Духовная подоплека жертвоприношений с точки зрения хасидизма

18.07.2014 3375 (0)
Источник: маамар «Бати ле-Гани» 5710 г.
Духовная подоплека жертвоприношений с точки зрения хасидизма
Духовная подоплека жертвоприношений

После того, как мы рассказали вам о жертвоприношениях, приносимых в Иерусалимском Храме, возникает вопрос. Почему согрешив и желая искупить свой грех или просто, пребывая в прекрасном настроении и желая принести жертву Б-гу, человек должен был использовать невинное животное?

Учение хасидизма объясняет, что на самом деле человек приносит в жертву самого себя. Как это понимать?

В Талмуде сказано, что человек представляет собой мир в миниатюре. То есть, сам мир — это общее понятие человека. В нашем мире есть океаны и континенты, леса и пустыни, люди и животные. Все это объединяется и в человеке, но в нем также присутствуют животная и Божественная души.

Божественная душа человека воплощает все самые лучшие его качества. Она стремится к единению со своим источником — Всевышним, движимая безграничной любовью к Нему и пронизанная желанием раствориться в Его всепоглощающей сущности. Божественная душа проявляется через мысли, слова и поступки человека, которые он совершает в соответствии с законами Торы, стремясь к воссоединению с Творцом.

«Животная душа» — эго, присущее всем живым созданиям, направленное на удовлетворение физических нужд и желаний, материальные аспекты жизни. Соответственно, когда человек приносит в жертву животное, он предлагает в жертву и животную часть своей души, избавляется от нее.

Служение в Храме было направлено на самосовершенствование — подчинение человеком своей физической природы, которое приводило к преобразованию тьмы в Свет, поэтому одним из видов служения в Храме было жертвоприношение. Принесение жертвы было не просто физическим актом, но и духовным. И тот факт, что в нем с пением и музыкой участвовали коэны и левиты, указывает на то, что основная цель жертвоприношения — воздействие на душу человека.

В сфере личного служения Б-гу идея жертвоприношения нашла выражение в словах Торы («Ваикра» 1:2): «Человек, который принесет из вас жертву Б-гу из животного, из крупного скота и т.д.». Порядок слов в этом стихе скорее должен бы быть: «Человек из вас, который принесет…» Необычный порядок слов показывает намерение стиха не только описать детали жертвоприношения, но и объяснить фундаментальный принцип, необходимый для понимания духовной работы, совершаемой при жертвоприношении.

Словосочетание «из вас» подразумевает и другое. Принесение животного в жертву — «из вас», следует понимать: из животного внутри вас, ваших животных душ. Стих продолжается: «из быков и из овец» — это образы разных уровней животной души, ибо каждый индивидуум имеет свою личную задачу по самосовершенствованию. Одному нужно принести в жертву быка, так как его огрубевшая животная душа может быть уподоблена бодливому быку, другому — только овцу, т.е. его животная душа более покладистая; все еще животная, но более покладистая.

Все эти разные уровни и их соответствия в личном служении обсуждаются в «Трактате о молитве» пятого Любавичского Ребе. Заключительные слова стиха: «пусть они принесут свои жертвы», то есть каждый должен принести собственную жертву, так как у каждого свой уникальный путь самосовершенствования. Как жертва на алтаре сжигалась Божественным огнем, так и в сфере служения души, жертва, животная душа человека, должна быть «поглощена» его собственным Божественным огнем.

Другими словами, животную душу надо приучить любить Святость. Животная душа по природе своей не имеет знания и чувства Святости. Однако, благодаря связи с Божественной душой посредством глубоких размышлений, животная душа также начинает постигать духовность и признавать важность Святости. Процесс продолжается до стадии, когда животная душа становится «жертвоприношением». Ее животная природа преобразуется и поглощается огнем Божественной души, так же как жертва в Храме поглощалась огнем на алтаре. «Много урожаев можно собрать с помощью силы быка» («Мишлей» 14:4). Так животная душа посвящает свои силы служению Б-гу. И конечно же, в первую очередь — это изучение Торы.

Смотрите какой интересный комментарий мы находим в «Кли якар»:

Описание пяти основных храмовых жертв — «ола» (всесожжения), «минха» (хлебный дар), «хатат» (грехоочистительная), «ашам» (повинная) и «шламим» (мирная) — начинается в разделе «Цав» со слов: «Вот закон», эти жертвы намекают на пять книг Торы. Каким образом?

Тот, кто изучает книгу «Берейшит», как будто приносит жертву «ола». Так поступали главные персонажи этой книги Эвель, Ноах, Авраам и Яаков.

Изучение книги «Шмот» засчитывается как принесение «минхи», потому что мудрецы говорили: «Все „менахот“ приносились в виде мацы», а в «Шмот» подробно обсуждаются законы мацы в связи с Исходом из Египта.

Когда учишь «Ваикра», тебе засчитывается принесение жертвы «хатат». Хотя в этой книге описаны все жертвоприношения, самая важная из них — грехоочистительная жертва, потому что она искупает главный грех поколения пустыни, поклонение Золотому тельцу.

Изучая книгу «Бамидбар», мы словно приносим на жертвенник «ашам», поскольку в ней повторяются некоторые законы этой жертвы: «Мужчина или женщина, если совершит какой-либо из грехов…(пусть принесет) барана для искупления» (5:6-7).

И наконец, изучающий «Дварим», последнюю часть Пятикнижия, как будто приносит мирную жертву «шламим», упомянутую несколько раз в этой книге, например: «Из цельных камней построй жертвенник Б-гу…и приноси мирные жертвы, и ешь там…» (27:6,7). Отсюда следует, что человеку, изучающему всю Тору, засчитывается принесение всех упомянутых жертв.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Учебный центр » ХАБАД (другие статьи):