СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 19:52

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуального убоя скота и птицы. Они включают в себя пять заповедей: три повелевающие и две запрещающие. 1. [Правильно] забивать [скотину] и лишь потом есть. 2. Не забивать [скотину] и ее дитя в один день. 3. Прикрывать кровь дикого зверя и птицы [после забоя]. 4. Не брать [птицу-] мать, вместе с птенцами. 5. Отпускать [птицу-] мать, если ты взял ее вместе с птенцами. רמב»ם הלכות שחיטה — הקדמה הלכות שחיטה. יש בכללן חמש מצות, שלש מצות עשה, ושתים מצות לא תעשה. וזה הוא פרטן: )א) לשחוט ואחר כך יאכל. (ב) שלא לשחוט אותו ואת בנו ביום אחד. (ג) לכסות דם חיה ועוף. (ד) שלא ליקח האם על הבנים. (ה) לשלח האם אם לקחה על הבנים. וביאור מצות אלו בפרקים אלו.

Законы ритуального убоя скота и птицы. Гл. 1

1. Повелевающая заповедь Торы заключается в том, что каждый, кто желает отведать мяса домашнего животного, дикого зверя или птицы, должен забить [его] согласно требованиям еврейского закона, и затем есть его, как сказано [Дварим 12:21]: «Заколи от твоего крупного и мелкого скота, который дал Г-сподь тебе, как я повелел тебе, и ешь во вратах твоих, сколько угодно душе твоей». А в отношении первородного животного с пороком [Дварим 12:22] сказано: «Только как едят серну и оленя, так ешь это; нечистый и чистый вместе могут есть это». Из этого мы заключаем, что дикий зверь подчиняется тем же законам, что и домашнее животное, в отношении ритуального заклания. Что же касается птицы, то сказано [Ваикра 17:13]: «И всякий из сынов Исраэля и из пришельцев, проживающих среди них, кто поймает ловитву, зверя или птицу, каких едят, пусть изольет его кровь и покроет ее землей». Это учит, что законы о пролитии крови птицы аналогичны о пролитии крови дикого зверя. מִצְוַת עֲשֵׂה שֶׁיִּשְׁחֹט מִי שֶׁיִּרְצֶה לֶאֱכֹל בְּשַׂר בְּהֵמָה חַיָּה וְעוֹף וְאַחַר כָּךְ יֹאכַל שֶׁנֶּאֱמַר (דברים יב כא) «וְזָבַחְתָּ מִבְּקָרְךָ וּמִצֹּאנְךָ». וְנֶאֱמַר בִּבְכוֹר בַּעַל מוּם (דברים יב כב) «אַךְ כַּאֲשֶׁר יֵאָכֵל אֶת הַצְּבִי וְאֶת הָאַיָּל». הָא לָמַדְתָּ שֶׁחַיָּה כִּבְהֵמָה לְעִנְיַן שְׁחִיטָה. וּבְעוֹף הוּא אוֹמֵר (ויקרא יז יג) «אֲשֶׁר יָצוּד צֵיד חַיָּה אוֹ עוֹף» וְגוֹ' (ויקרא יז יג) «וְשָׁפַךְ אֶת דָּמוֹ» מְלַמֵּד שֶׁשְּׁפִיכַת דַּם הָעוֹף כִּשְׁפִיכַת דַּם הַחַיָּה:
2. Законы, регулирующие ритуальный забой, одинаковы во всех случаях. Поэтому тот, кто закалывает домашнее животное, зверя или птицу, должен сначала произнести благословение: «[Благословен...] освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам о забое скота». Если он не произнес благословение, сознательно или непреднамеренно, мясо разрешено. Запрещено есть зарезанное животное в течение всего времени, пока