Шнеур — очень распространенное имя, особенно популярное среди хасидов ХАБАДа, которые называют своих детей в честь основателя движения рабби Шнеур-Залмана из Ляд (Алтер Ребе).
Многих интересует, откуда взялось имя Шнеур?
В журнале «ТАРБИЦ» выпуск 25 Йехиэль Гамперц обсуждает, среди прочего, происхождение имени Шнеур. Он приводит мнение р. Шмуэля Видаслоу, который объясняет этимологию этого имени: «Когда обоих дедушек ребенка (по отцовской и материнской линии) зовут Меир, его следует называть Шней-ор».
МААРШАЛ — р. Шломо Лурия (1510-1573) — в своем комментарии «Море Шломо» к трактату «Гитин» рассказывает об инциденте, произошедшем в его семье. У его деда родился сын, который хотел назвать ребенка Меир в честь своего отца; однако мать хотела назвать ребенка в честь своего отца, которого звали Яир, поэтому они пошли на компромисс, назвав ребенка Шнеур. Однако имя Шнеур предшествует всему этому, и его происхождение намного старше. Имя Шнеур не эквивалентно слову «сеньор», так как «Шней-ор» содержит букву «алеф», тогда как слово «сеньор» (на ладино) — нет.
Гамперц не развивает эту тему, а отсылает нас к сборнику «Имена великих», где упоминается Шнеур сын Йеуды. Действительно, автор этого сборника ХИДА — р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (1724-1807) — также передает вышеупомянутую историю МААРШАЛа, но добавляет: «Однако кажется, что имя Шнеур намного старше, потому что рабби Йона уже цитирует своего учителя, которого звали рабби Шмуэль сына Шнеура. Точно так же других раввинов звали Шнеур, и поэтому они назвали вышеупомянутого ребенка Шнеур, потому что это имя уже существовало в мире, и оно (также) намекало на два великих света — Меир и Яир».
Таким образом, ХИДА не согласен с мнением Хатам-Софера, что имя Шнеур появилось только после того, как дед МААРШАЛа назвал так своего сына.
В «Ликутей Сихот» (том 6 в беседе на 24 Тевета) мы находим интересное объяснение Ребе Короля Мошиаха об именах Алтер Ребе. Прежде всего, Ребе пишет, что всем известно, что первое имя Алтер Ребе — Шнеур — означает «два света». А в сноске №17 Ребе приводит мнение МААРШАЛа и ХИДА (только вместо имени «Яир» Ребе пишет имя «Ури»):
В сборнике «Море Шломо» (как приводит ХИДА в «Имена великих») пишет МААРШАЛ об одном человеке, отца которого звали Меир, а тестя — Ури. Когда у него родился сын, то ради мира в доме его назвали Шнеур — то есть два света: Меир и Ури. Там же ХИДА пишет, что имя Шнеур является старинным…
После этого Ребе приводит несколько цитат по поводу того, о каких двух видах света идет речь:
1. Баал-Шем-Тов сказал об Алтер Ребе (которому тогда было только три года), что он осветит мир двумя видами света — открытой и тайной частями Торы.
2. Цемах-Цедек пишет (см. примечания к «Тора Ор» стр. 284) об имени Шнеур, что оно соответствует свету Торы и молитвы.
3. Рабби Нохум из Чернобыля пишет (см. «Дом Ребе» часть 1, гл. 25, прим. 10), что имя Шнеур намекает на прямой и отражающийся свет, на Устную и Письменную Тору, на открытую и тайную ее части.
Ребе также упоминает, что Алтер Ребе называют «автором книги „Тания“» и «автором „Шулхан-Аруха“», а эти книги как раз соответствуют открытой и тайной частям Торы. И так как имя Шнеур принадлежит одному человеку, то отсюда следует, что он не только написал две разные по своей сути книги, но также и объединил открытую и тайную части Торы.
Но ведь были и другие мудрецы, которые разбирались в этих двух областях. В чем же тогда уникальность Алтер Ребе?
Поэтому Ребе добавляет, что Алтер Ребе есть еще и второе имя — Залман, состоящее из букв «ли-зман», которое используется в благословении «…давший нам дожить до этого времени». Алтер Ребе даже иногда использовал в своей подписи буквы имени Залман в виде аббревиатуры, намекая на время.
Ребе делает вывод, что имя Шнеур связано с духовным, а имя Залман — с материальным. Имя Шнеур — святое, а имя Залман — будничное. Алтер Ребе был назван этими двумя именами и объединил оба аспекта — будучи «новой душой», он раскрыл святость в материальном мире. В этом его уникальность.