СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 08:17

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о разводе. Гл. 6

1. Представитель, которого женщина назначает для получения от мужа его гета, называется доверенным получателем («шлиах каббала»). Когда гет попадет в руки этого человека, развод будет завершен, как если бы он попал в руки самой женщины. [Получатель] должен быть назначен в присутствии двух свидетелей, и два свидетеля должны присутствовать при передаче гета в руки получателя. Даже если вторая пара свидетелей та же, что и первая, или один из них из первой пары, они приемлемы в качестве свидетелей. הַשָׁלִיחַ שֶׁעוֹשָׂה הָאִשָּׁה לְקַבֵּל לָהּ גִּטָּהּ מִיַּד בַּעְלָהּ הוּא הַנִּקְרָא שְׁלִיחַ קַבָּלָה. וּמִשֶּׁיַגִּיעַ הַגֵּט לְיַד שְׁלוּחָהּ תִּתְגָּרֵשׁ כְּאִלּוּ הִגִּיעַ לְיָדָהּ. וּצְרִיכָה לַעֲשׂוֹתוֹ בִּשְׁנֵי עֵדִים. וּצְרִיכָה שְׁנֵי עֵדִים שֶׁיָּעִידוּ שֶׁהִגִּיעַ הַגֵּט לְיַד שְׁלוּחָהּ. וַאֲפִלּוּ הֵם הָרִאשׁוֹנִים אוֹ אֶחָד מִן הָרִאשׁוֹנִים הֲרֵי זוֹ עֵדוּת גְּמוּרָה:
2. В каких случаях применяется вышеуказанное? Если гет потерян или порван. Если же гет находится во владении получателя, свидетели не нужны. Это относится к тому, был ли гет дан мужем наедине, или же он был дан в присутствии свидетелей. Нахождение гета во владении доверенного получателя равнозначно его нахождению во владении женщины. Тем не менее, изначально, гет должен быть передан только в присутствии свидетелей, которые наблюдают за его передачей, как это происходит в отношении [гета, переданного] самой женщине. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁאָבַד הַגֵּט אוֹ נִקְרַע. אֲבָל אִם הָיָה הַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יְדֵי שְׁלִיחַ קַבָּלָה אֵינוֹ צָרִיךְ עֵדִים. בֵּין שֶׁנְּתָנוֹ לוֹ הַבַּעַל בֵּינוֹ לְבֵינוֹ בֵּין שֶׁנִּמְסַר לוֹ בְּעֵדִים. יְצִיאָתוֹ מִתַּחַת יָדוֹ כִּיצִיאָתוֹ מִתַּחַת יְדֵי הָאִשָּׁה. וְאַף עַל פִּי כֵן לֹא יִתֵּן לוֹ הַגֵּט לְכַתְּחִלָּה אֶלָּא בְּעֵדֵי מְסִירָה כְּמוֹ הָאִשָּׁה עַצְמָהּ:
3. Муж не может назначить посланника для получения гета за свою жену. Однако он может уполномочить посланника для передачи гета своей жене. Такой представитель называется доверенным доставщиком («шлиах олаха»). הַבַּעַל אֵינוֹ יָכוֹל לַעֲשׂוֹת שָׁלִיחַ לְקַבֵּל גֵּט לְאִשְׁתּוֹ. אֲבָל יָכוֹל לַעֲשׂוֹת שָׁלִיחַ לְהוֹלִיךְ הַגֵּט לְאִשְׁתּוֹ וְזֶה הוּא הַנִּקְרָא שְׁלִיחַ הוֹלָכָה:
4. Подобным образом, женщина может назначить посланника, который принесет ей гет от ее мужа. Такой представитель называется уполномоченным для получения («шлиах аваа»). Ни доверенный получатель, ни уполномоченный для получения не нуждаются в присутствии свидетелей. וְכֵן הָאִשָּׁה שׁוֹלַחַת שָׁלִיחַ לְהָבִיא לָהּ גֵּט מִיַּד בַּעְלָהּ וְזֶה הוּא הַנִּקְרָא שְׁלִיחַ הֲבָאָה. וְאֵין שְׁלִיחַ הוֹלָכָה וַהֲבָאָה צָרִיךְ עֵדִים:
5. Женщина не разводится посредством гета, посланного ее мужем или принесенного уполномоченным для получения [которого она назначила], пока гет не достигнет ее руки. Всякий раз, когда термин «посланник» используется в отношении гета без каких-либо дополнительных объяснений, речь идет об уполномоченном для получения или доверенном доставщике. וְאֵין הָאִשָּׁה מִתְגָּרֶשֶׁת בְּגֵט שֶׁשָּׁלַח הַבַּעַל אוֹ שֶׁהֵבִיא לָהּ שְׁלִיחַ הֲבָאָה עַד שֶׁיַּגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ. וְכָל מָקוֹם שֶׁנֶּאֱמַר בְּעִנְיַן גִּטִּין שָׁלִיחַ סְתָם הוּא שְׁלִיחַ הוֹלָכָה אוֹ שְׁלִיחַ הֲבָאָה:
6. Любой человек может выступать в качестве посланника при разводе, будь то посланец для получения, передачи или доставки (гета), за исключением следующих пяти лиц: нееврея, раба, глухонемого, умственно недееспособного и несовершеннолетнего. Если один из перечисленных лиц принесет или получит [гет], развод не вступает в силу. הַכּל כְּשֵׁרִין לִשְׁלִיחוּת הַגֵּט בֵּין לִשְׁלִיחַ קַבָּלָה בֵּין לִשְׁלִיחַ הוֹלָכָה וַהֲבָאָה חוּץ מִן הַחֲמִשָּׁה. הָעַכּוּ״‎ם וְהָעֶבֶד וְהַחֵרֵשׁ וְהַשּׁוֹטֶה וְהַקָּטָן. וְאִם קִבֵּל אוֹ הֵבִיא אֶחָד מֵהֶן אֵינוֹ גֵּט:
7. Даже женщины, родственники и лица, лишенные права [выступать в качестве свидетелей] из-за нарушения предписаний мудрецов, могут выступать в качестве представителей при разводе. Лица, лишенные права из-за нарушения закона Торы, наоборот, не могут выступать [в качестве представителей] при разводе. Если они принесут его, развод неприемлем. Когда применяется вышеупомянутое? Когда подписи на получении были проверены. Если же мы должны полагаться только на слова человека, который дисквалифицирован из-за нарушения закона Торы, то развод полностью недействителен. אֲבָל הַנָּשִׁים וְהַקְּרוֹבִים כְּשֵׁרִים. וַאֲפִלּוּ הַפְּסוּלִין מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים בַּעֲבֵרָה כְּשֵׁרִין לִשְׁלִיחוּת גֵּט. אֲבָל הַפְּסוּלִין בַּעֲבֵרָה מִדִּבְרֵי תּוֹרָה פְּסוּלִין לַהֲבָאַת הַגֵּט. וְאִם הֵבִיאוּ הֲרֵי זֶה פָּסוּל. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁנִּתְקַיֵּם הַגֵּט בְּחוֹתְמָיו אֲבָל אִם לֹא נִסְמֹךְ בּוֹ אֶלָּא עַל דִּבְרֵי פָּסוּל בַּעֲבֵרָה מִן הַתּוֹרָה אֵינוֹ גֵּט:
8. Если представитель был несовершеннолетним, когда ему был дан гет, и достиг совершеннолетия, когда принес его [женщине], [или он был] глухонемым и обрел способность слышать и говорить, [или он был] умственно неполноценным и обрел дееспособность, [или он был] неевреем и перешел в иудаизм, или рабом и был освобожден, то развод недействителен. Если же муж дает [порученцу] гет, когда [порученец] способен слышать и говорить, [или порученец затем] становится глухонемым и после этого вновь обретает способность слышать и говорить, или [порученец] был умственно дееспособным, утратил дееспособность и вновь обрел ее, когда принес ее женщине, то гет допустим, ибо в начале и в конце [порученец] был в здравом уме. הָיָה הַשָּׁלִיחַ קָטָן כְּשֶׁנָּתַן לוֹ הַגֵּט וְגָדַל כְּשֶׁהֱבִיאוֹ. חֵרֵשׁ וְנִתְפַּקֵּחַ. שׁוֹטֶה וְנִשְׁתַּפָּה. עַכּוּ״‎ם וְנִתְגַּיֵּר. עֶבֶד וְנִשְׁתַּחְרֵר. הֲרֵי זֶה בָּטֵל. אֲבָל אִם נָתַן לוֹ הַגֵּט וְהוּא פִּקֵּחַ וְנִתְחָרֵשׁ וְחָזַר וְנִתְפַּקֵּחַ. הָיָה שָׁפוּי כְּשֶׁנָּתַן לוֹ הַגֵּט וְנִשְׁתַּטָּה וְחָזַר וְנִשְׁתַּפָּה כְּשֶׁהֵבִיא הַגֵּט לְיַד הָאִשָּׁה הֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר מִפְּנֵי שֶׁתְּחִלָּתוֹ וְסוֹפוֹ בְּדַעַת:
9. В случае, если женщина назначает порученца в присутствии свидетелей и говорит ему: «Возьми мой гет и храни его для меня в своем владении», то этот человек является доверенным получателем. Это, как если бы она сказала ему: «Прими мой гет для меня». Женщина может назначить такового, чтобы он получил за нее ее доход от порученца, назначенного ее мужем. Девочка, не достигшая совершеннолетия, не может назначить доверенного получателя. Хотя ее владения (двор) приобретают для нее таким же образом, как и для совершеннолетней женщины, [у нее нет права назначать посланника]. Это объясняется тем, что [назначение] доверенного получателя требует присутствия свидетелей, а свидетели не могут свидетельствовать в отношении несовершеннолетней, поскольку она не полностью дееспособна. הָאִשָּׁה שֶׁעָשְׂתָה שָׁלִיחַ בְּעֵדִים וְאָמְרָה לוֹ טֹל לִי גִּטִּי וִיהֵא לִי בְּיָדְךָ הֲרֵי זֶה שָׁלִיחַ לְקַבָּלָה וּכְאִלּוּ אָמְרָה לוֹ הִתְקַבֵּל לִי גִּטִּי. וְיֵשׁ לָאִשָּׁה לַעֲשׂוֹת שְׁלִיחַ קַבָּלָה לְקַבֵּל לָהּ גִּטָּהּ מִיַּד שְׁלוּחוֹ שֶׁל בַּעְלָהּ. וּקְטַנָּה אֵינָהּ עוֹשָׂה שָׁלִיחַ לְקַבָּלָה. אַף עַל פִּי שֶׁחֲצֵרָהּ קוֹנָה לָהּ גִּטָּהּ כִּגְדוֹלָה. מִפְּנֵי שֶׁשְּׁלִיחַ קַבָּלָה צָרִיךְ עֵדִים וְאֵין מְעִידִין עַל הַקָּטָן שֶׁאֵינוֹ בֶּן דֵּעָה גְּמוּרָה:
10. [Если женщина назначила доверенного получателя, а ее муж сказал ему: «Я не хочу, чтобы ты получал за нее гет. Вместо этого вот ее гет. Принеси его ей». У мужа есть такая прерогатива, и человек становится доверенным доставщиком, а не доверенным получателем. Если же муж говорит [представителю женщины]: «Получи гет для нее», «Вот он» или «Приобрети его для нее», он не отменил полномочий, [которыми] доверенный получатель [был наделен]. Но если [муж] говорит ему [посланнику]: «Принеси ей», то он отменил полномочия, [которыми был наделен] доверенный получатель, и сделал его представителем мужа. Точно так же, если муж сказал: «Принеси и отдай ей», то он отменил полномочия, [которые были возложены] на получателя. הָאִשָּׁה שֶׁעָשְׂתָה שָׁלִיחַ לְקַבָּלָה וְאָמַר לוֹ הַבַּעַל אֵין רְצוֹנִי שֶׁתְּקַבֵּל לָהּ גִּטָּהּ אֶלָּא הֲרֵי זֶה גִּטָּהּ הוֹלֵךְ אוֹתוֹ לָהּ. הָרְשׁוּת בְּיַד הַבַּעַל וְנַעֲשָׂה זֶה שָׁלִיחַ לְהוֹלָכָה וְלֹא שָׁלִיחַ לְקַבָּלָה. אֲבָל אִם אָמַר לוֹ הִתְקַבֵּל לָהּ גִּטָּהּ [אוֹ הֵא לְךָ] אוֹ זְכֵה לָהּ לֹא עָקַר שְׁלִיחוּת הַקַּבָּלָה. אֲבָל אִם אָמַר לוֹ הוֹלֵךְ לָהּ עָקַר שְׁלִיחוּת הַקַּבָּלָה וְנַעֲשָׂה שְׁלִיחַ הַבַּעַל. וְכֵן אִם אָמַר לוֹ הוֹלֵךְ וְתֵן לָהּ עִקַּר שְׁלִיחוּת הַקַּבָּלָה:
11. [В следующей ситуации, хотя гет и попадает в руку женщины, развод не вступает в силу из-за путаницы в делегировании полномочий]. Представитель, назначенный женщиной, пришел, чтобы получить ее гет у мужа. Он сказал мужу: «Я — доверенный получатель». Муж ответил: «Принеси гет [в том качестве], в котором она тебя назначила» — т.е. он не изменил его полномочия. Вместо этого он как будто сказал: «Назначила ли она тебя доверенным получателем или уполномоченным для получения, ты остаешься в этом качестве». Представитель принес [женщине] гет, но она сказала ему: «Я не назначала тебя доверенным получателем, а назначила уполномоченным для получения». Даже если посланец даст ей гет, развод не вступает в силу, поскольку, поговорив с мужем, посланец отменил данное ему поручение. Это как если бы он сказал ему: «Я никогда не был назначен доверенным для получения от ее имени». שְׁלִיחַ הָאִשָּׁה שֶׁבָּא לְקַבֵּל גֵּט מִן הַבַּעַל וְאָמַר לוֹ שְׁלִיחַ קַבָּלָה אָנִי וְאוֹמֵר לוֹ הַבַּעַל הוֹלֵךְ גֵּט זֶה כְּמוֹ שֶׁאָמְרָה כְּלוֹמַר אֵינִי עוֹקֵר שְׁלִיחוּתְךָ אֶלָּא בֵּין שֶׁעָשְׂתָה אוֹתְךָ שְׁלִיחַ קַבָּלָה אוֹ שְׁלִיחַ הֲבָאָה הֲרֵי אַתָּה כְּמוֹ שֶׁאָמְרָה. וְהֵבִיא אֶת הַגֵּט. וְאָמְרָה לוֹ לֹא [שָׁלִיחַ לְקַבָּלָה] שַׂמְתִּיךָ אֶלָּא שְׁלִיחַ הֲבָאָה אֲפִלּוּ הִגִּיעַ לְיָדָהּ אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת. שֶׁהֲרֵי עָקַר הַשָּׁלִיחַ שְׁלִיחוּת שֶׁאָמְרָה הִיא וְאָמַר לַבַּעַל מֵעוֹלָם לֹא נַעֲשֵׂיתִי שְׁלִיחַ הֲבָאָה לָהּ:
12. [Представитель жены сказал мужу: «Я — доверенный для получения», а муж сказал ему: «Принеси [гет в том качестве], в котором она тебя назначила». Порученец принес [женщине] гет, но она сказала ему: «Я назначила тебя доверенным получателем». Если гет передан женщине, развод вступает в силу, ибо он не отменил предоставленные ему полномочия. Он просто уменьшил [ее зависимость от него]. Ведь она назначила его в качестве посланника для получения [гета], а он сказал: «Я просто принесу его». אָמַר שָׁלִיחַ לַבַּעַל שְׁלִיחַ הֲבָאָה אֲנִי וְאָמַר לוֹ הַבַּעַל הוֹלֵךְ כְּמוֹ שֶׁאָמְרָה. וְהֵבִיא אֶת הַגֵּט. וְאָמְרָה לוֹ שָׁלִיחַ לְקַבָּלָה שַׂמְתִּיךָ. כֵּיוָן שֶׁהִגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ מְגֹרֶשֶׁת שֶׁהֲרֵי לֹא עָקַר שְׁלִיחוּת שֶׁאָמְרָה אֶלָּא גָּרַע אוֹתָהּ שֶׁהֲרֵי הִיא אוֹמֶרֶת לְקַבָּלָה וְהוּא אוֹמֵר לַבַּעַל לַהֲבָאָה בִּלְבַד:
13. [Если муж посылает жене гет, а посланец пытается передать его ей, она отказывается взять его и говорит ему в присутствии свидетелей: «Оставь у себя гет на хранение», или «ты — представитель, чтобы получить его за меня», то действуют следующие правила. Пока гет не передан женщине, статус развода находится под вопросом. Как только он попадает в ее руки, развод становится обязывающим. הַבַּעַל שֶׁשָּׁלַח גֵּט לְאִשְׁתּוֹ. בָּא שָׁלִיחַ לִתְּנוֹ לָהּ וְלֹא נְטַלְתּוֹ. אֶלָּא אָמְרָה לוֹ בִּפְנֵי עֵדִים יִהְיֶה (לִי) גֵּט זֶה פִּקָּדוֹן אֶצְלְךָ. אוֹ שֶׁאָמְרָה לוֹ הֲרֵי אַתְּ שָׁלִיחַ לְקַבְּלוֹ לִי. הֲרֵי זוֹ מְגֹרֶשֶׁת בְּסָפֵק עַד שֶׁיַּגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ. וּמִשֶּׁיַגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ תִּתְגָּרֵשׁ וַדַּאי:
14. Если представитель приносит гет, он должен передать его женщине в присутствии двух свидетелей. Эти два свидетеля должны прочитать [гет], и затем он должен передать его в их присутствии. Ибо законы, применяемые к обмену между представителем и женщиной, такие же, как и законы, применяемые к ее обмену с мужем, поскольку представитель занимает его место. Соответственно, если посланец передал ей [гет], не зачитав письмо свидетелям, которые наблюдали за его передачей, а женщина взяла его и выбросила в море, то статус развода вызывает сомнения. שָׁלִיחַ שֶׁהֵבִיא גֵּט כְּשֶׁהוּא נוֹתְנוֹ לָהּ נוֹתְנוֹ לָהּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם וְאוֹתָן הַשְּׁנַיִם צְרִיכִין לִקְרוֹתוֹ וְאַחַר כָּךְ יִנָּתֵן לָהּ בִּפְנֵיהֶם. שֶׁדִּין הַשָּׁלִיחַ עִם הָאִשָּׁה כְּדִין הַבַּעַל עִמָּהּ שֶׁתַּחְתָּיו הוּא קָם. לְפִיכָךְ אִם נְתָנוֹ הַשָּׁלִיחַ לָהּ וְלֹא קְרָאוּהוּ עֵדֵי מְסִירָה וּנְטַלְתּוֹ וּזְרַקְתּוֹ לַיָּם הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת:
15. Если представитель совершил проступок и отдал [женщине ее] гет наедине, он должен забрать его у нее и отдать ей в присутствии двух свидетелей. Если он умрет [и это уже невозможно], а подписи свидетелей на гете, которым владеет женщина, будут заверены, развод допустим. עָבַר הַשָּׁלִיחַ וְנָתַן הַגֵּט בֵּינוֹ לְבֵינָהּ יִטְּלֶנּוּ מִמֶּנָּה וְיַחֲזֹר וְיִתְּנוֹ לָהּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם. וְאִם מֵת הוֹאִיל וְהַגֵּט יוֹצֵא מִתַּחַת יָדָהּ מְקֻיָּם בְּחוֹתְמָיו הֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר:
16. Даже если гет доставлен женщине [для которой он предназначен], он может быть аннулирован [в следующих случаях]: посланец принял гет, но муж передумал до того, как он достиг женщины, и сказал ему или ей: «Посланное мною тебе недействительно», послал другого человека аннулировать [полученное] или сказал другим: «Посланное мною жене недействительно». Если [муж] аннулирует гет в присутствии других людей, то должны присутствовать по крайней мере двое. Если гет уже передан женщине или получателю, то муж уже не может аннулировать его. [Это справедливо], даже если он аннулирует получение в течение очень короткого времени [после назначения посланника]; поскольку [разводное письмо] было аннулировано после передачи женщине, ее получателю или попадания в ее двор, оно не является недействительным, и развод вступает в силу. שָׁלִיחַ שֶׁנָּטַל הַגֵּט וְקֹדֶם שֶׁיַּגִּיעַ לְיַד הָאִשָּׁה חָזַר הַבַּעַל וְאָמַר לוֹ גֵּט שֶׁשָּׁלַחְתִּי עִמְּךָ בָּטֵל הוּא. אוֹ שֶׁקָּדַם וְאָמַר לָאִשָּׁה גֵּט שֶׁשָּׁלַחְתִּי לִיךְ בָּטֵל הוּא. אוֹ שֶׁשָּׁלַח שָׁלִיחַ אַחֵר לְבַטְּלוֹ. אוֹ שֶׁאָמַר לַאֲחֵרִים גֵּט שֶׁשָּׁלַחְתִּי לְאִשְׁתִּי בָּטֵל הוּא. הֲרֵי זֶה בָּטֵל וְאַף עַל פִּי שֶׁהִגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ. וְכָל הַמְבַטֵּל בִּפְנֵי אֲחֵרִים צָרִיךְ שֶׁיְּבַטֵּל בִּפְנֵי שְׁנַיִם. וְאִם אַחַר שֶׁהִגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ אוֹ לְיַד שְׁלִיחַ קַבָּלָה אֵינוֹ יָכוֹל לְבַטְּלוֹ וְאַף עַל פִּי שֶׁחָזַר בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר וּבִטְּלוֹ הוֹאִיל וְאַחַר שֶׁהִגִּיעַ לְיָדָהּ אוֹ לְיַד שְׁלִיחַ קַבָּלָה אוֹ לַחֲצֵרָהּ בִּטְּלוֹ אֵינוֹ בָּטֵל וַהֲרֵי זֶה גֵּט כָּשֵׁר:
17. Если [муж] пытался назначить посланника для аннулирования [гета] или искал двух лиц, чтобы аннулировать [гет] в их присутствии, и в то время, когда он искал этих лиц, разводное письмо достигло руки женщины, после чего он аннулировал его, оно не является недействительным. Несмотря на то, что он пытался аннулировать его до того, как оно достигло ее руки [развод вступает в силу]. הָיָה מְחַזֵּר וּמְבַקֵּשׁ שָׁלִיחַ כְּדֵי לְבַטְּלוֹ. אוֹ שֶׁהָיָה מְבַקֵּשׁ שְׁנַיִם שֶׁיְּבַטְּלֶנּוּ בִּפְנֵיהֶם וּבֵין שֶׁהוּא מְחַזֵּר וְרוֹדֵף הִגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ וְאַחַר כָּךְ בִּטְּלוֹ אֵינוֹ בָּטֵל. אַף עַל פִּי שֶׁהָיָה מְחַזֵּר לְבַטְּלוֹ קֹדֶם שֶׁהִגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ:
18. Если [муж] сказал десяти мужчинам: «Напишите разводное письмо и отдайте его моей жене», он может аннулировать [развод] в присутствии одного из десяти, хотя остальные не присутствуют. И он может аннулировать его в присутствии двух других людей [которые изначально не были вовлечены в процесс]. Если же он послал гет через двух посредников, то он может аннулировать развод в присутствии одного из них, хотя другой не присутствует. Даже если порученцев десять, если он отрицает [развод] в присутствии одного из них, развод недействителен. אָמַר לַעֲשָׂרָה כִּתְבוּ גֵּט וּתְנוּ לְאִשְׁתִּי יָכוֹל לְבַטֵּל לָזֶה שֶׁלֹּא בִּפְנֵי זֶה וַאֲפִלּוּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם אֲחֵרִים. שָׁלַח הַגֵּט בְּיַד שְׁנַיִם הֲרֵי זֶה יָכוֹל לְבַטֵּל זֶה שֶׁלֹּא בִּפְנֵי זֶה. וַאֲפִלּוּ הָיוּ עֲשָׂרָה מִשֶּׁבִּטְּלוֹ בִּפְנֵי אֶחָד מֵהֶם בָּטֵל הַגֵּט:
19. Подобным образом, если человек говорит двум свидетелям: «Гет, который я собираюсь написать для своей жены, недействителен», хотя после этого он пишет гет и вручает его ей в присутствии двух других свидетелей, развод считается недействительным. Это называется подачей возражения в отношении гета. Аналогично, если [муж] скажет двум [свидетелям]: «Любой гет, который напишет за меня такой-то, недействителен», «любой гет, который я напишу в суде такого-то, недействителен» или «любой гет, который я напишу в ближайшие двадцать лет, недействителен», то гет недействителен. Аналогично, если он сказал двум свидетелям: «Любое разводное письмо, которое я напишу для такой-то, моей жены, аннулируется. И любые заявления, которые я сделаю, чтобы аннулировать это возражение, недействительны», то гет недействителен, хотя он написал его и отдал ей, несмотря на то, что он аннулировал свое возражение до того, как написал поручение. וְכֵן מִי שֶׁאָמַר לִשְׁנַיִם גֵּט שֶׁאֲנִי כּוֹתֵב לְאִשְׁתִּי בָּטֵל הוּא וְכָתַב אַחַר כָּךְ גֵּט וּנְתָנוֹ לָהּ בִּפְנֵי שְׁנַיִם אֲחֵרִים הֲרֵי זֶה בָּטֵל. וְזוֹ הִיא מְסִירַת הַמּוֹדָעָא עַל הַגֵּט. וְכֵן אִם אָמַר לָהֶם כָּל גֵּט שֶׁיִּכְתֹּב לִי פְּלוֹנִי בָּטֵל. אוֹ כָּל גֵּט שֶׁאֶכְתֹּב בְּבֵית דִּינוֹ שֶׁל פְּלוֹנִי הֲרֵי זֶה גֵּט בָּטֵל. אוֹ כָּל גֵּט שֶׁאֶכְתֹּב מִכָּאן וְעַד עֶשְׂרִים שָׁנָה בָּטֵל. הֲרֵי גֵּט בָּטֵל. וְכֵן אִם אָמַר בִּפְנֵי שְׁנַיִם כָּל גֵּט שֶׁאֶכְתֹּב לִפְלוֹנִית אִשְׁתִּי בָּטֵל הוּא וְכָל דָּבָר שֶׁאֲבַטֵּל בּוֹ מוֹדָעָא זֹאת הֲרֵי הוּא בָּטֵל וְכָתַב אַחַר כָּךְ גֵּט וּנְתָנוֹ לָהּ אַף עַל פִּי שֶׁבִּטֵּל הַמּוֹדָעָא קֹדֶם שֶׁיִּכְתֹּב הַגֵּט הֲרֵי הַגֵּט בָּטֵל:
20. Как можно исправить последнюю ситуацию? Свидетели должны сказать [мужу] перед составлением завещания: «Подтвердите в нашем присутствии, что все сделанные вами заявления, которые при проверке могут привести к аннулированию [этого] гета, сами являются аннулированными». [Муж] должен ответить: «Да». После этого он должен велеть им написать гет, подписать его и отдать жене. Мы не позволяем [мужу] уходить, пока гет не будет передан [его жене], чтобы он не вышел и не аннулировал [гет]. Ни тот, кто подает возражение [против получения], ни тот, кто стремится аннулировать такое возражение, не нуждаются в подтверждении своих заявлений актом договора. אִם כֵּן מַהוּ תַּקָּנַת דָּבָר זֶה. שֶׁיֹּאמְרוּ לוֹ הָעֵדִים קֹדֶם כְּתִיבַת הַגֵּט אֱמֹר בְּפָנֵינוּ שֶׁכָּל הַדְּבָרִים שֶׁמָּסַרְתָּ שֶׁגּוֹרְמִין כְּשֶׁיִּתְקַיְּמוּ אוֹתָן הַדְּבָרִים לְבַטֵּל גֵּט הֲרֵי הֵן בְּטֵלִים וְהוּא אוֹמֵר הֵן. וְאַחַר כָּךְ אוֹמֵר לָהֶם לִכְתֹּב וְלַחְתֹּם וְלִתֵּן לָהּ וְלֹא יְנִיחוּהוּ לֵילֵךְ עַד שֶׁיַּגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ כְּדֵי שֶׁלֹּא יֵצֵא וִיבַטְּלוֹ. וְאֵין הַמּוֹסֵר מוֹדָעָא וְלֹא הַמְבַטֵּל מוֹדָעָא צָרִיךְ קִנְיָן:
21. Если человек передал гет с посредником, а затем аннулировал его полномочия, то он может развестись с женщиной, получившей гет, когда пожелает. Он не аннулировал сам гет как документ; он просто аннулировал поручение. Поэтому, если разводное письмо находилось во владении мужа, а он аннулировал его — например, сказал: «Этот гет аннулирован», — он никогда не сможет использовать его для развода. Он подобен разбитому осколку, и если он используется для развода, то развод не имеет силы. Аналогично, если гет был доверен представителю, но муж сделал прямое заявление, сказав: «Посланный мной гет недействителен [и не может служить] в качестве гета», то он никогда не сможет использовать его для развода. הַשּׁוֹלֵחַ גֵּט בְּיַד הַשָּׁלִיחַ וּבִטֵּל הַגֵּט הֲרֵי חוֹזֵר וּמְגָרֵשׁ בּוֹ כְּשֶׁיִּרְצֶה. שֶׁלֹּא בִּטְּלוֹ מִתּוֹרַת גֵּט אֶלָּא מִתּוֹרַת שְׁלִיחוּת. לְפִיכָךְ אִם הָיָה הַגֵּט בְּיַד הַבַּעַל וּבִטְּלוֹ כְּגוֹן שֶׁאָמַר גֵּט זֶה בָּטֵל הוּא אֵינוֹ מְגָרֵשׁ בּוֹ לְעוֹלָם וַהֲרֵי הוּא כְּחֶרֶס הַנִּשְׁבָּר. וְאִם גֵּרֵשׁ בּוֹ אֵינָהּ מְגֹרֶשֶׁת. וְכֵן אִם פֵּרֵשׁ בְּעֵת שֶׁבִּטְּלוֹ וְהוּא בְּיַד הַשָּׁלִיחַ וְאָמַר גֵּט שֶׁשָּׁלַחְתִּי הֲרֵי הוּא בָּטֵל מִלִּהְיוֹת גֵּט אֵין מְגָרֵשׁ בּוֹ לְעוֹלָם:
22. Какую формулировку следует применить, чтобы аннулировать поручение? [Муж говорит: «Это недействительно... Я не могу смириться с этим... Пусть это поручение не действует... [Пусть это] не разрешит [ей]... [Пусть это] не освободит [ее]... [Пусть это] не отправит [ее]... [Пусть это] не разведет [ее]... Пусть это будет черепок... Пусть это будет как черепок... Вот это как черепок». Если он использовал любое из этих или подобных выражений, то он аннулировал его. בְּאֵי זֶה לְשׁוֹנוֹת מְבַטֵּל הַגֵּט. אָמַר בָּטֵל הוּא. אִי אֶפְשִׁי בּוֹ. גֵּט זֶה לֹא יוֹעִיל. לֹא יַתִּיר. וְלֹא יַעֲזֹב. וְלֹא יְשַׁלֵּחַ. וְלֹא יְגָרֵשׁ. יְהֵא כְּחֶרֶס. יְהִי חֶרֶס. הֲרֵי הוּא כְּחֶרֶס. וְאִם אָמַר אֶחָד מֵאֵלּוּ וְכָל הַדּוֹמֶה לָהֶן הֲרֵי זֶה בִּטְּלוֹ:
23. Если же [муж] говорит: «Этот гет — не гет... Он неприемлем... Он не действует... Он не разрешает [ее]... Он не освобождает [ее]... Он не отправляет [ее] вперед... Он не разводит [ее]... Это черепок», то его высказывания не действуют. Эти формулировки не [указывают на его желание] аннулировать [получение]. Наоборот, это констатация факта, и в данном случае — констатация неверного факта. Это, как если бы кто-то сказал, что запрещенный объект разрешен или что нечистый объект чист. אֲבָל אִם אָמַר גֵּט זֶה אֵינוֹ. גֵּט פָּסוּל הוּא. אֵינוֹ מוֹעִיל. אֵינוֹ מַתִּיר. אֵינוֹ מְשַׁלֵּחַ. אֵינוֹ מְגָרֵשׁ. חֶרֶס הוּא. לֹא אָמַר כְּלוּם. שֶׁאֵין זֶה לָשׁוֹן מְבַטֵּל אֶלָּא לְשׁוֹן מוֹדִיעַ אֲמִתַּת הַדָּבָר וַהֲרֵי הוֹדִיעַ לָנוּ דָּבָר שֶׁאֵינוֹ כֵּן. כְּמִי שֶׁאוֹמֵר עַל דָּבָר אָסוּר שֶׁהוּא מֻתָּר אוֹ עַל דָּבָר הַטָּמֵא שֶׁהוּא טָהוֹר:
24. Если он скажет: «Этот гет аннулирован», [возможно, что] подразумевается использование прошедшего времени, как во фразе [из «Шир а-Ширим» 5:6]: «Отворила я другу моему, а друг мой ускользнул, сокрылся». Таким образом, возникает сомнение. Поэтому, если [женщина] развелась с помощью этого гета [после того, как были сделаны такие заявления], статус развода находится под вопросом. אָמַר גֵּט זֶה בָּטַל שֶׁמַּשְׁמָעוֹ פֹּעַל שֶׁעָבַר כְּגוֹן (שיר השירים ה ו) “‎חָמַק עָבַר״‎ הֲרֵי זֶה סָפֵק. לְפִיכָךְ אִם נִתְגָּרְשָׁה בְּגֵט זֶה הֲרֵי סָפֵק מְגֹרֶשֶׁת:
25. [Как показано в следующем примере, для аннулирования гета должно быть сделано прямое заявление: Мужчина послал гет своей жене [через посредника]. Тот вернулся к нему и сказал: «Я не смог найти ее» или «она не захотела получить его». Хотя муж ответил: «Благословен Тот, Кто добр и творит добро», или сделал другие заявления, подразумевающие, что он больше не хочет разводиться с ней, и что он рад, что гет не был доставлен, гет не аннулируется. Вместо этого он может отдать его ей, и развод вступит в силу. [Для аннулирования гета он должен прямо сказать: «Не отдавай его ей» или прямо аннулировать его [используя одно из приведенных выше выражений]. מִי שֶׁשָּׁלַח גֵּט לְאִשְׁתּוֹ וּבָא שָׁלִיחַ וְאָמַר לוֹ לֹא מְצָאתִיהָ אוֹ לֹא רָצְתָה לִקַּח. וְאָמַר הַבַּעַל בָּרוּךְ הַטּוֹב וְהַמֵּיטִיב אוֹ כַּיּוֹצֵא בִּדְבָרִים אֵלּוּ שֶׁמַּשְׁמִיעִין שֶׁאֵין בְּדַעְתּוֹ לְגָרְשָׁהּ שֶׁהֲרֵי שָׂמֵחַ בְּעִכּוּב הַגֵּט. לֹא בָּטֵל הַגֵּט אֶלָּא יִתֵּן וְתִהְיֶה מְגֹרֶשֶׁת. עַד שֶׁיֹּאמַר לוֹ בְּפֵרוּשׁ לֹא תִּתֵּן לָהּ אוֹ יְבַטֵּל בְּפֵרוּשׁ:
26. Человек, который послал своей жене «гет» [через посланника], а затем аннулировал его [гет] в присутствии двух других людей, а также человек, который издал возражение [аннулирующее] «гет», должен быть наказан плетьми за бунтарство, поскольку он делает возможным зачатие незаконнорожденных детей. Поскольку гет достиг [женщины], [возможно, что] она выйдет замуж на этом основании. [Только потом, когда появятся свидетели, в присутствии которых муж аннулировал развод или выдвинул возражение до того, как был составлен развод, она осознает всю сложность ситуации]. Таким образом, ребенок, [зачатый во втором браке], будет незаконнорожденным. מִי שֶׁשָּׁלַח גֵּט לְאִשְׁתּוֹ וְחָזַר וּבִטְּלוֹ בִּפְנֵי שְׁנַיִם אֲחֵרִים. וְכֵן מִי שֶׁמָּסַר מוֹדָעָא עַל הַגֵּט מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת מִפְּנֵי שֶׁגּוֹרֵם לִהְיוֹת מַמְזֵרִים. שֶׁהֲרֵי יַגִּיעַ גֵּט לְיָדָהּ וְתִנָּשֵׂא בּוֹ וְאַחַר זְמַן יֵצְאוּ עֵדִים שֶׁבִּטֵּל בִּפְנֵיהֶם אוֹ שֶׁמָּסַר מוֹדָעָא בִּפְנֵיהֶם קֹדֶם שֶׁיִּכְתֹּב הַגֵּט וְנִמְצָא הַוָּלָד מַמְזֵר:
27. Если представитель приносит гет и отдает его женщине, мы не подозреваем, что муж аннулировал его. Наоборот, он должен отдать его женщине под предположением, что он приемлем, и женщина может выйти замуж на этом основании. Если впоследствии выяснится, что муж аннулировал его, то женщина должна оставить [своего второго мужа], а все зачатые дети считаются незаконнорожденными. Точно так же, если муж написал гет и отдал его жене, мы не подозреваем, что, возможно, он опротестовал его. Вместо этого мы действуем в соответствии с концепцией, согласно которой гет является приемлемым, и женщине разрешается выйти замуж на этом основании. שָׁלִיחַ שֶׁהֵבִיא גֵּט וּנְתָנוֹ לָאִשָּׁה אֵין אוֹמְרִין שֶׁמָּא בִּטְּלוֹ הַבַּעַל אֶלָּא נוֹתְנִין אוֹתוֹ לָהּ בְּחֶזְקַת שֶׁהוּא כָּשֵׁר וְתִנָּשֵׂא בּוֹ. וְאִם נִמְצָא אַחַר כֵּן שֶׁבִּטְּלוֹ תֵּצֵא וְהַוָּלָד מַמְזֵר. וְכֵן הַכּוֹתֵב גֵּט וּנְתָנוֹ לְאִשְׁתּוֹ אֵין אוֹמְרִין שֶׁמָּא מָסַר מוֹדָעָא עַל גֵּט זֶה אֶלָּא הֲרֵי הוּא בְּחֶזְקַת כַּשְׁרוּת וְתִנָּשֵׂא בּוֹ:
28. Подобным образом, если посланец приносит гет, [который был послан] больным или престарелым мужчиной, он может отдать его женщине, предполагая, что муж еще жив. Однако если муж находился при смерти в, то время, когда отбыл посланец, то даже если он отдаст женщине гет, статус развода будет под вопросом. Ведь большинство тех, кто находится в предсмертных муках, умрут, а гет, данный после смерти, не имеет силы. Аналогично, в случае, если город окружен войском, и находится в осаде, корабль терпит бедствие в море, или человека выводят на суд [в связи со смертным приговором], мы предполагаем, что любой человек в такой ситуации жив. Если человек в такой ситуации послал гет [своей жене] через поверенного, он может отдать его ей, и презумпция будет заключаться в том, что развод вступил в силу. וְכֵן הַמֵּבִיא גֵּט וְהִנִּיחַ הַבַּעַל חוֹלֶה אוֹ שֶׁהָיָה זָקֵן נוֹתְנוֹ לָהּ בְּחֶזְקַת שֶׁהוּא קַיָּם. אֲבָל אִם הִנִּיחוֹ גּוֹסֵס שֶׁרֹב גּוֹסְסִין לְמִיתָה וְאַף עַל פִּי שֶׁנְּתָנוֹ לָהּ הֲרֵי זֶה סְפֵק גֵּרוּשִׁין שֶׁאֵין גֵּט לְאַחַר מִיתָה. וְכֵן עִיר שֶׁהִקִּיפָהּ הַחַיִל וְהִיא בְּמָצוֹר וּסְפִינָה הַמּוּטְרֶפֶת בַּיָּם וְהַיּוֹצֵא לָדוּן הֲרֵי אֵלּוּ בְּחֶזְקַת חַיִּים. וְאִם הָיָה גֵּט אֶחָד מֵהֶן בְּיַד הַשָּׁלִיחַ נוֹתְנוֹ לְאִשְׁתּוֹ וְתִהְיֶה בְּחֶזְקַת מְגֹרֶשֶׁת:
29. Если же, город захвачен напавшим войском и [его стена] разрушена, корабль потерян в море, человека выводят на казнь по приговору не еврейского суда, или его утаскивает хищный зверь, его уносит река или на него обрушилась лавина, то в этом случае соблюдаются правила, применимые как к живым, так и к мертвым. Если [человек в одной из этих ситуаций передал] гет доверенному лицу, то доверенное лицо не должно передавать его жене этого человека. Если же он передаст его ей, то статус развода будет под вопросом. Если известно, что муж умер до того, как гет достиг жены, то развод недействителен. אֲבָל עִיר שֶׁכְּבָשָׁהּ הַגַּיִס וְהֻבְקְעָה וּסְפִינָה שֶׁאָבְדָה בַּיָּם וְהַיּוֹצֵא לֵהָרֵג מִבֵּית דִּין שֶׁל עַכּוּ״‎ם. וּמִי שֶׁגְּרָרַתּוּ חַיָּה אוֹ שְׁטָפוֹ נָהָר אוֹ נָפְלָה עָלָיו מַפּלֶת נוֹתְנִים עֲלֵיהֶם חֻמְרֵי חַיִּים וְחֻמְרֵי מֵתִים. וְאִם הָיָה גֵּט אֶחָד מֵהֶן בְּיַד הַשָּׁלִיחַ אֵינוֹ נוֹתְנוֹ לְאִשְׁתּוֹ וְאִם נְתָנוֹ לָהּ הֲרֵי זוֹ סְפֵק מְגֹרֶשֶׁת. וְאִם נוֹדַע שֶׁמֵּת הַבַּעַל קֹדֶם שֶׁיַּגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ אֵינוֹ גֵּט:
30. В случае, когда муж посылает своей жене гет, он обязан содержать ее и выполнять другие условия брачного договора, пока гет не дойдет до [его жены] или назначенного ею получателя. הַבַּעַל שֶׁשָּׁלַח גֵּט לְאִשְׁתּוֹ הֲרֵי הוּא חַיָּב בִּמְזוֹנוֹתֶיהָ וּבְכָל תְּנָאֵי כְּתֻבָּה עַד שֶׁיַּגִּיעַ הַגֵּט לְיָדָהּ אוֹ לְיַד שְׁלִיחַ קַבָּלָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter