СБП. Дни Мошиаха! 8 Кислева 5785 г., второй день недели Ваишлах | 2024-12-08 22:26

Сидур для жениха или Спрятанный пояс

Назначенный день настал. Жених прибыл к Ребе за обещанным сидуром. Они зашли в комнату Ребе РАЯЦа на втором этаже. «А где твой гартл?» — спросил Ребе.

Перевод для сайта:Эстер Кей 17.11.2021 0 1284 мин.

Сегодня мы расскажем об некоторых указаниях по поводу поведения жениха в день свадьбы — как сложились хабадские традиции, связанные с этим.

Впервые удостоился такого особого отношения один из лучших учащихся йешивы р. Моше Казарновский, чья свадьба должна была состояться в один из дней «тридцатидневного траура» по поводу ухода из этого мира Ребе РАЯЦа 10 Швата.

Шел 1950 год. Месяц Адар. «Откладывать ли свадьбу?» — этим вопросом озаботился по понятным причинам отец жениха. Ведь хочется видеть радость на свадьбе, а траур по Ребе РАЯЦу еще очень свеж… «Спроси самого Ребе», — посоветовал сыну отец.

Ребе не рекомендовал откладывать свадьбу, ведь день уже был назначен. «Но, — добавил Ребе, — чтобы тебе восполнить (как бы искупить мой отказ тебе) — я позволю тебе в канун свадьбы зайти ко мне и получить на время дневной молитвы сидур (молитвенник) моего тестя и учителя…»

Назначенный день настал. Жених прибыл к Ребе за обещанным сидуром. Они зашли в комнату Ребе РАЯЦа на втором этаже. «А где твой гартл?» — спросил Ребе. Жених не носил пока еще молитвенный пояс, тогда Ребе снял свой собственный, скрытый под верхней одеждой, который всегда был на нем (помимо того, который был виден) и вручил его парню.

А через неделю уже другой жених спросил через секретарей, был ли это исключительный случай или можно также и ему удостоиться молитвы с сидуром Ребе РАЯЦа? Он получил положительный ответ… После этого у женихов появилась традиция молиться перед свадьбой с сидуром Ребе РАЯЦа.

Как Ребе сам получил этот сидур от тестя? Шел 1950 год. Изданный в том году сидур «Тора Ор» был вручен Ребе РАЯЦу. Теперь он передал зятю свой прежний, столько невзгод и чудес переживший сидур… Но старый сидур всегда дороже нового: он — выстраданный, зацелованный, заплаканный...

Что должен делать еврейский жених в день своей свадьбы, в канун ее? Во-первых, жених и невеста постятся (но им можно пить). Во-вторых, они ходят на святые места, читают Псалмы, говорят покаянную молитву. В этот день происходит полное прощение грехов. А что касается хабадников, то есть возможность быть принятым на аудиенции у Ребе. Сидур, принадлежавший Ребе РАЯЦу, выдается жениху на короткое время, чтобы он произнес по нему дневную молитву...

Секретарь Ребе хотел покрыть книгу ламинацией, чтобы она не обтрепалась от частого пользования, но Ребе не разрешил. Все должно быть по-настоящему, в том числе и ощущение прикосновения к сидуру…

Поначалу женихам также выдавался поясок («гартл»), служащий для отделения нижней части тела от верхней, чтобы физиологическое не мешало духовному (ведь даже Моше-рабейну считался выше пояса божественным, а ниже пояса — земным).

Гартл Ребе снял непосредственно с себя, чтобы передать его жениху, так как он всегда носил его, но скрытым образом. Потом стало понятно, что гартл — это уже часть гардероба жениха до входа к Ребе для получения сидура, и если люди видели хабадника в пиджаке и поверх него еще и толстый гартл, то было ясно, что перед вами жених в канун свадьбы.

(Если свадьба была прямо в тот же день, а лететь до места свадьбы далеко, то сидур вручался раньше. В этом случае человек уже не снимал свой гартл до свадьбы, только прятал его под одеждой, так как официально гартл носится лишь с момента и после свадьбы).

Традиция говорит, что женихи сначала очень трепетно все выполняли и не превышали полномочий, но в какой-то момент стали украдкой отрывать нитки гартла «на память». Тогда Ребе перестал давать им свой гартл.

«Ойсбетн гутэ захн» — «Выпроси же все хорошие вещи!» — так говорил Ребе на идиш и эту фразу запоминал каждый жених, принимая сидур.

Интересно получилось, когда один жених как-то сообщил, что сам он из Кфар-Хабада, а свадьба будет играться в Ришон-ле-Ционе, в то время как второй жених, с точностью до наоборот, проживал в Ришон-ле-Ционе, а свадьбу устраивал в Кфар-Хабаде. И Ребе прокомментировал это с радостью, будто восхищаясь таким совпадением. «Ну, главное, чтобы было счастье!»

Когда со временем число желающих выросло в разы и индивидуальные приемы женихов уступили место общим, то на таких встречах Ребе произносил: «Да состоятся свадьбы в добрый и счастливый час, строительство навечно (крепкий дом), на фундаменте Торы и заповедей!»

Присутствующих при этом родных, если таковые были, Ребе благословлял дополнительно, на идиш: «Да будет вам радость хасидская и еврейская от ваших детей, от всех детей, чувствуйте удовольствие. На здоровье чтоб было вам, на радость и на долгие годы!» «Хасидишн идишн нахес фун ди киндер… Фрейлехкайт! Гезундерхайт!» — произносите эти слова почаще, благословляйте ими друг друга!

В более поздние годы к благословениям добавилась раздача монет для цдаки, каждому из присутствующих. При этом Ребе желал: «И чтобы было в добрый и счастливый час!»

После 27 Адара

27 Адара наступила новая эпоха. Ребе принял и одобрил обычай пения и провозглашения «Да здравствует Король Мошиах!» Это мы все знаем… В это время сидур женихам начал выдавать р. Лейбл Гронер — секретарь Ребе... А нельзя ли вернуть прежнюю традицию, чтобы не секретарь, а сам Ребе вручал сидур жениху? Представьте себе: как только один из женихов 3 Кислева 5753 г. с искренним чувством высказал такое пожелание, Ребе принял это к сведению и выдал сидур лично, пригласив троих женихов в специальную комнату молитвы, и из его святых рук получил сидур жених по фамилии Шрики (он был коэном), а затем он передал его Аксельроду и Майзлишу.

Нужно только захотеть, пожелать, высказать свою боль и тоску и желание, чтобы Ребе появился и проявился перед нами, и это сбудется: такова мораль рассказа!

Как быть сейчас?

Сейчас, после ухода из мира р. Гронера, секретарь по фамилии Немировский выдает сидур Ребе РАЯЦа для каждого жениха, как было заведено прежде. Традиция сохранилась.

Таковым был обычай и раньше в тех случаях, когда Ребе неожиданно менял распорядок дня и выезжал на место упокоения своего тестя. Он оставлял сидур секретарю, чтобы жених, которому в тот день предстояла свадьба, ничего не потерял из традиционного святого порядка получения благословений…

Однажды Ребе не ограничился обычными словами благословения. Он кое-что добавил на прощанье. Это поистине душераздирающее выражение… «Дайте мне знать, как только Мошиах придет», — произнес Ребе в день 20 Сивана 5750 г., когда к нему приходили для благословения женихи, по свидетельству р. Ш.-З. Герцля… Можно перевести эти слова и так: «Провозглашайте, что Мошиах приходит, идет». Второе толкование — конечно, нам понятнее и ближе.

Да сбудется самое главное благословение, чтобы уже сегодня мы смогли провозгласить: «Мошиах пришел!»

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter