Предлагаем вам впервые сделанный перевод послания Мителер Ребе «Бад Кодеш» («Платье из священного» — см. «Ваикра» 16:4) на русский язык. Это единственный текст в хасидизме, написанный для неевреев.
Это послание Мителер Ребе написал во время своего заключения в году 5587 (1827) генерал-губернатору Витебской губернии князю Николаю Николаевичу Хованскому в связи с многими обвинениями и клеветой, направленными против него антирелигиозными группировками. Содержание этого послания основано на идеях каббалы, как они объясняются в хасидизме ХАБАДа. Это послание обращено к образованному и философски настроенному нееврею; оно объясняет основные идеи иудаизма и еврейской мистики.
В этом послании Мителер Ребе объясняет, как Божественная власть принадлежит земным владыкам и передается их заместителям, которых они назначают. Это Божественное влияние дает владыкам — и, следовательно, их заместителям — возможность править справедливо, чтобы не поддаваться влиянию своих эмоций, но вместо этого использовать Божественные атрибуты истины и милосердия, диктующие их решения. В связи с этим он обращается к генерал-губернатору с просьбой освободить его от обвинений, выдвинутых против него.
Предисловие
которое написал Любавичский Ребе ШЛИТА к первому выпуску нового издания «Бад Кодеш» 5707 года:
К 10 Кислева, дню, когда 120 лет назад Мителер Ребе (сын Алтер Ребе, автора книг «Тания» и «Шулхан Арух») вышел на свободу из тюремного заточения в городе Витебск, мы издаем в откорректированном издании текст прошения, которое (Мителер Ребе) адресовал главе витебской губернии, генерал губернатору Хованскому, в котором содержатся слова «именно вашего правосудия я желаю, ибо ваши глаза, несомненно, узрят прямое, более чем это сделал бы кто-либо из министров или судей, дабы устранить от меня ложных обвинителей», и основал свою аргументацию на объяснениях и разъяснениях, которые сделал Алтер Ребе во время своего заключения в Петербурге.
В ряде изданий, данная просьба приписывается авторству Алтер Ребе, при том, что есть мнение, согласно которому слова в начале изложения «господин наш учитель и Ребе» относятся к Магиду из Межирича (в соответствии с версией и рукописью 5622 года, поскольку в рукописи 5595 года содержатся слова «господин мой, отец, учитель и Ребе»), а в вводной части слова «перед императором Павлом» отсутствуют. Однако, если допустить, что аутентична именно эта версия, пришлось бы сказать, что неаутентичны все другие, в которых содержатся эти слова, и более того, данное прошение адресовано чиновнику, которому дарована «его величеством императором почти что десятая часть всех ему подвластных земель», а эти слова относятся именно к заключению Мителер Ребе, решение по делу которого зависело от управляющего витебской губернии, и они не имеют отношения к заключению Алтер Ребе, который содержался под арестом в столице, и решение по делу которого зависело от сената, министра и императора.
Очевидно, к данной ошибке привело то, что содержание первых глав (прошения) основывается на словах Алтер Ребе, которые он написал, находясь в Петербурге; как и в случае с остальными выступлениями Мителер Ребе, невозможно проследить, насколько точно соблюдены оригинальные формулировки Алтер Ребе.
* * *
Мителер Ребе написал данное прошение вследствие наветов, которые были осуществлёны на него. А поскольку его оклеветали в конце месяца Тишрей 5587 года и сразу перевели в город Витебск, это прошение было сделано до того, как он был освобождён из заключения (см. об этом дополнительно в приложении).
На основании вышесказанного можно сказать, что прошение было сделано в месяце Хешван или начале месяца Кислев 5587 года, в городе Витебск.
* * *
Текст этого прошения был напечатан несколько раз вместе с письмом Алтер Ребе на тему его выхода на свободу, а также комментарием на свиток Рут, адресованным его ученику р. Аарону Горовицу из Староселья. Все три данные труда были озаглавлены одним названием — «Бад Кодеш».
Кто дал им такое название и чем этот человек руководствовался, мне выяснить не удалось. По всей видимости, это сделал первый издатель по только ему понятным причинам, поскольку в ряде сборников рукописей, в которые входит данный труд, у него нет отдельного названия. Тем не менее, поскольку за этим прошением уже закрепилось данное название, под этим названием решили выпустить его и мы.
Данное издание было подготовлено на основании сверки двух рукописей — 5595 и 5622 годов.
Только очевидные ошибки были исправлены на основании напечатанной версии «Бад Кодеш», которая основывается на другой рукописи, хотя сама она и содержит немалое количество ошибок и неточностей.
В случаях, когда существовали две версии текста, в отношении которых невозможно было определить, какая из них более точная, вторая версия была указана внизу страницы (а не в самом тексте, чтобы не сбивать с толку читателя).
Подразделение на главы в этом издании осуществлено в соответствии с рукописью 5595 года, с одним небольшим изменением, (которое присуще именно этой рукописи, а именно, в ней) вводные слова «Перед тем, как изложить свои слова» не вынесены отдельно, а являются началом (частью) первой главы.
* * *
Кроме самого текста прошения это издание включает:
1. В самом начале — запись из дневника Ребе РАЯЦа в качестве введения.
2. Отрывок из второй части книги «Бейт Ребе», повествующий о заключении Мителер Ребе.
3. Примечания, альтернативные версии текста и пояснительные комментарии внизу страницы.
4. В конце — краткое описание рукописей и печатных изданий, а также таблица, которая содержит ошибки, меняющие смысл текста, которые присутствовали в предыдущих изданиях.
Менахем Шнеерсон
10 Кислева 5707 г., Бруклин.
Введение (из дневника Ребе РАЯЦа)
[Эта запись из дневника напечатана также в сборнике «а-Томим», ч. 2. Ребе, о котором в этой записи идёт речь — Мителер Ребе].
Вирцбург, четвёртый день недели (среда), когда читают главу Торы «Ваишлах», 11 Кислева 5667 года
(Рассказ хасида р. Ишайи Меклера из Витебска, отец которого был хасидом Мителер Ребе, являлся участником событий тех дней и знал детали клеветнического навета).
Несмотря на то, что члены семьи со стороны матери Мителер Ребе были уважаемыми людьми в Витебске благодаря своим познаниям в Торе и добрым делам благодаря своему богатству, при этом они были большими противниками (хасидизма) и проявляли высокомерие и зависть по отношению к Мителер Ребе. Также, у этих родственников было к нему предвзятое отношение из-за нежелания Мителер Ребе образовать с их представителями брачный союз, несмотря на крупные суммы, которые ему предлагали в качестве приданного.
Поэтому, когда им попался нечестивый человек из Шклова (как рассказывается в книге «Бейт Ребе»), они использовали его в своих целях, имея связи с семьёй генерал губернатора Витебска.
Во вторую ночь праздничных будней Суккот мы находились в сукке р. Бераха и испытывали большую радость в связи с празднеством возлияния воды. Посреди празднества пришёл р. Симха-Зелиг и рассказал, что когда он был на другом берегу реки, то ему стало известно о навете на Мителер Ребе. Когда мы это услышали, то пришли в большое замешательство и отказывались этому верить. Однако, по прошествии двух дней, эта информация подтвердилась.
В Шмини-Ацерет, который пришёлся на понедельник, мы встретились с секретарём генерал-губернатора и он сообщил нам, что в четверг все необходимые бумаги, связанные с расследованием дела будут в распоряжении генерал губернатора.
В четверг стало известно, что генерал-губернатор принял решение вызвать Мителер Ребе в Витебск, и тогда пошли пятеро людей нашего круга с целью добиться того, чтобы Ребе не конвоировали как арестанта, но послали уполномоченных чиновников, чтобы сообщить Ребе о необходимости прибыть в Витебск. В этом прощении участвовали и некоторые важные (нееврейские) землевладельцы.
Слух о клеветническом навете быстро распространился по окрестным городам и селам, а также среди неевреев по деревням, ибо Мителер Ребе там был в почёте и по отношению к его имени люди испытывали трепет. В результате вышеупомянутых событий все эти земли охватил переполох.
Когда стало известно о том, что в субботу были отправлены люди с поручением доставить Мителер Ребе в Витебск, члены наших общин решили встретить Ребе и отправились в путь утром воскресенья недели, в которую читают главу Торы «Ноах». Во втором часу после полудня мы прибыли в гостиницу в Кашине, где находился р. Аарон-Цви молочник, на расстоянии двадцати вёрст от Витебска. Там мы приготовились к приезду Мителер Ребе.
К вечеру прибыл Йерухам-Исраэль — один из посланников, которых мы отправили в Любавичи, чтобы он передал всю информацию, которой мы располагали. Он вернулся с целью рассказать нам о том, что происходило в Любавичах.
Он поведал нам, что в эту субботу Мителер Ребе придерживался своего обычного порядка в отношении произнесения слов хасидизма, и делал это как и в остальные субботы года. Также он нам поведал, что в эту субботу собралось несколько сотен гостей из близлежащих городов, поскольку на тот момент уже было известно о навете на Мителер Ребе. Некоторые также знали о приезде Габриэль-Яакова — посланника, которого мы отправили в четверг ночью с известием о том, что генерал-губернатор принял решение вызвать Мителер Ребе в Витебск, а также о том, что уважаемым людям из наших кругов удалось добиться того, чтобы процесс по прибытию Ребе в Витебск происходил соответствующим его статусу образом.
К вечеру стало известно о том, что в город прибыли высокопоставленные чиновники, и с наступлением ночи они посетили дом Мителер Ребе, пробыв там около часа.
Посредством переводчика они с большим почтением пообщались с Ребе на протяжении нескольких минут и сообщили ему о необходимости отправиться вместе с ними к генерал-губернатору в Витебск, предоставив ему право избрать способ поездки, так, чтобы она не нанесла вреда его здоровью.
В соответствии со сказанным в доме Ребе, он должен был отправиться в воскресенье в Лиозно и остаться там на ночь, а в понедельник выехать в Витебск. Однако, учитывая плохое состояние дороги и состояние погоды, которое может нанести вред его здоровью, и не согласуется с предписаниями врачей, запретивших ему находиться вне дома в такую погоду, было решено в воскресенье проделать путь только до Добромысля и остаться там на ночлег, а в понедельник добраться до Лиозно, заночевать там и прибыть в Витебск во вторник.
Поздно ночью посланник возвратился с известием о том, что чиновники одобрили данный расклад.
Сегодня утром мне стало известно о том, что вчера ночью прибыли ещё четыре человека, по всей видимости шпионы, в числе которых были также евреи или немцы, говорящие на идише. Также, чиновники вызывали землевладельцев из окрестностей Любавичей, с целью опросить их и получить информацию о Мителер Ребе и манере его поведения.
Я договорился с Гавриэль-Яаковом о том, что после того, как Ребе прибудет в Добромысль, и план дальнейшей поездки будет точно известен, он должен приехать к нам и передать эту информацию. Эфраиму же я приказал отправляться в Лиозно и когда точно станет известно время выезда Ребе из Лиозно, он должен поспешить к нам и сообщить о ходе происходящих событий.
Известие, с которым прибыл Йерухам-Исраэль, вернуло нам расположение духа. Заступничество людей нашего круга перед генерал губернатором дало плоды и к Ребе были направлены чиновники высокого ранга. Это укрепило наши надежды на то, что и в будущем нашим людям удастся доказать, что речь идёт ни о чем ином, как о клеветническом навете.
Р. Йерухам-Исраэль, талантливый учитель детей, обладающий способностью быстро схватывать материал, пересказал нам хасидские трактаты, которые он услышал в Любавичах, а р. Аарон-Цви снабдил нас молочной едой, что ещё больше придало нам надежды на позитивный исход событий.
В понедельник, после молитвы, Йерухам-Исраэль отбыл в Витебск, чтобы сообщить людям нашего круга о происходящем в эти дни.
* * *
В понедельник в третьем часу прибыл Гавриэль-Яаков и сообщил нам, что в воскресенье утром несколько людей попросили у чиновников позволить им сопровождать Ребе. Те ответили, что им доставляет большое удовольствие тот факт, что евреи так уважают своего Ребе, как это делает и правительство, и в праве каждого его сопровождать.
В одиннадцатом часу дня Мителер Ребе выехал из Любавичей. Не описать того, что происходило при дворе Ребе ночью, а именно плач, крики и обмороки. Однако сам Ребе пребывал в полном спокойствии, принимал людей, записывал слова хасидизма, а рано утром предыдущего дня позвал к себе своего зятя рабби Менахем-Мендла [Цемах-Цедека] и они провели за закрытыми дверями около двух часов.
Когда Ребе сел в повозку, на его святых устах можно было увидеть лёгкую улыбку. Когда же повозка тронулась с места, начали движение и все те, кто его сопровождал — это были многочисленные повозки и сотни людей, которые отправились его сопровождать пешим ходом. В третьем часу мы достигли Добромысля.
В первой деревне от Любавичей, Березовке, навстречу Ребе с хлебом-солью вышли местные жители во главе со старостой. Такая же ситуация повторилась во второй деревне (Черница), а также в третьей, которая располагалась близко к Добромыслю. Также и на расстоянии около двух миль от города Добромысль, на встречу Ребе вышли нееврейские жители города вместе со старостой, чтобы встретить Ребе с хлебом-солью. Говорят, что такое доброжелательное поведение жителей произвело на чиновников очень большое впечатление.
Когда мы прибыли в Добромысль, сын Ребе повелел от его имени, чтобы первым делом процессия направилась в большую синагогу. Ребе зашёл во вторую комнату и повелел молиться дневную молитву, после чего он зашёл в синагогу и сказал слова хасидизма под названием «Великие воды не смогут загасить любовь». В тот же день, после молитвы, процессия двинулась в Лиозно.
Я отправился в путь за два часа до рассвета и помолился уже в Лиозно. Все жители этого города, а также многочисленные гости из близлежащих городов ждали Ребе, чтобы его поприветствовать.
Изложенное Гавриэль-Яаковом нас успокоило и мы поторопили его, дабы он скорее отправлялся в Витебск, чтобы передать информацию людям нашего круга, а также позаботился о том, чтобы уважаемые люди нашего круга походатайствовали перед генерал губернатором о выделении отдельных апартаментов для Ребе и предоставлении ему возможности принимать посетителей из людей нашего круга, а также говорить слова хасидизма.
Наше сердце воспрянуло в надежде поприветствовать Ребе с радостным расположением духа, и в конце концов увидеть победу хасидов. Мы возблагодарили Б-га молитвенными песнопениями.
По прошествии трех часов с момента отъезда Гавриэль-Яакова, мы начали готовиться ко сну. И вдруг появился Эфраим с волнением на лице. От его вида наши сердца сжались в страхе. «Что случилось?» — спросили мы, с трудом превозмогая волнение. «С Ребе все в порядке, — ответил он. — однако события приобрели неожиданный оборот». Он рассказал, что после того, как Ребе произнес слова хасидизма под названием «Угли её — пылающие угли, пламень Всевышнего» (объяснение выступления «Великие воды»), поступил указ о том, чтобы Ребе со своим сыном немедленно явились в апартаменты, которые были для них приготовлены во время первых двух часов с нашего прибытия в Лиозно. Также никто не должен с ними видеться за исключением трех людей, которых изберет сам Ребе и его сын. Они со своими вещами должны отправиться в путь в специальной повозке без сопровождающих, ни на лошадях, ни пешим ходом. Тот же, кто данный указ преступит — подвергнется суровому наказанию. Среди людей прошёл слух о том, что за полчаса до издания данного указа, прибыл гонец и передал чиновникам письмо, скрепленное печатью.
«Когда я услышал обо всем этом, — закончил Эфраим. — То сразу же нанял повозку и приехал к вам, чтобы передать эту информацию».
Это удручающее известие нас очень озадачило. Мы подождали до четырёх часов утра и ещё затемно вернулись в Витебск. С наступлением утра мы собрались, чтобы выработать план дальнейших действий.
Нам стало известно о том, что резкая перемена в поведении генерал губернатора была вызвана его гневом в результате доноса, сделанного нечестивцем из Шклова, которому в его клеветнической деятельности помогали наши противники, которые заявили, что уполномоченные посланники находятся на стороне хасидов и за большую взятку согласились дать Ребе право принимать людей нашего круга, а хасиды оказывали ему царские почести.
В результате всего этого, генерал губернатор повелел проводить Ребе прямо в темницу, в специальное помещение, в котором находятся все преступники.
При таком стечении обстоятельств, на позитивный исход остался только небольшой лучик надежды, а именно усилия со стороны доктора-инспектора Хебенталя, который держал Ребе в большом почёте. Он сказал, что похлопочет за Ребе перед генерал губернатором, чтобы он был переведён под домашний арест в помещении, специально отведённом для это правительством.
Сотни людей — из Городка, Невеля, Бешенковича, Полоцка, Велиша и других мест, прибыли в Витебск в ожидании поприветствовать Ребе.
По всему городу распространилось известие о том, что Ребе сопровождают сотни людей; во всех городах и населённых пунктах, через которые пролегал его путь, он был встречен с большим уважением, а в Добромысле и Лиозно произносил хасидские речи.
Потоки людей, желающих его встретить, стекались к дороге, которая пролегала между Лиозно и Витебском. Улицы, ведущие из Витебска в Лиозно, наполнились тысячами людей; также сотни людей ждали вне городской черты, на ведущей в Лиозно дороге. Ребе все не появлялся и толпу охватило переживание. Мы же знали, что Ребе должен был появиться в сопровождении трех человек, однако день клонился к вечеру, а его все не было. Это вызвало у нас сильное огорчение.
Так, в мучительном ожидании, прошло три часа. Среди людей прошёл слух, что Ребе с сыном были арестованы в Лиозно и они провели под арестом ночь, охраняемые вооружёнными стражниками, которые никому не позволяли приблизиться к дому, в котором он находился. А утром, после молитвы, Ребе с сыном и ещё двумя-тремя людьми на двух повозках в сопровождении вооружённых стражников двинулся в путь по дороге, ведущей в Витебск.
В девятом часу вечера, от доктора Хебенталя мы узнали, что благодаря его содействию, генерал-губернатор согласился, чтобы Ребе поместили в центральном правительственном здании, и Ребе вместе с сыном и ещё тремя людьми находится во внутреннем помещении во дворе этого здания. Он же (доктор Хебенталь) собственноручно дал Ребе медикаменты против жара, который у него возник вследствие переохлаждения в пути.
* * *
На протяжении двух недель мы ничего не знали о том, что с ними происходило. Только дважды в день кто-либо из нас приносил еду и отдавал вооруженному стражнику, который стоял у входа. Тогда кто-то из троих людей приходил в сопровождении другого вооружённого стражника, отдавал пустую посуду со вчерашнего дня и, не произнося ни слова, забирал принесенную пищу.
Люди нашего круга упрашивали инспектора Хебенталя, чтобы тот похлопотал о разрешении Ребе молиться с десятью евреями и произносить хасидские речи, но Хебенталь как будто не обращал внимания на эти просьбы, несмотря на то, что речь шла о тех, кого он хорошо знал и уважал.
В четверг 16 Мар-Хешвана Хебенталь позвал нескольких людей нашего круга, которые были ему особо близки, и рассказал о том, что в прошедший вторник у генерал-губернатора был пир, на котором присутствовали высокопоставленные чиновники, в том числе молодой князь Любомирский и молодой Секрет, оба — близкие друзья генерал-губернатора. По просьбе (Хебенталя) они побеседовали с генерал-губернатором о Ребе и о том, насколько он любим как среди евреев, так и неевреями, вплоть до того, что последние величают его «святой рабин». Накануне они говорили с ним ещё раз, и он им ответил, что даст указание разрешить ему организовывать «миньян» молящихся на постоянной основе — три раза в день, но не более чем двадцать человек за раз, а также два раза в неделю говорить «Тору», но при условии, что слушателей будет не больше пятидесяти человек. Сегодня Хебенталь видел генерал губернатора и тот сказал ему, что Любомирский и Секрет свидетельствовали перед ним о прямоте Ребе Шнеури [такова фамилия Мителер Ребе, а Цемах-Цедек начал называть себя «Шнеерсон»], и он приказал своему секретарю сделать для Ребе определённые послабления.
В пятницу 17 Мар-Хешвана из офиса министерства внутренних дел сообщили, что: 1) Ребе Шнеури и его сын могут организовывать кворум молящихся со свитком Торы в центральном правительственном здании, в количестве двадцати персон, три раза в день. 2) Два раза в неделю Ребе Шнеури имеет позволение говорить «Тору» в присутствии пятидесяти персон, которые придут к нему, но не более.
Через час после выхода данного указа люди нашего круга начали кидать жребий в отношении того, кто войдёт в число двадцати молящихся с Ребе.
На послеполуденную молитву пошли другие двадцать человек. На встречу субботы и вечернюю молитву пошла третья группа из двадцати человек. То же самое произошло и в отношении утренней и послеполуденной молитвы в субботу главы Торы «Вайера». После послеполуденной молитвы Ребе сказал хасидскую речь на слова «И насадил Авраам рощу в Беэр-Шеве и призывал там Имя Б-га, Владыки мира».
Такой же порядок повторялся на протяжении трех недель и трех суббот (когда читали недельные главы Торы «Хаей (Сара)», «Толдот» и «Ваеце»), вплоть до момента, когда Ребе вышел на свободу с миром, большим почетом и великолепием в первый день недели, когда читали недельную главу Торы «Ваишлах» — 10 Кислева 5587 года. [В книге «Бейт Ребе» сказано, что арест и освобождение произошли в 5586 году, однако согласно традиции в доме любавических ребе, все описанные события произошли в 5587 году (по причине чего и не было установлено особое празднество 10 Кислева, ведь на следующий год, когда эта дата должна была отмечаться впервые, Мителер Ребе вернул душу Творцу в день 9 Кислева)].
Вступление Мителер Ребе
Перед тем, как изложить свои слова и обратить свои просьбы к вам, правителю земли, прошу я у Всесильного, дабы даровал Он мне по милости своей благоволение, чтобы склонилось сердце и разум ваши ко всему, что я изложу перед вашим превосходительством. А именно, некоторые из идей и примечаний, которые представляют из себя толкования моего отца, Алтер Ребе, которые, в следствие различных наветов на него, были представлены перед императором Павлом и приняты им благосклонно.
Я возлагаю свое упование на Владыку мира, который дарует нам благо и благоволение, дабы ниспослал Он мне милость и истину в отношении слов, которые я изложу перед вами, и являются они истинными. Пусть же ваше отношение к ним будет благосклонным на протяжении всех дней, а ко мне — пропитано милостью, благоволением и приязнью. И да умолкнут все обвинители.
Глава 1. Отношение к власти
Мудрый король Шломо сказал в своей мудрости (Притчи 24): «Бойся Б-га и правителя, сын мой, а с ненавистниками не водись». Объяснение этого стиха заключается в том, что король Шломо сравнивает страх перед Б-гом со страхом перед правителем из плоти и крови, говоря, что это, по сути, одно.
Поэтому он и говорит: «Бойся Б-га, сын мой, и правителя» одним страхом, в равной степени. И также истолковал он и разъяснил, что с ненавистниками, то есть, с людьми, которые вносят разногласия и споры в отношении страха перед правителем и Б-гом, говоря, что есть разница между данными видами страха, водиться и связываться не следует. Ибо тем самым они уничтожат душу твою и, впоследствии, изгонят страх из сердца твоего перед Всевышним, ибо это есть одно. И это простое толкование.
На основании вышеизложенного, в Талмуде мы находим закон, который гласит, что является заповедью стремиться увидеть правителей, и на это произносится благословение «Благословен Ты...» с упоминанием Имени Б-га — «...благословен, наделивший частью своей славы». Поскольку страх перед Всевышним в категории высшего Владыки, владыки мира, светит и распространяется на правителя из плоти и крови. И это то, о чем сказано, что Он наделил его частью своей славы в прямом смысле, славы от владычества наверху, что является одним из качеств, которое проистекает из сущности Бесконечного Света, который неделимый (как объясняется в пункте 8). И это также является объяснением того, о чем сказал пророк Ирмияу (гл. 29): «Требуйте мира для города», поскольку именно вследствие этого мир будет пребывать между вами. Из этой строки в Талмуде учат, что есть заповедь молиться о мире в государстве... А всякая молитва содержит упоминание Имени Всевышнего.
И также, на основании этого, в Талмуде постановили, что закон страны является обязательным для исполнения, подобно закону святой Торы, который разъясняется в Талмуде. И все сводится к общей основе, которая упомянута выше, а именно, словам короля Шломо: «Бойся Б-га, сын мой, и правителя» в равной степени, в прямом смысле. И понимающему достаточно этих слов.
Глава 2. Справедливый суд
Теперь же необходимо понять корень и причину того, о чем сказано выше: «Бойся Б-га, сын мой, и правителя...», а также законы, проистекающие из этого, на основании истинной мудрости каббалы, как она объясняется в святой книге «Зоар» и других книгах по каббале. А именно, в отношении десяти сфер (категорий) мира Ацилут, которые произошли из сущности Безграничного Света, благословен Он.
Известно, что в книгах каббалы они отображаются в общей форме в виде таблицы, которая содержит три линии — правую, левую и среднюю, при том, что сфера «Малхут» располагается именно под средней линией, а именно, под сферами «Тиферет» (великолепие) и «Йесод» (основа), следующим образом:
КЕТЕР (корона)
БИНА (понимание) ДААТ (знание) ХОХМА (мудрость)
ГВУРА (строгость) ТИФЕРЕТ (Великолепие) ХЕСЕД (доброта)
ОД (слава) ЙЕСОД (основа) НЕЦАХ (воля к победе)
МАЛХУТ (царство)
Суть их, отчасти, разъясняется в книгах каббалы следующим образом: правая линия указывает на качество «Хесед» (доброта), а левая линия указывает на качество «Гвура» (строгость), категорию суда.
Средняя же линия является уравновешивающей категорией, которая включает в себя две линии, на которых содержатся категории «Хесед» (доброта) и «Гвура» (строгость), которые расположены по правую и по левую сторону от неё. Однако, она расположена равноудалённо от двух противоположностей и по этой причине данная линия называется прямой, поскольку она идёт прямо по центру, не отклоняясь вправо или влево, подобно отвесной линии, которая устанавливает баланс между двумя противоположностями, при этом не склоняя правую сторону влево, или же левую сторону вправо.
Тем не менее, она равноудалена от двух противоположностей, так что вес размещается ровно по центру, между противоположными сторонами.
Объяснение этих вещей в соответствии с мудростью каббалы основывается на анализе формы человека, которая представляет из себя подобие образа Б-га, как разъясняется в строке (Йов 19:26): «Из плоти своей увижу Б-га».
Имеется в виду, что человек содержит в себе все три вышеупомянутые линии в следующих трех местах: разуме, который в его мозгу, эмоциях, которые в его сердце, и действиях, которые в его ногах.
И это — три ступени «ХАБАД» («Хохма», «Бина», «Даат»), «ХАГАТ» («Хесед», «Гвура», «Тиферет») и «НОЙ» («Нецах», «Од», «Йесод»), как известно из книг каббалы. И общее объяснение этих понятий понятно любому человеку, каждому, в разуме которого есть склонность к качеству доброты или суда.
Например, есть люди, разум которых склонен только к качеству доброты — рассматривать любую вещь только в благом свете; такой человек даже в отъявленном злодее может найти заслуги и добро, и в итоге оправдать его.
Или же, наоборот, есть люди, сила разума которых склоняется к качеству строгости и суда, дабы вынести обвинение, вплоть до того, что такие люди могут обвинить даже праведного человека, выискав в нем некое зло.
Два этих качества, которые имеют место в разуме, являются двумя противоположностями, которые безгранично отдалены друг от друга, подобно природе огня и воды. И об этом сказано: «Мудры они делать зло, а делать добра не умеют». Однако, есть и такие мудрые люди, которые направляют свой разум только лишь на то, чтобы творить благо. Подобно этому, в Санедрине среди судей были такие, которые обвиняли, оправдывали, и выносили сбалансированное решение (как будет объяснено).
Сила же под названием «Даат» (знание) — это средняя категория, которая равновымерена и равновзвешена, без чрезмерного уклона в сторону качеств доброты либо суда. Эта категория представляет из себя выверенное сочетание двух противоположностей, подобно сочетанию таких двух противоположных основных элементов как огонь и вода (как будет объяснено далее).
И именно это называется истинным судом, поскольку данная сбалансированная позиция является истиной любого суда, без склонения вправо или влево, но только придерживаясь истины.
Это подобно взвешиванию некоей вещи на чашах весов.
Однако, не так дело обстоит, если разум склоняется в правую сторону, только лишь к доброте, в таком случае не называется истинным, поскольку обратное качество, мера суда и обвинения вступает с ним в противоречие, а все, что отвергается оппонирующей стороной не может быть названо непреложной истиной.
В свою очередь, и качество суда не является истинным, поскольку ему противоречит качество доброты. И, как известно, только срединное качество, по сути, называется непреложно истинным.
Подобно тому, как три этих качества существуют на уровне интеллекта человека, который называется ХАБАД, они также присутствуют и в сердце, проявляясь в его поведении с другими людьми и у себя дома.
Они существуют в виде трех природных наклонностей человека. Первая из них — в сторону блага и доброты в сердце. Это качество побуждает человека оказывать добро всем без разбора, как злодеям так и хорошим людям, как ненавистникам, так и своим приятелям, и от этого он получает удовольствие, поскольку это то, чего он желает — только лишь добра и никакого зла.
С другой стороны, есть люди, чья природа — творить зло и наносить ущерб другим, и от этого они получают удовольствие, не желая добра и ведя себя подобным образом как у себя дома, так и по отношению к другим людям.
И вышеописанное представляет две абсолютные крайности, подобно тем, которые присутствуют в разуме, а именно качества «Хесед» (доброта) и «Гвура» (строгость), которые ложатся в основу двух типов людей. Первый тип — которые ведут себя на основе доброты и блага, а второй тип — те, которые вершат зло и грабят людей.
Дикие и домашние животные, как известно, также делятся на хищников, которые наносят вред, и на таких, которые оказывают друг другу добро.
Ни одно из этих качеств не является в должной степени прямым, ведь категория (абсолютной) доброты (в ситуации, где необходимо проявить качество строгости, что может показаться) злом — заменит (проявление этого, также необходимого качества, излишним, и, следовательно неуместным) добром, но и если (только) руководствоваться качеством суда, то (выйдет так, что в ситуации, где необходимо проявить качество доброты, человек проявит излишнее, и следовательно неуместное) качество строгости, так что обе эти крайности не являются истиной. И только правильно сбалансированное сочетание двух этих качеств называется истинной, как было упомянуто выше касательно качества «Даат», которое представляет из себя истину в отношении разума. И это то, о чем сказали наши мудрецы: «Какой прямой путь должен избрать для себя человек? Тот, который позволяет проявить человеку свое великолепие, и считается великолепным также и другими людьми».
Объяснение этому следующее: качество истины, которое является сбалансированным и определяющим, называется в книгах каббалы «Тиферет» (великолепие), и оно ассоциируется с категорией «Даат». Оба они («Тиферет» и «Даат») находятся на средней линии, которая включает в себя качества доброты и строгости, представляющие правую и левую линии соответственно, как обозначено на изображении, приводимом выше.
Глава 3. Путь истины и великолепия
Объяснение того, почему качество «Тиферет» (великолепие) именуется именно так, можно привести на примере существующих цветов и оттенков. Белый цвет указывает на качество доброты, а красный — на качество суда, и это цвет крови. В случае же, когда цвета находятся в сбалансированной комбинации, они приобретают красоту.
Великолепие также указывает и на вкус той или иной вещи, как, например, в случае с яблоком. Вкус пищи или растений также содержит в себе два качества — «Хесед» (доброту) и «Гвура» (строгость), что выражается в горечи и сладости соответственно, а также средний вкус, который представляет из себя баланс двух противоположностей.
Подобно этому, дело обстоит и с голосом, который является усладой для души, как известно из музыкальной науки в отношении мелодий, а именно то, что основная сладость и красота музыкальных тонов возникает именно при смешении различных голосов. Это верно и в отношении физических элементов, таких как огонь и вода, где существует средняя мера, представляющая из себя сочетание этих элементов, как известно из книг по естествознанию.
Также и в отношении трав — есть такие, которые хороши и придают жизнь, а есть такие, которые наносят вред. Но и тут мы находим, что есть сбалансированное сочетание двух противоположных вещей, на чем и основывается медицина, а именно, выверенная пропорция, которая необходима для излечения того или иного заболевания, будь то жар или холод.
Подобно этому, все части творения на уровнях неодушевленной (досл. «безмолвствующей») природы, растений и животного мира включают в себя две противоположные стороны — «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость) подобно тому, как это в разуме и эмоциональных качествах человека, как было упомянуто выше.
И эта средняя мера, сочетающая в себе два противоположных качества «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость) называется истиной и великолепием, ведь как мы видим, красотой и великолепием обладают именно те картины, которые содержат в себе выверенное сочетание белого и красного цветов, ведь в отдельно взятом белом цвете нет никакой красоты и великолепия, как нет красоты и в отдельно взятом красном цвете. И только благодаря их комбинации появляется красивая картина, которой присуще великолепие. И также комбинация голосов создает приятный и великолепный тон.
Так дело обстоит и в отношении сочетаний творений, находящихся на уровне неодушевленной природы и растений, как и в великолепном сочетании цветов, как сказано: «Подобно яблоку среди деревьев леса» и т.д.
Верно это и по отношению к тому, когда человек ведёт себя, руководствуясь качеством великолепия, сочетающим в себе верный баланс двух противоположных качеств «Хесед» (добра) и «Гвура» (строгости).
Так это и в склонности разума — оказывать благо или вершить суд — все это в равной мере относится к тому, что было сказано выше, поскольку качества, находящиеся в сердце проистекают из разума, который расположен в мозге.
И это то, о чем сказано: «Какой прямой путь должен избрать для себя человек...» — именно такой, который позволяет проявить великолепие идущего по нему, благодаря тому, что он придерживается вышеупомянутого баланса. И благодаря этому, также и другие люди считают этот путь великолепным и он удостаивается великой похвалы с их стороны.
Глава 4. Объединение противоположностей
Однако, все ещё необходимо понять корень того, откуда берётся возможность взаимного объединения и баланса между некоей вещью с той, которая ей крайне противоположна, как, например, качества «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость) в разуме и эмоциональных качествах, а также категориях животного и растительного мира, огня и воды, и т.д.
В связи с этим, необходимо сказать, что противоположные качества «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость) являются не простыми, а составными.
Объяснение этого лежит в известном различии между простой и составной вещью, а именно: простая вещь не приемлет свою противоположность, что не так в отношении вещи, которая является составной.
Например, о воде и огне нельзя сказать, что они являются противодействующими, иначе они не могли бы соединиться друг с другом, образовав составную комбинацию. Однако, огонь содержит в себе частицу из частиц основы воды, а вода содержит в себе частицу из частиц основы огня, как известно из книг по естествознанию, и как написано в «Сефер Йецира»: «Он вывел огонь из воды, а воду из огня...». И это, также, верно и в отношении того, что разделяется на противоположные вкусы в сфере растительного мира: горькое и сладкое. Так, например, травы, несмотря на свою горечь, могут излечить больного, жизнь которого находится в опасности, ибо плохое содержит в себе хорошее, а хорошее включает в себе плохое, подобно тому, как в сладости есть горечь, а в горечи сладость. Это же верно и в отношении жара и холода.
Таким образом, противоположности могут объединиться в одно. Это выражается в различных сочетаниях четырёх основных элементов: огня, воздуха, воды и земли, как это известно.
На основании вышесказанного становится понятным, почему качество истины, которое именуется великолепием, может включать в себя различные сочетания двух противоположностей — качеств «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость), как было упомянуто выше. Это становится возможным, поскольку каждое качество содержит в себе свою противоположность. Например, в качестве «Хесед» (добро) присутствует мера суда, как мы видим на примере человека, который оплачивает своему врагом добром, дабы его уничтожить, как сказано: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом... ибо угли ты обрушаешь (на голову его)». На этом примере мы видим облачения тяжёлого суда в одеяние добра.
Или же в обратном случае, если отец бьет своего сына и подвергает страданиям, чтобы наставить его на правильный путь, и для этого он облекает качество добра в качество суда (и, как известно, это называется «строгость в добре» или «добро в строгости»).
На основании этого мы видим, что злодеи могут иметь жизнь, которая наполнена спокойствием, поскольку это представляет из себя качество суда, облаченное в добро, дабы оплатить им за то малое добро, которое они сделали, и тем самым лишить их удела в Будущем Мире. Также мы видим и страдания, которые постигают праведников, дабы подвергнуть их наказанию за то небольшое зло, которое содержится в них, и удостоить их удела в Будущем Мире. И это является категорией добра, которое скрыто и облачно в тяжкий суд, который выражается в страданиях.
Всё вышесказанное указывает на то, что возможно сочетание качеств «Хесед» и «Гвура», в результате чего образуется срединное качество, которое проистекает из смеси добра со злом, которое произошло в результате греха первого человека, который вкусил от древа познания, так что нет добра, в котором не было бы примеси зла в скрытом виде. И также нет зла, в котором в сокрытом виде не содержалось бы добро.
По этой причине (наши мудрецы) сказали, что необходимо произносить благословение на бедствие также как и на хорошее событие, поскольку в нем содержится добро в скрытом виде. Очищение же одного от другого (добра от зла) происходит благодаря качеству милосердия, которое называется истиной, как было упомянуто выше (в гл. 2), а также «Даат» (знанием) и «Тиферет» (великолепием).
Если же категория знания, отсутствует, то становится невозможным отделение и отбор добра от зла, истины от лжи. И в этом заключается работа человека, который обладает целостность своего знания и качеств, дабы очистить их, следуя среднему пути, как было упомянуто выше.
Глава 5. Источник влияния
На основании вышеизложенного в отношении четырёх уровней творения — неживой природы, растительного и животного миров, а также человека, что само по себе понятно даже человеческому разуму, благодаря описаниям, основанным на аналогиях, «глазам разума» станет понятно то, как обстоят вещи и в высших сферах.
Написано в книге Йова (19:26): «Из плоти моей узрю Б-га», поскольку человек создан по образу Всевышнего, то есть на основании трех линий, в которые выстраиваются десять высших каналов мира Ацилут, начиная с «Хохма» (мудрость), «Бина» (понимание) и «Даат» (знание), как было сказано выше.
В отношении данных каналов известно, что они проистекли из своего источника, поскольку слово «Ацилут» происходит от слова из отрывка («Бамидбар» 11:25) «И выделил от духа...» (в оригинале — «вайацель»), и это называется отделением и выделением малого света от большого, подобно свету искры (выделившегося) от света пламени.
Так же это и в отношении десяти каналов, которые называются высшим светом, хоть и невозможно сказать, что они схожи с материальным светом, Б-же упаси, поскольку разница между ними бесконечно велика, и данное сравнение можно допустить только в качестве примера.
Это подобно силам человека, находящегося внизу, разум в мозгу которого является малой частицей, которая происходит от сущности души, которая представляет из себя простой (неделимый) свет. Также находящиеся в разуме качества, желание и находящиеся в сердце качества, были включены в сущность души, будучи абсолютно аннулированы по отношению к ней. После этого они вышли из категории сокрытия в душе и разделились открытым образом каждое само по себе, в соответствии с собственной сущностью, чтобы человек мог руководствоваться своим разумом и эмоциональными качествами в своих действиях для осуществления своих нужд.
Подобие этому выше, заключается в том, что сказал пророк Элияу: «Ты — один, но не подвластен счету», пребывающий в простом, истинном единстве, без разделения на десять каналов, и как он завершает там же: «Ты мудр, но непостижимой мудростью», и это подобно мудрости человека, которая включена и объединена с сутью души... Это верно и в отношении качества «Хесед» (добро), и т.д.
Однако, Б-г вывел десять каналов (сфер) в открытое состояние из сокрытия, для того, чтобы управлять с помощью них мирами, подобно королю из плоти и крови, который управляет своей страной благодаря гармоничному сочетанию двух качеств — добра и строгости в его разуме и эмоциональных качествах, что называется истиной и великолепием и включает в себя сочетание двух противоположностей в правильной и выверенной пропорции, как было упомянуто выше.
На основании всего вышесказанного становится понятным, почему «Малхут» (королевство) на иллюстрации располагается на средней линии, под «Даат» (знание), «Тиферет» (великолепие) и «Йесод» (основа).
В книгах каббалы сказано, что несмотря на то, что качество «Малхут» является последней из десяти сфер, проистекающей от Бесконечного Света, и принимает влияние от трех линий, тем не менее, это качество является основным источником божественного влияния, которое получают все творения и высшие духовные миры, включая ангелов вообще и святых ангелов «хайот» в частности, пребывающих в мирах Брия и Йецира, а также 70 ангелов, которые находятся в мире Асия. Все они получают влияние от сферы «Малхут» мира Асия вплоть до духовного влияния, которое оттуда поступает четырём основным элементам — огню, воздуху воде и земле, которые, в свою очередь, распространяют его на четыре основные материальные элементы на четырёх уровнях творения — на неживую природу, растительный и животный мир, а также на человека.
Вышеупомянутый процесс является причиной изменений и перемен, которые мы время от времени наблюдаем в жизни человека, будь то спуск или поднятие в отношении таких вещей как богатство или бедность, жизнь, наполненная страданиями или спокойствием, поскольку глаза Всевышнего направлены на поступки человека, дабы воздать ему по его деяниям в соответствии с частным божественным проведением. И подобно этому сказал король Давид (Псалмы 33:13-15): «С Небес узрел Б-г... разумеющий все их поступки».
Глава 6. Правосудие правителя
Сказано («Дварим» 32:4): «Твердыня, совершенны деяния Его, ибо на всех Его путях — правосудие».
В данной строке использовано именно слово справедливость, поскольку эта мера является срединной, сочетая и включая в себя две противоположности, «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость) многочисленными и разнообразными способами. Эта мера отождествляется с категорией качества «Малхут» (королевство) наверху, которая также называется «правителем» над всеми верхними и нижними мирами, вплоть до нашего, нижнего, мира, и об этом сказано (Притчи 29:4): «Правитель правосудием утверждает землю», именно срединной мерой, которая называется истиной: не только лишь качеством «Хесед» (добром) и не только качеством «Гвура» (строгость), как мы видим на примере земного царства — чем больший масштаб правления над государством, тем более образ его правления основывается на сочетании качеств «Хесед» и «Гвура».
Ведь если правитель сделает чрезмерный упор на качестве добра, то увеличится количество грабителей, мошенников и преступников, так что люди «живьём будут глотать друг друга». С другой стороны, если чрезмерно проявлять качество суда, то это может привести и к обвинению праведников, что повлечёт их погибель наряду со злодеям, и таким образом будет пролито много невинной крови.
Поэтому и сказано, что «Правитель правосудием утверждает землю» — средней мерой, называющейся истиной, и именно это придает прочность и незыблемость её существованию.
И данное правление на основании качества правосудия надлежит осуществлять именно правителю, а не кому-либо другому, поскольку именно в нем присутствует свет от качества «Малхут» мира Ацилут, которое является последним из десяти каналов мира Ацилут, и находится под средней линией, как было сказано выше. И именно посредством этого качества спускаются все виды влияния от трех линий, трех качеств — «Хесед» (добро), «Гвура» (строгость), которые включены в качество «Тиферет» (великолепие), именуемое истиной, и из объединения, содержащегося в нем, в свою очередь, проистекает влияние на качество «Малхут» (которым обладает правитель), чтобы управлять мирами на основании сочетания качеств добра и суда, поскольку земное царство идентично царству небесному, как было объяснено выше на основании слов: «Бойся, сын мой, Б-га и правителя», ибо идентичен страх перед Б-гом в категории высшего небесного царства и страх перед земным правителем.
Что же до ненавистников, вносящих споры и разногласия — с ними «не водись», поскольку отдалят они тебя от страха перед Б-гом, ибо два (вышеупомянутые) вида страха, по сути, идентичны, ведь в земном правителе сияет свет от высшего качества «Малхут», и он правит землёй на основании истинного правосудия, как сказано: «Твердыня, совершенны деяния Его, ибо на всех путях Его правосудие».
И это является причиной существования заповеди молиться за мир в государстве, поскольку он проистекает из мира высшего Правителя, который также именуется Правителем, у которого мир, как известно.
И в этом объяснение смысла сказанному: «Просите, чтобы в городе был мир», поскольку когда мир будет в нем, он будет и у вас, ибо от него придёт свет и изобилие мира для каждого человека, по причине, упомянутой выше.
И это является причиной постановления в Талмуде, которое гласит, что «Закон государства признается законом» — подобно закону Высшего Правителя, содержащемуся в нашей святой Торе.
По этой же причине есть обязанность произносить благословение при виде правителя, и делать это с упоминанием Его Имени и царства: «Благословен, выделивший от своей (высшей) славы...».
И разумеющему достаточно этих слов.
Глава 7. Начало в конце
На основании вышесказанного станут понятны слова короля Давида (Псалмы 17:2): «Пусть от Тебя изойдет моё правосудие, и глаза Твои узрят прямое».
Сказано, что правосудие моё изойдет именно «от Тебя», и не желал король Давид, чтобы оно исходил от назначенных судей, а также именно «Твои глаза узрят прямое», а не глаза других судей кроме Тебя.
Понимание и корень этих слов основывается на том, что было изложено выше в отношении сказанного королём Шломо: «Сын мой, бойся Б-га и правителя», а также слов «Правитель правосудием утверждает землю», и именно Правитель, а не кто-либо другой, объяснение чему приводилось выше. И этих слов достаточно для разумеющего.
Объяснение же значения слов «Правитель правосудием утверждает землю» заключается в том, что качество «Малхут» (королевство) присутствует и проявляется именно у правителя, поскольку он является годным сосудом для света качества высшего царства, которое содержит в себе сочетание двух противоположных качеств — добра и суда. Таким образом, это качество не склоняется вправо или влево, представляя из себя выверенное и совершенное качество, которое называется истинным правосудием.
Поэтому король Давид и просил, чтобы справедливость исходила именно «от Тебя», а не от судей, назначенных вершить суд, поскольку они могут признать его виновным или оправдать сверх меры, не отобразив в своём решении качество истины, которое предполагает точный и выверенный баланс.
Это связано с тем, что человек выносит решение на основании того, что видят его глаза, в то время, как справедливый Судья зрит в сердце, подвергая проверке сердце и почки, различая между добром и злом, истиной и ложью, вынося вердикт в отношении вещи в соответствии с тем, каковой является истина, не отклоняясь вправо или влево ни на волос.
И поскольку Давид был уверен в отношении присутствия истины в своём сердце, как сказано (Псалмы 17:3): «Ты испытал сердце моё... и оказался я чист», поэтому он и сказал «Пусть от Тебя изойдет правосудие мое», ведь в нем присутствовала уверенность, что будет он оправдан на основании проверки своего сердца, которое было непорочным, однако другие судьи не смогли бы этого определить.
И это является объяснением сказанному «Глаза Твои прямое».
Как известно из книг каббалы, корень первичного деления на качества «Хесед» (добро) и «Гвура» (строгость), правую и левую стороны, в разуме и сердце, что отображается в виде трех линий, которые содержат качества «хохма» (мудрость), «Бина» (понимание), «Даат» (знание), «Хесед» (добро), «Гвура» (строгость), «Тиферет» (великолепие) — это категория «Кетер» (корона), которая находится над средней линией, и она представляет из себя простое желание в сути души, предшествующее разделению на желание, продиктованное качествами «Хесед» и «Гвура», которые склоняют разум и сердце в соответствующие стороны. Таким образом, оттуда (из ступени «кетер»), сначала происходит разделение на «два глаза», поскольку именно в природе взгляда, которая происходит из сущности человека, рассматривать вещи как плохие или хорошие.
Например, отец будет рассматривать поступки своего сына только в позитивном свете, и даже его дурные поступки он будет оценивать оправдательно. Также, в отношении самолюбия, мы видим, что человеку свойственно вообще не замечать собственные недостатки, находя оправдание даже для своих самых неприглядных действий.
Обратным образом дело обстоит, когда что-либо, что затрагивает сущность души человека заставляет рассматривать другого, как своего врага. Такого человека он будет рассматривать только в негативном свете, стремясь его обвинить, таким образом, что под его обвинение может попасть даже праведник.
Получается, что подход к тому, какое решение человек выносит в своём разуме, зависит от его взгляда с помощью двух глаз — правого и левого, на основании которого у человека возникает причина и аргументация для оправдания или обвинения соответственно.
Из этого, в свою очередь, проистекает все то добро и осуждение, которые присутствуют в сердце (другими словами, как на вещь смотрят, такое мнение в разуме в отношении неё и складывается).
Причина этого в том, что «начало воткнуто в конец», то есть категория «Кетер» (корона), которая расположена над (сферами) «Хохма» (мудрость), «Бина» (понимание), «Даат» (знание), и «Хесед» (добро), «Гвура» (строгость), «Тиферет» (великолепие), светит в категории «Малхут» (королевство), которая является окончанием всех ступеней, и называется «Кетер Малхут» (короной королевства).
Поэтому и сказано: «Ибо глаза Твои...», ибо справедливый Правитель свыше (при принятии решения) сочетает качества «Хесед» и «Гвура», содержащиеся в «двух глазах», в виде их сбалансированного объединения, и это является прямотой и истиной, без отклонений вправо или влево, как было объяснено выше. И поэтому именно «глаза Твои узрят прямое», то есть то, что сочетает в себе две противоположности, взгляд в позитивном и негативном свете, добро и суд... и это называется правосудием, которое присуще только правителю.
Поэтому и сказано: «Пусть от Тебя изойдет моё правосудие», поскольку «глаза Твои узрят прямое», верша истинный и справедливый суд. А когда разбор моего дела дойдёт до высшего суда, то там вынесут решение на основании разума и качеств, в соответствии с тем, как в них будет светить свет правосудия качества «Малхут».
Глава 8. Справедливый вердикт
После всего вышеизложенного, я перейду к моей просьбе и прошению. Выше уже были приведены объяснения слов Шломо и его отца Давида, святых правителей, и мудрецов, наделенных божественной святостью, в которых пребывало высшее качество царства. Подобно этому, божественный свет нисходит на земного правителя в каждом поколении.
Из этого понятно, что также и министры, занимающиеся делами земного правителя, получают особый отсвет от того света истины и правосудия, который исходит от его лика, а сам он, в свою очередь, получает свет от высшей категории королевской власти, и божественной славы, и это верно в отношении всех правителей.
Из этого ясно, что также и в вашем преподобии присутствует свет от света истины и мощи императора, в той значительной части земли, которой вас наделил его величество император, а это почти что десятая часть всех земель империи, будь она возвеличена и превознесена.
Посему, я выражаю уверенность в том, что ваши глаза узрят прямое и смогут различить между добром и злом, истиной и ложью, для чего у вас есть все необходимые полномочия и природная способность сделать такого рода различие как ни у какого другого судьи или министра, по причине, которая уже приводилась в связи со словами короля Давида «Пусть от тебя изойдет правосудие», а также сказанным его сыном королём Шломо «Сын мой, бойся Б-га и правителя».
Поэтому, моё желание заключается именно в том, чтобы справедливый вердикт в отношении меня исходил именно от вас, ибо вы сможете рассудить данное дело в соответствии с абсолютной истиной, и «глаза ваши узрят прямое», не отклоняясь вправо или влево.
Я же приму ваше решение охотно и с любовью, как полагается по законам и установления высшего Правителя.
Я уверен, что по вашему чистосердечию на всех своих путях, вы поступите со мной снисходительно, отнесясь ко мне благосклонно и поместив под сень своей доброты, а также избавите меня от наветов, исходящих от ложных обвинителей, дабы не были приняты их обвинения впредь.
И разумеющему человеку этих слов достаточно.