СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 16:44

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о жертве за непреднамеренный грех. Гл. 6

1. Законы, регламентирующие неумышленное употребление пищи, такие же, как и законы, касающиеся неумышленных интимных отношений. Поэтому, если человек употреблял один и тот же вид запрещенной пищи много раз за один промежуток времени, он должен принести только одну очистительную жертву, даже если между ними прошло много дней. Что подразумевается? Если человек съел, не понимая, что совершает нарушение запрета, запретный жир в определенный день и также поступил на следующий день, и на следующий день продолжая не осознавать факт нарушения, он обязан принести только одну очистительную жертву, даже если они были приготовлены в разных сосудах. Если же, с другой стороны, человек по неосторожности съел порцию запретного жира размером с оливку, осознал проступок, а затем снова по неосторожности съел порцию запретного жира размером с оливку и осознал проступок, он несет ответственность за каждый раз, когда ел. Ведь осознание приводит к тому, что каждое непреднамеренное нарушение рассматривается как отдельное. Если человек съел половину порции запретного жира размером с оливку, а затем съел еще половину порции запретного жира размером с оливку за одно неумышленное деяние, то они соединяются вместе, даже если они были приготовлены и поданы в разных горшках, и он сделал перерыв между их употреблением. Ведь разные горшки не являются причиной того, что непреднамеренные проступки считаются разными. Это применимо при условии, что между двумя приемами пищи он не потратил больше времени, чем на то, чтобы съесть три яйца, как объясняется в «Законах о запретной пище». Подобно тому, как все, съеденное в это время, в совокупности составляет минимальную меру для того, чтобы наказать плетьми того, кто сделал это умышленно, так и все, съеденное в это время, в совокупности составляет минимальную меру для того, чтобы наказать жертвоприношением того, кто сделал это неумышленно. דִין שִׁגְגַת הַמַּאֲכָלוֹת כְּדִין שִׁגְגַת הַבְּעִילוֹת. לְפִיכָךְ אִם אָכַל אֲכִילוֹת הַרְבֵּה מִשֵּׁם אֶחָד בְּהֶעְלֵם אַחַת. אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ בֵּינֵיהֶן יָמִים רַבִּים אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא חַטָּאת אַחַת. כֵּיצַד. אָכַל חֵלֶב הַיּוֹם וְאָכַל חֵלֶב לְמָחָר וְחֵלֶב לְמָחָר בְּהֶעְלֵם אַחַת. אַף עַל פִּי שֶׁהֵן בִּשְׁלֹשָׁה תַּמְחוּיִין אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אַחַת. אֲבָל אִם אָכַל כְּזַיִת חֵלֶב וְנוֹדַע לוֹ וְחָזַר וְאָכַל כְּזַיִת חֵלֶב וְנוֹדַע לוֹ. חַיָּב עַל כָּל אֲכִילָה וַאֲכִילָה שֶׁהַיְדִיעוֹת מְחַלְּקוֹת הַשְּׁגָגוֹת. אָכַל כַּחֲצִי זַיִת חֵלֶב וְחָזַר וְאָכַל כַּחֲצִי זַיִת חֵלֶב בְּהֶעְלֵם אַחַת אַף עַל פִּי שֶׁהֵן שֵׁנִי תַּמְחוּיִין וְאַף עַל פִּי שֶׁהִפְסִיק בֵּינֵיהֶן הֲרֵי אֵלּוּ מִצְטָרְפִין וּמֵבִיא חַטָּאת. שֶׁאֵין הַתַּמְחוּיִין מְחַלְּקִין. וְהוּא שֶׁלֹּא יִשְׁהֶה בֵּינֵיהֶן יוֹתֵר מִכְּדֵי אֲכִילַת שָׁלֹשׁ בֵּיצִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מַאֲכָלוֹת אֲסוּרוֹת. שֶׁכְּשֵׁם שֶׁמִּצְטָרֵף הַשִּׁעוּר לְמֵזִיד לְמַלְקוֹת כָּךְ מִצְטָרֵף הַשִּׁעוּר לְשׁוֹגֵג לְקָרְבָּן:
2. Если человек съел «остаток» от пяти различных жертвоприношений, по порции размером с оливку от каждого жертвоприношения, за один промах, он будет должен принести только одну очистительную жертву, даже если он съел их в пяти разных горшках. Это объясняется тем, что все они включены в один запрет, и разные горшки не заставляют рассматривать непреднамеренные проступки как отдельные. Также и разные тела жертвоприношений не являются причиной того, что непреднамеренные проступки считаются разными. Нет никакой разницы, есть ли мясо «остатка» от одной жертвы или от многих жертв. Точно так же, если человек зарезал пять жертвенных животных за пределами Храмового двора в одно мгновение, он обязан принести только одну жертву. С чем можно сравнить это дело? С тем, кто поклонился пяти запретным изображениям в одно мгновение. אָכַל נוֹתָר מֵחֲמִשָּׁה זְבָחִים כְּזַיִת מִכָּל זֶבַח בְּהֶעְלֵם אַחַת. אַף עַל פִּי שֶׁאֲכָלָן בַּחֲמִשָּׁה תַּמְחוּיִין אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא חַטָּאת אַחַת שֶׁכֻּלָּן שֵׁם אֶחָד הֵן וְהַתַּמְחוּיִין אֵינָן מְחַלְּקִין. וְגוּפֵי הַזְּבָחִים אֵינָן מְחַלְּקִין. שֶׁאֶחָד הָאוֹכֵל בָּשָׂר מִזְּבָחִים רַבִּים אוֹ מִזֶּבַח אֶחָד. וְכֵן הַשּׁוֹחֵט חֲמִשָּׁה זְבָחִים בַּחוּץ בְּהֶעְלֵם אַחַת. אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא חַטָּאת אַחַת. הָא לְמָה זֶה דּוֹמֶה לְמִשְׁתַּחֲוֶה לְחָמֵשׁ צוּרוֹת בְּהֶעְלֵם אַחַת:
3. Если кто-либо пустил кровь своего животного и собрал ее в двух чашах и выпил их обе за один промежуток времени, то он обязан только в одной очистительной жертве. הִקִּיז דָּם לִבְהֶמְתּוֹ וְקִבְּלוֹ בִּשְׁנֵי כּוֹסוֹת וּשְׁתָאָן בְּהֶעְלֵם אַחַת אֵינוֹ מֵבִיא אֶלָּא חַטָּאת אַחַת:
4. Если человек ест продукты, которые запрещены различными запретами единовременно, не осознавая нарушений, он должен принести одно жертвоприношение за каждый отдельный вид запрета. Что подразумевается? Тот, кто съел за один раз порцию размером с оливку каждого из следующих продуктов: запретного жира, крови, остатка и негодного, должен принести четыре очистительные жертвы. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Тот, кто съест одну порцию еды размером с оливку, которая запрещена из-за множества различных запретов, за один промежуток времени должен принести жертву за каждый запрет, при условии, что эти запреты либо приводят к тому, что объект запрещен для дополнительных людей, либо сфера действия последнего запрета охватывает другие объекты вместе с объектом, который был изначально запрещен, либо оба запрета действуют одновременно. По этой причине, если ритуально нечистый человек съел в Йом-Кипур порцию запрещенного жира размером с оливку, которая была остатком, он должен принести четыре очистительные жертвы и повинную жертву: одну очистительную жертву, поскольку он был нечист и ел освященную пищу, одну — поскольку ел запрещенный жир, одну — поскольку ел остаток, и одну — поскольку ел в Йом-Кипур, при условии, что с этой порцией размером с оливку будет соединена другая пища так, чтобы получилась порция размером с инжирину. И он должен принести жертву за растрату освященного имущества, так как нечаянно извлек пользу из освященного имущества. הָאוֹכֵל מַאֲכָלוֹת הַרְבֵּה מִשֵּׁמוֹת הַרְבֵּה בְּהֶעְלֵם אַחַת חַיָּב עַל כָּל שֵׁם וְשֵׁם. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁאָכַל חֵלֶב וְדָם וְנוֹתָר וּפִגּוּל כְּזַיִת מִכָּל אֶחָד וְאֶחָד בְּהֶעְלֵם אַחַת מֵבִיא אַרְבַּע חַטָּאוֹת. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בְּאֵלּוּ. וְכֵן הָאוֹכֵל כְּזַיִת אֶחָד שֶׁנִּתְקַבְּצוּ בּוֹ שֵׁמוֹת הַרְבֵּה בְּהֶעְלֵם אַחַת. אִם נִתְקַבְּצוּ בְּאִסּוּר מוֹסִיף אוֹ בְּאִסּוּר כּוֹלֵל אוֹ בְּאִסּוּר בַּת אַחַת חַיָּב עַל כָּל שֵׁם וְשֵׁם. לְפִיכָךְ הַטָּמֵא שֶׁאָכַל כְּזַיִת חֵלֶב וְנוֹתָר בְּיוֹם הַכִּפּוּרִים. מֵבִיא אַרְבַּע חַטָּאוֹת וְאָשָׁם. חַטָּאת אַחַת מִשּׁוּם טָמֵא שֶׁאָכַל קוֹדֶשׁ. וְאַחַת מִשּׁוּם אוֹכֵל חֵלֶב. וְאַחַת מִשּׁוּם אוֹכֵל נוֹתָר. וְאַחַת מִשּׁוּם יוֹם הַכִּפּוּרִים. וְהוּא שֶׁיִּצְטָרֵף אֹכֶל אַחֵר עִם כְּזַיִת זֶה עַד שֶׁיַּשְׁלִימוֹ לִכְכוֹתֶבֶת. וּמֵבִיא אָשָׁם וַדַּאי לִמְעִילָה שֶׁהֲרֵי נֶהֱנָה מִן הַהֶקְדֵּשׁ בִּשְׁגָגָה:
5. Если кто-то ест и пьет в Йом-Кипур единовременно, он обязан принести только одну очистительную жертву. Еда и питье рассматриваются как одно действие. הָאוֹכֵל וְשׁוֹתֶה בְּיוֹם הַכִּפּוּרִים בְּהֶעְלֵם אַחַת אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא חַטָּאת אַחַת. אֲכִילָה וּשְׁתִיָּה אַחַת הִיא:
6. Если в Йом-Кипур, выпадающий на субботу, человек выполняет запрещенную работу, он обязан принести две очистительные жертвы, потому что это два запрета, которые действуют в одно и то же время. הָעוֹשֶׂה מְלָאכָה בְּיוֹם הַכִּפּוּרִים שֶׁחָל לִהְיוֹת בְּשַׁבָּת חַיָּב שְׁתֵּי חַטָּאוֹת מִפְּנֵי שֶׁהֵן שְׁנֵי אִסּוּרִין הַבָּאִין כְּאֶחָד:
7. Если человек съедает половину порции запрещенного жира размером с оливку и половину порции крови размером с оливку за одно неумышленное действие, он не обязан приносить жертву. Подобно тому, как запреты не объединяются, чтобы наказать человека плетьми, как объясняется в «Законах о запретной пище», так же они не объединяются, чтобы наложить на него ответственность за жертвоприношение. אָכַל כַּחֲצִי זַיִת חֵלֶב וְכַחֲצִי זַיִת דָּם בְּהֶעְלֵם אַחַת אֵינוֹ חַיָּב קָרְבָּן. כְּשֵׁם שֶׁאֵין הָאִסּוּרִין מִצְטָרְפִין לַמַּלְקוֹת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מַאֲכָלוֹת אֲסוּרוֹת כָּךְ אֵין מִצְטָרְפִין לְקָרְבָּן:
8. Если кто-то по неосторожности съел половину порции запрещенного вещества размером с оливку, затем осознал свой проступок, но забыл и съел еще половину порции того же вещества размером с оливку во время второго неосознанного нарушения, он не обязан приносить жертву. Это объясняется тем, что он осознал проступок в промежуточный период, а осознание приводит к различию даже в отношении половины требуемой меры. Аналогично, если человек по неосторожности написал одно письмо в субботу, потом осознал это, а затем забыл и написал другое письмо рядом с первым во время второго неумышленного нарушения, он не обязан приносить очистительную жертву. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Аналогично, если человек в субботу неумышленно перенес предмет на два локтя по общественному владению, перенес его еще на два локтя, сознательно нарушив законы субботы, а затем перенес его еще на два локтя неумышленно, то он несет ответственность, если перенес его, бросив. Дело не в том, что осознание, полученное им после половины меры, не является значительным, а в том, что, бросив предмет, он не может вернуть его обратно. Поэтому осознание, полученное им в промежуточный период, не имеет смысла. Если он передал предмет, передав его, то он освобождается от ответственности, так как осознание после того, как была выполнена половина требуемой меры, является значительным. אָכַל כַּחֲצִי זַיִת וְנוֹדַע לוֹ וְחָזַר וְשָׁכַח וְאָכַל כַּחֲצִי זַיִת אַחֵר בְּהֶעְלֵם שֵׁנִי פָּטוּר. שֶׁהֲרֵי נוֹדַע לוֹ בֵּינְתַיִם וְיֵשׁ יְדִיעָה לַחֲצִי שִׁעוּר. וְכֵן אִם כָּתַב אוֹת אַחַת [בְּשַׁבָּת] בִּשְׁגָגָה וְנוֹדַע לוֹ וְחָזַר וְשָׁכַח וְכָתַב אוֹת שְׁנִיָּה סְמוּכָה לָהּ בְּהֶעְלֵם שֵׁנִי פָּטוּר מִקָּרְבַּן חַטָּאת. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. וְכֵן אִם הוֹצִיא שְׁתֵּי אַמּוֹת בְּשׁוֹגֵג וּשְׁתֵּי אַמּוֹת בְּמֵזִיד וּשְׁתֵּי אַמּוֹת בְּשׁוֹגֵג. אִם בִּזְרִיקָה חַיָּב. לֹא מִפְּנֵי שֶׁאֵין יְדִיעָה לַחֲצִי שִׁעוּר אֶלָּא מִפְּנֵי שֶׁאֵין בְּיָדוֹ לְהַחְזִירָהּ. לְפִיכָךְ לֹא הוֹעִילָה לוֹ הַיְדִיעָה שֶׁבֵּינְתַיִם. וְאִם בְּהַעֲבָרָה פָּטוּר שֶׁיֵּשׁ יְדִיעָה לַחֲצִי שִׁעוּר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
9. Если человек съел порцию запрещенного жира размером с оливку, а затем вторую порцию запрещенного жира размером с оливку в один промежуток времени, то действуют следующие правила. Если он осознал первый проступок, а затем осознал второй, он должен принести две очистительные жертвы, потому что разница в осознании проступков создает различие, даже если он еще не принес жертвенное животное. Если же он осознал оба проступка единовременно, то должен принести только одну очистительную жертву. Аналогичным образом, мне кажется, что и в отношении запретных интимных отношений закон такой же. הָאוֹכֵל כְּזַיִת חֵלֶב וּכְזַיִת חֵלֶב בְּהֶעְלֵם אַחַת וְנוֹדַע לוֹ עַל הָרִאשׁוֹן וְחָזַר וְנוֹדַע לוֹ עַל הַשֵּׁנִי מֵבִיא שְׁתֵּי חַטָּאוֹת שֶׁהַיְדִיעוֹת מְחַלְּקוֹת וְאַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא הִפְרִישׁ הַקָּרְבָּן. אֲבָל אִם נוֹדַע לוֹ עַל שְׁנֵיהֶן כְּאַחַת מֵבִיא חַטָּאת אַחַת. וְכֵן יֵרָאֶה לִי שֶׁהוּא הַדִּין בִּבְעִילוֹת:
10. Если кто-либо съел половину порции размером с оливку и половину запрещенного жира за один раз, затем осознал, что съел порцию размером с оливку, а потом съел еще половину порции размером с оливку, не осознавая, что съел вторую половину, то он обязан принести только одно очистительное жертвоприношение. Это объясняется тем, что вторая половина порции размером с оливку не объединяется с первой половиной, даже если она была съедена неумышленно, поскольку он осознал часть проступка, совершенного во время первоначального непонимания. אָכַל כְּזַיִת וּמֶחֱצָה בְּהֶעְלֵם אַחַת וְנוֹדַע לוֹ עַל כְּזַיִת וְחָזַר וְאָכַל חֲצִי זַיִת בְּהֵעָלְמוֹ שֶׁל שֵׁנִי. אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא חַטָּאת אַחַת. שֶׁאֵין חֲצִי זַיִת הָאַחֲרוֹן מִצְטָרֵף לָרִאשׁוֹן אַף עַל פִּי שֶׁהוּא בְּהֵעָלְמוֹ שֶׁהֲרֵי נוֹדַע לוֹ עַל מִקְצָת הַעֲלָמָה רִאשׁוֹנָה:
11. Человек съел две порции запретного жира размером с оливку, а затем осознал, что съел одну из них. Затем он съел еще одну порцию размером с оливку, не подозревая о втором проступке, а затем принес очистительную жертву, чтобы искупить первый проступок. Первый и второй проступки были искуплены этой жертвой, но не третий. Вместо этого, когда он узнает о нем, он должен принести другую очистительную жертву. Если он принесет жертву за третий проступок, это обеспечит искупление второго и третьего, потому что оба они были совершены в течение одного периода осознания, но искупление первого не обеспечивается этой жертвой. Если же он принесет очистительную жертву за второй проступок, то искупление будет обеспечено за все три. Это объясняется тем, что и первый, и третий проступок были совершены во время одного и того же провала в сознании, который повлек за собой второй. Поэтому, когда он узнает о первом и третьем проступках, ему не нужно приносить дополнительную очистительную жертву. אָכַל שְׁנֵי זֵיתֵי חֵלֶב בְּהֶעְלֵם אַחַת וְנוֹדַע לוֹ עַל אַחַת מֵהֶן וְחָזַר וְאָכַל כְּזַיִת אַחֵר בְּהֵעָלְמוֹ שֶׁל שֵׁנִי וְהֵבִיא חַטָּאת עַל הָרִאשׁוֹן. רִאשׁוֹן וְשֵׁנִי מִתְכַּפְּרִין אֲבָל שְׁלִישִׁי לֹא נִתְכַּפֵּר. אֶלָּא כְּשֶׁיִּוָּדַע לוֹ עָלָיו יָבִיא חַטָּאת אַחֶרֶת. הֵבִיא חַטָּאת עַל הַשְּׁלִישִׁי. שְׁלִישִׁי וְשֵׁנִי מִתְכַּפְּרִין שֶׁשְּׁנֵיהֶם בְּהֶעְלֵם אַחַת. וְרִאשׁוֹן לֹא נִתְכַּפֵּר בְּחַטָּאת זוֹ. הֵבִיא חַטָּאת עַל הָאֶמְצָעִי. שְׁלָשְׁתָּן מִתְכַּפְּרִין. מִפְּנֵי שֶׁהָרִאשׁוֹן וְהַשְּׁלִישִׁי בְּהֵעָלְמוֹ שֶׁל אֶמְצָעִי. וּכְשֶׁיִּוָּדַע לּוֹ עַל הָרִאשׁוֹן וְעַל הַשְּׁלִישִׁי אֵין צָרִיךְ לְהָבִיא חַטָּאת אַחֶרֶת:
12. Человек съел один из двух кусков жира, кошерного и запрещенного, и не знал, съел ли он разрешенный жир или запрещенный, а затем съел другой кусок в такой же смеси и снова не знал, съел ли он разрешенный жир или запрещенный. Если после этого он окончательно убедился, что в обоих случаях ел запрещенный жир, он обязан принести только одно очистительное жертвоприношение. Хотя отсутствие уверенности в том, совершил он проступок или нет, достаточно для того, чтобы провести различие в отношении предварительной повинной жертвы, это не считается обретением понимания, чтобы требовать разделения между очистительными жертвоприношениями. מִי שֶׁאָכַל חֲתִיכָה מִשְּׁתֵי חֲתִיכוֹת וְנִסְתַּפֵּק לוֹ אִם אָכַל חֵלֶב אוֹ שֻׁמָּן וְאָכַל חֲתִיכָה אַחֶרֶת מִשְּׁתֵי חֲתִיכוֹת וְנִסְתַּפֵּק לוֹ אִם אָכַל חֵלֶב אוֹ שֻׁמָּן וְאַחַר כָּךְ נוֹדַע לוֹ בְּוַדַּאי שֶׁחֵלֶב אָכַל בָּרִאשׁוֹנָה וּבַשְּׁנִיָּה. אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא חַטָּאת אַחַת. שֶׁיְּדִיעַת סָפֵק שֶׁהָיְתָה לוֹ בֵּינְתַיִם אַף עַל פִּי שֶׁמְּחַלֶּקֶת לַאֲשָׁמוֹת אֵינָהּ מְחַלֶּקֶת לְחַטָּאוֹת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter