Учеба в ХАБАДе

20.10.2012 2973 (8)
Учеба в ХАБАДе
Учеба в ХАБАДе

Для того, чтобы понять, как учатся в ХАБАДе, надо сначала разобраться в следующем. Зачем была создана йешива «Томхей Тмимим» в то время, когда существовали другие йешивы и в чем ее особенность в отличие от других йешив? В чем заключается подход в изучении Торы по личному указанию основателя йешивы — Ребе РАШАБа, а так же Ребе РАЯЦа и Ребе Короля Мошиаха? Каков процесс получения звания раввина в ХАБАДе и как к этому готовиться? Какие требования в учебе к молодожену и к хасиду ХАБАДа?

Зачем была создана йешива «Томхей Тмимим» в то время, когда существовали другие йешивы и в чем ее особенность в отличие от других йешив?

Первая йешива ХАБАДа была открыта Ребе РАШАБом в 1897 году в городе Любавичи. Ребе РАШАБ сообщил об этом на свадьбе своего сына рабби Йосеф-Ицхака, а так же поставил его директором сразу после свадьбы. Ребе РАШАБ уделил огромное внимание открытию йешивы вплоть до того, что он рассказал, что в течение 10 лет до основания йешивы он молился на могилах предыдущих глав ХАБАДа за успех йешивы.

В первом своем письме, которое послал Ребе РАШАБ после открытия йешивы «Томхей Тмимим» любавичским хасидам, он объясняет, почему он счел нужным открыть эту йешиву. Вначале Ребе объясняет реальность, в которой находится еврейский мир Европы и, в особенности то, что происходит в религиозном обществе. Он пишет о том, что религиозная молодежь начинает интересоваться разными посторонними книгами (не Торой). Эти книги попадают в религиозный дом и отравляют душу, мозг и сердце. Более того, эти люди организуют общественные сборы и поддерживают друг друга вплоть до того, что их знание Торы становится не бальзамом жизни, а бальзамом смерти, не дай Б-г.

Ребе также выражает свою глубокую боль о том, как они же становятся учителями и руководителями для других, открыв новое течение, уничтожающе часть еврейского народа преданному Торе. Ребе РАШАБ кричит и плачет об этой ситуации: «Они же стригут свои бороды, насмехаются над словами еврейских мудрецов, книги «Зоар» и книг каббалы и над еврейскими законами, они становятся раввинами и учителями… вводят в заблуждение народ и ведут его не понятно куда».

И именно тогда постарался истинный пастух еврейского народа вернуть и сохранить еврейский облик жизни. И у него было проверенное лекарство — освятить еврейский народ источником света и хасидизмом ХАБАДа, ибо только в ее силе и возможности укрепить разрушающийся дом еврейского народа и пробудить в еврее желание изучать Тору и исполнять ее законы.

Ребе РАШАБ видел, что только через распространение учения хасидизма ХАБАД вообще и, в особенности среди религиозных евреев, можно будет сохранить их от посторонних течении и идей. Именно для этой идеи и была обоснованна йешива «Томхей Тмимим» — то самое место, где будут воспитываться молодежь еврейского народа по стопам Торы и хасидизма, но, дополнительно, к глубокому изучению раскрытой Торы: Талмуда, «Шулхан Арух» и т.д., также будут учить углубленно хасидизм ХАБАД в систематическом порядке, от легкого к сложному, пока эти идеи не осядут полностью в голове учащегося и впитается в его жилы. И этим светом они будут светить на весь мир. Студент же этой йешивы называется «томим» (чистый).

Также об этом пишет Ребе РАШАБ в беседе на Симхат Тора 1900 года, в которой он называет студентов йешивы званием так как «тмимим» и «солдаты династии дома Давида». Этим Ребе ставит конкретную задачу студентам и будущим выпускникам йешивы, которую он создал;

Во-первых, он объясняет, что войну с нашим материальным миром нужно вести не силой, а хитростью. То есть, каждый студент этой йешивы обязан изучать всю Тору без исключения, знать еврейский закон, как он записан сначала в Письменной Торе, затем в Мишне, затем как он подробно обсуждается в Геморе, затем как РАШИ и Тосафот ее объясняет, затем как РАМБАМ толкует это закон и вплоть до того, как этот закон выводят Тур, Бейт-Йосеф и Алтер Ребе в «Шулхан Арухе». Но это не достаточно, ведь надо изучать внутреннюю Тору, чтобы понять смысл этих законов, как это все происходит в духовном мире.

Во-вторых, он объясняет, что у еврейского народа будут два поколения в которых «солдаты династии дома Давида» должны спасти еврейский народ: первое поколение еретиков, которые не верят в Б-га и в Его Тору и в таком духе воспитают своих детей, и второе поколение, которое следует за ними, это евреи, которые могут быть верующими, знатоками Торы, но влияние предыдущего поколения повлияло на них так, что они не в состоянии поверить в Мошиаха и позорят эту идею. Может быть они верят, что когда-нибудь придет Мошиах, но относятся они к этому как Билам в своем пророчестве: «Вижу я его, но не сейчас».

Образ и подход в изучении Торы по личному указанию основателя йешивы — Ребе РАШАБа, а так же Ребе РАЯЦа и Ребе Короля Мошиаха

Ребе РАШАБ издал брошюру «Эц Хаим», в котором он подробно объясняет, каким образом необходимо учить раскрытую и скрытую Тору. Ребе объясняет, что может создаться такая ситуация, в которой изучающий Тору получит негативный результат.

Так как Тора «одета» в реальность этого мира и сливается и с ним, и с человеческим разумом, то существует возможность, что человек будет смотреть на Тору не более как на простую науку, тем самым, забывая о Б-ге — о том, кто дал эту Тору. Именно тогда, когда так изучается Тора, есть возможность, что это станет «отравой», в виде человеческого эгоцентризма. Вместо того, чтобы Тора служила предметом очищении еврея и окружающего мира, человек развивает свое эго и становится более материальным. Поэтому, требует Ребе, изучать Тору с ее внутренней частью — Торой хасидизма ХАБАД, являющейся уровнем самой Торы. Той внутренней части, которая концентрируется на святости Торы и на том, кто ее дал.

Далее Ребе РАШАБ объясняет, какой путь должен быть у человека (молодого парня или хасида в возрасте) в изучении Талмуда: цельность изучения должна быть сосредоточенна на понятии сути темы, а не внесения каких-либо обновлений («хидушим»). Далее, требует Ребе, необходимость развития интеллектуальных способностей, чтобы изучение достигло внимательного анализирования слов в Мишне, в отличие от изучения Талмуда, где должна быть концентрация на анализировании сути самой темы. При этом требуется быть «острым и спрашивать, и терпеливо искать ответ, и изучать внимательно слова РАШИ». Затем нужно связать это учение и объяснения с соответственными галахическими постановлениями. Очень надо опасаться лживых «пилпулим», ибо настоящий «пилпул» может быть реальным только после достижения необходимого порядка в изучении.

Интересно заметить, что в одном из вступлений к книге «Шулхан Арух а-Рав», написал сын Алтер Ребе, Мителер Ребе, рекомендации в направлении изучения Галахи, в разных уровнях, и сколько времени нужно уделить этому.

(Имеются много бесед и написанного материала от всех Любавичских Рабеим на разные темы по Талмуду. Вплоть до того, что уже издается Талмуд «Вильна Шас» с комментариями глав ХАБАДа).

Большая часть учебного дня в йешиве «Томхей Тмимим» посвящена изучению Талмуда и его комментариев. Метод изучения требует от студента фундаментального понимания Талмуда с РАШИ и Тосафот, а затем, расширяя познания через изучение «поским» и только затем «пилпулим», как это было упомянуто выше («пилпул» — своеобразный логический метод исследования и анализа законов). Изучение Талмуда состоит из двух частей — «июнэ» и «гирсэ». «Июнэ» — образ изучения Гемары с углублением, и этот путь относительно медленный. Время, посвященное изучению «гирсэ» — требует получения как можно больше широкого и общего знания трактата Талмуда.

После объявления Любавичского Ребе об операции по изучению Торы, Ребе потребовал изучить весь трактат Геморы, изучающийся в том году, и сдать экзамен на общий ее смысл. Как известно, Любавичский Ребе постановил цикл изучения Геморы в йешиве по 8-летнему циклу, таким образом, во всех хабадских йешивах изучается один и тот же трактат Талмуда из восьми во всех йешивам одновременно. Вот эти избранные трактаты по — порядку: «Кидушин», «Бава Меция», «Шабат», «Гитин», «Бава Батра», «Ктубот», «Бава Кама» и «Псахим».

Цельность этого порядка дает ученикам с разных хабадских йешив обсуждать те темы, которые изучаются в йешиве и, таким образом, польза двойная: единство среди студентов, и более углубленное конструктивное обучение. Несколько раз в неделю проходит урок, который дает раввин или глава йешивы по той теме, которая изучается студентами образом «июнэ» — урок, открывающий перед студентами более высший кругозор на изученную тему. И это самые основные трактаты, но дополнительно к этому, Ребе Король Мошиах требует, чтобы каждый студент учил любою трактат, на его выбор, образом «гирсэ».

Также Ребе просит, чтобы студенты и хасиды учили каждый год трактат Геморы «Сота» в течении 49 дней Омера. В любавичской йешиве есть специальное ежедневное расписание для обучения «Шулхан Аруха» Алтер Ребе и остальных галахических законов. И особенно Ребе требует, чтобы студенты в йешиве и выпускники йешив писали «хидушей Тора» (новые понимания и обновления в Торе). Таким образом, каждая любавическая йешива считает своим долгом раз в году выпустить книгу, в которой собраны записи по хидушим, Геморе, Галахе, хасидизме и т.д. всех студентов.

Каждый студент йешивы и хасид старается исполнять указание Ребе — в свободное время изучать РАМБАМа (Маймонида) таким образом, чтобы в течение одного года закончить все 14 книг. Кроме это, есть указание ежедневно изучать ХИТАС.

Любавические йешивы характеризуются тем, что в них изучается хасидизм ХАБАДа по определенному порядку: рано утром (после окунания в микву — как это требуется от каждого любавичского хасида) и, второй раз — вечером, по окончании дня, наполненного изучением Геморы. Расписание создано по указанию Ребе РАШАБа таким образом, чтобы студенты учили треть дня внутреннюю Тору (хасидизм) и две трети дня — раскрытою Тору (Гемора, Поским, «Шулхан Арух» и т.д). Помимо изучения общего хасидизма ХАБАД, в йешивах есть специальное расписание изучать «выступления» Ребе Короля Мошиаха, а так же «Двар Малхут» (самые последние выступления Ребе), и вещи, которые обсуждают Мошиаха и Освобождение.

Немалое время уделяется в йешиве молитве — студенты в йешиве получают индивидуальные указания от руководителей и воспитателей йешивы и о том, как нужно молиться, как подготовиться и настроиться к молитве, (чтобы узнать значение слов молитвы). А также требуется от студента в йешиве и хасида «итбоненут» (глубокое обдумывание изученного материала из хасидизма). Каждый на своем уровне, до начала молитвы, таким образом, чтобы во время молитвы можно было прочувствовать и понять смысл произносимых слов, в полной концентрации.

Таким образом, можно и нужно «зарядить» весь день впечатлением от этой молитвы. В субботу у студента есть больше времени уделить служению молитвы и молиться с высшей концентрацией.

(К дополнению к выше упомянутому, мы сочли важном, также привести в граций только несколько из важных указаний Любавических ребеим по подходу и стремления изучения Tоры студентам и хасидам ХАБАДа).

Указания Ребе РАШАБа

1. Стремления парня должно быть к тому, чтобы он знал очень хорошо то что он учит и не стремился к обновлением в Торе, а именно знать то, что учит (брошюра «Древо Жизни» глава 27, стр. 54).

2. Надо заниматься именно вслух и повторять (вслух) наизусть все, что было прочитано, и надо стараться повторять все по тому порядку, по которому эта тема была прочитана (брошюра «Древо Жизни» глава 30, стр. 57)

Указания Ребе РАЯЦа

1) Уделить особое внимания на изучение раскрытой Торы, чтобы оно было по порядку и с вышей степени углубления («Святые послания» Ребе РАЯЦа, том 1, стр. 210).

2) Ребе РАЯЦ пишет в письме студенту йешивы «Томхей Тмимим», что в основном учение должно быть с вниманием и углублением, а также Ребе просит, чтобы парень написал очень подробно в каких частях Талмуда он очень хорошо разбирается (включая комментарии Тосафот) («Святые послания» Ребе РАЯЦа, том 18, стр. 62).

Указания Ребе Короля Мошиаха

1. Изучение Торы должно быть с пониманием и постижением, то есть само собой разумеется, что для того, чтобы понять ответ, надо сначала правильно понять вопрос. То есть ученик обязан не только знать, что сказал или спросил тот или иной мудрец (например в Геморе), а нужно знать, какая была первоначальная мысль у этого мудреца и что вызвало у него сомнения задать этот вопрос? Вплоть до того, что сам ученик тоже поднимает тот же самый вопрос, то есть это его личный вопрос. И теперь, когда он учит ответ, у него становится ясно в чем же здесь и «хидуш» (новшество в ответе) (см. «Итваадует» 1985 года, том 1, стр. 555-578).

2. Ученик должен знать в первую очередь законы по которым изучается Тора (13 принципов) вплоть до того, что сам студент сможет учить любую часть Торы без помощи от главы йешивы (см. «Итваадует» 1983 года, том 2, стр. 950).

3. Есть йешивы в которых обостряют свое внимание на то, чтобы студент изучал Гемору путем «харифут» (логическое мышление ), но когда спрашивают их насчет общего знания Торы «бекиют» (эрудиция), то отвечают они, что такой подход только в основном для домохозяев. В результате, эти парни успевают за весь год пройти только несколько считанных страниц Геморы! Более того, когда концентрируют свое внимание только на «харифут» (без количества), то и их углубленные знания стоят под сомнением. Поэтому количество знаний не менее важно в йешиве (см. «Итваадует» 1983 года, том 3, стр. 2033).

4. Никогда не было в йешиве «Томхей Тмимим», чтобы студенты занимались сравнением версии текста (религиозных книг) с предыдущим изданиями, ибо тогда не останется у студента время на его простое изучение. Более того, для этого требуются особые навыки и образование в этой области. А если у студента возникает какой-либо вопрос, то все что от него требуется, это задать главе йешивы этот вопрос и тот ему ответит на него. (см. «Итваадует» 1979 года, том 3, стр. 662).

Процесс получения звания раввина в ХАБАДе и как к этому готовиться

Порядок изучения и подготовка к получению званию раввина («смИха») в ХАБАДе чрезвычайно серьезный. Во-первых, «смиха» изучается в определенных для этой цели йешивах. В основном, студенты по указанию Ребе Короля Мошиаха стараются до свадьбы закончить первый раздел «смихи», который называется «еорэ-еорэ». Этот раздел состоит из несколько частей: «Басар бе халав», «Тааровот» и «Мелиха». В начале, до того, как приступают к изучению законов, принято не менее полугода подробно разбирать раздел Мишны и Геморы, откуда эти законы были сформулированы в «Шулхан Арухе». Только затем, они готовы к изучению самих законов по выше упомянутому порядку (хотя и этот порядок может меняться, в зависимости от решения раввина, преподающего законы по определению готовности его студентов). Раввин же сам, как правило, имеет высшею степень образования в еврейском законе (имеющее название «Ядин Ядин»).

Изучение законов идет по степени углубления; в начале изучается закон так как он написан в Тур (собрания законов рабби Яакова сына РОШa (1269-1343)), затем изучается глубокие пояснения на Тур рабби Йосефа Каро (1488-1575) или «Бейт Йосеф» . Только затем разрешается студенту приступить к конкретным законам «Шулхан Аруха» (позже собранных и написанных рабби Йосеф Каро) с примечаниями и дополнениями РАМА (рабби Моше Исерлиша) — по ашкеназскому обычаю. Далее требуются от студента в йешиве также знать постановления мудрецoв:

1. Рабби Давида Сегаля (1586-1667) или ТАЗа — как он назван в честь своих постановлений закона.

2. Постановления рабби Шабтая Коэна (1622-1663) или ШАХа, как он назван в честь своих постановлений закона. (Интересно добавить, что Ребе Шолом-Дов-Бер пишет (см. сборник «Сегодня — день» за 6 Швата), что слышал от имени Алтер Ребе, что все составители вплоть до ТАЗа и ШАХа включительно писали, основываясь на пророческом даре.

После того, как становится ясен закон во всех его деталях, принято изучать так же «Баэр Эйтев», дающий более глубокий взгляд на закон. По окончанию каждого из разделов «Шулхан Аруха» студенты сдают экзамен своему раввину. Закончив все три раздела «Шулхан Аруха» они проходят серьезнейший экзамен, принимающийся в присутствии не менее двух, как правило, авторитетов в еврейском раввинате и в еврейском галахическом мире, раввинов. Дополнительно к этому, студенты так же изучают еще один раздел «Шулхан Аруха»: «Шабат» или «Биркот Неэним».

Учеба заканчивается сдачей финальных экзаменов так же и на этот раздел. Общее время подготовки к смихе занимает не менее одного года. Личная просьба Ребе Короля Мошиаха, выражалась в необходимости каждого молодого хасида достойно пройти эту учебу и завершить ее получением смихи.

Какие требования в учебе к молодожену и к хасиду ХАБАДа?

Колель (талмудическое учебное заведение, предназначенное для женатых людей) имеет особенное определение, по словам Короля Мошиаха. Все время нахождения в йешиве, хасид изучает Тору, более того, он обязан знать всю Тору, так как указывает Алтер Ребе в «Законах изучения Торы». Получив знания Торы и имея желание продолжить учебу (после свадьбы), он может это сделать в колеле. По указаниям Ребе, так как новобрачные изучают Тору и полностью в нее углублены, то руководство колеля должно позаботиться об их финансовых нуждах. В тоже самое время, Ребе требует от учеников строго соблюдать расписание дня учебы в колеле. В это требование также входит необходимость письменного отчета 2 раза в году, но еще лучше 1 раз в месяц (см. «Сихот кодеш» 5740 г. том 2, стр. 488) и именно так происходит в колеле в районе Краун Хайтс под руководством Ребе Короля Мошиаха).

В общем, Ребе советует хасидам продолжить учебу в колеле после свадьбы в течении одного года или двух лет. Именно под руководством Ребе Короля Мошиаха, начали открываться колели начиная с 1956 г. (см. «Игрот Кодеш» том 12, стр. 303).

Идея открытия колеля состояла в том, чтобы объединить всех учащихся с единством Творца, и тогда благословение Б-га будет с ними всегда, но при этом надо учиться серьезно, с углублением и упорством (см. «Сихот кодеш» 5739 г. том 2, стр. 275. «Итваадует» 5752 г. том 1, стр. 245).

Ребе разрешал определенным женатым студентам оставаться учиться больше двух лет только при их огромном желании и серьезном интересе продолжить учебу. В то же время, многие получали ответы от Ребе, независимо от их желания на продолжение учебы, не оставаться в колеле, а становиться посланниками и спасать евреев («Игрот Кодеш», том 14. стр. 30-31)

Ребе Король Мошиах пишет, что желательно, чтобы муж учился после свадьбы в колеле как минимум 1 год. Он должен заниматься в первою очередь законами, которые касаются повседневной жизни, а так же постоянно изучать «Шулхан Аруха», раздел «Орах Хаим» и тому подобное. Даже после Колеля муж должен сделать так чтобы у него было постоянное время для изучение Торы каждый день.

Есть уроки, которые равны для каждого человека, и каждый обязан их изучать ежедневно. Это ХИТАТ («Ликутей Сихот» том 27, стр. 229)

Алтер Ребе требует в книге «Тания» («Кунтрес Ахарон» стр. 163) от каждого хасида чтобы взял на себя (19 Кислев) закончить в течение одного года один трактат Талмуда (см. «Итваадует» 1992 г., том 1, стр. 431)

Ребе Король Мошиах требует чтобы хасид учил в течение 49 дней отсчета Омера (между праздниками Песах и Шавуот) трактат «Сота».

Ребе РАЯЦ перечисляет зачем нужно учить Тору: 1. Учить для того, чтобы знать законы и как себя вести. 2. Учить, чтобы исполнить смысл послания души в этот мир. 3. Тора — это пища души («Святые послания» Ребе РАЯЦа том 5, стр. 277).

Тот, у кого есть постоянное время для изучения Торы — совсем другой человек в отличии от того, кто не учит ее (Письма Ребе РАЯЦ том 1, ст. 385). А человек не изучающий Тору каждый день становится необразованным (в еврействе), грубым, и вредит всему еврейскому народу («Ликутей Дибурим» том. 1, ст. 67).

Учение хасидизма объясняет нужду в том, что человек должен изучать Тору каждый день, ибо это касается лично его души и душ каждого из его семейства.

Уважения отца и хозяина дома образуется не только тем фактом, что он кормилец дома, а именно по духовной причине. Дом должен чувствовать, что отец изучает Торы и полностью в нее погружен. И тогда все его семейство смотрит на отца по-другому и у них вырабатывается уважение к нему и заслуживает он, чтобы мир находился в этом доме (Книга «Ликутей Дибурим» том 1, стр. 10)

Есть люди, которые считают, что невозможно иметь постоянное время для изучения Торы каждый день, потому что они заняты работой. Этот возражение Ребе РАЯЦ называет дуростью. Так как заработок человека решается Б-гом в Рош а-Шана и все, что бы человек ни делал, он не сможет заработать больше, чем ему определил Всевышний. Поменять время изучение Торы на переливание воду попусту — это дурость («Святые послания» Ребе РАЯЦа том 8, стр. 107).

Изучение Торы с множеством людей является сосудом для хорошего заработка, в материальности и в духовности («Игрот Кодеш» том 3, стр. 66). А так же публичные уроки с множество людей в синагоге, это фонари света и источник успеха в материальности и в духовности учащемуся и всему его семейству («Игрот Кодеш» том 10, стр. 329).

Ребе РАЯЦ обещает, что если кто-то пробуждает (евреев) выделять постоянное время для изучении Торы, то сама Тора не останется обязанной ему. Она принесет ему и его дому множество благословений и успех в духовности и в материальности («Ликутей Дибурим» том 1, стр. 120). И когда человек приходит вечером домой усталый после работы и он не прерывает свои постоянные уроки, то сама святая Тора пробуждает жалость за него и за всю его семью («Ликутей Дибурим» том 1, стр. 126)

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):