СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 09:04

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о Санедрине. Гл. 13

1. Когда человека приговаривают к смертной казни, его выводят за пределы суда и ведут к месту казни. Один человек стоит у входа во двор с флажками в руках, а на удалении от него ставят лошадь. Перед осужденным объявляют: «Такого-то ведут на казнь таким-то и таким-то образом, потому что он нарушил этот запрет, в этом месте и в это время. Такой-то и такой-то — его свидетели. Если есть кто-нибудь, кто знает причину, ведущую к его оправданию, пусть они придут и скажут нам». Если человек говорит: «Я знаю причину, по которой его можно оправдать», человек с флажками машет ими, и всадник на лошадях мчится, чтобы вернуть подсудимого в суд. Если обнаруживается фактор, ведущий к его оправданию, он освобождается. Если нет, то его ведут обратно на казнь. Если сам подсудимый говорит: «Я знаю довод, ведущий к моему оправданию», даже если в его словах нет оснований, его возвращают в суд один или два раза. Мы подозреваем, что, возможно, из-за страха он не смог представить свои доводы, и когда его вернут в суд, он будет собран и изложит вескую причину оправдательного приговора. Если его вернут в суд и обнаружится, что его слова лишены основания, в третий раз его ведут на казнь. Если и в этот третий раз он скажет: «Я знаю довод, ведущий к моему оправданию», — возвращаем его в суд даже несколько раз, если его слова существенны. По этой причине двое ученых отправляются сопровождать его и выслушивать его заявления по дороге. Если его слова имеют под собой основания, он возвращается в суд. Если нет, то он не возвращается. Если довод, ведущий к его оправданию, не обнаруживается, его приводят на казнь. Свидетели — это те, кто казнит его так, как он несет ответственность. Когда убийцу не казнят его свидетели, все остальные обязаны казнить его. Примерно в десяти локтях от места казни ему велено сознаться. Ибо все казненные должны сознаться. Ибо если они исповедуются, то получают долю в будущем мире. Если он не умеет исповедоваться, мы говорим ему: «Скажи: Моя смерть искупит мои грехи». Даже если он знает, что стал жертвой ложных показаний, он должен сознаться таким образом. א. מִי שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ לְמִיתָה מוֹצִיאִין אוֹתוֹ מִבֵּית דִּין וְאֶחָד עוֹמֵד עַל פֶּתַח בֵּית דִּין וְהַסּוּדָרִין בְּיָדוֹ וְהַסּוּס רָחוֹק מִמֶּנּוּ. וְהַכָּרוֹז יוֹצֵא לְפָנָיו פְּלוֹנִי יוֹצֵא לֵהָרֵג בְּמִיתָה פְּלוֹנִית עַל שֶׁעָבַר עֲבֵרָה פְּלוֹנִית בְּמָקוֹם פְּלוֹנִי בִּזְמַן פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי וּפְלוֹנִי עֵדָיו מִי שֶׁיּוֹדֵעַ לוֹ זְכוּת יָבוֹא וִילַמֵּד עָלָיו. אָמַר אֶחָד יֵשׁ לִי לְלַמֵּד עָלָיו זְכוּת זֶה מֵנִיף בַּסּוּדָרִין וְזֶה הָרוֹכֵב עַל הַסּוּס רָץ וּמַחֲזִיר אֶת הַנִּדּוֹן לְבֵית דִּין. אִם נִמְצָא לוֹ זְכוּת פּוֹטְרִין אוֹתוֹ וְאִם לֹא יַחְזֹר וְיֵצֵא לַהֲרִיגָה. אָמַר הוּא בְּעַצְמוֹ יֵשׁ לִי לְלַמֵּד עַל עַצְמִי זְכוּת אַף עַל פִּי שֶׁאֵין מַמָּשׁ בִּדְבָרָיו מַחֲזִירִין אוֹתוֹ פַּעַם רִאשׁוֹנָה וּשְׁנִיָּה. שֶׁמָּא מִפְּנֵי הַפַּחַד נִסְתַּתְּמוּ טַעֲנוֹתָיו וּכְשֶׁיַּחֲזֹר לְבֵית דִּין תִּתְיַשֵּׁב דַּעְתּוֹ וְיֹאמַר טַעַם. הֶחְזִירוּהוּ וְלֹא נִמְצָא מַמָּשׁ בִּדְבָרָיו מוֹצִיאִין אוֹתוֹ פַּעַם שְׁלִישִׁית. אָמַר בַּשְּׁלִישִׁית יֵשׁ לִי לְלַמֵּד עַל עַצְמִי זְכוּת אִם יֵשׁ מַמָּשׁ בִּדְבָרָיו מַחֲזִירִין אוֹתוֹ אֲפִלּוּ כַּמָּה פְּעָמִים. לְפִיכָךְ מוֹסְרִין לוֹ שְׁנֵי תַּלְמִידֵי חֲכָמִים שֶׁשּׁוֹמְעִין דְּבָרָיו בַּדֶּרֶךְ אִם יֵשׁ מַמָּשׁ בִּדְבָרָיו מַחֲזִירִין אוֹתוֹ וְאִם לָאו אֵין מַחֲזִירִין אוֹתוֹ. אִם לֹא נִמְצָא לוֹ זְכוּת מוֹצִיאִין אוֹתוֹ. וְעֵדָיו הֵם הַהוֹרְגִין אוֹתוֹ בְּכָל מִיתָה שֶׁיִּתְחַיֵּב בָּהּ. וְרוֹצֵחַ שֶׁלֹּא הֲרָגוּהוּ עֵדָיו חַיָּבִין לַהֲמִיתוֹ בְּיַד כָּל אָדָם. רָחוֹק מִמְּקוֹם הַהֲרִיגָה כְּעֶשֶׂר אַמּוֹת אוֹמֵר לוֹ הִתְוַדֶּה שֶׁכֵּן דֶּרֶךְ כָּל הַמּוּמָתִין מִתְוַדִּין וְכָל הַמִּתְוַדֶּה יֵשׁ לוֹ חֵלֶק לָעוֹלָם הַבָּא. אִם אֵינוֹ יוֹדֵעַ לְהִתְוַדּוֹת אוֹמְרִים לוֹ אֱמֹר תְּהֵא מִיתָתִי כַּפָּרָה עַל כָּל עֲוֹנוֹתַי. אֲפִלּוּ יָדַע בְּעַצְמוֹ שֶׁשֶּׁקֶר הֵעִידוּ עָלָיו כָּךְ הוּא מִתְוַדֶּה:
2. После того, как он признается, ему дают гранулу ладана, растворенную в чашке вина, чтобы он потерял контроль над своим разумом и напился. После этого его казнят в порядке, за который он несет ответственность. ב. וְאַחַר שֶׁמִּתְוַדֶּה מַשְׁקִין אוֹתוֹ קֹרֶט שֶׁל לְבוֹנָה בְּכוֹס שֶׁל יַיִן כְּדֵי שֶׁתִּטָּרֵף דַּעְתּוֹ עָלָיו וְיִשְׁתַּכֵּר. וְאַחַר כָּךְ יֵהָרֵג בַּמִּיתָה שֶׁהוּא חַיָּב בָּהּ:
3. Вино, ладан, камень, которым казнят человека, забитого камнями до смерти, меч, которым обезглавливают подсудимого, ткань, используемую для удушения, шест, на котором вешают богохульника или идолопоклонника после казни, флаги, которыми машут перед казнимыми, лошадь, которая бежит его спасать — все оплачивается обществом. Любой, кто хочет пожертвовать их, может сделать это. ג. זֶה הַיַּיִן וְהַלְּבוֹנָה וְהָאֶבֶן שֶׁיִּסָּקֵל בָּהּ הַנִּסְקָל. וְהַסַּיִף שֶׁיֵּהָרֵג בּוֹ הַנֶּהֱרָג. וְהַסּוּדָר שֶׁחוֹנְקִין בּוֹ הַנֶּחְנָק. וְהָעֵץ שֶׁתּוֹלִין עָלָיו הַנִּתְלֶה. וְהַסּוּדָרִין שֶׁמְּנִיפִין בָּהּ לִפְנֵי הֲרוּגֵי בֵּית דִּין. וְהַסּוּס שֶׁרָץ לְהַצִּילוֹ. הַכּל בָּאִין מִשֶּׁל צִבּוּר. וּמִי שֶׁיִּרְצֶה לְהִתְנַדֵּב יָבוֹא וְיִתְנַדֵּב:
4. Суд не присутствует на похоронах казненного. Всякий раз, когда суд казнит человека, ему запрещается есть до конца этого дня. Этот запрет включен в запрет (Ваикра 19:26): «Не ешьте на крови». Трапеза утешения не дается родственникам казненного судом. Это также вытекает из приведенного выше стиха. Эти действия запрещены, но они не наказываются плетью. ד. אֵין בֵּית דִּין יוֹצְאִין אַחַר הַנֶּהֱרָג. וְכָל בֵּית דִּין שֶׁהָרְגוּ נֶפֶשׁ אֲסוּרִים לֶאֱכל כָּל אוֹתוֹ הַיּוֹם הֲרֵי זֶה בִּכְלַל לֹא תֹאכְלוּ עַל הַדָּם. וְאֵין מַבְרִין הַקְּרוֹבִים עַל הֲרוּגֵי בֵּית דִּין מִשּׁוּם לֹא תֹאכְלוּ עַל הַדָּם. וּדְבָרִים אֵלּוּ אֲסוּרִין וְאֵין בָּהֶן מַלְקוֹת:
5. Когда человек привлекается к смертной казни во время праздничных будней, суд продлевает изучение его приговора. Судьи едят и пьют. После этого, незадолго до захода солнца, они завершают суд и казнят его. ה. מִי שֶׁנִּתְחַיֵּב מִיתָה בְּחֻלּוֹ שֶׁל מוֹעֵד מְעַיְּנִין בְּדִינוֹ וְאוֹכְלִין בֵּית דִּין וְשׁוֹתִין וְאַחַר כָּךְ גּוֹמְרִין אֶת דִּינוֹ סָמוּךְ לִשְׁקִיעַת הַחַמָּה וְהוֹרְגִין אוֹתוֹ:
6. По казненным судом траурные обряды не проводятся. Их родственники приходят и осведомляются о самочувствии свидетелей и о самочувствии судей, чтобы показать, что они не имеют против них злых чувств в своих сердцах и что они признают, что их приговор был верным. Хотя они не соблюдают траурные обряды, они могут скорбеть о казненном, так как это исключительно отражение чувства в сердце. ו. הֲרוּגֵי בֵּית דִּין אֵין מִתְאַבְּלִין עֲלֵיהֶן. וּבָאִין קְרוֹבֵיהֶן וְשׁוֹאֲלִים אֶת שְׁלוֹם הָעֵדִים וְאֶת שְׁלוֹם הַדַּיָּנִים לְהוֹדִיעַ שֶׁאֵין בְּלִבָּם עֲלֵיהֶן כְּלוּם שֶׁדִּין אֱמֶת דָּנוּ. וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵין נוֹהֲגִין אֲבֵלוּת הֲרֵי הֵן אוֹנְנִים עֲלֵיהֶם שֶׁאֵין אֲנִינוּת אֶלָּא בַּלֵּב:
7. Когда человека осудили в одном суде, он сбежал, и его доставили в другой суд, мы не открываем его дело заново. Вместо этого, где два человека встанут и заявят: «Мы свидетельствуем, что этот человек был приговорен к смертной казни в этом суде и что такие-то и такие-то и такие-то свидетельствовали против него», его казнят. Когда применимо вышеизложенное? К убийце. Другие люди, подлежащие казни, не подвергаются этому наказанию до тех пор, пока не придут свидетели, первоначально давшие показания против них, и не засвидетельствуют, что они приговорены к смертной казни. Затем свидетели должны сами казнить осужденных. Вышеупомянутое применимо при условии, что показания даются в суде, состоящем из 23 судей. ז. מִי שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ וּבָרַח וּבָא לְבֵית דִּין אַחֵר אֵין סוֹתְרִין אֶת דִּינוֹ אֶלָּא כָּל מָקוֹם שֶׁיַּעַמְדוּ שְׁנַיִם וְיֹאמְרוּ מְעִידִין אָנוּ אֶת אִישׁ פְּלוֹנִי שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ בְּבֵית דִּין פְּלוֹנִי וּפְלוֹנִי וּפְלוֹנִי עֵדָיו הֲרֵי זֶה יֵהָרֵג. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּרוֹצֵחַ. אֲבָל שְׁאָר חַיָּבֵי מִיתוֹת עַד שֶׁיָּבוֹאוּ עֵדָיו הָרִאשׁוֹנִים וְיָעִידוּ שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ וְיַהַרְגוּהוּ בְּיָדָם. וְהוּא שֶׁיָּעִידוּ בְּבֵית דִּין שֶׁל עֶשְׂרִים וּשְׁלֹשָׁה:
8. Когда человек был приговорен к смертной казни судом в диаспоре и бежал в суд в Землю Израиля, мы как минимум заново открываем его дело. Если он предстанет перед тем же судом, который вынес ему приговор в диаспоре, мы не будем возобновлять его дело, несмотря на то, что приговорили его в диаспоре и сейчас они находятся в Земле Израиля. ח. מִי שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ בְּבֵית דִּין שֶׁהָיָה בְּחוּצָה לָאָרֶץ וּבָרַח לְבֵית דִּין שֶׁבְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל סוֹתְרִין אֶת דִּינוֹ עַל כָּל פָּנִים. וְאִם הָיוּ אוֹתָן בֵּית דִּין עַצְמָן שֶׁנִּגְמַר דִּינוֹ בִּפְנֵיהֶם אֵין סוֹתְרִין אֶת דִּינוֹ אַף עַל פִּי שֶׁגְּמָרוּהוּ בְּחוּצָה לָאָרֶץ וְהֵם עַתָּה בְּאֶרֶץ יִשְׂרָאֵל:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter