19 Тишрея 5782 года, суббота недели, гл. Браха

Молитва: грамматика или сосредоточение на смысле?

Следовательно, если у человека есть выбор — молиться по правилам грамматики или с нужной направленностью мысли, то следует выбрать последнее.

494 (1)
Молитва: грамматика или сосредоточение на смысле?
Молитва: грамматика или сосредоточение на смысле?

Рабби Йеуда-Лейб (брат Алтер Ребе) в одобрении к молитвеннику («сидур») «Тора Ор» пишет, что Алтер Ребе при его составлении учел со всей точностью соответствующие «каванот» (сосредоточение на смысле слов) АРИЗАЛа и при написании текста использовал единые правила грамматики. Ведь несмотря на то, что это не для всех равноценно, и человек, непривычный к этому с детства, сбивается в своих «каванот» во время молитвы, а постфактум исполняет свою обязанность без использования правил грамматики при чтении «Слушай, Израиль», как это известно, — тем не менее изначально хорошо приучить себя к этому с детства или позже, но не во время самой молитвы. Ведь это большая заповедь с точки зрения открытой части Торы и тем более по каббале, так как буквы и огласовки, которые произносит человек во время молитвы, оказывают свое воздействие вверху, как это известно каббалистам.

Обсуждая введенные Алтер Ребе правила, рабби Йеуда-Лейб приводит пример: в предложении «Б-г — Владыка, Б-г был Владыкой, Б-г будет Владыкой вечно» слово מלך («был Владыкой») по мнению Алтер Ребе пишется с двумя огласовками «комац» (מָלָךְ), а не так, как написал до этого один из праведников (с огласовками «хаци-комац» и «хаци-патах»).

Он также пишет про людей, которые настолько увлеклись грамматикой, что совершенно теряют сосредоточение на смысле слов в молитве. Следовательно, если у человека есть выбор — молиться по правилам грамматики или с нужной направленностью мысли, то следует выбрать последнее. «Каванот» важнее всего.

Можно еще упомянуть общее указание Ребе Короля Мошиаха из сборника «Сегодня — день» за 11 Адара:

Известно и получено нами через цепочку преемственности Торы в отношении настроя в молитве: тому, чей разум не позволяет постоянно концентрироваться на главном — либо по причине недостаточных знаний, либо по причине недостаточных сил для того, чтобы помнить во время молитвы все намерения, относящиеся к отдельным ее словам, — хватит и общей основной установки: желать, чтобы его молитва была услышана Всевышним со всеми смыслами, указанными в книгах по тайной Торе.

Так пожелаем же, чтобы наша молитва была услышана Всевышним!

Опубликовано: 21.02.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter