СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-24 21:56

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о Санедрине. Гл. 4

1. По крайней мере, один из членов высшего Санедрина, малого Санедрина или суда из трех человек должен был получить посвящение в раввины (рукоположение) от учителя, который сам был посвящен. Наш учитель, Моше, посвятил Йеошуа бин-Нуна, возложив на него руки, как сказано [«Бамидбар» 27:23]: «И возложил на него руки свои, и повелел ему». Точно так же Моше рукоположил 70 судей, и на них почило Божественное присутствие. Эти старейшины посвящали других, а другие — еще одних в более поздних поколениях. Эта традиция продолжалась до эпохи Талмуда, когда мудрецы получали рукоположение один от другого по цепочке, восходящей к суду Йеошуа бин-Нуна и к суду Моше. Лицо, рукоположенное главой суда, и лицо, рукоположенное другим рукоположенным судьей, имеют одинаковый статус, даже если этот рукоположенный судья никогда не служил в Санедрине. א. אֶחָד בֵּית דִּין הַגָּדוֹל וְאֶחָד סַנְהֶדְרִין קְטַנָּה אוֹ בֵּית דִּין שֶׁל שְׁלֹשָׁה צָרִיךְ שֶׁיִּהְיֶה אֶחָד מֵהֶן סָמוּךְ מִפִּי הַסָּמוּךְ. וּמשֶׁה רַבֵּנוּ סָמַךְ יְהוֹשֻׁעַ בַּיָּד שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר כז כג) "וַיִּסְמֹךְ אֶת יָדָיו עָלָיו וַיְצַוֵּהוּ". וְכֵן הַשִּׁבְעִים זְקֵנִים משֶׁה רַבֵּנוּ סְמָכָם וְשָׁרְתָה עֲלֵיהֶן שְׁכִינָה. וְאוֹתָן הַזְּקֵנִים סָמְכוּ לַאֲחֵרִים וַאֲחֵרִים לַאֲחֵרִים וְנִמְצְאוּ הַסְּמוּכִין אִישׁ מִפִּי אִישׁ עַד בֵּית דִּינוֹ שֶׁל יְהוֹשֻׁעַ וְעַד בֵּית דִּינוֹ שֶׁל משֶׁה רַבֵּנוּ. וְאֶחָד הַנִּסְמָךְ מִפִּי הַנָּשִׂיא אוֹ מִפִּי אֶחָד מִן הַסְּמוּכִין אֲפִלּוּ לֹא הָיָה אוֹתוֹ סָמוּךְ בַּסַּנְהֶדְרִין מֵעוֹלָם:
2. Как практикуется рукоположение во все времена? Передающий не возлагает руки на голову старца. Вместо этого к нему обращаются по титулу раввина и говорят: «Вы рукоположены и имеете право выносить приговор даже в случаях, связанных с финансовыми санкциями». ב. וְכֵיצַד הִיא הַסְּמִיכָה לְדוֹרוֹת. לֹא שֶׁיִּסְמְכוּ יְדֵיהֶן עַל רֹאשׁ הַזָּקֵן אֶלָּא שֶׁקּוֹרִין לוֹ רַבִּי וְאוֹמְרִים לוֹ הֲרֵי אַתְּ סָמוּךְ וְיֵשׁ לְךָ רְשׁוּת לָדוּן אֲפִלּוּ דִּינֵי קְנָסוֹת:
3. Это посвящение осуществляется только тремя лицами. Как объяснялось, один из трех, должен сам быть посвященным. ג. וְאֵין סוֹמְכִין סְמִיכָה שֶׁהִיא מִנּוּי הַזְּקֵנִים לְדַיָּנוּת אֶלָּא בִּשְׁלֹשָׁה וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה הָאֶחָד מֵהֶן סָמוּךְ מִפִּי אֲחֵרִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
4. Судьями могут быть только те, кто был посвящен в Земле Израиля. Это мудрые люди, способные выносить суждения; их квалификацию тщательно изучил суд на Святой Земле и посвятил их. ד. אֵין קָרוּי אֱלֹהִים אֶלָּא בֵּית דִּין שֶׁנִּסְמַךְ בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל בִּלְבַד וְהֵם הָאֲנָשִׁים הַחֲכָמִים הָרְאוּיִין לָדוּן שֶׁבָּדְקוּ אוֹתָן בֵּית דִּין שֶׁל אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וּמִנּוּ אוֹתָם וְסָמְכוּ אוֹתָן:
5. Сначала тот, кто получил рукоположение, передал его своим ученикам. Впоследствии, в знак уважения к Гиллелю-старшему, мудрецы постановили, что рукоположение не будет передаваться никому, если только разрешение не будет предоставлено главой Верховного суда. Они также постановили, что глава верховного суда не должен передавать рукоположение, если его не сопровождает заместитель, и что заместитель не должен передавать рукоположение, если его не сопровождает глава верховного суда. Остальные старейшины могли сами передать рукоположение после получения разрешения от главы верховного суда при условии, что их сопровождают двое других. Ибо рукоположение не может быть передано менее чем тремя судьями. ה. בָּרִאשׁוֹנָה הָיָה כָּל מִי שֶׁנִּסְמָךְ סוֹמֵךְ לְתַלְמִידָיו. וַחֲכָמִים חָלְקוּ כָּבוֹד לְהִלֵּל הַזָּקֵן וְהִתְקִינוּ שֶׁלֹּא יְהֵא אָדָם נִסְמָךְ אֶלָּא בִּרְשׁוּת הַנָּשִׂיא. וְשֶׁלֹּא יְהֵא הַנָּשִׂיא סוֹמֵךְ אֶלָּא אִם כֵּן הָיָה אַב בֵּית דִּין עִמּוֹ. וְשֶׁלֹּא יִהְיֶה אַב בֵּית דִּין סוֹמֵךְ אֶלָּא אִם כֵּן הָיָה הַנָּשִׂיא עִמּוֹ. אֲבָל שְׁאָר הַחֲבוּרָה יֵשׁ לְכָל אֶחָד מֵהֶם לִסְמֹךְ בִּרְשׁוּת הַנָּשִׂיא. וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ שְׁנַיִם עִמּוֹ שֶׁאֵין סְמִיכָה פָּחוֹת מִשְּׁלֹשָׁה:
6. Рукоположение не может быть передано старейшинам в диаспоре, даже если судьи, передавшие рукоположение, получили его в Земле Израиля. Даже если судьи, передавшие рукоположение, находились в Земле Израиля, а старейшины, получавшие рукоположение, находились в диаспоре, они не должны передавать рукоположение. Излишне говорить, что это применимо, если судьи, передавшие рукоположение, находились в диаспоре, а старейшины, получавшие рукоположение, находились в Земле Израиля. Если бы они оба находились в Земле Израиля, рукоположение могло быть передано, даже если посвящаемые находятся не в том же месте, что и посвящающие. Вместо этого судьи, передающие рукоположение, посылают к старейшине или пишут ему, что ему дано рукоположение и что он имеет право рассматривать дела, связанные с денежными взысканиями. Это допустимо, потому что они оба находятся в Земле Израиля. Вся территория Земли Израиля, которой завладели евреи, покинувшие Египет, пригодна для того, чтобы в ней было передано рукоположение. ו. אֵין סוֹמְכִין זְקֵנִים בְּחוּצָה לָאָרֶץ וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵלּוּ הַסּוֹמְכִין נִסְמְכוּ בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל. אֲפִלּוּ הָיוּ הַסּוֹמְכִין בָּאָרֶץ וְהַנִּסְמָךְ חוּצָה לָאָרֶץ אֵין סוֹמְכִין. וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם הָיוּ הַסּוֹמְכִין בְּחוּצָה לָאָרֶץ וְהַנִּסְמָכִין בָּאָרֶץ. הָיוּ שְׁנֵיהֶם בָּאָרֶץ סוֹמְכִין אוֹתוֹ אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ עִם הַסְּמוּכִים בְּמָקוֹם אֶחָד. אֶלָּא שׁוֹלְחִין לוֹ אוֹ כּוֹתְבִין לוֹ שֶׁהוּא סָמוּךְ וְנוֹתְנִין לוֹ רְשׁוּת לָדוּן דִּינֵי קְנָסוֹת הוֹאִיל וּשְׁנֵיהֶם בָּאָרֶץ. וְכָל אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל שֶׁהֶחְזִיקוּ בָּהּ עוֹלֵי מִצְרַיִם רְאוּיָה לִסְמִיכָה:
7. Судьи, которые сами получили рукоположение, могут передать его на многих лиц, даже на 100 человек, одновременно. Король Давид однажды передал рукоположение на 30 000 человек в один день. ז. יֵשׁ לַסּוֹמְכִין לִסְמֹךְ אֲפִלּוּ מֵאָה בְּפַעַם אַחַת. וְדָוִד הַמֶּלֶךְ סָמַךְ שְׁלֹשִׁים אֶלֶף בְּיוֹם אֶחָד:
8. Такие судьи могут назначать любого, кого они пожелают, для решения конкретных вопросов, при условии, что он в состоянии рассматривать все вопросы. Что подразумевается? Суд имеет право давать рукоположение выдающемуся судье, способному выносить постановления относительно всей Торы и ограничивать свои полномочия рассмотрением финансовых дел, но не тем, что запрещено и разрешено. И наоборот, они могут предоставить ему полномочия в отношении того, что запрещено и что разрешено, но не для рассмотрения дел, связанных с финансовыми делами. Или они могут дать ему право выносить решения в отношении обоих этих способов, но не законов, связанных с денежными штрафами, или выносить решения в отношении финансовых штрафов, но не постановлять, что порок лишает права первородного животного. Или же они могут дать ему разрешение просто отпускать клятвы, судить о пороках или править только в рамках других столь же ограниченных параметров. ח. וְיֵשׁ לָהֶן לְמַנּוֹת כָּל מִי שֶׁיִּרְצוּ לִדְבָרִים יְחִידִים. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה רָאוּי לְכָל הַדְּבָרִים. כֵּיצַד. חָכָם מֻפְלָא שֶׁרָאוּי לְהוֹרוֹת לְכָל הַתּוֹרָה כֻּלָּהּ יֵשׁ לְבֵית דִּין לִסְמֹךְ אוֹתוֹ וְלִתֵּן לוֹ רְשׁוּת לָדוּן וְלֹא לְהוֹרוֹת בְּאִסּוּר וְהֶתֵּר. אוֹ יִתְּנוּ לוֹ רְשׁוּת בְּאִסּוּר וְהֶתֵּר וְלֹא לָדוּן דִּינֵי מָמוֹנוֹת. אוֹ יִתְּנוּ רְשׁוּת לָזֶה וְלָזֶה אֲבָל לֹא לָדוּן דִּינֵי קְנָסוֹת. אוֹ לָדוּן דִּינֵי קְנָסוֹת אֲבָל לֹא לְהַתִּיר בְּכוֹרוֹת בְּמוּמִין. אוֹ יִתְּנוּ לוֹ רְשׁוּת לְהַתִּיר נְדָרִים בִּלְבַד אוֹ לִרְאוֹת כְּתָמִים. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּהֶן:
9. Точно так же посвящающие судьи имеют разрешение дать лицу, получающему рукоположение, лицензию на судейство только на определенное время, сказав ему: «У тебя есть разрешение судить или выносить решения, пока глава верховного суда не прибудет сюда», или «...до тех пор, пока вы вместе с нами в этом городе», или ввести другие подобные ограничения. ט. וְכֵן יֵשׁ לַסּוֹמְכִין לִתֵּן רְשׁוּת עַד זְמַן וְלוֹמַר לַנִּסְמָךְ יֵשׁ לְךָ רְשׁוּת לָדוּן אוֹ לְהוֹרוֹת עַד שֶׁיָּבוֹא הַנָּשִׂיא לְכָאן. אוֹ כָּל זְמַן שֶׁאֵין אַתָּה עִמָּנוּ בַּמְּדִינָה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
10. Когда мудрец, обладающий выдающимися знаниями Торы, слеп на один глаз, ему не дается рукоположение в отношении вопросов финансового права, хотя он может выносить решения по таким делам. Причина в том, что он не в состоянии судить обо всех делах. Подобные принципы применяются во всех аналогичных ситуациях. י. חָכָם מֻפְלָא שֶׁהוּא סוּמָא בְּעֵינוֹ אַחַת אַף עַל פִּי שֶׁהוּא רָאוּי לְדִינֵי מָמוֹנוֹת אֵין סוֹמְכִין אוֹתוֹ לְדִינֵי מָמוֹנוֹת מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לְכָל הַדְּבָרִים. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
11. Если в Земле Израиля был только один посвященный судья, он должен был вызвать двух других судей, чтобы они сидели с ним, и они должны посвящать 70 судей одновременно или одного за другим. После этого он и эти 70 человек должны объединиться, чтобы составить высший Санедрин, и предоставить рукоположение другим для создания других судов. Мне кажется, что если все мудрецы в Земле Израиля согласятся назначать судей и налагать на них рукоположение, то рукоположение является обязательной, и эти судьи могут рассматривать дела, связанные с денежными штрафами, и налагать рукоположение на других. Если так, то почему мудрецы огорчались из-за учреждения рукоположения, чтобы решение дел, связанных с денежными штрафами, не было отменено среди еврейского народа? Потому что еврейский народ был рассеян, и невозможно, чтобы все могли согласиться. Если, напротив, был человек, получивший рукоположение от человека, получившего рукоположение, то он не требует согласия всех остальных. Вместо этого он может рассматривать дела, связанные с денежными штрафами для всех, поскольку он получил рукоположение от суда. Вопрос о том, можно ли возобновить рукоположение, требует разрешения. יא. הֲרֵי שֶׁלֹּא הָיָה בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל אֶלָּא סוֹמֵךְ אֶחָד מוֹשִׁיב שְׁנַיִם בְּצִדּוֹ וְסוֹמֵךְ שִׁבְעִים כְּאֶחָד אוֹ זֶה אַחַר זֶה וְאַחַר כָּךְ יַעֲשֶׂה הוּא וְהַשִּׁבְעִים בֵּית דִּין הַגָּדוֹל וְיִסְמְכוּ בָּתֵּי דִּינִין אֲחֵרִים. נִרְאִין לִי הַדְּבָרִים שֶׁאִם הִסְכִּימוּ כָּל הַחֲכָמִים שֶׁבְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל לְמַנּוֹת דַּיָּנִים וְלִסְמֹךְ אוֹתָם הֲרֵי אֵלּוּ סְמוּכִים וְיֵשׁ לָהֶן לָדוּן דִּינֵי קְנָסוֹת וְיֵשׁ לָהֶן לִסְמֹךְ לַאֲחֵרִים. אִם כֵּן לָמָּה הָיוּ הַחֲכָמִים מִצְטַעֲרִין עַל הַסְּמִיכָה כְּדֵי שֶׁלֹּא יִבָּטְלוּ דִּינֵי קְנָסוֹת מִיִּשְׂרָאֵל. לְפִי שֶׁיִּשְׂרָאֵל מְפֻזָּרִין וְאִי אֶפְשָׁר שֶׁיַּסְכִּימוּ כֻּלָּן. וְאִם הָיָה שָׁם סָמוּךְ מִפִּי סָמוּךְ אֵינוֹ צָרִיךְ דַּעַת כֻּלָּן אֶלָּא דָּן דִּינֵי קְנָסוֹת לַכּל שֶׁהֲרֵי נִסְמַךְ מִפִּי בֵּית דִּין. וְהַדָּבָר צָרִיךְ הֶכְרֵעַ:
12. Когда суд получил рукоположение в Земле Израиля, а затем отправился в диаспору, он может рассматривать дела, связанные с финансовыми санкциями в диаспоре, таким же образом, как он рассматривает такие дела в Земле Израиля. Ибо Санедрин осуществляет судебную власть в Земле Израиля и в диаспоре, если судьи получили рукоположение в Земле Израиля. יב. בֵּית דִּין שֶׁנִּסְמְכוּ בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וְיָצְאוּ חוּצָה לָאָרֶץ הֲרֵי הֵם דָּנִים דִּינֵי קְנָסוֹת בְּחוּצָה לָאָרֶץ כְּדֶרֶךְ שֶׁדָּנִים בָּאָרֶץ. שֶׁסַּנְהֶדְרִין נוֹהֶגֶת בָּאָרֶץ וּבְחוּצָה לָאָרֶץ וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ סְמוּכִים:
13. Главы диаспоры в Вавилоне действуют вместо королей. У них есть власть навязывать свою власть еврейскому народу во всех местах и судить его, согласны они с этим или нет. Как сказано («Берейшит» 49:10): «Посох не отойдет от Йеуды» — это относится к главам диаспоры Вавилона. יג. רָאשֵׁי גָּלֻיּוֹת שֶׁבְּבָבֶל בִּמְקוֹם מֶלֶךְ הֵן עוֹמְדִים. וְיֵשׁ לָהֶן לִרְדּוֹת אֶת יִשְׂרָאֵל בְּכָל מָקוֹם וְלָדוּן עֲלֵיהֶן בֵּין רָצוּ בֵּין לֹא רָצוּ שֶׁנֶּאֱמַר (בראשית מט י) "לֹא יָסוּר שֵׁבֶט מִיהוּדָה" אֵלּוּ רָאשֵׁי גָּלֻיּוֹת שֶׁבְּבָבֶל:
14. Любой судья, допущенный к рассмотрению дел и получивший от главы диаспоры лицензию на должность судьи, имеет право действовать в качестве судьи во всем мире, будь то в Земле Израиля или в диаспоре. Несмотря на то, что одна или обе стороны не желают оспаривать дело перед ним, они обязаны сделать это, несмотря на то, что он не имеет полномочий рассматривать дела, связанные с финансовыми санкциями. Любой судья, допущенный к рассмотрению дел и получивший лицензию судьи от суда в Земле Израиля, имеет право действовать в качестве судьи на всей территории Земли Израиля и в городах, расположенных на ее границах, даже если стороны не желают аргументировать дело перед ним. В диаспоре, напротив, выданная ему лицензия не дает ему права принуждать тяжущихся предстать перед ним. Хотя он имеет право рассматривать дела, связанные с финансовыми санкциями в диаспоре, он может рассматривать такие дела только тогда, когда тяжущиеся стороны соглашаются, чтобы он судил. У него нет власти принуждать тяжущиеся стороны принять его постановления, если только ему не предоставлена такая власть главой диаспоры. יד. וְכָל דַּיָּן הָרָאוּי לָדוּן שֶׁנָּתַן לוֹ רֹאשׁ גָּלוּת רְשׁוּת לָדוּן יֵשׁ לוֹ רְשׁוּת לָדוּן בְּכָל הָעוֹלָם אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא רָצוּ בַּעֲלֵי דִּינִין בֵּין בָּאָרֶץ בֵּין בְּחוּצָה לָאָרֶץ אַף עַל פִּי שֶׁאֵינוֹ דָּן דִּינֵי קְנָסוֹת. וְכָל דַּיָּן הָרָאוּי לָדוּן שֶׁנָּתְנוּ לוֹ בֵּית דִּין שֶׁבְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל רְשׁוּת לָדוּן יֵשׁ לוֹ רְשׁוּת לָדוּן בְּכָל אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל וּבַעֲיָרוֹת הָעוֹמְדוֹת עַל הַגְּבוּלִים אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא רָצוּ בַּעֲלֵי דִּינִין. אֲבָל בְּחוּצָה לָאָרֶץ אֵין רְשׁוּתָן מוֹעֶלֶת לוֹ לָכוֹף אֶת בַּעֲלֵי דִּינִין. אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ לוֹ לָדוּן דִּינֵי קְנָסוֹת בְּחוּצָה לָאָרֶץ אֵינוֹ דָּן אֶלָּא לְמִי שֶׁרוֹצֶה לָדוּן אֶצְלוֹ. אֲבָל לָכוֹף אֶת בַּעֲלֵי דִּינִין וְלָדוּן לָהֶם אֵין לוֹ רְשׁוּת עַד שֶׁיִּטּל רְשׁוּת מֵרֹאשׁ גָּלוּת:
15. Когда человек не подходит для работы в качестве судьи, потому что он невежественен или потому, что у него нет надлежащего характера, а глава диаспоры нарушил закон и наделил его властью, или суд ошибся и наделил его властью, предоставленная ему власть не имеет значения, пока не станет соответствовать. Приведу параллель: когда человек посвящает животное с физическим изъяном для принесения в жертву, святость не охватывает его. טו. מִי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לָדוּן מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ יוֹדֵעַ אוֹ מִפְּנֵי שֶׁאֵינוֹ הָגוּן שֶׁעָבַר רֹאשׁ גָּלוּת וְנָתַן לוֹ רְשׁוּת אוֹ שֶׁטָּעוּ בֵּית דִּין וְנָתְנוּ לוֹ רְשׁוּת אֵין הָרְשׁוּת מוֹעֶלֶת לוֹ כְּלוּם עַד שֶׁיְּהֵא רָאוּי. שֶׁהַמַּקְדִּישׁ בַּעַל מוּם לַמִּזְבֵּחַ אֵין הַקְּדֻשָּׁה חָלָה עָלָיו:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter