СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 05:12

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о злоупотреблениях с имуществом, посвященным Храму. Гл. 5

1. Запрет на злоупотребление действует независимо от того, освящает ли человек предмет, пригодный для использования в целях благоустройства Храма, например, камень или балку, освящает ли предмет, пригодный для жертвенника, для благоустройства Храма, например, овцы или голуби, или освящает предмет, пригодный для использования для благоустройства Храма для жертвенника, например, камень или балку, или освящает для одной из этих целей предмет, не пригодный ни для одной из этих целей, например, освящает цыплят, уксус, рассол или землю. Это относится даже к тому случаю, если он освятил навозную кучу, наполненную удобрением, пылью или золой. Во всех этих случаях запрет на злоупотребления действует с момента освящения и до его выкупа, если он является предметом, пригодным для выкупа. אֶחָד הַמַּקְדִּישׁ לְבֶדֶק הַבַּיִת דָּבָר הָרָאוּי לְחַזֵּק הַבֶּדֶק כְּגוֹן אֶבֶן אוֹ קוֹרָה. אוֹ הַמַּקְדִּישׁ לְבֶדֶק הַבַּיִת דָּבָר הָרָאוּי לַמִּזְבֵּחַ כְּגוֹן כְּבָשִׂים וְתוֹרִים. אוֹ הַמַּקְדִּישׁ לַמִּזְבֵּחַ דָּבָר הָרָאוּי לְבֶדֶק הַבַּיִת כְּגוֹן אֶבֶן וְקוֹרָה. אוֹ הַמַּקְדִּישׁ לָזֶה וְלָזֶה דְּבָרִים שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לֹא לָזֶה וְלֹא לָזֶה כְּגוֹן הַמַּקְדִּישׁ תַּרְנְגוֹלִין וְחֹמֶץ וְצִיר אוֹ קַרְקַע אֲפִלּוּ הִקְדִּישׁ אַשְׁפָּה מְלֵאָה זֶבֶל אוֹ עָפָר אוֹ אֵפֶר. מוֹעֲלִין בְּכֻלָּן מִשָּׁעָה שֶׁהֻקְדְּשׁוּ עַד שֶׁיִּפָּדוּ דְּבָרִים הָרְאוּיִים לְהִפָּדוֹת:
2. Любой из предметов, освященных для благоустройства Храма, и те предметы из тех, что посвящены жертвеннику, на которые распространяется запрет на злоупотребления, могут быть объединены вместе, чтобы достичь минимальной меры, необходимой для злоупотребления. Если человек получает пользу от всех них в размере мелкой монеты, он нарушает запрет на злоупотребление. כָּל קָדְשֵׁי בֶּדֶק הַבַּיִת עִם דְּבָרִים שֶׁמּוֹעֲלִין בָּהֶן מִקָּדְשֵׁי מִזְבֵּחַ מִצְטָרְפִין זֶה עִם זֶה לִמְעִילָה וְאִם נֶהֱנָה בִּשְׁוֵה פְּרוּטָה מִכֻּלָּם מָעַל:
3. Если кто-либо съел освященную пищу и накормил своего товарища или получил пользу от освященного предмета и вызвал пользу у товарища. Его еда и польза товарища или еда товарища и его польза — все это вместе взятое влечет ответственность за злоупотребления. Если достигнута сумма выгоды, стоящая мелкую монету, то он нарушает запрет на злоупотребления. אָכַל וְהֶאֱכִיל אֶת חֲבֵרוֹ אוֹ נֶהֱנָה וּמְהַנֶּה חֲבֵרוֹ אֲכִילָתוֹ וַהֲנָיַת חֲבֵרוֹ אוֹ אֲכִילַת חֲבֵרוֹ וַהֲנָיָתוֹ כֻּלָּן מִצְטָרְפִין לַמְּעִילָה וְאִם נַעֲשָׂה מִן הַכּל הֲנָיָה בִּפְרוּטָה מָעַל:
4. Сочетание, делающее человека виновным в нарушении запрета на злоупотребления, может быть выполнено в течение длительного времени. Что подразумевается? Если человек получил пользу от освященного предмета в один день, а затем снова получил пользу по прошествии нескольких лет в состоянии непрерывного незнания, то эти два события объединяются в мелкую монету и он нарушает запрет на злоупотребление. הַמְּעִילָה מִצְטָרֶפֶת לִזְמַן מְרֻבֶּה. כֵּיצַד. נֶהֱנָה הַיּוֹם מִן הַהֶקְדֵּשׁ וְנֶהֱנָה לְאַחַר כַּמָּה שָׁנִים בְּהֶעְלֵם אֶחָד הֲרֵי אֵלּוּ מִצְטָרְפִין לִפְרוּטָה וּמָעַל:
5. Запрет на злоупотребление святым распространяется только на предметы, которые были отделены от земли. Если же человек получает пользу от освященной земли или от освященных предметов, прикрепленных к земле, он не нарушает запрет на злоупотребления, даже если испортит эту сущность. Что подразумевается? Если человек вспахивает освященное поле или засевает его, он освобождается от ответственности. Если же он берет его землю, извлекает из нее пользу и повреждает землю, он нарушает запрет на злоупотребления. Тот, кто молотит на освященном поле, нарушает запрет на злоупотребления, потому что его пыль приносит пользу полю. Таким образом, он извлек пользу из пыли и нанес ущерб полю. Аналогично, если человек вспахал освященное поле, чтобы поднять пыль для посаженной там травы, и взял эту траву, он нарушает запрет на злоупотребления. Человек, который живет в освященной пещере или в тени освященного дерева или голубятни, не нарушает запрет на злоупотребления, даже если он получил выгоду. Точно так же, когда освящают построенный дом, человек, живущий в нем, не нарушает запрета на злоупотребления. Однако когда человек освящает дерево и камни и строит дом, человек, живущий в нем, нарушает запрет на злоупотребления, как будет объяснено далее. אֵין מְעִילָה אֶלָּא בְּתָלוּשׁ מִן הַקַּרְקַע אֲבָל הַנֶּהֱנֶה בַּקַּרְקַע עַצְמָהּ אוֹ בַּמְחֻבָּר לָהּ לֹא מָעַל אֲפִלּוּ פָּגַם. כֵּיצַד. הַחוֹרֵשׁ שְׂדֵה הֶקְדֵּשׁ אוֹ הַזּוֹרֵעַ בָּהּ פָּטוּר. נָטַל מֵאֲבָקָהּ וְנֶהֱנָה בָּהּ וּפְגָמָהּ מָעַל. הַדָּשׁ בִּשְׂדֵה הֶקְדֵּשׁ מָעַל שֶׁהֶאָבָק שֶׁלָּהּ מוֹעִיל לַשָּׂדֶה וַהֲרֵי נֶהֱנָה בָּאָבָק וּפָגַם הַשָּׂדֶה. וְכֵן אִם חָרַשׁ שְׂדֵה הֶקְדֵּשׁ כְּדֵי לְהַעֲלוֹת אָבָק לְעֵשֶׂב שֶׁנָּתַן בָּהּ וְנָטַל הָעֵשֶׂב מָעַל. הַדָּר בִּמְעָרַת הֶקְדֵּשׁ אוֹ בְּצֵל אִילָן אוֹ שׁוֹבָךְ שֶׁל הֶקְדֵּשׁ אַף עַל פִּי שֶׁנֶּהֱנָה לֹא מָעַל. וְכֵן הַמַּקְדִּישׁ בַּיִת בָּנוּי הַדָּר בּוֹ לֹא מָעַל. אֲבָל הַמַּקְדִּישׁ עֵצִים וַאֲבָנִים וּבָנָה בָּהֶן בַּיִת הַדָּר שָׁם מָעַל כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
6. Запрет на злоупотребления распространяется на плоды, растущие на освященной территории. Что подразумевается? Если освятили поле и на нем выросла трава или освятили дерево и на нем появились плоды, то запрет на злоупотребления действует. Если же освятили пустой сосуд, а потом он наполнился водой, навозную кучу, а она наполнилась отходами, или голубятню, а она наполнилась голубями, то, поскольку они не являются продуктами освященных предметов, запрет на злоупотребления в отношении них не действует. Точно так же нельзя пользоваться — но запрет не распространяется — отходами и навозом во дворе, который был освящен. Что с ними следует делать? Их следует продать, а вырученные деньги отдать в казну Храма. Когда на освященном поле появляется источник, запрещено извлекать пользу из воды, появляющейся на поле, но тот, кто извлекает пользу, не нарушает запрета на злоупотребления. Если вода появляется за пределами поля, извлекать из нее пользу разрешается. Если ива растет на освященном поле, извлекать из нее пользу запрещено, но запрет на злоупотребления не действует. Если рядом с освященным полем растет обычное дерево, и его корни выходят на это поле, действуют следующие правила. Если между ним и освященным полем не более шестнадцати локтей, запрещено извлекать пользу из корней на поле, но тот, кто извлекает из них пользу, не нарушает запрет на злоупотребления. Если же дерево находилось на расстоянии более шестнадцати локтей от поля, тот, кто извлекает пользу из корней, нарушает запрет на злоупотребления. И наоборот, если освященное дерево растет рядом с обычным полем, а его корни выходят на это поле. Если корни появляются в пределах шестнадцати локтей, то в отношении них действует запрет на злоупотребления. Если же они появляются на расстоянии более шестнадцати локтей, не следует извлекать пользу из корней на обычном поле, но запрет на злоупотребления в отношении них не действует. גִּדּוּלֵי הֶקְדֵּשׁ מוֹעֲלִין בָּהֶן. כֵּיצַד. הִקְדִּישׁ שָׂדֶה וְהוֹצִיאָה עֲשָׂבִים אִילָן וְעָשָׂה פֵּרוֹת מוֹעֲלִין בָּהֶן. אֲבָל הַמַּקְדִּישׁ אֶת הַבּוֹר רֵיקָן וְאַחַר כָּךְ נִתְמַלֵּא מַיִם. הִקְדִּישׁ אַשְׁפָּה וְאַחַר כָּךְ נִתְמַלֵּאת זֶבֶל. שׁוֹבָךְ וְנִתְמַלֵּא יוֹנִים. הוֹאִיל וְאֵינָן גִּדּוּלֵי הֶקְדֵּשׁ אֵין מוֹעֲלִין בָּהֶן. וְכֵן הַזֶּבֶל וְהַפֶּרֶשׁ שֶׁבַּחֲצַר הֶקְדֵּשׁ לֹא נֶהֱנִין וְלֹא מוֹעֲלִין. וּמַה יַּעֲשׂוּ בָּהֶן יִמָּכְרוּ וְיִפְּלוּ דְּמֵיהֶן לַלִּשְׁכָּה. מַעְיָן שֶׁהוּא יוֹצֵא מִתּוֹךְ שְׂדֵה הֶקְדֵּשׁ אָסוּר לֵהָנוֹת בְּמַיִם שֶׁיּוֹצְאִין מִמֶּנּוּ בְּתוֹךְ הַשָּׂדֶה וְהַנֶּהֱנֶה לֹא מָעַל. יָצְאוּ הַמַּיִם חוּץ לַשָּׂדֶה מֻתָּר לֵהָנוֹת בָּהֶן. עֲרָבָה הַגְּדֵלָה בִּשְׂדֵה הֶקְדֵּשׁ לֹא נֶהֱנִין וְלֹא מוֹעֲלִין. אִילָן שֶׁל הֶדְיוֹט הַסָּמוּךְ לִשְׂדֵה הֶקְדֵּשׁ וְשָׁרָשָׁיו יוֹצְאִים בְּתוֹךְ הַשָּׂדֶה. אִם בֵּינוֹ לְבֵין הַשָּׂדֶה שֶׁל הֶקְדֵּשׁ עַד שֵׁשׁ עֶשְׂרֵה אַמָּה הֲרֵי אוֹתָן הַשָּׁרָשִׁין שֶׁבְּתוֹךְ הַשָּׂדֶה אֲסוּרִין וְהַנֶּהֱנֶה מֵהֶן לֹא מָעַל. הָיָה הָאִילָן רָחוֹק יֶתֶר עַל שֵׁשׁ עֶשְׂרֵה הַנֶּהֱנֶה בָּהֶן מָעַל. אִילָן שֶׁל הֶקְדֵּשׁ הַסָּמוּךְ לִשְׂדֵה הֶדְיוֹט וְשָׁרָשָׁיו יוֹצְאִין בְּתוֹךְ הַשָּׂדֶה אִם הָיָה בְּתוֹךְ שֵׁשׁ עֶשְׂרֵה אַמָּה מוֹעֲלִין בָּהֶן. הָיָה רָחוֹק יֶתֶר עַל שֵׁשׁ עֶשְׂרֵה אַמָּה אוֹתָן הַשָּׁרָשִׁין שֶׁבְּתוֹךְ הַשְּׂדֵה הֶדְיוֹט לֹא נֶהֱנִין וְלֹא מוֹעֲלִין:
7. Если на вершине освященного дерева есть гнездо, которое птица построила из дерева, травы и тому подобного, нельзя извлекать пользу из гнезда и яиц в нем вместе с птенцами, которые нуждаются в матери. Тот, кто извлекает пользу, не нарушает запрет на злоупотребления. קֵן שֶׁבָּרֹאשׁ הָאִילָן שֶׁל הֶקְדֵּשׁ שֶׁבָּנָה אוֹתָן הָעוֹף מֵעֵצִים וַעֲשָׂבִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. כָּל הַקֵּן עִם הַבֵּיצִים שֶׁבּוֹ עִם הָאֶפְרוֹחִים הַצְּרִיכִין לְאִמָּן אֵין נֶהֱנִין בָּהֶן וְהַנֶּהֱנֶה לֹא מָעַל:
8. При освящении леса запрет на злоупотребления распространяется на него целиком, на деревья и гнезда на вершинах деревьев или между ними. הַמַּקְדִּישׁ אֶת הַיַּעַר מוֹעֲלִין בְּכֻלּוֹ בֵּין בָּאִילָנוֹת בֵּין בְּכָל קֵן שֶׁבְּרֹאשׁ הָאִילָנוֹת אוֹ שֶׁבֵּינֵיהֶן:
9. Если храмовые казначеи сажают освященные деревья и спиливают их, запрет на злоупотребления распространяется на те маленькие кусочки дерева, которые были отпилены при обрезке деревьев. Запрет на злоупотребления не распространяется на щепки, опилки или сучки, ведь они не пригодятся для обработки. גִּזְבָּרִים שֶׁשָּׁפוּ עֲצֵי הֶקְדֵּשׁ וְקָצְצוּ אוֹתָן מוֹעֲלִין בְּאוֹתָן הָעֵצִים הַקְּטַנִּים שֶׁחָתְכוּ מֵעֵת שֶׁקָּצְצוּ. אֲבָל אֵין מוֹעֲלִין לֹא בַּשִּׁפּוּי וְלֹא בַּנְּסֹרֶת וְלֹא בַּנְּבִיָּה שֶׁל עֵצִים וְהוּא הַגּוּף הַקָּשֶׁה הֶעָגל שֶׁבְּתוֹךְ הָעֵץ הַדּוֹמֶה לְיַבֶּלֶת שֶׁלֹּא יִצְלַח לִמְלָאכָה:
10. При посвящении раба запрет на злоупотребления не распространяется ни на него, ни на его волосы, даже если их можно отрезать. Это объясняется тем, что волосы все еще растут на рабе, и пока они растут на нем, они растут и увеличиваются в цене. הַמַּקְדִּישׁ עַבְדּוֹ אֵין מוֹעֲלִין בּוֹ וְלֹא בִּשְׂעָרוֹ אַף עַל פִּי שֶׁהוּא עוֹמֵד לְהִגָּזֵז מִפְּנֵי שֶׁהוּא מְחֻבָּר לוֹ וְכָל זְמַן שֶׁהוּא מְחֻבָּר הוֹלֵךְ וּמַשְׁבִּיחַ:
11. Если кто-то сеет освященные плоды, он должен выкупить их во время сева. Тем не менее, даже если он не выкупит их, произрастающие плоды не являются освященными, и запрет на злоупотребление святым на них не распространяется. Если человек извлек выгоду из другого освященного имущества, он не имеет права выплачивать основную сумму долга и дополнительную пятую часть из такого продукта. Человек обязан отделять халу от хлеба, приготовленного из такого зерна. הַזּוֹרֵעַ פֵּרוֹת הֶקְדֵּשׁ פּוֹדֶה אוֹתָן בִּשְׁעַת זִרְעָן. וְאַף עַל פִּי שֶׁלֹּא פָּדָה הֲרֵי הַגִּדּוּלִין חֻלִּין וְאֵין מוֹעֲלִין בָּהֶן וְאֵין מְשַׁלְּמִין מֵהֶן קֶרֶן וְחֹמֶשׁ וְחַיָּבִין בְּחַלָּה:
12. Если воду настаивали на освященных виноградных косточках в первый, второй и третий раз, запрещено извлекать из этого пользу, но тот, кто извлекает пользу, не нарушает запрета на злоупотребления. В четвертый раз настойка разрешена. Когда применяется вышесказанное? Если отходы были освящены для благоустройства Храма. Если они были освящены для жертвенника, даже начиная с четвертого раза, они всегда запрещены. שְׁמָרִים שֶׁל הֶקְדֵּשׁ שֶׁנָּתַן עֲלֵיהֶם מַיִם. רִאשׁוֹן וְשֵׁנִי וּשְׁלִישִׁי אָסוּר לֵהָנוֹת בּוֹ וְהַנֶּהֱנֶה לֹא מָעַל. רְבִיעִי מֻתָּר. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּקָדְשֵׁי בֶּדֶק הַבַּיִת. אֲבָל קָדְשֵׁי מִזְבֵּחַ אַף מֵרְבִיעִי וְאֵילָךְ לְעוֹלָם אָסוּר:
13. Когда человек посвящает курицу для жертвенника, запрет на злоупотребления распространяется на нее и ее яйца. Когда человек посвящает осла для жертвенника, запрет на злоупотребления распространяется на него и его молоко. Когда человек посвящает голубя для благоустройства Храма, запрет на злоупотребления распространяется на него и его яйца, как мы уже объясняли. הַמַּקְדִּישׁ תַּרְנְגלֶת לַמִּזְבֵּחַ מוֹעֲלִין בָּהּ וּבְבֵיצָתָהּ. הִקְדִּישׁ חֲמוֹר לַמִּזְבֵּחַ מוֹעֲלִין בָּהּ וּבַחֲלָבָהּ. הִקְדִּישׁ תּוֹרִים לְבֶדֶק הַבַּיִת מוֹעֲלִין בָּהֶן וּבְבֵיצָתָן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
14. Если рубахи коэнов износились, запрет на злоупотребления распространяется на них, как и на другие освященные предметы. Если же они новые, то, поскольку разрешено извлекать из них пользу, запрет на злоупотребления не распространяется на них. כָּתְנוֹת כְּהֻנָּה שֶׁבָּלוּ מוֹעֲלִין בָּהֶן כִּשְׁאָר קָדָשִׁים. וְהַחֲדָשִׁים הוֹאִיל וְנִתְּנוּ לֵהָנוֹת בָּהֶן אֵין מוֹעֲלִין בָּהֶן:
15. Следующие правила относятся к предметам, посвященным неевреями. Если он посвятил их для благоустройства Храма, то действует запрет на злоупотребления. Если они были освящены для жертвенника, то запрет на злоупотребления не действует согласно закону Писания, ибо в отношении жертвоприношений сказано (Ваикра 1:2): «Говорите сынам Израилевым». Однако, согласно постановлению мудрецов, запрещено извлекать из них пользу. קָדְשֵׁי עַכּוּ''ם אִם לְבֶדֶק הַבַּיִת הִקְדִּישׁוּ מוֹעֲלִין בָּהֶן. וְאִם קָדְשֵׁי מִזְבֵּחַ הֵן אֵין בָּהֶן מְעִילָה מִן הַתּוֹרָה שֶׁנֶּאֱמַר בַּקָּרְבָּנוֹת (ויקרא א ב) «דַּבֵּר אֶל בְּנֵי יִשְׂרָאֵל». אֲבָל אָסוּר לֵהָנוֹת בָּהֶן מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
16. Что касается звука, внешнего вида и аромата от освященного предмета, то извлекать из них пользу запрещено, но запрет на злоупотребления не распространяется. В каких случаях применяется вышесказанное? Если кто-то почувствовал аромат благовоний после того, как их облако поднялось вверх. Если же он вдыхает аромат благовоний во время восхождения облака, то нарушает запрет на злоупотребления. קוֹל וּמַרְאֶה וְרֵיחַ שֶׁל הֶקְדֵּשׁ לֹא נֶהֱנִין וְלֹא מוֹעֲלִין. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהֵרִיחַ בַּקְּטֹרֶת אַחַר שֶׁעָלְתָה הַתִּמֹּרֶת. אֲבָל אִם הֵרִיחַ בַּקְּטֹרֶת כְּשֶׁתַּעֲלֶה תִּמְרָתָהּ מָעַל:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter