СБП. Дни Мошиаха! 14 Адара 5784 г., шестой день недели Тэцаве | 2024-02-22 23:29

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о первенцах животных. Гл. 6

1. Отделять одно из каждых десяти кошерных животных, которые рождаются у человека каждый год, является повелевающей заповедью. Она относится только к крупному рогатому скоту и овцам, как сказано (Ваикра 27:32): «Всю десятину от скота вашего и овец...» מִצְוַת עֲשֵׂה לְהַפְרִישׁ אֶחָד מֵעֲשָׂרָה מִכָּל בְּהֵמוֹת טְהוֹרוֹת שֶׁיִּוָּלְדוּ לָאָדָם בְּכָל שָׁנָה וְשָׁנָה. וְאֵין מִצְוָה זוֹ נוֹהֶגֶת אֶלָּא בְּבָקָר וְצֹאן בִּלְבַד שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כז לב) «וְכָל מַעְשַׂר בָּקָר וָצֹאן» וְגוֹ':
2. Десятина от животных относится к обычным животным, но не к освященным. Это правило действует в Земле Израиля, но не в диаспоре. Тем не менее, наши Мудрецы запретили отделять десятины от животных в нынешнюю эпоху и постановили, что их следует отделять только тогда, когда Храм стоит. Это постановление было принято для того, чтобы освященное животное не было съедено, когда оно нечисто, и тем самым человек нарушит проступок, наказуемый отсечением души: забой освященных животных вне Храмового двора. Если человек совершил проступок и дал десятину в нынешнюю эпоху, животное назначается в качестве приношения десятины и должно быть съедено после того, как на нем появится запрещающий порок. מַעֲשַׂר בְּהֵמָה נוֹהֵג בְּחֻלִּין אֲבָל לֹא בְּמֻקְדָּשִׁין. וְנוֹהֵג בָּאָרֶץ וּבְחוּצָה לָאָרֶץ בִּפְנֵי הַבַּיִת וְשֶׁלֹּא בִּפְנֵי הַבַּיִת. אֲבָל חֲכָמִים אָסְרוּ לְעַשֵּׂר בְּהֵמָה בַּזְּמַן הַזֶּה וְתִקְּנוּ שֶׁאֵין מְעַשְּׂרִין אֶלָּא בִּפְנֵי הַבַּיִת גְּזֵרָה שֶׁמָּא יֹאכְלֵהוּ תָּמִים וְנִמְצָא בָּא לִידֵי אִסּוּר כָּרֵת שֶׁהוּא שְׁחִיטַת קָדָשִׁים בַּחוּץ. וְאִם עָבַר וְעָשָׂה בַּזְּמַן הַזֶּה הֲרֵי זֶה מַעֲשֵׂר וְיֵאָכֵל בְּמוּמוֹ:
3. Все обязаны отдавать десятину от своих животных: коэны, левиты и евреи из иных колен. הַכּל חַיָּבִין בְּמַעֲשַׂר בְּהֵמָה. כֹּהֲנִים לְוִיִּים וְיִשְׂרְאֵלִים:
4. Законы, применяемые к десятине, состоят в том, что животное должно быть зарезано во дворе Храма, а его кровью следует окропить основание жертвенника. Его органы и жир приносятся на жертвенник, а оставшееся мясо съедается владельцем в Иерусалиме, как и другие жертвы меньшей степени святости. Коэны не получают никакой доли. Вместо этого оно отдается владельцу целиком, как и пасхальная жертва. Если жертва была с изъянами, независимо от того, обзавелась ли она изъяном после того, как была назначена, или была изъяном, когда была отложена, ее можно есть в любом месте. וְדִין מַעֲשַׂר בְּהֵמָה שֶׁיִּהְיֶה נִשְׁחָט בָּעֲזָרָה וְזוֹרְקִין אֶת דָּמוֹ זְרִיקָה אַחַת כְּנֶגֶד הַיְסוֹד וּמַקְטִירִין אֵימוּרָיו. וּשְׁאָר הַבָּשָׂר נֶאֱכָל לַבְּעָלִים בִּירוּשָׁלַיִם כִּשְׁאָר קָדָשִׁים קַלִּים וְאֵין לַכֹּהֲנִים בּוֹ כְּלוּם אֶלָּא כֻּלּוֹ לַבְּעָלִים כַּפֶּסַח. וְאִם הָיָה בַּעַל מוּם בֵּין שֶׁנָּפַל בּוֹ מוּם בֵּין שֶׁהִפְרִישׁוֹ בַּתְּחִלָּה בְּמוּמוֹ הֲרֵי זֶה נֶאֱכָל בְּכָל מָקוֹם:
5. Запрещено продавать животное, предназначенное для приношения десятины, если оно непорочно, ибо сказано (Ваикра 27:33): «Оно не должно быть выкуплено». Согласно устной традиции, фраза «Не выкупается» также подразумевает запрет на продажу; оно не выкупается и не продается вообще. Мне кажется, что, если человек продает животное, предназначенное для приношения десятины, то продажа не имеет никакого значения, и животное не приобретается покупателем. По этой причине продавец не подлежит наказанию плетьми, как тот, кто продает имущество, предназначенное для жертвоприношения коэнам, в этом случае покупатель не приобретает его, или как тот, кто продает женщину-невольницу, как будет объяснено в этом месте. מַעֲשַׂר בְּהֵמָה אָסוּר לְמָכְרוֹ כְּשֶׁהוּא תָּמִים שֶׁנֶּאֱמַר בּוֹ (ויקרא כז לג) «לֹא יִגָּאֵל». מִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁזֶּה שֶׁנֶּאֱמַר לֹא יִגָּאֵל אַף אִסּוּר מְכִירָה בְּמַשְׁמָע שֶׁאֵין נִגְאָל וְאֵינוֹ נִמְכָּר כְּלָל. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁהַמּוֹכֵר מַעֲשֵׂר לֹא עָשָׂה כְּלוּם וְלֹא קָנָה לוֹקֵחַ. וּלְפִיכָךְ אֵינוֹ לוֹקֶה כְּמוֹכֵר חֶרְמֵי כֹּהֲנִים שֶׁלֹּא קָנָה לוֹקֵחַ וּכְמוֹכֵר יְפַת תֹּאַר כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בִּמְקוֹמוֹ:
6. Согласно постановлению мудрецов, запрещено продавать животное, предназначенное для приношения десятины, если оно обладает пороками даже если его забили кошерным образом. Это постановление принято для того, чтобы (случайно) не продать такое животное, когда оно еще живо. По этой причине нельзя взвешивать одну часть против другой, как это делается при взвешивании частей первородного животного, потому что это выглядит так, как будто он продает его. מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים שֶׁאָסוּר לְמָכְרוֹ בַּעַל מוּם וַאֲפִלּוּ שָׁחוּט גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִמְכְּרֶנּוּ חַי. לְפִיכָךְ אֵין שׁוֹקְלִין מָנָה כְּנֶגֶד מָנָה בְּמַעֲשֵׂר כְּדֶרֶךְ שֶׁשּׁוֹקְלִין בִּבְכוֹר. מִפְּנֵי שֶׁהוּא נִרְאֶה כְּמוֹכֵר:
7. Животное, предназначенное для приношения десятины и принадлежащее сиротам, разрешается продать обычным образом после того, как его зарезали из-за пороков. Из-за возврата утерянного сиротам мудрецы не распространили на них действие своего запрета в подобной ситуации. וּמַעֲשַׂר בְּהֵמָה שֶׁל יְתוֹמִים שֶׁנִּשְׁחַט בְּמוּמוֹ מֻתָּר לְמָכְרוֹ כְּדַרְכּוֹ. מִפְּנֵי הֲשָׁבַת אֲבֵדָה לִיתוֹמִים לֹא גָּזְרוּ עָלָיו:
8. Если животное, предназначенное для приношения десятины, зарезано из-за запрещающих пороков, разрешается продавать его жир, сухожилия, шкуру и кости. Запрещалось продавать только мясо. Если человек включил цену за мясо вместе с ценой за шкуру, жир и сухожилия и продал все по общей цене, то продажа разрешена. Если цена костей была высокой, и он включил цену мяса в цену костей, то продажа разрешена. מַעֲשַׂר בְּהֵמָה שֶׁנִּשְׁחַט בְּמוּמוֹ מֻתָּר לִמְכּוֹר חֶלְבּוֹ וְגִידָיו וְעוֹרוֹ וְעַצְמוֹתָיו. וְלֹא אָסְרוּ לִמְכֹּר אֶלָּא בְּשָׂרוֹ בִּלְבַד. וְאִם הִבְלִיעַ דְּמֵי הַבָּשָׂר בִּדְמֵי הָעוֹר וְהַחֵלֶב וְהַגִּידִין וּמָכַר הַכּל בְּהַבְלָעָה מֻתָּר. וְאִם הָיוּ דְּמֵי הָעֲצָמוֹת יְקָרִים וְהִבְלִיעַ דְּמֵי הַבָּשָׂר בִּדְמֵי הָעֲצָמוֹת מֻתָּר:
9. В отношении пороков животных, предназначенных для приношения десятины, принимается слово любого человека, если он говорит: «Этот порок появился сам по себе; он не был нанесен намеренно». Даже заявления тех людей, чьи слова не принимаются в отношении порока первородного животного, принимаются в отношении животного, назначенного в качестве десятинного приношения. Более того, человек может осмотреть пороки своих животных, предназначенных для приношения десятины, и разрешить их заклание, если он является экспертом. Эти послабления объясняются тем, что, если бы человек захотел, он мог бы запятнать каждое животное в своем стаде, а затем принести его в десятину. Таким образом, с самого начала животное, приносящееся в десятину, было бы порочным. הַכּל נֶאֱמָנִים עַל מוּמֵי מַעֲשֵׂר לוֹמַר מוּם זֶה מֵאֵלָיו בָּא וְלֹא נַעֲשָׂה לְדַעַת. וַאֲפִלּוּ אֵלּוּ שֶׁאֵינָן נֶאֱמָנִים עַל הַבְּכוֹר נֶאֱמָנִים עַל הַמַּעֲשֵׂר. וְרוֹאֶה אָדָם מוּמֵי מַעֲשֵׂר שֶׁלּוֹ וּמַתִּירוֹ אִם הָיָה מֻמְחֶה. שֶׁאִם יִרְצֶה יַטִּיל מוּם בְּכָל עֶדְרוֹ וְאַחַר כָּךְ יְעַשֵּׂר וְנִמְצָא הַמַּעֲשֵׂר בַּעַל מוּם מִתְּחִלָּתוֹ:
10. Если кто-то покупает ягнят, которые родились в этом году или были подарены ему в качестве подарка, он не обязан давать десятину. Обязанность действует только в том случае, если животные родились в его владениях. Соответственно, если партнеры вступают в партнерство в отношении животных: один приносит 100, а другой — 100, и они их соединяют и владеют ими совместно, то эти 200 освобождаются от требования десятины. Это объясняется тем, что каждый из ягнят считается проданным. Аналогично, если братья унаследуют ягнят в первый год жизни от своего отца, они освобождаются от требования десятины. В отличие от этого, потомство, родившееся у партнеров или братьев после создания партнерства от животных, находящихся в совместной собственности, обязано приносить десятину. Аналогичным образом, если партнерство было создано на деньги или братья купили животных из средств имения, то потомство, родившееся после этого, обязано приносить десятину, поскольку оно родилось в их владениях и считается одним человеком. Если братья и партнеры разделили свое имущество после того, как в их совместном владении родились животные, а затем восстановили партнерство, то животные, родившиеся ранее, освобождаются от требования десятины. Это объясняется тем, что при разделе имущества партнерства или имения все считается проданным, а животные, которые были проданы, освобождаются от налога. А когда партнерство было восстановлено, то после этого у них не родилось нового потомства. Даже если они отделяли козлят от козлят и ягнят от ягнят, и даже если они делили их по десяткам, все они освобождаются от десятины и считаются приобретенными. הַלּוֹקֵחַ טְלָאִים שֶׁנּוֹלְדוּ בְּשָׁנָה זוֹ אוֹ שֶׁנִּתְּנוּ לוֹ בְּמַתָּנָה הֲרֵי הֵם פְּטוּרִים מִן הַמַּעֲשֵׂר עַד שֶׁיִּוָּלְדוּ בִּרְשׁוּתוֹ. לְפִיכָךְ הַשֻּׁתָּפִין שֶׁנִּשְׁתַּתְּפוּ בִּבְהֵמוֹת וְהֵבִיא זֶה מֵאָה טְלָאִים וְזֶה מֵאָה טְלָאִים וְעֵרְבוּם וְנִשְׁתַּתְּפוּ בָּהֶן הֲרֵי הַמָּאתַיִם פְּטוּרִים מִן הַמַּעֲשֵׂר שֶׁכָּל טָלֶה מֵהֶן כְּמָכוּר. וְכֵן הָאַחִים שֶׁיָּרְשׁוּ טְלָאִים מֵאֲבִיהֶם הֲרֵי הֵן פְּטוּרִין מִן הַמַּעֲשֵׂר. אֲבָל הַנּוֹלָדִים לָהֶם בְּשֻׁתָּפוּת לְאַחַר מִכָּאן מֵאֵלּוּ הַבְּהֵמוֹת בֵּין לַשֻּׁתָּפִין בֵּין לָאַחִים חַיָּבִין בְּמַעֲשֵׂר. וְכֵן אִם הָיוּ שֻׁתָּפִין בְּמָעוֹת וּקְנוּ בְּהֵמוֹת מִמְּעוֹת הַשֻּׁתָּפוּת וְהָאַחִים שֶׁקָּנוּ בְּהֵמוֹת מִמְּעוֹת הַיְרֻשָּׁה הֲרֵי הַנּוֹלָדִים מֵהֶם לְאַחַר מִכָּאן חַיָּבִין בְּמַעֲשֵׂר שֶׁהֲרֵי בִּרְשׁוּתָן נוֹלְדוּ וַהֲרֵי הֵן כְּאִישׁ אֶחָד. חָלְקוּ הָאַחִים וְהַשֻּׁתָּפִין אַחַר שֶׁנּוֹלְדוּ לָהֶן הַבְּהֵמוֹת בִּרְשׁוּתָן וְחָזְרוּ וְנִשְׁתַּתְּפוּ הֲרֵי אֵלּוּ פְּטוּרִין מִן הַמַּעֲשֵׂר. שֶׁבְּשָׁעָה שֶׁחָלְקוּ נַעֲשׂוּ הַכּל לְקוּחִין וְהַלָּקוּחַ פָּטוּר וּכְשֶׁחָזְרוּ וְנִשְׁתַּתְּפוּ הֲרֵי נִשְׁתַּתְּפוּ בַּבְּהֵמוֹת וַעֲדַיִן לֹא יָלְדוּ לָהֶן בִּרְשׁוּתָן אַחַר שִׁתּוּף זֶה הַשֵּׁנִי. וְאַף עַל פִּי שֶׁחָלְקוּ גְּדָיִים כְּנֶגֶד גְּדָיִים וּטְלָאִים כְּנֶגֶד טְלָאִים וַעֲשָׂרָה כְּנֶגֶד עֲשָׂרָה הַכּל פְּטוּרִין מִן הַמַּעֲשֵׂר וַהֲרֵי הֵן כִּלְקוּחִין:
11. Если братья и партнеры разделили финансовые активы партнерства, но не разделили животных, то животные подлежат отделению десятины, поскольку они еще не считаются приобретенными. Если же животные партнерства были разделены, хотя финансовые активы не были разделены, то потомство освобождается от уплаты десятины. הָאַחִין וְהַשֻּׁתָּפִין שֶׁחָלְקוּ בִּכְסָפִים וְלֹא חָלְקוּ בִּבְהֵמָה חַיָּבִין בְּמַעֲשֵׂר שֶׁעֲדַיִן לֹא נַעֲשׂוּ הַבְּהֵמוֹת לְקוּחִין. אֲבָל אִם חָלְקוּ הַבְּהֵמוֹת אַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא חָלְקוּ הַכְּסָפִים הֲרֵי אֵלּוּ פְּטוּרִין:
12. Если кто-то покупает десять нерожденных плодов во чреве матери, то все они попадают под отделение десятины, потому что родились в его владениях. הַלּוֹקֵחַ עֲשָׂרָה עֵבָּרִים בִּמְעֵי אִמָּן. כֻּלָּן נִכְנָסִין לַדִּיר לְהִתְעַשֵּׂר שֶׁהֲרֵי בִּרְשׁוּתוֹ נוֹלְדוּ:
13. Если коэн получил десять новорожденных животных в связи с возвращением имущества, украденного у новообращенного, они освобождаются от десятины. Это объясняется тем, что дары коэна сравнимы с обычными подарками. А мы уже объяснили, что если человек дарит подарок, он освобождается от десятины. כֹּהֵן שֶׁנָּפְלוּ לוֹ עֶשֶׂר בְּהֵמוֹת בְּגֵזֶל הַגֵּר פְּטוּרִים מִן הַמַּעֲשֵׂר. שֶׁמַּתְּנוֹת כְּהֻנָּה מַתָּנוֹת הֵם. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהַנּוֹתֵן מַתָּנָה פָּטוּר מִן הַמַּעֲשֵׂר:
14. Все животные в стаде приводятся в загон для десятины, будь они без порока или с пороком, даже те, которых запрещено приносить на жертвенник, за исключением гибридов, трефных животных, рожденных через кесарево сечение или «не достигших возраста». Ибо все они освобождаются от десятины. Аналогично, животное, чья мать умерла или была зарезана при рождении, не должно получать десятину. Эти понятия являются частью устной традиции. הַכּל נִכְנָסִין לַדִּיר לְהִתְעַשֵּׂר. בֵּין תְּמִימִים בֵּין בַּעֲלֵי מוּמִין. וְכָל אִסּוּרֵי מִזְבֵּחַ. חוּץ מִן הַכִּלְאַיִם. וְהַטְּרֵפָה. וְיוֹצֵא דֹּפֶן. וּמְחֻסָּר זְמַן. שֶׁכָּל אֵלּוּ פְּטוּרִין מִן הַמַּעֲשֵׂר. וְכֵן הַיָּתוֹם שֶׁמֵּתָה אִמּוֹ אוֹ נִשְׁחֲטָה עִם לֵידָתוֹ אֵינוֹ מִתְעַשֵּׂר. וּדְבָרִים אֵלּוּ מִפִּי הַשְּׁמוּעָה הֵם:
15. Покупатель не освобождается от обязанности давать десятину, если только он не приобрел животных после того, как они стали пригодны для десятины. Поэтому тот, кто покупает ягнят в течение семи дней после их рождения, обязан отдать их в десятину, когда придет время. Поскольку животное, которое «не достигло возраста», не пригодно для десятины, это все равно, как если бы он купил зародыш, и он родился в его владениях. אֵין הַלּוֹקֵחַ פָּטוּר אֶלָּא אִם כֵּן נִלְקַח אַחַר שֶׁנִּרְאָה לְהִתְעַשֵּׂר. לְפִיכָךְ הַלּוֹקֵחַ טְלָאִים בְּתוֹךְ שִׁבְעַת יְמֵי הַלֵּידָה כְּשֶׁיַּגִּיעַ זְמַנָּם חַיָּב לְעַשְּׂרָן. שֶׁכֵּיוָן שֶׁאֵין מְחֻסָּר זְמַן רָאוּי לְהִתְעַשֵּׂר הֲרֵי זֶה כְּמִי שֶׁלָּקַח עֻבָּרִים וְנוֹלְדוּ בִּרְשׁוּתוֹ:
16. Если возникает сомнение в том, является ли животное подлежащим десятине или освобожденным от нее, оно освобождается от десятины. Поэтому, когда ягненок-сирота, купленный или подобный смешивается с другими ягнятами, все они освобождаются от десятины, потому что статус каждого из них находится под вопросом. כָּל בְּהֵמָה שֶׁהִיא סָפֵק אִם בַּת מַעֲשֵׂר הִיא אוֹ אֵינָהּ בַּת מַעֲשֵׂר. הֲרֵי הִיא פְּטוּרָה מִן הַמַּעֲשֵׂר. לְפִיכָךְ טְלָאִים שֶׁנִּתְעָרֵב בָּהֶן יָתוֹם אוֹ לָקוּחַ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן הֲרֵי כֻּלָּן פְּטוּרִין מִן הַמַּעֲשֵׂר. שֶׁכָּל אֶחָד מֵהֶן סָפֵק הוּא:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter