Глава 1
Написано в Торе [Бамидбар 24:20]: «Первый из народов — Амалек, и в конце он будет истреблен». Первая фраза означает, что Амалек — источник и корень семи [злодейских] народов [хананеев, хеттов, амореев и т.д.] — однако он отделен от них.
Относительно области святости также сказано [Йешайяу 44:6]: «Я первый и Я последний…» В этом стихе слова «Я первый» относится к аспекту божественности, который охватывает и превосходит все миры (облекающий все миры свет), а слова «Я последний» относятся к аспекту божественности, присущему всем мирам (наполняющий все миры свет). Хотя облекающий свет отличается от наполняющего, он является его источником и корнем.
То же самое верно [хотя и с учетом различия между святостью и ее противоположностью] в отношении сил нечистоты, которые в совокупности называются «оболочками». Амалек, олицетворяющий самую жесткую оболочку, является духовным источником и корнем всех этих народов, однако он отличен от них.
Заключение вышеприведенного стиха («и в конце он будет истреблен»), по-видимому, подразумевает, что оболочка Амалека не содержит элемента, который можно было бы освободить посредством очищения материальности путем возвышения заложенных в ней искр святости. Оболочка Амалека, как представляется, не может быть превращена во что-то положительное и тем самым приведена в состояние исправления. Скорее, единственным «исправлением» Амалека является его полное искоренение и истребление. На это намекают слова «и в конце он будет истреблен» — исправлением Амалека является его уничтожение.
Однако мы находим [в Талмуде, Гитин 57б], что «некоторые из потомков Амана [который в свою очередь был потомком Амалека, обратились в иудаизм и] изучали Тору публично».
Таким образом, изучение Торы [даже если оно выполняется частным образом] является частью исправления. Публичное изучение Торы (превосходит это), как намекает стих [Мишлей 1:20]: «Мудрость [Торы] ликует на улицах, возвышает голос свой на площадях». То есть, даже те внешние аспекты мира, которые склонны стать (не дай Б-г) отделенными [от святости], могут ликовать, поскольку они также могут быть возвышены посредством действий по очищению, возникших благодаря изучению Торы.
Поскольку Аман произошел от Амалека [и потомки Амана не только не были уничтожены, но даже изучали Тору публично], следует, что даже оболочка Амалека может быть исправлена и возвышена. Как можно согласовать эти два утверждения — что полное уничтожение Амалека считается необходимым [ибо он считается не подлежащим исправлению], но он действительно может быть возвышен [как в случае с его потомками]?
Ответ можно найти в стихе [Йов 28:3]: «[Б-г] установил предел тьме…» То есть, Он ограничил время, в течение которого силам зла [нечистым оболочкам] будет разрешено получать питание из остатков святости, из ее самого внешнего уровня. Когда это время истечет, нечистота будет полностью уничтожена, не оставив и следа от себя, потому что она не обладает никакой внутренней формой истинного существования.
Силы нечистоты чрезвычайно навязчивые. Каждый человек знает, что происходит в глубине его души, и может засвидетельствовать, как сильно его злые наклонности и животная душа терзают его. Никогда не останавливаясь и не прекращаясь, они на каждом шагу испытывают его, сбивая с толку нездоровыми мыслями.
Более того, они подстрекают его ошибаться и перескакивать с одного на другое с помощью уловок и обмана. Иногда они убеждают человека, что из-за его якобы высокой степени благочестия ниже его достоинства [проявлять бдительность, чтобы] исполнять определенную заповедь самым скрупулезным и красивым образом; вместо этого, утверждают они, он должен [использовать это время, чтобы] заняться изучением Торы или исполнением [какой-то другой] заповеди. [Очевидно,] цель всего этого состоит в том, чтобы навредить ему и отвлечь его от подобающих действий.
В других случаях силы зла высмеивают духовные усилия человека. «Такой [возвышенный] способ духовного служения, — утверждают они, — совершенно не подходит для тебя! Кто ты вообще такой, чтобы заниматься этим?» Силы зла требуют, чтобы все делалось с бескомпромиссной искренностью — с намерением отвратить человека от того, что он должен был делать.
Все вышеприведенные аргументы иллюстрируют навязчивость сил зла. Они особенно активны, когда дело доходит до сбивания с толку человека посредством снов, которые являются результатом его дневных мыслей. При этом животная душа собирает всю свою силу, чтобы потревожить его.
Точно так же и в отношении других дел, которые являются потребностями тела, как еда и питье, животная душа использует всю свою хитрость, чтобы убедить человека, что Тора обязывает его потворствовать им [а не просто заботиться о надлежащем поддержании своего здоровья]. Более того, силы зла порождают мысль, что на самом деле не имеет значения, насколько хорошо человек исполняет повеления Б-га, раз он совершает требуемые движения. Все вышесказанное служит для демонстрации великой силы оболочки.
Как известно, нечистые оболочки [буквально, «другая сторона», эвфемизм для противоположной святости стороне] черпают свою духовную пищу из «охватывающего» [т.е. трансцендентного] уровня божественной жизненной силы, известной как облекающий и охватывающий свет, хотя по сути она не обладает реальностью.
Поясним: как известно, в области святости существует десять сфер — «десять, а не девять, [десять], а не одиннадцать», — тогда как в области духовной нечистоты существует «одиннадцать корон».
В области святости существует десять сфер, потому что в этой области каждая эманация божественного озарения соединяется со своим соответствующим «сосудом» [который является атрибутом, в котором оно пребывает] и не отделена от него. [Существует ровно десять «сосудов» — три интеллектуальных атрибута и семь эмоциональных; следовательно, озарения, которые соединяются с «сосудами», также ограничены десятью.]
Более того, поскольку в области святости божественное озарение объединяется с сосудами, они также обладают абсолютным существованием. [Это так] даже если сам свет не существует абсолютно. Только Тот, чье существование происходит из Его собственного бытия и сущности и не зависит ни от какого другого фактора, может быть назван обладающим истинным и абсолютным существованием, тогда как свет не происходит из себя самого, а происходит от Светила.
(Это, кстати, объясняет, почему это освещение называется «светом без конца», а не «светом без начала» — ведь у него действительно есть начало, а именно, Светило, которое может свободно выбирать, освещать или нет. Как утверждает РАМБАМ [Фундаментальные законы Торы 1:4]: «Только Он истина, и ничто не истинно так, как Он». Ибо абсолютная истина — это то, что существует независимо от всего остального — состояние, которое может быть приписано исключительно Самому Б-гу, Чье существование вытекает из Его собственной сущности и бытия. Напротив, все, что исходит от Него, существует только по Его воле и попущению, а не независимо.)
То же самое верно и в отношении света: он существует только потому, что Светило желает, чтобы он существовал. Если же даже свет не обладает абсолютным существованием, то как возможно, чтобы сосуды, которые просто соединяются с ним, обладали абсолютным существованием?
Объяснение следующее. Одной из главных характеристик света является то, что он прилепляется к Светилу, на Которого он, таким образом, похож. Поэтому, когда Светило желает, чтобы свет обладал абсолютным существованием, он достигает такого состояния. Когда свет позже соединяется с сосудами и сосуды аннулируются для него, они также — посредством света — достигнут абсолютного существования.
Это также подразумевается во фразе: «Он пребывает, и имя Его пребывает; престол Его прочно утвержден…». Термин «Он» относится к сущности бесконечного света, чье существование вытекает из Его собственной сущности и бытия и Чье независимое существование вечно. Поскольку Светило желает существования света (что соответствует Его Имени), Его Имя, следовательно, также пребывает вечно и абсолютно.
(На самом деле, внутри самого бесконечного света есть два уровня — «Он» и «Его Имя», которые соответственно намекают на «сущность света» и «распространение света». Термин «Он» [как подразумевается использованием местоимения третьего лица] — это то, что сокрыто, следовательно, «сущность света»; термин «Его Имя», который подразумевает раскрытие, относится к «распространению света», поскольку рассеянный свет также имеет существенное и абсолютное существование.)
Воля Б-га заключается в том, чтобы свет соединился с сосудами. Сосуды мира Порядка аннулируются божественным сиянием [светящим внутри них]. Таким образом, они также достигают состояния абсолютного существования.
(Тем не менее, в отношении сосудов используется фраза: «Его престол прочно утвержден» [указывающая на меньшую степень постоянства и независимости, чем «пребывает»]; то есть сосуды не находятся на том же уровне и не имеют той же степени «независимости», как «Он» и «Его Имя». Это потому, что «Он» и «Его Имя» обладают этими качествами по своей сути, в то время как сосуды по своей сути являются просто сосудами, а не находятся на уровне сияния и света.
Поэтому здесь используется термин, который подразумевает пригодность и готовность. Когда сосуды находятся в этом состоянии, т.е. когда они аннулированы для света и жаждут его — ибо еврейское слово «кли» («сосуд») имеет тот же корень, что и «килайон» («жажда до окончания») — они объединяются со светом. В это время единство внутри света [т.е. союз света с его источником, Светилом] также обнаруживается внутри сосудов, и они также достигают абсолютного существования.
В одном из источников [хасидизма] объясняется, что «Его престол утвержден» намекает на еврейские души, поскольку они являются подходящими сосудами, в которые может быть привлечено сияние Творца. Следовательно, они обладают абсолютным существованием, в том смысле, что они не подлежат (не дай Б-г) уничтожению или изменению.
Это наглядно наблюдается. Каждый человек чувствует это в своей душе: он осознает степень своей удаленности от божественности в целом и, в частности, осознает свое печальное духовное состояние в отношении надлежащего исполнения той или иной заповеди. Особенно это касается внутренних аспектов его божественного служения — в пробуждении эмоций любви и страха перед Б-гом в своем сердце и в его попытках занять свой ум созерцанием божественности. Точно так же он осознает, что его душа суха в других духовных областях: божественные концепции не могут захватить его жизнь.
Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, время от времени его охватывает настоятельная тоска по божественности; он желает исполнить все свои обязанности и жаждет озарения. Правда, внутреннее состояние его души таково, что он всегда тоскует — за исключением того, что мир и его мирские заботы занимают его настолько, что он оказывается в замешательстве (не дай Б-г).
Мы ощутимо наблюдаем, что в те моменты, когда человек отрывает себя от мирских забот, которые его терзают и тяготят, он испытывает настоящее физическое наслаждение от постижения божественного восприятия, в той же степени, в какой он наслаждается своими собственными личными делами.
Все эти [святые] ощущения проистекают из сущностного аспекта души, которая внутренне обладает абсолютным существованием. Таким образом, несмотря на все сокрытия и препятствия, вызванные миром и его делами в целом, и его телом и животной душой в частности, человек всегда способен пробудиться — стряхнуть с себя песок и грязь, которые скрывают и затемняют [святость внутри].
Тем не менее, это состояние упоминается [не более чем] фразой: «Его престол утвержден», поскольку достижение его требует духовных усилий; остается возможность, что вещи могут (не дай Б-г) быть иначе. В то же время, сама душа [в своем сущностном состоянии, поскольку она стоит отдельно от тела и животной души,] наслаждается подлинным и абсолютным существованием.
Напротив, нечистые оболочки и противоположная святости сторона черпают всю свою духовную пищу из «охватывающего» [т.е. трансцендентного] уровня божественной жизненной силы, известного как облекающий свет, который не облачается в них и, конечно же, не объединяется с ними. Это объясняет, почему в области духовной нечистоты есть «одиннадцать корон» — десять сил помимо света святости, который [питает их издалека, но] не объединяется с ними. Таким образом, они не имеют реального или постоянного существования сами по себе; они просто поддерживаются [издалека] «охватывающим уровнем» божественной жизненной силы. Это их удел до конца дней, когда наступит их окончательный конец, и они будут аннулированы, и от них не останется и следа.
Глава 2
Объясняя в общих чертах: [Нисходящий поток божественного озарения распределяется одним из двух способов, которые называются] «измерительной линией» и «измерительным стержнем». «Измерительная линия» измеряет и ограничивает [это божественное озарение], тем самым делая возможным существование 10 сфер, которые состоят из «света», сияющего внутри своих соответствующих «сосудов». «Измерительная линия» измеряет точно, какая степень озарения [или «потока»] будет соответствовать восприимчивой способности [или «нити»] конкретной сферы, в которую он будет поступать, [ибо чем выше сфера, тем больше ее поглощающая способность]. «Измерительная линия» также ограничивает степень, в которой сферы вытягиваются и расширяются, именно до такой степени и не дальше. Если бы не это ограничение и измерение, то 10 сфер не смогли бы возникнуть.
Это аналогично душевным способностям человека: когда его воля и желание раскрыты [т.е. доминируют], его интеллекту невозможно раскрыться [т.е. преобладать].
Что касается черт характера вообще, то мы замечаем, что человек, который капризен по природе, будет лишен интеллекта, поскольку все его существо будет охвачено его желаниями. Постоянно тоскуя по предметам своих желаний, он не насытит прежнего желания, но уже будет желать чего-то другого. И так он переходит от одного желания к другому, никогда не находя успокоения в их исполнении.
Удовлетворение желаний доставляет удовольствие и успокаивает дух человека. Однако этот тип личности вовсе не ищет полученного удовольствия; скорее, само желание является для него самым важным. Поэтому мы обнаруживаем, что такой человек постоянно меняет объекты своих желаний.
[Для большинства людей] желание является результатом удовольствия; т.е. они желают приятных вещей, которые соответствуют их особой природе. Те, кто склонен к интеллекту, получают удовольствие от понимания различных концепций; те, кто более эмоционален по своей природе, получают удовольствие от оказания кому-то услуги. Различные уровни и виды [удовольствия зависят от конкретного состава] мудрости, знания и понимания человека [если человек склонен к интеллекту, или от баланса] качеств доброты и строгости [если человек более склонен к эмоциям]. Таким образом, стремления каждого человека будут отражать его естественную склонность, одно к доброте, а другое к ее противоположности [т.е. строгости] и так далее. Таким образом, типы желаний [испытываемых этими людьми] попадают в одну из этих категорий.
Это не так в отношении людей, чьи желания доминируют над их личностями: их желания не вписываются ни в какую определенную модель [или определенную категорию]. Иногда они могут желать двух совершенно разных (а иногда и противоположных) вещей в один и тот же момент. Само собой разумеется, что их желания меняются от одного объекта к другому без ограничений. Это соответствует высказыванию [Зоар II 162б]: «Нет ничего, что стояло бы на пути желания», в том смысле, что ничто не может помешать им исполнить свои желания.
Верно, что такое сильное желание также имеет большие потенциальные достоинства, поскольку мы наблюдаем, что оно может повлиять на все способности души, даже на интеллект. Интеллектуальное достижение действительно является фундаментальной [и похвальной] чертой, особенно потому, что постижение всей глубины предмета требует усердной подготовки. Тем не менее, мы обнаруживаем, что желание обрести знания перевешивает все остальное. Человек с сильным желанием преуспеть интеллектуально неизбежно достигнет гораздо более значимых результатов, чем другой человек, который благословлен более острым умом, но лишен сильного желания преуспеть. Отсюда совет наших мудрецов [Авода зара 19а]: «Человек всегда должен учить то, чего желает его сердце», поскольку его желание усиливает его понимание.
[Если так, то почему мы осуждаем тех людей, вся жизнь которых вращается вокруг их сильных желаний?]
Однако это применимо только к достижению желания упорядоченным образом, т.е. когда желание играет свою роль в гармоничном слиянии и сочетании всех способностей души, помогающих друг другу [в их требуемых задачах. В этом контексте] желание так же важно, как и интеллект; если у человека (упаси Б-г) отсутствует хотя бы одна из способностей его души, его можно считать увечным.
Однако это не относится к тем людям, чья жизнь вращается вокруг их желаний, и которые используют свои другие душевные силы только как средство для реализации своих капризов и т.п. В такой ситуации [способность желать] является пагубной чертой.
[Более того, действуя таким образом] человек бросает вызов рациональности. Интеллект характеризуется спокойствием и умиротворенностью, поскольку человек поднимается выше и ближе к тому, что выше него, прилепляясь к концепции в созерцании, чтобы постичь ее во всей ее глубине. Главным образом, это влечет за собой постепенное отстранение от себя самого и приближение все ближе к самой сокровенной теме рассматриваемой концепции. Это напоминает состояние, известное как «интеллектуальное изумление и замирание», в котором мыслитель не осознает течения времени или того, что происходит вокруг него, будучи полностью погруженным в свою концепцию.
Желание является противоположностью этого состояния: всякий раз, когда человек желает чего-то, он неизбежно осознает только себя. Таким образом, по самой своей природе желание сдерживает интеллект. Когда желание проявляется, невозможно раскрыть свои интеллектуальные способности.
Это также объясняет, почему, когда кто-то стремится удовлетворить желание, он склонен совершать множество глупостей, пока не достигнет цели. Каждый прекрасно знает, что, удовлетворив свое желание, он будет изумлен своими прежними поступками и будет удивляться, как он мог потерять рассудок ради такой цели.
Например, когда человек активно гонится за почестями или чем-либо подобным, он настолько одержим этой страстью, что не чувствует ничего другого и влечется только к ней. Более того, он порабощает все свои душевные силы и разум в своем стремлении исполнить свое желание, делая множество вещей без всякого смысла и причины.
После этого он будет резко критиковать себя и удивляться, как он не смог сдержать себя, особенно когда он вспомнит все подробности, которые он пережил на пути к своей цели, — ложь и мошенничество, обман и заговоры относительно того, как ему следует говорить с одним человеком и как ему следует говорить с другим, — все для того, чтобы продвинуть свои козни. [Он будет еще больше поражен, осознав], что действовать таким образом противоречило его собственной изначальной природе.
Все вышесказанное является следствием того, что когда желание человека раскрывается, то его интеллект не может раскрыться.
(В другом месте в хасидизме объясняется, что обилие страстей заставляет человека терять рассудок, так что, как само собой разумеется, он будет совершать множество глупых поступков. Мы можем сказать, что написанное там относится к другому классу людей, к тем, кто по своей природе гедонист [человек, который хочет взять от жизни всё, наслаждаться каждой секундой]. Как говорят наши мудрецы, благословенной памяти [Санедрин 26б] «Шебна [начальник дворца при Хизкияу] был гедонистом», одним из тех, кто ищет во всем приятный потенциал. Такие люди еще ниже уровнем, чем те, чья жизнь сосредоточена вокруг их желаний; последним легче раскаяться, чем откровенным гедонистам.
Возможно, разница между ними соответствует разнице между теми, кто «потерян», и теми, кто «изгнан». Те, кто «потерян», действовали непреднамеренно; когда они будут «пробуждены духом свыше» и тому подобным, они обязательно вернутся. Это не так в отношении «изгнанных» (не дай Б-г), которые осквернили свои умы и т.д., и [Шабат 147б] «их сердца были безмолвны». Возможно, это похоже на преднамеренное совершение греха, которое находится на еще более низком уровне. В любом случае, этот вопрос требует дальнейшего изучения.)
Как мы уже видели, когда желание раскрывается, интеллекту невозможно раскрыться. Поэтому желание должно быть волей-неволей ограничено и ограничено в степени своего раскрытия, если нужно оставить место для раскрытия и продвижения интеллекта.
Подобным же образом мы можем понять, как это Свыше: Если бы сфера Короны [воли и желания] была раскрыта в бесконечной степени, без предела и меры, то было бы невозможно для сферы Мудрости эманировать. Так, в свою очередь, должны быть предел и мера в сфере Мудрости, чтобы позволить сфере Понимания эманировать. Ибо мы наблюдаем, что когда есть постоянное излияние новых концепций, берущих начало в душевной способности Мудрости, невозможно достичь понимания [и прояснения душевной способности Понимания]. Поэтому предел и мера должны быть установлены для зародышевых [концепций] Мудрости, чтобы сделать возможной эманацию сферы Понимания, тем самым привнося неразвитую зародышевую концепцию в сферу понимания.
То же самое верно [в отношении раскрытия интеллекта и эмоций]: пока интеллект доминирует, эмоции не могут свободно проявиться. Мы наблюдаем это в отношении интеллектуала, который тщательно продумал концепцию и затем преисполнен восторга. Даже если по своей природе он в целом несколько равнодушен (какова естественная склонность ученых), в это время он доступен всем, будучи дружелюбным даже к простым людям и к тем, кто совсем не обладает острым умом.
Совсем противоположный результат будет, когда он попытается понять предмет, глубина которого упорно ускользает от него. В таком случае, даже если это самая гениальная личность, он все равно будет раздражительным и подавленным, отвергая всех и не чувствуя себя близким ни к кому.
Оба эти отношения являются результатом его высокой интеллектуальной активности, будь то в состоянии доступности или в состоянии отчуждения. Неизбежно, что в такое время его эмоции будут неактивными и неспособными оказывать влияние.
Поскольку ни доступность, ни отстраненность не являются существенными характеристиками самих эмоций, эмоции могут выражать себя только тогда, когда раскрытие интеллекта ограничено. То же самое верно [в отношении эмоций и речи]: когда эмоции находятся в состоянии раскрытия, т.е. когда им предоставлена свобода, человек не может говорить.
Чтобы понять параллельный случай в отношении вышеприведенных сфер: для того, чтобы ограничить 10 сфер, необходимо измерить светила и соответствующие им сосуды. Это измерение регулирует степень, в которой каждой сфере будет позволено быть направленным вниз и расширенной. Именно посредством этого разграничения каждая сфера освобождает место для следующей и так далее.
Итак, вот в чем смысл «измерительной линии»: она определяет и измеряет степень света, которая должна быть распределена по каждому сосуду, и определяет способ, которым каждая сфера должна быть выдвинута вперед, и точку, до которой она должна расшириться, тем самым делая возможным появление следующей сферы, и так далее.
Глава 3
Эта сила сокращения [которая является сжиманием, ограничением и сокрытием исходящего божественного света] исходит из Сущности Излучателя. Ибо как раскрытие [божественного света] исходит именно из Его Сущности, так и сокращение исходит из Его Сущности.
Это аналогично раскрытию интеллектуальной силы в человеке. Ее источником является потенциал интеллектуального просветления, который позволяет мыслителю проникнуть в самую глубину концепции. В то же время, этот же потенциал является источником процесса сокращения, который делает концепцию конечной.
В отношении каждого понятия и логического аргумента обязательно должен быть предел степени интеллектуальной силы, которая будет привлечена вниз и раскрыта в нем. Если бы [раскрытый] интеллект был безграничен, он был бы тем самым выведен за пределы интеллекта, который по определению ограничен. Интеллектуальная сила может постичь только то, что имеет границы, которые определены как таковые, а не иные.
Хотя интеллектуальная деятельность сама по себе, таким образом, по сути, ограничена, [результирующее интеллектуальное и эмоциональное] возбуждение [вполне может быть] неограниченным. Как описано выше, необходимое ограничение интеллектуальной силы (которое должно быть применено к данному понятию) происходит из того же источника, что и источник раскрытия интеллектуальной силы; на самом деле, из еще более возвышенного источника.
Поэтому мы видим, что установить границы интеллектуальной деятельности человека — до сих пор и не далее — труднее, чем положить ей начало. Это ограничение интеллекта труднее установить, потому что оно исходит из душевных сил, которые еще более возвышенны, чем проблеск душевных сил, открывающих интеллект.
Аналогично мы можем понять соответствующий процесс Наверху. Сила сокращения, которая сжимает, скрывает и ограничивает степень божественного озарения [чтобы быть привлеченным в сосуды], исходит из того же источника, что и источник откровения божественного озарения; на самом деле, из еще более высокого источника — с уровня Сущности Б-га.
Это также значение слов Торы [Берейшит 1:1] «В начале творения было [проявление Имени] Всесильный». [Или, более буквально: «В начале Он сотворил Всесильного».] Именно Имя «Всесильный», которое означает сокращение и ограничение, впервые возникло в мысли Б-га [буквально: «в мысли Сущности»], тем самым сделав возможным возникновение 10 сфер. Если бы не процесс сокращения, 10 сфер не смогли бы возникнуть таким образом, каким они появились.
(Что касается бесконечного потенциала Сущности Б-га, то это могло произойти любым способом, [например, в бесконечной прогрессии сфер]. Однако желание Б-га, чтобы эманация происходила именно таким образом [и производила 10 сфер], потребовало посредничества сокращения.)
По сути, тогда Б-г желал, чтобы Его свет был раскрыт в созданных мирах именно посредством деления сфер на десять; более того, только процесс цимцум ограничивает и разделяет сферы, а также измеряет степень озарения, которая должна течь в каждый сосуд в соответствии с его восприимчивостью. Таким образом, следует, что божественное намерение, чтобы было сокращение, предшествовало раскрытию.
Таков смысл стиха: «В начале творения было [проявление Имени] Всесильный». Самой первой мыслью Создателя [относительно эманации 10 сфер] было проявление [буквально, «создание»] [Имени] Всесильный, что означает сокращение.
Внутри самого сокращения есть три основных уровня — или вида — «измерения»: «измерение», которое происходит в Воле Творца; «измерение», которое происходит в Интеллекте Творца; собственно «измерение»).
Они аналогичны [трем стадиям «измерения», которые происходят внутри] человека, когда ему впервые приходит в голову мысль о строительстве дома.
Сначала происходит «измерение», которое происходит в его воле или желании — количество, расположение, размер и высота комнат. Верно, что воля человека в целом является «охватывающей» [т.е. неспецифичной]. На этой стадии детали находятся в скрытом состоянии; то, что переживается, — это общее желание иметь дом, а не его детали. Тем не менее, эта стадия все еще представляет собой форму «измерения», поскольку она влияет на результат — дом в конечном итоге будет построен в соответствии с деталями, которые скрыты в желании человека.
На втором этапе, когда это [желание иметь дом] переводится в интеллектуальные термины, «измерение» становится более точным — дом должен быть построен конкретным образом, с определенным количеством комнат, расположенных установленным образом.
Когда [строительство дома] приближается к актуализации, происходит фактическое «измерение». «Актуализация» здесь не означает физическое строительство дома, а скорее окончательные приготовления к нему, такие как чертеж строителя. По словам мидраша, «…и рабочий не строит по своей воле, а у него есть план». Хотя чертеж просто следует архитектурным принципам, которые являются общими для всех зданий, он, тем не менее, включает в себя мысли и желания человека относительно строительства его собственного дома.
Вышеупомянутые [три этапа] можно также выделить в духовном служении каждого еврея — в его [стремлении] построить дом для Б-га, жилище для Его Присутствия в своем сердце.
Во-первых, это неспецифическое «измерение», которое происходит внутри его воли.
По сути, каждый еврей желает стать восприятием божественности, быть восприимчивым к божественному раскрытию, тянуться к нему и вести свою жизнь и все свои дела соответствующим образом.
(В этом духе РАМБАМ [в законах о разводе 2:20] объясняет слова Талмуда [Рош а-Шана 6а] о ситуациях, когда человека следует принудить, пока он не скажет: «Я хочу сделать это». Теперь это включает даже такие весомые ситуации, как [случай непокорного мужа, который отказывается дать своей жене] развод. Мы не беспокоимся о том, что принуждение суда фальсифицирует его истинное намерение, тем самым делая недействительным разводное письмо [которое действительно только в том случае, если он дает его по своей собственной воле]. Почему? Потому что согласно Торе он [при определенных обстоятельствах] обязан [дать развод], и каждый еврей желает во внутренних и скрытых тайниках своей души исполнить все, что постановил Божественный Разум. Только определенные [телесные и мирские] факторы не позволяют этим побуждениям его души выйти на поверхность. По этой причине его следует принудить.
Соответственно, «Его следует принудить…» можно понимать так, что [человека заставляют] устранить эти препятствия и помехи, так что, как само собой разумеется, он скажет по собственной воле: «Я желаю сделать это» — поскольку это отражает его истинное желание, поскольку каждый еврей желает вести себя в соответствии с указами, исходящими от Мудрости Б-га.)
Хотя это [врожденное желание] может быть очень скрыто, здесь также применяется аспект «измерения». Ибо в общем смысле у каждого еврея есть свое «измерение», его духовная самооценка, ибо [духовные] стремления бизнесмена отличаются от стремлений очного ученика Торы и т.д.
Вторая стадия — это своего рода «измерение», которое происходит в уме человека, то есть «измерение» [его обязательств согласно] постановлениям Б-га в Торе. [Эта стадия необходима,] поскольку обязанности бизнесменов и торговцев отличаются от обязанностей постоянно изучающих Тору. Точнее говоря, некоторые люди имеют большую склонность к интеллектуальным занятиям, в то время как для других более уместны добрые и благотворительные дела. Эта стадия «измерения» более подробна, чем предыдущая.
Третий этап, «измерение», в применении к практическим действиям, напоминает чертеж строительного плана: хотя он и основан на универсальных архитектурных принципах, он включает в себя конкретные «измерения», сделанные желанием и умом конкретного человека. Это тот тип «измерения», который происходит во время молитвы, ибо в это время возникает более ясная картина конкретного вида божественного служения, соответствующего росту и природе человека.
Действительно верно, что в общих чертах функция молитвы заключается в том, чтобы связать себя с Б-гом и прилепиться к Нему, аннулировать себя и отстраниться от себя, и подвести итоги всех своих дел в области мысли, речи и действия. И так же, как будущий строитель должен сначала убедиться, подходит ли место или его нужно подготовить, так же, как всем известно, молящийся должен сначала подготовить себя, очистить свои мысли и усовершенствовать свои качества и так далее.
Однако, в дополнение к этой, казалось бы, неспецифической подготовке к молитве, молитва также влечет за собой определенное «измерение», оценку себя с точки зрения самопознания каждого человека, например, какие из черт его характера и мыслей должны быть полностью искоренены. Он знает, что может найти черты, которые совсем не соответствуют его положению, в отношении зависти, лжи и тому подобного, или неуместные мысли и фантазии, или черты характера, которые требуют исправления и совершенствования. Именно во время молитвенной службы человек таким образом измеряет свой образ поведения и учебы в течение следующего дня.
Итак, это три стадии сокращения [или «измерения»], посредством которых человек вызывает свет своей души и заставляет свет божественности проявиться в ней и осветить ее вместе с отведенной ему частью мира, которую ему суждено возвысить каждой гранью своей жизни.
Аналогично, в мирах выше мы находим три [стадии и] уровня сокращения и «измерения»: уровень Строгости Древнего Днями, которые облачены в Скрытый Мозг; уровень пяти Строгостей Матери [то есть Понимания]; и пять Строгостей уровня Королевство.
Первая стадия — это «измерение», которое происходит в Божественной Воле — уровень строгости Древнего Днями, которые облачены в Скрытый Мозг, вызывая эманацию Мудрости и Понимания [мира Эманаций]. Хотя это «измерение» все еще неспецифично, поскольку оно все еще находится в состоянии сокрытия, его очертание достаточно конечно, чтобы позволить ему породить Мудрость и Понимание.
Затем следует «измерение» пяти Строгостей Матери [т.е. Понимания]. Это напоминает более точное «измерение», которое происходит в уме. Из этого «измерения» исходят шесть эмоциональных атрибутов мира Эманаций (в совокупности известных как Малый Лик).
Они являются основой здания мира Эманаций, поскольку оно имеет три основные характеристики:
Мир Эманаций относится к «внутреннему», что в первую очередь проявляется в шести эмоциональных атрибутах мира Эманаций. Ибо интеллектуальные уровни Мудрости и Понимания — такие как трансцендентный аспект Понимания — все еще «охватывают» (в отличие от имманентных), тогда как эмоциональные атрибуты находятся на внутреннем уровне. По этой причине именно эти эмоциональные атрибуты называются Адам [чей аналог называется «адам», букв. «человек» — существо, которое по сути является внутренним].
Мир Эманаций характеризуется просветлением и откровением, поскольку его 10 сфер эманировали «для того, чтобы Он был познан в них». Этот аспект в основном встречается в шести эмоциональных атрибутах мира Эманаций, поскольку Понимание мира Эманаций называется «кто?» — «это предмет исследования, а не знания». Шесть эмоциональных атрибутов, напротив, называются «эти», что означает раскрытия.
Мир Эманаций был создан для того, чтобы служить посредником между Эманатором и сотворенными существами. Этот аспект также обнаруживается в шести эмоциональных атрибутах мира Эманаций, поскольку интеллектуальные уровни Мудрости и Понимания слишком высоки, чтобы служить источником для сотворенных миров.
Таким образом, сказано [о Мудрости и Понимании], что «Тора [т.е. интеллектуальные уровни Мудрости и Понимания, из которых исходит Тора] предшествовала миру [не хронологически, а качественно] на две тысячи лет». Эмоциональные атрибуты, с другой стороны, служат источником для сотворенных миров, поскольку «шесть дней [т.е. шесть атрибутов] создали… [т.е. сыграли важную роль в сотворении миров]», причем «каждый день [т.е. атрибут] выполнял свою назначенную задачу».
Более того, как известно, «порядок времени» обнаруживается именно в шести эмоциональных атрибутах; время относится к Королевству, тогда как «порядок времени», который предшествует времени, следует искать в этих шести атрибутах.
Таким образом, основой здания мира Эманаций являются шесть эмоциональных атрибутов, которые построены из пяти Строгостей Матери (Понимания), поскольку именно они измеряют степень света и раскрытия, которые будут извлечены из шести эмоциональных атрибутов.
[Третья стадия «измерения» состоит из] пяти Строгостей Королевства, которые делают возможным создание и построение миров Создания, Формирования и Действия.
Итак, это эффект «измерительной линии» — сокращения, которое (1) ограничивает освещение и измеряет свет и сосуды [мира Эманаций] для того, чтобы свет находился в конечном состоянии внутри каждого отдельного сосуда, и (2) регулирует способ, которым каждая сфера вызывается и распространяется.
Глава 4
Относительно понятия «измерительный стержень» говорится (Зоар II 233б), что «он не [уровня] измерительной линией, а спускается оттуда на более низкий уровень, который был «заморожен» из-за озарения, которое осталось после восхождения измерительной линией». Таким образом, «измерительная линейка» не [уровня] «измерительного стержня», т.е. уровня Строгости Древнего Днями, которые облачаются в Скрытый Мозг, который является уровнем «измерительной линией».
Соответственно, «измерительный стержень» измеряет лишь восхождение и самосокрытие божественного света, тогда как «измерительная линия» измеряет свет и откровение 10 сфер.
[Таким образом, «измерительная линия» является высшей], поскольку первичным божественным намерением было то, чтобы свет был раскрыт в мире Эманаций и через него был притянут вниз [в некоторой мере], чтобы осветить [три нижних Мира].
Все это достигается посредством сокращения, который является «измерением», осуществляемым «измерительной линией»; без этого «измерения» 10 сфер не проявились бы так, как желает Б-г, а именно, в их нынешней форме.
Верно (как объяснялось ранее), что внутри благословенного Создателя намерение сокращения возникло первым для конечной цели раскрытия; более того, это раскрытие происходит посредством мира Эманаций и его 10 сфер, которые были привлечены и определены «измерительной линией». Тем не менее, конечным [и самым сокровенным намерением Создателя] остается — раскрытие. Только для того, чтобы это произошло таким [желаемым] образом, [сначала] должна была произойти эманация 10 сфер, которой предшествовало сокращение «измерительной линии».
[Хотя сферы появились посредством акта сокращения,] [сокращение или] «измерение», осуществляемое «измерительной линией», относится к свету и [следовательно, к] раскрытию. [Как таковое оно превосходит] «измерительную линию», которая «измеряет» свет, который восходит [и становится скрытым от творения] и который является остатком света «измерительной линии».
В более общем смысле, это разница между «измерением», которое происходит в [10 сферах мира Эманаций, которые являются миром] Порядка, и «измерением», которое происходит в [предшествующем уровне, который испытал «разрушение» и падение своих эмоциональных сосудов, а именно] мире Хаоса. Объясняется, что относительно [сфер] мира Порядка сказано: «Эти угодны Ему», тогда как относительно [сфер] мира Хаоса сказано: «А эти не угодны Ему». Соответственно, тогда это уровни божественного «желания» и «отсутствия желания».
Теперь даже те уровни, которые освещены божественным желанием, также должны пройти «измерение» (ибо без этого не было бы открыто ничего, кроме желания Б-га [и другие сферы не смогли бы возникнуть], и недостаток, присущий этому, был объяснен). Однако это «измерение» относится к шкале озарения и откровения: оно сопоставляет степень сияния с восприимчивой способностью сосудов.
По аналогии, врожденно добрый человек будет проявлять щедрость [к своим ближним] и в то же время увеличивать свою благосклонность и доказывать свою доброжелательность, делая это таким образом, чтобы это могло быть воспринято должным образом.
«Отсутствие желания» [с другой стороны] выражается в «измерении», мотивированном сокрытием и сокращением.
Область Порядка, где «Они угодны Ему», таким образом, проявляет божественное желание. Все «измерения» там стремятся вызвать и расширить откровение божественного сияния внутри светов и сосудов. Действительно, даже их ограничение и ограничение направлены на то, чтобы вызвать [внутри себя] даже «скрытый свет» и т.д.
В противоположность этому, мир Хаоса, где «это Мне не угодно», проявляет «отсутствие божественного желания». Все «измерения» там отражают ограничение и сокращение, что относится к восхождению [и сокрытию] божественного света.
Таким образом, сферы мира Хаоса находились в состоянии [подъема и «выдвижения» из сосудов, которое называется] стремление вверх, тогда как сферы мира Порядка находятся в состоянии «возврата», что означает притягивание вниз и рассеивание [света внутри сфер]. Ибо сказано [Йешайяу 45:18]: «Не ради [хаотического состояния] Он сотворил [мир], но ради обитания [т.е. устоявшегося состояния Он сотворил его». Это позволяет свету и раскрытию притягиваться даже к самым нижним уровням.
Теперь, силы противоположной святости стороны — которые питаются остатками самых внешних аспектов [святости, которая возникла] от «разбития сосудов» мира Хаоса посредством многочисленных стадий в поступенчатой схеме нисхождения — не имеют никакого истинного или постоянного существования вообще. Они являются по сути не-сущностями, поскольку они происходят от «отсутствия божественного желания», и «измерение», которое применяется к ним, — это отход. Поэтому у них есть назначенная конечная точка, в которой они полностью прекратят свое существование.
Хотя на «стороне святости» также существуют «измерения», такие как «измерительная линия» и сокращение, они проявляют желание Б-га — раскрыть и привлечь [Свой свет к ним]. Любой толчок, который проявляет желание Б-га, бесконечен; как сказано, что «бесконечный свет Б-га простирается вверх без каких-либо границ и вниз без какого-либо конца». Более того, все, что вызвано посредством желания Б-га, также обладает сущностным и абсолютным существованием; как было объяснено [ранее], когда сосуды соединяются и сливаются с божественным светом, который они вмещают, они также обладают сущностным и абсолютным существованием.
То же самое относится ко всем заповедям, которые облачены в физические вещи, такие как пергамент для тфиллин или шерсть для цицит. Точно так же все, что Б-г предписал служить надлежащим приемником для излучения Его света, обладает существенным и абсолютным существованием.
(Можно добавить, что в этом смысл таких учений, как «святость не может быть перемещена» и «ритуальные объекты сохраняют свою святость». Таким образом, место, в котором праведник изучал Тору и занимался служением Б-гу, сохраняет свою святость даже после того, как он вознесся из телесной жизни и начал истинную жизнь, ибо там остается свечение его божественного служения. Поэтому мы можем сказать, что место, в котором он изучал и занимался Торой, и все сосуды, которые он использовал в ходе своего духовного служения, сохраняют свою святость как часть его личного участия в духовном исправлении и возвышении мира. В этой связи. Однажды, примерно в 5645 или 5646 году [1885-6], я увидел, как мой уважаемый отец [Ребе РАШАБ] вошел в кабинет своего отца — моего деда [Ребе МААРАШа]; в то время комната была все еще устроена так же, как и во время его жизни. Он стоял у стола, напротив кресла отца. Его губы двигались, как будто в речи, и он пролил много слез.)
В отличие от «стороны святости», оболочки черпают свое существование из «отсутствия божественного желания» и поэтому были отделены от единства Б-га. У них нет другого существования, кроме оживления, которое они получают от всеобъемлющего уровня божественного света. Когда этот источник будет удален, они будут полностью отрезаны [от жизни] и будут полностью уничтожены. В этом смысл вышеприведенного стиха: «[Б-г] установил предел тьме…». Тьма оболочек имеет ограниченное время, после которого оболочки будут полностью разрушены и уничтожены», поскольку они происходят из «отсутствия божественного желания».
Хотя вышесказанное справедливо для противоположной святости стороны в целом, это особенно справедливо для оболочки Амалека, все существо которой — наглость, без какого-либо внутреннего содержания. Каждая другая оболочка имеет по крайней мере некоторое содержание, хотя и отрицательное.
Это не относится к оболочке Амалека; наглый человек, как он сам сознает, по сути своей ничто. Ибо по самой своей природе, как мы видим, чем низменнее и деградированнее такие люди, тем меньше они сохраняют свой человеческий облик; тем более наглым, животным образом они относятся к людям более возвышенным, чем они сами.
(На самом деле, каждый человек может найти след этого в себе, когда это касается его духовного служения: в то время как он потакает своим телесным желаниям, еде, питью и т.п., в его уме возникает заметное охлаждение к высшим вещам и т.д., т.е. к вещам, которые относятся к внутренней сути его служения, таким как усиленное соблюдение заповедей или обрядов, которые отражают идеи каббалы.)
Так же и оболочка Амалека, все существо которого есть дерзость, по сути своей не является сущностью. Таким образом, Амалек напоминает волны моря, которые поднимаются ветром. В то время как вода по своей природе опускается, она [способна быть] поднятой ветром и [на мгновение] стоять вертикально, как стена; однако, как только ветер стихает, вода рушится. Так же и оболочки в целом и Амалек в частности черпают свое пропитание только из всеобъемлющего уровня божественной жизненной силы и, таким образом, будут «появляться и исчезать вместе с ветром». Вот что подразумевается под фразой «[Б-г] установил предел тьме»: тьма оболочек имеет назначенный конец, после которого они будут отсечены и полностью уничтожены, не оставив никакого следа.
В этом отношении существует разница между [приходом Мошиаха] «в назначенное время» и [его приходом] «поспешно» [раньше «назначенного времени»]». Если оболочки будут аннулированы «в назначенное время», они будут полностью уничтожены. Однако, если еврейский народ будет признан достойным [и Мошиах придет] «поспешно» раньше [назначенного] времени, тогда [оболочки] будут аннулированы путем исправления.
В любом случае будет наблюдаться увеличение света святости, за исключением того, что если оболочки будут аннулированы путем исправления, то этот святой свет будет излучаться с гораздо большей интенсивностью.
Вот смысл повеления Ахашвероша Аману [Эстер 6:10]: «Поспеши и возьми одежду…» Почему поспешить? Ахашверош просто дал ему здравый совет. В конечном итоге Аман [как олицетворение зла] был уверен, что будет уничтожен. Если бы это произошло «в назначенное время», то он был бы полностью уничтожен. Поэтому Ахашверош посоветовал ему исправиться возвысив искры святости, заложенные в мире, — послужив одеждой для украшения Мордехая. Если бы это произошло «в спешке», он не был бы полностью уничтожен, а скорее был бы исправлен. Кроме того, произошло бы соответствующее увеличение освещенности в области святости.
В терминах духовного служения человека, «[Б-г] установил предел тьме» можно понимать следующим образом.
Еврейское слово, обозначающее тьму («хошех»), пишется как «хет», «шин» и «хаф». Это также аббревиатура слов, обозначающих осла, быка и собаку («хамор», «шор» и «келев») [Меорей Ор 8:1; см. также Зоар II 65а].
«Осел» напоминает о наблюдении мудрецов [Шабат 53а], что «ослу холодно даже в самые жаркие дни Тамуза». [Давайте поймем это с точки зрения духовного служения человека.] Написано [Псалмы 84:12]: «Ибо [Имена] Б-г [и] Всесильный [соответственно] являются солнцем и щитом»; т.е. Имя Всесильный скрывает и заслоняет сияние Имени Б-га. Однако бывают времена, когда сияние Имени Б-га излучается открыто — как в стихе [Малахи 3:6] «Я — Б-г: я не изменился…». Если даже в такое время размышления [о божественности] не столь плодотворны, как должны быть, [тогда он уподобляется ослу, который остается холодным, даже стоя на солнце]. Относительно этого [ужасного духовного состояния] пророк сокрушается [в заключение вышеупомянутого стиха]: «…но вы, сыны Яакова, не сгорели» от страсти прилепиться к Б-гу.
«Бык» относится к людям, которые лягаются и бодают, что свойственно непокорным и наглым людям: даже если их слегка заденет тот, кто стремится возвысить их, они тут же начнут лягаться.
Эпитет «собака» подразумевает бесстыдную наглость, как в стихе [Йешаяу 56:14]: «И псы свирепы…».
Тьма оболочки [тогда включает в себя атрибуты, на которые намекают первые буквы слов «осел, бык и собака», которые вместе образуют слово «хошех» — тьма]. Однако «[Б-г] установил предел тьме», поскольку именно эти атрибуты могут быть использованы в стремлении к святости.
Для начала: атрибут, представленный словом «осел», может быть использован для служения святым целям. Так написано [Берейшит 49:13]: «И он преклонил спину свою к ноше», что говорит о ситуации, когда человек выделяет установленное время для изучения Торы, несмотря на свой плотный график и многочисленные заботы. (Алтер Ребе подчеркивал, что эта регулярность должна быть запечатлена в душе человека, и не обязательно фиксирована только на определенное время. Ибо расписание может время от времени нарушаться, тогда как если оно зафиксировано в его душе, то даже если он случайно пропустит назначенное ему время изучения Торы и не сможет учиться, он все равно выполнит свое обязательство.) Более того, во время изучения следует осознавать тот факт, что он изучает Тору Б-га.
Атрибут, представленный эпитетом «бык» — склонность к боданию — может быть сублимирован посредством его использования в выпадах и парировании, вопросах и решениях, которые являются частью изучения Торы. [Если заимствовать язык наших мудрецов,] «…подобно ученым, которые [метафорически говоря] бодают друг друга в [своих оживленных дебатах] по еврейскому закону».
(Можно добавить, что атрибут, представленный эпитетом «бык», может также применяться в молитвенном служении, во время которого человек топчет и бодает зло, обнаруженное в нем, как, например, когда искореняют плохие черты, которые каждый человек может обнаружить в себе.
Наконец, собака также вызывает в памяти положительное качество. Евреи называются «порывистым народом». В положительном смысле это означает, что они спешат делать добрые дела и быстро пробуждаются стимулами, которые затрагивают их сокровенную суть. [На Синае, например,] они продолжали говорить «мы сделаем», прежде чем они сказали «мы услышим», тем самым указывая на свое самоуничтожение перед Б-гом и Его Волей, поскольку они полностью отстраняются от себя.
В целом, эти [святые атрибуты], представленные ослом, быком и собакой, исправляют и возвышают своих двойников в сфере оболочек.
Вот в чем смысл утверждения, что «Амалек — первый среди народов…»: Амалек — первый и корень всех народов. Все народы, будучи укорененными в противоположной святости стороне, по сути не имеют истинного бытия, поскольку они происходят от «отсутствия божественного желания». Среди них Амалек — первый по рангу, ибо оболочка Амалека — это оболочка наглости, что указывает на высшую степень небытия, как объяснялось выше.
Вот почему «в конце он будет истреблен», ибо оболочка в конечном итоге будет уничтожена — если [Мошиах придет] «в назначенное время». Если же, в результате божественного служения в области полнятия искр святости, [Мошиах придет] «поспешно», то народы могут подвергнуться некой форме исправления. Именно по этой причине мы находим, что потомки Амана публично изучали Тору. Это означает, что произошло очищение и исправление [оболочки], и это, в свою очередь, вызвало дополнительную меру божественного озарения.