СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 01:11

ХАБАД — что это такое?

Хасидизм раскрывает внутренность каждой вещи, дает человеку взглянуть на себя, на Тору, на мир и на смысл всего сотворенного Б-гом, и таким образом увидеть объединение и сходство всей Торы с миром.

4273 (1) мин.

Немало интересных впечатлений образовалось у людей о ХАБАДе. Вроде бы казалось, что все знают об этом движении. Но пожалуйста, обратитесь к проходящему еврею на улице и спросите его, если слышал он о движении ХАБАД? Его ответ будет: «Конечно! А кто их не знает? Ведь они надевают евреям тфиллин в общественных местах, навещают евреев по всем местам, распространяют весть о приходе Мошиаха, об уникальности обращения с просьбой к Ребе, раздают пончики на Хануку и подарки на Пурим и многие другие хорошие деяния».

Но попытайтесь спросить у этого восторженного еврея, именно тот, который так «хорошо» знает ХАБАД: «А что это движение ХАБАД? В чем его особенность?» — и именно на этот вопрос ответ будет звучать примерно так: «Они хасиды», «У них есть Ребе, которого зовут Любавический Ребе» или «Они верят, что Ребе — Мошиах». Меньшее количество людей начнут запинаться и что-то вспоминать, что это: Хохма, Бина, Даат и на этом закончится разговор.

Желательно, конечно, сделать какой-то порядок в решении этого вопроса — «Хасидизм ХАБАД».

Хасидизм ХАБАД, в первую очередь — это движение, которое основал рабби Исраэль Баал-Шем-Тов. Но Баал-Шем-Тов открыл общее течение хасидизма, в то время, когда Ребе Шнеур-Залман из Ляд или Алтер Ребе (1-ый Любавичский Ребе) обосновал хасидизм ХАБАД и он же тот, кто привел движение Баал-Шем-Това к его полноценности. Движение ХАБАДа дало учению Баал-Шем-Това глубочайшие понятия, раскрыла внутренность и смысл его обоснования.

И здесь нужно заметить, что Баал-Шем-Тов и все, кто продолжают его пути, не изобрели новые вещи, которые не существовали до этого. Вообще в еврействе нет истинных новшеств, ибо, как это сказано: «Все, что старший ученик в будущем обновит (в Торе), уже было дано Моше на горе Синай» — то есть, действия старшего ученика выражаются в том, что он раскрыл то, что была скрыто до это момента.

Таким же образом не «изобрел», не дай Б-г, Баал-Шем-Тов движения хасидизма. Он раскрыл его. Принципы Торы хасидизма не новые: хасидизм основан на том же самом фундаменте, на котором обоснована Тора, Мишна и Талмуд. Но до эпохи Баал-Шем-Това не было принято афишировать эти вещи всему народу. Ибо это учение и практика была доступна только избранным людям, тем, которые знали Тору, но Баал-Шем-Тов прорвал стену молчания и начал распространять это учение всем. А сделал он это потому, что нужды поколения требовали добавку, что это подобие «нового лекарства», которое сможет освежить дух народа, пробудить и подготовить народ его поколения и будущие поколения перед борьбою с тяжелыми испытаниями, ожидающие их в период тьмы последних поколений.

И действительно, Тора хасидизма не разочаровала. Она поднимала дух простого человека, так же, как и дух мудрецов и знатоков Торы. Ученый студент мог понять с помощью изучения Торы хасидизма особенности того, что он учил и учит, а простой еврей смог радоваться тому, что даже он может быть близок к Б-гу произнося слова Торы и исполняя ее законы с искренностью. Даже если мы посмотрим на старшее поколение, то можем заметить уникальное и досконально точное явление, которое повторяет себя несколько раз в течение еврейской истории: в том месте, где изучалась Тора хасидизма — течение «аскала» не могло повредить, так же и в будущих поколениях реформистское течение и подобные ему не могли повредить еврею (идет речь о евреях, проживающих в Европе, а не о восточных евреях — ибо они были исключены из «войны культур»).

Мы можем с вами заметить очень хорошо, что хасидизм обладает необыкновенной силой, которая способна не только оживить еврея, но в том числе выработать в еврее иммунитет. Возникает один вопрос: в чем же заключается хасидизм и в чем его сила?

Тора хасидизма — относится к разделу так называемой «внутренней» Торы. Тора делится на четыре части или четыре уровня постижения: «Пшат» — прямой, буквальный, «Ремез» — намек, «Друш» — толкование и «Сод» — тайны. Тора хасидизма — это внутренний смысл этих четырех частей постижения. Учение хасидизма не является каббалой. Хоть это факт, что в ней используются каббалистические идеи и терминологии, но тем не менее хасидизм использует термины и из остальных 3-х разделов Торы. Тора хасидизма не является частью этих четырех частей — она их внутренность. Тора хасидизма раскрывает внутренность самой Торы, через которою можно понять внутренность самого еврея. Хасидизм дает еврею понять то, что дано человеку понять о Б-ге и Его святости. Хасидизм объясняет человеку творение мира и цельность его строения и, когда человек понимает глубину этих вещей, ему становится легче смотреть на этот мир правильным взглядом и реализовать свой смысл жизни в этом мире.

Можно объяснить эту идею следующим простым примером: еврей учит законы из сборника законов «Шулхан Арух» не зная их причину, ведь для него каждый закон является отдельной сущностью, и часто он не находит связи между ними. Таким же образом, чем больше будет он познавать их (законов) причины, тем больше он узнает, что все законы выводятся один из другого, вплоть до того, что сотни законов выводятся из одного правила. Углубленное изучение законов Торы откроет перед человеком удивительную гармонию, которая находится между ними (законами) и так же он сможет познать, как себя вести в тех ситуациях, когда закон не относится к нему конкретно.

Тора хасидизма раскрывает внутренность каждой вещи, дает человеку взглянуть на себя, на Тору, на мир и на смысл всего сотворенного Б-гом, и таким образом увидеть объединение и сходство всей Торы с миром, и как все это сходится вместе к смыслу и единой цели. Таким же образом, Тора хасидизма является еврейским ответом к быстрому развитию наук мира, ибо благодаря именно ей, можно углубиться в смысл и суть творения мира. Эти раскрытия могут сбить разных людей с толку, но человека, изучающего Тору хасидизма, и, естественно, смотрящего на вещи через очки внутренней Торы — эти «вопросы» и «ответы» не беспокоят.

Все это очень хорошо, но мы до сих пор не ответили на вопрос: что же делает хасидизм ХАБАДа таким особым? Та Тора хасидизма, которую раскрыл Баал-Шем-Тов и его ученики оставалось закрытой. Их изречения были короткие, но включали в себя очень глубокий смысл, и только особо избранные люди могли понять всю суть этих коротких слов.

Но даже и это было как великая новинка по отношению к предыдущим поколениям, ибо тогда об этих вещах вообще не говорили. Более того, Баал-Шем-Тов и его ученики отклонялись от раскрытия этой Торы таким образом, чтобы это стало доступно всем, им достаточно было раскрывать только общие темы. Алтер Ребе — рабби Шнеур-Залман из Ляд (ученик Межрического Магида — рабби Дов-Бэра, который продолжил руководство после ухода Баал-Шем-Това) стал тем, кто открыл хабадский путь изучения хасидизма. Именно Алтер Ребе считал, что нужно раскрыть Тору хасидизма таким образом, что каждый человек сможет понять своим разумом все аспекты: Хохма, Бина, Даат [означающее, что начало каждого понятия начинается в Хохме, затем переходит в уровень Бина и далее к своей полноценности в Даат (эти темы объяснены подробнее в учении ХАБАД)].

Таким образом, Алтер Ребе подчеркнул свой путь, который приводит изречения хасидизма к полному и фундаментальному пониманию! Алтер Ребе считал, что все то время, в течении которого хасидизм был ограничен только для избранных людей, считавшими себя очищенными и т.д. — до тех пор не исполняется указание «когда твои источники будут распространены наружу», ибо иначе не сможет то, что находится «снаружи», достигнуть источников хасидизма. И поэтому он взял на себя задание «одеть» Тору хасидизма в плоть человеческого разума, для того, кто хочет изучать эти вещи.

Алтер Ребе опубликовал книгу «Тания», в которой он сжато сформулировал важные принципы хасидизма. Много лет продолжалось написание книги «Тания». Алтер Ребе был очень осторожен до самой маленькой детали, вплоть до издания готовой совершенной книги. Книга «Тания» является письменной Торой хасидизма ХАБАД. А десятки тысяч книг, которые были написаны как самим Алтер Ребе, так и другими главами ХАБАДа, продолжающими его путь — объясняют глубокие идеи книги «Тания».

Опубликовано: 22.09.2012 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter