СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 08:33

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы исков (об истце и ответчике). Гл. 11

1. Если известно, что земельная собственность принадлежала какому-либо человеку, мы предполагаем, что он является ее владельцем, даже если сейчас эта собственность находится во владении другого человека. Что подразумевается? Реувен пользовался двором так, как человек обычно пользуется своей собственностью: жил в нем, сдавал его в аренду другим, строил и сносил постройки. Через некоторое время пришел Шимон и предъявил ему претензии, сказав: «Двор, который находится в твоем владении, принадлежит мне. Я взял его у тебя в аренду» или «...я одолжил его тебе». Реувен отвечал: «Он принадлежал тебе, но ты продал его мне» или «Ты подарил его мне». Если Шимон не приведет свидетелей, которые подтвердят, что эта вещь принадлежала ему, Реувен обязан дать открепительную клятву, и ему разрешается сохранить владение двором. Если же Шимон приведет свидетелей, которые подтвердят, что это поле принадлежало ему, то мы предполагаем, что Шимон — владелец. Мы говорим Реувену: «Приведи доказательство, что он продал его тебе или подарил». Если он не принесет доказательств, мы заставим его уйти и установим, что Шимон является владельцем. Этот закон действует даже тогда, когда Реувен не признает, что поле когда-либо принадлежало Шимону, потому что есть свидетели, подтверждающие утверждение Шимона. כָּל הַקַּרְקָעוֹת הַיְדוּעוֹת לבַעְלֵיהֶן אַף עַל פִּי שֶׁהֵן עַתָּה תַּחַת יַד אֲחֵרִים הֲרֵי הֵן בְּחֶזְקַת בַּעְלֵיהֶן. כֵּיצַד. רְאוּבֵן שֶׁהָיָה מִשְׁתַּמֵּשׁ בֶּחָצֵר כְּדֶרֶךְ שֶׁהָעָם מִשְׁתַּמְּשִׁין בְּחַצְרוֹתֵיהֶן. דָּר בָּהּ וּמַשְׂכִּירָהּ לַאֲחֵרִים וּבוֹנֶה וְסוֹתֵר. וְאַחַר זְמַן בָּא שִׁמְעוֹן וְטָעַן עָלָיו וְאָמַר לוֹ חָצֵר זוֹ שֶׁתַּחַת יָדְךָ שֶׁלִּי הִיא וּשְׂכוּרָה הִיא בְּיָדְךָ אוֹ שְׁאוּלָה. וֶהֱשִׁיבוֹ רְאוּבֵן שֶׁלְּךָ הָיְתָה וְאַתָּה מְכַרְתָּהּ לִי אוֹ נְתַתָּהּ לִי בְּמַתָּנָה. אִם אֵין עֵדִים לְשִׁמְעוֹן שֶׁהָיְתָה יְדוּעָה לוֹ נִשְׁבָּע רְאוּבֵן הֶסֵּת וְיַעֲמֹד בִּמְקוֹמוֹ. אֲבָל אִם הֵבִיא שִׁמְעוֹן עֵדִים שֶׁחָצֵר זוֹ שֶׁלּוֹ הָיְתָה הֲרֵי הִיא בְּחֶזְקַת שִׁמְעוֹן וְאוֹמְרִין לִרְאוּבֵן הָבֵא רְאָיָה שֶׁמְּכָרָהּ לְךָ אוֹ נְתָנָהּ לְךָ. וְאִם לֹא הֵבִיא רְאָיָה מְסַלְּקִין אוֹתוֹ מִמֶּנָּה וּמַחֲזִיקִין אוֹתָהּ לְשִׁמְעוֹן אַף עַל פִּי שֶׁאֵין רְאוּבֵן מוֹדֶה לְשִׁמְעוֹן שֶׁהִיא הָיְתָה שֶׁלּוֹ שֶׁהֲרֵי יֵשׁ עֵדִים לְשִׁמְעוֹן:
2. В каких случаях мы требуем от Реувена привести доказательство того, что он приобрел поле или отошел от него? Когда он не пользовался этим имуществом в течение длительного времени. Если же Реувен приведет свидетелей, которые подтвердят, что он пользовался плодами этого поля в течение трех лет подряд и извлекал из него пользу в полном объеме так, как любой человек извлекал бы пользу из этого поля, мы разрешаем Реувену сохранить владение. Это действует при условии, что первоначальные владельцы могли знать, что этот человек вступил во владение полем, и не подали против него протест. Реувен должен дать открепительную клятву, что Шимон продал ему поле или подарил его, и тогда он освобождается от всех обязательств. Обоснование этого решения состоит в том, что мы говорим Шимону: «Если твое утверждение, что ты не продавал и не дарил ему участок, верно, то почему этот человек пользуется твоей землей из года в год, когда у тебя нет юридического документа, подтверждающего, что она была сдана ему в аренду или передана в качестве обеспечения кредита, и при этом ты не подал на него протест?». Если в ответ на это истец заявляет, что информация о том, что другой человек пользуется его собственностью, не дошла до него, потому что он находится в далекой стране, мы говорим ему: «Не может быть, чтобы информация не дошла до вас за три года. А когда информация дошла до вас, вы должны были в присутствии свидетелей подать протест, сказав им: «Такой-то украл у меня имущество, и в будущем я подам на него иск в суд». Поскольку вы не подали протест, вы нанесли себе убыток». Поэтому, если между местом, где находился Реувен, и местом, где находился Шимон, была война или нарушены пути сообщения, мы экспроприируем имущество у Реувена, даже если он пользовался его продуктами в течение десяти лет. Мы возвращаем его Шимону, потому что он может сказать: «Я не знал, что этот человек пользуется моей собственностью». בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁמַּצְרִיכִין רְאוּבֵן לְהָבִיא רְאָיָה אוֹ יִסְתַּלֵּק בְּשֶׁלֹּא נִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהּ זְמַן מְרֻבֶּה. אֲבָל אִם הֵבִיא עֵדִים שֶׁאָכַל פֵּרוֹת קַרְקַע שָׁלֹשׁ שָׁנִים רְצוּפוֹת וְנֶהֱנָה בְּכֻלָּהּ כְּדֶרֶךְ שֶׁנֶּהֱנִין כָּל אָדָם בְּאוֹתָהּ קַרְקַע. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה אֶפְשָׁר לַבְּעָלִים הָרִאשׁוֹנִים שֶׁיֵּדְעוּ בָּזֶה שֶׁהֶחְזִיק וְלֹא מִחוּ בּוֹ. מַעֲמִידִין אוֹתָהּ בְּיַד רְאוּבֵן וְיִשָּׁבַע רְאוּבֵן הֶסֵּת שֶׁמְּכָרָהּ לוֹ שִׁמְעוֹן אוֹ נְתָנָהּ לוֹ וְיִפָּטֵר. מִפְּנֵי שֶׁאוֹמְרִים לוֹ לְשִׁמְעוֹן אִם אֱמֶת אַתָּה טוֹעֵן שֶׁלֹּא מָכַרְתָּ וְלֹא נָתַתָּ לָמָּה הָיָה זֶה מִשְׁתַּמֵּשׁ שָׁנָה אַחַר שָׁנָה בְּקַרְקָעֲךָ וְאֵין לְךָ עָלָיו לֹא שְׁטַר שְׂכִירוּת וְלֹא שְׁטַר מַשְׁכּוֹנָהּ וְלֹא מָחִיתָ בּוֹ. טָעַן וְאָמַר מִפְּנֵי שֶׁלֹּא הִגִּיעַ אֵלַי הַדָּבָר שֶׁהֲרֵי הָיִיתִי בִּמְדִינָה רְחוֹקָה אוֹמְרִים אִי אֶפְשָׁר שֶׁלֹּא יַגִּיעַ לְיָדְךָ הַדָּבָר בְּשָׁלֹשׁ שָׁנִים וְכֵיוָן שֶׁהִגִּיעַ לְךָ הָיָה לְךָ לִמְחוֹת בִּפְנֵי עֵדִים וְתוֹדִיעַ אוֹתָם שֶׁפְּלוֹנִי גָּזַל אוֹתִי לְמָחָר אֶתְבָּעֶנּוּ בְּדִין. הוֹאִיל וְלֹא מָחִיתָ אַתָּה הִפְסַדְתָּ עַל עַצְמְךָ. לְפִיכָךְ אִם הָיְתָה מִלְחָמָה וְשִׁבּוּשׁ דְּרָכִים בֵּין הַמָּקוֹם שֶׁהָיָה בּוֹ רְאוּבֵן וּבֵין הַמָּקוֹם שֶׁהָיָה בּוֹ שִׁמְעוֹן אֲפִלּוּ אֲכָלָהּ רְאוּבֵן עֶשֶׂר שָׁנִים מוֹצִיאִין אוֹתָהּ תַּחַת יָדוֹ וְחוֹזֶרֶת לְשִׁמְעוֹן מִפְּנֵי שֶׁיָּכוֹל לוֹמַר לֹא יָדַעְתִּי שֶׁזֶּה מִשְׁתַּמֵּשׁ בְּקַרְקָעִי:
3. Если даже в ситуации, когда шла война и была нарушена связь, Реувен привел свидетелей, которые подтвердили, что каждый год Шимон приходил и останавливался в этом месте на 30 дней или меньше, мы говорим Шимону: «Почему ты не протестовал, когда приходил? Ты потерял свои права». Если Шимон заявляет: «Я был очень занят на деловой ярмарке и не знал, что-такой-то в моем дворе», то его заявление уважают. Ведь возможно, что человек будет занят на ярмарке в течение 30 дней. Если он пробыл более 30 дней и не протестовал, то он теряет свои права. Мне кажется, что этот закон действует только в деревнях, потому что там люди очень заняты своими деловыми ярмарками. הֵבִיא רְאוּבֵן עֵדִים שֶׁהָיָה שִׁמְעוֹן בָּא בְּכָל שָׁנָה וְעוֹמֵד בְּמָקוֹם זֶה שְׁלֹשִׁים יוֹם אוֹ פָּחוֹת. אוֹמְרִים לְשִׁמְעוֹן מִפְּנֵי מָה לֹא מָחִיתָ כְּשֶׁבָּאתָ אִבַּדְתָּ זְכוּתְךָ. טָעַן שִׁמְעוֹן וְאָמַר טָרוּד הָיִיתִי בַּשּׁוּק וְלֹא יָדַעְתִּי שֶׁזֶּה בְּתוֹךְ חֲצֵרִי הֲרֵי זוֹ טַעֲנָה. שֶׁכָּל שְׁלֹשִׁים יוֹם יִהְיֶה אָדָם טָרוּד בַּשּׁוּק. וְאִם עָמַד יוֹתֵר מִשְּׁלֹשִׁים יוֹם וְלֹא מִחָה אִבֵּד אֶת זְכוּתוֹ. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁהַדִּין זֶה אֵינוֹ אֶלָּא בַּכְּפָרִים שֶׁהָעָם טְרוּדִין בַּשְּׁוָקִים שֶׁלָּהֶן:
4. А почему мы не говорим Реувену: «Если правда, что он продал тебе имущество или подарил его, почему ты не позаботился о документе о приобретении?». Потому что человек не заботится о своих юридических документах всю свою жизнь, и это установленная презумпция, что человек не будет заботиться о юридическом документе более трех лет. Если к тому времени он увидит, что никто не протестует против его права собственности, он не будет больше заботиться о нем. וּמִפְּנֵי מָה אֵין אוֹמְרִין לִרְאוּבֵן אִם אֱמֶת הַדָּבָר שֶׁמָּכַר לְךָ אוֹ נָתַן לְךָ בְּמַתָּנָה לָמָּה לֹא נִזְהַרְתָּ בַּשְּׁטָר שֶׁלְּךָ. מִפְּנֵי שֶׁאֵין אָדָם נִזְהָר בִּשְׁטָרוֹ וְהוֹלֵךְ כָּל יָמָיו וַחֲזָקָה שֶׁאֵין אָדָם נִזְהָר בִּשְׁטָר אֶלָּא עַד שָׁלֹשׁ שָׁנִים. וְכֵיוָן שֶׁרוֹאֶה שֶׁאֵין אָדָם מְמַחֶה בּוֹ שׁוּב אֵינוֹ נִזְהָר:
5. Если Шимон подал протест в далекой стране, почему Реувен не может заявить: «Я не слышал, что он подал протест против меня, так что я счел необходимым обезопасить свой акт приобретения»? Потому что мы говорим ему: «У твоего друга есть друг, а у его друга есть друг». И можно предположить, что весть о протесте дошла до вас. Следовательно, поскольку вы знаете, что он подал протест против вас в течение трех лет, если это правда, что у вас был акт приобретения и вы не сохранили его, то вы причинили себе убытки». הֲרֵי שֶׁמִּחָה שִׁמְעוֹן בִּמְדִינָה רְחוֹקָה מִפְּנֵי מָה לֹא יִטְעֹן רְאוּבֵן וְיֹאמַר לֹא שָׁמַעְתִּי שֶׁמִּחָה בִּי כְּדֵי שֶׁאֶזָּהֵר בַּשְּׁטָר. מִפְּנֵי שֶׁאוֹמֵר לוֹ חֲבֵרְךָ יֵשׁ לוֹ חָבֵר וַחֲבֵרוֹ יֵשׁ לוֹ חָבֵר וַחֲזָקָה שֶׁהִגִּיעַ אֵלֶיךָ הַדָּבָר וְכֵיוָן שֶׁיָּדַעְתָּ שֶׁמִּחָה בְּךָ בְּתוֹךְ שָׁלֹשׁ שָׁנִים בֶּאֱמֶת הָיָה לְךָ שְׁטָר וְלֹא נִזְהַרְתָּ בּוֹ אַתָּה הִפְסַדְתָּ עַל עַצְמְךָ:
6. Таким образом, если Шимон подал протест в присутствии свидетелей, но сказал им: «Не произносите ни слова об этом протесте», то протест не имеет никакого значения. Если же свидетели по собственной воле сказали: «Мы не скажем об этом ни слова», то такой протест имеет значение. Ведь в конечном итоге человек расскажет о деле, которое ему не поручали держать в тайне. Точно так же, если первоначальный владелец сказал свидетелям: «Не сообщайте о моем протесте тому, кто завладел имуществом», или свидетели по собственной воле сказали: «Мы не сообщим ему», то протест имеет значение. Ведь даже если они не сообщат ему, они сообщат другим, и в конечном итоге информация дойдет до него. לְפִיכָךְ אִם מִחָה שִׁמְעוֹן בִּפְנֵי עֵדִים וְאָמַר לָהֶם אַל תּוֹצִיאוּ דָּבָר זֶה מִפִּיכֶם אֵין זֶה מְחָאָה. אֲבָל אִם אָמְרוּ הָעֵדִים מֵעַצְמָן אֵין דָּבָר זֶה יוֹצֵא מִפִּינוּ הֲרֵי גַּם זוֹ מְחָאָה. שֶׁהַדָּבָר שֶׁאֵין אָדָם מְצֻוֶּה עָלָיו אוֹמְרוֹ שֶׁלֹּא בְּכַוָּנָה. וְכֵן אִם צִוָּה לְעֵדִים וְאָמַר לָהֶם אַל תּוֹדִיעוּהוּ אוֹ שֶׁאָמְרוּ הֵן מֵעַצְמָן אֵין אָנוּ מוֹדִיעִין אוֹתוֹ גַּם זוֹ מְחָאָה הִיא. אַף עַל פִּי שֶׁאֵינָן מוֹדִיעִין אוֹתוֹ מוֹדִיעִין הֵם לַאֲחֵרִים וְדָבָר זֶה יַגִּיעַ אֵלָיו:
7. Что представляет собой протест? То, что владелец в присутствии двух свидетелей заявляет: «Такой-то, использующий мое поле, — грабитель. В будущем я призову его к суду». Аналогично, если он скажет: «Это имущество сдано ему в аренду, или оно было отдано ему в залог под кредит. Если он заявит, что я продал его ему или подарил, я подам на него в суд». Аналогично, если он сделает другие аналогичные заявления, протест будет иметь значение, даже если он не подавал его в стране, где находится лицо, владеющее землей. Если же он просто сказал: «Такой-то, использующий мое поле, — грабитель», то это не является действительным протестом, ибо Реувен скажет: «Когда я услышал это, я сказал себе: «Может быть, он просто клевещет на меня». Поэтому я не был внимателен к тому, чтобы соблюсти договор о приобретении». כֵּיצַד הַמְּחָאָה. אוֹמֵר בִּפְנֵי שְׁנַיִם פְּלוֹנִי שֶׁהוּא מִשְׁתַּמֵּשׁ בַּחֲצֵרִי אוֹ בְּשָׂדִי גַּזְלָן הוּא וּלְעָתִיד אֲנִי תּוֹבֵעַ אוֹתוֹ בְּדִין. וְכֵן אִם אָמַר לָהֶם שְׂכוּרָה הִיא בְּיָדוֹ אוֹ מַשְׁכּוֹנָה וְאִם יִטְעֹן עָלַי שֶׁמָּכַרְתִּי אוֹ נָתַתִּי אֲנִי תּוֹבֵעַ אוֹתוֹ בְּדִין. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה הֲרֵי זוֹ מְחָאָה. אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא מִחָה בִּמְדִינָה זוֹ שֶׁהֶחְזִיק בָּהּ זֶה. אֲבָל אִם אָמַר לָהֶן פְּלוֹנִי שֶׁמִּשְׁתַּמֵּשׁ בַּחֲצֵרִי גַּזְלָן הוּא אֵין זוֹ מְחָאָה. שֶׁהֲרֵי רְאוּבֵן אוֹמֵר כְּשֶׁשָּׁמַעְתִּי אָמַרְתִּי שֶׁמָּא חֵרֵף אוֹתִי בִּלְבַד וּלְפִיכָךְ לֹא נִזְהַרְתִּי בִּשְׁטָרִי:
8. Протест, совершенный в присутствии двух свидетелей, имеет значение. Они могут составить юридическую запись об этом, даже если владелец не велел им ее составлять. Если владелец подал протест в первый год, он не обязан подавать новый протест каждый год. Однако между каждым протестом не должно проходить три полных года. Поэтому он должен подавать протест в конце каждого трехлетнего периода. Если он подал протест, задержался на три полных года и подал протест после этого, то протест не имеет никакого значения. מְחָאָה בִּפְנֵי שְׁנַיִם מְחָאָה וְכוֹתְבִין אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא אָמַר לָהֶם כְּתֹבוּ. וְכֵיוָן שֶׁמִּחָה בְּשָׁנָה רִאשׁוֹנָה אֵינוֹ צָרִיךְ לַחְזֹר וְלִמְחוֹת בְּכָל שָׁנָה וְשָׁנָה. אֲבָל צָרִיךְ שֶׁלֹּא יִהְיֶה בֵּין מְחָאָה לִמְחָאָה שָׁלֹשׁ שָׁנִים גְּמוּרוֹת. לְפִיכָךְ צָרִיךְ לִמְחוֹת בְּסוֹף כָּל שָׁלֹשׁ שָׁנִים. וְאִם מִחָה וְעָמַד שָׁלֹשׁ שָׁנִים גְּמוּרוֹת וְאַחַר כָּךְ מִחָה אֵינָהּ מְחָאָה:
9. Если же Реувен привел свидетелей, которые подтвердили, что Шимон, владелец поля, собрал плоды поля вместе и отдал их Реувену, ему разрешается сохранить владение полем. Это касается даже того случая, когда Реувен утверждает, что Шимон продал или подарил ему поле в тот день. Это объясняется тем, что если бы он не дал или не продал ему поле, то не стал бы помогать Реувену на поле и отдавать ему его плоды. הֵבִיא רְאוּבֵן עֵדִים שֶׁזֶּה שִׁמְעוֹן בַּעַל הַשָּׂדֶה קִבֵּץ פֵּרוֹת שָׂדֶה זוֹ וּנְתָנָם לִי תַּעֲמֹד הַשָּׂדֶה בְּיַד רְאוּבֵן וַאֲפִלּוּ טָעַן שֶׁשִּׁמְעוֹן מְכָרָהּ לוֹ אוֹ נָתַן לוֹ הַיּוֹם שֶׁאִלּוּ לֹא מָכַר אוֹ נָתַן לֹא הָיָה מְשַׁמֵּשׁ אֶת רְאוּבֵן בְּשָׂדֶה זוֹ וְנוֹתֵן לוֹ פֵּרוֹתֶיהָ:
10. Если же Шимон ответит, заявив: «Это правда; это событие произошло. Я продал ему права на урожай поля, и оно принадлежало ему, но я никогда не продавал ему само поле», — его слова принимаются, и поле должно быть возвращено Шимону. Однако есть исключение: когда Реувен пользовался продуктами в течение трех лет с ведома Шимона, и Шимон не протестовал против этого, как объясняется. טָעַן שִׁמְעוֹן וְאָמַר אֱמֶת הָיָה הַדָּבָר וּלְפֵרוֹת הוֹרַדְתִּיו וְשֶׁלּוֹ הָיוּ הַפֵּרוֹת אֲבָל הַגּוּף לֹא מָכַרְתִּי נֶאֱמָן וְחוֹזֵר לְשִׁמְעוֹן אֶלָּא אִם כֵּן אֲכָלָהּ רְאוּבֵן בְּפָנָיו שָׁלֹשׁ שָׁנִים וְלֹא מִחָה בּוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter