СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 02:50

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о ритуальной нечистоте пищи. Гл. 7

1. Струя наливаемой жидкости не считается соединением ни с нечистой сущностью, ни с чистой. Что подразумевается? Если лить чистую жидкость в нечистый сосуд или даже на тушу мертвого ползающего животного, то струя выливаемой жидкости чиста. Если кто-то соберет часть выливаемой жидкости, пока она находится в воздухе, то, что он соберет, будет чистым. Нет необходимости говорить, что жидкость в сосуде, из которого наливают, чиста. הַנִּצוֹק אֵינוֹ חִבּוּר לֹא לְטֻמְאָה וְלֹא לְטָהֳרָה. כֵּיצַד. הָיָה מְעָרֶה מַשְׁקִין טְהוֹרִין לְתוֹךְ כְּלִי טָמֵא וַאֲפִלּוּ עַל גַּבֵּי הַשֶּׁרֶץ הֲרֵי הָעַמּוּד הַנִּצּוֹק טָהוֹר. וְאִם קָלַט מִן הַמַּשְׁקִין הַנִּגָּרִין מִן הָאֲוִיר הֲרֵי זֶה שֶׁקָּלַט טָהוֹר. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁהַמַּשְׁקִין שֶׁמְּעָרֶה מֵהֶן טְהוֹרִין:
2. В каких случаях применяется вышесказанное? При наливании холодной жидкости в холодную жидкость, горячей жидкости в горячую жидкость или горячей жидкости в холодную жидкость. Однако если выливать чистую холодную жидкость в нечистую горячую жидкость, то струя выливаемых жидкостей считается соединением. Жидкости считаются первичным производным нечистоты. Они придают нечистоту сосуду, в котором находятся. Почему мудрецы сказали, что когда тот, кто наливает холодную жидкость в горячую, считается, что жидкости соединяются? Потому что пары горячих жидкостей поднимаются вверх, как столб дыма. Они смешиваются со столбом наливаемой жидкости и жидкостью в верхнем сосуде, в результате чего она становится нечистой. Ведь пар, поднимающийся от горячей жидкости, также считается жидкостью. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשֶׁעֵרָה מִצּוֹנֵן לְצוֹנֵן אוֹ מֵחַם לְחַם אוֹ מֵחַם לְצוֹנֵן. אֲבָל הַמְעָרֶה מַשְׁקִין טְהוֹרִין צוֹנֵן לְתוֹךְ מַשְׁקִין טְמֵאִין חַמִּין הֲרֵי הַנִּצּוֹק חִבּוּר וְנִטְמְאוּ הַמַּשְׁקִין הַצּוֹנֵן כֻּלָּן שֶׁהוּא מְעָרֶה מֵהֶן וְנִטְמָא הַכְּלִי שֶׁמְּעָרֶה מִמֶּנּוּ מֵחֲמַת הַמַּשְׁקִין שֶׁבְּתוֹכוֹ שֶׁהֲרֵי נִטְמְאוּ. וּמִפְּנֵי מָה אָמְרוּ הַמְעָרֶה מַשְׁקִין צוֹנֵן לְחַמִּין חִבּוּר מִפְּנֵי שֶׁעֶשֶׁן הַחַמִּין עוֹלֶה כְּתִמְרוֹת עָשָׁן וּמִתְעָרֵב בַּנִּצּוֹק וּבַמַּיִם שֶׁבַּכְּלִי הָעֶלְיוֹן וּמְטַמֵּא הַכְּלִי שֶׁהֶעָשָׁן הָעוֹלֶה מִן הַחַמִּין מַשְׁקִין הוּא חָשׁוּב:
3. По этой причине, если женщина, чьи руки чисты, помешивает горячий котел, который нечист, и жидкость собирается на ее руке из-за паров котелка, ее руки становятся нечистыми. Это, как если бы они коснулись жидкости в котле. Точно так же, если ее руки нечисты, она помешивает горячий котел, и жидкость собирается на ее руке из-за паров котелка, все содержимое котелка становится нечистым, как если бы она коснулась жидкостей в котелке. לְפִיכָךְ הָאִשָּׁה שֶׁהָיוּ יָדֶיהָ טְהוֹרוֹת וֶהֱגִיסָהּ בִּקְדֵרָה טְמֵאָה וְהִזִּיעוּ יָדֶיהָ מֵהֶבֶל הַקְּדֵרָה נִטְמְאוּ יָדֶיהָ כְּאִלּוּ נָגְעָה בַּמַּשְׁקֶה שֶׁבַּקְּדֵרָה. וְכֵן אִם הָיוּ יָדֶיהָ טְמֵאוֹת וֶהֱגִיסָהּ בִּקְדֵרָה וְהִזִּיעוּ יָדֶיהָ נִטְמָא כָּל מַה שֶּׁבַּקְּדֵרָה כְּאִלּוּ נָגְעָה בַּמַּשְׁקִין שֶׁבַּקְּדֵרָה:
4. При переливании [густого] меда из Зифа и Цапахата струя меда считается соединением, даже если переливают из холодного сосуда в холодный. Это объясняется тем, что мед остается прилипшим к ним, и они растягиваются, как клей. Поэтому струи всех других продуктов, которые переливают, не считаются соединением, даже если они очень густые, например, вареная крупа, растопленный жир и т.п., потому что они не остаются соединенными. Точно так же и в отношении других жидкостей столбик налитой жидкости не считается соединением, если только не переливать из холодного в горячее, как мы уже объясняли. נְחִיל דְּבַשׁ הַזִּיפִים וּדְבַשׁ הַצַּפַּחַת הַנִּצּוֹק שֶׁלָּהֶן חִבּוּר וַאֲפִלּוּ הָיָה מְעָרֶה מִצּוֹנֵן לְצוֹנֵן מִפְּנֵי שֶׁיֵּשׁ לָהֶן רִיר וַהֲרֵי הֵן נִמְשָׁכִין כְּדֶבֶק. לְפִיכָךְ כָּל הָאֳכָלִין אֵין הַנִּצּוֹק שֶׁלָּהֶן חִבּוּר וַאֲפִלּוּ הָיוּ עָבִים הַרְבֵּה כְּגוֹן הַגְּרִיסִין וְהַחֵלֶב הַמֻּתָּךְ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. לְפִי שֶׁאֵין לָהֶן רִיר. וְכֵן שְׁאָר כָּל הַמַּשְׁקִין אֵין הַנִּצּוֹק שֶׁלָּהֶן חִבּוּר אֶלָּא אִם כֵּן עֵרָה מִצּוֹנֵן לְחַם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
5. Аналогично, струя жидкости не считается соединением с чистой сущностью. Что подразумевается? Если кто-то выливает в микву нечистую воду из каменного сосуда или т.п., мы не говорим, что, когда край выливаемой струи достигает воды, она очищается. Напротив, она считается нечистой, пока не соединится с водой миквы, как мы уже объясняли. Точно так же, когда на склоне имеется ощутимая влага, эта влага не считается соединением с другими жидкостями на этом склоне, не делая их ни нечистыми, ни чистыми. Жидкости, собранные на земле, напротив, считаются соединенными, независимо от того, делает ли это их нечистыми или чистыми. הַנִּצּוֹק אֵינוֹ חִבּוּר לְטָהֲרָה. כֵּיצַד. שֶׁאִם עֵרָה מַיִם טְמֵאִים מִכְּלִי אֶבֶן וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן לְתוֹךְ הַמִּקְוֶה אֵין אוֹמְרִים מִשֶּׁהִגִּיעַ קְצָת הַנִּצּוֹק לַמִּקְוֶה טִהֲרוּ הַמַּיִם אֶלָּא הֲרֵי הֵן בְּטֻמְאָתָן עַד שֶׁיַּשִּׁיק הַמִּקְוֶה לְכֻלָּן מִצַּד אֶחָד כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְכֵן הַקְּטַפְרֵס שֶׁיֵּשׁ עָלָיו מַשְׁקֶה טוֹפֵחַ אֵינוֹ מְחַבְּרָן לִשְׁאָר הַמַּשְׁקִין שֶׁבַּמִּדְרוֹן לֹא לְטֻמְאָה וְלֹא לְטָהֳרָה. אֲבָל הַמַּשְׁקִין שֶׁבַּאֶשְׁבּוֹרֶן כֻּלָּן חִבּוּר לְטֻמְאָה וּלְטָהֳרָה:
6. Если корыто для замешивания находится под наклоном, на нем ощутимая влага, и на нем расположены три нечистых куска пищи, вместе размером с яйцо, один под другим, то они не объединяются. Если их два, то они объединяются. Если под пищей была жидкость, даже если все кусочки размером с горчичное зерно, жидкость соединит их все. עֲרֵבָה שֶׁהִיא קְטַפְרֵס וְעָלֶיהָ מַשְׁקֶה טוֹפֵחַ וְשָׁלֹשׁ חֲתִיכוֹת אֳכָלִין טְמֵאִים בִּכְבֵיצָה מֻנָּחִין עָלֶיהָ זוֹ לְמַטָּה מִזּוֹ אֵינָן מִצְטָרְפוֹת. הָיוּ שְׁתַּיִם הֲרֵי אֵלּוּ מִצְטָרְפוֹת. וְאִם הָיָה תַּחְתֵּיהֶם מַשְׁקֶה עוֹמֵד אֲפִלּוּ כְּעֵין הַחַרְדָּל הֲרֵי זֶה מְצָרֵף אֶת כֻּלָּן:
7. Ранее мы уже объясняли, что человек, погрузившийся в воду для очищения в тот же день, вовсе не придает нечистоту обычным продуктам. Наоборот, он запрещает продукты, которые являются приношением, и жидкости, которые являются приношением, делая их все третичными производными. Аналогично, если он прикасается к жертвенной пище или жертвенной жидкости, он запрещает их и заставляет считать их производными четвертой степени. כְּבָר בֵּאַרְנוּ שֶׁטְּבוּל יוֹם אֵינוֹ מְטַמֵּא חֻלִּין כְּלָל אֶלָּא פּוֹסֵל אָכְלֵי תְּרוּמָה וּמַשְׁקֵה תְּרוּמָה וְעוֹשֶׂה הַכּל שְׁלִישִׁי. וְכֵן אִם נָגַע בְּאָכְלֵי קֹדֶשׁ אוֹ מַשְׁקֵה קֹדֶשׁ פְּסָלָן וַעֲשָׂאָן רְבִיעִי:
8. В некоторых ситуациях предметы не считаются соединенными, если к одному из них прикасается человек, который погружался в тот день, хотя они считаются соединенными в отношении всех форм нечистоты. Напротив, если к ним прикоснулся человек, погружавшийся в тот день, то он запрещает только тот предмет, к которому прикоснулся. Если бы вместо такого человека к этим предметам прикоснулся другой нечистый человек, он бы запретил все предметы. Даже если прикоснувшийся к ним человек просто ел нечистую пищу или пил нечистую жидкость, и его нечистота была легкой, он запрещает все. В отличие от него, человек, который в тот день погрузился в воду, не запрещается. Нет нужды говорить, что если человек является первичным источником нечистоты или первичным производным нечистоты, то он придает нечистоту всему. Почему же человеку, погрузившемуся в тот день, было оказано снисхождение? Потому что он уже очистился, и ему не хватает только ночи, чтобы достичь чистоты. В отношении человека, погрузившегося в воду в тот день, было сделано еще одно снисхождение. Есть продукты, предназначенные для употребления человеком и, следовательно, подверженные всем видам нечистоты, но они чисты, если к ним прикасается человек, который в этот день погружался в воду. Это ячмень и полба, когда они не очищены от шелухи. Однако, если они очищены от оболочки, и, аналогично, пшеница, даже если она не очищена от оболочки, черный тмин и семена кунжута дисквалифицируются, если к ним прикасается человек, который погружался в этот день. Нет нужды говорить, что они оскверняются всеми формами нечистоты. יֵשׁ דְּבָרִים שֶׁאֵינָם חִבּוּר בִּטְבוּל יוֹם וְאַף עַל פִּי שֶׁהֵן חִבּוּר בְּכָל הַטֻּמְאוֹת. אֶלָּא אִם נָגַע בָּהֶן טְבוּל יוֹם לֹא פָּסַל אֶלָּא זֶה שֶׁנָּגַע בּוֹ. וְאִלּוּ הָיָה הַנּוֹגֵעַ בִּמְקוֹם טְבוּל יוֹם אָדָם אַחֵר הָיָה פּוֹסֵל הַכּל. אֲפִלּוּ הָיָה הַנּוֹגֵעַ אָדָם שֶׁאָכַל אֳכָלִין טְמֵאִין אוֹ שָׁתָה מַשְׁקִין טְמֵאִין שֶׁהִיא טֻמְאָה קַלָּה הֲרֵי זֶה פָּסַל הַכּל שֶׁלֹּא פְּסָלוֹ טְבוּל יוֹם. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁאִם הָיָה הַנּוֹגֵעַ אַב טֻמְאָה אוֹ רִאשׁוֹן שֶׁהוּא מְטַמֵּא הַכּל. וּמִפְּנֵי מָה הֵקֵלּוּ בִּטְבוּל יוֹם מִפְּנֵי שֶׁכְּבָר טָהַר וְאֵינוֹ מְחֻסָּר אֶלָּא הַעֲרֵב שֶׁמֶשׁ. וְעוֹד הֵקֵלוּ בִּטְבוּל יוֹם שֶׁיֵּשׁ אֳכָלִין שֶׁהֵן מְיֻחָדִין לְאָדָם וּמִתְטַמְּאִין בְּכָל הַטֻּמְאוֹת וְהֵן טְהוֹרוֹת בִּטְבוּל יוֹם. וְאֵלּוּ הֵן. הַשְּׂעוֹרָה וְהַכֻּסֶּמֶת בִּזְמַן שֶׁאֵינָן קְלוּפִין. אֲבָל בִּזְמַן שֶׁהֵן קְלוּפִין וְהַחִטָּה אַף עַל פִּי שֶׁאֵינָהּ קְלוּפָה. וְהַקֶּצַח וְהַשּׁוּמְשׁוּם. נִפְסָלִין בִּטְבוּל יוֹם וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר שֶׁהֵן מִתְטַמְּאִין בְּכָל הַטֻּמְאוֹת:
9. Все «руки» пищи, которые считаются соединенными с пищей в отношении первичного источника нечистоты, также считаются соединенными в отношении человека, который погружался в этот день. Аналогичным образом, если пища была нарезана, но все еще в некоторой степени соединена и поэтому считается соединенной с первичным источником нечистоты, она также считается соединенной с человеком, который погружался в этот день. Во всех случаях, когда дается снисхождение и предметы не считаются соединенными с человеком, который погружался в тот день, они считаются соединенными с нечистотой рук. Это также является строгостью, которая применяется в отношении нечистоты рук, но не применяется в отношении человека, который погружался в тот день. כָּל יַד הָאֳכָלִין שֶׁהֵן חִבּוּר בְּאַב הַטֻּמְאָה הֲרֵי הֵן חִבּוּר בִּטְבוּל יוֹם. וְכֵן כָּל הָאֹכֶל שֶׁנִּפְרָס וּמְעֹרֶה בְּמִקְצָת שֶׁהוּא חִבּוּר בְּאַב הַטֻּמְאָה כָּךְ הוּא חִבּוּר בִּטְבוּל יוֹם. וְכָל שֶׁאֵינוֹ חִבּוּר בִּטְבוּל יוֹם הֲרֵי הוּא חִבּוּר בְּיָדַיִם וְגַם זֶה חֹמֶר בְּטֻמְאַת יָדַיִם מִטְּבוּל יוֹם:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter