СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 15:50

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о клятвах. Гл. 4

1. Если человек дал клятву, что не будет ничего есть в этот день, но съел меньше, чем порцию размером с оливку, он не несет ответственности. Ведь термин «есть» означает количество не меньше, чем порция размером с оливку. Это, как если бы он съел меньше минимальной меры падали, трефного мяса и т.п. Если он сказал: «[Я даю] клятву, что не буду есть это», и съел его, он несет ответственность, даже если то, относительно которого он дал клятву, размером с одно горчичное зерно или меньше. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל הַיּוֹם כְּלוּם וְאָכַל פָּחוֹת מִכְּזַיִת פָּטוּר. שֶׁאֵין אֲכִילָה פְּחוּתָה מִכְּזַיִת. וַהֲרֵי הוּא כְּאוֹכֵל חֲצִי שִׁעוּר מִנְּבֵלוֹת וּטְרֵפוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. וְאִם אָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל דָּבָר זֶה וַאֲכָלוֹ חַיָּב. וַאֲפִלּוּ הָיָה הַדָּבָר שֶׁנִּשְׁבַּע עָלָיו זֶרַע חַרְדָּל אֶחָד אוֹ פָּחוֹת מִמֶּנּוּ:
2. Если он дал клятву, что не будет пробовать ничего, но съел даже самое малое количество пищи, он несет ответственность. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יִטְעֹם כְּלוּם וְאָכַל כָּל שֶׁהוּא חַיָּב:
3. Если кто-то дает клятву не есть в определенный день и пьет, он несет ответственность, поскольку запрет на еду включает в себя и питье. Поэтому, если он и ел, и пил, он подлежит наказанию только одной поркой, если он действовал умышленно, или одним приношением за грех, если он совершил проступок непреднамеренно. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל הַיּוֹם וְשָׁתָה חַיָּב שֶׁהַשְּׁתִיָּה בִּכְלַל אֲכִילָה. לְפִיכָךְ אִם אָכַל וְשָׁתָה אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא מַלְקוֹת אַחַת אִם הָיָה מֵזִיד אוֹ חַטָּאת אַחַת אִם הָיָה שׁוֹגֵג:
4. Если кто-то дал клятву не пить в определенный день, то ему разрешается есть, потому что запрет на питье не включает в себя еду. Сколько необходимо выпить, чтобы он понес ответственность? Мне кажется, что он не несет ответственности до тех пор, пока не выпьет четверть лога (86 мл), как и в случае с другими запретами. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יִשְׁתֶּה הַיּוֹם הֲרֵי זֶה מֻתָּר לֶאֱכֹל. שֶׁאֵין אֲכִילָה בִּכְלַל שְׁתִיָּה. וְכַמָּה יִשְׁתֶּה וִיהֵא חַיָּב. נִרְאֶה לִי שֶׁאֵינוֹ חַיָּב עַד שֶׁיִּשְׁתֶּה רְבִיעִית כִּשְׁאָר הָאִסּוּרִין:
5. Если кто-либо дал клятву не есть в определенный день и съел много видов пищи, или дал клятву не пить в определенный день и выпил много напитков, то он несет ответственность только один раз. Даже если он сказал: «[Я даю] клятву, что сегодня я не буду есть мясо, хлеб или бобы», а он съел все [эти виды пищи]. Он несет ответственность только один раз. Все [эти продукты] можно соединить вместе, чтобы получилась порция размером с оливку. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם וְאָכַל מִינִין הַרְבֵּה. אוֹ שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֶשְׁתֶּה הַיּוֹם וְשָׁתָה מִינֵי מַשְׁקִין הַרְבֵּה אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת. וַאֲפִלּוּ אָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם בָּשָׂר וּפַת וְקִטְנִית וְאָכַל הַכּל אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת. וְכֻלָּן מִצְטָרְפִין לִכְזַיִת:
6. Если кто-то дает клятву не есть и не пить, а потом ест и пьет, то он несет двойную ответственность. Хотя питье включается в еду, но поскольку он специально сказал: «И я не буду пить», он показал свое намерение не включать питье в еду. Таким образом, он как будто дал клятву независимо от этого и независимо от этого. Поэтому он несет двойную ответственность. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל וְשֶׁלֹּא אֶשְׁתֶּה וְאָכַל וְשָׁתָה חַיָּב שְׁתַּיִם שֶׁהַשְּׁתִיָּה בִּכְלַל אֲכִילָה. וְהוֹאִיל וּפֵרֵט וְאָמַר וְשֶׁלֹּא אֶשְׁתֶּה גִּלָּה דַּעְתּוֹ שֶׁלֹּא כָּלַל הַשְּׁתִיָּה בִּכְלַל הָאֲכִילָה וְנִמְצָא כְּנִשְׁבָּע עַל זֶה בִּפְנֵי עַצְמוֹ וְעַל זֶה בִּפְנֵי עַצְמוֹ וּלְפִיכָךְ חַיָּב שְׁתַּיִם:
7. Аналогично, если человек сказал: «[Я даю] клятву, что не буду есть хлеб из пшеницы, хлеб из ячменя или хлеб из гречихи», то он несет ответственность за каждый из них в отдельности, если употребляет их в пищу. Он упомянул «хлеб» три раза, чтобы сделать различие и заставить его нести ответственность за каждый из них в отдельности. וְכֵן הָאוֹמֵר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל פַּת חִטִּין וּפַת שְׂעוֹרִין וּפַת כֻּסְּמִין וַאֲכָלָן חַיָּב עַל כָּל אַחַת וְאַחַת שֶׁלֹּא אָמַר פַּת וּפַת וּפַת אֶלָּא לְחַלֵּק וּלְחַיֵּב עַל כָּל אַחַת:
8. [Следующие законы применяются, если товарищ человека] настойчиво уговаривал его поесть у него [дома], говоря ему: «Приходи и пей со мной вино, молоко и мед». Если он отвечает: «[Я даю] клятву, что не буду пить вино, молоко и мед», то он несет ответственность за каждый из продуктов по отдельности, если он их употребит. [Чтобы нести ответственность только один раз, он должен был сказать: «[Я даю] клятву, что не буду пить ничего» или «...[что я не буду пить] то, что ты сказал». Поскольку он повторил фразу, указав каждый вид напитка в отдельности, он выказал свое намерение, что обязывает себя клятвой в отношении каждого вида [напитка] в отдельности. Поэтому [напитки] не соединяются друг с другом [для достижения минимальной меры], и человек несет ответственность только тогда, когда съедает минимальную меру от каждого из них в отдельности. Поскольку жертва за грех требуется за каждый из них в отдельности, они подобны жиру и крови, которые не могут быть объединены в [меру] порции размером с оливку, как объясняется в «Законы о запретной пище». הָיָה חֲבֵרוֹ מְסַרְהֵב בּוֹ לֶאֱכל אֶצְלוֹ וְאָמַר לוֹ בּוֹא וּשְׁתֵה עִמִּי יַיִן וְחָלָב וּדְבַשׁ. וְאָמַר שְׁבוּעָה שֶׁאֵינִי שׁוֹתֶה יַיִן וְחָלָב וּדְבַשׁ וְשָׁתָה מֵהֶן חַיָּב עַל כָּל אַחַת וְאַחַת בִּפְנֵי עַצְמוֹ. שֶׁהָיָה לוֹ לוֹמַר שְׁבוּעָה שֶׁאֵינִי שׁוֹתֶה כְּלוּם אוֹ מַה שֶּׁאָמַרְתָּ וּמִשֶּׁחָזַר וּפֵרֵט גִּלָּה דַּעְתּוֹ שֶׁחִיֵּב עַצְמוֹ בִּשְׁבוּעָה עַל כָּל מִין וּמִין בִּפְנֵי עַצְמוֹ. לְפִיכָךְ אֵין מִצְטָרְפִין זֶה עִם זֶה וְאֵינוֹ חַיָּב עַד שֶׁיֹּאכַל כַּשִּׁעוּר מִמִּין אֶחָד. הוֹאִיל וְהֵן חֲלוּקִין לְחַטָּאוֹת הֲרֵי הֵן כְּחֵלֶב וְדָם שֶׁאֵינָן מִצְטָרְפִין לִכְזַיִת כְּמוֹ שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּהִלְכוֹת מַאֲכָלוֹת אֲסוּרוֹת:
9. Если человек говорит: «[Я даю] клятву, что не буду есть этот каравай» или «...что не буду есть его», то, как только он съест порцию размером с оливку, он несет ответственность. [Если он говорит:] «[Я даю] клятву, что не буду есть его до конца», он не несет ответственности, пока не съест весь каравай. Если он скажет: «[Я даю] клятву, что не буду есть этот каравай; [я даю] клятву, что не буду есть его досыта», если он съест его, он несет ответственность только один раз. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל כִּכָּר זוֹ אוֹ שֶׁלֹּא אֹכַל אוֹתָהּ כֵּיוָן שֶׁאָכַל מִמֶּנָּה כְּזַיִת חַיָּב. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכָלֶנָּה אֵינוֹ חַיָּב עַד שֶׁיֹּאכַל אֶת כֻּלָּהּ. אָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל כִּכָּר זוֹ שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכָלֶנָּה וַאֲכָלָהּ אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת:
10. Так же если кто-либо сказал: [«Я даю] клятву в том, что не буду есть сегодня», а затем дал клятву относительно хлеба, что не будет его есть, [даже если] он съест весь [хлеб] в тот день, он несет ответственность только один раз. Подобные законы применяются во всех аналогичных ситуациях. [Обоснование состоит в том, что] клятва не вступает в силу в то время, когда уже действует другая клятва. Если же человек дал клятву, что не будет есть хлеб, а после этого дал клятву, что не будет есть ничего или что не будет есть этот хлеб, то он несет ответственность дважды. [Это объясняется тем, что] в тот момент, когда он дал клятву, что не съест его, он не будет нести ответственность, если не съест весь каравай. Поэтому, когда он дал вторую клятву, что не будет есть ничего или что не будет есть каравай, он несет ответственность [за последнюю клятву,] когда съедает порцию размером с оливку. А когда он съест весь каравай, он несет ответственность за свою первую клятву. וְכֵן אִם אָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם וְחָזַר וְנִשְׁבַּע עַל הַכִּכָּר שֶׁלֹּא יֹאכָלֶנָּה וַאֲכָלָהּ כֻּלָּהּ בְּאוֹתוֹ הַיּוֹם אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. שֶׁאֵין שְׁבוּעָה חָלָה עַל שְׁבוּעָה. אֲבָל אִם נִשְׁבַּע עַל הַכִּכָּר שֶׁלֹּא יֹאכָלֶנָּה וְחָזַר וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל כְּלוּם. אוֹ שֶׁלֹּא יֹאכַל כִּכָּר זוֹ וַאֲכָלָהּ כֻּלָּהּ חַיָּב שְׁתַּיִם. שֶׁבְּשָׁעָה שֶׁנִּשְׁבַּע בַּתְּחִלָּה שֶׁלֹּא יֹאכְלֶנָּה אֵינוֹ חַיָּב עַד שֶׁיֹּאכַל כֻּלָּהּ. וּכְשֶׁחָזַר וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל [כְּלוּם] אוֹ שֶׁלֹּא יֹאכַל אוֹתָהּ מִשֶּׁיֹּאכַל מִמֶּנָּה כְּזַיִת יִתְחַיֵּב וּכְשֶׁיֹּאכַל כֻּלָּהּ יִתְחַיֵּב בִּשְׁבוּעָה רִאשׁוֹנָה:
11. [Если человек дал клятву не есть инжир, а после этого дал клятву не есть инжир и виноград, то он несет двойную ответственность за употребление в пищу инжира. [Объясняется это тем, что] он включил инжир, который был запрещен в первой клятве, в виноград, который был разрешен. Поскольку вторая клятва вступила в силу в отношении винограда, она также вступила в силу в отношении инжира, и он становится ответственным за две клятвы, как мы объясняли в «Законах о запретной пище». שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל תְּאֵנִים. וְחָזַר וְנִשְׁבַּע עַל הַתְּאֵנִים וְעַל הָעֲנָבִים. חַיָּב עַל הַתְּאֵנִים שְׁתַּיִם שֶׁהֲרֵי כָּלַל הַתְּאֵנִים שֶׁנֶּאֶסְרוּ בִּשְׁבוּעָה רִאשׁוֹנָה עִם הָעֲנָבִים שֶׁהָיוּ מֻתָּרִין וּמִתּוֹךְ שֶׁחָלָה שְׁבוּעָה שְׁנִיָּה עַל הָעֲנָבִים חָלָה עַל הַתְּאֵנִים וְנִתְחַיֵּב בִּשְׁתֵּי שְׁבוּעוֹת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מַאֲכָלוֹת אֲסוּרוֹת:
12. [Если кто-либо сказал: «Я даю] клятву, что не буду есть восемь порций», «...клятву, что не буду есть девять» и «...клятву, что не буду есть десять», то он несет ответственность только один раз, независимо от того, съел ли он восемь, девять или десять порций. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל שְׁמוֹנֶה. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל תֵּשַׁע. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל עֶשֶׂר. בֵּין שֶׁאָכַל שְׁמוֹנֶה בֵּין שֶׁאָכַל תֵּשַׁע בֵּין שֶׁאָכַל עֶשֶׂר אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת:
13. [Если кто-нибудь сказал: «Я даю] клятву, что не съем десять», «...клятву, что не съем девять» и «...клятву, что не съем восемь», то если он съест десять, он несет ответственность трижды, по одному разу за каждую клятву. Аналогично, если он съест девять, он несет ответственность дважды. Если он съест восемь, то несет ответственность один раз. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל עֶשֶׂר. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל תֵּשַׁע. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל שְׁמוֹנֶה. אִם אָכַל עֶשֶׂר חַיָּב שָׁלֹשׁ עַל כָּל שְׁבוּעָה וּשְׁבוּעָה אַחַת. וְכֵן אִם אָכַל תֵּשַׁע חַיָּב שְׁתַּיִם. אָכַל שְׁמוֹנֶה חַיָּב אַחַת:
14. [Если кто-либо говорит: «Я даю] клятву, что не буду есть инжир», а затем дает другую клятву, что не будет есть инжир и виноград вместе. Если он забыл, съел инжир и отложил жертву, а затем забыл и съел виноград, он не несет ответственности за виноград. [Объясняется это тем, что] это как половина меры [за которую человек несет ответственность], а за половину меры жертву не приносят. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל תְּאֵנִים וְחָזַר וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל תְּאֵנִים וַעֲנָבִים כְּאַחַת. וְשָׁגַג וְאָכַל תְּאֵנִים וְהִפְרִישׁ קָרְבָּן. וְאַחַר כָּךְ שָׁגַג וְאָכַל עֲנָבִים אֵינוֹ חַיָּב עַל הָעֲנָבִים מִפְּנֵי שֶׁהֵן כַּחֲצִי שִׁעוּר וְאֵין מְבִיאִין קָרְבָּן עַל חֲצִי שִׁעוּר:
15. Аналогичные законы действуют и в случае, если человек дал клятву не есть десять, а затем дал клятву не есть десять и девять. Если он съел десять, отделил жертву, а затем забыл и съел девять, то это подобно половине меры, а за половину меры жертву не приносят. Ибо последняя клятва касалась того, чтобы не есть девятнадцать. וְכֵן הַנִּשְׁבָּע שֶׁלֹּא יֹאכַל עֶשֶׂר וְחָזַר וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל עֶשֶׂר וְתֵשַׁע וְאָכַל עֶשֶׂר וְהִפְרִישׁ קָרְבָּן וְחָזַר וְשָׁגַג וְאָכַל תֵּשַׁע הֲרֵי זֶה כַּחֲצִי שִׁעוּר. וְאֵין מְבִיאִין קָרְבָּן עַל חֲצִי שִׁעוּר. שֶׁעִנְיַן שְׁבוּעָה אַחֲרוֹנָה שֶׁלֹּא יֹאכַל תֵּשַׁע וְעֶשֶׂר:
16. [Если же человек говорит: «Я даю] клятву, что не буду есть этот большой каравай, если съем этот маленький каравай», то если он забудет об этом условии, когда съест меньший каравай, и после этого намеренно съест больший, он подлежит наказанию плетьми. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל כִּכָּר זוֹ הַגְּדוֹלָה אִם אֹכַל כִּכָּר זוֹ הַקְּטַנָּה וְשָׁכַח תְּנַאי זֶה בְּעֵת שֶׁאָכַל הַקְּטַנָּה וְאָכַל אַחַר כָּךְ הַגְּדוֹלָה בְּמֵזִיד חַיָּב:
17. Если он съел маленькую порцию, помня об оговорке и зная, что, съев ее, большая порция станет запретной, а затем забыл и съел большую порцию, думая, что она еще не запрещена, он освобождается. Если он съел обе порции неумышленно, он освобождается. [Если он съел их] обе порции умышленно, он несет ответственность, независимо от того, съел ли он большую порцию первой или последней. אָכַל אֶת הַקְּטַנָּה וְהוּא זוֹכֵר הַתְּנַאי וְיוֹדֵעַ שֶׁבַּאֲכִילָתָהּ תֵּאָסֵר הַגְּדוֹלָה וְשָׁכַח וְאָכַל אֶת הַגְּדוֹלָה וְכִמְדֻמֶּה לוֹ שֶׁעֲדַיִן לֹא נֶאֶסְרָה פָּטוּר. אָכַל שְׁתֵּיהֶן בִּשְׁגָגָה פָּטוּר. שְׁתֵּיהֶן בְּמֵזִיד בֵּין שֶׁאָכַל הַגְּדוֹלָה בַּתְּחִלָּה אוֹ בָּאַחֲרוֹנָה חַיָּב:
18. Равным образом, если он «связывает» два хлеба друг с другом, давая клятву и говоря: «Я даю клятву, что съем один из этих хлебов, если съем другой»: «[Я даю] клятву, что не буду есть один из этих хлебов, если съем другой». Если он забыл об оговорке и съел один из них, а затем намеренно съел другой, то он несет ответственность. וְכֵן אִם תְּלָאָן זוֹ בָּזוֹ וְנִשְׁבַּע וְאָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל אַחַת מֵהֶם אִם אָכַלְתִּי הָאַחֶרֶת וְשָׁכַח הַתְּנַאי וְאָכַל אַחַת מֵהֶן וְאָכַל הַשְּׁנִיָּה בְּזָדוֹן חַיָּב:
19. Если он съел первый умышленно, а второй неумышленно, то он освобождается от ответственности. Если же он съел их оба умышленно, то он подлежит ответственности. אָכַל הָרִאשׁוֹנָה בְּזָדוֹן וְהַשְּׁנִיָּה בִּשְׁגָגָה פָּטוּר. שְׁתֵּיהֶן בְּזָדוֹן חַיָּב:
20. [Если кто-то говорит: «Я даю] клятву, что сегодня съем этот каравай», а день проходит, и он его не съел, то если он действовал непреднамеренно, он должен принести регулируемую повинную жертву. Если же он действовал умышленно, то он не подлежит наказанию плетьми, поскольку не совершил деяния, хотя и нарушил [запрет на] ложную клятву. שְׁבוּעָה שֶׁאֹכַל כִּכָּר זוֹ הַיּוֹם וְעָבַר הַיּוֹם וְלֹא אֲכָלָהּ. בְּשׁוֹגֵג מֵבִיא קָרְבָּן עוֹלֶה וְיוֹרֵד. בְּמֵזִיד אֵינוֹ לוֹקֶה שֶׁהֲרֵי לֹא עָשָׂה מַעֲשֶׂה וְאַף עַל פִּי שֶׁעָבַר עַל שְׁבוּעַת שֶׁקֶר:
21. По какой причине человек, давший клятву, что он поест, подлежит наказанию плетьми, [если] он не поест, а тот, [кто дал клятву], что он не поест, подлежит ответственности, если он поест, даже если он не совершил действия. Потому что в то время, когда он давал клятву, он давал ложную клятву. Однако если человек дает клятву, что он выполнит [определенное действие], то в то время, когда она была дана, она не является ложной клятвой. וּמִפְּנֵי מָה לוֹקֶה אִם נִשְׁבַּע שֶׁאָכַל וְהוּא לֹא אָכַל אוֹ שֶׁלֹּא אָכַל וְהוּא אָכַל וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא עָשָׂה מַעֲשֶׂה. מִפְּנֵי שֶׁמֵּעֵת שְׁבוּעָתוֹ לַשֶּׁקֶר נִשְׁבַּע. אֲבָל אִם נִשְׁבַּע שֶׁיַּעֲשֶׂה וְהוּא לֹא עָשָׂה אֵינָהּ שְׁבוּעַת שֶׁקֶר מִשְּׁעַת שְׁבוּעָה:
22. [Следующие законы применяются, если] человек говорит товарищу: «[Я даю] клятву, что не буду есть в твоем [доме]», или [его товарищ] настойчиво уговаривал его поесть в его [доме], а он отказывается. Если он дает клятву и говорит: «Моя клятва [вступит в силу], если я буду есть в вашем доме», или говорит: «Не будет никакой клятвы, если я не буду есть в вашем доме», — все это влечет за собой запрет. [Считается, что он дал клятву, что не будет есть в его [доме]. Если он использовал все эти выражения [вместе], нарушил их и поел, он несет ответственность только один раз. מִי שֶׁאָמַר לַחֲבֵרוֹ שְׁבוּעָה לֹא אֹכַל לְךָ אוֹ שְׁבוּעָה שֶׁאֵינִי אוֹכֵל לְךָ אוֹ שֶׁהָיָה מְסַרְהֵב בּוֹ לֶאֱכל אֶצְלוֹ וְהוּא נִמְנַע וְנִשְׁבַּע וְאָמַר שְׁבוּעָה שֶׁאֹכַל לְךָ. וְכֵן הָאוֹמֵר לֹא שְׁבוּעָה לֹא אֹכַל לְךָ. כָּל אֵלּוּ אֲסוּרִין וַהֲרֵי נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל אֶצְלוֹ. וְאִם אָמַר כָּל הַלְּשׁוֹנוֹת הָאֵלּוּ וְעָבַר וְאָכַל אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter