11 Хешвана 5782 года, первый день недели, гл. Вайера

«770» в Бруклине

Откуда берут они силы на эту неустанную борьбу? Где источник, питающий высокие идеалы этих посланников? «Севен севенти», который хабадники называют «Домом жизни» — это и есть тот источник.

13666 (4)
«770» в Бруклине
«770» в Бруклине

Те, кому посчастливилось хоть раз в жизни быть на «фарбренген» (хасидском застолье), навсегда запомнили неповторимое ощущение единства и братства, вдохновения и воодушевления; желания стать отныне хоть немного лучше, подняться немного выше по лестнице заповедей и еврейских духовных ценностей.

Возможно, подобное ощущение было у народа, собиравшегося в Храме во время службы первосвященника.

В наших священных книгах сказано, что Иерусалимский Храм излучал сияние, распространявшееся на весь мир. То же можно сказать о «Севен севенти» — штабе хасидов ХАБАДа, — излучаемый им свет еврейства распространяется по всему миру. Отсюда по всему свету разъезжаются посланники, чтобы вести непримиримую борьбу с ассимиляцией, борьбу за возвращение евреев к Торе. По сути каждый хасид Ребе чувствует себя посланником.

Откуда берут они силы на эту неустанную борьбу? Где источник, питающий высокие идеалы этих посланников? «Севен севенти», который хабадники называют «Домом жизни» — это и есть тот источник. Каждая минута, проведенная в этом доме — праздник. Каждое посещение «Севен севенти» — ступенька для духовного заряда на целые месяцы, а порой и на годы. «Севен севенти» по-английски означает «семьсот семьдесят». Так хабадники называют дом №770 на Истерн Парквей, одном из центральных проспектов Бруклина в Нью-Йорке.

Предыдущий Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, прибыл в США 9-го Адара II 5700 (20 марта 1940) после того, как он чудесным образом покинул оккупированную нацистами Польшу. В течение шести месяцев он жил в гостинице Грейстоун в Манхэттене. Там же была и синагога.

Наконец, 5-го Ава было найдено подходящее жилище и начались переговоры по приобретению здания на улице Истерн Парквей 770. Этот дом был построен в 30-е годы богатым врачом из Нью-Йорка: выстроен добротно, из отличных материалов, словно строители заранее знали, какую важную роль предстоит сыграть этому дому в будущем. Ровно через неделю, в пятницу 12-го Ава, покупка была завершена и Ребе получил ключи о здания. Через несколько дней Ребе приехал в 770 и сразу же организовал там миньян для дневной и вечерней молитв. Он сказал: «Всевышний должен позволить, чтобы это место стало постоянным жилищем для души, для занятий Торы и молитв, но временным жилищем для материальных целей. Ведь очень скоро мы удостоимся быть в Святой Земле вместе с Мошиахом».

В воскресенье 19-го Элула 5700 Ребе покинул гостиницу и переселился в 770. Его апартаменты располагались на втором этаже, над ней — квартира покойного р. Шмарьяу Гурарье, второго зятя Ребе Йосеф-Ицхака. Р. Гурарье был директором Центральной Любавической йешивы, а на первом были йешива и синагога. Официальная церемония новоселья состоялась 21 Элула.

Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон שליט"א, Любавичский Ребе Король Мошиах, прибыл в Нью-Йорк 28 Сивана 5701 (1941) из оккупированный нацистами Франции чудесным образом избежав ареста. Ребе немедленно начал свою работу по распространению еврейства в своем офисе на улице Истерн Парквей, 770 или «770» на первом этаже возле синагоги.

Истерн Парквей 770 
Истерн Парквей 770 

Через некоторое время синагога уже не вмещала большое количество собиравшихся там хасидов и новое здание было построено на этом месте. Вскоре и этого стало мало — здание синагоги претерпело многочисленные изменения по расширению пока оно не достигло угла строения. Позже, в 5753-5754 (1993-94) здание синагоги было расширено вглубь.

Кабинет самого Ребе представляет собой небольшую, скромно меблированную комнату. В этой комнате Ребе проводит по 13-20 часов в сутки: изучает священные книги, пишет, отвечает на письма и телеграммы. Отсюда он руководит ведущимся по всему миру сражением с ассимиляцией, здесь он благословляет и напутствует своих посланцев на всех пяти континентах, которые работают не покладая рук.

770 
770 

Секретариат тоже занимает маленькую комнатку, не более 15 квадратных метров. Вся она завалена письмами. В центре стоят два шатких письменных стола и несколько допотопных телефонов — вот и все. Вся жизнь секретарей расписана в соответствии с расписанием Ребе. А это значит, что десятками лет они не уходят в отпуск, даже на один день, даже на час, чтобы заняться своими личными делами. День и ночь, в субботу и в праздники — всегда на посту. На первом этаже находится маленькая комнатка размером не больше среднего шкафа — это кабинет р. Ходакова, личного секретаря Ребе и директора Центра по вопросам еврейского воспитания. В его ведении находятся все посланники ХАБАДа, работающие на всех пяти материках.

Рядом с этой комнаткой расположен центр радиовещания. Отсюда по всему миру транслируются радиопередачи, а порой и телепередачи — трансляция фарбренгенов, празднования Хануки.

На этом же этаже расположена малая синагога, в которой Ребе молится по будним дням. Несколько ступеней вниз ведут в Большую синагогу, которую расширили, присоединив к зданию соседние дома. Пожалуй, это самая крупная синагога в мире. Возможно, есть в мире синагоги, занимающие большую площадь, синагоги, в которых можно с комфортом молиться, сидя на удобных скамьях и в личных креслах. Здесь же сидячие места зарезервированы лишь для самых пожилых и особо уважаемых членов общины, но даже им приходится тесниться на узких, простых, кое-как обструганных деревянных скамьях, словно привезенных из какого-нибудь местечка в российской черте оседлости. Остальные стоят, составляя плотную толпу — по праздникам число молящихся достигает пяти тысяч и более.

770 
770 

В Большой синагоге проходят молитвы и занятия, здесь же проводятся фарбренгены, детские собрания, конференции женщин. В будние дни здесь молятся несколько десятков «миньянов»; два-три, а то и пять «миньянов» из двадцати-тридцати человек молятся одновременно. С шести утра и до полудня можно присоединиться к утренней молитве. Можно также присоединиться к одной из групп, расположившихся по углам зала, и прослушать урок по Талмуду, Шулхан Арух, Мишне... Язык преподавания можно также выбрать: уроки читаются на иврите, идише, на английском, французском, испанском, португальском и русском языках. В любое время дня и ночи в синагоге есть люди — молятся, учатся, беседуют, едят и даже спят.

К «Севен севенти» присоединено несколько зданий. В них располагаются йешива, колель (учебное заведение для женатых молодых людей), издательство, а невдалеке — женская школа и женское педагогическое училище. В этих зданиях осуществляется также деятельность дочерних организаций ХАБАДа. Здесь пишут, редактируют и издают сотни книг по иудаизму; газеты, брошюры, энциклопедию. Здесь же находится библиотека и архив рукописей, где ведется научно-исследовательская работа и подготовка к печати уникальных древних философских книг. Поблизости находятся также учебные заведения для «баалей тшува» — тех, кто возвращается к религии.

И вся эта гигантская работа — в совокупности есть не что иное, как приближение эры Геулы и прихода Мошиаха, — конечной цели Творения вселенной и человека.

Впервые попавшего сюда может смутить царящая повсюду суматоха, толкотня, беспорядочное, на первый взгляд, коловращение толпы. Однако все это враз затихает, как только из своей комнаты выходит Ребе. Происходит невероятное: «утрамбованная» сверх всякого предела толпа, мгновенно, словно по волшебству, расступается, оставляя широкий проход для Ребе. И как только он проходит, толпа смыкается вновь.

Здесь можно встретить и недовольных, жалующихся по пустякам: этого толкнули, тому не уделили должного внимания и почета. Можно встретить и разочарованных тем, что Ребе не смог их принять. Они прекрасно знают, что вот уже много лет, как Ребе не дает личных аудиенции, но ведь у каждого случай — такой важный, его проблема — такая запутанная, и, может быть Ребе сделает исключение только на этот раз...

Чтобы уловить атмосферу этого места сквозь внешний беспорядок и неразбериху, понять его ритм и неповторимую цельность, необходимо привыкнуть.

Со временем вы заражаетесь общим настроением, отпадает все второстепенное, и вы проникаетесь царящими здесь возвышенной красотой и духовностью.

Опубликовано: 16.05.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter