1. Ранее мы уже объясняли, что истекающий и другие, относящиеся к этой категории, придают нечистоту предмету, на котором человек лежит, сидит или едет.
Предмет, на котором человек лежит, и предмет, на котором он сидит, по сути, одно и то же. Почему же Тора упоминает их отдельно? Чтобы научить, что, хотя сиденье пригодно для сидения, а диван — для лежания, сидящий на диване или лежащий на сиденье становится нечистым. Поэтому я упомяну только поверхность, на которой человек лежит, и следует понимать, что это относится и к поверхности, на которой человек сидит.
Что подразумевается под поверхностью, на которой ездят? Поверхность, на которой человек сидит во время езды, например, вьюк осла или седло лошади. |
כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁהַזָּב וַחֲבֵרָיו מְטַמְּאִין מִשְׁכָּב וּמוֹשָׁב וּמֶרְכָּב. וְהַמִּשְׁכָּב וְהַמּוֹשָׁב אֶחָד הוּא וְלָמָּה נֶאֱמַר בַּתּוֹרָה (ויקרא טו ד) «מִשְׁכָּב וּמוֹשָׁב» שֶׁהַמִּשְׁכָּב הָרָאוּי לִשְׁכִיבָה וְהַמּוֹשָׁב הָרָאוּי לִישִׁיבָה. וּבֵין שֶׁיָּשַׁב עַל הַמִּשְׁכָּב אוֹ שֶׁשָּׁכַב עַל הַמּוֹשָׁב טִמְּאָהוּ לְפִיכָךְ אֲנִי אוֹמֵר בְּכָל מָקוֹם מִשְׁכָּב לְבַד וְהוּא הַדִּין לְמוֹשָׁב. וְאֵי זֶהוּ מֶרְכָּב זֶה הָרָאוּי לִרְכִיבָה כְּגוֹן מִרְדַּעַת הַחֲמוֹר וְטַפִּיטָן הַסּוּס: |
2. Любой предмет, на котором лежат или ездят, которому истекающий или т.п. придал нечистоту, становится первичным источником нечистоты по закону Торы. Он придает нечистоту человеку и утвари, когда прикасается к ним, и человеку, когда его несут на нем.
В чем разница между законами, относящимися к предмету, на котором лежат, и к предмету, на котором ездят? Что касается прикосновения к предмету, на котором лежат, то если человек прикасается к одежде и другим предметам, когда он еще прикасается к нечистому предмету, он придает им нечистоту и делает их первичным производным нечистоты. Тот, кто прикасается к предмету, на котором едет, напротив, не придает нечистоты одежде и сосудам, даже если он прикасается к ним во время прикосновения к нечистому предмету. Тем не менее, тот, кто носит предмет, на котором лежит или едет, передает нечистоту одежде и другой утвари, пока не разорвет контакт с источником своей нечистоты.
Какой источник учит, что существует различие между прикосновением и переноской в отношении нечистоты предмета, на котором ездят, и нет такого различия в отношении нечистоты предмета, на котором лежат? Что касается предмета, на котором человек лежит, сказано (Ваикра 15:5): «И всякий, кто коснется его ложа, омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера», тогда как в отношении предмета, на котором ездят говорится следующее (Ваикра 15:9-10): «И всякое седло, на котором едет имеющий истечение, нечисто будет. И всякий коснувшийся всего, что будет под ним, нечист будет до вечера; а несущий это омоет свои одежды и омоет себя водой, и нечист будет до вечера». В последнем случае не сказано, что он должен стирать свою одежду. Это учит, что он не придает нечистоты своей одежде, когда прикасается к источнику нечистоты. Это в равной степени относится к тому, кто несет предмет, на котором едет, и предмет, на котором лежит.
Таким образом, можно сделать вывод, что истекающий, истекающая, отлученная и роженица, предметы, на которых они лежат, их слюна, моча, кровь отлученной, истекающей и роженицы, а также выделения истекающего — все это первичные источники нечистоты. Если человек прикасается к любому из них или несет их, он передает нечистоту своей одежде и другой утвари, пока прикасается к ним или несет их. Однако он не придает нечистоты другому человеку или глиняному сосуду. Ибо любая сущность, которая придает нечистоту человеку, придает нечистоту глиняному сосуду, а любая сущность, которая не придает нечистоту человеку, не придает нечистоту глиняному сосуду.
Таким образом, можно сделать вывод, что всякий раз, когда говорится о нечистом человеке: «Он должен постирать свою одежду», он придает нечистоту одежде, к которой прикасается, до тех пор, пока не отделяется от сущности, придающей ему нечистоту. Он делает эти одежды первичными производными нечистоты, как и он сам. Он придает нечистоту другой утвари, подобно одежде, за исключением глиняных сосудов. Ибо он не придает нечистоты другому человеку или глиняным сосудам, даже если он не отделился от того, кто придает ему нечистоту.
Когда же, с другой стороны, Тора не говорит о нечистом человеке: «Он должен постирать одежду свою», его статус до отделения от сущности, придающей ему нечистоту, остается таким же, как и после. Он не придает одежде нечистоты, потому что является всего лишь производным нечистоты. Само собой разумеется, он не придает нечистоты другому человеку или глиняным сосудам. Поэтому тот, кто прикасается к предмету, на котором скакал истекающий, не придает нечистоты одежде, когда прикасается к ней. Тот же, кто несет такой предмет, напротив, привносит нечистоту, когда несет его, как мы уже объясняли. |
הַמִּשְׁכָּב וְהַמֶּרְכָּב כָּל אֶחָד מֵהֶן אָב מֵאֲבוֹת הַטֻּמְאוֹת שֶׁל תּוֹרָה מְטַמְּאִין אָדָם וְכֵלִים בְּמַגָּע וּמְטַמְּאִין אֶת הָאָדָם בְּמַשָּׂא. וּמַה בֵּין מִשְׁכָּב לְמֶרְכָּב שֶׁהַנּוֹגֵעַ בְּמִשְׁכָּב אִם הָיָה אָדָם וְנָגַע בִּבְגָדִים וּבִשְׁאָר כֵּלִים עַד שֶׁלֹּא פֵּרַשׁ מִמְּטַמְּאָיו הֲרֵי זֶה טִמְּאָם וַעֲשָׂאָן רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה וְהַנּוֹגֵעַ בְּמֶרְכָּב אֵינוֹ מְטַמֵּא בְּגָדִים וְלֹא כֵּלִים אֲפִלּוּ בִּשְׁעַת מַגָּעוֹ אֲבָל הַנּוֹשֵׂא אֶת הַמִּשְׁכָּב אוֹ אֶת הַמֶּרְכָּב הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּגָדִים וּשְׁאָר כֵּלִים בִּשְׁעַת נְשִׂיאָתוֹ עַד שֶׁלֹּא פֵּרֵשׁ מִמְּטַמְּאָיו. וּמִנַּיִן שֶׁבְּטֻמְאַת מֶרְכָּב חָלַק מַגָּעוֹ מִמַּשָּׂאוֹ וּבְמִשְׁכָּב לֹא חָלַק. שֶׁהֲרֵי הוּא אוֹמֵר בְּמִשְׁכָּב (ויקרא טו ה) «וְאִישׁ אֲשֶׁר יִגַּע בְּמִשְׁכָּבוֹ יְכַבֵּס בְּגָדָיו» וּבְמֶרְכָּב הוּא אוֹמֵר (ויקרא טו ט) «וְכָל הַמֶּרְכָּב אֲשֶׁר יִרְכַּב עָלָיו» (ויקרא טו י) «וְכָל הַנֹּגֵעַ בְּכל אֲשֶׁר יִהְיֶה תַחְתָּיו יִטְמָא עַד הָעָרֶב». וְלֹא נֹאמַר בּוֹ יְכַבֵּס בְּגָדָיו מְלַמֵּד שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּגָדִים בִּשְׁעַת מַגָּעוֹ וְנֶאֱמַר (ויקרא טו י) «וְהַנּוֹשֵׂא אוֹתָם יְכַבֵּס בְּגָדָיו» אֶחָד הַנּוֹשֵׂא אֶת הַמֶּרְכָּב אוֹ הַנּוֹשֵׂא מִשְׁכָּב מְטַמֵּא בְּגָדִים בִּשְׁעַת נְשִׂיאָתוֹ. נִמְצֵאתָ לָמֵד שֶׁהַזָּב וְהַזָּבָה וְהַנִּדָּה וְהַיּוֹלֶדֶת וּמִשְׁכָּבָן וְרֻקָּן וּמֵימֵי רַגְלֵיהֶן וְדַם נִדָּה וְזָבָה וְיוֹלֶדֶת וְזוֹבוֹ שֶׁל זָב כָּל אֶחָד מֵאֵלּוּ אָב. וְאָדָם שֶׁנָּגַע בְּאֶחָד מִכָּל אֵלּוּ אוֹ נְשָׂאָן מְטַמֵּא בְּגָדִים וּשְׁאָר כֵּלִים בִּשְׁעַת נְגִיעָתוֹ אוֹ בִּשְׁעַת נְשִׂיאָתוֹ. וְאֵינוֹ מְטַמֵּא לֹא אָדָם וְלֹא כְּלֵי חֶרֶשׂ. שֶׁכָּל הַמְטַמֵּא אָדָם מְטַמֵּא כְּלֵי חֶרֶשׂ וְכָל שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא אָדָם אֵינוֹ מְטַמֵּא כְּלֵי חֶרֶשׂ. הִנֵּה לָמַדְתָּ שֶׁכָּל טָמֵא שֶׁנֶּאֱמַר בּוֹ יְכַבֵּס בְּגָדָיו הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּגָדִים שֶׁיִּגַּע בָּהֶם כָּל זְמַן שֶׁלֹּא פֵּרַשׁ מִמְּטַמְּאָיו וְעוֹשֶׂה אוֹתָן רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה כָּמוֹהוּ. וּמְטַמֵּא שְׁאָר כֵּלִים כִּבְגָדִים. חוּץ מִכְּלִי חֶרֶשׂ שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא לֹא אָדָם וְלֹא כְּלֵי חֶרֶשׂ אַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא פֵּרַשׁ. וְכָל טָמֵא שֶׁלֹּא נֶאֱמַר בּוֹ יְכַבֵּס בְּגָדָיו הֲרֵי הוּא עַד שֶׁלֹּא פֵּרַשׁ כְּאַחַר שֶׁפֵּרַשׁ שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּגָדִים מִפְּנֵי שֶׁהוּא וָלָד וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא אָדָם וְלֹא כְּלֵי חֶרֶשׂ. וּלְפִיכָךְ הַנּוֹגֵעַ בְּמֶרְכָּב אֵינוֹ מְטַמֵּא בְּגָדִים בִּשְׁעַת מַגָּעוֹ וְהַנּוֹשֵׂא אֶת הַמֶּרְכָּב מְטַמֵּא בְּגָדִים בִּשְׁעַת נְשִׂיאָתוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ: |
3. Все сосуды, которые лежат на истекающем или подобным предметом, называются зыбкими. Они считаются предметами, к которым он прикасается, и они не передают нечистоту другому человеку или глиняному сосуду. Однако они придают нечистоту пище или жидкостям, как и другие производные нечистоты. Нечистота зыбкого установлена мудрецами. |
כָּל הַכֵּלִים שֶׁיִּנָּשְׂאוּ לְמַעְלָה מִן הַזָּב הֵם הַנִּקְרָאִין מַדָּף וְהֵם כֻּלָּם כְּכֵלִים שֶׁהוּא נוֹגֵעַ בָּהֶם שֶׁהֵם רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה וְאֵינָן מְטַמְּאִין לֹא אָדָם וְלֹא כֵּלִים אֲבָל מְטַמְּאִין אֳכָלִין וּמַשְׁקִין כִּשְׁאָר וַלְדוֹת הַטֻּמְאָה. וְטֻמְאַת מַדָּף מִדִּבְרֵיהֶם: |
4. После смерти истекающего, истекающей, отлученной, роженицы или больного проказой, нечисты предметы, на котором лежали или ехали после смерти, так же, как и при жизни, пока их плоть не разложится. Это мера предосторожности мудрецов, предписанная на случай, если кто-то из этих людей потеряет сознание и будет казаться, что он умер, но на самом деле он не умер. Таким образом, поверхность, на которой один из них лежал или катался после смерти, по постановлению мудрецов является первичным источником нечистоты. Когда, напротив, умирает нееврей, поверхность, на которой он лежит после смерти, не считается источником нечистоты, поскольку даже когда он жив, он придает нечистоту только по постановлению мудрецов, как мы уже объясняли. |
הַזָּב וְהַזָּבָה וְהַנִּדָּה וְהַיּוֹלֶדֶת וְהַמְצֹרָע שֶׁמֵּתוּ הֲרֵי הֵן מְטַמְּאִין מִשְׁכָּב וּמֶרְכָּב אַחַר מִיתָתָן כְּשֶׁהָיוּ כְּשֶׁהֵן חַיִּין עַד שֶׁיִּמֹּק הַבָּשָׂר. וְטֻמְאָה זוֹ מִדִּבְרֵיהֶם גְּזֵרָה שֶׁמָּא יִתְעַלֵּף אֶחָד מֵאֵלּוּ וִידַמּוּ שֶׁמֵּת וְהוּא עֲדַיִן לֹא מֵת. נִמְצָא מִשְׁכָּבוֹ וּמֶרְכָּבוֹ שֶׁל אַחַר מִיתָה אַב טֻמְאָה שֶׁל דִּבְרֵי סוֹפְרִים. אֲבָל נָכְרִי שֶׁמֵּת אֵינוֹ עוֹשֶׂה מִשְׁכָּב שֶׁהֲרֵי כְּשֶׁהוּא חַי אֵינוֹ מְטַמֵּא אֶלָּא מִדִּבְרֵיהֶם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ: |
5. Всякий раз, когда вы слышите выражение «нечистота предмета, на котором человек лежит или едет», не обязательно имеется в виду, что нечистый человек прикасается к предметам, на которых он лежит или едет, когда отдыхает на них. Напротив, даже если над объектом, на котором лежат или ездят, есть большие камни, и истекающий опирается на камни сверху, поверхность, на которой лежат или ездят, становится основным источником нечистоты. Даже если есть 1000 поверхностей, на которых человек лежит или едет одна на другой, а камень находится сверху, и человек, придающий нечистоту предмету, на котором он лежит или сидит, находится сверху камня, все становится нечистым. И предмет, на котором человек лежит, касающийся земли, и самый верхний предмет становятся первичными источниками нечистоты, когда на них воздействует лежащий истекающий.
Аналогично, если один из людей, придающих нечистоту предмету, на котором он лежит или сидит, находился внизу, сверху него был камень, а на камне — пища, жидкости, утварь или человек, один на другом, то все они становятся нечистыми и считаются первичными производными нечистоты. Касается ли сосуд, пища, жидкость или человек истекающего, или сосуд, пища, жидкость или человек находились на камне, который был выше истекающего, нет никакой разницы. В обоих случаях все рассматривается как производное от нечистоты и не придает нечистоты ни человеку, ни утвари. Единственное исключение — человек, находящийся над истекающим, который все еще находится в контакте с истекающим, передавшим ему нечистоту. Он придает нечистоту другой утвари, как мы уже объясняли. |
כָּל מָקוֹם שָׁאַתָּה שׁוֹמֵעַ טֻמְאַת מִשְׁכָּב וּמֶרְכָּב אֵינוֹ שֶׁיִּגַּע הַטָּמֵא בַּמִּשְׁכָּב אוֹ בַּמֶּרְכָּב כְּשֶׁיִּנָּשֵׂא עֲלֵיהֶן אֶלָּא אֲפִלּוּ הָיוּ אֲבָנִים גְּדוֹלוֹת לְמַעְלָה מִן הַכְּלִי הֶעָשׂוּי לְמִשְׁכָּב אוֹ לְמֶרְכָּב וְנִשָּׂא הַזָּב עַל הָאֲבָנִים מִלְּמַעְלָה נִטְמָא הַמִּשְׁכָּב אוֹ הַמֶּרְכָּב וְנַעֲשָׂה אַב טֻמְאָה אֲפִלּוּ אֶלֶף מִשְׁכָּב אוֹ מֶרְכָּב זֶה לְמַעְלָה מִזֶּה וְאֶבֶן עַל הָעֶלְיוֹן וְיָשַׁב אֶחָד מִמְּטַמְּאֵי מִשְׁכָּב וּמוֹשָׁב לְמַעְלָה מִן הָאֶבֶן נִטְמְאוּ הַכּל. וְאֶחָד הַמִּשְׁכָּב הַנּוֹגֵעַ בָּאָרֶץ אוֹ הַמִּשְׁכָּב שֶׁל מַעְלָה אִם נָגַע בּוֹ בִּשְׁעַת שְׁכִיבָתוֹ כָּל אֶחָד מֵהֶן אַב הַטֻּמְאָה. וְכֵן אִם הָיָה אֶחָד מִמְּטַמְּאֵי מִשְׁכָּב וּמוֹשָׁב לְמַטָּה וְאֶבֶן עַל גַּבָּיו וָאֳכָלִין וּמַשְׁקִין וְכֵלִים וְאָדָם עַל גַּבֵּי הָאֶבֶן זֶה לְמַעְלָה מִזֶּה כֻּלָּן טְמֵאִין וְרִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. וְאֶחָד כְּלִי אוֹ אֹכֶל וּמַשְׁקֶה אוֹ אָדָם הַנּוֹגֵעַ בְּזָב. אוֹ כְּלִי אוֹ אֹכֶל וּמַשְׁקֶה אוֹ אָדָם שֶׁהוּא לְמַעְלָה עַל הָאֶבֶן שֶׁעַל גַּבָּיו. הַכּל וְלַד טֻמְאָה. וְאֵינוֹ מְטַמֵּא לֹא אָדָם וְלֹא כֵּלִים חוּץ מִן הָאָדָם שֶׁעַל גַּבֵּי הַזָּב שֶׁעַד שֶׁלֹּא פֵּרַשׁ מִמְּטַמְּאָיו מְטַמֵּא שְׁאָר כֵּלִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ: |
6. Если еда, жидкости и утварь, на которых нельзя лежать, сидеть или ездить, находились под другими предметами, а истекающий или ему подобный сидел на них, не касаясь их, то все они чисты. Если же человек находился внизу, а истекающий — наверху, то он нечист, даже если не прикасался к нему, потому что он несет истекающего, как и любой человек, несущий предмет, который при переноске придает нечистоту. Тот, кто несет его, становится первичной производной нечистоты.
Таким образом, можно сделать вывод, что все, что находится выше истекающего, нечисто: человек, предметы, на которых лежат, сидят или ездят, все другие виды утвари, пища и жидкости. Все является первичным производным нечистоты. Все, что находится под истекающим и не касается его, чисто, кроме человека или предмета, на котором лежат, сидят или ездят. Между ними есть разница. Человек является производным нечистоты, а предмет, на котором лежат, сидят или ездят, является первичным источником нечистоты, как мы уже объясняли. |
הָאֳכָלִים וְהַמַּשְׁקִין וְהַכֵּלִים שֶׁאֵינָן עֲשׂוּיִם לֹא לְמִשְׁכָּב וְלֹא לְמוֹשָׁב וְלֹא לְמֶרְכָּב שֶׁהָיוּ לְמַטָּה וְיָשַׁב הַזָּב וְכַיּוֹצֵא בּוֹ עֲלֵיהֶם לְמַעְלָה וְלֹא נָגְעוּ בָּהֶן כֻּלָּן טְהוֹרִין. אֲבָל אִם הָיָה הָאָדָם לְמַטָּה וְהַזָּב לְמַעְלָה אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ נוֹגֵעַ בּוֹ הֲרֵי זֶה טָמֵא מִשּׁוּם נוֹשֵׂא זָב. כְּכָל נוֹשֵׂא דָּבָר שֶׁמְּטַמֵּא בְּמַשָּׂא שֶׁהַנּוֹשֵׂא רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. הָא לָמַדְתָּ שֶׁכָּל שֶׁיִּהְיֶה לְמַעְלָה מִן הַזָּב טָמֵא בֵּין אָדָם וּבֵין כֵּלִים הָעֲשׂוּיִין לְמִשְׁכָּב וּלְמוֹשָׁב וּלְמֶרְכָּב בֵּין שְׁאָר כָּל הַכֵּלִים בֵּין אֳכָלִים בֵּין מַשְׁקִין הַכּל רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה. וְכָל שֶׁיִּהְיֶה לְמַטָּה מִן הַזָּב וְלֹא יִגַּע בּוֹ טָהוֹר. חוּץ מִן הָאָדָם אוֹ כְּלִי הֶעָשׂוּי לְמִשְׁכָּב אוֹ לְמוֹשָׁב אוֹ לְמֶרְכָּב. אֶלָּא שֶׁהָאָדָם רִאשׁוֹן וְהַכֵּלִים הָעֲשׂוּיִים לְמוֹשָׁב אוֹ לְמִשְׁכָּב אוֹ לְמֶרְכַּב אַב הַטֻּמְאָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ: |