СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 13:42

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы других источников ритуальной нечистоты. Гл. 11

1. Всякий раз, когда термин «запрещенный» используется по отношению к пище, смысл заключается в том, что сама пища считается нечистой, но она не придает нечистоты другим подобным продуктам. Напротив, если она соприкасается с другой пищей, она становится чистой. כָּל מָקוֹם שֶׁנֶּאֱמַר בָּאֳכָלִין פָּסוּל הוּא שֶׁיִּהְיֶה הָאֹכֶל עַצְמוֹ טָמֵא וְלֹא יְטַמֵּא אֹכֶל אַחֵר. אֶלָּא אִם נָגַע בְּאֹכֶל אַחֵר הֲרֵי הוּא טָהוֹר:
2. Что касается обычной пищи, первичная производная нечистоты содержит нечистоту и передает нечистоту другим. Вторичная производная запрещена, но не придает нечистоты, так как вторичная производная не создает третичную производную в отношении обычной пищи. Из какого источника можно узнать, что обычная пища, являющаяся вторичным производным, запрещена? Сказано (Ваикра 11:33): «В который упадет от них, — все, что внутри него, нечисто будет, и его должны вы разбить». Итак, туша ползающего животного — это первичный источник нечистоты. Глиняный сосуд, во внутреннее пространство которого он падает, является первичным производным нечистоты. Таким образом, пища в сосуде является вторичным производным, но Тора называет ее нечистой. Точно так же, если туша ползающего животного попадает в печь, хлеб в печи является вторичным производным, поскольку печь — это первичное производное. הָרִאשׁוֹן שֶׁבְּחֻלִּין טָמֵא וּמְטַמֵּא. הַשֵּׁנִי פָּסוּל וְלֹא מְטַמֵּא וְאֵין שֵׁנִי עוֹשֶׂה שְׁלִישִׁי בְּחֻלִּין. וּמִנַּיִן לְאֹכֶל שֵׁנִי שֶׁהוּא פָּסוּל בְּחֻלִּין שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יא לג) «וּכְלִי חֶרֶשׂ אֲשֶׁר יִפּל מֵהֶן אֶל תּוֹכוֹ כּל אֲשֶׁר בְּתוֹכוֹ יִטְמָא». נִמְצָא הַשֶּׁרֶץ אָב וּכְלִי חֶרֶס שֶׁנָּפַל הַשֶּׁרֶץ לַאֲוִירוֹ רִאשׁוֹן וְהָאֹכֶל שֶׁבַּכְּלִי שֵׁנִי וַהֲרֵי הוּא אוֹמֵר יִטְמָא. וְכֵן שֶׁרֶץ שֶׁנָּפַל לַאֲוִיר הַתַּנּוּר הַפַּת שְׁנִיָּה שֶׁהַתַּנּוּר רִאשׁוֹן:
3. Что касается приношения, то первичные и вторичные производные нечистоты уменьшают нечистоту и придают нечистоту. Третичная производная запрещается, но не придает нечистоты, ибо третичная производная не создает производную четвертой степени в отношении приношения. Из какого источника следует, что пища, которая является приношением и является производной третичной степени, запрещается? Сказано (Ваикра 22:7): «И зайдет Солнце, и будет чист, и затем может есть от святынь, ибо хлеб его это». Таким образом, человеку, окунувшемуся в этот день, запрещено есть приношение до наступления ночи. Если он прикоснется к ней, то запрещает ее. Человек, который погружается в воду, подобен вторичному производному. Таким образом, можно сделать вывод, что вторичная производная делает третичную производную по отношению к приношению. הָרִאשׁוֹן וְהַשֵּׁנִי שֶׁבַּתְּרוּמָה טְמֵאִים וּמְטַמְּאִים. הַשְּׁלִישִׁי פָּסוּל וְלֹא מְטַמֵּא וְאֵין שְׁלִישִׁי עוֹשֶׂה רְבִיעִי בִּתְרוּמָה. מִנַּיִן לְאוֹכֵל שְׁלִישִׁי שֶׁהוּא פּוֹסֵל בִּתְרוּמָה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כב ז) «וּבָא הַשֶּׁמֶשׁ וְטָהֵר וְאַחַר יֹאכַל מִן הַקֳדָשִׁים» נִמְצָא טְבוּל יוֹם אָסוּר בִּתְרוּמָה עַד שֶׁיַּעֲרִיב שִׁמְשׁוֹ וְאִם נָגַע בָּהּ פְּסָלָהּ וּטְבוּל יוֹם כְּשֵׁנִי לְטֻמְאָה הוּא. הָא לָמַדְתָּ שֶׁהַשֵּׁנִי עוֹשֶׂה שְׁלִישִׁי בִּתְרוּמָה:
4. По отношению к освященной пище первичные, вторичные и третичные производные уменьшают нечистоту и придают нечистоту. Производное четвертой степени запрещено, но не придает нечистоты, ибо производное четвертой степени никогда не создает производное пятой степени. Из какого источника следует, что третичное производное является нечистым в отношении освященной пищи? Сказано (Ваикра 7:19): «И мяса, коснувшегося чего-либо нечистого, не должно есть». И Тора уже назвала вторичное производное нечистоты «нечистым», как сказано в Торе (Ваикра 11:33): «Внутри него, нечисто будет, и его должны вы разбить». Таким образом, можно сделать вывод, что освященное мясо, соприкасающееся с вторичным производным, приобретает нечистоту и должно быть сожжено. Какой источник учит, что производная четвертой степени запрещает освященную пищу? Это вытекает из умозаключения от более мягкого вопроса к более строгому: Человеку, которому не хватает искупления, разрешено есть приношение, но запрещено принимать жертвенную пищу, пока он не принесет приношения, обеспечивающие его искупление. Если это так, то не должна ли третичная производная нечистоты, запрещающая приношение, привести к тому, что производная четвертой степени станет нечистой? Тем не менее, производная пятой степени является чистой. הָרִאשׁוֹן וְהַשֵּׁנִי וְהַשְּׁלִישִׁי בַּקֹּדֶשׁ טְמֵאִין וּמְטַמְּאִין. הָרְבִיעִי פָּסוּל וְאֵינוֹ מְטַמֵּא וְאֵין רְבִיעִי עוֹשֶׂה חֲמִישִׁי לְעוֹלָם. וּמִנַּיִן לַשְּׁלִישִׁי בַּקֹּדֶשׁ שֶׁהוּא טָמֵא שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ז יט) «וְהַבָּשָׂר אֲשֶׁר יִגַּע בְּכָל טָמֵא לֹא יֵאָכֵל» וּכְבָר קָרָא הַכָּתוּב לַשֵּׁנִי טָמֵא שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יא לג) «כּל אֲשֶׁר בְּתוֹכוֹ יִטְמָא» הָא לָמַדְתָּ שֶׁבְּשַׂר הַקֹּדֶשׁ שֶׁנָּגַע בְּשֵׁנִי נִטְמָא וְיִשָּׂרֵף. וּמִנַּיִן לָרְבִיעִי בַּקֹּדֶשׁ שֶׁהוּא פָּסוּל מִקַּל וָחֹמֶר. וּמַה מְחֻסַּר כִּפּוּרִים שֶׁהוּא מֻתָּר בִּתְרוּמָה אָסוּר בְּקֹדֶשׁ עַד שֶׁיָּבִיא כַּפָּרָתוֹ. הַשְּׁלִישִׁי שֶׁהוּא פָּסוּל בִּתְרוּמָה אֵינוֹ דִּין שֶׁיַּעֲשֶׂה רְבִיעִי בְּקֹדֶשׁ. אֲבָל הַחֲמִישִׁי טָהוֹר:
5. Несмотря на то, что обычное мясо чисто, наши мудрецы постановили, что оно должно считаться третичным производным нечистоты и передавать нечистоту жертвенной пище. Оно не придает нечистоты приношению. Мне кажется, что мудрецы ввели свое постановление против него только для того, чтобы обычное мясо не смешивалось с жертвенным. Если бы это произошло, то можно было бы допустить ошибку и ненароком подумать, что это обычное мясо, и съесть его, будучи нечистым, хотя на самом деле оно освящено. בְּשַׂר תַּאֲוָה אַף עַל פִּי שֶׁהוּא טָהוֹר גָּזְרוּ עָלָיו שֶׁיִּהְיֶה כִּשְׁלִישִׁי לְטֻמְאָה מְטַמֵּא אֶת הַקֹּדֶשׁ וְאֵינוֹ פּוֹסֵל אֶת הַתְּרוּמָה. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁלֹּא גָּזְרוּ עָלָיו אֶלָּא כְּדֵי שֶׁלֹּא יְעָרְבוּהוּ עִם בְּשַׂר הַקֹּדֶשׁ וְיָבוֹאוּ לִטְעוֹת וְלִשְׁגֹּג בּוֹ וִידַמּוּ שֶׁהַבָּשָׂר זֶה הוּא חֹל וְהוּא קֹדֶשׁ וְיֹאכְלֶנּוּ בְּטֻמְאָה:
6. Если продукты питания соединяются через жидкость, они считаются соединенными в отношении заражения нечистотой, связанной с продуктами питания. Остается нерешенным вопрос, рассматриваются ли они как единое целое, на основе которого можно подсчитать первичные, вторичные и третичные производные, или пища, с которой соприкоснулась нечистота, является первичным производным, а пища, соединенная с ней, — вторичным производным. חִבּוּרֵי אֳכָלִין עַל יְדֵי מַשְׁקִין הֲרֵי הֵן חִבּוּר לְטַמֵּא טֻמְאַת אֳכָלִין וְהַדָּבָר סָפֵק אִם חֲשׁוּבִים כְּגוּף אֶחָד לִמְנוֹת בָּהֶן רִאשׁוֹן וְשֵׁנִי וּשְׁלִישִׁי. אוֹ חוֹשְׁבִים זֶה הָאֹכֶל שֶׁנָּגְעָה בּוֹ הַטֻּמְאָה רִאשׁוֹן וְהָאֹכֶל הַמְחֻבָּר לוֹ שֵׁנִי:
7. Нечистая пища, которая является вторичным производным, запрещает пищу, которая является приношением, и заставляет рассматривать ее как третичное производное. Если она соприкасается с обычными жидкостями, то придает им нечистоту. Само собой разумеется, если она касается жидкостей, которые являются приношением или освященными, то она придает нечистоту всему количеству. הַשֵּׁנִי שֶׁבְּחֻלִּין פּוֹסֵל אָכֳלֵי תְּרוּמָה וְעוֹשֶׂה אוֹתָן שְׁלִישִׁי. וְאִם נָגַע בְּמַשְׁקֵה חֻלִּין טִמְּאָן וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם נָגַע בְּמַשְׁקֵה תְּרוּמָה אוֹ בְּמַשְׁקֵה קֹדֶשׁ שֶׁהוּא מְטַמֵּא אֶת הַכּל:
8. Приношение, являющееся третичным производным нечистоты, к освященной пище запрещает его и заставляет считать его производным четвертой степени. Если она коснулась освященных жидкостей, она придает им нечистоту и заставляет считать их первичными производными. Однако если приношение, являющееся третичным производным, касается жидкости, являющейся приношением, оно становится чистым. Аналогично, если освященная пища, являющаяся производной четвертой степени, соприкасается с освященной жидкостью, она чиста. הַשְּׁלִישִׁי שֶׁבַּתְּרוּמָה שֶׁנָּגַע בְּאָכֳלֵי קֹדֶשׁ פְּסָלָן וְנַעֲשׂוּ רְבִיעִי. וְאִם נָגַע בְּמַשְׁקֵה הַקֹּדֶשׁ טִמְּאָן וְנַעֲשׂוּ תְּחִלָּה. אֲבָל אִם נָגַע שְׁלִישִׁי שֶׁבִּתְרוּמָה בְּמַשְׁקֵה תְּרוּמָה הֲרֵי הוּא טָהוֹר. וְכֵן רְבִיעִי שֶׁבַּקֹּדֶשׁ אִם נָגַע בְּמַשְׁקֵה קֹדֶשׁ הֲרֵי זֶה טָהוֹר:
9. Если при приготовлении обычной пищи соблюдаются требования приношения, то если она становится производной третичной степени, она запрещается, как и в случае с приношением. Тем не менее, если такая пища соприкасается с освященной пищей, это не заставляет считать ее производной четвертой степени. Это не запрещает даже освященные жидкости. Когда обычная пища готовится с соблюдением строгостей освященной пищи, производное третичной степени является чистым, как обычная пища. חֻלִּין שֶׁנַּעֲשׂוּ עַל טָהֳרַת תְּרוּמָה הַשְּׁלִישִׁי שֶׁבָּהֶן פָּסוּל כִּתְרוּמָה. וְאִם נָגַע בַּקֹּדֶשׁ אֵינוֹ עוֹשֵׂהוּ רְבִיעִי וַאֲפִלּוּ מַשְׁקֵה קֹדֶשׁ אֵינוֹ פּוֹסֵל. וְחֻלִּין שֶׁנַּעֲשׂוּ עַל טָהֳרַת הַקֹּדֶשׁ הַשְּׁלִישִׁי שֶׁבָּהֶן טָהוֹר כְּחֻלִּין:
10. Человеку, вкусившему освященную пищу, которая является производной четвертой степени нечистоты, запрещено вкушать другую освященную пищу. Ему разрешается прикасаться к освященной пище, и он не лишается права на нее. Даже если есть приготовленная пища, в которую была подмешана освященная пища, но в смеси размером с половину каравая хлеба меньше, чем порция освященной пищи размером с оливку, человек, который принимал освященную пищу, являющуюся четвертой степенью производной нечистоты, не должен принимать эту смесь. Ее может есть только тот, кто принял освященную пищу, от которой была удалена пятая степень нечистоты. Ибо он чист, как мы уже объяснили. הָאוֹכֵל רְבִיעִי שֶׁבַּקֹּדֶשׁ אָסוּר לוֹ לֶאֱכל אֶת הַקֹּדֶשׁ וּמֻתָּר לִגַּע בַּקֹּדֶשׁ וְאֵינוֹ פּוֹסְלוֹ. אֲפִלּוּ תַּבְשִׁיל שֶׁנִּתְעָרֵב בּוֹ הַקֹּדֶשׁ וְאֵין בּוֹ כְּזַיִת בִּכְדֵי אֲכִילַת פְּרָס הֲרֵי זֶה לֹא יֵאָכֵל בִּרְבִיעִי שֶׁל קֹדֶשׁ אֶלָּא בַּחֲמִישִׁי שֶׁהוּא טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
11. Если человек ест приношение или обычную пищу, приготовленную с использованием приношения, которое было третичным производным нечистоты, ему запрещено принимать приношение, пока он не погрузится в микву. Ему разрешено прикасаться к приношению, и если он это делает, то она ритуально чиста. Мудрецы установили строгость в отношении еды, но не в отношении прикосновения. Это относится к самому приношению. Однако если приношение было смешано с приготовленной пищей, и в смеси размером с половину каравая хлеба содержится меньше, чем порция приношения размером с оливку, такому человеку разрешено есть эту смесь, так же как и прикасаться к приношению. הָאוֹכֵל שְׁלִישִׁי שֶׁבַּתְּרוּמָה עַצְמָהּ אוֹ שֶׁל חֻלִּין שֶׁנַּעֲשׂוּ עַל טָהֳרַת תְּרוּמָה הֲרֵי זֶה אָסוּר לֶאֱכל אֶת הַתְּרוּמָה עַד שֶׁיִּטְבּל. וּמֻתָּר לִגַּע בִּתְרוּמָה וַהֲרֵי הִיא טְהוֹרָה. בַּאֲכִילָה עָשׂוּ מַעֲלָה בִּנְגִיעָה לֹא עָשׂוּ מַעֲלָה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּתְרוּמָה עַצְמָהּ. אֲבָל תַּבְשִׁיל שֶׁנִּתְעָרְבָה בּוֹ תְּרוּמָה אִם אֵין שָׁם כְּזַיִת בִּכְדֵי אֲכִילַת פְּרָס הֲרֵי זֶה מֻתָּר לֶאֱכל מֵאוֹתוֹ תַּבְשִׁיל כְּדֶרֶךְ שֶׁמֻּתָּר לִגַּע בִּתְרוּמָה:
12. Несмотря на то, что человек, употребляющий в пищу приношение или обычную пищу, приготовленную с использованием приношения, которое было третичным производным нечистоты, считается чистым в отношении прикосновения к приношению, он считается вторичным производным в отношении освященной пищи. Ибо то, что чисто в отношении приношения, нечисто в отношении освященной пищи. Когда же, напротив, человек ест обычную пищу, приготовленную со строгостью освященной пищи, которая была третичной производной нечистоты, он чист. Нет ничего, что создает четвертую степень производной нечистоты по отношению к освященной пище, кроме самой освященной пищи. הָאוֹכֵל שְׁלִישִׁי שֶׁבִּתְרוּמָה אוֹ שֶׁל חֻלִּין שֶׁנַּעֲשׂוּ עַל טָהֳרַת הַתְּרוּמָה אַף עַל פִּי שֶׁהוּא טָהוֹר לִנְגִיעַת תְּרוּמָה הֲרֵי הוּא כְּשֵׁנִי לְעִנְיַן קֹדֶשׁ שֶׁטָּהֳרַת תְּרוּמָה טֻמְאָה הִיא אֵצֶל הַקֹּדֶשׁ. אֲבָל הָאוֹכֵל שְׁלִישִׁי שֶׁבְּחֻלִּין שֶׁנַּעֲשׂוּ עַל טָהֳרַת הַקֹּדֶשׁ הֲרֵי הוּא טָהוֹר שֶׁאֵין לְךָ דָּבָר שֶׁעוֹשֶׂה רְבִיעִי בַּקֹּדֶשׁ אֶלָּא קֹדֶשׁ מִקֹּדֶשׁ בִּלְבַד:
13. Термин «освященная пища», используемый в отношении нечистоты продуктов и жидкостей, относится к жертвенной пище, например, мясо жертв высшего порядка святости, мясо жертв меньшей степени святости, хлеб благодарственного приношения и лепешки приношения назореев, за которые была забита их жертва, хлебные приношения, освященные в освященном сосуде, два хлеба, приносимые в Шавуот, и хлебцы, поверхность которых затвердела в печи. В отличие от них, хлебы благодарственных приношений и лепешки приношений назореев, за которые не была забита жертва, а также хлебные мучные приношения, не освященные в освященном сосуде, не считаются ни освященной, ни обычной пищей. Напротив, их статус такой же, как у приношения. כָּל קֹדֶשׁ הָאָמוּר בְּעִנְיַן טֻמְאַת אֳכָלִין וּמַשְׁקִין הוּא קָדְשֵׁי מִקְדָּשׁ הַמְקֻדָּשִׁין כְּגוֹן בְּשַׂר קָדְשֵׁי קָדָשִׁים. וּבְשַׂר קָדָשִׁים קַלִּים. וְחַלּוֹת תּוֹדָה וּרְקִיקֵי נָזִיר שֶׁנִּשְׁחַט עֲלֵיהֶן הַזֶּבַח. וְהַמְּנָחוֹת שֶׁקָּדְשׁוּ בִּכְלִי. וּשְׁתֵּי הַלֶּחֶם וְלֶחֶם הַפָּנִים מִשֶּׁקָּרְמוּ בַּתַּנּוּר. אֲבָל חַלּוֹת תּוֹדָה וּרְקִיקֵי נָזִיר שֶׁלֹּא נִשְׁחַט עֲלֵיהֶן הַזֶּבַח. וְהַמְּנָחוֹת שֶׁלֹּא קָדְשׁוּ בִּכְלִי. אֵינָן לֹא כְּקֹדֶשׁ וְלֹא כְּחֻלִּין אֶלָּא כִּתְרוּמָה:
14. Хала, первые плоды, возмещение за приношение и дополнительная пятая часть считаются приношением. הַחַלָּה וְהַבִּכּוּרִים וְתַשְׁלוּמֵי תְּרוּמָה [וְחֻמְשָׁהּ] הֲרֵי הֵן כִּתְרוּמָה:
15. Неотделенные плоды, смесь обычных продуктов и приношения, продукты, выросшие из посаженного приношения, вторая и первая десятина, а также тесто, из которого еще не была отделена хала, считаются обычными продуктами. Первичный производный продукт нечист. Вторичная производная нечиста, а понятие третичной производной отсутствует. הַטֶּבֶל. וְהַמְדֻמָּע. וְגִדּוּלֵי תְּרוּמָה. וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי וְרִאשׁוֹן. וְעִסָּה הַטְּבוּלָה לְחַלָּה. הֲרֵי הֵן כְּחֻלִּין וְהָרִאשׁוֹן טָמֵא בָּהֶן וְהַשֵּׁנִי פָּסוּל וְאֵין בָּהֶן שְׁלִישִׁי:
16. Наши мудрецы постановили, что во всех случаях, когда по закону Торы какой-либо объект придает нечистоту обычной пище, если бы была уверенность в том, что они соприкасаются, когда есть сомнения в том, что он соприкасается с тестом, из которого взята хала, это тесто должно быть приготовлено в состоянии ритуальной чистоты. Хала отделяется от него, но ее статус остается в подвешенном состоянии. Ее не едят и не сжигают. כָּל דָּבָר שֶׁוַּדָּאוֹ מְטַמֵּא אֶת הַחֻלִּין מִן הַתּוֹרָה גָּזְרוּ עַל סְפֵקוֹ בְּחֻלִּין הַטְּבוּלִין לְחַלָּה שֶׁתֵּעָשֶׂה אוֹתָהּ הָעִסָּה בְּטָהֳרָה. וּמַפְרִישִׁים מִמֶּנָּה חַלָּה וְחַלָּתָהּ תְּלוּיָה לֹא נֶאֱכֶלֶת וְלֹא נִשְׂרֶפֶת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter