СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 17:54

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о человеке, который не получил искупления. Гл. 5

1. Что подразумевается под термином «мочка уха»? Средняя доля. Если коэн наносит масло на боковые стороны большого пальца и большой палец ноги, это допустимо. Если он нанес его на их нижнюю поверхность, это неприемлемо. Наносит ли коэн масло на кровь повинной жертвы прямо над ней или наносит его сбоку от крови, даже если кровь была смыта до того, как он нанес масло на большой палец руки и ноги, он выполняет свою обязанность, как сказано (Ваикра 14:28), что масло должно быть нанесено «на место крови повинной жертвы». Если у страдающего человека нет правой руки, правой ноги или правого уха, он никогда не сможет восстановить ритуальную чистоту. אֵי זֶהוּ תְּנוּךְ אֹזֶן זֶה גָּדֵר הָאֶמְצָעִי. נָתַן עַל צִדֵּי הַבְּהוֹנוֹת כָּשֵׁר. נָתַן עַל צִדֵּי צִדֵּיהֶן פָּסוּל. בֵּין שֶׁנָּתַן הַשֶּׁמֶן עַל דַּם הָאָשָׁם עַצְמוֹ מִלְמַעְלָה בֵּין שֶׁנָּתַן בְּצַד הַדָּם אֲפִלּוּ נִתְקַנֵּחַ הַדָּם קֹדֶם שֶׁיִּתֵּן הַשֶּׁמֶן עַל בְּהוֹנוֹת יָצָא שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יד כח) «עַל מְקוֹם דַּם הָאָשָׁם». אֵין לוֹ בֹּהֶן יַד יְמָנִית אוֹ בֹּהֶן רֶגֶל יְמָנִית אוֹ שֶׁאֵין לוֹ אֹזֶן יְמָנִית אֵין לוֹ טָהֳרָה עוֹלָמִית:
2. Если повинная жертва прокаженного была зарезана без надлежащего намерения или ее кровь не была нанесена на большой палец руки и ноги человека, ее следует принести на жертвенник, и она требует дополнительных приношений, подобных тем, которые приносятся с повинной жертвой прокаженного. Таковой должен принести еще одну повинную жертву для своего очищения. אֲשַׁם מְצֹרָע שֶׁשְּׁחָטוֹ שֶׁלֹּא לִשְׁמוֹ אוֹ שֶׁלֹּא נָתַן מִדָּמוֹ עַל גַּבֵּי בְּהוֹנוֹת הֲרֵי זֶה עוֹלֶה לַמִּזְבֵּחַ וְטָעוּן נְסָכִים כְּנִסְכֵּי אֲשַׁם מְצֹרָע וְצָרִיךְ הַמְצֹרָע אָשָׁם אַחֵר לְהַכְשִׁירוֹ:
3. Если очистительная жертва страдающего (проказой) человека была принесена до повинной жертвы, мы не говорим, что кровь очистительной жертвы следует перемешивать, пока не принесена повинная жертва. Вместо этого ее следует оставить на ночь, а затем отнести на место, где сжигают жертвы. הִקְדִּים חַטָּאתוֹ לַאֲשָׁמוֹ לֹא יִהְיֶה אַחֵר מְמָרֵס בְּדָמָהּ אֶלָּא תְּעֵבַּר צוּרָתָהּ וְתֵצֵא לְבֵית הַשְּׂרֵפָה:
4. Человек может принести свою повинную жертву в один день, а лог масла — даже через десять дней. Если он желает изменить назначение лога масла и предназначить его для повинной жертвы другого страдальца, он может это сделать, хотя он уже освятил его в священной утвари. Если количество масла уменьшилось до того, как оно было налито в руку коэна, и было меньше лога, то следует пополнить меру. Если же оно уменьшилось после того, как было налито, то вместо него следует принести другой лог. יֵשׁ לְאָדָם לְהָבִיא אֲשָׁמוֹ הַיּוֹם וְלוֹגוֹ אַחַר עֲשָׂרָה יָמִים. וְאִם רָצָה לְשַׁנּוֹת הַלּוֹג לַאֲשַׁם מְצֹרָע אַחֵר מְשַׁנֶּה אַף עַל פִּי שֶׁקָּדַשׁ בִּכְלִי. חָסַר הַלּוֹג עַד שֶׁלֹּא יָצַק יְמַלְּאֶנּוּ. חָסַר מֵאַחַר שֶׁיָּצַק יָבִיא אַחֵר בַּתְּחִלָּה:
5. Если масло было налито в руку коэна, его товарищ начал кропить, а затем масло пролилось, то действуют следующие законы. Если оно пролилось до того, как он завершил семь окроплений, он должен принести другой лог масла и начать семь окроплений. Если он завершил семь окроплений, а потом пролилось масло, он должен принести еще один лог и начать наносить масло на большой палец руки и ноги. Если он уже начал наносить масло на большой палец руки и ноги, а масло пролилось до того, как он смог закончить, ему следует принести еще один лог и начать наносить масло на большой палец руки и ноги. Если он закончил наносить масло на большой палец руки и ноги, а масло пролилось до того, как он положил остаток масла на голову очищаемого, ему не нужно приносить другой лог масла, поскольку нанесение масла на голову не является обязательным требованием, как подразумевается в (Ваикра 14:17-18), где говорится об «остатке масла» и «дополнительном масле». יָצַק מִן הַשֶּׁמֶן לְכַפּוֹ וְהִתְחִיל לְהַזּוֹת וְנִשְׁפַּךְ הַלּוֹג אִם עַד שֶׁלֹּא גָּמַר מַתַּן שֶׁבַע נִשְׁפַּךְ הַלּוֹג יָבִיא אַחֵר וְיַתְחִיל בְּמַתַּן שֶׁבַע. גָּמַר מַתַּן שֶׁבַע וְנִשְׁפַּךְ הַלּוֹג יָבִיא אַחֵר וְיַתְחִיל לְכַתְּחִלָּה בַּבְּהוֹנוֹת. הִתְחִיל בַּבְּהוֹנוֹת וְנִשְׁפַּךְ הַלּוֹג קֹדֶם שֶׁיִּגְמֹר יָבִיא אַחֵר וְיַתְחִיל לְכַתְּחִלָּה בַּבְּהוֹנוֹת. גָּמַר הַבְּהוֹנוֹת וְאַחַר כָּךְ נִשְׁפַּךְ הַלּוֹג קֹדֶם שֶׁיִּתֵּן שְׁאָר הַשֶּׁמֶן שֶׁבְּכַפּוֹ עַל רֹאשׁ הַמִּטַּהֵר אֵינוֹ צָרִיךְ לְהָבִיא לוֹג אַחֵר שֶׁמַּתְּנַת הָרֹאשׁ אֵינָהּ מְעַכֶּבֶת שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יד יח) «וְהַנּוֹתָר בַּשֶּׁמֶן» (ויקרא יד יז) «וּמִיֶּתֶר הַשֶּׁמֶן»:
6. Если коэн нанес масло до нанесения крови, он должен наполнить дополнительный лог масла и нанести масло после крови. Если масло было нанесено на большой палец руки и ноги до семи окроплений, сосуд в лог должен быть наполнен дополнительным маслом, которое должно быть нанесено на большой палец руки и ноги после семи окроплений. Эти законы взяты из Торы, где сказано (Ваикра 14:2): «Вот закон, применяемый к тому, кто болен проказой». Подразумевается, что весь закон должен выполняться в предписанной последовательности. הִקְדִּים מַתַּן שֶׁמֶן לְמַתַּן דָּם יְמַלֵּא הַלּוֹג שֶׁמֶן וְיַחְזֹר וְיִתֵּן הַשֶּׁמֶן אַחַר הַדָּם. הִקְדִּים מַתַּן שֶׁמֶן עַל הַבְּהוֹנוֹת לְמַתַּן שֶׁבַע יְמַלֵּא הַלּוֹג וְיַחְזֹר וְיִתֵּן עַל הַבְּהוֹנוֹת אַחַר מַתַּן שֶׁבַע שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יד ב) «זֹאת תִּהְיֶה תּוֹרַת הַמְצֹרָע» שֶׁתִּהְיֶה כָּל תּוֹרָתוֹ עַל הַסֵּדֶר:
7. Если семь окроплений были сделаны без должного намерения, приношение не обретает благосклонности Свыше, но прокаженный восстанавливает свой статус чистоты. נָתַן שֶׁבַע הַמַּתָּנוֹת שֶׁלֹּא לִשְׁמָן לֹא הֻרְצָה וְהֻכְשַׁר הַמְצֹרָע:
8. Если прокаженный, после принесения повинной жертвы, снова заболевает, то он должен принести еще одну жертву за второе заболевание. Аналогично, если он принесет повинную жертву за второе страдание и снова заболеет, он должен принести жертву за каждый раз, когда он заболел. Если же он заболел, исцелился и принес птиц, а затем снова заболел, то, когда он исцелился во второй раз и принес своих птиц, достаточно принести одну жертву за все время, когда он болел. מְצֹרָע שֶׁנִּתְנַגֵּעַ אַחַר שֶׁהֵבִיא אֲשָׁמוֹ צָרִיךְ קָרְבָּן אַחֵר לְצָרַעַת שְׁנִיָּה. וְכֵן אִם הֵבִיא אֲשָׁמוֹ וְנִתְנַגֵּעַ צָרִיךְ קָרְבָּן עַל כָּל אַחַת וְאַחַת. אֲבָל אִם נִתְנַגֵּעַ וְנִרְפָּא וְהֵבִיא צִפֳּרָיו וְחָזַר וְנִתְנַגֵּעַ וְנִתְרַפֵּא וְהֵבִיא צִפֳּרָיו קָרְבָּן אֶחָד לְכֻלָּן:
9. Следующие законы действуют, когда прокаженный приносит жертвы, требуемые от бедного человека, а затем он богатеет, или приносит жертвы, требуемые от богатого человека, а он беднеет. Все зависит от его состояния на момент принесения жертвы за вину. Если он был богат в, то время, когда зарезали жертву за вину, он должен совершить жертвоприношение богатого человека. Если в то время он был беден, то он должен совершить жертвоприношение бедного человека. מְצֹרָע שֶׁהֵבִיא קָרְבַּן עָנִי וְהֶעֱשִׁיר אוֹ עָשִׁיר וְהֶעֱנִי קֹדֶם שֶׁיַּקְרִיב קָרְבְּנוֹתָיו הַכּל הוֹלֵךְ אַחַר הָאָשָׁם. אִם הָיָה בִּשְׁעַת שְׁחִיטַת הָאָשָׁם עָשִׁיר יְשַׁלֵּם קָרְבַּן עָשִׁיר וְאִם הָיָה עָנִי יְשַׁלֵּם קָרְבַּן עָנִי:
10. Было два прокаженных, чьи жертвы смешались, и кровью одной из жертв за грех был окроплен жертвенник, а затем один из прокаженных умер. Что должен сделать пострадавший, оставшийся в живых? Он не может принести животное в очистительную жертву, потому что, возможно, очистительная жертва, кровью которой был окроплен жертвенник, была его, и мы следуем принципу: животное не приносится в очистительную жертву, если есть сомнения, несет ли человек ответственность. Он не может принести очистительную жертву из птицы, потому что богатый человек, приносящий жертву бедняка, не выполняет своего обязательства. Как же ему следует поступить? Он должен переписать все свое имущество на другого человека. Таким образом, он станет бедным. Поэтому он может принести очистительную жертву из птицы, потому что это сомнительно. Ее не едят, как мы объяснили. Затем он может есть жертвенную пищу. שְׁנֵי מְצֹרָעִים שֶׁנִּתְעָרְבוּ קָרְבְּנוֹתֵיהֶן וְנִזְרַק דַּם אַחַת מִשְּׁתֵי הַחַטָּאוֹת שֶׁלָּהֶן וְאַחַר כָּךְ מֵת אֶחָד מִן הַמְצֹרָעִים כֵּיצַד עוֹשֶׂה זֶה הַמְצֹרָע הַחַי. לְהָבִיא חַטַּאת בְּהֵמָה אֵינוֹ יָכוֹל שֶׁמָּא זוֹ שֶׁנִּזְרַק דָּמָהּ חַטָּאתוֹ הִיא וְאֵין מְבִיאִין חַטַּאת בְּהֵמָה עַל הַסָּפֵק. וּלְהָבִיא חַטַּאת הָעוֹף אֵינוֹ יָכוֹל שֶׁעָשִׁיר שֶׁהֵבִיא קָרְבַּן עָנִי לֹא יָצָא. וְכֵיצַד יַעֲשֶׂה. יִכְתֹּב כָּל נְכָסָיו לְאַחֵר וְנִמְצָא עָנִי וְיָבִיא חַטַּאת הָעוֹף מִסָּפֵק וְלֹא תֵּאָכֵל כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ וְנִמְצָא אוֹכֵל בְּקָדָשִׁים:
11. Если богатый человек говорит: «Я беру на себя ответственность за жертвы этого прокаженного», а тот был беден, то он должен принести жертвы согласно статуса богача. Если же бедный человек сказал: «Я беру на себя ответственность за жертвы этого прокаженного», а тот был богат, то он должен принести жертвы богатого человека, ибо давший обет обязался принести жертвы богатого человека. עָשִׁיר שֶׁאָמַר קָרְבָּנוֹ שֶׁל מְצֹרָע זֶה עָלָיו וְהַמְצֹרָע הָיָה עָנִי הֲרֵי זֶה מֵבִיא עַל יָדוֹ קָרְבְּנוֹת עָשִׁיר שֶׁהֲרֵי יַד הַנּוֹדֵר מַשֶּׂגֶת. וְעָנִי שֶׁאָמַר קָרְבָּנוֹ שֶׁל מְצֹרָע זֶה עָלַי וְהָיָה הַמְצֹרָע עָשִׁיר הֲרֵי זֶה מֵבִיא עַל יָדוֹ קָרְבְּנוֹת עָשִׁיר שֶׁהֲרֵי זֶה הַנּוֹדֵר חַיָּב בְּקָרְבְּנוֹת עָשִׁיר:
Да будет благословен Милосердный, дарующий помощь. סליקו להו הלכות מחוסרי כפרה בס"ד:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter