СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 09:47

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о клятвах. Гл. 5

1. Если кто-либо дает клятву, что такой-то бросил камень в море, а он этого не сделал, или [дает клятву, что] он не бросал его, а он бросил, то он несет ответственность за дачу [ложной] клятвы «клятва речением». [Это верно], даже если нет [возможности дать такую клятву] в отношении будущего. Ведь он не может дать клятву, что такой-то бросит [предмет] или не бросит его. [Действительно, тот, кто дает клятву в отношении поведения других людей — что они будут или не будут выполнять определенную деятельность, — не несет ответственности за [ложную] «клятву речением». [Это справедливо, даже если речь идет о его сыне или жене]. Ибо не в его силах сдержать или аннулировать клятву. Ему полагается наказание за бунт, поскольку не в его силах сдержать эту клятву. Таким образом, он вынуждено дает клятву всуе. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁזָּרַק אִישׁ פְּלוֹנִי צְרוֹר לַיָּם וְהוּא לֹא זָרַק. אוֹ שֶׁלֹּא זָרַק וְהוּא זָרַק. הֲרֵי זֶה חַיָּב בִּשְׁבוּעַת בִּטּוּי. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ בִּלְהַבָּא שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ יָכוֹל לְהִשָּׁבַע שֶׁיִּזְרֹק וְשֶׁלֹּא יִזְרֹק אִישׁ פְּלוֹנִי. וְכָל מִי שֶׁנִּשְׁבַּע עַל אֲחֵרִים שֶׁיַּעֲשׂוּ כָּךְ וְכָךְ אוֹ לֹא יַעֲשׂוּ אֲפִלּוּ הָיוּ בָּנָיו אוֹ אִשְׁתּוֹ אֵינוֹ חַיָּב בִּשְׁבוּעַת בִּטּוּי. שֶׁהֲרֵי אֵין בְּיָדוֹ לֹא לְקַיֵּם וְלֹא לְבַטֵּל. וּמַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת שֶׁהֲרֵי אֵין בְּיָדוֹ לְקַיֵּם שְׁבוּעָה זוֹ וְנִמְצָא גּוֹרֵם לִשְׁבוּעַת שָׁוְא:
2. А почему он не подлежит наказанию плетьми за то, что дал клятву всуе? Ведь возможно, что те другие люди прислушаются к его словам и сдержат клятву. Таким образом, если в момент принесения клятвы ему дается предупреждение, то это предупреждение имеет сомнительный статус. В таком случае за него не наказывают плетьми, если только запрет прямо не указан в Торе, как будет объяснено в «Законах о Санедрине». Другие люди не обязаны выполнять слова давшего клятву, если только они не ответили «Истинно», как мы уже объясняли. וְלָמָּה אֵינוֹ לוֹקֶה מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא שֶׁהֲרֵי אֶפְשָׁר לְאוֹתָן אֲחֵרִים שֶׁיִּשְׁמְעוּ מִמֶּנּוּ וְתִתְקַיֵּם שְׁבוּעָתוֹ. וְנִמְצָא כְּשֶׁמַּתְרִים בּוֹ בְּעֵת שֶׁנִּשְׁבַּע הַתְרָאַת סָפֵק שֶׁאֵין לוֹקִין עָלֶיהָ אֶלָּא אִם כֵּן הָיָה לָאו שֶׁבּוֹ מְפֹרָשׁ בַּתּוֹרָה כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בְּהִלְכוֹת סַנְהֶדְרִין. וְאֵין אוֹתָן אֲחֵרִים נִזְקָקִין לְקַיֵּם דִּבְרֵי זֶה הַנִּשְׁבָּע אֶלָּא אִם כֵּן עָנוּ אָמֵן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
3. Если же они исполнили его слова, то они достойны похвалы, ибо [таким образом] они не приучили [дающего клятву] к напрасной клятве. וְאִם קִיְּמוּ דְּבָרָיו הֲרֵי אֵלּוּ מְשֻׁבָּחִין שֶׁלֹּא הִרְגִּילוּ לְהוֹצִיא שְׁבוּעָה לַשָּׁוְא:
4. В каких случаях применяется вышеизложенное? Если он дал клятву относительно вопроса, который не относится к его компетенции. Например, Реувен дал клятву, что Шимон не отправится в торговое путешествие, не будет есть мясо и т.п. [Действуют иные законы], однако, если Реувен дал клятву, что Шимон не должен входить в его дом и не должен извлекать никакой выгоды из его имущества. Если Шимон преступил, вошел в дом Реувена и воспользовался его имуществом без ведома Реувена, Реувен освобождается от ответственности, поскольку [его клятва была нарушена] по независящим от него причинам. Шимон несет ответственность, поскольку он совершил запрещенное ему деяние. Ибо Реувен дал клятву только в отношении дела, находящегося в его собственности. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁנִּשְׁבַּע עַל דָּבָר שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע רְאוּבֵן עַל שִׁמְעוֹן שֶׁלֹּא יֵלֵךְ בִּסְחוֹרָה אוֹ שֶׁלֹּא יֹאכַל בָּשָׂר וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה. אֲבָל אִם נִשְׁבַּע רְאוּבֵן שֶׁלֹּא יִכָּנֵס שִׁמְעוֹן בְּבֵיתוֹ וְשֶׁלֹּא יֵהָנֶה מִנְּכָסָיו וְעָבַר שִׁמְעוֹן וְנִכְנַס לְבֵיתוֹ שֶׁל רְאוּבֵן וְנֶהֱנָה מִנְּכָסָיו שֶׁלֹּא מִדַּעַת רְאוּבֵן רְאוּבֵן פָּטוּר שֶׁהֲרֵי הוּא אָנוּס וְשִׁמְעוֹן חַיָּב שֶׁעָבַר עַל דָּבָר הָאָסוּר לוֹ לַעֲשׂוֹתוֹ. שֶׁלֹּא נִשְׁבַּע זֶה אֶלָּא עַל דָּבָר שֶׁהוּא בִּרְשׁוּתוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
5. Если человек сказал: «Я даю клятву, что не буду есть», и он ел, но ел непригодные для еды предметы или пил непригодные для питья напитки, он освобождается от ответственности. Если он ел пищу, запрещенную Торой, например, съел порцию падали размером с оливку, трефное мясо, кишащих или ползающих существ, то он не несет ответственности за [ложную] клятву речением. Если человек говорит: «Я даю клятву, что буду есть», а сам ест непригодные для еды продукты или пьет непригодные для питья напитки, или ест падаль, трефное мясо и т.п., то он не несет ответственности за ложную клятву речением. Считается, что он выполнил [свое обязательство] поесть. Поскольку они важны в его глазах, их употребление считается едой. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל וְאָכַל אֳכָלִין שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לַאֲכִילָה וְשָׁתָה מַשְׁקִים שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לִשְׁתִיָּה פָּטוּר. אָכַל דְּבָרִים הָאֲסוּרִין מִן הַתּוֹרָה בַּאֲכִילָה כְּגוֹן שֶׁאָכַל כְּזַיִת נְבֵלוֹת וּטְרֵפוֹת שְׁקָצִים וּרְמָשִׂים פָּטוּר מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי. שְׁבוּעָה שֶׁאֹכַל וְאָכַל אֳכָלִין שֶׁאֵינָן רְאוּיִים לַאֲכִילָה וְשָׁתָה מַשְׁקִין שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לִשְׁתִיָּה אוֹ שֶׁאָכַל נְבֵלוֹת וּטְרֵפוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן פָּטוּר מִשְּׁבוּעַת בִּטּוּי שֶׁהֲרֵי יָצָא יְדֵי אֲכִילָה מֵאַחַר שֶׁהֵן חֲשׁוּבִין אֶצְלוֹ אֲכִילָתָן שְׁמָהּ אֲכִילָה:
6. В случае, когда человек сказал: «Я даю клятву, что не буду есть», а сам съел непригодные для еды продукты или съел падаль, или трефное мясо, он несет ответственность. Их поедание считается едой, поскольку они важны для него, о чем свидетельствует то, что он их съел. Что касается будущего, то, напротив, т.е. он дал клятву, что не будет есть, а затем в исключительном случае съел их, это не считается едой, как мы объяснили [выше]. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אָכַלְתִּי וְהוּא אָכַל דְּבָרִים שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לַאֲכִילָה אוֹ נְבֵלוֹת וּטְרֵפוֹת חַיָּב שֶׁאֲכִילָתָן שְׁמָהּ אֲכִילָה שֶׁכְּבָר הֵן חֲשׁוּבִין אֶצְלוֹ שֶׁהֲרֵי אֲכָלָן. אֲבָל לְהַבָּא שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל וְנִקְרָה מִקְרֶה וַאֲכָלָן אֵינָהּ אֲכִילָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
7. [Если же человек говорит: «Я даю] клятву, что не съем ни малейшего количества падали или трефного мяса», но съел меньше, чем порцию размером с оливку, то он несет ответственность за дачу [ложной] клятвы, ибо он не связан клятвой с горы Синай за половину меры, [что делает его ответственным]. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל כָּל שֶׁהוּא מִנְּבֵלוֹת וּטְרֵפוֹת וְאָכַל פָּחוֹת מִכְּזַיִת חַיָּב בִּשְׁבוּעָה שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ מֻשְׁבָּע עַל חֲצִי שִׁעוּר מֵהַר סִינַי:
8. [Если человек говорит: «Я даю] клятву, что съем даже меньше, чем порцию размером с оливку от падали или трефного мяса», он может быть привлечен к ответственности за ложную клятву речением. Если человек говорит: «Я даю клятву, что не буду есть землю и тому подобное из веществ, непригодных в пищу», — если он съел порцию размером с оливку, он несет ответственность. Если же он съел меньше, чем порцию размером с оливку, то возникает сомнение [относительно постановления]. Возможно, он несет ответственность даже за [употребление] самого малого количества. Поскольку эти вещества обычно не едят так, что нужно съесть полную меру [чтобы он был привлечен к ответственности]. שְׁבוּעָה שֶׁאֹכַל פָּחוֹת מִכְּזַיִת נְבֵלָה וּטְרֵפָה חַיָּב בִּשְׁבוּעַת בִּטּוּי. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל עָפָר וְכַיּוֹצֵא בּוֹ מִדְּבָרִים שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לַאֲכִילָה אִם אָכַל כְּזַיִת חַיָּב. אָכַל פָּחוֹת מִכְּזַיִת הֲרֵי זֶה סָפֵק שֶׁמָּא יִתְחַיֵּב בְּכָל שֶׁהוּא מִפְּנֵי שֶׁאֵין זֶה דַּרְכּוֹ לַאֲכִילָה כְּדֵי לְהַצְרִיכוֹ שִׁעוּר:
9. Подобным образом, если кто-либо дает клятву, что не будет есть виноградные косточки, а съедает меньше, чем порцию размером с оливку, возникает сомнение [относительно его ответственности]. Если давший клятву был назореем, которому запрещено есть виноградные косточки размером с оливку, он не несет ответственности за ложную «клятву речением», если съел меньше, чем оливковую часть. [Это объясняется тем, что] его намерение принести клятву касается только части размером с оливку, за которую он уже несет ответственность, и [поэтому] клятва не вступает в силу. Поэтому если человек сказал: «[Я даю] клятву, что не съем даже одной виноградной косточки», и съел ее, то он несет ответственность. וְכֵן הַנִּשְׁבָּע שֶׁלֹּא לֶאֱכל חַרְצָן וְאָכַל מִמֶּנּוּ פָּחוֹת מִכְּזַיִת הֲרֵי זֶה סָפֵק. הָיָה הַנִּשְׁבָּע נָזִיר שֶׁהוּא אָסוּר בְּחַרְצָן בִּכְזַיִת וְאָכַל מִמֶּנּוּ פָּחוֹת מִכְּזַיִת אֵינוֹ חַיָּב בִּשְׁבוּעַת בִּטּוּי. שֶׁהֲרֵי אֵין דַּעְתּוֹ בִּשְׁבוּעָתוֹ אֶלָּא עַל (כָּל) כְּזַיִת שֶׁהוּא מֻשְׁבָּע עָלָיו וְאֵין שְׁבוּעָה חָלָה עָלָיו. לְפִיכָךְ אִם פֵּרֵשׁ וְאָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל חַרְצָן אֶחָד וַאֲכָלוֹ חַיָּב:
10. [Если человек говорит: «Я даю] клятву, что не буду есть финики, падаль или трефное мясо», а съел порцию падали или трефного мяса размером с оливку, он также несет ответственность за [ложную] клятву речением. Ведь он включил запрещенные сущности вместе с разрешенными. Поскольку клятва вступила в силу в отношении дат, она также вступила в силу в отношении запрещенных сущностей, как мы объяснили. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל תְּמָרִים וּנְבֵלוֹת וּטְרֵפוֹת וְאָכַל כְּזַיִת נְבֵלָה אוֹ טְרֵפָה חַיָּב אַף מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי שֶׁהֲרֵי כָּלַל דְּבָרִים הָאֲסוּרִין עִם דְּבָרִים הַמֻּתָּרִין. וּמִתּוֹךְ שֶׁחָלָה שְׁבוּעָה עַל הַתְּמָרִים חָלָה עַל דְּבָרִים הָאֲסוּרִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
11. Однако если кто-либо дал клятву, что не будет есть падаль, трефное мясо и т.п., независимо от того, употреблял он запрещенное вещество или нет, то нет обязанности давать клятву вообще, ни клятву речением, ни клятву, данную напрасно. אֲבָל אִם נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל נְבֵלָה וּטְרֵפָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בֵּין אָכַל בֵּין לֹא אָכַל אֵין כָּאן חִיּוּב שְׁבוּעָה כְּלָל לֹא שְׁבוּעַת בִּטּוּי וְלֹא שְׁבוּעַת שָׁוְא:
12. Если человек дает клятву, что съест падаль, трефное мясо или другие подобные продукты, запрещенные Торой, он подлежит наказанию плетьми за напрасную клятву, независимо от того, съел он эти продукты или нет. נִשְׁבַּע שֶׁיֹּאכַל נְבֵלָה וּטְרֵפָה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מֵאִסּוּרֵי תּוֹרָה הֲרֵי זֶה לוֹקֶה מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא בֵּין אָכַל בֵּין לֹא אָכַל:
13. [Если кто-то говорит: «Я даю] клятву, что съем этот каравай. [И даю] клятву, что не съем его», то вторая клятва — это клятва, данная напрасно, ибо ему велено съесть его. За вторую клятву он подлежит наказанию плетьми, независимо от того, съест он [каравай] или нет. Если не съест его, то подлежит наказанию также за [невыполнение] клятвы речением. שְׁבוּעָה שֶׁאֹכַל כִּכָּר זוֹ שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכָלֶנָּה הַשְּׁנִיָּה שְׁבוּעַת שָׁוְא שֶׁהֲרֵי מִצְוָה עָלָיו לְאָכְלָהּ וְלוֹקֶה עַל שְׁבוּעָה שְׁנִיָּה בֵּין אָכַל בֵּין לֹא אָכַל. וְאִם לֹא אֲכָלָהּ חַיָּב אַף בִּשְׁבוּעַת בִּטּוּי:
14. [Если человек говорит: «Я даю клятву, что не буду есть этот каравай. [Я даю] клятву, что съем его», то вторая клятва — это клятва, данная напрасно, ибо ему запрещено есть его. Он подлежит наказанию плетьми за вторую клятву независимо от того, съест он [каравай] или нет. Если он съест его, он также несет ответственность за [невыполнение] клятвы речением. Точно так же, когда человек дает клятву пренебречь заповедью и не пренебрегает ею, он освобождается от ответственности за [нарушение] клятвы речением. Однако он подлежит наказанию плетьми за напрасную клятву. Он должен исполнить заповедь, которой поклялся пренебречь. שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל כִּכָּר זוֹ שְׁבוּעָה שֶׁאֹכָלֶנָּה. הַשְּׁנִיָּה שְׁבוּעַת שָׁוְא שֶׁהֲרֵי זוֹ אֲסוּרָה עָלָיו לְאָכְלָהּ וְלוֹקֶה עַל שְׁבוּעָה שְׁנִיָּה זוֹ בֵּין אֲכָלָהּ בֵּין לֹא אֲכָלָהּ. וְאִם אֲכָלָהּ לוֹקֶה אַף מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי. וְכֵן כָּל הַנִּשְׁבָּע לְבַטֵּל אֶת הַמִּצְוָה וְלֹא בִּטֵּל פָּטוּר מִשְּׁבוּעַת בִּטּוּי וְלוֹקֶה מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא וְעוֹשֶׂה הַמִּצְוָה שֶׁנִּשְׁבַּע לְבַטְּלָהּ:
15. Что имеется в виду? Например, если человек дал клятву, что не будет делать сукку, не будет надевать тфиллин, не будет давать милостыню, он подлежит наказанию плетьми за то, что дал клятву напрасно. Точно так же [человек подлежит ответственности], если даст клятву товарищу, что не будет свидетельствовать о том, что ему известно, или что не будет свидетельствовать, если ему известно свидетельство, ибо ему велено свидетельствовать. Точно так же, если скажет товарищу: «[Я даю] клятву, что никогда не узнаю свидетельства о тебе», то это клятва, данная напрасно, ибо не в его силах [быть уверенным], что он никогда не узнает свидетельства о нем. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יַעֲשֶׂה סֻכָּה וְשֶׁלֹּא יִלְבַּשׁ תְּפִלִּין וְשֶׁלֹּא יִתֵּן צְדָקָה. וְכֵן הַנִּשְׁבָּע לַחֲבֵרוֹ שֶׁלֹּא אָעִיד לְךָ עֵדוּת זוֹ שֶׁאֲנִי יוֹדְעָהּ אוֹ שֶׁלֹּא אָעִיד לְךָ אִם אֵדַע לְךָ עֵדוּת הֲרֵי זֶה לוֹקֶה מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא מִפְּנֵי שֶׁהוּא מְצֻוֶּה לְהָעִיד. וְכֵן הָאוֹמֵר לַחֲבֵרוֹ שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֵדַע לְךָ עֵדוּת הֲרֵי זוֹ שְׁבוּעַת שָׁוְא שֶׁאֵין בְּיָדוֹ שֶׁלֹּא יֵדַע לוֹ עֵדוּת. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
16. Если кто-то дает клятву выполнить заповедь и не выполняет ее, он не несет ответственности за невыполнение клятвы речением. Что подразумевается? Человек дал клятву сделать лулав или сукку, дать пожертвование или свидетельствовать от имени товарища, если он знает показания, [которые могут повлиять на него]. Если он не сделал [эти предметы], не дал [милостыню] и не дал показания, он освобождается от ответственности за [невыполнение своей] клятвы речением. Ибо она вступает в силу только в отношении дел, оставленных на выбор человека — [т.е. дел, которые] если он хочет, то может исполнить, а если не хочет, то не должен исполнять, как подразумевается [Ваикра 5:4]: «Или если кто-нибудь поклянется речением уст сделать зло или добро». Поэтому всякий раз, когда кто-либо дает клятву причинить вред другому человеку, он освобождается от клятвы речением, например, он дает клятву ударить такого-то и, такого-то, проклясть его, украсть его деньги или передать его в руки силового человека. [Обоснование заключается в том, что] ему приказано не делать [этих вещей]. Мне кажется, что он подлежит наказанию плетьми за то, что дал клятву напрасно». נִשְׁבַּע לְקַיֵּם אֶת הַמִּצְוָה וְלֹא קִיֵּם פָּטוּר מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁיַּעֲשֶׂה לוּלָב אוֹ סֻכָּה אוֹ שֶׁיִּתֵּן צְדָקָה לְעָנִי אוֹ שֶׁיָּעִיד לוֹ אִם יֵדַע לוֹ עֵדוּת וְלֹא עָשָׂה וְלֹא נָתַן וְלֹא הֵעִיד הֲרֵי זֶה פָּטוּר מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי. שֶׁאֵין שְׁבוּעַת בִּטּוּי חָלָה אֶלָּא עַל דִּבְרֵי הָרְשׁוּת שֶׁאִם רָצָה עוֹשֶׂה וְאִם לֹא רָצָה אֵינוֹ עוֹשֶׂה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ה ד) «לְהָרַע אוֹ לְהֵיטִיב». לְפִיכָךְ כָּל הַנִּשְׁבָּע לְהָרַע לַאֲחֵרִים פָּטוּר מִשְּׁבוּעַת בִּטּוּי כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁיַּכֶּה אֶת פְּלוֹנִי אוֹ יְקַלְּלֶנּוּ אוֹ יִגְזל מָמוֹנוֹ אוֹ יִמְסְרֶנּוּ בְּיַד אַנָּס מִפְּנֵי שֶׁהוּא מְצֻוֶּה שֶׁלֹּא לַעֲשׂוֹת. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁהוּא לוֹקֶה מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא:
17. Если человек дал клятву причинить себе вред, например, он дал клятву нанести себе увечье, клятва вступает в силу, даже если ему запрещено это делать. Если он не причинил себе вреда, он несет ответственность за [невыполнение] клятвы речением. Если он дал клятву, чтобы помочь другим в деле, в котором он может им помочь, например, поговорить с правящим начальством или оказать ему честь, то клятва вступает в силу. Если он нарушит и не выполнит [свое обещание], он несет ответственность за [невыполнение] клятвы речением. נִשְׁבַּע לְהָרַע לְעַצְמוֹ כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁיַּחֲבל בְּעַצְמוֹ אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ רַשַּׁאי שְׁבוּעָה חָלָה עָלָיו. וְאִם לֹא הֵרַע לְעַצְמוֹ חַיָּב מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי. נִשְׁבַּע לְהֵיטִיב לַאֲחֵרִים הֲטָבָה שֶׁבְּיָדוֹ לַעֲשׂוֹתָהּ כְּגוֹן שֶׁיְּדַבֵּר עָלָיו לַשִּׁלְטוֹן אוֹ יְכַבְּדֶנּוּ שְׁבוּעָה חָלָה עָלָיו. וְאִם עָבַר וְלֹא עָשָׂה חַיָּב מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי:
18. Тому, кто дал клятву не есть мацу в течение года или двух, запрещено есть мацу в ночи Песаха. Если он ее съест, то несет ответственность за нарушение «клятвы речением». Это не считается клятвой, данной напрасно, поскольку он не давал клятву [конкретно] не есть мацу в ночи Песаха. Напротив, он включил время, когда есть мацу — это вопрос выбора, вместе с теми временами, когда это является заповедью. Поскольку клятва действует в отношении других дней, она действует и в отношении Песаха. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях, например, человек дал клятву не сидеть в тени сукки вечно, или не носить одежду год или два. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל מַצָּה שָׁנָה אוֹ שְׁנָתַיִם. הֲרֵי זֶה אָסוּר לֶאֱכל מַצָּה בְּלֵילֵי הַפֶּסַח וְאִם אָכַל חַיָּב מִשּׁוּם שְׁבוּעַת בִּטּוּי. וְאֵין זֶה שְׁבוּעַת שָׁוְא שֶׁהֲרֵי לֹא נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל מַצָּה בְּלֵילֵי הַפֶּסַח אֶלָּא כָּלַל עִתִּים שֶׁאֲכִילַת מַצָּה בָּהֶם רְשׁוּת עִם עֵת שֶׁאֲכִילָתָהּ בּוֹ מִצְוָה וּמִתּוֹךְ שֶׁחָלָה שְׁבוּעָה עַל שְׁאָר הַיָּמִים חָלָה עַל לֵיל הַפֶּסַח. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֵשֵׁב בְּצֵל סֻכָּה לְעוֹלָם אוֹ שֶׁלֹּא יַעֲלֶה עָלָיו בֶּגֶד שָׁנָה אוֹ שְׁנָתַיִם:
19. Если кто-либо дал клятву, что надел тфиллин в тот день или не надел, обернулся в цицит, или не обернулся в него, он дает клятву речением в отношении прошлого. Ведь он описывает то, что произошло. Он не дает клятву исполнить или не исполнить заповедь. נִשְׁבַּע שֶׁהֵנִיחַ תְּפִלִּין הַיּוֹם אוֹ לֹא הֵנִיחַ. שֶׁנִּתְעַטֵּף בְּצִיצִית אוֹ לֹא נִתְעַטֵּף. הֲרֵי זֶה שְׁבוּעַת בִּטּוּי לְשֶׁעָבַר. שֶׁזֶּה מַגִּיד דָּבָר שֶׁנַּעֲשָׂה וְלֹא נִשְׁבַּע עַל הַמִּצְוָה לֹא לְקַיְּמָהּ וְלֹא לְבַטְּלָהּ:
20. Если кто-либо дал клятву, что не будет спать в течение трех дней, не будет есть в течение семи дней или тому подобное, то это клятва, данная напрасно. Мы не говорим, что человек должен бодрствовать, пока его не одолеет боль, или поститься, пока его не одолеет боль, и [только] когда у него больше нет сил переносить [страдания], есть или спать. Вместо этого он подлежит немедленному наказанию плетьми за то, что дал клятву всуе. Он может есть и спать, когда пожелает. נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יִישַׁן שְׁלֹשֶׁת יָמִים. אוֹ שֶׁלֹּא יֹאכַל כְּלוּם שִׁבְעַת יָמִים וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה שֶׁהִיא שְׁבוּעַת שָׁוְא. אֵין אוֹמְרִין יֵעוֹר זֶה עַד שֶׁיִּצְטַעֵר וְיָצוּם עַד שֶׁיִּצְטַעֵר וְלֹא יִהְיֶה בּוֹ כֹּחַ לִסְבּל וְאַחַר כָּךְ יֹאכַל אוֹ יִישַׁן. אֶלָּא מַלְקִין אוֹתוֹ מִיָּד מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא וְיִישַׁן וְיֹאכַל בְּכָל עֵת שֶׁיִּרְצֶה:
21. Если человек поклянется, что видел верблюда, летящего по небу, а когда его спросят: «Как ты мог дать клятву напрасно?», он отвечает: «Я видел огромную птицу и из-за ее размеров назвал ее верблюдом. Таково было мое намерение», [его слова] не имеют никакого значения. Ведь когда все люди упоминают верблюда, то именно его они и подразумевают. Его умысел аннулируется из-за умысла людей, и он подлежит наказанию плетьми. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. נִשְׁבַּע שֶׁרָאָה גָּמָל פּוֹרֵחַ בָּאֲוִיר. אָמְרוּ לוֹ הֵיאַךְ נִשְׁבַּעְתָּ לַשָּׁוְא וְאָמַר עוֹף גָּדוֹל רָאִיתִי וּמִגָּדְלוֹ קְרָאתִיו גָּמָל וְכָךְ הָיָה בְּדַעְתִּי אֵין זֶה כְּלוּם. שֶׁאֵין כָּל אָדָם קוֹרְאִין גָּמָל אֶלָּא לְגָמָל וּבָטְלָה דַּעְתּוֹ אֵצֶל כָּל אָדָם וְלוֹקֶה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
22. Мудрецам, обладающим мудростью и знанием, известно, что Солнце в 170 раз больше Земли. [Тем не менее] если кто-то из простых людей даст клятву, что Солнце больше Земли, он не будет отвечать за то, что дал клятву напрасно. Ибо, хотя это и так, эта концепция не известна широким слоям населения, а только великим мудрецам. Человек несет ответственность [за напрасную клятву] только тогда, когда он дает клятву относительно вопроса, который известен и очевиден трем обычным людям, например, [клятва, что] человек есть человек или камень есть камень. Точно так же, когда он клянется, что Солнце меньше Земли, он не подлежит наказанию плетьми [за напрасную клятву], хотя это не соответствует действительности. Ибо этот факт известен не всем людям. Такой человек не сравним с тем, кто клянется, что мужчина — это женщина. Ведь он дал клятву в соответствии со своим восприятием, ибо Солнце выглядит маленьким. Подобные законы действуют и в отношении других сравнимых понятий, начиная с пересчета факторов, определяющих календарь, астрономии, геометрии и других абстрактных понятий подобного рода, которые могут быть восприняты только другими людьми. דָּבָר יָדוּעַ אֵצֶל הַחֲכָמִים בַּעֲלֵי שֵׂכֶל וּמַדָּע שֶׁהַשֶּׁמֶשׁ גְּדוֹלָה מִן הָאָרֶץ מֵאָה וְשִׁבְעִים פְּעָמִים. נִשְׁבַּע אֶחָד מִן הָעָם שֶׁהַשֶּׁמֶשׁ גְּדוֹלָה מִן הָאָרֶץ אֵינוֹ לוֹקֶה מִשּׁוּם שְׁבוּעַת שָׁוְא שֶׁאַף עַל פִּי שֶׁהַדָּבָר כֵּן הוּא אֵין דָּבָר זֶה גָּלוּי וְיָדוּעַ לְכָל הָעָם אֶלָּא לִגְדוֹלֵי הַחֲכָמִים בִּלְבַד. וְאֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אִם כֵּן נִשְׁבַּע עַל דָּבָר שֶׁגָּלוּי וְיָדוּעַ לִשְׁלֹשָׁה בְּנֵי אָדָם מִשְּׁאָר הָעָם כְּגוֹן אִישׁ שֶׁהוּא אִישׁ וְאֶבֶן שֶׁהוּא אֶבֶן. וְכֵן אִם נִשְׁבַּע שֶׁהַשֶּׁמֶשׁ קְטַנָּה מִן הָאָרֶץ אֵינוֹ לוֹקֶה. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין הַדָּבָר כֵּן מִפְּנֵי שֶׁאֵין זֶה יָדוּעַ לְכָל אָדָם וְאֵינוֹ כְּמִי שֶׁנִּשְׁבַּע עַל הָאִישׁ שֶׁהוּא אִשָּׁה שֶׁהֲרֵי לֹא נִשְׁבַּע אֶלָּא עַל רְאִיַּת עֵינָיו שֶׁהֲרֵי הוּא רוֹאֶה אוֹתָהּ קְטַנָּה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה מִדִּבְרֵי חֶשְׁבּוֹן תְּקוּפוֹת מַזָּלוֹת וְגִימַטְרִיָּאוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מִדִּבְרֵי חָכְמָה שֶׁאֵין נִכָּרִין אֶלָּא לַאֲנָשִׁים אֲחֵרִים:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter