Канун Рош а-Шана 5631 года
Ребе РАЯЦ рассказывает:
— В первый день, накануне Рош а-Шана, когда Ребе МААРАШ пришёл с места упокоения Цемах-Цедека, я зашёл к нему, чтобы спросить в чём заключается служение Рош а-Шана.
Ребе МААРАШ ответил, что служение Рош а-Шана — это принятие ярма, принять на себя ярмо служения в Торе и заповедях, подобно тому, как солдат принимает на себя всё, что ему приказывают исполнить.
[Мне хватило этих немногочисленных слов, и я вышел чтобы читать Псалмы].
Источник: «Торат Шмуэль», «Книга бесед» стр. 11-12. См. также «Игрот Кодеш» Ребе РАЯЦа том 3, стр. 489.
Канун Рош а-Шана 5634 года
Ребе РАЯЦ рассказывает:
— В первый день, накануне Рош а-Шана 5634 года, когда Ребе МААРАШ пришёл с места упокоения Цемах-Цедека, я зашёл к нему попросить благословение накануне Рош а-Шана. Он спросил меня, знаю ли я в чём заключается служение в Рош а-Шана.
Я ответил:
— Три года назад, в канун Рош а-Шана Вы сказали мне, что служение Рош а-Шана заключается в принятии на себя ярма служения в Торе и заповедях, подобно солдату, который принимает на себя всё, что ему приказывают исполнить.
На это Ребе МААРАШ сказал:
— Да, верно то, что служение в Рош а-Шана заключается в принятии ярма, но это относится только к служению на будущее, к новому году, но необходимо ещё и исправить прошедший год.
Исправление прошедшего года заключается в раскаянии («тшува»), а время этого — во время трубления в шофар.
Баал-Шем-Тов рассказал притчу в отношении трубления в шофар.
Король отправил своих детей в большой лес чтобы они ловили зверей. Дети заблудились и начали обращаться к отцу, но не получили ответа. Они подумали, что забыли свой язык и начали кричать, вызывая к отцу из глубины сердца «Ай, ай!» Без слов, только лишь задействуя голос. И отец им ответил.
Раскаяние Рош а-Шана — в отношении недостатка, который касается принятия ярма, а также в отношении того, что делают, опираясь на разум и понимание.
Поведение еврея, основанное на Торе и заповедях, должно быть только со стороны принятия ярма.
Время дней раскаяния, между Рош а-Шана и Йом-Кипуром — это установленное и эффективное время для раскаяния в отношении исправления силы желания («коах а-рацон»).
Йом-Кипур — это установленное и эффективное время для раскаяния в отношении силы удовольствия («коах а-таануг»).
Ребе рашаб объяснил, что в период времени, когда раскрывается время высшего желания, которое наверху, возникает раскрытие силы желания в душе, и поэтому это время эффективно как для служения силы желания, так и для исправления силы желания.
Источник: «Торат Шмуэль», «Книга бесед» стр. 16-17. См. «Игрот Кодеш» Ребе РАЯЦа том 3, стр. 489-490.
Канун Рош а-Шана 5640 года
В канун Рош а-Шана 5640 года, перед вечерней молитвой, Ребе МААРАШ указал своему помощнику, хасиду р. Леви-Ицхаку передать от его имени хасидам следующее:
— В отношении сказанного в хасидизме, что трубление в шофар подобно тому, когда человек кричит «Папа, папа», — главное не «папа», а «кричащий».
[Эти слова произвели фурор и пробуждение к раскаянию не только у хасидов, которые приехали на Рош а-Шана в Любавичи, но также и у жителей Любавичей, мужчин и женщин, так что на протяжении двух дней Рош а-Шана город был наполнен плачами раскаяния].
Источник: «Торат Шмуэль», «Книга бесед» стр. 91-92. См. также «Книгу бесед» 5704 (на святом языке), стр. 1.