Странный вопрос, не правда ли? Ведь даже начинающий хасид прекрасно знает, что практически в каждой беседе Ребе есть десятки ссылок на талмудические дискуссии. Но здесь речь идёт о необычном случае...
Дело было в начале 1992 года. Ученики центральной йешивы ХАБАДа в «770» уже больше года с огромным энтузиазмом слушали выступления Ребе о приходе Мошиаха и наступлении Освобождения. Сегодня эти выступления известны всем как «Двар Малхут».
В какой-то моменты несколько учеников, которые со всей серьёзностью старались изучать эти беседы Ребе в перерывах и за счёт сна, поняли, что им категорически не хватает на это времени. Каждую неделю выходит новая беседа, для изучения которой нужно не менее часа в день.
Тогда они обратились к руководству йешивы с просьбой открыть урок по теме Мошиаха и Освобождения за счёт уже существующего урока по Талмуду. Разумеется, они получили отказ. Как можно изменить распорядок учебы в йешиве, которую создал Ребе РАШАБа?!
Тогда они решили написать самому Ребе Королю Мошиаху, причём сделали это в форме трактата по хасидизму, который произносят на бар-мицву: «Владыка мира, мы хотим трудиться над изучением идей Мошиаха и Освобождения днем и ночью, но у нас нет возможности».
Ребе не ответил им, но в следующую субботу произнес речь, в которой неожиданно для всех начал объяснять связь между тремя трактатами Талмуда и Освобождением. Так, к примеру, Ребе объяснил, что три трактата соответствуют трем Храмам, Мошиаха (как, впрочем, и всех праведников) после Освобождения будут называть Именем Всевышнего и об этом говорится как раз в третьем трактате... Более того, в примечаниях Ребе исправил неправильную трактовку книги «Зоар» Виленским гаоном, где шла речь как о недельной главе, так и о том самом третьем трактате Талмуда.
Как говорится, для умных и сообразительных людей этого было достаточно. И в Талмуде можно найти связь с Освобождением, стоит только захотеть...