СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-18 22:35

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о запрещённой пище. Гл. 4

1. Тот, кто съест кусочек мяса павшего домашнего животного, дикого зверя или птицы размером с оливку, которая умерла, подлежит наказанию плетьми, так как сказано [Дварим 14:21]: «Не ешьте никакой падали». Все животные, которые не были зарезаны надлежащим образом, считаются умершими. В разделе «Законы ритуального убоя скота и птицы» мы объясним, какие виды убоя подходят, а какие нет. הָאוֹכֵל כְּזַיִת מִבְּשַׂר בְּהֵמָה שֶׁמֵּתָה אוֹ חַיָּה שֶׁמֵּתָה אוֹ עוֹף שֶׁמֵּת לוֹקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יד כא) «לֹא תֹאכְלוּ כָל נְבֵלָה». וְכָל שֶׁלֹּא נִשְׁחֲטָה כָּרָאוּי הֲרֵי זוֹ מֵתָה. וּבְהִלְכוֹת הַשְּׁחִיטָה יִתְבָּאֵר הַשְּׁחִיטָה שֶׁהִיא כָּרָאוּי וְשֶׁאֵינָהּ כָּרָאוּי:
2. Запрет на поедание падали распространяется только на животных кошерных видов, поскольку именно эти виды пригодны для ритуального убоя, и если их зарезали кошерным способом, то разрешается их есть. [И наоборот], тот, кто ест [мясо] некошерного вида, [поскольку] ритуальный забой не имеет значения по отношению к ним, будь они зарезаны кошерным способом, будь они умерли естественной смертью, или кто-то срезал мясо с живого животного и съел его, не подвергается наказанию плетьми за употребление падали или трефного мяса, а только за употребление мяса некошерного животного. אֵין אָסוּר מִשּׁוּם נְבֵלָה אֶלָּא מִינִים טְהוֹרִים בִּלְבַד מִפְּנֵי שֶׁהֵן רְאוּיִין לִשְׁחִיטָה וְאִם נִשְׁחֲטוּ שְׁחִיטָה כְּשֵׁרָה יִהְיוּ מֻתָּרִין בַּאֲכִילָה. אֲבָל מִינִין טְמֵאִין שֶׁאֵין שְׁחִיטָה מוֹעֶלֶת בָּהֶן בֵּין שֶׁנִּשְׁחֲטָה כָּרָאוּי בֵּין שֶׁמֵּתָה כְּדַרְכָּהּ בֵּין שֶׁחָתַךְ בָּשָׂר מִן הַחַי מִמֶּנָּה וַאֲכָלוֹ אֵינוֹ לוֹקֶה מִשּׁוּם נְבֵלָה וּטְרֵפָה אֶלָּא מִשּׁוּם אוֹכֵל בְּשַׂר טְמֵאָה:
3. Если кто-либо ест живую кошерную птицу любого размера, он подлежит наказанию плетьми за употребление падали, даже если птица была размером меньше, чем оливка. [Это объясняется тем, что он съел ее целиком]. Если же он съел ее после ее смерти, она должна быть размером с оливку, [чтобы он понес наказание]. Даже если на ней нет мяса размером с оливку, поскольку в целом она размером с оливку, он несет наказание за употребление падали. הָאוֹכֵל עוֹף טָהוֹר חַי כָּל שֶׁהוּא לוֹקֶה מִשּׁוּם אוֹכֵל נְבֵלָה וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין בּוֹ כְּזַיִת הוֹאִיל וַאֲכָלוֹ כֻּלּוֹ. וְאִם אֲכָלוֹ אַחַר שֶׁמֵּת עַד שֶׁיִּהְיֶה בּוֹ כְּזַיִת. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין בְּכֻלּוֹ בָּשָׂר כְּזַיִת הוֹאִיל וְיֵשׁ בְּכֻלּוֹ כְּזַיִת חַיָּב עָלָיו מִשּׁוּם נְבֵלָה:
4. Если человек съест часть мертворожденного плода кошерного животного размером с оливку, он подлежит наказанию плетьми за съедение падали. Запрещено есть новорожденное животное до ночи восьмого дня [его жизни]. Ведь если животное не прожило восьми дней, мы считаем его мертворожденным, но плетьми не наказываем за употребление его в пищу. [Более того], если известно, что животное родилось после полного срока беременности, то есть девяти месяцев для крупного домашнего животного и пяти месяцев для мелкого домашнего животного, его разрешается есть в день, когда оно родилось. הָאוֹכֵל כְּזַיִת מִבְּשַׂר נֵפֶל בְּהֵמָה טְהוֹרָה לוֹקֶה מִשּׁוּם אוֹכֵל נְבֵלָה. וְאָסוּר לֶאֱכל מִן הַבְּהֵמָה שֶׁנּוֹלְדָה עַד לֵיל שְׁמִינִי שֶׁכָּל שֶׁלֹּא שָׁהָה שְׁמוֹנָה יָמִים בִּבְהֵמָה הֲרֵי זֶה כְּנֵפֶל. וְאֵין לוֹקִין עָלָיו. וְאִם נוֹדַע לוֹ שֶׁכָּלוּ לוֹ חֳדָשָׁיו בַּבֶּטֶן וְאַחַר כָּךְ נוֹלַד שֶׁהֵן תִּשְׁעָה חֳדָשִׁים לִבְהֵמָה גַּסָּה וַחֲמִשָּׁה לְדַקָּה הֲרֵי זֶה מֻתָּר בַּיּוֹם שֶׁנּוֹלַד:
5. Плацента, которая извергается вместе с новорожденным, запрещена к употреблению в пищу. Однако человек, съевший ее, не несет ответственности, поскольку она не считается мясом. הַשִּׁלְיָא שֶׁיָּצָאת עִם הַוָּלָד אֲסוּרָה בַּאֲכִילָה וְהָאוֹכְלָהּ פָּטוּר שֶׁאֵינָהּ בָּשָׂר:
6. Если кто-то съест кусок мяса кошерного домашнего животного размером с оливку, дикий зверь или птица, которая была смертельно ранена, подлежит наказанию плетьми, как сказано [Шмот 22:30]: «И мужами святыми будьте Мне; и мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его». Термин «треф», используемый Торой, означает [животное], смертельно раненное диким зверем, например, львом, тигром или тому подобным, или птицу, смертельно раненную хищной птицей, например, ястребом или тому подобным. Нельзя сказать, что термин «треф» относится к животному, которое было атаковано и убито, поскольку если оно умерло, то оно становится падалью. Какая разница, умерло ли оно естественной смертью, было ли поражено мечом и умерло, или было растерзано львом и умерло? Таким образом, [термин треф] должен относиться к случаю, когда животное было смертельно ранено, но не умерло. הָאוֹכֵל כְּזַיִת מִבְּשַׂר בְּהֵמָה אוֹ חַיָּה אוֹ עוֹף טְהוֹרִים שֶׁנִּטְרְפוּ לוֹקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (שמות כב ל) «וּבָשָׂר בַּשָּׂדֶה טְרֵפָה לֹא תֹאכֵלוּ לַכֶּלֶב תַּשְׁלִכוּן אֹתוֹ». טְרֵפָה הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה זוֹ שֶׁטָּרְפָה אוֹתָהּ חַיַּת הַיַּעַר כְּגוֹן אֲרִי וְנָמֵר וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. וְכֵן עוֹף שֶׁטָּרַף אוֹתוֹ עוֹף הַדּוֹרֵס כְּגוֹן נֵץ וְכַיּוֹצֵא בּוֹ. וְאֵין אַתָּה יָכוֹל לוֹמַר שֶׁטָּרְפָה אוֹתָהּ וְהֵמִיתָה אוֹתָהּ שֶׁאִם מֵתָה הֲרֵי הִיא נְבֵלָה. וּמַה לִּי מֵתָה מֵחֲמַת עַצְמָהּ אוֹ הִכָּה בְּסַיִף וֶהֱמִיתָהּ אוֹ שְׁבָרָהּ אֲרִי וֶהֱמִיתָהּ. הָא אֵינוֹ מְדַבֵּר אֶלָּא בְּשֶׁנִּטְרְפָה וְלֹא מֵתָה:
7. Если смертельно раненное животное запрещено, то следует ли сказать, что если волк или лев придет и утащит детеныша за ногу, хвост или ухо, а человек преследует [зверя] и спасет [детеныша], то это будет запрещено, потому что на него напали? Тора говорит (Шмот 22:30): «И мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его». [Животное не считается трефой], если оно не было доведено до такого состояния, что его мясо годится [только] для собак. Таким образом, мы узнали, что термин «трефа», используемый Торой, относится к [животному], на которое напал дикий зверь и которое было им изранено, но еще не умерло. Даже если человек поспешит и зарежет его до того, как оно умрет, оно запрещено как трефное. Ибо не сможет жить в таком состоянии, и его мясо будет пригодно только для собак. וְאִם הַטְּרֵפָה שֶׁלֹּא מֵתָה אֲסוּרָה יָכוֹל אִם בָּא זְאֵב וְגָרַר הַגְּדִי בְּרַגְלוֹ אוֹ בִּזְנָבוֹ אוֹ בְּאָזְנוֹ וְרָדַף אָדָם וְהִצִּילוֹ מִפִּיו יִהְיֶה אָסוּר שֶׁהֲרֵי נִטְרַף תַּלְמוּד לוֹמַר (שמות כב ל) «וּבָשָׂר בַּשָּׂדֶה טְרֵפָה» וְגוֹ' (שמות כב ל) «לַכֶּלֶב תַּשְׁלִיכוּן אֹתוֹ». עַד שֶׁיַּעֲשֶׂה אוֹתָהּ בָּשָׂר הָרְאוּיָה לַכֶּלֶב. הָא לָמַדְתָּ שֶׁהַטְּרֵפָה הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה הִיא שֶׁטָּרְפָה אוֹתוֹ חַיַּת הַיַּעַר וְשָׁבְרָה אוֹתָהּ וְנָטָה לָמוּת וַעֲדַיִן לֹא מֵתָה. אַף עַל פִּי שֶׁקָּדַם וּשְׁחָטָהּ קֹדֶם שֶׁתָּמוּת הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה מִשּׁוּם טְרֵפָה הוֹאִיל וְאִי אֶפְשָׁר שֶׁתִּחְיֶה מִמַּכָּה זוֹ הַבָּאָה עָלֶיהָ:
8. Таким образом, мы узнали, что Тора запрещает [животное], которое умерло в качестве падали, и запрещает то, которое находится на грани смерти из-за своих ран, хотя оно еще не умерло, т.е. трефное. В настоящее время мы не делаем различия в отношении умершего животного, независимо от того, умерло ли оно естественной смертью, упало и умерло, было задушено до смерти или на него напал дикий зверь, который убил его. Точно так же мы не делаем различия между животным, которое находится на грани смерти, независимо от того, напало ли на него животное и избило, упало ли оно с крыши и сломало большинство ребер, упало и раздробило конечности, в него попала стрела и пробила сердце или легкое, у него развилась болезнь, которая привела к пробитию сердца или легкого, ему сломали большинство ребер или тому подобное. Поскольку оно находится на грани смерти независимо от причины, то является трефным. [Это относится к тому, была ли [его рана] нанесена плотью и кровью или рукой Б-га. Если это так, то почему Тора использует термин «треф»? Ведь Тора говорит о частых ситуациях. [Мы вынуждены] сказать это. В противном случае запретным было бы только животное, получившее смертельную рану в поле, а смертельно раненное во дворе не было бы запретным. Таким образом, мы узнаем, что Тора [использует этот пример] только потому, что он говорит о распространенных ситуациях. נִמְצֵאתָ לָמֵד שֶׁהַתּוֹרָה אָסְרָה הַמֵּתָה וְהִיא הַנְּבֵלָה. וְאָסְרָה הַנּוֹטָה לָמוּת מֵחֲמַת מַכּוֹתֶיהָ וְאַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא מֵתָה וְהִיא הַטְּרֵפָה. וּכְשֵׁם שֶׁלֹּא תַּחֲלֹק בְּמִיתָה בֵּין מֵתָה מֵחֲמַת עַצְמָהּ בֵּין שֶׁנָּפְלָה וָמֵתָה בֵּין שֶׁחֲנָקָהּ עַד שֶׁמֵּתָה בֵּין שֶׁדְּרָסַתָּה חַיָּה וַהֲרָגַתָּה. כָּךְ לֹא תַּחֲלֹק בְּנוֹטָה לָמוּת בֵּין שֶׁטְּרָפַתָּה חַיָּה וּשְׁבָרַתָּה בֵּין שֶׁנָּפְלָה מִן הַגַּג וְנִשְׁתַּבְּרוּ רֹב צַלְעוֹתֶיהָ בֵּין שֶׁנָּפְלָה וְנִתְרַסְּקוּ אֵיבָרֶיהָ בֵּין שֶׁזָּרַק בָּהּ חֵץ וְנָקַב לִבָּהּ אוֹ רֵאָתָהּ בֵּין שֶׁבָּא לָהּ חלִי מֵחֲמַת עַצְמָהּ וְנָקַב לִבָּהּ אוֹ רֵאָתָהּ אוֹ שִׁבֵּר רֹב צַלְעוֹתֶיהָ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. הוֹאִיל וְהִיא נוֹטָה לָמוּת מִכָּל מָקוֹם הֲרֵי זוֹ טְרֵפָה. בֵּין שֶׁהָיָה הַגּוֹרֵם בִּידֵי בָּשָׂר וָדָם בֵּין שֶׁהָיָה בִּידֵי שָׁמַיִם. אִם כֵּן לָמָּה נֶאֱמַר בַּתּוֹרָה (שמות כב ל) «טְרֵפָה». דִּבֵּר הַכָּתוּב בַּהוֹוֶה. שֶׁאִם לֹא תֹּאמַר כֵּן לֹא תֵּאָסֵר אֶלָּא אוֹתָהּ שֶׁנִּטְרְפָה בַּשָּׂדֶה אֲבָל אִם נִטְרְפָה בֶּחָצֵר לֹא תֵּאָסֵר. הָא לָמַדְתָּ שֶׁאֵין הַכָּתוּב מְדַבֵּר אֶלָּא בַּהוֹוֶה:
9. Смысл стиха в том, что [животное], которое смертельно ранено и не сможет выжить из-за этих ран, запрещено. На этом основании наши мудрецы сказали: «Таков общий принцип: если [животное] в таком состоянии не выживет, оно трефное». В разделе «Законы ритуального убоя скота и птицы» мы объясним, при каких условиях животное считается трефным, а при каких — нет. וְעִנְיַן הַכָּתוּב שֶׁהַנּוֹטָה לָמוּת מֵחֲמַת מַכּוֹתֶיהָ וְאִי אֶפְשָׁר לָהּ לִחְיוֹת מֵחֲמַת מַכָּה זוֹ אֲסוּרָה. מִכָּאן אָמְרוּ חֲכָמִים זֶה הַכְּלָל כָּל שֶׁאֵין כָּמוֹהָ חַיָּה טְרֵפָה. וּבְהִלְכוֹת שְׁחִיטָה יִתְבָּאֵר אֵי זֶה חלִי עוֹשֶׂה אוֹתָהּ טְרֵפָה וְאֵי זֶה חלִי אֵין עוֹשֶׂה אוֹתָהּ טְרֵפָה:
10. Таким же образом, если кто-то отрезает мясо от живого кошерного животного, то его наказывают плетьми за употребление трефного. Ведь это мясо происходит от животного, которое не было ритуально умерщвлено и не умерло. [Поэтому оно сравнимо с трефой]. Какая мне разница, если на него напало животное или оно было порезано ножом? И какая разница, было ли [животное] ранено полностью или только часть его ранена? Как сказано (Шмот 22:30): «И мужами святыми будьте Мне; и мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его». Поскольку [часть] животного стала отрезанным мясом в поле, оно является трефным. וְכֵן הַחוֹתֵךְ בָּשָׂר מִן הַחַי מִן הַטְּהוֹרִים הֲרֵי אוֹתוֹ הַבָּשָׂר טְרֵפָה וְהָאוֹכֵל מִמֶּנּוּ כְּזַיִת לוֹקֶה מִשּׁוּם אוֹכֵל טְרֵפָה. שֶׁהֲרֵי בָּשָׂר זֶה מִבְּהֵמָה שֶׁלֹּא נִשְׁחֲטָה וְלֹא מֵתָה. מַה לִּי טָרְפָה אוֹתָהּ חַיָּה מַה לִּי חֲתָכָהּ בְּסַכִּין מַה לִּי בְּכֻלָּהּ מַה לִּי בְּמִקְצָתָהּ. הֲרֵי הוּא אוֹמֵר (שמות כב ל) «וּבָשָׂר בַּשָּׂדֶה טְרֵפָה לֹא תֹאכֵלוּ» כֵּיוָן שֶׁנַּעֲשֵׂית הַבְּהֵמָה בָּשָׂר בַּשָּׂדֶה הֲרֵי הִיא טְרֵפָה:
11. Если животное заболело, потому что ослабло и находится на грани смерти, то оно разрешено, потому что оно не получило смертельного ранения ни в одну из конечностей и органов. Ведь Тора запрещает только те ситуации, которые напоминают ситуацию, когда животное смертельно ранено хищным диким зверем. В этой ситуации животное нанесло ему удар, от которого оно умерло. בְּהֵמָה שֶׁהִיא חוֹלָה מֵחֲמַת שֶׁתָּשַׁשׁ כֹּחָהּ וְנָטְתָה לָמוּת הוֹאִיל וְלֹא אֵרְעָה מַכָּה בְּאֵיבָר מֵאֵיבָרֶיהָ הַמְּמִיתִים אוֹתָהּ הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת. שֶׁלֹּא אָסְרָה תּוֹרָה אֶלָּא כְּעֵין טְרֵפַת חַיַּת הַיַּעַר שֶׁהֲרֵי עָשָׂה בָּהּ מַכָּה הַמְּמִיתָה אוֹתָהּ:
12. Хотя оно разрешено, великие мудрецы не ели мясо животного, которое люди спешили зарезать до того, как оно умрет. [Это справедливо] даже если оно совершает конвульсивные движения после того, как его зарезали. Это вопрос, не связанный с запретом. Тем не менее, тот, кто желает принять на себя эту строгость, достоин похвалы. אַף עַל פִּי שֶׁהִיא מֻתֶּרֶת גְּדוֹלֵי הַחֲכָמִים לֹא הָיוּ אוֹכְלִין מִבְּהֵמָה שֶׁמְּמַהֲרִין וְשׁוֹחֲטִין אוֹתָהּ כְּדֵי שֶׁלֹּא תָּמוּת וְאַף עַל פִּי שֶׁפִּרְכְּסָה בְּסוֹף שְׁחִיטָה. וְדָבָר זֶה אֵין בּוֹ אִסּוּר אֶלָּא כָּל הָרוֹצֶה לְהַחֲמִיר עַל עַצְמוֹ בְּדָבָר זֶה הֲרֵי זֶה מְשֻׁבָּח:
13. Если кто-то зарезал домашнее животное, дикого зверя или птицу, и из них не вытекает кровь, то они разрешены. Мы не говорим: возможно, они уже были мертвы. Точно так же, когда человек закалывает здоровое животное и оно не делает конвульсивных движений, то оно разрешено. Иные [правила действуют в отношении животного, которое] тяжело больно, то есть такое, которое не может поддерживать себя, когда другие заставляют его встать. [Оно попадает в эту категорию], даже если ест пищу здоровых животных. Если [такое животное] зарезано и не совершает никаких конвульсивных движений, оно является падалью, и за его употребление в пищу полагается наказание плетьми. Если же оно совершает конвульсивные движения, то его мясо дозволено. Конвульсивные движения должны быть сделаны в конце заклания. Если они совершаются в начале, они не имеют никакого значения. הַשּׁוֹחֵט בְּהֵמָה חַיָּה וְעוֹף וְלֹא יָצָא מֵהֶן דָּם הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין וְאֵין אוֹמְרִין שֶׁמָּא מֵתִים הָיוּ. וְכֵן הַשּׁוֹחֵט אֶת הַבְּרִיאָה וְלֹא פִּרְכְּסָה הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת. אֲבָל הַמְסֻכֶּנֶת וְהִיא כָּל שֶׁמַּעֲמִידִין אוֹתָהּ וְאֵינָהּ עוֹמֶדֶת אַף עַל פִּי שֶׁהִיא אוֹכֶלֶת מַאֲכַל בְּרִיאוֹת אִם שְׁחָטָהּ וְלֹא פִּרְכְּסָה כְּלָל הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה וְלוֹקִין עָלֶיהָ. וְאִם פִּרְכְּסָה הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת. וְצָרִיךְ שֶׁיִּהְיֶה הַפִּרְכּוּס בְּסוֹף הַשְּׁחִיטָה. אֲבָל בִּתְחִלָּתָהּ אֵינוֹ מוֹעִיל:
14. Что подразумевается под конвульсивными движениями? Для мелкого домашнего животного и для мелкого и крупного дикого зверя подразумевается, что оно вытянуло переднюю лапу и вернуло ее, вытянуло заднюю лапу, хотя не вернуло ее, или просто согнуло заднюю лапу. Это считается судорожным движением, и [животное] разрешено. Если же оно просто вытянуло переднюю лапу и не вернуло ее, то оно запрещено. [Это движение — всего лишь результат истечения души. В отношении крупного домашнего животного [действуют более мягкие законы]. Если оно либо вытянуло переднюю или заднюю лапу, не сгибая ее, либо согнуло переднюю или заднюю лапу, не разгибая ее, это считается судорожным движением, и оно разрешено. Если же она не вытянула и не согнула ни переднюю, ни заднюю ногу вовсе, то оно считается падалью. Что касается птицы, то даже если она только моргнула веком или взмахнула хвостом, это считается судорожным движением. כֵּיצַד הוּא הַפִּרְכּוּס בִּבְהֵמָה דַּקָּה וּבְחַיָּה גַּסָּה וְדַקָּה. בֵּין שֶׁפָּשְׁטָה יָדָהּ וְהֶחֱזִירָה אוֹ שֶׁפָּשְׁטָה רַגְלָהּ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הֶחֱזִירָה אוֹ שֶׁכְּפָפָה רַגְלָהּ בִּלְבַד הֲרֵי זֶה פִּרְכּוּס וּמֻתָּר. אֲבָל אִם פָּשְׁטָה יָדָהּ וְלֹא הֶחֱזִירָתָהּ הֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה שֶׁאֵין זוֹ אֶלָּא הוֹצָאַת נֶפֶשׁ בִּלְבַד. וּבִבְהֵמָה גַּסָּה אֶחָד הַיָּד וְאֶחָד הָרֶגֶל בֵּין שֶׁפָּשְׁטָה וְלֹא כָּפְפָה בֵּין כָּפְפָה וְלֹא פָּשְׁטָה הֲרֵי זוֹ פִּרְכּוּס וּמֻתֶּרֶת. וְאִם לֹא פָּשְׁטָה לֹא יָד וְלֹא רֶגֶל וְלֹא כָּפְפָה כְּלָל הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה. וּבְעוֹף אֲפִלּוּ לֹא רִפְרֵף אֶלָּא בְּעֵינוֹ וְלֹא כִּשְׁכֵּשׁ אֶלָּא בִּזְנָבוֹ הֲרֵי זֶה פִּרְכּוּס:
15. Если забивают опасно больное животное ночью и не знают, совершало ли оно конвульсивные движения, то оно запрещено, так как может оказаться падалью. הַשּׁוֹחֵט אֶת הַמְסֻכֶּנֶת בַּלַּיְלָה וְלֹא יָדַע אִם פִּרְכְּסָה אוֹ לֹא פִּרְכְּסָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה וַאֲסוּרָה.
16. Ни одно из веществ, запрещенных Торой, не может сочетаться друг с другом [для достижения минимальной меры, за которую человек подлежит наказанию плетьми], за исключением запретов, относящихся к назореям, как объяснялось. Поэтому, если кто-то берет небольшое количество жира, небольшое количество крови, небольшое количество мяса некошерного животного, небольшое количество мяса от падали, небольшое количество плоти некошерной рыбы, небольшое количество мяса некошерной птицы или тому подобное из других запрещенных веществ, хотя он берет из всей смеси порцию размером с оливку и съедает ее, он не подлежит наказанию плетьми. Он обязан соблюдать законы, которые действуют, если кто-то съедает половину минимальной меры [запрещенного] вещества. כָּל אִסּוּרִין שֶׁבַּתּוֹרָה אֵין מִצְטָרְפִין זֶה עִם זֶה חוּץ מֵאִסּוּרֵי נָזִיר כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר שָׁם. לְפִיכָךְ הַלּוֹקֵחַ מְעַט חֵלֶב וּמְעַט דָּם וּמְעַט בְּשַׂר בְּהֵמָה טְמֵאָה וּמְעַט בְּשַׂר נְבֵלָה וּמְעַט בְּשַׂר דָּג טָמֵא וּמְעַט בְּשַׂר עוֹף טָמֵא וְכַיּוֹצֵא בָּאֵלּוּ מִשְּׁאָר הָאִסּוּרִין וְצֵרֵף מִן הַכּל כְּזַיִת וַאֲכָלוֹ אֵינוֹ לוֹקֶה וְדִינוֹ כְּדִין אוֹכֵל חֲצִי שִׁעוּר:
17. Все [виды] падали можно сочетать вместе. Можно сочетать падаль с трефом. Все некошерные животные и дикие звери могут сочетаться друг с другом при подсчете запретной меры. Но мясо падали и мясо некошерного животного соединять нельзя. Что подразумевается? Если человек взял [часть мяса] от туши быка, часть от туши оленя, часть от туши курицы и соединил их так, что у него получилась порция мяса размером с оливку, он подлежит наказанию плетьми, если съест ее. Аналогично, если он собрал половину порции размером с оливку из мяса кошерного животного и половину порции размером с оливку из треф, или половину порции размером с оливку из мяса падали и половину из мяса, взятого от живого кошерного животного, он несет ответственность, если съест его. Аналогично, если он соберет порцию размером с оливку, [соединив] мясо верблюда, свиньи и зайца, он несет ответственность, если съест ее. Если же, наоборот, он возьмет половину порции размером с оливку от павшей туши быка и половину порции размером с оливку от верблюда [и съест их], то они не объединяются. Подобные принципы действуют во всех аналогичных ситуациях. Точно так же мясо некошерного животного, птицы или рыбы не объединяют, поскольку они связаны с разными запретами. Ведь каждое из них запрещено отдельной запрещающей заповедью, как мы уже объясняли. Тем не менее, все запрещенные виды птицы можно объединить, как и все запрещенные виды домашних животных и диких зверей. Таков общий принцип: когда вещества включены в один и тот же запрет, их можно объединить. [Если же они включены в два [отдельных] запрета, то их нельзя объединять. Исключение составляют падаль и трефа (некошерно забитое животное). [Обоснование в том, что] трефа — это начало превращения [животного] в падаль. כָּל הַנְּבֵלוֹת מִצְטָרְפוֹת זוֹ עִם זוֹ. וּנְבֵלָה מִצְטָרֶפֶת עִם טְרֵפָה. וְכֵן כָּל בְּהֵמָה וְחַיָּה הַטְּמֵאִים מִצְטָרְפִין זֶה עִם זֶה. אֲבָל בְּשַׂר נְבֵלָה עִם בְּשַׂר בְּהֵמָה טְמֵאָה אֵין מִצְטָרְפִין. כֵּיצַד. הַלּוֹקֵחַ מִנִּבְלַת הַשּׁוֹר וְנִבְלַת הַצְּבִי וְנִבְלַת הַתַּרְנְגוֹל וְקִבֵּץ מִן הַכּל כְּזַיִת בָּשָׂר וַאֲכָלוֹ לוֹקֶה. וְכֵן אִם קִבֵּץ חֲצִי זַיִת מִנִּבְלַת בְּהֵמָה טְהוֹרָה וַחֲצִי זַיִת מִן הַטְּרֵפָה אוֹ חֲצִי זַיִת מִבְּשַׂר נְבֵלָה וַחֲצִי זַיִת מִבָּשָׂר מִן הַחַי מִן הַטְּהוֹרָה וַאֲכָלוֹ לוֹקֶה. וְכֵן בְּשַׂר הַגָּמָל וְהַחֲזִיר וְהָאַרְנֶבֶת שֶׁקִּבֵּץ מִכֻּלָּם כְּזַיִת וַאֲכָלוֹ לוֹקֶה. אֲבָל אִם צֵרֵף חֲצִי זַיִת מִנִּבְלַת הַשּׁוֹר וַחֲצִי זַיִת מִבְּשַׂר הַגָּמָל אֵינָן מִצְטָרְפִין. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. וְכֵן בְּהֵמָה טְמֵאָה וְעוֹף טָמֵא אוֹ דָּג טָמֵא אֵין בְּשַׂר שְׁנֵיהֶן מִצְטָרֵף. לְפִי שֶׁהֵן שְׁנֵי שֵׁמוֹת. שֶׁהֲרֵי כָּל אֶחָד מֵהֶן בְּלָאו בִּפְנֵי עַצְמוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. אֲבָל כָּל הָעוֹפוֹת הַטְּמֵאִין מִצְטָרְפִין כְּמוֹ שֶׁמִּצְטָרְפִין כָּל בְּהֵמָה וְחַיָּה הַטְּמֵאִין. זֶה הַכְּלָל כָּל שֶׁאִסּוּרָן בְּלָאו אֶחָד מִצְטָרְפִין. בִּשְׁנֵי לָאוִין אֵין מִצְטָרְפִין. חוּץ מִנְּבֵלָה וּטְרֵפָה הוֹאִיל וְהַטְּרֵפָה תְּחִלַּת נְבֵלָה הִיא:
18. Если человек ест кожу, кости, сухожилия, рога или копыта павшего, трефного, некошерного домашнего или дикого животного, когти некошерной птицы в местах, где при отрезании их проступит кровь, или плаценту, хотя это запрещено, он не несет ответственности. [Это объясняется тем, что они не пригодны для употребления в пищу. Их нельзя сочетать с мясом [в размере] порции размером с оливку. הָאוֹכֵל מִנְּבֵלָה וּטְרֵפָה אוֹ מִבְּהֵמָה וְחַיָּה הַטְּמֵאִים מִן הָעוֹר וּמִן הָעֲצָמוֹת וּמִן הַגִּידִים וּמִן הַקַּרְנַיִם וּמִן הַטְּלָפַיִם וּמִן הַצִּפָּרְנַיִם שֶׁל עוֹף מִמְּקוֹמוֹת שֶׁמְּבַצְבֵּץ מִשָּׁם הַדָּם כְּשֶׁיֵּחָתְכוּ וּמִן הַשִּׁלְיָא שֶׁלָּהֶן אַף עַל פִּי שֶׁהוּא אָסוּר הֲרֵי זֶה פָּטוּר מִפְּנֵי שֶׁאֵלּוּ אֵינָן רְאוּיִין לַאֲכִילָה וְאֵין מִצְטָרְפִין עִם הַבָּשָׂר לִכְזַיִת:
19. [Молоко, найденное в желудке падали и в желудке некошерного животного, разрешено, ибо оно подобно другим отходам организма. Поэтому разрешается использовать [молоко, находящееся в] желудке животного, зарезанного неевреем, или в желудке некошерного домашнего животного или дикого зверя для того, чтобы сыр затвердел. Мембрана желудка, наоборот, подобна другим органам пищеварения и запрещена. קֵיבַת הַנְּבֵלָה וְקֵיבַת הַטְּמֵאָה מֻתֶּרֶת מִפְּנֵי שֶׁהִיא כִּשְׁאָר טִנֹּפֶת שֶׁבַּגּוּף. וּלְפִיכָךְ מֻתָּר לְהַעֲמִיד הַגְּבִינָה בְּקֵיבַת שְׁחִיטַת הָעַכּוּ''ם וּבְקֵיבַת בְּהֵמָה וְחַיָּה טְמֵאָה. אֲבָל עוֹר הַקֵּבָה הֲרֵי הוּא כִּשְׁאָר הַמֵּעַיִם וְאָסוּר:
20. Плацента ослицы разрешена к употреблению, потому что она подобна навозу и моче, которые разрешены. Есть кожа, которая рассматривается как мясо, и тот, кто съедает часть размером с оливку, рассматривается как тот, кто съедает часть мяса размером с оливку, при условии, что он съедает ее, когда она мягкая. עוֹר הַבָּא כְּנֶגֶד פָּנָיו שֶׁל חֲמוֹר מֻתָּר בַּאֲכִילָה מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּמוֹ הַפֶּרֶשׁ וּמֵי רַגְלַיִם שֶׁהֵן מֻתָּרִין. יֵשׁ עוֹרוֹת שֶׁהֵן כְּבָשָׂר וְהָאוֹכֵל מֵהֶן כְּזַיִת כְּאוֹכֵל מִן הַבָּשָׂר. וְהוּא כְּשֶׁיֹּאכַל אוֹתָן כְּשֶׁהֵן רַכִּים:
21. К мясу приравниваются следующие виды кож: кожа человека, кожа домашней свиньи, кожа горба верблюда, на который никогда не взваливали ношу, [потому что] он не достиг возраста [для того, чтобы служить ношей], ибо тогда он еще мягкий, кожа половых органов, кожа под хвостом, кожа зародыша, кожа ежа, хамелеона, ящерицы, улитки. Когда все эти кожи мягкие, они приравниваются к мясу в отношении всех вопросов, будь то в отношении [ответственности за] запрет на их употребление или в отношении законов ритуальной чистоты. וְאֵלּוּ שֶׁעוֹרוֹתֵיהֶן כִּבְשָׂרָן. עוֹר הָאָדָם וְעוֹר הַחֲזִיר שֶׁל יִשּׁוּב וְעוֹר חֲטוֹטֶרֶת שֶׁל גָּמָל שֶׁלֹּא טָעֲנוּ עָלָיו מַשָּׂא מֵעוֹלָם וְלֹא הִגִּיעַ לְמַשָּׂא שֶׁעֲדַיִן הִיא רַכָּה וְעוֹר בֵּית הַבּשֶׁת וְעוֹר שֶׁתַּחַת הָאַלְיָה וְעוֹר הַשָּׁלִיל וְעוֹר הָאֲנָקָה וְהַכֹּחַ וְהַלְּטָאָה וְהַחֹמֶט. כָּל אֵלּוּ הָעוֹרוֹת כְּשֶׁהֵן רַכּוֹת הֲרֵי הֵן כְּבָשָׂר לְכָל דָּבָר בֵּין לְאִסּוּר אֲכִילָה בֵּין לְטֻמְאָה:
22. Что касается быка, приговоренного к побиванию камнями, то как сказано [Шмот 21:28]: «И если рогами ударит бык мужчину или женщину, и (пострадавший) умрет, камнями будет побит бык, и не должно есть его мяса». Как же можно думать, что его можно есть после того, как его забьют камнями до смерти, ведь он стал падалью? Наоборот, Тора учит, что после того, как его приговорили к казни через забивание камнями, он становится запрещенным; он становится подобен некошерному животному. [Даже если человек поторопился и зарезал его приемлемым образом [до казни], ему запрещено извлекать из него пользу. Если он съест часть его мяса размером с оливку, он подлежит наказанию плетьми. А когда его казнят побиванием камнями, его [мясо] нельзя продавать или отдавать собакам, или нееврею, [что подразумевается фразой] «не должно быть съедено». Разрешается [извлекать пользу] из навоза быка, приговоренного к побиванию камнями. Если после вынесения приговора выяснится, что [осужденный бык] не подлежит побиванию камнями, например, свидетели, давшие показания против него, были дисквалифицированы, его можно отправить пастись со стадом. Если это было обнаружено после его казни, то разрешается извлекать пользу из [его мяса]. נֶאֱמַר בְּשׁוֹר הַנִּסְקָל (שמות כא כח) «וְלֹא יֵאָכֵל אֶת בְּשָׂרוֹ». וְהֵיאַךְ הָיָה אֶפְשָׁר לְאָכְלוֹ אַחַר שֶׁנִּסְקַל וַהֲרֵי הוּא נְבֵלָה. אֶלָּא לֹא בָּא הַכָּתוּב אֶלָּא לְהוֹדִיעֲךָ שֶׁכֵּיוָן שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ לִסְקִילָה נֶאֱסַר וְנַעֲשָׂה כִּבְהֵמָה טְמֵאָה. וְאִם קָדַם וּשְׁחָטוֹ שְׁחִיטָה כְּשֵׁרָה הֲרֵי זֶה אָסוּר בַּהֲנָיָה. וְאִם אָכַל מִבְּשָׂרוֹ כְּזַיִת לוֹקֶה. וְכֵן כְּשֶׁיִּסָּקֵל לֹא יִמָּכֵר וְלֹא יִתְּנֶנּוּ לִכְלָבִים וְלֹא לְעַכּוּ''ם לְכָךְ נֶאֱמַר לֹא יֵאָכֵל אֶת בְּשָׂרוֹ. וּפֶרֶשׁ שֶׁל שׁוֹר הַנִּסְקָל מֻתָּר בַּהֲנָאָה. נוֹדַע שֶׁהוּא פָּטוּר מִסְּקִילָה אַחַר שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ כְּגוֹן שֶׁהוּזְמוּ הָעֵדִים יֵצֵא וְיִרְעֶה בָּעֵדֶר. וְאִם נוֹדַע אַחַר שֶׁנִּסְקָל הֲרֵי זֶה מֻתָּר בַּהֲנָיָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter