СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 07:41

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о ритуальной нечистоте пищи. Гл. 3

1. Ранее мы уже объясняли, что пища не приобретает нечистоты до того момента, пока она не станет пригодной для этого, и что вся пища, не предназначенная для употребления человеком, не приобретает ритуальной нечистоты до тех пор, пока она не будет предназначена для употребления человеком. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁאֵין הָאֳכָלִין מִתְטַמְּאִין עַד שֶׁיֻּכְשְׁרוּ. וְשֶׁכָּל אֹכֶל שֶׁאֵינוֹ מְיֻחָד לְמַאֲכַל אָדָם אֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה עַד שֶׁיְּיַחֲדוֹ לְאָדָם:
2. Нижеприведенные правила применяются, когда пища предназначена для потребления человеком в одном месте, но не предназначена для потребления человеком в другом месте. В месте, где она обозначена таким образом, не требуется специального намерения, чтобы обозначить ее для потребления человеком. В месте, где она не предназначена для употребления в пищу, необходимо иметь особое намерение, чтобы предназначить ее для употребления в пищу, и тогда она будет подвержена ритуальной нечистоте. Любая пища, которая в конечном счете придаст нечистоту человеку или сосуду, не обязательно должна подвергаться воздействию жидкости, чтобы стать восприимчивой к ритуальной нечистоте. אֹכֶל שֶׁהוּא מְיֻחָד לָאָדָם בַּמָּקוֹם הַזֶּה וְאֵינוֹ מְיֻחָד לְאָדָם בְּמָקוֹם אַחֵר בְּמָקוֹם שֶׁהוּא מְיֻחָד בּוֹ אֵינוֹ צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה לְיַחֲדוֹ לְאָדָם וּבְמָקוֹם שֶׁאֵינוֹ מְיֻחָד בּוֹ צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה לְיַחֲדוֹ לְאָדָם וְאַחַר כָּךְ יְקַבֵּל טֻמְאָה. וְכָל אֹכֶל שֶׁסּוֹפוֹ לְטַמֵּא אָדָם וְכֵלִים אֵינוֹ צָרִיךְ הֶכְשֵׁר:
3. Некоторые продукты питания требуют контакта с жидкостью, но не требуют специального намерения. Есть продукты, которые требуют особого намерения, но не требуют контакта с жидкостями, продукты, которые требуют особого намерения и контакта с жидкостями, и продукты, которые не требуют ни особого намерения, ни контакта с жидкостями. Что подразумевается? Все продукты, предназначенные для потребления человеком в любом месте, требуют контакта с жидкостями, но не требуют специального намерения. Кошерная рыба и кошерная саранча во всех местах и некошерная саранча и рыба в сельской местности считаются предназначенными для употребления человеком и требуют воздействия жидкостей, но не требуют специального намерения. Аналогично, во всех местах жир умершего кошерного животного требует воздействия жидкостей, но не требует специального намерения. Следующие действия требуют особого намерения и контакта с жидкостями: Мясо, которое было отделено от живого существа, будь то человек, животное или птица, туша некошерной птицы, в сельской местности жир кошерного домашнего животного, которое было ритуально зарезано — даже если оно было подвержено воздействию жидкости при заклании, оно требует повторного воздействия после того, как у человека было намерение принять его, и все дикие овощи, например, очень острый лук и грибы. Точно так же в сельской местности мелкая саранча и рыба требуют особого намерения. Если цикорий был посеян на корм скоту, а затем хозяин передумал и решил использовать его в пищу, он не подлежит ритуальной нечистоте, если только у него не было такого намерения после его сбора. Ибо намерение, которое было у человека, пока продукт был связан с землей, не имеет значения. Если же человек собрал цикорий для животного, вымыл его, а затем решил подать его человеку, то после изменения намерения он должен снова подвергнуть его воздействию жидкости. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Если человек подумал о том, чтобы съесть мездру, он может заразиться нечистотой, связанной с пищей. Если же нет, то он считается деревом и не подвержен ритуальной нечистоте. Аналогично, кости, соединенные с мясом, жилы, мягкие части рогов и копыт, тонкие перья и шерстяные волосы птицы, мягкие части ногтей и клюва, вросшие в плоть, требуют особого намерения и контакта с жидкостью. Не требуют ни специального намерения, ни контакта с жидкостями: туша животного из кошерного вида, туша птицы из кошерного вида и жир домашнего животного в больших городах. Ни одно из них не требует ни специального намерения, ни контакта с жидкостью. Это объясняется тем, что, поскольку они предназначены для употребления человеком, нет необходимости в особом намерении. Они не требуют контакта с жидкостями, поскольку, в конечном счете, порция размером с оливку может придать нечистоту человеку или сосуду, а любое вещество, которое придает нечистоту более серьезного типа, не требует контакта с жидкостями. Следующие вещества требуют особого намерения, но не контакта с жидкостями: Тушка птицы кошерного вида в сельской местности и тушка животного некошерного вида в любом месте. Вышесказанное относится к случаям, когда человек намеревается съесть меньше, чем порцию размером с оливку. Порция размером с оливку, напротив, является основным источником нечистоты. יֵשׁ אֳכָלִין שֶׁצְּרִיכִין הֶכְשֵׁר וְאֵינָן צְרִיכִין מַחֲשָׁבָה וְיֵשׁ שֶׁצְּרִיכִין מַחֲשָׁבָה וְאֵינָן צְרִיכִין הֶכְשֵׁר וְיֵשׁ שֶׁצְּרִיכִין מַחֲשָׁבָה וְהֶכְשֵׁר וְיֵשׁ שֶׁאֵין צְרִיכִין לֹא מַחֲשָׁבָה וְלֹא הֶכְשֵׁר. כֵּיצַד. כָּל הָאֳכָלִין הַמְיֻחָדִין לְאָדָם בְּכָל מָקוֹם צְרִיכִין הֶכְשֵׁר וְאֵין צְרִיכִין מַחֲשָׁבָה. דָּגִים טְהוֹרִים וַחֲגָבִים טְהוֹרִים בְּכָל מָקוֹם וַחֲגָבִים טְמֵאִים וְדָגִים טְמֵאִים בַּכְּפָרִים הֲרֵי הֵן מְיֻחָדִין לְאָדָם וּצְרִיכִין הֶכְשֵׁר וְלֹא מַחֲשָׁבָה. וְכֵן חֵלֶב בְּהֵמָה טְהוֹרָה שֶׁמֵּתָה צָרִיךְ הֶכְשֵׁר וְלֹא מַחֲשָׁבָה בְּכָל מָקוֹם. וְאֵלּוּ צְרִיכִין מַחֲשָׁבָה וְהֶכְשֵׁר. בָּשָׂר הַפּוֹרֵשׁ מִן הַחַי בֵּין מִן הָאָדָם בֵּין מִן הַבְּהֵמָה בֵּין מִן הָעוֹף וְנִבְלַת הָעוֹף הַטָּמֵא וְחֵלֶב בְּהֵמָה טְהוֹרָה שְׁחוּטָה בַּכְּפָרִים אַף עַל פִּי שֶׁהֻכְשַׁר בִּשְׁחִיטָה צָרִיךְ הֶכְשֵׁר שֵׁנִי אַחַר הַמַּחְשָׁבָה. וּשְׁאָר כָּל יַרְקוֹת הַשָּׂדֶה כְּגוֹן הַבְּצָלִים הַקָּשִׁים בְּיוֹתֵר וְהַפִּטְרִיּוֹת וְכֵן חֲגָבִים וְדָגִים קְטַנִּים צְרִיכִין מַחֲשָׁבָה בַּכְּפָרִים. עֻלְשִׁין שֶׁזְּרָעָן לִבְהֵמָה וְנִמְלַךְ עֲלֵיהֶן לְאָדָם אֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה עַד שֶׁיַּחְשֹׁב עֲלֵיהֶן אַחַר שֶׁיִּתָּלְשׁוּ שֶׁמַּחְשֶׁבֶת חִבּוּר אֵינָהּ מַחֲשָׁבָה. עֵלְשִׁין שֶׁלִּקְּטָן לִבְהֶמְתּוֹ וֶהֱדִיחָן וְנִמְלַךְ עֲלֵיהֶן לְאָדָם צְרִיכִין הֶכְשֵׁר שֵׁנִי אַחַר הַמַּחְשָׁבָה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. הָאָלָל אִם חָשַׁב עָלָיו לַאֲכִילָה מְקַבֵּל טֻמְאַת אֳכָלִין. וְאִם לָאו הֲרֵי הוּא כְּעֵץ וְאֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה. וְכֵן הָעֲצָמוֹת הַמְחֻבָּרִין בַּבָּשָׂר וְהַגִּידִים וְהַמְּקוֹמוֹת הָרַכִּים מִן הַקַּרְנַיִם וּמִן הַטְּלָפַיִם וְהַכְּנָפַיִם וְהַנּוֹצָה וְהַמְּקוֹמוֹת הָרַכִּים מִן הַצִּפָּרְנַיִם וּמִן הַחַרְטֹם הַמֻּבְלָעִין בַּבָּשָׂר צְרִיכִין הֶכְשֵׁר וּמַחְשָׁבָה. וְאֵלּוּ שֶׁאֵין צְרִיכִין לֹא מַחֲשָׁבָה וְלֹא הֶכְשֵׁר. נִבְלַת בְּהֵמָה טְהוֹרָה בְּכָל מָקוֹם וְנִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר וְחֵלֶב בְּהֵמָה טְהוֹרָה בַּכְּרַכִּים לְפִי שֶׁהֵן מְיֻחָדִין לְמַאֲכַל אָדָם אֵין אֶחָד מֵאֵלּוּ צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה וְאֵינָן צְרִיכִין הֶכְשֵׁר מִפְּנֵי שֶׁסּוֹפָן לְטַמֵּא אָדָם וְכֵלִים בִּכְזַיִת וְכָל הַמְטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה אֵינוֹ צָרִיךְ הֶכְשֵׁר. וְאֵלּוּ צְרִיכִים מַחֲשָׁבָה וְאֵינָן צְרִיכִין הֶכְשֵׁר. נִבְלַת הָעוֹף הַטָּהוֹר בַּכְּפָרִים וְנִבְלַת בְּהֵמָה טְמֵאָה בְּכָל מָקוֹם וְהוּא שֶׁחָשַׁב עַל פָּחוֹת מִכְּזַיִת אֲבָל כְּזַיִת אַב טֻמְאָה הוּא:
4. Если еврей закалывает некошерное животное для иноверца и перерезает два — или большую часть двух — знаков ритуального заклания, оно становится восприимчивым к нечистоте, связанной с пищей, пока находится в предсмертных муках. Для этого не требуется особого намерения, ибо когда еврей закалывает животное для того, чтобы его съел нееврей, нет никакого особого намерения. Для этого не требуется контакта с жидкостями, ибо в конечном итоге это приведет к нечистоте более серьезного типа. Если он только перерезал один из признаков ритуального забоя или вонзил нож в горло, оно не приобретает нечистоты, связанной с пищей. Точно так же, если нееврей заколол кошерное животное для еврея, перерезав два — или большую часть двух — знаков ритуального забоя, оно приобретает нечистоту, связанную с пищей, пока находится в предсмертной агонии и не нуждается в контакте с жидкостями. Если он перерезал только один из признаков ритуального убоя или вонзил нож в горло, оно не приобретает примеси, связанной с пищей, и рассматривается как туша другого животного. יִשְׂרָאֵל שֶׁשָּׁחַט בְּהֵמָה טְמֵאָה לְנָכְרִי וְשָׁחַט בָּהּ שְׁנַיִם [אוֹ רֹב שְׁנַיִם] הֲרֵי זוֹ מִתְטַמְּאָה טֻמְאַת אֳכָלִין כָּל זְמַן שֶׁהִיא מְפַרְכֶּסֶת וְאֵין צְרִיכָה מַחֲשָׁבָה שֶׁהֲרֵי יִשְׂרָאֵל שְׁחָטָהּ לַאֲכִילַת הָעַכּוּ''ם וְאֵין לְךָ מַחֲשָׁבָה גְּדוֹלָה מִזּוֹ וְאֵינָהּ צְרִיכָה הֶכְשֵׁר לְפִי שֶׁסּוֹפָהּ לְטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה. שָׁחַט בָּהּ אֶחָד אוֹ שֶׁנְּחָרָהּ אֵינָהּ מְטַמְּאָה טֻמְאַת אֳכָלִין. וְכֵן עַכּוּ''ם שֶׁשָּׁחַט בְּהֵמָה טְהוֹרָה לְיִשְׂרָאֵל וְשָׁחַט בָּהּ שְׁנַיִם אוֹ רֹב שְׁנַיִם מִתְטַמֵּא טֻמְאַת אֳכָלִין כָּל זְמַן שֶׁהִיא מְפַרְכֶּסֶת וְאֵינָהּ צְרִיכָה הֶכְשֵׁר. שָׁחַט בָּהּ אֶחָד אוֹ נְחָרָהּ אֵינָהּ מִטַּמְּאָה טֻמְאַת אֳכָלִין וַהֲרֵי הִיא כִּשְׁאָר הַנְּבֵלוֹת:
5. Если человек срезает мясо с органа, отрезанного от живого животного, и после этого думает использовать его в пищу, то для того, чтобы оно стало восприимчивым к нечистоте, требуется воздействие жидкостей. Если же он думал использовать его в пищу, а потом отрезал, то оно не требует контакта с жидкостями, потому что оно приобретает сильную нечистоту, связанную с тушей животного. А если вещество обладает сильной нечистотой, его не нужно подвергать обработке жидкостями. הַחוֹתֵךְ בָּשָׂר מֵאֵיבָר מִן הַחַי שֶׁל בְּהֵמָה וְאַחַר כָּךְ חִשֵּׁב עָלָיו צָרִיךְ הֶכְשֵׁר. חִשֵּׁב עָלָיו וְאַחַר כָּךְ חֲתָכוֹ אֵינוֹ צָרִיךְ הֶכְשֵׁר מִפְּנֵי שֶׁמְּטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה כִּנְבֵלָה וְכָל הַמְטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה אֵינוֹ צָרִיךְ הֶכְשֵׁר:
6. Если кто-либо задумал съесть часть туши некошерного животного размером меньше оливки и соединил ее с другими продуктами, чтобы завершить порцию нечистых продуктов размером с яйцо, необходимую для придания нечистоты, не обязательно подвергать весь объем воздействию воды. Это объясняется тем, что если бы в порции размером с яйцо увеличили часть, которая меньше размера оливки, до размера оливки, то это привело бы к сильной нечистоте. Аналогично, если есть порция мяса животного размером с оливку, которую намеревались съесть, но покрыли тестом до размера яйца, то, поскольку она не оскверняется при прикосновении к тесту, необходимо, чтобы человек намеревался использовать ее в пищу. Тесто не обязательно подвергать воздействию жидкости, чтобы оно приобрело примесь. Это объясняется тем, что вся мера может быть загрязнена при переноске из-за содержащейся в ней части туши животного размером с оливку. Несмотря на то, что при прикосновении к ней не появляется нечистота, считается, что в конечном итоге она способна нанести более сильную нечистоту. Поэтому его не следует подвергать воздействию жидкостей. פָּחוֹת מִכְּזַיִת מִנִּבְלַת בְּהֵמָה טְמֵאָה שֶׁחִשֵּׁב עָלָיו וְהִשְׁלִים עָלָיו כְּבֵיצָה מֵאֳכָלִים אֲחֵרִים אֵין הַכּל צָרִיךְ הֶכְשֵׁר הוֹאִיל וּפָחוֹת מִכְּזַיִת שֶׁבְּכָל הַבֵּיצָה אִם הִשְׁלִימוֹ לִכְזַיִת מְטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה. וְכֵן כְּזַיִת מִנִּבְלַת בְּהֵמָה טְמֵאָה שֶׁחִשֵּׁב עָלָיו וְהִנִּיחָהּ בַּבָּצֵק עַד שֶׁהִשְׁלִים לִכְבֵיצָה הוֹאִיל וְאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע מִפְּנֵי הַבָּצֵק הֲרֵי זֶה צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה וְאֵין הַבָּצֵק הַזֶּה צָרִיךְ הֶכְשֵׁר הוֹאִיל וְכָל הַשִּׁעוּר הַזֶּה מְטַמֵּא בְּמַשָּׂא מִפְּנֵי כְּזַיִת נְבֵלָה שֶׁבְּתוֹכוֹ אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ מְטַמֵּא בְּמַגָּע הֲרֵי סוֹפוֹ לְטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה לְפִיכָךְ אֵין צָרִיךְ הֶכְשֵׁר:
7. Если к падали, к которой добавили другие продукты, чтобы получилась порция размером с яйцо, остался объем меньше оливки, то для того, чтобы эта масса стала восприимчивой к нечистоте, нужно иметь в виду, что нужно съесть весь объем, так как обычно все люди считают весь объем неважным. Весь объем не требует контакта с водой, поскольку в нем содержится мясо падали. פָּחוֹת מִכְּזַיִת מִבְּשַׂר הַמֵּת שֶׁהִשְׁלִים עָלָיו כְּבֵיצָה מִשְּׁאָר אֳכָלִין הַכּל צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה שֶׁהֲרֵי בָּטֵל הַכּל אֵצֶל כָּל אָדָם. וְאֵין הַכּל צָרִיךְ הֶכְשֵׁר מִפְּנֵי בְּשַׂר הַמֵּת שֶׁבִּכְלָלוֹ:
8. Если часть туши размером с оливку покрыть тестом, то весь объем приобретает сильную нечистоту, связанную с падалью. כְּזַיִת מִן הַמֵּת שֶׁחִפָּהוּ בְּבָצֵק הַכּל מִתְטַמֵּא טֻמְאָה חֲמוּרָה:
9. Если кто-либо срезает плоть с живого человека, чтобы скормить ее животному, и после этого думает использовать ее в пищу для людей, то для того, чтобы она приобрела нечистоту, связанную с пищей, он должен иметь такое намерение, но не обязательно подвергать ее воздействию воды. הַחוֹתֵךְ בָּשָׂר מֵאָדָם חַי לְהַאֲכִילוֹ לְכֶלֶב. אִם חִשֵּׁב עָלָיו לְמַאֲכַל אָדָם הֲרֵי זֶה צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה וְאֵינוֹ צָרִיךְ הֶכְשֵׁר:
10. Когда птенец падает в чан с вином и умирает, даже если чан находится в городе, смесь в чане становится омерзительной. Поэтому, чтобы оскверниться ритуальной нечистотой, человек должен иметь конкретное намерение употребить ее в пищу. Если, доставая его из чана, человек думал накормить им нееврея, тушка приобретает нечистоту, так как он думал использовать его в пищу. Если же он думал скормить ее собаке, то она не приобретает нечистоты, связанной с пищей. Если тот, кто думал скормить ее человеку, был глухонемым, слабоумным или несовершеннолетним, она чиста. Если же такие люди подняли его из чана, чтобы накормить им человека, он нечист, ибо значимы их поступки, но не их намерения. גּוֹזָל שֶׁנָּפַל לַגַּת וּמֵת אַף עַל פִּי שֶׁהַגַּת בַּמְּדִינָה הֲרֵי נִמְאַס בַּגַּת וּלְפִיכָךְ צָרִיךְ מַחֲשָׁבָה. חִשֵּׁב עָלָיו כְּשֶׁהֶעֱלָהוּ לְהַאֲכִילוֹ לְנָכְרִי הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא שֶׁהֲרֵי חִשֵּׁב עָלָיו לְמַאֲכַל אָדָם. חִשֵּׁב עָלָיו לְהַאֲכִילוֹ לְכֶלֶב אֵינוֹ מִתְטַמֵּא טֻמְאַת אֳכָלִים. הָיָה זֶה שֶׁחִשֵּׁב עָלָיו לְהַאֲכִילוֹ לְאָדָם חֵרֵשׁ שׁוֹטֶה וְקָטָן הֲרֵי זֶה טָהוֹר. הֶעֱלוּהוּ כְּדֵי לְהַאֲכִילוֹ לְאָדָם הֲרֵי זֶה טָמֵא שֶׁיֵּשׁ לָהֶן מַעֲשֶׂה וְאֵין לָהֶן מַחֲשָׁבָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter