В этом году я решил наверстать пропущенный год (из-за войны в Израиле) и поехал к Ребе на две недели — включая праздник Симхат-Тора, субботу «Берейшит» и субботу «Ноах». [Полет был через Дубай и в связи с длительной остановкой мы вышли на прогулку в Бурдж-Халифа (чтобы раздать местным жителям карточки с 7 заповедями Бней-Ноах).]
Как обычно, до полёта я собрал сотни просьб для благословения, которые зачитал во время молитвы в «770». У хасидов принято считать, что это время является заменой личной аудиенции у Ребе.
Еда — в огромной сукке р. Мойше Рубашкина, дом которого в это время превращается в гостиницу для сотни гостей. Длина сукки — более 100 метров. Еда очень разнообразная, почти как в ресторане — 24 часа в сутки.
В 6 часов утра была последняя вечерняя молитва в «770» (в это время заканчиваются танцы на улице Кингстон), а в 6:30 уже началась первая утренняя молитва.
Пол в «770» тоже святой...
Возле входа в «770» рядом с кабинетом Ребе стоят люди. Одни читают молитву перед сном, а другие — утренние благословения.
Ждём возле сукки, чтобы произнести благословение на 4 вида растений, которые после 10:30 заносят в «770» и кладут на стол Ребе...
Еженедельный урок, который я провожу в Израиле в нашем центре ХАБАДа по «Двар Малхут», состоялся точно по расписанию через ZOOM.
Ошана раба. Танцы вечером, потом перерыв на Псалмы и до 6 утра — возле «770», где полиция перегородила улицу.
Последняя возможность произнести благословение на 4 вида растений Ребе.
Встретил Леви Домбровского, который рассказал мне потрясающую историю о том, как благодаря тому, что много лет назад он последовал моему совету обратиться к раввину в ближайшем городе, его семья буквально спаслась переехав из места, которое впоследствии разбомбили.
Симхат-Тора и суббота «Берейшит» это что-то неподдающееся описанию, особенно во время утренней молитвы. Чтобы занять нормальное место, нужно встать в 5 утра, но не всегда это помогает. В этот раз получилось — вокруг море людей и все двигаются как волны, а на нашей скамейке тишина и спокойствие.
В субботу нужно было учить много из книги ХИТАС — всю главу «Берейшит» с комментарием РАШИ, а также восполнить все недостающие уроки. Для этого используется перерыв во время утренней молитвы, когда продают «заповеди» на следующий год. Обычно это занимает два часа и мы делаем «кидуш». В «770» в этом году установили новые кондиционеры и было очень холодно. Пришлось искать немного водки, чтобы сказать «лехаим» и согреться.
Стоим под пирамидой в субботу днем. Один человек рассказал, что в 1992 году было в 3 раза меньше людей.
Интересно отметить, что люди вокруг гораздо более приветливые, чем в прошлые годы. В магазине без проблем разменяли деньги, чтобы зайти в микву «Меир» (там не дают сдачи). Некоторые люди даже оплачивают своими картами за вход гостей.
Первый день будней. 26 Тишрея. Такой утренней молитвы у меня не было уже два года. Раскрытие святости самого высокого уровня.
На улицах разбирают шалаши... Все время ни разу не было дождей (напоминаю, что это конец октября). Днём светит солнце и довольно жарко, а ночью иногда холодно.
В «770» в любое время жизнь кипит ключом. С 6 утра начинается генеральная уборка. У уборщиков новая униформа — ярко желтые футболки с надписью «Любавичская община» и рисунком «770».
После молитвы возле «770» Ребе раздает доллары.
За все время услышал от друзей много интересных рассказов о чудесах Ребе, которые будут вскоре опубликованы на сайте.
Второй день будней. 27 Тишрея. Ребе проводит для гостей общую аудиенцию. Все вручают Ребе просьбу о благословении и получают доллар. После этого — выступление раввинов на тему Мошиаха.
Вечером не смог помолиться вместе с Ребе. Ощущение во время молитвы совершенно другое. Именно таким образом заметен контраст, насколько молитвы с Ребе воздействуют на человека. Хотя «770» само по себе святое место, но в во время молитв с Ребе проявляется непостижимая до этого святость.
Третий день будней. 28 Тишрея. По газонам бегают белки. Людей в «770» становится все меньше и меньше — гости уезжают. Но утром ученики йешивы занимают все свободные скамейки — учёба идёт полным ходом.
Четвёртый день будней. 29 Тишрея. Сегодня вечером будет новомесячье Мар-Хешвана — в пятницу и в субботу. Провел второй урок по беседе Ребе «Двар Малхут» с напарником по учебе в Израиле через ZOOM.
За эту неделю уже 2 раза отменили обратный рейс, но успешно заменили его на новый.
Пятый день будней. 30 Тишрея. Первый день новомесячья Мар-Хешвана. Канун субботы.
Насколько мне помнится, я первый раз был у Ребе на новомесячье. В этот раз я нашёл себе место возле кресла Ребе. Разумеется, всю молитву я стоял... Сама молитва необычная. Много пели. Вызывают Ребе к Торе. Перед молитвой «мусаф» поют «Йехи» очень долго...
Увидел в действии, как функционирует «Центр ХАБАДа 770» под управлением р. Шнеура Гринвальда (я помню его ещё ребёнком в Кфар-Хабаде).
Суббота «Ноах». Перед наступлением субботы на женской половине раздались дикие крики. Обычно такое бывает, когда кому-то становится плохо, не дай Б-г, и нужно вызвать врача. В этот раз там была мышь...
Очень впечатляет, когда тысяча хасидов поют вместе нигуны — во время молитвы или на хасидском застолье.
Первый день будней. 2 Мар-Хешвана. Глава «Лех-леха».
Рано утром в «770» ученики йешив провели специальный урок по книге «Тания» для поднятия души солдата Шнеур-Залмана Коэна из Ицара, который погиб накануне в секторе Газа. Было более 100 человек в центре «770».
В «770» в этом году очень популярны маленькие пирожки с шоколадом, запечатанные в целофан. Их приносят утром в огромном ящике и народ разбирает. У меня осталось три штуки с субботы и я отдал две проходящему мимо сыну. А один из ребят увидел это и подумал, что я просто раздаю и попросил для себя. Вы не представляете, какой это кайф — накормить ученика йешивы в «770». Кстати, их самая любимая еда — это лапша быстрого приготовления (на иврите «мана хама» с ударением на последние слога). Может быть оттого, что это напоминает им манну («ман»).
На обратном пути в аэропорту Дубая мимо меня прошла женщина, сказала на иврите «Слава Б-гу» и добавила на английском: «Привет из Ирана».