СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 15:24

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о смешении видов. Гл. 10

1. Запрет на гибридные ткани в одежде («килаим») касается только шерсти и льна («шаатнез»), как сказано [Дварим 22:11]: «Не надень смешанного, шерсти и льна вместе». В морских портах на камнях в Средиземном море растет нечто похожее на шерсть, по виду напоминающее золото и очень мягкое. Этот материал называется виссон. Его запрещено [смешивать] со льном из-за внешнего вида, который он создает, потому что он похож на овечью шерсть. Точно так же шелк и виссон запрещены из-за внешнего вида, который они создают. אֵין אָסוּר בְּכִלְאֵי בְּגָדִים אֶלָּא צֶמֶר וּפִשְׁתָּן בִּלְבַד שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כב יא) «לֹא תִלְבַּשׁ שַׁעַטְנֵז צֶמֶר וּפִשְׁתִּים יַחְדָּו». וְיֵשׁ בִּכְרַכֵּי הַיָּם כְּמוֹ צֶמֶר שֶׁגָּדֵל עַל הָאֲבָנִים שֶׁבְּיָם הַמֶּלַח תַּבְנִיתוֹ כְּתַבְנִית הַזָּהָב וְהוּא רַךְ בְּיוֹתֵר וְכָלָךְ שְׁמוֹ וְאָסוּר עִם הַפִּשְׁתָּן מִפְּנֵי מַרְאִית הָעַיִן שֶׁהוּא דּוֹמֶה לְצֶמֶר רְחֵלִים. וְכֵן הַשֵּׁירִים וְהַכָּלָךְ אֲסוּרִין מִפְּנֵי מַרְאִית הָעַיִן:
2. Если овца родила козленка, человек не несет ответственности за [смешение] его шерсти [со льном]. Однако, согласно постановлению мудрецов, это запрещено из-за впечатления, которое это производит. Если шерсть и лен соединены каким-либо образом, то по закону Торы они считаются гибридными тканями. Что подразумевается? Если шерсть и лен были смешаны вместе, расчесаны и превращены в однородную ткань, они считаются гибридными тканями. Если они были смешаны и расчесаны как одно целое, а затем из этой расчесанной ткани была соткана одежда, они считаются смешанными тканями. רָחֵל בַּת עֵז צַמְרָהּ אֵין לוֹקִין עָלָיו מִשּׁוּם כִּלְאַיִם אֲבָל אָסוּר הוּא מִדִּבְרֵיהֶם מִפְּנֵי מַרְאִית הָעַיִן כֵּיוָן שֶׁנִּתְחַבֵּר הַצֶּמֶר עִם הַפִּשְׁתָּן צַד חִבּוּר בָּעוֹלָם הֲרֵי זֶה כִּלְאַיִם מִן הַתּוֹרָה. כֵּיצַד. צֶמֶר וּפִשְׁתִּים שֶׁטְּרָפָן זֶה עִם זֶה וְשָׁע אוֹתָן וְעָשָׂה מֵהֶן לְבָדִין הֲרֵי אֵלּוּ כִּלְאַיִם. טְרָפָן וְטָוָה אוֹתָן כְּאֶחָד וְאָרַג בֶּגֶד מִטִּוּוּי זֶה הֲרֵי זֶה כִּלְאַיִם:
3. Если кто-то пришил шерстяную ткань к льняной — даже если он пришил их шелком, пришил шерстяную одежду льняной нитью или льняную одежду шерстяной нитью, связал шерстяные нити с льняными нитями или сплел их вместе, или даже если положил шерсть и лен вместе в мешок или корзину и намотал их, то они считаются гибридными тканями. Даже если кто-то привязал косу из шерсти к косе из льна, даже если между ними есть ремень из кожи, они считаются гибридными тканями. [Этот закон также действует, если человек сложил шерстяную и льняную ткань и связал их вместе». [Обоснование в том, что в доказательном тексте сказано:] «Шерсть и лен вместе». Поскольку они соединены — независимо от способа — они запрещены. תָּפַר בֶּגֶד צֶמֶר בְּשֶׁל פִּשְׁתָּן וַאֲפִלּוּ תְּפָרָן בְּמֶשִׁי אוֹ שֶׁתָּפַר בֶּגֶד צֶמֶר בְּחוּטֵי פִּשְׁתָּן אוֹ בֶּגֶד פִּשְתִּים בְּחוּטֵי צֶמֶר אוֹ קָשַׁר חוּטֵי צֶמֶר בְּחוּטֵי פִּשְתִּים אוֹ גְּדָלָן אֲפִלּוּ נָתַן צֶמֶר וּפִשְׁתִּים בְּשַׂק אוֹ בְּקֻפָּה וּכְרָכָן הֲרֵי אֵלּוּ כִּלְאַיִם. וַאֲפִלּוּ קָשַׁר גְּדִיל שֶׁל צֶמֶר בִּגְדִיל שֶׁל פִּשְׁתָּן אַף עַל פִּי שֶׁהָרְצוּעָה בְּאֶמְצַע. וְכֵן אִם כָּפַל בִּגְדֵי צֶמֶר וּפִשְׁתָּן וּקְשָׁרָן הֲרֵי אֵלּוּ כִּלְאַיִם שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כב יא) «צֶמֶר וּפִשְׁתִּים יַחְדָּו» מִכָּל מָקוֹם כֵּיוָן שֶׁנִּתְאַחֵד נֶאֱסַר:
4. Из какого источника следует, что все эти запреты имеют происхождение из Торы? [Это следует из того факта, что] Тора должна была прямо указать, что в цицит разрешены гибридные материалы. Как мы узнали из устной традиции, отрывок о гибридной смеси был расположен рядом с отрывком о цицит только для того, чтобы научить, что гибридные материалы разрешены в цицит. Теперь цицит — это нити, связанные вместе. Таким образом, можно сделать вывод, что соединение такого рода в ситуации, не связанной с выполнением заповеди, запрещено по закону Торы. Ведь Тора не исключает того, что запрещено только по предписанию мудрецов. וּמִנַּיִן שֶׁכָּל אִסּוּרִין אֵלּוּ שֶׁל תּוֹרָה שֶׁהֲרֵי הֻצְרַךְ הַכָּתוּב לְהַתִּיר כִּלְאַיִם בְּצִיצִית. כְּמוֹ שֶׁלָּמְדוּ מִפִּי הַשְּׁמוּעָה שֶׁלֹּא נִסְמְכָה פָּרָשַׁת כִּלְאַיִם לְפָרָשַׁת צִיצִית אֶלָּא לְהַתִּיר כִּלְאַיִם בְּצִיצִית. וְהַצִּיצִית חוּטִין קְשׁוּרִין בִּלְבַד הֵן. מִכְלָל שֶׁחִבּוּר כָּזֶה שֶׁלֹּא בִּמְקוֹם מִצְוָה אָסוּר מִן הַתּוֹרָה. שֶׁאֵינוֹ מְמַעֵט בַּתּוֹרָה דָּבָר שֶׁהוּא אָסוּר מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
5. Минимальной меры для запретной гибридной смеси не предусмотрено. Даже самая маленькая нитка шерсти в большой льняной одежде или нитка льна в шерстяной одежде запрещены. הַכִּלְאַיִם אֵין לוֹ שִׁעוּר אֲפִלּוּ חוּט כָּל שֶׁהוּא שֶׁל צֶמֶר בְּבֶגֶד גָּדוֹל שֶׁל פִּשְׁתָּן אוֹ שֶׁל פִּשְׁתָּן בְּצֶמֶר אָסוּר:
6. [Если человек смешивает шерсть овец с шерстью верблюдов и т.п. и делает из них нити, то действуют следующие законы. Если половина [смеси] из овец, то она считается гибридом со льном. Если же большая часть — от верблюдов, то разрешается смешивать их со льном, поскольку форма всей смеси — это форма верблюжьей шерсти. Мы не обращаем внимания на нити шерсти, которые смешаны с ними, так как они не являются нитями шерсти. צֶמֶר רְחֵלִים וְצֶמֶר גְּמַלִּים וְכַיּוֹצֵא בּוֹ שֶׁטְּרָפָן זֶה בְּזֶה וְטָוָה מֵהֶן טִוּוּי. אִם הָיָה הַחֵצִי מִן הָרְחֵלִים הֲרֵי הַכּל כְּצֶמֶר רְחֵלִים וַהֲרֵי הוּא כִּלְאַיִם עִם הַפִּשְׁתָּן. וְאִם הָיָה הָרֹב מִן הַגְּמַלִּים מֻתָּר לְעָרְבוֹ עִם הַפִּשְׁתָּן מִפְּנֵי שֶׁצּוּרַת הַכּל צוּרַת צֶמֶר גְּמַלִּים וְאֵין חוֹשְׁשִׁין לְנִימוֹת שֶׁל צֶמֶר הַמְעֹרֶבֶת בָּהֶן מִפְּנֵי שֶׁאֵינָן חוּטֵי צֶמֶר:
7. Таким образом, если для изготовления одежды используются овечьи шкуры, то она разрешена, даже если она прошита льном. Нас не волнуют пряди шерсти — даже если они переплетаются с льняными нитями, используемыми для шитья, потому что шерсть незначительна из-за ее малого количества. לְפִיכָךְ עוֹרוֹת הַכְּבָשִׂים שֶׁעוֹשִׂין מֵהֶן בְּגָדִים אַף עַל פִּי שֶׁתּוֹפְרִין אוֹתָן בְּפִשְׁתָּן מֻתָּרִין וְאֵין חוֹשְׁשִׁין לְנִימוֹת שֶׁל צֶמֶר אַף עַל פִּי שֶׁנִּכְרְכוּ בִּכְלַל חוּט הַפִּשְׁתָּן שֶׁתָּפְרוּ בּוֹ שֶׁהֲרֵי בָּטְלוּ בְּמִעוּטָן:
8. Схожие законы действуют, если конопля и лен были смешаны друг с другом. Если большинство составляет конопля, то разрешается переплетать эти нити с шерстяными нитями. Если же их половина и половина, то это запрещено. וְכֵן הַקַּנְבּוֹס וְהַפִּשְׁתָּן שֶׁטְּרָפָן זֶה בָּזֶה אִם רֹב מִן הַקַּנְבּוֹס מֻתָּר לֶאֱרֹג הַטִּוּוּי מֵהֶן עִם חוּטֵי צֶמֶר וְאִם הָיוּ מֶחֱצָה לְמֶחֱצָה אָסוּר:
9. Если кто-либо сделает одежду полностью из верблюжьей шерсти, кроличьей шерсти или конопли и сплетет одну нить из овечьей шерсти с одной стороны и одну нить из льна с другой стороны, то она запрещена как гибрид. הָעוֹשֶׂה בֶּגֶד כֻּלּוֹ צֶמֶר גְּמַלִּים אוֹ צֶמֶר אַרְנָבִים אוֹ קַנְבּוֹס וְאָרַג בּוֹ חוּט שֶׁל צֶמֶר מִצַּד זֶה וְחוּט שֶׁל פִּשְׁתָּן מִצַּד זֶה הֲרֵי זֶה אָסוּר מִשּׁוּם כִּלְאַיִם:
10. Если шерстяная одежда порвалась, разрешается соединить ее льняными нитками и связать их, но нельзя сшивать. בֶּגֶד צֶמֶר שֶׁנִּפְרַם מֻתָּר לִפְרֹף אוֹתוֹ בְּחוּטֵי פִּשְׁתָּן. וְקוֹשֵׁר אֲבָל לֹא יִתְפֹּר:
11. Разрешается носить шерстяные и льняные одежды и обвязывать их поясом снаружи, если он не сматывает вместе шнуры [из каждой ткани] и не завязывает их между плечами. לוֹבֵשׁ אָדָם בִּגְדֵי צֶמֶר וּבֶגֶד פִּשְׁתָּן וְחוֹגֵר עֲלֵיהֶם מִבַּחוּץ וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יִכְרֹךְ אֶת הַמְּשִׁיחָה וְיִקְשֹׁר בָּהּ בֵּין כְּתֵפָיו:
12. Разрешено делать гибридные ткани и продавать их. Запрещено только носить их или покрывать ими себя. [Это вытекает из] написанного [Дварим 22:11]: «Не надень смешанного, шерсти и льна вместе» и [Ваикра 19:19]: «И платья из разновидного, из смеси шерсти со льном, пусть не будет на тебе». [Связь этих стихов подразумевает, что для того, чтобы одежда была запрещена, она должна «налезать на вас», когда вы ее носите. Однако если она надета не в процессе ношения, т.е. в шатре из гибридных тканей, то сидеть разрешено. Точно так же, согласно закону Торы, разрешается сидеть на покрывалах, сделанных из гибридных тканей. Ибо «не наступит на тебя» [подразумевает], что ты можешь расстелить его под собой». Однако, согласно постановлению мудрецов, даже если есть десять подстилок одна на другой и нижняя из них — из гибридных тканей, запрещено сидеть на верхней, чтобы прядь [из гибридных тканей] не намоталась на плоть. כִּלְאֵי בְּגָדִים מֻתָּר לַעֲשׂוֹתָם וּלְמָכְרָם וְאֵין אָסוּר אֶלָּא לְלָבְשָׁן בִּלְבַד אוֹ לְהִתְכַּסּוֹת בָּהֶן שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כב יא) «לֹא תִלְבַּשׁ שַׁעַטְנֵז». וְנֶאֱמַר (ויקרא יט יט) «לֹא יַעֲלֶה עָלֶיךָ». הָעֲלִיָּה שֶׁהִיא דֶּרֶךְ לְבִישָׁה אָסוּר אֲבָל עֲלִיָּה שֶׁאֵין דֶּרֶךְ לְבִישָׁה כְּגוֹן אֹהֶל שֶׁהוּא כִּלְאַיִם מֻתָּר לֵישֵׁב תַּחְתָּיו. וְכֵן מֻתָּר מִן הַתּוֹרָה לֵישֵׁב עַל מַצָּעוֹת שֶׁל כִּלְאַיִם שֶׁנֶּאֱמַר לֹא יַעֲלֶה עָלֶיךָ אֲבָל אַתָּה מַצִּיעוֹ תַּחְתֶּיךָ. וּמִדִּבְרֵי סוֹפְרִים אֲפִלּוּ עֶשֶׂר מַצָּעוֹת זוֹ עַל גַּבֵּי זוֹ וְהַתַּחְתּוֹן שֶׁבָּהֶן כִּלְאַיִם אָסוּר לֵישֵׁב עַל הָעֶלְיוֹן שֶׁמָּא תִּכָּרֵךְ נִימָא עַל בְּשָׂרוֹ:
13. В каких случаях применяется вышеизложенное? В отношении [расстилаемых вещей из] мягких [тканей], например, занавесок и простыней. Что касается [тех, что сделаны из] твердых [тканей], которые не наматываются [на тело человека], например, подушки и подушечки, то разрешается сидеть или лежать на них, если плоть человека не касается их. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּרַכִּין כְּגוֹן יְרִיעוֹת וּשְׂמָלוֹת. אֲבָל בְּקָשִׁין שֶׁאֵינָן נִכְרָכִין כְּגוֹן כָּרִים וּכְסָתוֹת מֻתָּר לֵישֵׁב וּלְהָסֵב עֲלֵיהֶן. וְהוּא שֶׁלֹּא יִהְיֶה בְּשָׂרוֹ נוֹגֵעַ בָּהֶם:
14. Аналогичные законы действуют, если полог сделан из гибридных тканей. Если он мягок, он запрещен, чтобы слуга не прислонился к нему, и он не задрапировался вокруг его тела. Если он тверд и не задрапируется, он разрешен. וְכֵן הַפָּרֹכֶת שֶׁהִיא כִּלְאַיִם אִם הָיְתָה רַכָּה אֲסוּרָה שֶׁמָּא יִסָּמֵךְ לָהּ הַשַּׁמָּשׁ וְתַעֲלֶה עַל בְּשָׂרוֹ. וְאִם הָיְתָה קָשָׁה שֶׁאֵינָהּ נִכְרֶכֶת מֻתֶּרֶת:
15. Разрешено носить сандалии без каблуков из гибридных материалов. [Обоснование таково:] кожа стопы жесткая и не приносит удовлетворения, как кожа других [частей] тела. מִנְעָל שֶׁהוּא כִּלְאַיִם וְאֵין לוֹ עָקֵב מֻתָּר לְלָבְשׁוֹ. שֶׁעוֹר הָרֶגֶל קָשֶׁה הוּא וְאֵינוֹ נֶהֱנֶה כִּשְׁאָר עוֹר הַגּוּף:
16. Портнихи, шьющие одежду, могут шить [из гибридных материалов] обычным способом, если они не собираются [извлекать из них пользу, используя их как щит] от Солнца летом и от дождя в сезон дождей. Тщательные шьют [одежду, лежащую] на земле. Точно так же люди, продающие одежду, могут продавать ее обычным образом, если у них нет намерения, что гибридные ткани на плечах защитят их от жары летом и согреет в сезон дождей. Тщательные [вешают одежду на] шест, перекинутый через спину. תּוֹפְרֵי כְּסוּת תּוֹפְרִין כְּדַרְכָּן וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יִתְכַּוְּנוּ בַּחַמָּה מִפְּנֵי הַחַמָּה וּבַגְּשָׁמִים מִפְּנֵי הַגְּשָׁמִים. וְהַצְּנוּעִין תּוֹפְרִים בָּאָרֶץ. וְכֵן מוֹכְרֵי כְּסוּת מוֹכְרִין כְּדַרְכָּן וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יִתְכַּוְּנוּ בַּחַמָּה שֶׁיָּצֵל לָהֶם הַכִּלְאַיִם שֶׁעַל כְּתֵפָן מִן הַחַמָּה. וְלֹא יִתְכַּוְּנוּ בַּגְּשָׁמִים לְהִתְחַמֵּם בּוֹ. וְהַצְּנוּעִין מַפְשִׁילִין בְּמַקֵּל לַאֲחוֹרֵיהֶן:
17. Не следует брать горячее яйцо гибридной тканью, так как в этом случае он получает пользу от смешанных тканей как от защиты от жары или холода. Аналогичные законы действуют во всех подобных ситуациях. לֹא יִקַּח אָדָם בֵּיצָה כְּשֶׁהִיא חַמָּה בְּבֶגֶד כִּלְאַיִם שֶׁהֲרֵי הוּא נֶהֱנֶה בְּכִלְאַיִם מִפְּנֵי הַחַמָּה אוֹ מִפְּנֵי הַצִּנָּה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
18. Не следует носить гибридные ткани [даже] временно и даже поверх десяти других одежд, в этом случае он не получает пользы от [гибридных тканей]. Это запрещено даже для того, чтобы обмануть сборщика налогов. Если человек носит их с такой целью, он подлежит наказанию плетьми. לֹא יִלְבַּשׁ אָדָם כִּלְאַיִם עַרְאַי וַאֲפִלּוּ עַל גַּבֵּי עֲשָׂרָה בְּגָדִים שֶׁאֵינוֹ מְהַנֵּהוּ כְּלוּם. וַאֲפִלּוּ לְהַבְרִיחַ אֶת הַמֶּכֶס. וְאִם לָבַשׁ כֵּן לוֹקֶה:
19. Запрет на [ношение] гибридных тканей распространяется только на одежду, которая [надевается] для обеспечения тепла, например, длинная рубашка, шляпа, брюки, пояс, платье, штаны до колен, перчатки или тому подобное. Однако маленькие пояса, которые люди делают с карманами, подготовленными для хранения денег, специй или тому подобного, разрешены [несмотря на то, что они содержат гибридные материалы], даже если плоть человека касается их, потому что это не обычный способ, которым человек согревает себя. [Те же принципы действуют в отношении] тряпки, на которую накладывают бинт, припарку, повязку или т.п. אֵין אָסוּר מִשּׁוּם כִּלְאַיִם אֶלָּא בְּגָדִים שֶׁהֵן דֶּרֶךְ חִמּוּם כְּגוֹן הַכְּתֹנֶת וְהַמִּצְנֶפֶת וְהַמִּכְנָסַיִם וְהָאַבְנֵט וְהַשִּׂמְלָה וּבְגָדִים שֶׁמְּחַפִּין בָּהֶן אֶת הַשּׁוֹקַיִם וְאֶת הַיָּדַיִם וְכַיּוֹצֵא בָּהֶם. אֲבָל צִלְצוּלִין קְטַנִּים שֶׁעוֹשִׂין אוֹתָן הָעָם בְּבֵית יָד שֶׁלָּהֶן לִצְרֹר בָּהֶן מָעוֹת אוֹ תַּבְלִין וּסְמַרְטוּט שֶׁמַּנִּיחִין עָלָיו רְטִיָּה אוֹ מְלוּגְמָא אוֹ אִסְפְּלָנִית וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין אַף עַל פִּי שֶׁבְּשָׂרוֹ נוֹגֵעַ בָּהֶן שֶׁאֵין דֶּרֶךְ חִמּוּם בְּכָךְ:
20. Налобный элемент из кожи, шелка или т.п., к которому прикреплены пряди шерсти, а также пряди кожи, которые висят над лицом, чтобы отгонять мух, не запрещены как гибрид, потому что таким образом человек не обогреваются. צִיץ שֶׁל עוֹר אוֹ מֶשִׁי וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן שֶׁתָּלָה בָּהֶן חוּטֵי צֶמֶר וְחוּטֵי פִּשְׁתָּן מְדֻלְדָּלִין עַל פְּנֵי הָאָדָם כְּדֵי לְהַפְרִיחַ הַזְּבוּבִין אֵין בּוֹ מִשּׁוּם כִּלְאַיִם שֶׁאֵין דֶּרֶךְ חִמּוּם בְּכָךְ:
21. Дозволено человеку, ведущему животных, держать в руке поводки, привязанные к ним, даже если некоторые из них льняные, а некоторые — шерстяные. [Он может даже наматывать их вокруг своей руки. Если же он свяжет их все вместе, то они считаются гибридом, и ему запрещено обвязывать их вокруг руки. הַמַּנְהִיג בְּהֵמוֹת וּמַכְנִיס חֲבָלִים לְתוֹךְ יָדוֹ מֵהֶן פִּשְתִּים וּמֵהֶן צֶמֶר הֲרֵי זֶה מֻתָּר וְאַף עַל פִּי שֶׁכּוֹרְכָן עַל יָדוֹ. אֲבָל אִם קְשָׁרָן כֻּלָּן נַעֲשׂוּ כִּלְאַיִם וְאָסוּר לוֹ לְכָרְכָן עַל יָדוֹ:
22. Запрещено делать из гибридных тканей полотна, используемые для вытирания рук, полотна, используемые для вытирания посуды и земли, покрытия для свитков Торы, а также полотно цирюльника. [Объясняется это тем, что к ним прикасаются руками, и они всегда наматываются на руки и согревают их. מִטְפָּחוֹת שֶׁמְּקַנְּחִין בָּהֶן אֶת הַיָּדַיִם וּמִטְפָּחוֹת שֶׁמְּסַפְּגִין בָּהֶן הַכֵּלִים וְהַקַּרְקָעוֹת (וּמִטְפַּחַת סֵפֶר תּוֹרָה) וּמִטְפָּחוֹת סְפָרִים אֲסוּרִים מִשּׁוּם כִּלְאַיִם שֶׁהֲרֵי הַיָּדַיִם נוֹגְעוֹת בָּהֶן וְהֵן נִכְרָכִין עַל הַיָּד תָּמִיד וּמִתְחַמְּמִין:
23. [Следующий закон относится к] биркам, которые прачки и ткачи делают на одежде, чтобы каждый человек мог опознать свою собственную. Если билет был из шерсти на льняной одежде или льняной билет на шерстяной одежде, это запрещено, даже если это не имеет для него значения. אוֹתוֹת שֶׁעוֹשִׂין הַכּוֹבְסִין וְהַגְּרָדִין בַּבְּגָדִים כְּדֵי שֶׁיְּהֵא כָּל אֶחָד מַכִּיר אֶת שֶׁלּוֹ. אִם הָיְתָה אוֹת שֶׁל צֶמֶר בְּפִשְׁתָּן אוֹ פִּשְׁתָּן בְּצֶמֶר הֲרֵי זֶה אָסוּר אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ חָשׁוּב אֶצְלוֹ:
24. Если кто-либо соединил шерстяную ткань с льняной одним движением иглы и нити, то они не считаются соединенными и не считаются гибридом. Если он собрал две вершинки нити [и связал их] вместе или [соединил ткани] двумя движениями иглы и нити, то они считаются гибридом. בֶּגֶד צֶמֶר שֶׁחִבְּרוֹ עִם בֶּגֶד פִּשְׁתָּן בִּתְכִיפָה אַחַת אֵינוֹ חִבּוּר וְאֵין זֶה כִּלְאַיִם. קִבֵּץ שְׁנֵי רָאשֵׁי הַחוּט כְּאֶחָד אוֹ שֶׁתָּכַף שְׁתֵּי תְּכִיפוֹת הֲרֵי זֶה כִּלְאַיִם:
25. Разрешено делать покрывала для умерших из гибридных тканей, ибо умершие не обязаны выполнять никакие заповеди. [Гибридные ткани] можно использовать как попону для осла, и человек может сидеть на нем, если его плоть не касается его. Он не должен класть эту попону на плечо, даже чтобы извлечь из нее мусор. מֻתָּר לַעֲשׂוֹת מִן הַכִּלְאַיִם תַּכְרִיכִין לְמֵת שֶׁאֵין עַל הַמֵּתִים מִצְוָה. וְלַעֲשׂוֹת מִמֶּנּוּ מַרְדַּעַת לַחֲמוֹר וְיוֹשֵׁב עָלֶיהָ וְהוּא שֶׁלֹּא יִהְיֶה בְּשָׂרוֹ נוֹגֵעַ בָּהּ. וְלֹא יַנִּיחַ מַרְדַּעַת זוֹ עַל כְּתֵפוֹ אֲפִלּוּ לְהוֹצִיא עֲלֵיהֶן אֶת הַזֶּבֶל:
26. Разрешено нести на плечах труп или животное, облаченное в гибридную ткань. הַמֵּת וְהַבְּהֵמָה שֶׁהָיוּ מְלֻבָּשִׁין כִּלְאַיִם מֻתָּר לְנָשְׂאָן עַל כְּתֵפוֹ:
27. Если в шерстяной одежде потерялась нить льна или в льняной одежде потерялась нить шерсти, не следует продавать эту одежду язычнику, чтобы тот не продал ее еврею. Не следует также делать из нее попону осла, чтобы другой человек не нашел ее, не сорвал с покрывала и не надел, потому что гибридные материалы в ней неразличимы. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию с этой одеждой? Ее следует покрасить. Потому что шерсть и лен не окрашиваются одинаково. Таким образом, [потерянная нить] станет различимой, и тогда он должен удалить ее. Если же [после окрашивания] она не будет различима, то разрешается [использовать одежду], так как, возможно, [потерянная нить] отпала. Ведь он проверил и не нашел ее. Как мы уже объясняли в законах о запрещенных интимных отношениях, любой запрет, возникающий из-за сомнения, установлен мудрецами. Поэтому [наши мудрецы] были снисходительны из-за сомнения. בֶּגֶד צֶמֶר שֶׁאָבַד בּוֹ חוּט שֶׁל פִּשְׁתָּן. אוֹ בֶּגֶד פִּשְׁתָּן שֶׁאָבַד בּוֹ חוּט שֶׁל צֶמֶר. הֲרֵי זֶה לֹא יִמְכְּרֶנּוּ לְנָכְרִי שֶׁמָּא יִמְכְּרֶנּוּ הַנָּכְרִי לְיִשְׂרָאֵל. וְלֹא יַעֲשֶׂנּוּ מַרְדַּעַת לַחֲמוֹר שֶׁמָּא יִמְצָא אוֹתוֹ אַחֵר וְיִקְרָעֶנּוּ מֵעַל הַמַּרְדַּעַת וְיִלְבָּשֶׁנּוּ שֶׁהֲרֵי אֵין הַכִּלְאַיִם נִכָּר בּוֹ. וְכֵיצַד תַּקָּנַת בֶּגֶד זֶה. צוֹבְעוֹ שֶׁאֵין הַצֶּמֶר וְהַפִּשְׁתִּים עוֹלִים בְּצֶבַע אֶחָד וּמִיָּד הוּא נִכָּר לוֹ וְשׁוֹמְטוֹ. וְאִם לֹא נִכַּר הֲרֵי זֶה מֻתָּר שֶׁמָּא נִשְׁמַט וְהָלַךְ לוֹ שֶׁהֲרֵי בָּדַק וְלֹא מְצָאוֹ. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת בִּיאוֹת אֲסוּרוֹת שֶׁכָּל אִסּוּר סְפֵקוֹת מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים וּלְפִיכָךְ הֵקֵלּוּ בְּסָפֵק:
28. Если кто-то покупает шерстяную одежду у неевреев, он должен очень тщательно проверить ее, чтобы она не была прошита льняной нитью. הַלּוֹקֵחַ כְּלִי צֶמֶר מִן הַנָּכְרִי צָרִיךְ לְבָדְקוֹ יָפֶה יָפֶה שֶׁמָּא הֵן תְּפוּרִין בְּפִשְׁתָּן:
29. Если кто-то увидит запрещенную Торой гибридную ткань на своем товарище — даже если тот идет по рынку — он должен немедленно вскочить и сорвать ее с него. [Это распространяется] даже на своего учителя, у которого он научился мудрости. Ведь [обязанность] почитать людей в целом не отменяет запрета в Торе. Почему такой [запрет] отменяется в отношении возвращения потерянной вещи? Потому что запрет касается финансовых вопросов. Почему [запрет] отменяется в отношении ритуальной нечистоты, связанной с трупом? Потому что Тора сделала исключение в отношении его сестры. Согласно устной традиции, было сказано: Для своей сестры он не может стать нечистым, но он может стать нечистым для трупа, погребение которого является заповедью. Однако если запрет учрежден мудрецами, он отменяется соображениями чести человека во всех ситуациях. Хотя в Торе сказано [Дварим 17:11]: «По учению, какое укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево», этот запрет отменяется соображениями чести человека. Соответственно, если [другой человек] имеет на себе гибридную ткань, запрещенную по предписанию мудрецов, нельзя срывать ее с него на рынке, и [сам человек] не должен снимать ее на рынке, пока не дойдет до дома. Если [гибрид был запрещен] по закону Торы, он должен снять его немедленно. הָרוֹאֶה כִּלְאַיִם שֶׁל תּוֹרָה עַל חֲבֵרוֹ אֲפִלּוּ הָיָה מְהַלֵּךְ בַּשּׁוּק קוֹפֵץ לוֹ וְקוֹרְעוֹ עָלָיו מִיָּד. וַאֲפִלּוּ הָיָה רַבּוֹ שֶׁלִּמְּדוֹ חָכְמָה. שֶׁאֵין כְּבוֹד הַבְּרִיּוֹת דּוֹחֶה אִסּוּר לֹא תַּעֲשֶׂה הַמְפֹרָשׁ בַּתּוֹרָה. וְלָמָּה נִדְחֶה בְּהֶשֵׁב אֲבֵדָה מִפְּנֵי שֶׁהוּא לָאו שֶׁל מָמוֹן. וְלָמָּה נִדְחֶה בְּטֻמְאַת מֵת הוֹאִיל וּפֵרֵט הַכָּתוּב (ויקרא כא ג) (במדבר ו ז) «וּלְאַחֹתוֹ». מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ לַאֲחוֹתוֹ אֵינוֹ מִטַּמֵּא אֲבָל מִטַּמֵּא הוּא לְמֵת מִצְוָה. אֲבָל דָּבָר שֶׁאִסּוּרוֹ מִדִּבְרֵיהֶם הֲרֵי הוּא נִדְחֶה מִפְּנֵי כְּבוֹד הַבְּרִיּוֹת בְּכָל מָקוֹם. וְאַף עַל פִּי שֶׁכָּתוּב בַּתּוֹרָה (דברים יז יא) «לֹא תָסוּר מִן הַדָּבָר» הֲרֵי לָאו זֶה נִדְחֶה מִפְּנֵי כְּבוֹד הַבְּרִיּוֹת. לְפִיכָךְ אִם הָיָה עָלָיו שַׁעַטְנֵז שֶׁל דִּבְרֵיהֶם אֵינוֹ קוֹרְעוֹ עָלָיו בַּשּׁוּק וְאֵינוֹ פּוֹשְׁטוֹ בַּשּׁוּק עַד שֶׁמַּגִּיעַ לְבֵיתוֹ וְאִם הָיָה שֶׁל תּוֹרָה פּוֹשְׁטוֹ מִיָּד:
30. Носящий гибридные ткани или покрывающий себя ими подлежит наказанию плетьми. Если он носил гибридные ткани в течение всего дня, он подлежит одному наказанию поркой. Если он неоднократно высовывал голову из одежды и обратно — даже если он не снял всю одежду, он подлежит наказанию за каждый раз [когда просовывал голову]. В каких случаях он подлежит только одному наказанию плетью? Если он получил одно предупреждение. Если же его предупредили и сказали ему: «Сними, сними», а он продолжал носить ее и оставался в ней в течение времени, необходимого для того, чтобы снять и надеть ее после их предупреждения, то он подлежит наказанию плетьми за каждый промежуток времени, в течение которого он ждал, поскольку он был предупрежден об этом и, тем не менее, не снял [запрещенную одежду]. הַלּוֹבֵשׁ כִּלְאַיִם אוֹ הַמִּתְכַּסֶּה בּוֹ לוֹקֶה. הָיָה לָבוּשׁ בְּכִלְאַיִם כָּל הַיּוֹם כֻּלּוֹ אֵינוֹ לוֹקֶה אֶלָּא אַחַת. הוֹצִיא רֹאשׁוֹ מִן הַבֶּגֶד וְהֶחְזִירוֹ הוֹצִיא רֹאשׁוֹ וְהֶחְזִירוֹ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא פָּשַׁט הַבֶּגֶד כֻּלּוֹ הֲרֵי זֶה חַיָּב עַל כָּל אַחַת וְאַחַת. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁהוּא חַיָּב אַחַת כָּל הַיּוֹם כְּשֶׁהִתְרוּ בּוֹ הַתְרָאָה אַחַת. אֲבָל אִם הִתְרוּ בּוֹ וְאָמְרוּ לוֹ פְּשֹׁט פְּשֹׁט וְהוּא לָבוּשׁ בּוֹ וְשָׁהָה כְּדֵי לִפְשֹׁט וְלִלְבּשׁ אַחַר שֶׁהִתְרוּ בּוֹ הֲרֵי זֶה חַיָּב עַל כָּל שְׁהִיָּה וּשְׁהִיָּה שֶׁהִתְרוּ בּוֹ עָלֶיהָ וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא פָּשַׁט:
31. [Следующие законы действуют, если] человек одевает своего товарища в одежды из гибридных тканей. Если носивший одежду действовал сознательно, он подлежит наказанию плетьми, а одевший его — ответственности за то, что «поставил камень преткновения перед слепым». Если носивший одежду не знал, что это гибридные ткани, а одевший его действовал сознательно, этот человек подлежит наказанию плетьми, а носивший освобождается. הַמַּלְבִּישׁ אֶת חֲבֵרוֹ כִּלְאַיִם אִם הָיָה הַלּוֹבֵשׁ מֵזִיד הַלּוֹבֵשׁ לוֹקֶה וְהַמַּלְבִּישׁ עוֹבֵר מִשּׁוּם (ויקרא יט יד) «וְלִפְנֵי עִוֵּר לֹא תִתֵּן מִכְשׁל». וְאִם לֹא יָדַע הַלּוֹבֵשׁ שֶׁהַבֶּגֶד הוּא כִּלְאַיִם וְהָיָה הַמַּלְבִּישׁ מֵזִיד הַמַּלְבִּישׁ לוֹקֶה וְהַלּוֹבֵשׁ פָּטוּר:
32. Если коэны надевают свои священнические одежды, когда они не совершают службу, даже если они находятся в Храме, они подлежат наказанию плетьми, потому что поясок содержит гибридные материалы, а разрешение на его ношение было дано только при совершении службы, ибо это позитивная заповедь, как и цицит. כֹּהֲנִים שֶׁלָּבְשׁוּ בִּגְדֵי כְּהֻנָּה שֶׁלֹּא בִּשְׁעַת עֲבוֹדָה אֲפִלּוּ בַּמִּקְדָּשׁ לוֹקִין מִפְּנֵי הָאַבְנֵט שֶׁהוּא כִּלְאַיִם וְלֹא הֻתְּרוּ בּוֹ אֶלָּא בִּשְׁעַת עֲבוֹדָה שֶׁהִיא מִצְוַת עֲשֵׂה כְּצִיצִית: סְלִיקוּ לְהוּ הִלְכוֹת כִּלְאַיִם בְּסִיַעְתָּא דִּשְׁמַיָּא
Благословен Милосердный, дарующий помощь. סליקו להו הלכות כלאים בס"ד:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter