СБП. Дни Мошиаха! 4 Тишрея 5785 г., первый день недели Браха | 2024-10-06 05:43

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о ритуальной нечистоте пищи. Гл. 15

1. Вода, находящаяся в сосуде, приобретает нечистоту независимо от того, попала ли она в сосуд намеренно или против желания человека. Она придает нечистоту продуктам и утвари независимо от того, вступил ли он в контакт с ними добровольно или против своей воли. Вода, собранная на земле, напротив, например, вода в яме, траншее для хранения, пещере для хранения или вода в яме, не содержащей 40 сэа, не приобретает нечистоты, если она не вступает в контакт с источником нечистоты умышленно, и не придает нечистоты, если не вступает в контакт с пищей умышленно. Что подразумевается? Если на земле собралось менее 40 сэа воды, независимо от того, была она начерпана или нет, и в эту воду упал покойный или по ней прошел нечистый человек, то она чиста. Если же из этой воды пил нечистый человек, кто-то наполнил ею нечистый сосуд или в нее намеренно попала нечистая жидкость, то вода становится нечистой, хотя она все еще остается собранной на земле. Если чистый человек пил из этой воды после того, как она стала нечистой на земле, или наполнил ею чистый сосуд, то пивший и сосуд, из которого черпали воду, становятся нечистыми, поскольку он пил или сосуд был наполнен намеренно. Если же в такую воду упал каравай, который был приношением, он чист, как и был изначально, потому что вода придает нечистоту только тогда, когда продукты соприкасаются с ней намеренно. Поэтому, если человек омыл руку и вынул хлеб, хлеб приобретает нечистоту от воды на руке человека, потому что он был вынут намеренно. מַיִם שֶׁבַּכֵּלִים מִתְטַמְּאִין בִּין לְרָצוֹן בֵּין שֶׁלֹּא לְרָצוֹן וּמְטַמְּאִין אֳכָלִים וְכֵלִים בֵּין שֶׁנָּפַל עֲלֵיהֶן בְּרָצוֹן בֵּין שֶׁלֹּא נָפַל עֲלֵיהֶן בְּרָצוֹן. אֲבָל מַיִם שֶׁבַּקַּרְקָעוֹת כְּגוֹן מֵי בּוֹרוֹת שִׁיחִין וּמְעָרוֹת וּמֵי גְּבָאִים שֶׁאֵין בָּהֶם אַרְבָּעִים סְאָה אֵין מִתְטַמְּאִין אֶלָּא לְרָצוֹן וְאֵין מְטַמְּאִין אֶלָּא בְּרָצוֹן. כֵּיצַד. מַיִם שֶׁבַּקַּרְקַע שֶׁאֵין בָּהֶן אַרְבָּעִים סְאָה בֵּין שֶׁהָיוּ שְׁאוּבִין בֵּין שֶׁאֵינָן שְׁאוּבִין שֶׁנָּפַל לְתוֹכָן הַמֵּת אוֹ שֶׁהָלַךְ בָּהֶן הַטָּמֵא הֲרֵי אֵלּוּ טְהוֹרִין. אֲבָל אִם שָׁתָה מֵהֶן אָדָם טָמֵא אוֹ שֶׁמִּלֵּא בָּהֶן בִּכְלִי טָמֵא אוֹ שֶׁנָּפְלוּ לְתוֹכָן מַשְׁקִין טְמֵאִין בְּרָצוֹן הֲרֵי אֵלּוּ טְמֵאִין וְאַף עַל פִּי שֶׁהֵן בַּקַּרְקַע. שָׁתָה מֵהֶן הַטָּהוֹר אַחַר שֶׁנִּטְמְאוּ בַּקַּרְקַע אוֹ שֶׁמִּלֵּא בָּהֶן בִּכְלִי טָהוֹר נִטְמָא הַשּׁוֹתֶה וְנִטְמָא הַכְּלִי שֶׁהֲרֵי בְּרָצוֹן שָׁתָה אוֹ מִלֵּא. נָפַל לְתוֹכָן כִּכָּר שֶׁל תְּרוּמָה הֲרֵי הוּא טָהוֹר כְּשֶׁהָיָה שֶׁאֵין מִתְטַמְּאִין אֶלָּא לְרָצוֹן. לְפִיכָךְ אִם הֵדִיחַ יָדוֹ וְהוֹצִיא הַכִּכָּר נִטְמָא הַכִּכָּר בַּמַּיִם שֶׁבְּיָדָיו שֶׁהֲרֵי הֵן בְּרָצוֹן:
2. Нижеприведенные законы относятся к воде, собранной в яме, и другим видам воды, собранной на земле, например, к воде в яме, рву для хранения или пещере для хранения, к дождевой воде, которая перестала течь и собралась в одном месте, или к микве, не содержащим 40 сэа, которые стали нечистыми. Если затем прошел дождь, в результате которого дождевой воды стало больше, чем первоначально собралось, даже если первоначальная вода не вытекла, эти водоемы становятся чистыми. Поэтому в сезон дождей вся вода, собранная на земле, например, вода, собранная в яме или т.п., считается чистой. מֵי גְּבָאִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מִמַּיִם שֶׁבַּקַּרְקָעוֹת כְּגוֹן מֵי בּוֹרוֹת שִׁיחִין וּמְעָרוֹת וּמֵי תַּמְצִית שֶׁפָּסְקוּ וּמִקְוָאוֹת שֶׁאֵין בָּהֶן אַרְבָּעִים סְאָה שֶׁנִּטְמְאוּ וְיָרְדוּ לָהֶם גְּשָׁמִים וְרַבּוּ מֵי גְּשָׁמִים עֲלֵיהֶם אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא שָׁטְפוּ הֲרֵי הֵן טְהוֹרִין לְפִיכָךְ כָּל הַמַּיִם שֶׁבַּקַּרְקָעוֹת כְּגוֹן מֵי גְּבָאִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בִּשְׁעַת הַגְּשָׁמִים הַכּל בְּחֶזְקַת טָהֳרָה:
3. После прекращения дождей действуют другие законы. Если такие водоемы находятся рядом с городом или проезжей частью, они нечисты, поскольку можно предположить, что из них пил нечистый человек или воду из них набирали в нечистые емкости. Те, что находятся вдали, чисты до тех пор, пока большинство людей не начнет ходить туда. Как только это происходит, все они становятся нечистыми, потому что из них пьют те, кто путешествует на караванах. Когда применяется вышесказанное? В отношении воды в яме, из которой можно пить. Если же в яме есть вода, из которой невозможно напиться, кроме как приложив большие усилия, то она считается чистой, если только не видны следы человека или крупного животного. Если же найдены следы небольшого животного, то вода чистая, так как возможно, что животное спустилось по собственной воле. פָּסְקוּ הַגְּשָׁמִים הַקְּרוֹבִים לָעִיר אוֹ לַדֶּרֶךְ טְמֵאִין שֶׁהֵן בְּחֶזְקַת שֶׁשָּׁתָה מֵהֶן הַטָּמֵא וְשֶׁמִּלְּאוּ מֵהֶן בְּכֵלִים טְמֵאִין. וְהָרְחוֹקִים טְהוֹרִים עַד שֶׁיְּהַלְּכוּ רֹב הָאָדָם. הָלְכוּ הַכּל בְּחֶזְקַת טֻמְאָה שֶׁהַהוֹלְכִים בַּשַּׁיָּרוֹת מְמַלְּאִין וְשׁוֹתִין מֵהֶן. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּגֶבֶא שֶׁאֶפְשָׁר לִשְׁתּוֹת מִמֶּנָּה. אֲבָל בְּגֶבֶא שֶׁאִי אֶפְשָׁר לִשְׁתּוֹת מִמֶּנָּה אֶלָּא בְּדֹחַק גָּדוֹל הֲרֵי זוֹ בְּחֶזְקַת טָהֳרָה (שֶׁהֵן בְּחֶזְקַת טְהוֹרִין) עַד שֶׁיִּמְצָא מְקוֹם פַּרְסוֹת רַגְלֵי אָדָם אוֹ פַּרְסוֹת רַגְלֵי בְּהֵמָה גַּסָּה נִכֶּרֶת בּוֹ אֲבָל מָצָא פַּרְסוֹת רַגְלֵי בְּהֵמָה דַּקָּה הֲרֵי זֶה טָהוֹר שֶׁאֶפְשָׁר שֶׁיָּרְדָה וְשָׁתַת:
4. Во время сезона дождей можно предположить, что глина и вода в впадинах у входа в лавки в общественном владении являются чистыми. Когда дожди прекращаются, они считаются дренажными водами. Постановление относительно воды на рынке зависит от большинства. Если вино, молоко или мед падают в яму, наполненную водой, то решение зависит от большинства. Когда в нее падает масло, смесь может сгуститься и придать нечистоту без желания владельца, даже если она сгустится. Это объясняется тем, что невозможно, чтобы капли не остались смешанными с водой. חֶזְקַת טִיט וּגְמוּמִיּוֹת שֶׁבְּפִתְחֵי חֲנֻיּוֹת בִּרְשׁוּת הָרַבִּים בִּשְׁעַת הַגְּשָׁמִים שֶׁהֵן טְהוֹרִין. פָּסְקוּ הַגְּשָׁמִים הֲרֵי הֵן כְּמֵי שְׁפִיכוֹת. וְשֶׁבַּשְּׁוָקִין הוֹלְכִין בָּהֶן אַחַר הָרֹב. גֶּבֶא שֶׁנָּפַל לְתוֹכוֹ יַיִן אוֹ חָלָב אוֹ דְּבַשׁ הוֹלְכִין בּוֹ אַחַר הָרֹב. נָפַל לְתוֹכוֹ שֶׁמֶן אַף עַל פִּי שֶׁהִקְפִּיאָהוּ הֲרֵי זֶה מִתְטַמֵּא וּמְטַמֵּא שֶׁלֹּא בְּרָצוֹן לְפִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ לָצֵאת יְדֵי צַחְצָחִית:
5. Масло и другие жидкости, кроме воды, подчиняются одним и тем же законам независимо от того, где они собраны — в земле или в сосудах. שֶׁמֶן וּשְׁאָר הַמַּשְׁקִין חוּץ מִן הַמַּיִם הֲרֵי הֵן בַּקַּרְקַע כְּמוֹת שֶׁהֵן בְּכֵלִים דִּין אֶחָד הוּא:
6. Текущие потоки дождевой воды — даже если в них нет 40 сэа, поскольку они находятся на земле и их вода течет — не имеют ритуальной нечистоты. Даже если нечистый человек пил из них, черпал из них воду нечистым сосудом или наливал в них нечистую воду, они остаются чистыми в отношении всех вопросов. מֵי תַּמְצִית שֶׁלֹּא פָּסְקוּ אַף עַל פִּי שֶׁאֵין בָּהֶן אַרְבָּעִים סְאָה הוֹאִיל וְהֵן בַּקַּרְקַע וַהֲרֵי הַמַּיִם נִמְשָׁכִין וּבָאִין לָהֶן אֵינָן מְקַבְּלִין טֻמְאָה. וְאַף עַל פִּי שֶׁשָּׁתָה מֵהֶן הַטָּמֵא וּמִלֵּא מֵהֶן בִּכְלִי טָמֵא אוֹ נָתַן לְתוֹכָן מַיִם טְמֵאִים הֲרֵי הֵן טְהוֹרִין לְכָל דָּבָר:
7. Если кто-то ест приношение нечистыми руками, например, сушеный инжир, не соприкасавшийся с водой, если он вставляет руку в рот, чтобы вытащить камешек, и при этом переворачивает палец, инжир становится нечистым из-за его слюны. Ведь слюна стала бы нечистой из-за руки человека, потому что он вырвал слюну со своего места. Однако если он не перевернул палец, то она чиста. Это объясняется тем, что до того, как человек перевернул палец или пососал его, жидкость во рту сравнима с водой на земле, которая не была начерпана из своего места, а находится на земле. Как уже объяснялось, такая вода сгущается и приобретает нечистоту только в результате волевых действий. Этот человек желал только убрать камешек. Следующие правила действуют, если, помимо сушеной смоквы, в его рту находился пундийон, и он протянул руку, чтобы вынуть его и плод инжира изо рта. Если он положил монету в рот из-за жажды, то слюна на ней считается удаленной со своего места, а инжир приобретает нечистоту от влаги во рту, которая приобрела нечистоту из-за его руки. מִי שֶׁהָיָה אוֹכֵל תְּרוּמָה בְּיָדַיִם טְמֵאוֹת כְּגוֹן דְּבֵלָה שֶׁלֹּא הֻכְשְׁרָה וְהִכְנִיס יָדוֹ לְתוֹךְ פִּיו לִטּל צְרוֹר אִם הָפַךְ נִטְמֵאת הַדְּבֵלָה בְּרִירוֹ שֶׁהֲרֵי נִטְמָא בַּיָּד מִפְּנֵי שֶׁעֲקָרוֹ. וְאִם לֹא הָפַךְ טְהוֹרָה שֶׁהַמַּשְׁקֶה שֶׁבְּפִיו קֹדֶם שֶׁיְּהַפְּכֶנּוּ אוֹ יְמוֹצְצֶנּוּ לְהוֹצִיאוֹ דּוֹמֶה לְמַיִם שֶׁלֹּא נִתְלְשׁוּ אֶלָּא הֵן עֲדַיִן בַּקַּרְקַע שֶׁאֵין מִתְטַמְּאִין וְאֵין מְטַמְּאִין אֶלָּא בְּרָצוֹן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְזֶה אֵין רְצוֹנוֹ אֶלָּא לִטּל הַצְּרוֹר. הָיָה פּוּנְדְיוֹן לְתוֹךְ פִּיו וּפָשַׁט יָדוֹ לִטְּלוֹ וְהַדְּבֵלָה בְּתוֹךְ פִּיו אִם הִנִּיחוֹ לִצְמָאוֹ הֲרֵי זֶה הָרֹק כְּעָקוּר וְנִטְמֵאת הַדְּבֵלָה מֵחֲמַת מַשְׁקֵה פִּיו שֶׁנִּטְמָא מֵחֲמַת יָדָיו:
8. Если женщина ела пищу, которая является приношением, не подверженным нечистоте, в то время как она вынимала угли из нечистой печи, то действуют следующие правила. Если ее уколола заноза, от которой пошла кровь, и она сосала палец из-за крови или обожгла палец и вставила его в рот, то приношение в ее рту стало нечистым, потому что она хотела удалить жидкость изо рта, взяв ее [с места] сосанием пальца. הָאִשָּׁה שֶׁהָיְתָה אוֹכֶלֶת אֳכָלִין שֶׁל תְּרוּמָה שֶׁאֵינָן מֻכְשָׁרִין וְהָיְתָה גּוֹרֶפֶת אֶת הַתַּנּוּר הַטָּמֵא וְהִכָּה הַקּוֹץ וְיָצָא מִמֶּנָּה דָּם וּמָצְצָה אֶצְבָּעָהּ מִפְּנֵי הַדָּם אוֹ שֶׁנִּכְוֵית וְנָתְנָה אֶצְבָּעָהּ בְּפִיהָ נִטְמֵאת הַתְּרוּמָה שֶׁבְּפִיהָ. שֶׁהֲרֵי רְצוֹנָהּ לְהוֹצִיא הַמַּשְׁקֶה מִפִּיהָ וּלְעָקְרוֹ בִּמְצִיצַת אֶצְבַּע:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter