СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 16:03

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы денежных ссуд. Гл. 13

1. Следующие законы применяются, когда кредитор приступает к взысканию собственности на основании векселя, находящегося в его владении, а ссудополучатель отсутствует: мы посылаем гонца и уведомляем его. Если невозможно быстро известить должника, мы поручаем кредитору принести клятву, а затем экспроприировать имущество, принадлежащее должнику, будь то земельная собственность или движимое имущество. Мы не рассматриваем возможность того, что должник погасил долг, а кредитор выдал ему расписку. Этот закон является постановлением мудрецов, принятым для того, чтобы люди не брали деньги, принадлежащие товарищу, и не уезжали жить в другой город. Ибо это будет препятствовать возможности предоставления кредитов в будущем. א. מַלְוְה שֶׁבָּא לְהִפָּרַע בַּשְּׁטָר שֶׁבְּיָדוֹ שֶׁלֹּא בִּפְנֵי לוֶֹה אִם יְכוֹלִין בֵּית דִּין לִשְׁלֹחַ אֵלָיו וּלְהוֹדִיעוֹ עַד שֶׁיַּעֲמֹד עִמּוֹ בַּדִּין שׁוֹלְחִין וּמוֹדִיעִין לוֹ. וְאִם אִי אֶפְשָׁר לְהוֹדִיעוֹ בִּמְהֵרָה אוֹמְרִים לַמַּלְוֶה שֶׁיִּשָּׁבַע וְיִטּל מִנְּכָסָיו בֵּין מִן הַקַּרְקַע בֵּין מִן הַמִּטַּלְטְלִים. וְאֵין חוֹשְׁשִׁין לְשׁוֹבֵר. וְדִין זֶה תַּקָּנַת חֲכָמִים הוּא כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה כָּל אֶחָד וְאֶחָד נוֹטֵל מְעוֹתָיו שֶׁל חֲבֵרוֹ וְהוֹלֵךְ וְיוֹשֵׁב לוֹ בִּמְדִינָה אַחֶרֶת וְנִמְצָא נוֹעֵל דֶּלֶת בִּפְנֵי לוִֹין:
2. Кредитор должен представить в суд доказательства по трем вопросам, прежде чем он сможет экспроприировать имущество должника без его присутствия: 1) он должен проверить подлинность находящегося у него векселя; 2) он должен доказать, что должник находится в другом городе и не явился для защиты в суде; 3) он должен доказать, что имущество, которое он желает экспроприировать, принадлежит такому-то должнику. ב. שָׁלֹשׁ רְאָיוֹת צָרִיךְ לְהָבִיא לְבֵית דִּין וְאַחַר כָּךְ יִפָּרַע שֶׁלֹּא בְּפָנָיו. רְאָיָה רִאשׁוֹנָה לְקַיֵּם הַשְּׁטָר שֶׁבְּיָדוֹ. רְאָיָה שְׁנִיָּה שֶׁבַּעַל חוֹבוֹ בִּמְדִינָה אַחֶרֶת וְאֵינוֹ מָצוּי בְּכָאן לַעֲמֹד עִמּוֹ בַּדִּין. רְאָיָה שְׁלִישִׁית שֶׁאֵלּוּ נְכָסִים שֶׁל פְּלוֹנִי הַלּוֶֹה הֵם:
3. Следующие правила применяются, когда кредитор приходит в суд с ценной бумагой, которая находится в его владении» и говорит: «Эта ценная бумага принадлежит такому-то, и я желаю продать ее, чтобы получить то, что он мне должен». Суд не предпринимает никаких действий и не говорит ему: «Подождите, пока должник придет и предъявит иск». Обоснование состоит в том, что если бы кредитор хотел сказать, что обеспечение куплено, его слово было бы принято. Суд советует ему продать ценную бумагу в присутствии свидетелей, чтобы должник знал, за сколько была продана ценная бумага. Точно так же, когда человек дает ссуду товарищу и получает взамен обеспечение, а затем и должник, и кредитор умирают — независимо от того, кто умирает первым, должник или кредитор, наследники кредитора могут принести клятву и взыскать долг. Наследник кредитора должен принести клятву, держа в руках священный предмет, прежде чем он получит платеж из залога, как это делают все те, кто дает клятву и получает причитающееся. Его слово принимается, потому что он берет оплату за имущество, которое находится в его физическом владении. Если бы он захотел, то мог бы сказать, что купил недвижимость. Почему от кредитора не требуется только взять открепительную клятву? Потому что он клянется не в том, что заклад принадлежит ему, а в том, что деньги ему должны. Если бы он предъявил претензию относительно самого предмета, говоря: «Вы продали его нам» или «Вы дали его нам», он мог бы взять открепительную клятву и был бы освобожден от ответственности. Если же, напротив, найдутся свидетели, которые засвидетельствуют, что эта статья была дана кредитору в качестве залога, но не знают, на какую сумму, он сможет взыскать деньги только после принесения клятвы. Поскольку свидетелей нет, кредитор может заявить: «Это мое». Поэтому мы принимаем его слово, когда он говорит: «Мне причитается столько-то денег, и это является обеспечением этого долга», при условии, что он дает ту же клятву, которую он дал бы, если бы были свидетели, свидетельствующие о том, что статья была предоставлена в качестве обеспечения. Мы не освобождаем его от ответственности за клятву, потому что мы не используем аргумент для ответчика, что ему следует верить в отношении определенного иска, для освобождения человека от ответственности за клятву, а только для освобождения его от материальной ответственности — т.е. он не обязан возвращать заклад, прежде чем он возьмет то, на что он претендует. ג. מַלְוֶה שֶׁבָּא לְבֵית דִּין וְהֵבִיא מַשְׁכּוֹן בְּיָדוֹ וְאָמַר זֶה מַשְׁכּוֹנוֹ שֶׁל פְּלוֹנִי הוּא וַאֲנִי רוֹצֶה לְמָכְרוֹ וּלְהִפָּרַע חוֹבִי. אֵין בֵּית דִּין נִזְקָקִין לוֹמַר לוֹ הַמְתֵּן עַד שֶׁיָּבוֹא לוֶֹה וְיִטְעֹן שֶׁאִם רוֹצֶה לוֹמַר לָקוּחַ הוּא בְּיָדִי אוֹמֵר וּמַשִּׂיאִין לוֹ עֵצָה לְמָכְרוֹ בִּפְנֵי עֵדִים כְּדֵי שֶׁיֵּדַע לוֶֹה בְּכַמָּה נִמְכַּר. וְכֵן הַמַּלְוֶה אֶת חֲבֵרוֹ עַל הַמַּשְׁכּוֹן וּמֵת הַלּוֶֹה וְהַמַּלְוֶה בֵּין שֶׁמֵּת הַלּוֶֹה תְּחִלָּה בֵּין שֶׁמֵּת מַלְוֶה תְּחִלָּה הוֹאִיל וְהוּא נִפְרָע מִמַּה שֶּׁתַּחַת יָדוֹ וְאִלּוּ רָצָה לוֹמַר לָקוּחַ הוּא בְּיָדִי אוֹמֵר הֲרֵי זֶה נִשְׁבָּע בִּנְקִיטַת חֵפֶץ וְנוֹטֵל כְּדֶרֶךְ כָּל הַנִּשְׁבָּעִין וְנוֹטְלִין. וּמִפְּנֵי מָה אֵינוֹ נִשְׁבָּע הֶסֵּת לְפִי שֶׁאֵינוֹ נִשְׁבָּע עַל עַצְמוֹ שֶׁל מַשְׁכּוֹן אֶלָּא עַל הַמָּמוֹן שֶׁלּוֹקֵחַ. שֶׁאִלּוּ אָמַר עַל עַצְמוֹ שֶׁל חֵפֶץ זֶה אַתָּה מְכַרְתּוֹ לִי אַתָּה נְתַתּוֹ לִי הָיָה נִשְׁבָּע הֶסֵּת וְנִפְטָר. אֲבָל אִם הָיוּ שָׁם עֵדִים שֶׁחֵפֶץ זֶה מַשְׁכּוֹן בְּיָדוֹ וְלֹא יָדְעוּ עַל כַּמָּה וְכַמָּה אֵינוֹ יָכוֹל לִטּל אֶלָּא בִּשְׁבוּעָה וְהוֹאִיל וְאֵין שָׁם עֵדִים וְיָכוֹל לוֹמַר שֶׁלִּי הוּא נֶאֱמָן לוֹמַר יֵשׁ לִי עָלָיו כָּךְ וְכָךְ בַּשְּׁבוּעָה עַצְמָהּ שֶׁהָיָה נִשְׁבָּע אִם הָיוּ שָׁם עֵדִים שֶׁהוּא מַשְׁכּוֹן. שֶׁאֵין אוֹמְרִין מִגּוֹ לְפָטְרוֹ מִשְּׁבוּעָה אֶלָּא לְפָטְרוֹ מִמָּמוֹן שֶׁלֹּא יַחְזִיר הַמַּשְׁכּוֹן עַד שֶׁיִּטּל מַה שֶּׁטָּעַן:
4. Следующие правила применяются, когда человек одалживает деньги товарищу и получает обеспечение по кредиту. В случае утраты или кражи обеспечения способом, не зависящим от кредитора, кредитор несет ответственность за стоимость обеспечения, как поясняется. Если кредитор говорит: «Я одолжил тебе сэла за этот залог, но он стоил всего два динара», а должник говорит: «Ты одолжил мне сэла за этот залог, и он стоил сэла», кредитор должен сначала дать клятву сторожей, что предмета у него нет. Заемщик тогда должен дать клятву, что залог стоил сумму долга, и он освобождается от ответственности. Если кредитор говорит: «Я одолжил тебе сэла (четыре динара) за этот залог, но он стоил всего два динара», а должник говорит: «Ты одолжил мне сэла за этот залог, и он стоил три динара», то кредитор должен сначала дать клятву, что предмета нет в его распоряжении. После этого должник должен дать клятву по Торе, сколько стоила вещь; это требуется, потому что он признал часть требования истца. Затем он платит динар, который, по его признанию, должен. Если должник говорит: «Вы одолжили мне сэла за это обеспечение, и оно стоило два сэла», а кредитор говорит: «Я одолжил вам сэла за это обеспечение, и оно стоило сэла», кредитор должен взять клятву, что предмета нет в его владении, и включить в эту клятву, что залог стоил только сумму долга. Если должник говорит: «Ты одолжил мне сэла за этот залог, и он стоил два сэла», а кредитор говорит: «Я одолжил тебе сэла за этот залог, и он стоил только пять динаров, то кредитор должен принести клятву, что предмет не находится в его владении, и включить в эту клятву, что стоимость обеспечения не превышает пяти динаров, после чего он должен заплатить динар. Если кредитор говорит: «Я одолжил тебе сэла за это обеспечение, но оно стоило всего два динара», а кредитор говорит: «Я не знаю, сколько оно стоило», кредитор должен дать клятву, что предмет не в его владении, и включить в эту клятву, что заклад стоил только два динара. Затем должник должен оплатить оставшуюся часть долга. Причина в том, что он точно знает, что он несет ответственность за два динара, и не знает, вернул ли он долг или нет. Если должник говорит: «Ты одолжил мне сэла за этот залог, и он стоил два сэла», а кредитор говорит: «Я одолжил тебе сэла за этот залог, и я не знаю, сколько он стоил», кредитор должен дать клятву, что вещь не находится в его владении, и включить в эту клятву, что он не знает, что обеспечение стоило даже на самую мелкую монету больше, чем долг. Тогда он освобождается от ответственности, потому что он никоим образом не налагал на себя никаких обязательств. Если, однако, кредитор сказал; «Я знаю, что залог стоил больше, чем заем, но не знаю, насколько больше», — он должен заплатить все, что требует должник; от должника даже не требуется давать клятву. Это напоминает случай, когда истец предъявляет иск на 100 зуз, а ответчик отвечает: «Я должен вам 50, но не знаю, должен ли я вам остальные 50». Такое лицо обязано принести клятву, но не может присягать. Следовательно, он должен платить, как будет объяснено. Однако он может подвергнуть остракизму любого, кто делает ложные заявления. ד. הַמַּלְוֶה אֶת חֲבֵרוֹ עַל הַמַּשְׁכּוֹן וְאָבַד אוֹ נִגְנַב בְּלֹא אֹנֶס שֶׁהֲרֵי הַמַּלְוֶה חַיָּב בִּדְמֵי הַמַּשְׁכּוֹן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְאָמַר הַמַּלְוֶה סֶלַע הִלְוֵיתִיךָ עָלָיו וּשְׁנֵי דִּינָרִין הָיָה שָׁוֶה. וְלוֶֹה אוֹמֵר סֶלַע הִלְוֵיתַנִי עָלָיו וְשֶׁקֶל הָיָה שָׁוֶה. הֲרֵי הַמַּלְוֶה נִשְׁבָּע תְּחִלָּה שְׁבוּעַת הַשּׁוֹמְרִין שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ וְהַלּוֶֹה נִשְׁבָּע הֶסֵּת שֶׁהָיָה שָׁוֶה כְּנֶגֶד הַחוֹב וְנִפְטָר. אָמַר הַמַּלְוֶה סֶלַע הִלְוֵיתִיךָ עָלָיו וְשֶׁקֶל הָיָה שָׁוֶה וְהַלּוֶֹה אוֹמֵר סֶלַע הִלְוֵיתַנִי עָלָיו וּשְׁלֹשָׁה דִּינָרִין הָיָה שָׁוֶה יִשָּׁבַע הַמַּלְוֶה תְּחִלָּה שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ וְאַחַר כָּךְ יִשָּׁבַע הַלּוֶֹה כַּמָּה הָיָה שָׁוֶה שֶׁהֲרֵי הוֹדָה בְּמִקְצָת וִישַׁלֵּם הַדִּינָר. אָמַר הַלּוֶֹה סֶלַע הִלְוֵיתַנִי עָלָיו וּשְׁתַּיִם הָיָה שָׁוֶה וְהַמַּלְוֶה אוֹמֵר סֶלַע הִלְוֵיתִיךָ עָלָיו וְסֶלַע הָיָה שָׁוֶה יִשָּׁבַע הַמַּלְוֶה שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ וְכוֹלֵל בִּשְׁבוּעָתוֹ שֶׁהָיָה הַמַּשְׁכּוֹן כְּנֶגֶד הַחוֹב. אָמַר הַלּוֶֹה סֶלַע הִלְוֵיתַנִי עָלָיו וּשְׁתַּיִם הָיָה שָׁוֶה וְהַמַּלְוֶה אוֹמֵר סֶלַע הִלְוֵיתִיךָ עָלָיו וַחֲמִשָּׁה דִּינָרִין הָיָה שָׁוֶה יִשָּׁבַע הַמַּלְוֶה שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ וְיִכְלל שֶׁלֹּא הָיָה שָׁוֶה יֶתֶר עַל חֲמִשָּׁה דִּינָרִים וִישַׁלֵּם הַדִּינָר. סֶלַע הִלְוֵיתִיךָ עָלָיו וּשְׁנֵי דִּינָרִין הָיָה שָׁוֶה וְהַלּוֶֹה אוֹמֵר אֵינִי יוֹדֵעַ דָּמָיו יִשָּׁבַע מַלְוֶה שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ וְכוֹלֵל בִּשְׁבוּעָתוֹ שֶׁשְּׁנֵי דִּינָרִין הָיָה שָׁוֶה וִישַׁלֵּם הַלּוֶֹה שְׁאָר הַחוֹב שֶׁהֲרֵי הוּא יוֹדֵעַ בְּוַדַּאי שֶׁהוּא חַיָּב לוֹ וְאֵינוֹ יוֹדֵעַ אִם פְּרָעוֹ אִם לֹא פְּרָעוֹ. סֶלַע הִלְוֵיתַנִי עָלָיו וּשְׁתַּיִם הָיָה שָׁוֶה וְהַמַּלְוֶה אוֹמֵר אֵינִי יוֹדֵעַ דָּמָיו יִשָּׁבַע הַמַּלְוֶה שֶׁאֵינוֹ בִּרְשׁוּתוֹ וְיִכְלל שֶׁאֵינוֹ יוֹדֵעַ שֶׁדָּמָיו יֶתֶר עַל הַחוֹב אֲפִלּוּ פְּרוּטָה אַחַת וְיִפָּטֵר שֶׁהֲרֵי לֹא חִיֵּב עַצְמוֹ בִּכְלוּם. אֲבָל אִם אָמַר הַמַּלְוֶה אֲנִי יוֹדֵעַ שֶׁהָיָה שָׁוֶה יֶתֶר עַל הַחוֹב אֲבָל אֵינִי יוֹדֵעַ כַּמָּה הֲרֵי זֶה מְשַׁלֵּם כָּל מַה שֶּׁטָּעַן הַלּוֶֹה בְּלֹא שְׁבוּעָה כְּמִי שֶׁאָמַר חֲמִשִּׁים יֵשׁ לְךָ בְּיָדִי וַחֲמִשִּׁים אֵינִי יוֹדֵעַ שֶׁהוּא מְחֻיָּב שְׁבוּעָה וְאֵינוֹ יָכוֹל לְהִשָּׁבַע כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר. וְיֵשׁ לוֹ לְהַחֲרִים עַל מִי שֶׁטּוֹעֵן שֶׁקֶר:
5. Когда человек ссужает деньги товарищу и устанавливает дату, когда ссуда должна быть возвращена, даже если он не согласовывает это с киньяном, он не может требовать оплаты до окончания этого периода времени. Это применяется независимо от того, поддерживается ли ссуда только устным обязательством, векселем или ценной бумагой, или умирает ли должник или кредитор. Если не указан другой срок, срок кредита составляет 30 дней. Это применяется независимо от того, поддерживается ли ссуда просто устным обязательством, векселем или ценной бумагой. Если кредитор оговорил, что он может требовать платежа, когда пожелает, он имеет право требовать платежа даже в день предоставления кредита. Обоснование состоит в том, что это положение, связанное с денежными вопросами. ה. הַמַּלְוֶה אֶת חֲבֵרוֹ וְקָבַע לוֹ זְמַן לְפָרְעוֹ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא קָנוּ מִיָּדוֹ אֵינוֹ יָכוֹל לְתָבְעוֹ עַד סוֹף הַזְּמַן בֵּין בְּמִלְוֶה עַל פֶּה בֵּין בְּמִלְוֶה בִּשְׁטָר בֵּין שֶׁהִלְוָהוּ עַל הַמַּשְׁכּוֹן בֵּין שֶׁמֵּת לוֶֹה בֵּין שֶׁמֵּת מַלְוֶה. וּסְתָם מִלְוֶה שְׁלֹשִׁים יוֹם בֵּין בִּשְׁטָר בֵּין עַל פֶּה בֵּין עַל הַמַּשְׁכּוֹן. וְאִם הִתְנָה שֶׁיִּתְבַּע בְּכָל זְמַן שֶׁיִּרְצֶה יֵשׁ לוֹ לְתָבְעוֹ בְּיוֹמוֹ שֶׁתְּנַאי מָמוֹן הוּא:
6. Если кредитор заявляет: «Сегодня истекает срок, который я установил для займа», а должник отвечает: «Вы предоставили мне еще десять дней», должник должен дать открепительную клятву в подтверждение своего требования. Если есть хоть один свидетель, который свидетельствует, что ссуда должна была быть выплачена в этот день, должник должен принести клятву на основании Торы, как и по закону в отношении других требований. Если кредитор заявляет: «До погашения кредита осталось всего пять дней», а должник отвечает: «Осталось десять дней», мы говорим кредитору: «Подождите до конца пяти дней, а затем должник клянется, что осталось пять дней». ו. טָעַן הַמַּלְוֶה וְאָמַר הַיּוֹם סוֹף הַזְּמַן שֶׁקָּבַעְתִּי וְהַלּוֶֹה אוֹמֵר עַד עֲשָׂרָה יָמִים קָבַעְתָּ הַלּוֶֹה נִשְׁבָּע הֶסֵּת. וְאִם הָיָה שָׁם עֵד אֶחָד שֶׁהַיּוֹם סוֹף זְמַנּוֹ הֲרֵי זֶה נִשְׁבָּע שְׁבוּעַת הַתּוֹרָה כִּשְׁאָר הַטְּעָנוֹת. זֶה אוֹמֵר חֲמִשָּׁה יָמִים נִשְׁאָר מִן הַזְּמַן וְזֶה אוֹמֵר עֲשָׂרָה אוֹמְרִים לַמַּלְוֶה הַמְתֵּן עוֹד עַד סוֹף הַחֲמִשָּׁה וְיִשָּׁבַע הֶסֵּת שֶׁנִּשְׁאַר עוֹד חֲמִשָּׁה יָמִים:
7. Если ссуда была подкреплена векселем, а должник утверждает: «Вы установили для меня срок уплаты долга», то, как мне кажется, кредитор должен дать клятву, что он не установил никаких сроков на кредит. Затем он может получить кредит немедленно. ז. הָיְתָה הַמִּלְוֶה בִּשְׁטָר וְטָעַן הַלּוֶֹה שֶׁזְּמַן קָבַעְתָּ לִי. יֵרָאֶה לִי שֶׁיִּשָּׁבַע בַּעַל חוֹב הֶסֵּת שֶׁלֹּא קָבַע לוֹ זְמַן וְיִטּל הַמַּלְוֶה מִיָּד:
8. Плату за кредит могут потребовать в любом месте. Что подразумевается? Когда человек ссужает деньги товарищу в населенном месте и требует от него платежа в пустыне, должник не может отсрочить платеж. Вместо этого он обязан платить ему везде, где он требует оплаты. Если должник стремится погасить кредит в пустыне, кредитору предоставляется возможность. Если он желает, он может принять оплату. Если он пожелает, то может сказать ему: «Отдавай мне только в населенном пункте, как я отдавал тебе деньги в населенном пункте». Затем деньги остаются ответственностью должника до тех пор, пока он не заплатит кредитору в установленном районе. ח. הַמִּלְוֶה נִתְּנָה לִתָּבַע בְּכָל מָקוֹם. כֵּיצַד. הַמַּלְוֶה אֶת חֲבֵרוֹ בַּיִּשּׁוּב וּתְבָעוֹ בַּמִּדְבָּר אֵינוֹ יָכוֹל לִדְחוֹתוֹ אֶלָּא חַיָּב לִפְרֹעַ לוֹ בְּכָל מָקוֹם שֶׁיִּתְבָּעֶנּוּ. בָּא הַלּוֶֹה לְפָרְעוֹ בַּמִּדְבָּר הָרְשׁוּת בְּיַד הַמַּלְוֶה אִם רָצָה מְקַבֵּל וְאִם רָצָה אוֹמֵר לוֹ אֵינִי נִפְרָע אֶלָּא בַּיִּשּׁוּב כְּדֶרֶךְ שֶׁנָּתַתִּי לְךָ בְּיִשּׁוּב. וַהֲרֵי הֵן בִּרְשׁוּתוֹ עַד שֶׁיִּפְרָעֶנּוּ בַּיִּשּׁוּב:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter