СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 08:49

Найди себе наставника

9 августа 1986 г. Ребе Король Мошиах выступил с предложением, чтобы все евреи выполнили предписание Мишны «Найди себе наставника...», периодически встречались с ним, чтобы исследовать уровень своего служения Б-гу. Об указании «найди себе наставника» Ребе говорил более ста раз и многократно подчеркивал важность и необходимость этого. Ребе попросил распространить его слова где только возможно...

4102 (1) мин.

Йеошуа бен Прахья говорил (Трактат Авот 1:6): «Найди себе наставника». Этим указанием мудрец указывает человеку путь, на котором тот не будет одинок, — ведь одинокий может ошибиться, потерпеть неудачу, отчаяться и опуститься. Поэтому человеку необходимо, чтобы был у него наставник, который учил бы его Торе и умению мыслить, который мог бы разрешать его сомнения и направлять его духовные усилия по верному пути.

Также разъяснено в «Авот де рабби Натан»: «Что значит, найди себе наставника? Наставник должен быть постоянным и обучать Писанию, Мишне, Мидрашу, указаниям и Притчам. Он сможет показать, что Писание развивается в Мишне, Мидраш — в указаниях, указания — в Притчах. Тогда ученик найдет свое место в мире, он почувствует всю полноту добра и благословения».

Рабби Меир говорил: «Учащийся Торе у одного наставника подобен обладателю одного поля, засеянного частично пшеницей, частично рожью, а частично — засаженного масличными и другими деревьями; этот человек обладает всей полнотой добра и благословения. Когда же он учится у двух или трех — он подобен обладателю нескольких полей: одно засеяно пшеницей, одно — рожью; еще одно засажено масличными, а другое — разными деревьями. Такой человек распыляет свое внимание между многими полями, и потому нет с ним ни добра, ни благословения».

Раббан Гамлиель говорил (Трактат Авот 1:16): «Найди себе наставника и избегай сомнений». Здесь имеется в виду не обучение, а преподавание: если ты должен давать разъяснения по какому-либо не совсем ясному вопросу, может случиться так, что ты сделаешь необоснованное предположение, на которое будет опираться практическое указание. Поэтому сказано: найди себе наставника, чтобы задавать ему вопросы и советоваться с ним.

И ты не должен, будучи один, мучиться сомнением по поводу своих объяснений какого-либо запутанного вопроса; ведь запрещая разрешенное, ты губишь богатство Израиля, но, разрешая запрещенное, ты даешь повод к совершению проступка. Кроме того, мы находим в Гемаре: «Когда рав Гуна должен был судить, он пригласил десятерых Мудрецов из Талмудической школы, говоря: „пусть на мою долю достанется маленькая щепка от всего полена“, — если ошибка в судопроизводстве приведет к неверному решению, то наказание распределится между всеми судьями».

4 Ава 5746 года (9 августа 1986 г.) Ребе שליט"א Король Мошиах выступил с предложением, чтобы все евреи выполнили предписание Мишны «Найди себе наставника...», периодически встречались с ним, чтобы исследовать уровень своего служения Б-гу. Ведь известно, что человек «близок сам себе» и поэтому не следует полагаться на самого себя в своей оценке. Кроме этого, Ребе указал, что человек, у которого уже есть раввин (духовный руководитель), не должен искать себе нового. А человек, не сумевший найти никого, кто выше и умнее его, может выбрать себе наставника из людей, которые ниже его.

Ребе также сказал, что в Мишне используется выражение «сделай себе наставника». Это значит, что нужно приложить усилия, чтобы найти его. Это указание относится не только к мужчинам, но и к женщинам и даже детям. И время от времени нужно приходить к наставнику и советоваться с ним в вопросах изучения Торы, благотворительности, а также и в вопросах, касающихся повседневной жизни. И когда человек знает, что время от времени он должен давать отчет о своих поступках другому человеку, это неминуемо приведет к изменениям в его поведении в лучшую сторону.

В своем выступлении 12 Тамуза 5747 года (9 июля 1987 г.) Ребе сказал, что в том случае, когда человек считает, что он не нуждается в выполнении этого указания, это как раз и является доказательством обратного, — а, именно, того, что для него это указание совершенно необходимо. Есть люди, которые выбирают себе наставника, приходят советоваться с ним, но не принимают во внимание его советы и ведут себя, как и раньше, ничего не меняя ни в своих мыслях, ни в поступках. Некоторые же считают, что это указание к ним не относится. «Как! — думает каждый из них. — Неужели кто-то будет указывать мне, что делать? Неужели я могу ошибиться?» И следует знать, что такое высокое самомнение является самым бесспорным доказательством того, что такой человек очень нуждается в выполнении указания «Найди себе наставника...» в самом элементарном смысле. И он должен заставить себя сделать это. Это непросто, но еще сложнее то, что он должен сделать потом — подчиниться тому, что скажет ему наставник! И только тогда, когда он увидит, что подчинился указанию наставника по своей доброй воле, это уже будет признаком благотворного воздействия на себя, на свою личность.

Об указании «найди себе наставника» Ребе говорил более ста раз и многократно подчеркивал важность и необходимость этого. Ребе сформулировал это как «личную просьбу» («бакаша нафшит») — распространить его слова где только возможно и попросил сделать это от его имени, или даже не от его имени, в зависимости от пользы которую это может принести.

Опубликовано: 14.05.2006 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter