СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 17:45

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о ритуальной нечистоте пищи. Гл. 6

1. При раскалывании скорлупы орехов и миндаля они считаются прикрепленными к продукту до тех пор, пока скорлупа не будет разбита полностью. הָאֱגוֹזִין וְהַשְּׁקֵדִים שֶׁנִּסְדְּקָה קְלִפָּתָן עֲדַיִן הוּא חִבּוּר לָאֹכֶל עַד שֶׁיְּרַצֵּץ אֶת הַקְּלִפָּה:
2. Если в яйце, сваренном всмятку, сделано отверстие для высасывания содержимого, оставшаяся часть скорлупы не считается соединенной с ним. После того как яйцо сварено, его скорлупа считается соединенной с ним до тех пор, пока она не будет разбита. Если скорлупа была приправлена специями, то даже если она разбилась полностью, она все равно считается соединенной. בֵּיצָה מְגֻלְגֶּלֶת מִשֶּׁיִּקֹּב בָּהּ מָקוֹם לְגָמְעָהּ מִמֶּנּוּ אֵין שְׁאָר קְלִפָּתָהּ חִבּוּר. וּשְׁלוּקָה קְלִפָּתָהּ חִבּוּר עַד שֶׁיְּרַצֵּץ אֶת הַקְּלִפָּה. וְאִם נִתְבַּלָּה בִּקְלִפָּתָהּ אַף עַל פִּי שֶׁרִצְצָהּ כֻּלָּהּ חִבּוּר:
3. Если в кости содержится костный мозг, то она считается связанной с ним до тех пор, пока не разрушится. Шерсть на голове овцы и волосы в бороде козла, даже если они обуглены огнем, считаются связанными с ними, пока их не начнут удалять. עֶצֶם שֶׁיֵּשׁ בּוֹ מוֹחַ חִבּוּר עַד שֶׁיְּרַצֵּץ. צֶמֶר שֶׁבְּרָאשֵׁי הַכְּבָשִׂים וְשֵׂעָר שֶׁבִּזְקַן הַתְּיָשִׁים אַף עַל פִּי שֶׁחֲרָכָן בָּאוּר הֲרֵי הֵן חִבּוּר עַד שֶׁיַּתְחִיל לִתְלֹשׁ:
4. Даже если человек уже провел ножом по крыльям саранчи или чешуе рыбы, они считаются соединенными, пока человек не начнет их счищать. Несмотря на то, что семена граната разделились, они считаются соединенными, пока по ним не ударят тростинкой. כַּנְפֵי חֲגָבִים וְקַשְׂקַשֵּׂי דָּגִים אַף עַל פִּי שֶׁהֶעֱבִיר סַכִּין עֲלֵיהֶן חִבּוּר עַד שֶׁיַּתְחִיל לְקַלֵּף. הָרִמּוֹן שֶׁפִּרְדּוֹ חִבּוּר עַד שֶׁיַּקִּישׁ עָלָיו בְּקָנֶה:
5. Стебли ветвей финиковой пальмы не считаются соединенными друг с другом. הַשַּׁרְבִיטִים שֶׁל תְּמָרִים אֵינָן חִבּוּר זֶה לָזֶה:
6. Если кто-то разрезал огурец и положил его на стол, части считаются соединенными, пока он не начнет отделять одну от другой. Если человек начинает отделять, то часть и все, что поднимается вместе с ней, считаются соединенными. Оставшаяся часть не считается соединенной. Нижний кончик считается соединенным с самим собой, а не с другими частями. Если было два или три огурца, человек разрезал каждый из них, положил на стол и начал есть один из них, то тот, который он начал есть, считается соединенным, а остальные не считаются соединенными. Даже если он сказал: «Я ем половину утром и половину вечером», то та половина, с которой он начал, считается соединенной, а остальные не считаются соединенными. מְלָפְפוֹן שֶׁחֲתָכוֹ וּנְתָנוֹ עַל הַשֻּׁלְחָן חִבּוּר עַד שֶׁיַּתְחִיל לְפָרֵק. הִתְחִיל לְפָרֵק חֲתִיכָה וְכָל הָעוֹלֶה עִמָּהּ חִבּוּר וְהַשְּׁאָר אֵינָהּ חִבּוּר. פִּיקָה הַתַּחְתּוֹנָה חִבּוּר לְעַצְמָהּ וְאֵינָהּ חִבּוּר לַחֲתִיכוֹת. הָיוּ שְׁנַיִם אוֹ שְׁלֹשָׁה מְלָפְפוֹנוֹת וְחָתַךְ כָּל אֶחָד מֵהֶן וְהִנִּיחָן עַל הַשֻּׁלְחָן וְהִתְחִיל בְּאֶחָד מֵהֶן זֶה שֶׁהִתְחִיל בּוֹ חִבּוּר וְהַשְּׁאָר אֵינוֹ חִבּוּר. אֲפִלּוּ אָמַר חֶצְיוֹ אֲנִי אוֹכֵל שַׁחֲרִית וְחֶצְיוֹ עַרְבִית זֶה הַחֵצִי שֶׁהִתְחִיל בּוֹ חִבּוּר וְהַשְּׁאָר אֵינוֹ חִבּוּר:
7. Если кто-то нарезает овощи и т.п., собираясь их приготовить, даже если он не закончил нарезку до такой степени, что они разделились, они больше не считаются соединенными. Наоборот, если один кусок осквернился нечистотой, другой не оскверняется нечистотой, хотя они остаются соединенными. Если человек разрезает овощ для маринования, легкого приготовления или подачи на стол, то эти части считаются соединенными, даже если он начинает отделять то, что разрезал. הַמְחַתֵּךְ יְרָקוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן לְבַשֵּׁל אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא מֵרֵק וְהִבְדִּיל אֵינוֹ חִבּוּר. אֶלָּא אִם נִטְמָא זֶה לֹא נִטְמָא זֶה אַף עַל פִּי שֶׁהוּא מְעֹרֶה בּוֹ. חָתַךְ לִכְבּשׁ אוֹ לִשְׁלֹק אוֹ לְהָנִיחַ עַל הַשֻּׁלְחָן הֲרֵי זֶה חִבּוּר וַאֲפִלּוּ הִתְחִיל לְפָרֵק מַה שֶּׁחָתַךְ:
8. Любая пища, которая так и не была отделена, считается соединенной. Если часть ее приобретает нечистоту, то она становится нечистой целиком. כָּל אֹכֶל שֶׁעֲדַיִן לֹא פֵּרְקוֹ חִבּוּר וְאִם נִטְמָא מִקְצָתוֹ נִטְמָא כֻּלּוֹ:
9. Следующие правила действуют, если пища была разделена, но куски все еще были частично соединены, и нечистый человек коснулся одного куска. Если он держит кусок, к которому прикоснулся, то другой кусок поднимается вместе с ним, они считаются соединенными. Если же, когда человек держит нечистый кусок и поднимает его вверх, другой кусок отламывается и падает, они не считаются соединенными. Вместо этого считается, что второй кусок коснулся куска, который приобрел нечистоту. אֹכֶל שֶׁנִּפְרַס וּמְעֹרֶה בְּמִקְצָת וְנָגַע טָמֵא בְּאֶחָד מֵהֶן אִם אָחַז בְּזֶה שֶׁנָּגַע בּוֹ וְהַשֵּׁנִי עוֹלֶה עִמּוֹ הֲרֵי זֶה חִבּוּר. וְאִם כְּשֶׁאוֹחֵז בָּזֶה הַטָּמֵא וּמַגְבִּיהוֹ יִשָׁמֵט הָאַחֵר וְיִפּל אֵינוֹ חִבּוּר אֶלָּא הֲרֵי זֶה הָאַחֵר כְּנוֹגֵעַ בָּרִאשׁוֹן שֶׁנִּטְמָא:
10. Во всех случаях, когда листья или стебли связаны с плодами, действуют следующие законы. Те из них, которые обычно держат за листья, следует держать за листья. Если их держат за стебли, их следует держать за стебли. Если пища остается висеть на листьях или стеблях, она считается связанной, когда к ней прикасается человек, который в этот день погружался в микву. Само собой разумеется, это относится и к другим нечистотам. Аналогично, если у плода есть часть, которую можно считать ручкой, его следует держать за ручку. Если у него есть и листья, и ручка, его следует держать за ту часть, за которую хочется. Если же у него нет ни листьев, ни ручки, то относительно такой ситуации наши мудрецы сказали: Если некто держит нечистый кусок и поднимает его вверх, другой поднимается вместе с ним, то они считаются соединенными. Если же нет, то они не считаются соединенными. כָּל הָאֳכָלִין שֶׁהָיוּ עָלִין אוֹ קְלָחִין מְחֻבָּרִין בָּהֶן אֶת שֶׁדַּרְכּוֹ לְהֵאָחֵז בֶּעָלֶה אוֹחֲזִין אוֹתוֹ בֶּעָלֶה. בַּקֶּלַח אוֹחֲזִין אוֹתוֹ בַּקֶּלַח. אִם נִתְלָה עִמּוֹ הֲרֵי זֶה חִבּוּר בִּטְבוּל יוֹם וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר בִּשְׁאָר טֻמְאוֹת. וְכֵן אִם הָיָה לוֹ יָד אוֹחֲזִין אוֹתוֹ בַּיָּד שֶׁלּוֹ. הָיְתָה לוֹ יָד וְעָלֶה אוֹחֲזִין אוֹתוֹ בְּאֵי זֶה מֵהֶן שֶׁיִּרְצֶה. לֹא הָיְתָה לוֹ יָד וְלֹא עָלֶה, בָּזֶה אָמְרוּ אִם אוֹחֵז בַּטָּמֵא וְהַשֵּׁנִי עוֹלֶה עִמּוֹ חִבּוּר וְאִם לָאו אֵינוֹ חִבּוּר:
11. Если кто-нибудь срезал орехи вместе с их стеблями, когда они еще были мягкими, и связал их вместе, как веревку, или связал лук таким же образом, то они считаются соединенными. Если он начнет отделять орехи или отрезать лук, то остаток не считается соединенным. Даже если осталось 100 кОров, все они не считаются соединенными, поскольку он указал, что намерен развязать их все. הָאֱגוֹזִין שֶׁקְּצָצָן בְּעֻקְצֵיהֶן כְּשֶׁהֵן רַכִּין וַאֲמָנָן כֻּלָּן כְּמוֹ חֶבֶל וְכֵן הַבְּצָלִים שֶׁחִבְּרָן בַּדֶּרֶךְ הַזֹּאת הֲרֵי אֵלּוּ חִבּוּר. הִתְחִיל לְפָרֵק בָּאֱגוֹזִים וּלְפַקֵּל בַּבְּצָלִים אֵין הַשְּׁאָר חִבּוּר. אֲפִלּוּ הָיוּ לְפָנָיו מֵאָה כּוֹר אֵין כֻּלָּן חִבּוּר שֶׁהֲרֵי הוֹכִיחַ שֶׁדַּעְתּוֹ לְפָרֵק הַכּל:
12. Если есть плетеная связка из головок чеснока и на одну из них упала жидкость, то она нечиста, но те, что соединены с ней, чисты. Ибо предметы, соединенные вместе человеком, не считаются соединенными вместе для всех вопросов. Точно так же, если этрог был разделен на части и проткнут иглой для плетения или щепкой, части не считаются соединенными. קְלִיעָה שֶׁל שׁוּם שֶׁנָּפְלוּ מַשְׁקִין עַל אֶחָד מֵהֶן הוּא טָמֵא וְחִבּוּרוֹ טָהוֹר שֶׁאֵין חִבּוּרֵי אָדָם חִבּוּר לְכָל דָּבָר. וְכֵן אֶתְרוֹג שֶׁנִּפְרַשׁ וּתְחָבוֹ בְּכוּשׁ אוֹ בְּקֵיסָם אֵינוֹ חִבּוּר:
13. Если при замешивании теста был использован фруктовый сок, то части теста не считаются соединенными, так как единственными сущностями, которые соединяют пищу, являются семь жидкостей. עִסָּה שֶׁלָּשָׁהּ בְּמֵי פֵּרוֹת אֵינָהּ חִבּוּר. שֶׁאֵין לְךָ דָּבָר שֶׁמְּחַבֵּר אֶת הָאֳכָלִין אֶלָּא שִׁבְעָה מַשְׁקִין בִּלְבַד:
14. Если кто-то измельчает продукты и спрессовывает их вместе, например, сушеный инжир, финики или изюм, которые были собраны и спрессованы в один блок, они не считаются соединенными. Поэтому, если нечистая жидкость попала на часть кольца из сушеного инжира, можно удалить часть, на которую попала жидкость, и оставшаяся часть будет чистой. הַמְמַעֵךְ אֳכָלִין זֶה בָּזֶה וְקִבְּצָן כְּגוֹן הַדְּבֵלָה וְהַתְּמָרִים וְהַצִּמּוּקִין שֶׁקִּבְּצָן וַעֲשָׂאָן גּוּף אֶחָד אֵינָן חִבּוּר. לְפִיכָךְ עִגּוּל שֶׁל דְּבֵלָה שֶׁנָּפְלוּ מַשְׁקִין טְמֵאִין עַל מִקְצָתוֹ הֲרֵי זֶה נוֹטֵל מִמֶּנּוּ מְקוֹם הַמַּשְׁקִין בִּלְבַד וְהַשְּׁאָר טָהוֹר:
15. Если финики и сушеный инжир сварить вместе и превратить их в единую массу, то они считаются соединенными. הַתְּמָרִים וְהַגְּרוֹגָרוֹת שֶׁשְּׁלָקָן וְנַעֲשׂוּ אוֹם הֲרֵי זֶה חִבּוּר:
16. Если оливки хранились и склеились в единую массу, они считаются соединенными, поскольку изначально они были помещены в яму с намерением, чтобы их жидкости перетекали из одной в другую. Поэтому если на куче оливок, то есть оливок, ставших единой массой, была найдена падаль от ползучего животного, даже если оно коснулось только части массы размером с ячменное зерно, все количество нечисто, потому что все это — единое целое. Если у человека есть масса оливок, и он собирается ее перевернуть, то, как только он погрузит лопату в массу, они уже не считаются соединенными, даже если там много комочков. Если масса образовалась после того, как их перевернули, они не считаются соединенными. הַזֵּיתִים שֶׁעֲטָנָן וְנַעֲשׂוּ גּוּשׁ אֶחָד הֲרֵי זֶה חִבּוּר. מִפְּנֵי שֶׁמִּתְּחִלָּה לֹא נְתָנָן לַמַּעֲטָן אֶלָּא עַל מְנָת שֶׁיִּינְקוּ זֶה מִזֶּה. לְפִיכָךְ שֶׁרֶץ שֶׁנִּמְצָא עַל אוֹם שֶׁל זֵיתִים וְהֵן הַזֵּיתִים שֶׁנַּעֲשׂוּ כֻּלָּן גּוּף אֶחָד אֲפִלּוּ נָגַע בְּכִשְׂעוֹרָה הַכּל טָמֵא שֶׁהַכּל גּוּף אֶחָד. הָיְתָה לוֹ אוֹם שֶׁל זֵיתִים וְעָתִיד לְהָפְכָהּ כֵּיוָן שֶׁתָּקַע בָּהּ אֶת הַיָּתֵד אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ בָּהּ גּוּשִׁים הַרְבֵּה אֵינָן חִבּוּר. וְאִם מִשֶּׁהֲפָכָהּ נַעֲשׂוּ אוֹם אֵינָן חִבּוּר:
17. Если отдельные продукты собраны в одном месте и склеиваются между собой, даже если они не считаются соединенными в отношении принятия нечистоты, и не считаются единой массой, как объяснялось, они все равно объединяются, чтобы получить меру порции размером с яйцо для придания нечистоты другим продуктам. Если продукты не были собраны в одну массу, а были разделены, как вареная пища и бобовые, они не рассматриваются как единое целое даже в этом контексте, пока не будут собраны и сформированы в единую массу. Если было много кусков пищи, один рядом с другим, и первичный источник нечистоты коснулся одного из них, то этот кусок считается первичным производным нечистоты. Следующий за ним комок считается вторичным производным, второй — третичным, а третий — производным четвертой степени. אֹכֶל פָּרוּד שֶׁהוּא כֻּלּוֹ מְכֻנָּס וְדָבֵק זֶה בָּזֶה אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ חִבּוּר לְהִתְטַמֵּא וְאֵינוֹ כְּגוּף אֶחָד כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ הֲרֵי הוּא מִצְטָרֵף לִכְבֵיצָה לְטַמֵּא טֻמְאַת אֳכָלִים אֲחֵרִים. וְאִם לֹא כְּנָסוֹ אֶלָּא הֲרֵי הוּא מְפֹרָד כְּמַעֲשֵׂה קְדֵרָה וְהַקִּטְנִית אֵינוֹ מִצְטָרֵף עַד שֶׁיְּקַבְּצֵם וְיַעֲשֵׂם גּוּשׁ אֶחָד. הָיוּ גּוּשִׁים הַרְבֵּה זֶה בְּצַד זֶה וְנָגַע אַב הַטֻּמְאָה בְּאֶחָד מֵהֶן הֲרֵי הוּא רִאשׁוֹן וְהַגּוּשׁ שֶׁבְּצִדּוֹ שֵׁנִי וְשֶׁבְּצַד הַשֵּׁנִי שְׁלִישִׁי וְשֶׁבְּצַד הַשְּׁלִישִׁי רְבִיעִי:
18. Если каравай, который был приношением, стал первичной производной нечистоты, присоединился к другим, то все они считаются первичными производными. Если он был отделен, то он считается первичным производным, а остальные — вторичными производными. Если он был вторичным производным и привязался к другим, то все они считаются вторичными производными. Если он был отделен, то он считается вторичным производным, а остальные — третичными производными. Если он был третичным производным и присоединился к другим, он остается третичным производным, и все они считаются чистыми, независимо от того, были они отделены или нет. כִּכָּר שֶׁל תְּרוּמָה שֶׁהָיְתָה רִאשׁוֹן לְטֻמְאָה וְהִשִּׁיךְ לָהּ אֲחֵרוֹת כֻּלָּם רִאשׁוֹן. פֵּרְשָׁה הִיא רִאשׁוֹן וְכֻלָּן שְׁנִיּוֹת. הָיְתָה שְׁנִיָּה וְהִשִּׁיךְ לָהּ אֲחֵרוֹת כֻּלָּן שְׁנִיּוֹת. פֵּרְשָׁה הִיא שְׁנִיָּה וְכֻלָּן שְׁלִישִׁיּוֹת. הָיְתָה שְׁלִישִׁית וְהִשִּׁיךְ לָהּ אֲחֵרוֹת הִיא שְׁלִישִׁית וְכֻלָּן טְהוֹרוֹת בֵּין שֶׁפֵּרְשׁוּ בֵּין שֶׁלֹּא פֵּרְשׁוּ:
19. Если хлеба, являющиеся приношением, прикреплены друг к другу, и один из них осквернился от туши ползающего животного, то все они считаются первичными производными, даже если потом их отделяют. Если один из них осквернился от нечистых жидкостей, то все они считаются вторичными производными, даже если потом их отделяют. Если один из них осквернился от нечистых рук, все они считаются третичными производными, даже если впоследствии они будут разделены. Обоснование этого закона заключается в том, что в момент заражения нечистотой хлеба были единым целым. כִּכָּרוֹת שֶׁל תְּרוּמָה נוֹשְׁכוֹת זוֹ בְּזוֹ נִטְמֵאת אַחַת מֵהֶן בְּשֶׁרֶץ כֻּלָּן רִאשׁוֹן וְאַף עַל פִּי שֶׁפֵּרְשׁוּ אַחַר מִכָּאן. [נִטְמֵאת אַחַת בְּמַשְׁקִין טְמֵאִין כֻּלָּן שְׁנִיּוֹת אַף עַל פִּי שֶׁפֵּרְשׁוּ אַחַר מִכָּאן]. נִטְמֵאת אַחַת מֵהֶן בְּיָדַיִם כֻּלָּן שְׁלִישִׁיּוֹת וְאַף עַל פִּי שֶׁפֵּרְשׁוּ מִפְּנֵי שֶׁהָיוּ גּוּף אֶחָד בִּשְׁעַת טֻמְאָתָן:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter