СБП. Дни Мошиаха! 16 Ияра 5785 г., четвертый день недели Эмор | 2025-05-14 09:10

О достоинствах Мошиаха

Для чего в Торе описываются изменения в материальном мире, которые совершит Мошиах, ведь раз у него есть достоинства в изучении Торы, он автоматически будет влиять на мир.

Источник: трактат в последний день Песаха 5732 г. Сокращенное адаптированное изложение:Шолем Лугов 22.04.2025 0 216 мин.

Сказано в пророчестве (Йешайа 52:13): «Вот, преуспевать будет раб Мой, поднимется, и вознесется, и возвысится чрезвычайно». Мидраш объясняет, что речь идёт о достоинствах праведного Мошиаха: поднимется над Авраамом, вознесется над Ицхаком, возвысится над Яаковом... И сказано в «Ликутей Тора» (Цав 17а-б), что это возможно, так как у Мошиаха произойдет раскрытие внутренней части Торы и смысла заповедей: он станет обучать знанию весь народ (см. РАМБАМ в «Законах о раскаянии» 9:2), чтобы все могли постигнуть внутреннюю часть Торы.

То есть процитированные слова пророка говорят об обучении Торы Мошиахом. С помощью этого он окажет влияние на весь мир, ведь цель создания мира была ради евреев и ради Торы в соответствии с толкованием на первую фразу книги «Берейшит», как комментирует РАШИ («ради Торы, нареченной началом пути Его [Притчи 8:22], и ради Израиля, нареченного начатком плодов Его [Ирмeяу 2:3]» — т.е. приставка «бэ» может обозначать цель или причину, и стих следует понимать так: «Ради Торы и Израиля, которые называются „началом“, Б-г сотворил небо и землю»). И с помощью того, что Мошиах открывает новый аспект в изучении Торы евреями, он оказывает влияние на весь мир, как сказано (11:6-8): «И волк будет жить (рядом) с ягненком... И пастись будут корова с медведем... И будет играть грудной младенец над норою кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки». Как мы видим, даже ядовитая змея будет вести себя против своей природы.

На основании этого следует понять, для чего в Торе описываются изменения в материальном мире, которые совершит Мошиах, ведь раз у него есть достоинства в изучении Торы, он автоматически будет влиять на мир. Тогда зачем нужно особо упоминать это?

Чтобы это понять, надо разобраться с тем, как Мошиах будет обучать Торе весь народ. Ведь после пробуждения мертвых встанут все великие мудрецы прошлого, начиная с Моше, нашего учителя, который получил Тору с Синая, включая смысл заповедей, раскроющийся в будущем, ведь больше не будет Дарования Торы. Также мы увидим мудрецов Мишны и Талмуда, многие из которых знали всю Тору (как рабби Акива). В чем же тогда будет смысл обучения их Мошиахом? И как может быть, что один человек сможет обучать огромное количество людей?

Объясняется, что новшество в изучении Торы с помощью Мошиаха заключается в том, что учёба будет происходить с помощью зрения, что гораздо выше и глубже, чем учёба с помощью слуха. Это похоже на случай, который произошел с АРИЗАЛем, который во время субботнего сна выучил в Небесной йешиве поразительные вещи по главе «Балак», чтобы рассказать о которых ему потребовалось бы 80 лет без перерыва. На первый взгляд непонятно: если он постиг общее, то для пересказа частного ему должно было потребоваться схожее по степени время, а здесь идёт речь о том, что для объяснения постигнутого за пару часов ему нужно 700 тысяч часов, что совершенно непропорционально! Отсюда следует, что речь не идёт об общем и частном; то, что постиг АРИЗАЛ, было на уровне зрения, а не слуха. Наподобие этого, Моше попросил (Ваэтханан 3:25): «Дай мне перейти и увидеть эту желанную землю», так как о Моше сказано (Браха 33:21): «И высмотрел начаток себе» — у него было раскрытие аспекта зрения и он хотел привлечь это для всего еврейского народа, который называется «землей желанной» (Малахи 3:12). Но ему не удалось сделать это, поэтому сказано (Ваэтханан 4:1): «И ныне, Израиль, слушай», как объясняет Алтер Ребе в «Ликутей Тора». Следует добавить, что Моше смог сделать это только для некоторых избранных людей, как АРИЗАЛ... Но в будущем это произойдет для всех с помощью Мошиаха. Об этом времени сказано (Йешаяу 40:5): «И явится слава Б-га, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Б-га».

Более того, подобное действие относится не только к еврейскому народу, но и низшим уровням Творения: животным, растениям и камням. Поэтому подчеркивается, что «увидит всякая плоть», когда даже материя увидит явную силу Творца в мире. Отсюда мы видим, что Мошиах станет обучать весь народ с помощью зрения.

Однако остаётся понять: ведь идея изучения Торы с помощью зрения уже было в прошлом (у Моше и избранных людей); тогда в чем новшества этого у Мошиаха?

Для этого нужно понять более глубоко разницу между слухом и зрением (см. «Ликутей Сихот» том 6, стр. 121).

И новшество Мошиаха будет в том, что зрение станет материальным, так как задача Мошиаха состоит в том, чтобы воздействовать на материальный мир. Вплоть до того, что в будущем душа станет получать питание от тела. Поэтому в пророчестве подчеркивается, что «волк будет жить (рядом) с ягненком» — намёк на изменения в материальном мире, которые совершит Мошиах.

И да будет угодно, чтобы это произошло в ближайшем будущем...

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter