В хасидизме употребляется термин подражательное мышление (כוח המדמה). Поясню его образом мартышки из известной басни. Мартышка эта, напомню, пыталась нацепить очки и тем поправить свое зрение. Но хотя она все вроде бы делала как люди — толку не вышло и никакой радости она от этого не поимела.
Из собственного, уже человеческого опыта нам известно, с какой легкостью наш разум выстраивает (или они выстраиваются сами) цепочки мыслей, которые вроде бы логичны и умны, но оставляют после себя привкус безысходной тоски.
Это оно — подражательное, рассудочное, оно же обезьянье мышление.
Избежать его почти что невозможно, но отличить от мышления человеческого можно.
Подлинная мысль, сознание рождают чувства. Часто — радость и любовь, но также печаль, сострадание и весь спектр человеческих переживаний.
Про Адама сказано, что он «познал» Еву. То есть его сознание было таково, что привело его к любви и близости.
А теперь мы имеем проблему.
Дело в том, что для размышления о Б-ге, Творце неба и земли и всего сущего (а мы имеем потребность (а с точки зрения хасидизма — и обязанность) в таком размышлении), у большинства из нас нет никаких инструментов, кроме вот этого подражательного мышления.
Засим, отправляю любознательного читателя к книге «Тора Ор» Алтер Ребе, глава «Мишпатим» в начале.