оно пребывает в предсмертных муках. Если человек ест его до того, как оно умрет, он нарушает запрет. [Это действие] включено в запрет [Ваикра 19:26]: «Не ешьте при крови». Однако виновника не бьют плетьми. Разрешается срезать с туши животного мясо после ритуального забоя, но до того, как оно умрет. Это мясо следует тщательно посолить, тщательно вымыть и оставить до тех пор, пока животное не умрет. После этого его можно есть. וְהִלְכוֹת שְׁחִיטָה בְּכֻלָּן אַחַת הֵן. לְפִיכָךְ הַשּׁוֹחֵט בְּהֵמָה אוֹ חַיָּה אוֹ עוֹף מְבָרֵךְ תְּחִלָּה אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל הַשְּׁחִיטָה. וְאִם לֹא בֵּרֵךְ בֵּין בְּשׁוֹגֵג בֵּין בְּמֵזִיד הַבָּשָׂר מֻתָּר. וְאָסוּר לֶאֱכֹל מִן הַשְּׁחוּטָה כָּל זְמַן שֶׁהִיא מְפַרְכֶּסֶת. וְהָאוֹכֵל מִמֶּנָּה קֹדֶם שֶׁתֵּצֵא נַפְשָׁהּ עוֹבֵר בְּלֹא תַּעֲשֶׂה. וַהֲרֵי הוּא בִּכְלַל (ויקרא יט כו) «לֹא תֹאכְלוּ עַל הַדָּם» וְאֵינוֹ לוֹקֶה. וּמֻתָּר לַחְתֹּךְ מִמֶּנָּה אַחַר שְׁחִיטָה קֹדֶם שֶׁתֵּצֵא נַפְשָׁהּ וּמוֹלְחוֹ יָפֶה יָפֶה וּמְדִיחוֹ יָפֶה יָפֶה וּמַנִּיחוֹ עַד שֶׁתָּמוּת וְאַחַר כָּךְ יֹאכְלֶנּוּ:
3. Рыбу и саранчу не нужно убивать. Наоборот, их можно есть, собрав их. Как написано [Ваикра 11:22]: «Этих из них можете есть: саранчу по виду ее, и солам по виду его, и харгола по виду его, и хагава по виду его». Эти слова указывают на то, что «если бы собрана была для них вся рыба морская, то и ее было бы достаточно». Это указывает на то, что сбор рыбы подобен забою крупного рогатого скота и овец. А что касается саранчи, то сказано [Йешайа 33:4]: «Как собирают саранчу», т.е. одного только сбора [достаточно]. Поэтому, если рыба умирает естественным образом в воде, она разрешена. И разрешено есть ее, пока она жива. דָּגִים וַחֲגָבִים אֵינָן צְרִיכִים שְׁחִיטָה אֶלָּא אֲסִיפָתָן הִיא הַמַּתֶּרֶת אוֹתָן. הֲרֵי הוּא אוֹמֵר (במדבר יא כב) «הֲצֹאן וּבָקָר יִשָּׁחֵט לָהֶם וּמָצָא לָהֶם אִם אֶת כָּל דְּגֵי הַיָּם יֵאָסֵף לָהֶם», אֲסֵפַת דָּגִים כִּשְׁחִיטַת בָּקָר וְצֹאן. וּבַחֲגָבִים נֶאֱמַר (ישעיה לג ד) «אֹסֶף הֶחָסִיל», בַּאֲסִיפָה לְבַדָּהּ. לְפִיכָךְ אִם מֵתוּ מֵאֲלֵיהֶן בְּתוֹךְ הַמַּיִם מֻתָּרִין. וּמֻתָּר לְאָכְלָן חַיִּים:
4. Убой скота, о котором Тора упоминает без подробностей, должен быть объяснен для понимания: 1) какое место в животном [подходит] для надреза ножом при ритуальном забое; 2) каков размер разреза; 3) чем мы забиваем; 4) когда мы забиваем; 4) в каком месте [на шее животного] мы делаем разрез; 5) как мы забиваем; 6) какие факторы препятствуют забою; 6) кто может забивать? Обо всех этих деталях нам было сказано в Торе [Дварим 12:21]: «То заколи от твоего крупного и мелкого скота, который дал Г-сподь тебе, как я повелел тебе». Все эти факторы были заповеданы нам устно, как и в отношении остальной части Устного Закона, которая называется «заповедь», как мы объяснили в начале этого текста. זְבִיחָה זוֹ הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה סְתָם צָרִיךְ לְפָרֵשׁ אוֹתָהּ וְלֵידַע בְּאֵי זֶה מָקוֹם מִן הַבְּהֵמָה שׁוֹחֲטִין. וְכַמָּה שִׁעוּר הַשְּׁחִיטָה. וּבְאֵי זֶה דָּבָר שׁוֹחֲטִין. וּמָתַי שׁוֹחֲטִין. וְהֵיכָן שׁוֹחֲטִין. וְכֵיצַד שׁוֹחֲטִין. וּמַה הֵן הַדְּבָרִים הַמַּפְסִידִין אֶת הַשְּׁחִיטָה. וּמִי הוּא הַשּׁוֹחֵט. וְעַל כָּל הַדְּבָרִים הָאֵלּוּ צִוָּנוּ בַּתּוֹרָה וְאָמַר (דברים יב כא) «וְזָבַחְתָּ מִבְּקָרְךָ» וְגוֹ' (דברים יב כא) «כַּאֲשֶׁר צִוִּיתִךָ וְאָכַלְתָּ בִּשְׁעָרֶיךָ» וְגוֹ' שֶׁכָּל הַדְּבָרִים הָאֵלּוּ עַל פֶּה צִוָּה בָּהֶן כִּשְׁאָר תּוֹרָה שֶׁבְּעַל פֶּה שֶׁהִיא הַנִּקְרֵאת (שמות כד יב) «מִצְוָה» כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּתְחִלַּת חִבּוּר זֶה:
5. Животное следует закалывать в шею. Вся шея приемлема для заклания. Что подразумевается? Если говорить о пищеводе, то от начала того места, где при разрезании он сжимается, до места, где растут волосы, и он начинает казаться расщепленным, как желудок, то это и есть место убоя в отношении пищевода. מְקוֹם הַשְּׁחִיטָה מִן הַחַי הוּא הַצַּוָּאר. וְכָל הַצַּוָּאר כָּשֵׁר לִשְׁחִיטָה. כֵּיצַד. בַּוֵּשֶׁט מִתְּחִלַּת הַמָּקוֹם שֶׁכְּשֶׁחוֹתְכִין אוֹתוֹ מִתְכַּוֵּץ עַד מָקוֹם שֶׁיַּשְׂעִיר וְיַתְחִיל לִהְיוֹת פְּרָצִין פְּרָצִין כְּכֶרֶס. זֶה הוּא מְקוֹם הַשְּׁחִיטָה בַּוֵּשֶׁט:
6. Если резать выше этого места — в области, называемой входом в пищевод — или ниже этого места — т.е. начала пищеварительной системы, то убой недопустим. Мера входа в пищевод, выше которой непригодно для убоя животное или зверь, такова, что его можно захватить двумя пальцами. Что касается птицы, то это зависит от ее размера. Нижний предел простирается до пашины. שָׁחַט לְמַעְלָה מִמָּקוֹם זֶה וְהוּא הַנִּקְרָא תַּרְבַּץ הַוֵּשֶׁט אוֹ לְמַטָּה מִמָּקוֹם זֶה וְהוּא מִתְּחִלַּת בְּנֵי מֵעַיִם שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. וְשִׁעוּר תַּרְבַּץ הַוֵּשֶׁט שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לִשְׁחִיטָה לְמַעְלָה בִּבְהֵמָה וְחַיָּה כְּדֵי שֶׁיֹּאחַז בִּשְׁתֵּי אֶצְבְּעוֹתָיו וּבְעוֹף הַכּל לְפִי גָּדְלוֹ וְקָטְנוֹ. וּלְמַטָּה עַד הַזֶּפֶק:
7. В каком месте можно перерезать трахею? От косого среза крышки вниз до начала боковой поверхности легкого, когда животное вытягивает шею на пастбище, это и есть место убоя по отношению к дыхательному горлу. Область напротив этого места с внешней стороны называется шеей. וְאֵי זֶה הוּא מְקוֹם שְׁחִיטָה בַּקָּנֶה. מִשִּׁפּוּי כּוֹבַע וּלְמַטָּה עַד רֹאשׁ כְּנַף הָרֵאָה כְּשֶׁתִּמְשֹׁךְ הַבְּהֵמָה צַוָּארָהּ לִרְעוֹת. זֶה הוּא מְקוֹם הַשְּׁחִיטָה בַּקָּנֶה. וְכָל שֶׁכְּנֶגֶד הַמָּקוֹם הַזֶּה מִבַּחוּץ נִקְרָא צַוָּאר:
8. Если животное напряглось и сильно вытянуло шею, или забойщик приложил усилия к знакам и вытянул их вверх, но в месте заклания перерезал шею, то остается неразрешенное сомнение, является ли [животное] падалью. Ибо место, где были перерезаны пищевод и дыхательное горло, не является местом, где [обычно] забивают [животное]. אָנְסָה הַבְּהֵמָה עַצְמָהּ וּמָשְׁכָה צַוָּארָהּ הַרְבֵּה אוֹ שֶׁאִנֵּס הַשּׁוֹחֵט אֶת הַסִּימָנִין וּמְשָׁכָן לְמַעְלָה וְשָׁחַט בִּמְקוֹם שְׁחִיטָה בַּצַּוָּאר וְנִמְצֵאת הַשְּׁחִיטָה בַּקָּנֶה אוֹ בַּוֵּשֶׁט שֶׁלֹּא בִּמְקוֹם שְׁחִיטָה הֲרֵי זֶה סְפֵק נְבֵלָה:
9. Забойщик должен зарезать по центру шеи. Если он зарезает сбоку, это допустимо. Какова мера убоя? Нужно [перерезать] два опознавательных знака — дыхательное горло и пищевод. Превосходный забой подразумевает перерезание обоих, будь то животное или птица, и забойщик должен иметь такое намерение. [Если отрезать большую часть одного из них для птицы и большую часть обоих для животного или зверя, то забой будет приемлемым. וְצָרִיךְ הַשּׁוֹחֵט שֶׁיִּשְׁחֹט בְּאֶמְצַע הַצַּוָּאר. וְאִם שָׁחַט מִן הַצְּדָדִין שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה. וְכַמָּה הוּא שִׁעוּר הַשְּׁחִיטָה. שְׁנֵי הַסִּימָנִין שֶׁהֵן הַקָּנֶה וְהַוֵּשֶׁט הַשְּׁחִיטָה הַמְעֻלָּה שֶׁיֵּחָתְכוּ שְׁנֵיהֶן בֵּין בִּבְהֵמָה בֵּין בְּעוֹף. וְלָזֶה יִתְכַּוֵּן הַשּׁוֹחֵט. וְאִם שָׁחַט רֹב אֶחָד מֵהֶן בְּעוֹף וְרֹב הַשְּׁנַיִם בִּבְהֵמָה וּבְחַיָּה שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
10. Если при забое животного человек разрезал один знак полностью и половину другого знака, то его забой неприемлем. Если же он срезал большую часть обоих знаков, даже если в каждом случае он срезал лишь на волосок больше половины, это приемлемо. Поскольку он разрезал даже самую малую часть больше половины, он срезал большинство. שָׁחַט הָאֶחָד כֻּלּוֹ וְחֶצְיָהּ הַשֵּׁנִי בִּבְהֵמָה שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. רֻבּוֹ שֶׁל זֶה וְרֻבּוֹ שֶׁל זֶה אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא שָׁחַט מִכָּל אֶחָד מֵהֶן אֶלָּא יֶתֶר עַל חֶצְיוֹ כְּחוּט הַשַּׂעֲרָה הֲרֵי זוֹ כְּשֵׁרָה. כֵּיוָן שֶׁשָּׁחַט יֶתֶר עַל חֶצְיוֹ כָּל שֶׁהוּא רֻבּוֹ הוּא:
11. Если он перережет половину одного и половину другого — даже в птице — убой непригоден. Если трахея перерезана наполовину, а потом довели разрез до большей ее части, то убой допустим. [Это справедливо] независимо от того, начинает ли человек [с части трахеи], которая цела, и доходит до щели, или он вставляет нож в щель и [увеличивает ее размер, пока не будет разрезана] большая часть. שָׁחַט חֶצְיוֹ שֶׁל זֶה וְחֶצְיוֹ שֶׁל זֶה אֲפִלּוּ בְּעוֹף שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. קָנֶה שֶׁהָיָה חֶצְיוֹ פָּסוּק וְשָׁחַט עַל מָקוֹם הֶחָתוּךְ מְעַט וְהִשְׁלִימוֹ לְרֹב בֵּין שֶׁהִתְחִיל לִשְׁחֹט בַּמָּקוֹם הַשָּׁלֵם וּפָגַע בַּחֲתָךְ בֵּין שֶׁהִכְנִיס אֶת הַסַּכִּין בַּחֲתָךְ וְהִשְׁלִימוֹ לְרֹב שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
12. Каждый забойщик обязан проверить признаки после заклания. Если он не проверил, и голова животного была отрезана до того, как он смог проверить, [животное] считается [падалью]. [Это верно даже] если забойщик был ловким и опытным. כָּל הַשּׁוֹחֵט צָרִיךְ לִבְדֹּק הַסִּימָנִין לְאַחַר שְׁחִיטָה. וְאִם לֹא בָּדַק וְנֶחְתַּךְ הָרֹאשׁ קֹדֶם שֶׁיִּבָּדֵק הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה. וַאֲפִלּוּ הָיָה הַשּׁוֹחֵט זָרִיז וּמָהִיר:
13. Каждое животное при жизни считается запретным до тех пор, пока не будет точно известно, что оно было зарезано приемлемым способом. כָּל בְּהֵמָה בְּחַיֶּיהָ בְּחֶזְקַת אִסּוּר עוֹמֶדֶת עַד שֶׁיִּוָּדַע בְּוַדַּאי שֶׁנִּשְׁחֲטָה שְׁחִיטָה כְּשֵׁרָה:
14. Чем мы можем резать? Любым предметом: металлическим ножом, кремнем, стеклом, краем камыша или подобным ему из числа предметов, которые режут. [Это относится к ножу, если его край острый и не имеет борозд. Если же на краю предмета, которым режут, есть борозда, даже если она очень мала, забой недопустим. ובְּאֵי זֶה דָּבָר שׁוֹחֲטִין. בְּכָל דָּבָר בֵּין בְּסַכִּין שֶׁל מַתֶּכֶת בֵּין בְּצוּר אוֹ בִּזְכוּכִית אוֹ בִּקְרוּמִית שֶׁל קְנֵה הָאֲגַם וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מִדְּבָרִים הַחוֹתְכִין. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה פִּיהָ חַד וְלֹא יִהְיֶה בָּהּ פְּגָם. אֲבָל אִם הָיָה כְּמוֹ תֶּלֶם בְּחֻדּוֹ שֶׁל דָּבָר שֶׁשּׁוֹחֲטִין בּוֹ וַאֲפִלּוּ הָיָה הַתֶּלֶם קָטָן בְּיוֹתֵר שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה:
15. Если скол был только на одной стороне ножа, не следует забивать им [вначале]. [После этого], если зарезали с ним, используя сторону, на которой изъяна не было видно, забой допустим. הָיָה הַתֶּלֶם הַזֶּה מֵרוּחַ אַחַת לֹא יִשְׁחֹט בָּהּ. וְאִם שָׁחַט דֶּרֶךְ הָרוּחַ שֶׁאֵין הַפְּגִימָה נִכֶּרֶת בָּהּ שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
16. Что имеется в виду? Нож, который проверяли, проводя им [по пальцу], и не чувствовали на нем никакого изъяна, но, когда отводили его назад, чувствовали, что на нем есть изъян. Если зарезали, проведя им вперед и не отводя назад, то забой допустим. Если же оттянули назад, то забой неприемлем. כֵּיצַד. סַכִּין שֶׁתִּבָּדֵק בְּהוֹלָכָה וְלֹא תַּרְגִּישׁ שֶׁיֵּשׁ בָּהּ פְּגָם וּכְשֶׁתַּחְזִיר אוֹתָהּ בַּהֲבָאָה תַּרְגִּישׁ שֶׁיֵּשׁ בָּהּ פְּגָם. אִם שָׁחַט בָּהּ דֶּרֶךְ הוֹלָכָה וְלֹא הֵבִיא שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה. וְאִם הֵבִיא שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה:
17. Если нож поднимается и опускается [по кривой], как змея, но не имеет изъяна, то можно зарезать им в качестве первоначального и предпочтительного варианта. Если кромка ножа гладкая, но не острая, можно резать им, поскольку он не имеет порока. Даже если передавать его туда-сюда весь день, пока забой не будет завершен, забой допустим. סַכִּין שֶׁהִיא עוֹלָה וְיוֹרֶדֶת כְּנָחָשׁ וְאֵין בָּהּ פְּגָם שׁוֹחֲטִין בָּהּ לְכַתְּחִלָּה. וסַכִּין שֶׁפִּיהָ חָלָק וְאֵינָהּ חַדָּה הוֹאִיל וְאֵין בָּהּ פְּגָם שׁוֹחֲטִין בָּהּ. וְאַף עַל פִּי שֶׁהוֹלִיךְ וְהֵבִיא בָּהּ כָּל הַיּוֹם עַד שֶׁשָּׁחְטָה שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
18. Если нож наточен остро, но лезвие его не гладко, а прикосновение к нему подобно прикосновению к кончику зернового колоса, который намотался на палец, [тем не менее], поскольку на нем нет изъяна, им можно резать. סַכִּין חַדָּה שֶׁהֻשְׁחֲזָה וַהֲרֵי אֵינָהּ חֲלָקָה אֶלָּא מַגָּעָתָהּ כְּמַגָּע רֹאשׁ הַשִּׁבּלֶת שֶׁהוּא מִסְתַּבֵּךְ בְּאֶצְבַּע. הוֹאִיל וְאֵין בָּהּ פְּגָם שׁוֹחֲטִין בָּהּ:
19. Если кто-либо вырывает тростник или зуб [животного], или срезает кремень или гвоздь, если они острые и не имеют порока, то можно зарезать ими. Если же он воткнул их в землю, то не следует забивать ими, пока они воткнуты в землю. [После этого], если человек зарезал [в такой ситуации], такой убой приемлем. הַתּוֹלֵשׁ קָנֶה אוֹ שֵׁן אוֹ שֶׁקָּצַץ צוּר אוֹ צִפֹּרֶן וַהֲרֵי הֵן חַדִּין וְאֵין בָּהֶן פְּגָם שׁוֹחֲטִין בָּהֶן. וְאִם נְעָצָן בַּקַּרְקַע לֹא יִשְׁחֹט בָּהֶן כְּשֶׁהֵן נְעוּצִין. וְאִם שָׁחַט שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
20. Если зарезали этими предметами тогда, когда они были связаны со своими корнями, то забой неприемлем, даже если у них нет порока. שָׁחַט בָּהֶן כְּשֶׁהֵן מְחֻבָּרִין מִתְּחִלַּת בְּרִיָּתָן קֹדֶם שֶׁיַּעֲקֹר אוֹתָן שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין בָּהֶם פְּגָם:
21. Если человек взял челюстную кость животного, у которого были острые зубы, и зарезал им, то такой забой недопустим, ибо они подобны серпу. Однако если в челюсти закреплен только один зуб, то можно зарезать им в качестве первоначального и предпочтительного варианта, даже если он закреплен на челюсти. לָקַח לְחִי בְּהֵמָה שֶׁיֵּשׁ בּוֹ שִׁנַּיִם חַדּוֹת וְשָׁחַט בָּהֶן שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. מִפְּנֵי שֶׁהֵן כְּמַגָּל. אֲבָל בְּשֵׁן אַחַת הַקְּבוּעָה בַּלֶּחִי שׁוֹחֵט בָּהּ לְכַתְּחִלָּה וְאַף עַל פִּי שֶׁהִיא קְבוּעָה בּוֹ:
22. Если человек прокалил нож в огне и зарезал им, то забой допустим. Если одна сторона ножа с зазубринами, как у серпа, а другая сторона гладкая, то не следует забивать гладкой стороной в качестве начальной и предпочтительной меры. [Это] постановление, чтобы не забивали другой стороной. Если зарезали [ею], то, поскольку зарезали желательной стороной, забой допустим. לִבֵּן הַסַּכִּין בָּאוּר וְשָׁחַט בָּהּ שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה. סַכִּין שֶׁצִּדָּהּ אֶחָד מַגָּל וְצִדָּהּ הַשֵּׁנִי יָפֶה לֹא יִשְׁחֹט בַּצַּד הַיָּפֶה לְכַתְּחִלָּה גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִשְׁחֹט בַּצַּד הָאַחֵר. וְאִם שָׁחַט הוֹאִיל וּבַצַּד הַיָּפֶה שָׁחַט שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
23. Забойщик должен проверить остроту ножа с обеих сторон [перед забоем]. Как он должен проверить его? Он должен провести им по мякоти пальца своего и провести им по ногтю своего пальца с трех сторон, т.е. по кончику и по обеим сторонам, так, чтобы на нем не было никакого изъяна. [Только] после этого он может резать им. הַשּׁוֹחֵט צָרִיךְ שֶׁיִּבְדֹּק הַסַּכִּין בְּחֻדָּהּ וּמִצַּד זֶה וּמִצַּד זֶה. וְכֵיצַד בּוֹדְקָהּ. מוֹלִיכָהּ וּמְבִיאָהּ עַל בְּשַׂר אֶצְבָּעוֹ וּמוֹלִיכָהּ וּמְבִיאָהּ עַל צִפָּרְנוֹ מִשָּׁלֹשׁ רוּחוֹתֶיהָ שֶׁהֵן פִּיהָ וּשְׁנֵי צְדָדָיו כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה בָּהּ פְּגָם כְּלָל וְאַחַר כָּךְ יִשְׁחֹט בָּהּ:
24. После забоя скота также следует осмотреть нож подобным образом. Ибо если после этого на нем обнаружится изъян, то остается неразрешенное сомнение, является ли животное падалью. Ибо, возможно, [нож] испортился [при разрезании] кожи, и когда он разрезал знаки, он разрезал их испорченным ножом. По этой причине, когда человек забивает много животных или много птицы, он должен проверять [нож] между каждым [забоем]. Ибо если он не проверил, а затем проверил [после заклания] последнего и обнаружил, что [нож] испорчен, то остается неразрешенное сомнение, все ли они — даже первые — являются падалью или нет. וְצָרִיךְ לִבְדֹּק כֵּן אַחַר הַשְּׁחִיטָה שֶׁאִם מָצָא בָּהּ פְּגָם אַחַר הַשְּׁחִיטָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה שֶׁמָּא בָּעוֹר נִפְגְּמָה וּכְשֶׁשָּׁחַט הַסִּימָנִים בְּסַכִּין פְּגוּמָה שָׁחַט. לְפִיכָךְ הַשּׁוֹחֵט בְּהֵמוֹת רַבּוֹת אוֹ עוֹפוֹת רַבִּים צָרִיךְ לִבְדֹּק בֵּין כָּל אַחַת וְאַחַת. שֶׁאִם לֹא בָּדַק וּבָדַק בָּאַחֲרוֹנָה וְנִמְצֵאת סַכִּין פְּגוּמָה הֲרֵי הַכּל סְפֵק נְבֵלוֹת וַאֲפִלּוּ הָרִאשׁוֹנָה:
25. Если резник проверил нож, зарезал им, но не проверил его после забоя, а затем использовал его, чтобы сломать кость, кусок дерева или тому подобное, а после этого проверил его и обнаружил, что он неприемлем, то его забой является приемлемым. [Подобным образом, если человек проявил небрежность и не проверил свой нож [после забоя] или нож был утерян до того, как его можно было проверить, забой допустим. בָּדַק הַסַּכִּין וְשָׁחַט בָּהּ וְלֹא בְּדָקָהּ אַחַר שְׁחִיטָה וְשָׁבַר בָּהּ עֶצֶם אוֹ עֵץ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְאַחַר כָּךְ בָּדַק וּמְצָאָהּ פְּגוּמָה שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה. שֶׁחֶזְקַת הַסַּכִּין שֶׁנִּפְגְּמָה בַּדָּבָר הַקָּשֶׁה שֶׁשָּׁבַר בָּהּ. וְכֵן אִם פָּשַׁע וְלֹא בָּדַק הַסַּכִּין אוֹ שֶׁאָבְדָה הַסַּכִּין עַד שֶׁלֹּא יִבְדֹּק שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
26. Если у забойщика нет ножа, которым он режет, проверенного мудрецом, и он режет скот для себя, а потом показывает его мудрецам. Даже если нож окажется пригодным [и пройдет] проверку, мы, тем не менее, налагаем на него запрет отлучения, [чтобы] он не полагался на себя в другом случае, и если потом нож окажется испорченным, но он все равно будет резать им. Если [при осмотре] обнаружится, что нож испорчен, его отстраняют от должности и налагают отлучение. Мы объявляем все мясо, которое он зарезал, неприемлемым. כָּל טַבָּח שֶׁלֹּא בָּדַק הַסַּכִּין שֶׁלּוֹ שֶׁשּׁוֹחֵט בָּהּ לִפְנֵי חָכָם וְשָׁחַט בָּהּ לְעַצְמוֹ בּוֹדְקִין אוֹתָהּ. אִם נִמְצֵאת יָפָה וּבְדוּקָה מְנַדִּין אוֹתוֹ לְפִי שֶׁיִּסְמֹךְ עַל עַצְמוֹ פַּעַם אַחֶרֶת וְתִהְיֶה פְּגוּמָה וְיִשְׁחֹט בָּהּ. ואִם נִמְצֵאת פְּגוּמָה מַעֲבִירִין אוֹתוֹ וּמְנַדִּין אוֹתוֹ וּמַכְרִיזִין עַל כָּל בָּשָׂר שֶׁשָּׁחַט שֶׁהוּא טְרֵפָה:
27. Какой длины должен быть нож для убоя скота? Даже малейшей длины, если он не слишком тонкий, чтобы не пронзить и не протыкать, как шило и тому подобное. כַּמָּה הוּא אֹרֶךְ הַסַּכִּין שֶׁשּׁוֹחֵט. כָּל שֶׁהוּא. וְהוּא שֶׁלֹּא יִהְיֶה דָּבָר דַּק שֶׁנּוֹקֵב וְאֵינוֹ שׁוֹחֵט כְּמוֹ רֹאשׁ הָאִזְמֵל הַקָּטָן וְכַיּוֹצֵא בּוֹ:
28. Когда можно совершать забой? В любое время, будь то днем или ночью, при условии, что [ночью] у него есть с собой факел, чтобы он видел, что делает. Если человек закалывает в темноте, его забой допустим. וּמָתַי שׁוֹחֲטִין. בְּכָל זְמַן. בֵּין בַּיּוֹם בֵּין בַּלַּיְלָה. וְהוּא שֶׁתִּהְיֶה אֲבוּקָה עִמּוֹ כְּדֵי שֶׁיִּרְאֶה מַה יַּעֲשֶׂה. וְאִם שָׁחַט בַּאֲפֵלָה שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
29. Если кто-либо по неосторожности зарезал скот в Йом-Кипур или в субботу, этот забой допустим, хотя, если бы он действовал умышленно, он бы понес ответственность своей жизнью или наказанием плетьми [за забой] в Йом-Кипур. הַשּׁוֹחֵט בְּיוֹם הַכִּפּוּרִים אוֹ בְּשַׁבָּת בְּשׁוֹגֵג אַף עַל פִּי שֶׁאִלּוּ הָיָה מֵזִיד הָיָה מִתְחַיֵּב בְּנַפְשׁוֹ אוֹ מִתְחַיֵּב מַלְקוֹת עַל יוֹם הַכִּפּוּרִים שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter