Те, кому посчастливилось хоть раз в жизни быть на «фарбренген» (хасидском застолье), навсегда запомнили неповторимое ощущение единства и братства, вдохновения и воодушевления; желания стать отныне хоть немного лучше, подняться немного выше по лестнице заповедей и еврейских духовных ценностей.
Возможно, подобное ощущение было у народа, собиравшегося в Храме во время службы первосвященника.
В наших священных книгах сказано, что Иерусалимский Храм излучал сияние, распространявшееся на весь мир. То же можно сказать о «Севен севенти» — штабе хасидов ХАБАДа, — излучаемый им свет еврейства распространяется по всему миру. Отсюда по всему свету разъезжаются посланники, чтобы вести непримиримую борьбу с ассимиляцией, борьбу за возвращение евреев к Торе. По сути каждый хасид Ребе чувствует себя посланником.
Откуда берут они силы на эту неустанную борьбу? Где источник, питающий высокие идеалы этих посланников? «Севен севенти», который хабадники называют «Домом жизни» — это и есть тот источник. Каждая минута, проведенная в этом доме — праздник. Каждое посещение «Севен севенти» — ступенька для духовного заряда на целые месяцы, а порой и на годы. «Севен севенти» по-английски означает «семьсот семьдесят». Так хабадники называют дом №770 на Истерн Парквей, одном из центральных проспектов Бруклина в Нью-Йорке.
Предыдущий Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, прибыл в США 9-го Адара II 5700 (20 марта 1940) после того, как он чудесным образом покинул оккупированную нацистами Польшу. В течение шести месяцев он жил в гостинице Грейстоун в Манхэттене. Там же была и синагога.
Наконец, 5-го Ава было найдено подходящее жилище и начались переговоры по приобретению здания на улице Истерн Парквей 770. Этот дом был построен в 30-е годы богатым врачом из Нью-Йорка: выстроен добротно, из отличных материалов, словно строители заранее знали, какую важную роль предстоит сыграть этому дому в будущем. Ровно через неделю, в пятницу 12-го Ава, покупка была завершена и Ребе получил ключи о здания. Через несколько дней Ребе приехал в 770 и сразу же организовал там миньян для дневной и вечерней молитв. Он сказал: «Всевышний должен позволить, чтобы это место стало постоянным жилищем для души, для занятий Торы и молитв, но временным жилищем для материальных целей. Ведь очень скоро мы удостоимся быть в Святой Земле вместе с Мошиахом».
В воскресенье 19-го Элула 5700 Ребе покинул гостиницу и переселился в 770. Его апартаменты располагались на втором этаже, над ней — квартира покойного р. Шмарьяу Гурарье, второго зятя Ребе Йосеф-Ицхака. Р. Гурарье был директором Центральной Любавической йешивы, а на первом были йешива и синагога. Официальная церемония новоселья состоялась 21 Элула.
Рабби Менахем-Мендель Шнеерсон שליט"א, Любавичский Ребе Король Мошиах, прибыл в Нью-Йорк 28 Сивана 5701 (1941) из оккупированный нацистами Франции чудесным образом избежав ареста. Ребе немедленно начал свою работу по распространению еврейства в своем офисе на улице Истерн Парквей, 770 или «770» на первом этаже возле синагоги.

Через некоторое время синагога уже не вмещала большое количество собиравшихся там хасидов и новое здание было построено на этом месте. Вскоре и этого стало мало — здание синагоги претерпело многочисленные изменения по расширению пока оно не достигло угла строения. Позже, в 5753-5754 (1993-94) здание синагоги было расширено вглубь.
Кабинет самого Ребе представляет собой небольшую, скромно меблированную комнату. В этой комнате Ребе проводит по 13-20 часов в сутки: изучает священные книги, пишет, отвечает на письма и телеграммы. Отсюда он руководит ведущимся по всему миру сражением с ассимиляцией, здесь он благословляет и напутствует своих посланцев на всех пяти континентах, которые работают не покладая рук.
Секретариат тоже занимает маленькую комнатку, не более 15 квадратных метров. Вся она завалена письмами. В центре стоят два шатких письменных стола и несколько допотопных телефонов — вот и все. Вся жизнь секретарей расписана в соответствии с расписанием Ребе. А это значит, что десятками лет они не уходят в отпуск, даже на один день, даже на час, чтобы заняться своими личными делами. День и ночь, в субботу и в праздники — всегда на посту. На первом этаже находится маленькая комнатка размером не больше среднего шкафа — это кабинет р. Ходакова, личного секретаря Ребе и директора Центра по вопросам еврейского воспитания. В его ведении находятся все посланники ХАБАДа, работающие на всех пяти материках.
Рядом с этой комнаткой расположен центр радиовещания. Отсюда по всему миру транслируются радиопередачи, а порой и телепередачи — трансляция фарбренгенов, празднования Хануки.
На этом же этаже расположена малая синагога, в которой Ребе молится по будним дням. Несколько ступеней вниз ведут в Большую синагогу, которую расширили, присоединив к зданию соседние дома. Пожалуй, это самая крупная синагога в мире. Возможно, есть в мире синагоги, занимающие большую площадь, синагоги, в которых можно с комфортом молиться, сидя на удобных скамьях и в личных креслах. Здесь же сидячие места зарезервированы лишь для самых пожилых и особо уважаемых членов общины, но даже им приходится тесниться на узких, простых, кое-как обструганных деревянных скамьях, словно привезенных из какого-нибудь местечка в российской черте оседлости. Остальные стоят, составляя плотную толпу — по праздникам число молящихся достигает пяти тысяч и более.

В Большой синагоге проходят молитвы и занятия, здесь же проводятся фарбренгены, детские собрания, конференции женщин. В будние дни здесь молятся несколько десятков «миньянов»; два-три, а то и пять «миньянов» из двадцати-тридцати человек молятся одновременно. С шести утра и до полудня можно присоединиться к утренней молитве. Можно также присоединиться к одной из групп, расположившихся по углам зала, и прослушать урок по Талмуду, Шулхан Арух, Мишне... Язык преподавания можно также выбрать: уроки читаются на иврите, идише, на английском, французском, испанском, португальском и русском языках. В любое время дня и ночи в синагоге есть люди — молятся, учатся, беседуют, едят и даже спят.
К «Севен севенти» присоединено несколько зданий. В них располагаются йешива, колель (учебное заведение для женатых молодых людей), издательство, а невдалеке — женская школа и женское педагогическое училище. В этих зданиях осуществляется также деятельность дочерних организаций ХАБАДа. Здесь пишут, редактируют и издают сотни книг по иудаизму; газеты, брошюры, энциклопедию. Здесь же находится библиотека и архив рукописей, где ведется научно-исследовательская работа и подготовка к печати уникальных древних философских книг. Поблизости находятся также учебные заведения для «баалей тшува» — тех, кто возвращается к религии.
И вся эта гигантская работа — в совокупности есть не что иное, как приближение эры Геулы и прихода Мошиаха, — конечной цели Творения вселенной и человека.
Впервые попавшего сюда может смутить царящая повсюду суматоха, толкотня, беспорядочное, на первый взгляд, коловращение толпы. Однако все это враз затихает, как только из своей комнаты выходит Ребе. Происходит невероятное: «утрамбованная» сверх всякого предела толпа, мгновенно, словно по волшебству, расступается, оставляя широкий проход для Ребе. И как только он проходит, толпа смыкается вновь.
Здесь можно встретить и недовольных, жалующихся по пустякам: этого толкнули, тому не уделили должного внимания и почета. Можно встретить и разочарованных тем, что Ребе не смог их принять. Они прекрасно знают, что вот уже много лет, как Ребе не дает личных аудиенции, но ведь у каждого случай — такой важный, его проблема — такая запутанная, и, может быть Ребе сделает исключение только на этот раз...
Чтобы уловить атмосферу этого места сквозь внешний беспорядок и неразбериху, понять его ритм и неповторимую цельность, необходимо привыкнуть.
Со временем вы заражаетесь общим настроением, отпадает все второстепенное, и вы проникаетесь царящими здесь возвышенной красотой и духовностью.