виду обе эти мысли. Если [гет] был вручен ей в присутствии свидетелей, то он приемлем в любом случае. הֲרֵי שֶׁכָּתַב הַגֵּט וְאַחַר שֶׁגָּמַר כָּתַב שַׁאֲלוּ בִּשְׁלוֹם פְּלוֹנִי אוֹ שָׁלוֹם עָלֶיךָ פְּלוֹנִי רֵעִי וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה וְחָתְמוּ הָעֵדִים מִלְּמַטָּה וַהֲרֵי גֵּט זֶה יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת. שֶׁמָּא לֹא חָתְמוּ הָעֵדִים אֶלָּא עַל שְׁאִילַת שָׁלוֹם. אֲבָל אִם כָּתַב וְשַׁאֲלוּ בִּשְׁלוֹם פְּלוֹנִי אוֹ וְשָׁלוֹם עָלֶיךָ רֵעִי וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה שֶׁהֲרֵי לִוָּה דְּבָרִים אֵלּוּ עַל דִּבְרֵי הַגֵּט וְעַל שְׁנֵיהֶם חָתְמוּ הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת. וְאִם נִמְסַר לָהּ בְּעֵדִים בֵּין כָּךְ וּבֵין כָּךְ הֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter