СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-18 18:23

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

Третья субботняя трапеза

Часто спрашивают: «почему в Хабаде не едят хлеб во время третьей субботней трапезы?» Предлагаем вам беседу Ребе Короля Мошиаха, в которой дается ответ на этот вопрос...

Источник: «Ликутей Сихот» том 21, стр. 84-88 Свободный перевод:Шолем Лугов 21.01.2007 6588 мин.

1. Мы читаем в Торе1: «И сказал Моше: „Ешьте это сегодня, ибо суббота сегодня Г-споду. Сегодня не найдете его в поле“». Здесь говорится о том, как евреи собирали манну в пустыне. Из того, что слово «сегодня» встречается тут три раза, наши мудрецы учат2 об обязанности есть три трапезы в субботу.

Но несмотря на то, что основа трапезы это хлеб3, написано в Шулхан Арухе4, что в отношении третьей субботней трапезы мнения мудрецов разделились. Есть мнения, что и в третью трапезу необходимо есть хлеб. Есть также мнения, что можно выполнить эту трапезу съев что-нибудь из пяти видов злаков с благословением «сотворивший разнообразные виды пищи, которая насыщает». Есть мудрецы считающие, что можно съесть... мясо или рыбу и т.п. И, наконец, есть мнения, что можно только поесть фруктов5.

Но Алтер Ребе заключает в своем «Шулхан Арухе»6: «И не следует полагаться на все эти (облегченные мнения), а только в случае, когда невозможно по-другому. Например, когда человек настолько насытился, что если он будет есть хлеб, это принесет ему страдания».

Но, несмотря на это, известен обычай ребеим7, которые обычно не ели хлеб во время третьей трапезы. Они выполняли ее, съедая что-нибудь другое.

Причина этого поведения заключается в том8, что мы учим о необходимости третьей трапезы из третьего слова «сегодня» в приведенном выше отрывке из Торы. А там сказано: «сегодня не найдете» — отрицание нахождения манны. Поэтому во времени третьей трапезы это будет подчеркнуто тем, что хлеб есть не будут. И это наподобие сказанному «сегодня не найдете» манну — то есть хлеб.

А вот внутреннее объяснение этому, как оно приводится в учении хасидизма9: третья субботняя трапеза соответствует субботе Будущего Мира (как сказано также у БАХа10) о котором мы знаем11, что «в Будущем Мире нет в нем ни еды, ни питья»... (как сказано также у рабейну Бахья12). Поэтому, эта трапеза не обычная, и в ней подчеркивается аспект «не найдете» — не едят хлеб, а съедают что-либо другое.

2. Наша святая Тора является учением истины. И внутренняя часть Торы с ее обычаями составляет одно целое13 с законодательной частью Торы. То есть, все части Торы соответствуют друг другу и восходят к единому источнику. Отсюда понятно, что обычай великих мудрецов (גדולי ישראל), а также тех, кто идет по их путям, вести себя изначально (לכתחילה) по внутренней части Торы не является послаблением (קולא) и выполнением действия постфактумом (דיעבד) согласно закону, не дай Б-г!

Согласно внутренней части Торы третья субботняя трапеза выше, чем поглощение пищи, что является причиной того, что во время нее не едят хлеб, но по закону, это послабление (קולא). И до такой степени, что Алтер Ребе пишет, что «не следует полагаться на все эти (облегченные мнения)»14 кроме как случая (בדיעבד), когда человек уже насытился до этого. И нужно понять, как все это соответствует тому факту, что по хасидизму не есть хлеб является более тщательным выполнением заповеди (ידור)?

3. И можно предложить объяснение:

В отношении заповеди проводить три трапезы в субботу пишет Алтер Ребе15, что «заповедь субботней трапезы состоит в получении наслаждения». Это значит, что во всех трех трапезах нет обязанности есть хлеб для выполнения самостоятельной заповеди16, а заповедь заключается только в получении наслаждения от еды.

Отсюда следует, что в каждой субботней трапезе заповедь заключается в получении наслаждения от еды, а не от самого процесса еды. И когда человек страдает от еды, то тогда не только на него не распространяется обязанность есть, а более того, он обязан не есть, так как подобная еда противоречит самой сути субботней трапезы и получению наслаждения. И возможно, что объяснение выражения Алтер Ребе17 «нет необходимости заставлять себя страдать поглощая пищу» состоит в том, что страдающий от еды человек не должен есть и ему почти запрещено есть.

Это похоже на то, что Алтер Ребе четко пишет18 в связи с постами и едой в субботу, что «человек, которому еда вредит до такой степени, что для него наслаждение заключается в том, чтобы не есть, не должен вообще есть и почти запрещено ему есть, чтобы не страдать в субботу».

И так же, как это относится к воздержанию от еды вообще, также это относится к деталям еды19: если человек страдает от еды хлеба в субботу, то изначально он не должен есть хлеб. И наоборот: если он съест хлеб, это повлечет за собой ситуацию противоположную получению наслаждения в субботу.

4. В соответствии с этим, следует сказать:

То, что изначально существует обязанность есть хлеб в третью трапезу, это только в том случае, когда у человека это вызывает наслаждение.

Но это не так, когда человек не получает удовольствия кушая хлеб: ведь он знает совершенно точно, что во время третьей субботней трапезы проявляется аспект «сегодня не (найдете)». И это время — наподобие Йом-Кипура (который называется «суббота суббот») и наподобие Будущего Мира (в котором «нет ни еды, ни питья»). Поэтому есть хлеб для него вызывает страдания, и изначально у такого человека нет никакой обязанности есть хлеб во время третьей трапезы. Наоборот: у такого человека более тщательное исполнение заповеди (ידור) по закону выражается в том, чтобы не заставлять себя страдать кушая хлеб, а вместо этого поесть что-нибудь другое20.

И нужно сказать, что по этой причине наши рабеим вели себя подобным образом — ели в третью трапезу что-нибудь другое — так как они чувствовали свет появляющийся во время этой трапезы21. А хасиды ведь связаны (מקושרים) со своими рабеим, учат их Тору (для того, чтобы выполнять) и идут по их путям.

5. Но, все еще, нужно понять:

Так как во время дневной субботней молитвы проявляется аспект «сегодня не (найдете)», то в это время не должно было быть никакой трапезы — как в Йом-Кипур, когда запрещено есть (и как мы знаем22, что рабби Шимон бар Йохаи заменил третью субботнюю трапезу в канун Песаха словами Торы о тайнах мироздания). Отчего же есть необходимость отведать что-либо, например фруктов?

Из некоторых источников учения хасидизма23 следует, что необходимость пробовать что-либо в третью субботнюю трапезу в отличие от поста Йом-Кипура существует не из-за важности этой трапезы самой по себе, а наоборот — так как она не более чем подобие Будущего Мира и Йом-Кипура.

Но в записях Ребе РАЯЦ24 от имени его отца, Ребе РАШАБа, сказано: «...третья субботняя трапеза, „сегодня не“... то есть, не требуется трапеза с хлебом. Но необходимо отведать чего-либо. И сказал рабби Йоси25: „Пусть удел мой будет со вкушающими три трапезы“». Из этих слов, а также из сказанного дальше, что «необходимо отведать чего-либо» и слов рабби Йоси следует, что необходимость отведать чего-либо подчеркивает особенность и важность этой трапезы.

Также непонятно, почему Ребе РАШАБ приводит слова рабби Йоси в доказательство своих слов. Если идет речь о необходимости есть третью трапезу по закону, то, прежде всего, нужно было привести этот закон26. А если идет речь о внутреннем объяснении необходимости попробовать, то для доказательства чего приводятся слова рабби Йоси?

6. Чтобы понять это, нужно сначала постараться объяснить слова рабби Йоси.

На первый взгляд непонятно: обязанность есть три трапезы в субботу это четкий закон сформулированный в Талмуде. Тогда в чем смысл пожелания рабби Йоси «Пусть удел мой будет...»?27

МААРША28 объясняет, что смысл этих слов рабби Йоси, а также пожелания «Пусть удел мой будет...» по поводу других вещей в Талмуде, заключается в том, чтобы пробудить людей к этому (כדי לזרז את הבריות).

Но это не совсем понятно. Ведь о вещах связанных с более тщательным выполнением заповеди или хасидским поведением можно сказать «Пусть удел мой будет...», чтобы пробудить людей к этому. Но как можно так сказать о трех трапезах, ведь это несомненная обязанность?

Нельзя объяснить29 это тем, что рабби Йоси хотел предостеречь людей не наедаться утром, чтобы они смогли поесть третью трапезу. Ведь трудно предположить, что о такой простой вещи рабби Йоси скажет «Пусть удел мой будет...».

7. И можно предложить объяснение30:

Как уже упоминалось, о Будущем Мире сказано: «нет ни еды, ни питья». Но это не значит, что тогда принизится важность еврейского тела. На самом деле, в Будущем Мире произойдет слияние тела и души, и это будет достигнуто без помощи еды и питья.

Как известно, учение хасидизма31 постановляет по мнению РАМБАНа32, что совершенство Будущего Мира наступит после того, как встанут мертвые — и тогда будут души в телах. Дело в том, что еврейское тело само по себе обладает особыми достоинствами.

Отсюда следует, что очень важно попробовать что-либо во время третьей трапезы. Так как эта трапеза является подобием Будущего Мира когда тела получат свою награду, то тело должно получать удовольствие также и от этой трапезы. Поэтому с одной стороны, нужно попробовать что-либо, а с другой — должен присутствовать аспект «сегодня не (найдете)» выражающийся в том, что не едят хлеб.

Более того, сказано во многих местах33, что трапеза с Левьятаном и Шор а-бар в Будущем Мире будет материальная еда. И чтобы намекнуть на это, необходимо попробовать что-либо. Но это большое открытие (חידוש גדול) и нужно найти основания для этого34.

8. И на более глубоком уровне можно сказать:

Совершенство награды в Будущем Мире проявится в том, что в нем будут души в телах, ведь тогда раскроется преимущество тела над душой. Тогда душа будет получать пищу от тела35. Душа будет нуждаться в теле, чтобы в ней проявилась Сущность Всевышнего...

Наподобие этому следует сказать о третьей трапезе: в том, что есть необходимость попробовать что-либо, проявляется преимущество и важность тела и соответственно больше проявляется аспект субботы Будущего Мира.

9. И в этом состоит внутренний смысл слов рабби Йоси:

«Пусть удел мой будет со вкушающими три трапезы в субботу» — что он может есть что-либо в третью трапезу и это вызовет у него удовольствие. И этим можно прочувствовать достоинство тела, которое раскроется только в Будущем Мире.

И вот доказательство, которое приводит Ребе РАШАБ из слов рабби Йоси. Так как рабби Йоси сказал «пусть удел мой будет...», то несмотря на то, что сказано «сегодня не (найдете)», этими словами была дана возможность есть что-либо в третью трапезу таким образом, что это становится достоинством. И в этом подчеркивается важность субботы Будущего Мира, когда душа будет получать пищу от тела.

Примечания:
1 «Шмот» 16:25.
2 «Шабат» 117б. А по мнению Алтер Ребе («Шулхан Арух а-Рав», раздел «Орах хаим» в начале пар. 274) это учение только «намек».
3 См. «Шулхан Арух а-Рав» там, п. 5, 188:10.
4 «Орах хаим» 291:5 (в «Шулхан Арух а-Рав» 291:7).
5 Выражение Алтер Ребе там.
6 Там.
7 См. «а-Йом йом» 22 адара I.* В «Книге бесед» 5702 стр. 29. Обычай Ребе РАШАБа в субботы зимой был сделать кидуш после утренней молитвы, помолиться дневную молитву и перед заходом солнца омыть руки для трапезы. И надо сказать, что он выполнял третью трапезу съедая выпечку после кидуша, ведь кидуш был на месте трапезы. (см. спор о подобном — Псак Цемах-Цедека 357:73, а подробнее — сборник вопросов и ответов «Диврей Нехемья» 16...
* Ребе Шолом-Дов-Бер пишет в одном из своих маамарим: «То, что третья трапеза в Субботу не справляется... значит, что не требуется трапеза с хлебом. Но необходимо отведать чего-либо. И сказал рабби Йоси: „Пусть удел мой будет со вкушающими три трапезы“».
8 «Левуш» 291:5. См. также постановление Цемах-Цедека 357:12.
9 См. «а-Йом йом» там, «Меа Шеарим» 44:1, «Ор а-Тора», гл. «Шмот» стр. 621, 631, «Продолжение» 5672 года, стр. 642...
10 «Орах Хаим» там. И то, что написал, что это соответствует трапезе в будущем мире (Левьятан...) — см. п.7 и прим. 34.
11 «Брахот» 17а.
12 «Шмот» 16:25 и приводится в псаке Цемах-Цедека.
13 Ведь открытая («нигле») и скрытая («нистар») части Торы являются соответственно телом и душой Торы («Зоар» III, 152а).
14 И хотя в исправлениях (МААРИЛа) в «Шулхан Арухе» Алтер Ребе п. 188 сказано, что во всех трех трапезах достаточно (чтобы выполнить заповедь) съесть «мезойнос» — но в «а-Йом йом» сказано «отведать чего-либо».
15 «Шулхан Арух», «Орах Хаим» 288:2. И подобно этому написал по поводу третьей субботней трапезы — 291:1 и также см. 167:23.
16 Как во время еды в Песах, жертвоприношения вообще и др.
17 291:1.
18 288
19 См. также «Шулхан Арух а-Рав» 242:7 по поводу страдающего от того, что ест рыбу.
20 И это наподобие того, что было объяснено о сне в сукке — после того, как Миттелер Ребе рассказал о облекающем Божественном свете в сукке, сон в сукке у тех людей, которые чувствуют этот свет или идут по пути Миттелер Ребе, становится страданием, а страдающий освобожден от заповеди сукки.
21 На основании этого можно понять сказанное в беседе второго дня праздника Суккот 5689, что после второго возвращения Алтер Ребе из Петербурга, когда в своем выступлении он упомянул про аспект «сегодня не», прекратили в доме Ребе есть третью трапезу. «Так как тогда, по возвращению из Петербурга (особенно во второй раз), учение хасидизма начало распространяться на внутреннем уровне» (Книга бесед «Торат Шолом» стр. 26) — и тогда слова «сегодня не» повлияли на внутреннем уровне, и ощущение этого стало таким, что начало вызывать страдания при еде...
22 «Зоар Хадаш» III, 95а — приводится в Маген Авраам 444:102 от имени ШЛО.
23 «Ор а-Тора», продолжения 5666 и 5672 см. прим. 9.
24 См. «а-Йом йом» 22 адара I.
25 «Шабат» 118б.
26 Хотя слова рабби Йоси приведениы в Туре (и других книгах) 291, но он привел там другие высказывания мудрецов о значимости третьей трапезы, тем не менее, прежде всего нужно было привести этот закон.
27 И наподобие этого следует понять слова рабби Нахмана (приведенные после этого в Талмуде) «Хорошо мне когда я выполнил три трапезы и т.д.» И уже написали «Тосафот» («Бехорот» 2б), что отсюда вывод, что в то время не были тщательны в выполнении трех трапез...
28 Там.
29 Наподобие того, что сказано о рабби Нахмане.
30 См. «Шаарей Эмуна» 89.
31 «Ликутей Тора» 96, 15:3.
32 В «Шаар а-гмуль».
33 См. «Шаарей Эмуна» 89. И там сказано, что из «Ликутей Тора» следует, что материальная трапеза будет в то время, когда «нет ни еды, ни питья». Но из «Ваишлах» 5666 (стр. 105) следует, что это будут разные периоды времени.
34 См. прим. 10, что третья трапеза соответствует субботе Будушего Мира, когда Всевышний сделает пир для праведников из Левьятана и его самки. Но после этого будет благословение после трапезы (Псахим 119б), то есть, там будут есть хлеб. И нужно иметь в виду комм. РААВАДа на РАМБАМа («Законы о раскаянии» 8:4).
35 5637 89а-б, 5659, Книга бесед «Торат Шолом» стр. 120.

Комментарии: 10 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter