СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 15:01

Страшели и Любавичский хасидизм

В какой-то момент у рабби Довбера и рабби Аарона возникли разногласия. Подробности этого неизвестны, но рабби Аарон покинул Ляды и поселился в своем родном городе Страшели. После кончины рабби Шнеур-Залмана, рабби Довбер переехал в Любавичи.

19.07.2021 1272 мин.

Страшели — это потухшая ветвь хабадской школы хасидского иудаизма, названная в честь города Страшели (Староселье) в Могилевской губернии современной Беларуси, где жил ее лидер.

Как и весь хасидизм, он основан на учении и обычаях хасидизма, которым учил Баал-Шем-Тов, в свою очередь на основе каббалистических работ рабби Ицхака Лурии (также известного как АРИЗАЛ).

Первым ребе из Страшеле был р. Аарон Горовиц, ученик рабби Шнеур-Залмана из Ляды (1745-1812), основателя школы хасидизма ХАБАД.

Говорили, что в качестве Ребе р. Аарон был невероятно харизматичным. Есть история, рассказанная Ребе РАЯЦем, как некоторые хасиды Мителер Ребе отправились навестить рабби Аарона и были настолько захвачены его харизмой, что они остались, несмотря на свои обещания об обратном.

В то время, как хасиды Страшели и Любавича считают Алтер Ребе первым Ребе в своих школах, первые считают рабби Аарона Горовица его преемником, а последние считают Мителер Ребе (сына рабби Шнеур-Залмана) вторым Ребе. Страшельское отделение хасидизма ХАБАДа появилось в 1812 году, когда скончался рабби Шнеур-Залман.

Хотя они были хорошими друзьями, рабби Довбер и рабби Аарон не согласились с акцентом и правильным методом эмоционального выражения в хасидской молитве. По мнению рабби Довбера, величайшее служение, которое еврей может выполнять в поклонении — это полностью аннулирование себя перед Творцом. Поэтому, утверждал рабби Довбер, медитация человека может казаться холодной и безэмоциональной снаружи, тогда как молитва заставляет человека чувствовать себя единым с Творцом. С этой целью рабби Довбер молился с большим «двейкут» (связыванием), а не с «испаалут» (возбуждением), когда молящийся возбуждается перед Творцом, но в своем собственном чувстве и понимании остается отдельной сущностью и существованием.

Рабби Довбер молился совершенно неподвижно, почти не двигаясь. Его внешний вид оставался совершенно незатронутым.

Важно отметить, что этот способ молитвы был для него чем-то личным, поскольку он мог скрывать свои эмоции, а не то, что он рекомендовал всем. Когда рабби Довбер заметил, что его хасиды (последователи) считают, что они должны быть лишены какой-либо эмоциональной задействованности, он написал публичное письмо, в котором утверждалось, что это неправильно («Брошюра о восхищении» — «Кунтрес а-Итпаалут»).

Его несогласие с рабби Аароном состояло скорее в том, что он чувствовал, что возбуждение должно быть истинным, другими словами, что эмоциональное чувство должно быть длительным, а не то, которое испарится через короткое время. Рабби Аарон не было согласен с этим, утверждая, что для хасидов приемлемо и даже похвально внешне возбуждаться во время молитвы. Известно, что сам рабби Шнеур-Залман так сильно стучал кулаком по стене, молясь, что иногда его рука кровоточила. Раввин Аарон проявлял подобное волнение и интенсивность во время молитвы. Более того, он призывал других открыто выражать свои эмоции во время молитвы.

Кроме того, они не согласились с тем, в какой степени глубочайшие элементы хасидской мудрости должны преподаваться открыто. Рабби Довбер в своем сочинении «Врата единства» объясняет всю духовную структуру творения. Рабби Аарон, с другой стороны, утверждал, что опасно обсуждать определенные аспекты творения, потому что это может привести человека к непреднамеренному антропоморфическому взгляду на Б-га. Следовательно, человеку достаточно просто знать, что Б-г настолько велик, что Его Существование исключает существование каких-либо созданных существ, но, тем не менее, созданные существа существуют. Этот самый парадокс является свидетельством величия Б-га.

Хотя учения рабби Аарона включают в себя некоторые из самых глубоких аспектов каббалистической мудрости, они тем не менее побуждают читателя использовать глубокую интеллектуальную мудрость каббалы, чтобы вдохновить простую любовь и страх к Б-гу.

Это было также основанием доктрины рабби Довбера и фактически краеугольным камнем в книги «Тания» рабби Шнеур-Залмана. Разница заключалась прежде всего во внешнем эмоциональном поведении, которое ожидал от своих последователей рабби Аарон, и в сильном проявлении самоумаления, которое ожидал от своих последователей рабби Довбер.

В какой-то момент до кончины рабби Шнеур-Залмана у рабби Довбера и рабби Аарона возникли разногласия. Подробности этого неизвестны, но рабби Аарон покинул Ляды (где жили он, рабби Шнеур-Залман и рабби Довбер) и поселился в своем родном городе Страшели. После кончины рабби Шнеур-Залмана, рабби Довбер переехал в Любавичи. Переняв лидерство школы ХАБАДа, рабби Довбер стал главой Любавичской школы хасидизма ХАБАДа. Рабби Аарон, также стремящийся быть лидером ХАБАДа, стал главой страшельской школы. Две конкурирующие школы твердо придерживались идеологических различий между их лидерами.

Две книги р. Аарона были основаны на великом труде Алтер Ребе «Тания». Первая книга р. Аарона под названием «Врата единства и веры» основана на разделе «Тании» с похожим названием. В нем р. Аарон утверждает, что соответствующая часть «Тании» была неполной, и поэтому необходимо изучить его книгу, чтобы полностью понять ее. «Врата единства и веры» фокусируется на создании вселенной и отношениях вселенной со Всевышним. Он развивает концепцию чуда, которая относится к парадоксу, вызванному одновременным существованием Творца и вселенной. Затем утверждается, что человек никогда не будет «понимать» Всевышнего, потому что Он несопоставим с сотворенным существованием. Поэтому самое близкое, к чему человек может прийти для «постижению» Всевышнего — это медитировать о чуде и постоянно желать постичь Всевышнего дальше. В книге более подробно рассматриваются отношения между вселенной, Б-гом и десятью каналами. Вторая его книга называется «Врата служения». Она основана на первой книге «Тания», в которой рассказывается об особом служении «среднего». Именно в этой книге и в «Служение левита» рабби Аарон систематизировал свой подход к богослужению: он подчеркнул важность сердечных эмоций как инструмента связи с Божественным. Он утверждал, что, вопреки позиции рабби Довбера, холодное и интеллектуальное созерцание не может привести к истинному самоумалению. Только открыто и эмоционально желая приобщиться к Б-гу, можно достичь чего-то, приближающегося к аннулированию до бесконечного (высшая цель хасидизма ХАБАДа).

Мителер Ребе, напротив, назвал этот подход прославлением себя. Ученики рабби Аарона составили множество его устных выступлений. Этот сборник называется «Служение левита». Хотя его книги обычно не изучаются в кругах ХАБАДа сегодня, их широко уважают за их научные взгляды и широкий кругозор.

После того, как умер рабби Аарон, его сын, рабби Хаим-Рафаэль (ум. 1842), занял его место. Однако эта династия не продлилась до следующего поколения. Многие хасиды Страшели вернулись в ХАБАД в третьем поколении, приняв Цемах-Цедека своим Ребе.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter