СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 07:45

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы молитвы и благословения коэнов. Гл. 10

1. Если человек помолился, не концентрируясь [на произнесенных им словах молитвы], он должен повторить молитву с должной концентрацией. Однако, если он сконцентрировался во время первого благословения, то далее это не критично. Тот, кто ошибся в прочтении первых трех благословений [молитвы], должен вернуться к началу [молитвы]. Если кто-то ошибется в произнесении последних трех благословений, то ему надлежит вернуться к [к третьему с конца благословению — «отнесись благосклонно»]. Если кто-то ошибается посреди [одного из] промежуточных благословений, он должен вернуться к его началу и [затем] завершить свою молитву в [должном] порядке. Если ведущий молитвы ошибается во время молитвы вслух, он обязан [исправиться], основываясь на вышеуказанных принципах. מִי שֶׁהִתְפַּלֵּל וְלֹא כִּוֵּן אֶת לִבּוֹ יַחֲזֹר וְיִתְפַּלֵּל בְּכַוָּנָה. וְאִם כִּוֵּן אֶת לִבּוֹ בִּבְרָכָה רִאשׁוֹנָה שׁוּב אֵינוֹ צָרִיךְ. מִי שֶׁטָּעָה בְּאַחַת מִשָּׁלֹשׁ בְּרָכוֹת הָרִאשׁוֹנוֹת חוֹזֵר לָרֹאשׁ. וְאִם טָעָה בְּאַחַת מִשָּׁלֹשׁ בְּרָכוֹת אַחֲרוֹנוֹת יַחֲזֹר לַעֲבוֹדָה. וְאִם טָעָה בְּאַחַת מִן הָאֶמְצָעִיּוֹת חוֹזֵר לִתְחִלַּת בְּרָכָה שֶׁטָּעָה בָּהּ וּמַשְׁלִים תְּפִלָּתוֹ עַל הַסֵּדֶר. וְכֵן שְׁלִיחַ צִבּוּר שֶׁטָּעָה כְּשֶׁהוּא מִתְפַּלֵּל בְּקוֹל רָם עַל דֶּרֶךְ זוֹ הוּא חוֹזֵר:
2. Однако, если ведущий молитву ошибается в молитве шепотом, я утверждаю, что он не повторяет свои молитвы во второй раз, поскольку это является утруждением для общины. Он полагается на молитву, произносимую им вслух. Вышесказанное применимо в случае, если он ошибается не в первых трех благословениях. Если же ошибка произошла при их [прочтении], то ему всегда следует повторить [свою молитву] заново подобно тому, как обязан поступать любой [другой] человек. אֲבָל אִם טָעָה שְׁלִיחַ צִבּוּר כְּשֶׁהוּא מִתְפַּלֵּל בְּלַחַשׁ אֲנִי אוֹמֵר שֶׁאֵינוֹ חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל פַּעַם שְׁנִיָּה מִפְּנֵי טֹרַח צִבּוּר אֶלָּא סוֹמֵךְ עַל הַתְּפִלָּה שֶׁמִּתְפַּלֵּל בְּקוֹל רָם. וְהוּא שֶׁלֹּא טָעָה בְּשָׁלֹשׁ רִאשׁוֹנוֹת שֶׁאִם טָעָה בָּהֶם לְעוֹלָם חוֹזֵר כְּמוֹ שֶׁהַיָּחִיד חוֹזֵר:
3. Если ведущий молитвы ошибся [во время повтора молитвы вслух], и сбившись с толку не знает, с какого места ему надлежит возобновить молитву — то, если замешательство длится продолжительное время, его должен заменить другой человек. Если он ошибается в произнесении благословения «Да не будет надежды доносчикам», мы не ждем, пока он [исправится]; его должен заменить другой человек на случай, если он является таковым (еретиком). Этот закон применим лишь в случае, если он еще не начал читать это [благословение заново]. Если же он уже начал [благословение], то мы ждем его. Тот, кого выбрали для временной замены ведущего не должен отказываться в это время. שְׁלִיחַ צִבּוּר שֶׁטָּעָה וְנִבְהַל וְלֹא יָדַע מֵהֵיכָן יַתְחִיל וְשָׁהָה שָׁעָה יַעֲמֹד אַחֵר תַּחְתָּיו. וְאִם טָעָה בְּבִרְכַּת הָאֶפִּקוֹרְסִין אֵין מַמְתִּינִין לוֹ אֶלָּא מִיָּד יַעֲמֹד אַחֵר תַּחְתָּיו שֶׁמָּא אֶפִּיקוֹרְסוּת נִזְרְקָה בּוֹ. וְהוּא שֶׁלֹּא הִתְחִיל בָּהּ אֲבָל אִם הִתְחִיל בָּהּ מַמְתִּינִין לוֹ שָׁעָה. וְלֹא יְהֵא הַשֵּׁנִי סַרְבָן בְּאוֹתָהּ שָׁעָה:
4. С какого места в молитве должен начать [тот, кого избрали для замены ведущего молитву]? Если ведущий допустил ошибку в одном из промежуточных благословений, [тот] должен начать с начала того благословения, в котором была допущена ошибка. Однако, если ведущий ошибся в одном из первых трех благословений, то второй начинает молитву с начала. Если первый ошибся в одном из последних [трех] благословений, то второму следует начать с [«отнесись благосклонно»]. וּמֵהֵיכָן הוּא מַתְחִיל, מִתְּחִלַּת בְּרָכָה שֶׁטָּעָה בָּהּ רִאשׁוֹן אִם טָעָה בְּאַחַת מִן הָאֶמְצָעִיּוֹת. אֲבָל אִם טָעָה בְּאַחַת מִן הַשָּׁלֹשׁ רִאשׁוֹנוֹת מַתְחִיל הַשֵּׁנִי מִן הָרֹאשׁ. וְאִם טָעָה בְּאַחַת מִן הָאַחֲרוֹנוֹת יַתְחִיל הַשֵּׁנִי מִן הָעֲבוֹדָה:
5. Тот, кто говорит: «Я не буду вести общественную молитву, потому что [я одет в] цветные одежды», не должен вести молитву, даже будучи одетым в белые одежды. Если же он говорит: «Я не буду вести общественную молитву, потому что обут в сандалии», он не должен вести ее даже босиком. הָאוֹמֵר אֵינִי יוֹרֵד לִפְנֵי הַתֵּבָה מִפְּנֵי שֶׁבְּגָדַי צְבוּעִים אַף בִּלְבָנִים לֹא יַעֲבֹר בְּאוֹתָהּ תְּפִלָּה. אָמַר אֵינִי עוֹבֵר מִפְּנֵי שֶׁיֵּשׁ בְּרַגְלִי סַנְדָּל אַף יָחֵף לֹא יַעֲבֹר:
6. Человек, сомневающийся в том, молился он или нет, не должен молиться заново, исключая тот случай, когда повторная молитва читается в качестве добровольной, поскольку любой может читать добровольные молитвы в течение всего дня (сколько ему угодно). Если находясь в процессе молитвы молящийся вспомнил, что уже помолился данную молитву, то он обязан немедленно ее прекратить, даже если он находится посреди благословения. [Однако] если он читал вечернюю молитву, то не стоит ее прекращать [молиться], потому что изначально он начинал ее с мыслью о том, что она была добровольной. מִי שֶׁנִּסְתַּפֵּק לוֹ אִם הִתְפַּלֵּל אִם לֹא הִתְפַּלֵּל אֵינוֹ חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל אֶלָּא אִם כֵּן מִתְפַּלֵּל תְּפִלָּה זוֹ עַל דַּעַת שֶׁהִיא נְדָבָה. שֶׁאִם רָצָה יָחִיד לְהִתְפַּלֵּל כָּל הַיּוֹם תְּפִלַּת נְדָבָה יִתְפַּלֵּל. מִי שֶׁהָיָה עוֹמֵד בִּתְפִלָּה וְנִזְכַּר שֶׁכְּבָר הִתְפַּלֵּל פּוֹסֵק וַאֲפִלּוּ בְּאֶמְצַע בְּרָכָה. וְאִם הָיְתָה תְּפִלַּת עַרְבִית אֵינוֹ פּוֹסֵק שֶׁלֹּא הִתְפַּלֵּל אוֹתָהּ מִתְּחִלָּה אֶלָּא עַל דַּעַת שֶׁאֵינָהּ חוֹבָה:
7. Человек, по ошибке прочитавший в субботу будничную молитву, не выполнил свой долг. Если он вспомнил (об этом), находясь посреди молитвы, то ему надлежит завершить начатое им благословение и [продолжить] чтение субботних молитв. Когда действует вышеизложенное? Во время утренней, послеполуденной и вечерней. Однако во время дополнительной молитвы «мусаф» следует немедленно остановиться (в случае подобной ошибки), даже находясь посреди благословения. Точно так же в случае, если кто-то завершил будничную молитву с мыслью о том, что он молился «мусаф», то ему надлежит заново прочесть «мусаф». Это одинаково касается субботы, праздника и новомесячья. מִי שֶׁטָּעָה וְהִתְפַּלֵּל שֶׁל חֹל בְּשַׁבָּת לֹא יָצָא. וְאִם נִזְכַּר וְהוּא בְּתוֹךְ הַתְּפִלָּה גּוֹמֵר בְּרָכָה שֶׁהִתְחִיל בָּהּ וְחוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל שֶׁל שַׁבָּת. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּעַרְבִית אוֹ בְּשַׁחֲרִית אוֹ בְּמִנְחָה. אֲבָל בְּמוּסָף פּוֹסֵק אֲפִלּוּ בְּאֶמְצַע הַבְּרָכָה. וְכֵן אִם הִשְׁלִים תְּפִלָּה שֶׁל חֹל עַל דַּעַת שֶׁהוּא מוּסָף חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל מוּסָף. אֶחָד שַׁבָּת וְאֶחָד יוֹם טוֹב וְאֶחָד רֹאשׁ חֹדֶשׁ:
8. [Если] кто-то по ошибке в сезон дождей (зимний сезон) не прочел ни «посылающий ветер и дарующий дождь» (зимняя вставка), ни «посылающий росу» (летняя вставка), то он должен вернуться к началу молитвы. Однако, если он упомянул росу, то ему не нужно повторять [свою молитву]. Если летом кто-то по ошибке произносит «посылающий ветер и дарующий дождь» (зимняя вставка), то он должен вернуться к началу молитвы. Однако, если он пропускает упоминание о росе [летом], ему не нужно повторять свои молитвы, потому что роса никогда не прекращается, и нет необходимости ее просить. מִי שֶׁטָּעָה בִּימוֹת הַגְּשָׁמִים וְלֹא אָמַר מוֹרִיד הַגֶּשֶׁם וְלֹא מוֹרִיד הַטָּל חוֹזֵר לָרֹאשׁ. וְאִם הִזְכִּיר הַטַּל אֵינוֹ חוֹזֵר. וְאִם טָעָה בִּימוֹת הַחַמָּה וְאָמַר מוֹרִיד הַגֶּשֶׁם חוֹזֵר לָרֹאשׁ. וְאִם לֹא הִזְכִּיר טַל אֵין מַחְזִירִין אוֹתוֹ, שֶׁאֵין הַטַּל נֶעֱצָר וְאֵין צָרִיךְ בַּקָּשָׁה:
9. Следующие правила применяются, когда человек забывает упомянуть о дожде в благословении «благословляющий годы»: Если вспомнил об этом перед произнесением [благословения] «внимающий молитве», то он должен попросить дождь в [этом благословении]. Если он [вспоминает] после произнесения благословения «внимающий молитве», то ему следует вернуться к благословению «благословляющий годы». Если совсем не вспомнил об этом до конца молитвы, то он должен прочесть всю молитву заново. מִי שֶׁשָּׁכַח שְׁאֵלָה בְּבִרְכַּת הַשָּׁנִים אִם נִזְכַּר קֹדֶם שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה שׁוֹאֵל אֶת הַגְּשָׁמִים בְּשׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה. וְאִם אַחַר שֶׁבֵּרֵךְ שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה חוֹזֵר לְבִרְכַּת הַשָּׁנִים. וְאִם לֹא נִזְכַּר עַד שֶׁהִשְׁלִים כָּל תְּפִלָּתוֹ חוֹזֵר לָרֹאשׁ וּמִתְפַּלֵּל שְׁנִיָּה:
10. [Следующие правила применяются, когда] человек по ошибке не упомянет «да поднимется и придет». Если он вспомнит до окончания молитвы, то ему надлежит вернуться к [благословению «отнесись благосклонно»] и прочитать его (вместе с данной вставкой). Если вспомнит после окончания молитвы, ему надо повторить всю молитву с самого начала. Если он обычно читает покаянные молитвы после молитвы и вспомнит (о том, что забыл их прочесть) после прочтения им последнего благословения из молитвы, но прежде, чем он оторвал ноги [чтобы сделать три шага назад после молитвы], ему надо вернуться к [благословению «отнесись благосклонно»]. טָעָה וְלֹא הִזְכִּיר יַעֲלֶה וְיָבוֹא אִם נִזְכַּר קֹדֶם שֶׁיַּשְׁלִים תְּפִלָּתוֹ חוֹזֵר לַעֲבוֹדָה וּמַזְכִּיר. וְאִם נִזְכַּר אַחַר שֶׁהִשְׁלִים תְּפִלָּתוֹ חוֹזֵר לָרֹאשׁ. וְאִם הָיָה רָגִיל לוֹמַר תַּחֲנוּנִים אַחַר תְּפִלָּתוֹ וְנִזְכַּר אַחַר שֶׁהִשְׁלִים תְּפִלָּתוֹ קֹדֶם שֶׁיַּעֲקֹר רַגְלָיו חוֹזֵר לַעֲבוֹדָה:
11. Когда применимо вышеизложенное? Во время утренней молитвы в праздничные будни, или во время послеполуденной молитвы в новомесячье. Если же не прочел вышеупомянутую вставку во время вечерней молитвы новомесячья, то нет необходимости ее повторять. ַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּחֻלּוֹ שֶׁל מוֹעֵד אוֹ בְּשַׁחֲרִית וּבְמִנְחָה שֶׁל רָאשֵׁי חֳדָשִׁים. אֲבָל עַרְבִית שֶׁל רֹאשׁ חֹדֶשׁ אִם לֹא הִזְכִּיר אֵינוֹ חוֹזֵר:
12. Во всех случаях, когда одиночка обязан повторить свою молитву [из-за ошибки], ведущий молитву также должен повторять свои молитвы при условии, что он совершил аналогичную ошибку во время повтора молитвы вслух, за исключением утренней молитвы новомесячья. [В данном случае], если ведущий не упомянул вставку «да поднимется и придет» до завершения молитвы, то от него не требуется повторять ее из-за трудностей, которые это может вызвать у общины. Ведь дополнительная молитва «мусаф» еще не прочитана, а в ней также будет упоминаться новомесячье. כָּל מָקוֹם שֶׁהַיָּחִיד חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל שַׁ״ץ חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל אִם טָעָה כְּמוֹתוֹ בְּעֵת שֶׁמִּתְפַּלֵּל בְּקוֹל רָם. חוּץ מִשַּׁחֲרִית שֶׁל רֹאשׁ חֹדֶשׁ שֶׁאִם שָׁכַח שַׁ״ץ וְלֹא הִזְכִּיר יַעֲלֶה וְיָבוֹא עַד שֶׁהִשְׁלִים תְּפִלָּתוֹ אֵין מַחְזִירִין אוֹתוֹ מִפְּנֵי טֹרַח צִבּוּר. שֶׁהֲרֵי תְּפִלַּת הַמּוּסָפִין לְפָנָיו שֶׁהוּא מַזְכִּיר בָּהּ רֹאשׁ חֹדֶשׁ:
13. Если в течение десяти дней между Рош а-Шана (Судный день) и Йом-Кипур (День Искупления) кто-то совершит ошибку, завершив третье благословение словами «Владыка Святой», он должен вернуться к началу молитвы. Если молящийся ошибся и завершил одиннадцатое благословение словами: «Владыка, любящий справедливость и правосудие», ему нужно вернуться к началу данного благословения и завершить его требуемыми словами: «Владыка правосудия», после чего продолжить чтение благословений по порядку. Если он не вспомнил об этом до завершения молитвы, то ему надлежит прочесть [всю молитву заново] с самого начала. [Эти законы применяются] как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению к ведущему молитву. עֲשָׂרָה יָמִים שֶׁמֵּרֹאשׁ הַשָּׁנָה עַד יוֹם הַכִּפּוּרִים טָעָה וְחָתַם בָּהֶם בִּבְרָכָה שְׁלִישִׁית הָאֵל הַקָּדוֹשׁ חוֹזֵר לָרֹאשׁ. טָעָה וְחָתַם בְּעַשְׁתֵּי עֶשְׂרֵה מֶלֶךְ אוֹהֵב צְדָקָה וּמִשְׁפָּט חוֹזֵר לִתְחִלַּת הַבְּרָכָה וְחוֹתֵם בָּהּ הַמֶּלֶךְ הַמִּשְׁפָּט וּמִתְפַּלֵּל וְהוֹלֵךְ עַל הַסֵּדֶר. וְאִם לֹא נִזְכַּר אֶלָּא עַד שֶׁהִשְׁלִים כָּל תְּפִלָּתוֹ חוֹזֵר לָרֹאשׁ. אֶחָד יָחִיד וְאֶחָד שְׁלִיחַ צִבּוּר
14. Если человек ошибся и не упомянул разделительную молитву на исходе субботы, отделяющую святой субботний день от будней («авдала») в благословении, «дарующий разум», то он заканчивает свою молитву, не исправляясь. Точно так же тому, кто пропустил «за знамения» в Хануку или Пурим, или «ответь нам» в молитве в день Поста, не нужно повторять свои молитвы. [Эти законы применяются] как к отдельному человеку, так и к ведущему молитву. Если пропустивший (такую вставку) вспомнит, прежде чем оторвет ноги от места молитвы, чтобы сделать три шага назад после молитвы, то он должен произнести: «Ответь нам, ведь Ты тот, кто отвечает нам во время беды; Тот, кто избавляет и спасает всегда, когда приходят бедствия и страдания. Пусть слова моих уст...» טָעָה וְלֹא הִזְכִּיר הַבְדָּלָה בְּחוֹנֵן הַדַּעַת מַשְׁלִים תְּפִלָּתוֹ וְאֵינוֹ צָרִיךְ לַחֲזֹר. וְכֵן מִי שֶׁלֹּא הִזְכִּיר עַל הַנִּסִּים בַּחֲנֻכָּה וּבְפוּרִים וַעֲנֵנוּ בִּתְפִלַּת תַּעֲנִית אֵינוֹ חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל. אֶחָד יָחִיד וְאֶחָד שְׁלִיחַ צִבּוּר. וְאִם נִזְכַּר קֹדֶם שֶׁיַּעֲקֹר אֶת רַגְלָיו אוֹמֵר עֲנֵנוּ כִּי אַתָּה שׁוֹמֵעַ תְּפִלָּה פּוֹדֶה וּמַצִּיל בְּכָל עֵת צָרָה וְצוּקָה (תהילים יט טו) ״יִהְיוּ לְרָצוֹן אִמְרֵי פִי״ וְגוֹ׳‎:
15. [Человек, который] забыл прочитать послеполуденную молитву в канун субботы, должен прочитать субботнюю вечернюю молитву дважды. [Тот же закон действует] и в праздничные дни. [Человек, который] забыл прочесть послеполуденную молитву в субботу или праздник, должен дважды прочесть будничную вечернюю молитву (на исходе той субботы или праздника). Он должен упомянуть об отделении святого от будничного в первой из этих молитв, но не во второй. Однако, если он прочел эту вставку в обеих молитвах или пропустил ее в обеих молитвах, то свой долг им все равно выполнен. Тем не менее, если он не прочитал данную вставку в своей первой молитве, но упомянул ее при втором, то ему надлежит вновь прочесть всю молитву (в третий раз), поскольку его первая молитва не была засчитана, так как была прочитана перед настоящей вечерней молитвой. Тот, кто молится две молитвы [подряд] — даже утреннюю молитву и дополнительную молитву — должен прерываться между их чтениями, чтобы успокоиться и прийти в себя. שָׁכַח וְלֹא הִתְפַּלֵּל מִנְחָה בְּעֶרֶב שַׁבָּת יִתְפַּלֵּל עַרְבִית שְׁתַּיִם שֶׁל שַׁבָּת. וְכֵן בְּיוֹם טוֹב. שָׁכַח וְלֹא הִתְפַּלֵּל מִנְחָה בְּשַׁבָּת אוֹ בְּיוֹם טוֹב מִתְפַּלֵּל בְּמוֹצָאֵיהֶן עַרְבִית שְׁתַּיִם שֶׁל חֹל. מַבְדִּיל בָּרִאשׁוֹנָה וְאֵינוֹ מַבְדִּיל בַּשְּׁנִיָּה. וְאִם הִבְדִּיל בִּשְׁתֵּיהֶן אוֹ לֹא הִבְדִּיל בְּאַחַת מֵהֶן יָצָא. אֲבָל אִם לֹא הִבְדִּיל בָּרִאשׁוֹנָה וְהִבְדִּיל בַּשְּׁנִיָּה חוֹזֵר וּמִתְפַּלֵּל תְּפִלָּה שְׁלִישִׁית מִפְּנֵי שֶׁהָרִאשׁוֹנָה לֹא עָלְתָה לוֹ מִפְּנֵי שֶׁהִקְדִּימָהּ לִתְפִלַּת עַרְבִית. וְכָל הַמִּתְפַּלֵּל שְׁתֵּי תְּפִלּוֹת אֲפִלּוּ שַׁחֲרִית וּמוּסָף לֹא יִתְפַּלֵּל זוֹ אַחַר זוֹ אֶלָּא יִשְׁהֶה בֵּין תְּפִלָּה לִתְפִלָּה כְּדֵי שֶׁתִּתְחוֹנֵן דַּעְתּוֹ עָלָיו:
16. Молящемуся с общиной запрещено молиться, опережая общий ход молитвы. [Следующие правила применяются, когда] человек, войдя в синагогу, обнаруживает, что собрание молится шепотом: если он успевает прочесть всю молитву до того, как ведущий достигнет освящения («кдуша»), то ему надлежит помолиться (немедля). В противном случае ему следует подождать, пока ведущий молитву не начнет повтор молитвы вслух, и молиться вместе с ним слово в слово до тех пор, пока тот не достигнет освящения. Опоздавший должен ответить на нее вместе с остальными молящимися, а затем закончить оставшуюся часть молитвы самостоятельно. Тот, кто начал читать молитву до ведущего, [но не успел закончить ее до того, как] последний достиг освящения, не должен прерываться, [чтобы] ответить на него вместе с [общиной]. Точно так же не следует отвечать: «Истинно, да будет великое Имя Его благословенно...» находясь посреди молитвы. Излишне говорить, что [это правило также относится к ответу «Истинно»] на другие благословения. אָסוּר לוֹ לַמִּתְפַּלֵּל בְּצִבּוּר שֶׁיַּקְדִּים תְּפִלָּתוֹ לִתְפִלַּת הַצִּבּוּר. הַנִּכְנָס לְבֵית הַכְּנֶסֶת וּמָצָא צִבּוּר שֶׁמִּתְפַּלְּלִין בְּלַחַשׁ אִם יָכוֹל לְהַתְחִיל וְלִגְמֹר עַד שֶׁלֹּא יַגִּיעַ שְׁלִיחַ צִבּוּר לִקְדֻשָּׁה יִתְפַּלֵּל. וְאִם לָאו יַמְתִּין עַד שֶׁיַּתְחִיל שְׁלִיחַ צִבּוּר לְהִתְפַּלֵּל בְּקוֹל רָם וְיִתְפַּלֵּל עִמּוֹ בְּלַחַשׁ מִלָּה בְּמִלָּה עַד שֶׁיַּגִּיעַ שְׁלִיחַ צִבּוּר לִקְדֻשָּׁה וְעוֹנֶה קְדֻשָּׁה עִם הַצִּבּוּר וּמִתְפַּלֵּל שְׁאָר תְּפִלָּה לְעַצְמוֹ. וְאִם הִתְחִיל לְהִתְפַּלֵּל קֹדֶם שְׁלִיחַ צִבּוּר וְהִגִּיעַ שְׁלִיחַ צִבּוּר לִקְדֻשָּׁה לֹא יַפְסִיק וְלֹא יַעֲנֶה קְדֻשָּׁה עִמָּהֶן. וְכֵן לֹא יַעֲנֶה אָמֵן יְהֵא שְׁמֵיהּ רַבָּא מְבֹרָךְ וְהוּא בְּאֶמְצַע הַתְּפִלָּה וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר בִּשְׁאָר הַבְּרָכוֹת:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter