СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 05:42

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об утвари. Гл. 4

1. Существует три категории деревянных орудий, которые не предназначены для использования в качестве сосудов: 1) Любой деревянный инструмент, сделанный исключительно для использования человеком, например, лестница. Она является чистой. Она вообще не подвержена нечистоте, и наши мудрецы не постановили, что она должна быть включена в число предметов, подверженных нечистоте. 2) Любое деревянное орудие, сделанное для использования другими орудиями и человеком, например, стол, столешница, кровать и тому подобное. Они подвержены ритуальной нечистоте. Откуда известно, что они служат как человеку, так и его принадлежностям? Потому что человек ставит тарелки на стол, чашки на столешницу, а покрывала на кровать. 3) Любое деревянное орудие, которое сделано исключительно для использования орудий; таким образом, оно служит сущностям, которые служат человеку. Если оно служит другим орудиям только во время работы с ними, то оно совершенно чисто, например, деревянный канделябр, который служит лампе, пока она горит. Аналогичные законы применимы к орудию, положенному под орудие во время его использования, и ко всем формам. Если же оно служит орудиям во время работы с ними и когда работа с ними не производится, то они подвержены ритуальной нечистоте. Примерами таких орудий являются: крышка для шкатулки и тому подобное; ножны для меча, ножа, копья, ножниц, бритвы, ложка, используемая для синей глазной краски, или стилус, используемый для письма; колодец, используемый для хранения синей глазной краски; футляр для письменного стола или кожаный коврик, держатель для стрел, футляр для широких стрел и футляр для флейт. Все эти и подобные им предметы подвержены нечистоте, даже если они используются только для того, чтобы служить другим орудиям. Это объясняется тем, что они необходимы для орудий как во время работы с ними, так и когда работа с ними не ведется. Напротив, существуют другие, несколько похожие орудия труда, которые являются чистыми, например: покрытие для шкафа, покрытие для сундука, покрытие для корзины, столярный пресс, стул под сундук или куполообразное покрытие для него, форма, по которой делают кожаное покрытие для свитка Торы, деревянное покрытие для дверного засова, покрытие для задвижки или мезузы, футляр для лиры и арфы, бюст, на который наматывают тюрбаны, форма, на которой делают тфиллин, деревянный конь, используемый певцом, ритмические палочки, используемые скорбящими, солнцезащитный щит бедняка, опорные балки для кровати, столбы для кровати и доска, используемая в качестве опоры для кровати. Все эти и подобные им орудия являются чистыми, потому что служат другим орудиям только во время их использования. שָׁלֹשׁ מִדּוֹת בִּכְלֵי עֵץ שֶׁאֵינָן עֲשׂוּיִין לְקַבָּלָה. כָּל כְּלִי עֵץ הֶעָשׂוּי לְתַשְׁמִישׁ אָדָם בִּלְבַד כְּגוֹן הַסֻּלָּם טָהוֹר וְאֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה כְּלָל וְלֹא רִבּוּהוּ חֲכָמִים לְטֻמְאָה. וְכָל כְּלִי עֵץ הֶעָשׂוּי לְתַשְׁמִישׁ הַכֵּלִים וְהָאָדָם כְּגוֹן הַשֻּׁלְחָן וְהַטַּבְלָא וְהַמִּטָּה וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן מְקַבְּלִין טֻמְאָה. וּמִנַּיִן שֶׁהֵן לְתַשְׁמִישׁ אָדָם וְתַשְׁמִישׁ מְשַׁמְּשָׁיו שֶׁהֲרֵי מַנִּיחַ הַקְּעָרוֹת עַל הַשֻּׁלְחָן וְהַכּוֹסוֹת עַל הַטַּבְלָא וְהַמַּצָּעוֹת עַל הַמִּטָּה. וְכָל כְּלִי עֵץ הֶעָשׂוּי לְתַשְׁמִישׁ הַכֵּלִים בִּלְבַד שֶׁהֲרֵי הוּא מְשַׁמֵּשׁ מְשַׁמְּשֵׁי אָדָם אִם לֹא הָיָה מְשַׁמֵּשׁ אֶת הַכֵּלִים אֶלָּא בִּשְׁעַת מְלָאכָה בִּלְבַד הֲרֵי זֶה טָהוֹר מִכְּלוּם כְּגוֹן מְנוֹרָה שֶׁל עֵץ שֶׁמְּשַׁמֶּשֶׁת הַנֵּר בִּשְׁעַת הַדְלָקָה, וְכַן וְהוּא כְּלִי שֶׁמַּנִּיחִין תַּחַת הַכֵּלִים בִּשְׁעַת מְלָאכָה, וְהַדְּפוּסִין כֻּלָּן. וְאִם הָיָה מְשַׁמֵּשׁ אֶת הַכֵּלִים בִּשְׁעַת מְלָאכָה וְשֶׁלֹּא בִּשְׁעַת מְלָאכָה הֲרֵי זֶה מְקַבֵּל טֻמְאָה כְּגוֹן כִּסּוּי הַקַּפָצָה וְכַיּוֹצֵא בּוֹ וְתִיק הַסַּיִף וְהַסַּכִּין וְהָרֹמַח וְהַמִּסְפָּרִים וְהַתַּעַר וְהַמִּכְחוֹל וְהַמִּכְתָּב וּבֵית הַכּוֹחַל וְתִיק טַבְלָא וּסְקוּרְטִיָא וּבֵית הַחִצִּים וּבֵית הַפַּגוֹזוֹת וְתִיק חֲלָלִים כָּל אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אַף עַל פִּי שֶׁאֵינָן אֶלָּא מְשַׁמְּשֵׁי כֵּלִים מְקַבְּלִין טֻמְאָה שֶׁהֲרֵי הַכְּלִי צָרִיךְ לָהֶן בִּשְׁעַת מְלָאכָה וְשֶׁלֹּא בִּשְׁעַת מְלָאכָה. אֲבָל כִּסּוּי קַמַטְרָא וְכִסּוּי תֵּבָה וְכִסּוּי טֶנִי וְהַמַּכְבֵּשׁ שֶׁל חָרָשׁ וְהַכִּסֵּא שֶׁתַּחַת הַתֵּבָה וְהַקְּמָתִין שֶׁלָּהּ וְהַקֵּלֶב שֶׁבּוֹנִין עָלָיו תִּיק הַסַּפָּר וּבֵית הַנֶּגֶר וְהַמַּנְעוּל וְהַמְּזוּזָה וְתִיק נְבָלִים וְהַכִּנּוֹרוֹת וְהַקֵּלֶב שֶׁל גּוֹדְלֵי מִצְנֶפֶת וּדְפוּס שֶׁל תְּפִלִּין וְסוּס שֶׁל עֵץ שֶׁל זֶמֶר שֶׁמְּשַׂחֲקִין בּוֹ וּרְבִיעִית הַמְּקוֹנֶנֶת וּגְנוֹנַת הֶעָנִי וְסָמוֹכוֹת הַמִּטָּה וְנַקְלִיטֵי הַמִּטָּה וַחֲמוֹר שֶׁתַּחַת הַמִּטָּה כָּל אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן טְהוֹרִין מִפְּנֵי שֶׁהֵן מְשַׁמְּשֵׁי הַכֵּלִים בִּשְׁעַת מְלָאכָה בִּלְבַד:
2. Что касается изголовья кровати: если оно закрыто крышкой и имеет ножки, соединенные с кроватью, то оно заражается нечистотой вместе с кроватью, так как находится у изголовья кровати и считается одним из ее компонентов. Если же его поставили на два основания кровати, и таким образом оно выше кровати, то даже если изголовье привязано к кровати шнурами, поскольку у него нет ножек, оно чисто. Это объясняется тем, что изголовье служит другим орудиям только в то время, когда с ними совершается работа, подобно вешалкам левитов, на которые они вешали свои арфы и инструменты, которые являются чистыми. מַלְבֵּן הַמִּטָּה אִם הָיָה מְלֻבָּשׁ בְּפִיקוֹת וְיֵשׁ לוֹ רַגְלַיִם שֶׁמְּחַבְּרָן עִם הַמִּטָּה הֲרֵי זֶה מִתְטַמֵּא עִם הַמִּטָּה שֶׁהֲרֵי נוֹתְנִין אוֹתוֹ בִּפְנֵי הַמִּטָּה וַהֲרֵי הוּא כְּאֶחָד מֵאֵיבָרֶיהָ. נְתָנוֹ עַל שְׁתֵּי לְשׁוֹנוֹת וַהֲרֵי הוּא גָּבוֹהַּ עַל הַמִּטָּה אַף עַל פִּי שֶׁמְּסֹרָג בַּחֲבָלִים הוֹאִיל וְאֵין לוֹ רַגְלַיִם טָהוֹר מִפְּנֵי שֶׁהוּא מִמְּשַׁמְּשֵׁי הַכֵּלִים בִּשְׁעַת מְלָאכָה בִּלְבַד כְּמַלְבְּנֵי בְּנֵי לֵוִי שֶׁתּוֹלִין בָּהֶם כִּנּוֹרוֹתֵיהֶן וּכְלֵי הַשֵּׁיר שֶׁהֵן טְהוֹרִין:
3. Верстак, используемый сапожниками, на который плотно натягивается кожа, является чистым, потому что он помещает камень в углубление внутри него и использует его. Таким образом, он служит орудием только в то время, когда с его помощью совершается работа. Он не оскверняется из-за своего вместилища, потому что пустота внутри него предназначена для заполнения камнем. מַכְבֵּשׁ שֶׁל שְׁכַּף שֶׁמּוֹתֵחַ עָלָיו אֶת הָעוֹר טָהוֹר מִפְּנֵי שֶׁמַּנִּיחַ עָלָיו אֶת הָאֶבֶן בַּמָּקוֹם הֶחָקוּק שֶׁיֵּשׁ בּוֹ וּמְשַׁמֵּשׁ עָלָיו וְנִמְצָא עָשׂוּי לְשַׁמֵּשׁ אֶת הַכֵּלִים בִּשְׁעַת מְלָאכָה וְאֵינוֹ מִתְטַמֵּא מִשּׁוּם קִבּוּל שֶׁהֲרֵי הֶחָקָק שֶׁבּוֹ עָשׂוּי לְהִתְמַלְּאוֹת בְּאֶבֶן:
4. Покрытие кровати является чистым. Аналогично, любое декоративное покрытие — будь оно из дерева, кости, кожи или металла — является чистым. Это понятие вытекает из сказанного (Ваикра 11:32): «Всякая вещь, употребляемая для работы». Это исключает декоративное покрытие орудий труда. Аналогично, деревянное или костяное орудие, имеющее сосуд, но покрытое металлом, является чистым и не подвержено нечистоте. Это объясняется тем, что покрытие заставляет считать само орудие незначительным, а само покрытие является чистым, как уже объяснялось. חִפּוּיֵי הַמִּטָּה טְהוֹרִין וְכֵן כָּל הַחִפּוּיִין בֵּין שֶׁהָיוּ שֶׁל עֵץ אוֹ שֶׁל עֶצֶם אוֹ שֶׁל עוֹר אוֹ שֶׁל מַתֶּכֶת טְהוֹרִין שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יא לב) "אֲשֶׁר יֵעָשֶׂה מְלָאכָה בָּהֶן" פְּרָט לְחִפּוּיֵי הַכֵּלִים. וְכֵן כְּלֵי עֵץ אוֹ עֶצֶם שֶׁיֵּשׁ בָּהֶן בֵּית קִבּוּל שֶׁצִּפָּם בְּמַתֶּכֶת טְהוֹרִים וְאֵין מְקַבְּלִין טֻמְאָה מֵאַחַר שֶׁצִּפָּם בִּטְּלָן וְהַצִּפּוּי עַצְמוֹ טָהוֹר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
5. При изготовлении утвари частично из дерева и частично из металла действуют следующие правила. Если дерево служит металлу, оно восприимчиво к нечистоте. Если металл служит дереву, то все чисто. Что подразумевается? Если ключ был сделан из дерева, а его зубцы — или даже один из зубцов — были металлическими, он подвержен нечистоте. Если же он был металлическим, а его зубцы — деревянными, то все чисто. הָעוֹשֶׂה כְּלִי מִקְצָתוֹ מִן הָעֵץ וּמִקְצָתוֹ מִן הַמַּתֶּכֶת אִם הָיָה הָעֵץ מְשַׁמֵּשׁ הַמַּתֶּכֶת מְקַבֵּל טֻמְאָה וְאִם הָיְתָה הַמַּתֶּכֶת מְשַׁמֶּשֶׁת אֶת הָעֵץ הַכּל טָהוֹר. כֵּיצַד. מַפְתֵּחַ שֶׁל עֵץ וְשִׁנָּיו מִמַּתֶּכֶת אֲפִלּוּ שֵׁן אֶחָד הֲרֵי זֶה מְקַבֵּל טֻמְאָה. הָיְתָה הִיא מִמַּתֶּכֶת וְשִׁנַּיִם שֶׁלּוֹ מֵעֵץ הַכּל טָהוֹר:
6. Если кольцо изготовлено из металла, а его печатка — из коралла, оно подвержено нечистоте. Если кольцо было сделано из коралла, а печатка из металла, то оно не подвержено нечистоте. טַבַּעַת שֶׁל מַתֶּכֶת וְחוֹתָמָהּ שֶׁל אַלְמוֹג טְמֵאָה. הָיְתָה שֶׁל אַלְמוֹג וְחוֹתָמוֹ שֶׁל מַתֶּכֶת הֲרֵי זוֹ אֵינָהּ מְקַבֶּלֶת טֻמְאָה:
7. При наличии зубца от ключа или печатки из металла, он подвержен нечистоте независимо от того, не был ли он соединен с деревом. Аналогично, если один из деревянных зубцов вил, земледельческого штыря, метелки или гребня для головы девушки был удален и заменен металлическим, орудия труда подвержены ритуальной нечистоте. הַשֵּׁן שֶׁל מַתֶּכֶת אוֹ הַחוֹתָם מְקַבֵּל טֻמְאָה בִּפְנֵי עַצְמוֹ אִם לֹא הָיָה מְחֻבָּר לָעֵץ. וְכֵן הַמְעַבֵּד וְהַמַּזְרֶה וְהַמָּגוֹב וְהַמַּסְרֵק שֶׁל רֹאשׁ שֶׁנִּטְּלָה אֶחָד מִשִּׁנֵּיהֶן וַעֲשָׂאָהּ שֶׁל מַתֶּכֶת הֲרֵי אֵלּוּ מְקַבְּלִין טֻמְאָה:
8. Если металлический выступ в форме граната был помещен на деревянный посох, чтобы использовать его в качестве рукоятки, он не подвержен ритуальной нечистоте. Если же посох был сделан с металлическим наконечником, чтобы земля не разрушила дерево, то он подвержен нечистоте. מַקֵּל שֶׁעָשָׂה בְּרֹאשׁוֹ מַסְמֵר כְּמִין רִמּוֹן כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה אוֹחֵז בּוֹ אֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה. עֲשָׂאָהוּ שֶׁלֹּא תִּהְיֶה הָאָרֶץ אוֹכֶלֶת אֶת הָעֵץ מְקַבֵּל טֻמְאָה:
9. Сходным образом, если к палке были прикреплены шипы для использования в качестве оружия, она подвержена ритуальной нечистоте, поскольку дерево служит металлу. Если же они были помещены туда в декоративных целях, это не подвержено ритуальной нечистоте, поскольку металл служит дереву. וְכֵן מַקֵּל שֶׁקָּבַע בּוֹ מַסְמְרִים כְּדֵי לְהַכּוֹת בּוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה שֶׁנִּמְצָא הָעֵץ מְשַׁמֵּשׁ אֶת הַמַּתֶּכֶת. עֲשָׂאָן לְנוֹי אֵינוֹ מְקַבֵּל טֻמְאָה שֶׁהֲרֵי הַמַּתֶּכֶת מְשַׁמֶּשֶׁת אֶת הָעֵץ:
10. Аналогичным образом, если металлическая трубка была прикреплена к посоху или двери в декоративных целях, она является чистой. Подобные принципы действуют во всех аналогичных ситуациях, связанных с другими орудиями труда. וְכֵן מְנַקִּיּוֹת שֶׁל מַתֶּכֶת שֶׁקְּבָעָן בַּמַּקֵּל אוֹ בַּדֶּלֶת לְנוֹי טְהוֹרוֹת. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה מִשְּׁאָר הַכֵּלִים:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter