1. Изгнание превращается в Освобождение
В связи с тем, о чем говорилось в последнее время1 об истинном и полном Освобождении, наступление которого мы ожидаем каждый день и которое, как мы надеемся, должно наступить каждый день — согласно законодательному постановлению: если человек взял на себя обет, что он не будет пить вина в тот день, когда придет Мошиах, то ему запрещено навеки пить вино2 — немедленно, в буквальном смысле, а также о действиях, которые должен совершить каждый еврей для того, чтобы привести Освобождение — уместно задержаться и объяснить идею Освобождения. Тем самым, нам будет гораздо легче понять, в чем заключается содержание работы, которую требуется совершить для для того, чтобы привести Освобождение, и каким образом следует подготовиться к состоянию Освобождения.
Содержание всякой вещи выражается ее названием3. Это также справедливо в отношении Освобождения — мы можем получить представление о содержании Освобождения с помощью углубленного изучения смысла слова «Геула» (Освобождение).
Идея Освобождения представляется в Торе в разных выражениях, начиная с четырех выражениях об освобождении4 в Торе5: «Выведу... спасу... освобожу... возьму», а также пятое выражение: «Приведу»6. Несмотря на то, что смысл всех этих слов — исход из изгнания, есть определенное достоинство в слове «освобожу». Можно сказать, что из-за этого достоинства (все освобождения, а в особенности) наше истинное и полное Освобождение называется (всеми евреями) словом Геула7 (вообще)8. [И именно последнее Освобождение называется истинным и полным [с определённым артиклем], так как это слово («Геула») отражает содержание истинного и полного Освобождения].
Примечания:
1) Беседы (см. Книгу бесед 5751 г., том 2): 28 Нисана (стр. 470), в субботу гл. «Шмини» (стр. 475 и далее), в субботу гл. «Тазриа-Мецора» (стр. 490 и далее).
2) РАМБАМ в «Законах о назорействе» 4:11.
3) См. «Врата единства и веры» гл. 1. И см. подробнее об этом ответы и разъяснения (изд. КЕАТ 5734 г.) п. 1 [«Игрот Кодеш» Ребе Короля Мошиаха том 1 в конце стр. 288 и далее. Прим. издательства]. «Ликутей Сихот» том 6 в конце стр. 35 и далее и в примечаниях там. И там приводится.
4) Они также являются четырьмя выражениями о грядущем Освобождением (см. Иерусалимский Талмуд трактат Псахим 10:1. Трактат под названием «Поэтому скажи сынам Израиля» 5658 и 5678 г. И см. сборник по хасидизму Цемах-Цедека в разделе «Геула» п. 3. И там приводится). И см. также Бахья на гл. «Ваэра» 6:8.
5) «Ваэра» 6:6-7.
6) Там 8.
7) Хотя любое освобождение (также и личное освобождение, которое не является «исходом из изгнания... а освобождение от бед и т.д.») имеет название Геула (Мегила 17б и комментарий РАШИ) — но ведь это новшество; и понятно (именно отсюда), что основанная идея названия Геула относится к «освобождению из изгнания» (совершенство которого произойдет во время истинного и полного Освобождения). И по простому смыслу слова Рава в Талмуде там «освобождение как седьмое... так как им суждено освободиться в седьмой год, следовательно, они установили освобождение как седьмое благословение». И только после этого он объясняет, что «война также называется началом процесса Освобождения».
8) И по словам известного напева [ХАБАДа]: «Чтобы наступило наконец Освобождение [как пели до начала этого выступления]. И ещё есть подобные высказывания и слова напевов — в соответствии с еврейским обычаем.
Развернутые примечания:
1) См. 28 Нисана, Шмини и Тазрия-Мецора.
2) РАМБАМ в «Законах о назорействе» 4:11
Если человек дает обет, говоря: «Я стану назореем в тот день, когда придет сын Давида» [т.е. Мошиах], то если он дал обет в течение недели, ему запрещено [совершать любые действия, нарушающие запреты назореев] навсегда. Если он дал обет в субботу или праздник, ему разрешено в эту субботу или праздник. После этого он запрещен навсегда. [Объясняется это тем, что] существует сомнение относительно вопроса, придет ли [сын Давида] в субботу или праздник, или нет. Поскольку вопрос не решен, в день, когда он дал назорейский обет, назорейские [ограничения] на него не распространяются. Ибо всякий раз, когда возникает вопрос, применимы ли ограничения назорейства, мы решаем его снисходительно. В следующую субботу, хотя вышеупомянутый вопрос все еще остается, это не устраняет обет назорейства, который вступил в силу в отношении него.
3) «Врата единства и веры» гл. 1.
То же и в отношении всех творений в мире, их названия на святом языке представляют собой «буквы речи», поступенно спустившиеся от Десяти речений, упоминаемых в Торе, посредством смен и подстановок букв при прохождении 231 врат, пока они не доходят до этого творения и не облекаются в него, чтобы сообщить ему жизненную силу... И его название на святом языке есть сосуд для жизненной силы, сжатой в буквах этого названия, спустившегося из Десяти речений Торы, обладающих силой и животворностью для сотворения из ничего и сообщения жизни...
3) «Игрот Кодеш» том 1 в конце стр. 288.
И вот, путь толкования имен — объяснять расположенные рядом слова как по смыслу имен, так и их сути того, кто им назван — очень часто встречающееся явление в Письменной и Устной Торе. И это не только в общих именах — именах собственных — имя указывает на характерные особенности и природу вида...
3) См. Имя человека отражает его сущность. См. Имя влияет на жизнь человека.
4) Иерусалимский Талмуд трактат «Псахим» 10:1.
Откуда четыре бокала? Сказал рабби Йоханан от имени рабби Бнайи, что это соответствует четырем освобождениям: «Поэтому скажите детям Израиля, Я Вечный, и Я выведу вас и т.д. И Я возьму вас как Мой народ и т.д. Я возьму вас, Я спасу вас, Я освобожу вас, Я приведу вас». Рабби Йеошуа бен Леви сказал, что они соответствуют четырем чашам фараона: «Чаша фараона была в моей руке; я взял виноград и выжал его в чашу фараона, и дал чашу в руку фараона. Ты дашь чашу в руку фараона». Рабби Леви сказал, что соответствуя четырем царствам. Но наши учителя говорят, соответствуя четырем чашам гибели, что Святой, хвала Ему, заставит язычников выпить в конце дней. «Истинно, так сказал мне Вечный, Б-г Израиля: возьми эту чашу вина гнева. Золотая чаша Вавилона в руке Вечного. Истинно чаша в руке Вечного, опьяняющее вино, полностью смешанное; Он окропит из нее, но ее осадок будет выпит, выжатый до последнего, всеми нечестивцами земли. Он прольет угли дождем на нечестивых; огонь, сера и палящий ветер — доля их чаши». Что означает доля их чаши? Рабби Абун сказал: двойная чаша, как двойная чаша, принимаемая после термальной ванны. И в соответствии с этим соответственно Святой, да будет Он восхвален, даст Израилю выпить четыре чаши утешения в конце дней: «Вечный — доля моей части и моя чаша. Ты помазал мою голову маслом; моя чаша переполнена. Я подниму чашу спасений, которая считается за двоих».
4) И см. сборник по хасидизму Цемах-Цедека в разделе «Геула» п. 3.
Наши мудрецы установили [выпить в Песах] четыре бокала [вина], что соответствует четырем освобождениям, о которых было сказано в Египте: «Я возьму вас, Я спасу вас, Я освобожу вас, Я приведу вас»... И так как благодаря исходу из Египта было раскрыто четырехбуквенное Имя Всевышнего, то четыре бокала соответствуют буквам этого Имени... Есть два Имени Всевышнего — одно из мира Эманации (оно раскрылось во время исхода из Египта), а второе от Святого Древнего (оно раскроется во время Освобождения).
4) Бахья на гл. «Ваэра» 6:8.
«Я приведу вас в землю и т.д.». Поскольку все предыдущие обещания должны были исполниться в ближайшем будущем, это обещание также должно было исполниться быстро. Если бы не грех разведчиков, которые уговорили народ отказаться от участия в военной борьбе, чтобы вытеснить хананеев, это обещание также исполнилось бы быстро. Пророк Йезекель 34:13 говорит о подобных четырех этапах искупления еврейского народа в будущем: «Я выведу их из народов, и соберу их из земель, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израиля и т.д.». Ежегодно вспоминая исход в ночь Песаха, мы выпиваем четыре чаши вина, соответствующие этим четырем этапам нашего освобождения, обозначенным четырьмя вышеупомянутыми выражениями. Награда, получаемая праведниками за свое поведение, сравнивалась со словам «чаша» в Псалме 23:5, где он говорит: «Чаша моя полна». Мы находим похожее упоминание в Псалме 15:5: «Б-г — удел мой и чаша». Слово «чаша», в этом контексте встречается также в Псалме 115:13: «Я подниму чашу (в благодарении) за испытанное спасение».
5) Ваэра 6:6-7.
Потому скажи сынам Израиля: Я — Б-г, и Я выведу вас из-под тягот (тяжких трудов на) Египта, и спасу вас от порабощения их, и избавлю вас десницею простертой и великими судами. И возьму вас Мне народом, и буду вам Б-гом, и узнаете, что Я — Б-г Всесильный ваш, Который выводит вас из-под тягот Египта.
6) Ваэра 6:8.
И приведу вас на землю, о которой Я (в клятве) поднял руку Мою, чтобы дать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову; и Я дам ее вам в наследие, Я — Б-г.
7) Мегила 17а.
Талмуд продолжает: «И почему они сочли нужным установить благословение освобождения как седьмое благословение?» Рава сказал: «Поскольку существует традиция, согласно которой еврейскому народу суждено освободиться в седьмой год субботнего цикла, следовательно, они установили освобождение как седьмое благословение». Но разве учитель не сказал: «В шестой год субботнего цикла, в дни пришествия Мошиаха, будут слышны небесные звуки; в седьмой год будут войны; и по окончании седьмого года, в восьмой год, придет сын Давида, Мошиах? Тогда Освобождение произойдет не в седьмой год, а после него». Гемара отвечает: «Тем не менее, война, происходящая в седьмом году, также является началом процесса Освобождения, и поэтому правильно сказать, что Израиль будет освобожден в седьмом году».
2. Что такое Геула?
В слове «Геула» мы видим поразительную вещь: слово «Геула» (גאלה) имеет те же самые буквы, как и слово «гола» (גלה — галут, изгнание), но только с добавлением буквы «алеф»!
Как сказано в Мидраше9, что слово «гола» («и головка (чашечка) на верху его»10) имеет два значения: «Сказали [пояснили] двое, один сказал, что это означает изгнание, а другой — освобождение». И известно объяснение по этому поводу11, что дополнительная буква «алеф», с помощью которой слово «гола» превращается в слово «Геула», относится к букве «Алеф», которая намекает на Всевышнего. Это значит, что с помощью служения в изгнании, когда еврейский народ «внедряет» (привлекает и раскрывает) «Алеф» Всевышнего в изгнании12, изгнание («гола») превращается в Освобождение («Геула»).
На первый взгляд это непонятно: Освобождение является полной противоположностью изгнания. И тогда как может быть, чтобы (слово) «Геула» включало в себе слово «галут»? Более того, слово «Геула» образуется из слова «гола», так что большинство букв слова «Геула» на самом деле «галут»13, а добавляется только единственная буква «алеф». Также началом слова14 (Геула) является буква «гимел», с которого начинается слово «галут»?!
Примечания:
9) «Ваикра раба» в конце гл. «Эмор» (в конце гл. 32). «Шир а-Ширим раба» 4:1(7). «Коэлет раба» в начале гл. 4.
10) Захария 4:2.
11) «Ликутей Тора» гл. «Беаалотха» 35в. И см. также «Ор а-Тора» гл. «Бо» стр. 273; «Беаалотха» в конце стр. 423 и далее; НАХ стр. 510. Продолжение «Великие воды» 5736 г., гл. 134.
12) Ведь «Куда бы ни были изгнаны — Шхина с ними... Были изгнаны в Вавилон — Шхина с ними» (Мегила 29а) — согласно одному объяснению (в Мидраше там) о «и головка (чашечка) на верху его», что «ушли в изгнание в Вавилон и Шхина ушла вместе с ними», «когда божественность скрыта, а мир кажется чем-то реальным и отдаленным...» («Ликутей Тора» там 1).
13) И также не изменилась последовательность (порядок букв) в слове «галут».
14) Нужно заметить, что «аббревиатура — из Торы» (Шабат 105а).
Развернутые примечания:
10) Захария 4:2.
И сказал он мне: «Что видишь ты?» И сказал я: «Видел я — вот светильник весь из золота, и головка (чашечка) на верху его, и семь лампад на нем, и по семь трубочек у лампад, что на верху его».
11) «Ликутей Тора» гл. «Беаалотха» 35в.
И добавление буквы «алеф», с помощью которой аспект изгнания («галут») превращается в аспект освобождения («геула») является подобием того, что сказали наши учителя о том, что следует читать не «что» («ма»), а «сто» («меа») [см. «Дварим» 10:12, где сказано: «И ныне, Израиль, что Б-г Всесильный твой, спрашивает с тебя?»] Это привлечение облекающего все миры света, аспекта буквы «алеф», которая относится к чуду, привлекающегося в королевство, как сказано [Псалмы 145:1]: «Буду превозносить Тебя, Всесильный мой, Властелин» — и это возможно с помощью ста благословений. И также этот аспект связан с освобождением. Как во время исхода из Египта с помощью того, что им раскрылся Владыка всех царей, Всевышний, с помощью чего Он освободил их.
11) И см. также «Ор а-Тора» гл. «Бо» стр. 273.
И вот, различие между изгнанием («гола») и освобождением («геула») — это буква «алеф». И можно выучить это из того, что следует читать не «что» («ма»), а «сто» («меа») — где речь идёт о ста благословениях. И также из того, что различие между словами «что» и «сто» — в одной букве «алеф», относящейся к чуду, аспекту «когда Я покажу вам чудеса». И поэтому новомесячье Нисана называется месяцем освобождения, так как это глава месяцев и в него привлекается «первый это будет для вас» — аспект «Я первый...», Властелин мира.
11) «Беаалотха» в конце стр. 423 и далее.
И вот, различие между изгнанием и освобождением происходит с помощью буквы «алеф», аспекта чудес, как сказано в книге «Зоар» III 193б на слова [Йешаяу 25:1] «Ибо Ты совершил чудо».
11) НАХ стр. 510.
И можно сказать, что различие между изгнанием и освобождением в букве «алеф», то есть наподобие того, что Десять Речений начинаются с буквы «алеф»: «Я — Б-г Всесильный твой, Который вывел тебя из земли египетской». Поэтому освобождение привлекается из аспекта «Я». И см. об этом (Рут 3:13): «Если освободит он тебя, (то) хорошо, пусть освободит, а если он не захочет освободить тебя, то я тебя освобожу». Также об этом говорится в указании произносить сто благословений [в день]: следует читать не «что» («ма»), а «сто» («меа»). При добавлении буквы «алеф» происходит превращение слова «что» в слово «сто».
14) Шабат 105а.
Мы узнали из Мишны, что если кто-то написал одну букву как сокращение [«нотарикон»], представляющее целое слово, то рабби Йеошуа бен Бетейра считает его обязанным принести жертву за грех, а мудрецы считают его свободным от этого. Рабби Йоханан сказал от имени рабби Йосе бен Зимры: Откуда взялось, что в Торе используется язык сокращений? Как сказано: «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделал тебя отцом множества народов» (Берейшит 17:5).
3. В чем заключается идея Освобождения?
И можно дать такое объяснение:
Освобождение (Геула) не означает, что после выхода из изгнания мы будем пренебрегать нашей жизнью. Наоборот! Геула означает, что та реальность, которая до этого была подчинена в изгнании, станет освобожденной, свободной.
Новшество и совершенство истинного и полного Освобождения состоит в том, что буквально все становится свободным. Ничего больше не останется в изгнании. Даже «пропавшие» и «заброшенные», которых так называет15 наша Тора, учение истины: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Йерусалиме» — будут освобождены.
Геула будет истинной и полной как количественно, так и качественно, в отношении всех вещей — начиная от самого общего и вплоть до самого частного. Это относится к каждому еврею и всему еврейскому народу — «с нашими юношами и с нашими старцами пойдем, с нашими сыновьями и нашими дочерьми»16, а также к их месту в мире — «серебро их и золото их с ними»17, со всеми действиями и достижениями, накопленными во время изгнания. Геула освободит каждого человека и все человечество (включая народы мира)…
Все (положительные) вещи изгнания останутся также и во время Геулы, только исчезнет их галутная сущность. Исчезнут все помехи и преграды, которые скрывают истинное состояние и положение дел18, прекратится подчинение естественным путям и следующей из этого материальности нашего мира.
Как постановил РАМБАМ19: «Не думай, что в дни Мошиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде». «Сказали20 мудрецы21: „Мир в дни Мошиаха будет отличаться от нынешнего лишь тем, что Израиль не будет порабощен неевреями“». В то время будет новшество, что «все примут истинную веру»22 и он (Мошиах) исправит весь мир и все будут вместе служить Б-гу, как сказано23: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Г-спода и будут служить Ему все вместе»24.
И на основании этого понятно, почему слово «Геула» включает в себя слово «галут», но с добавлением буквы «алеф»: Геула не аннулирует (работу в) изгнании, а наоборот: идея Геулы в том, чтобы поднять (жизнь в) «галуте» (с помощью освобождения всех аспектов изгнания) и из них самих сделать «Геулу» — с помощью того, что во всех аспектах изгнания мы раскрываем «Алеф» Властелина мира — убираем сокрытия и идеи изгнания, скрывающие его истинную суть и намерение, раскрываем Властелина мира в этом — цель всех аспектов изгнания, которые были созданы Всевышним для превращения изгнания в Освобождение.
Геула это раскрытие «Алеф» (Властелина мира) в «галуте» — раскрытие истинного смысла и внутреннего наполнения всех аспектов изгнания; раскрытие божественности во всех аспектах мира — каким образом все это раскрываем «славу» Творца (ведь «все, что сотворил Святой Благословенный в его мире, — себе во славу сотворил»25) — Властелина мира.
Примечания:
15) Йешаяу 27:13.
16) Шмот 10:9.
17) Йешаяу 60:9.
18) См. примечание 12.
19) «Законы о королях, их войнах и Короле Мошиахе» 12:1.
20) Там, 12:2.
21) Брахот 34б.
22) Там, 12:1.
23) Цфанья 3:9.
24) РАМБАМ там, 11:4.
25) Трактат «Авот» в конце гл. 6.
Развернутые примечания:
16) Шмот 10:9.
И сказал Моше: С нашими юношами и с нашими старцами пойдем, с нашими сыновьями и нашими дочерьми, с нашим мелким и нашим крупным скотом; ведь праздник Б-га у нас.
17) Йешаяу 60:9.
Да, ко Мне острова соберутся с кораблями Таршиша впереди, чтобы привести сынов твоих издалека, серебро их и золото их с ними, во имя Б-га Всесильного твоего и Святого Израиля, потому что Он прославил тебя.
19) «Законы о королях, их войнах и Короле Мошиахе» 12:1.
Не думай, что в дни Мошиаха нарушится естественный ход событий или изменятся законы природы, установленные при сотворении мира. Весь мир будет таким же, как прежде. А то, что сказал Йешаяу: «И будет жить волк рядом с овцой и барс будет лежать рядом с ягненком» — образное, иносказательное выражение, смысл которого в том, что Израиль будет жить в мире со злодеями-язычниками... Подобно этому и все предсказания о днях Мошиаха следует понимать иносказательно. И лишь во времена Mошиахa станет понятно всем, что именно подразумевали такие выражения, на что они намекали.
25) Трактат «Авот» в конце гл. 6.
Все, что сотворил Святой Благословенный в его мире, — себе во славу сотворил Он как сказано: «Все, названное именем моим, себе во славу Я сотворил, создал и содеял», и еще сказано: «Б-г будет править во веки веков».
4. Почему подъем изгнания является основой Освобождения?
Как мы уже объяснили, Освобождение включает в себя изгнание, так как цель заключается в том, чтобы Освобождение подняло (также) и изгнание. Но нужно понять: почему это (подъем изгнания) является основой Освобождения до такой степени, что он становится содержанием слова «Геула» (галут с добавлением буквы «алеф»), так как название указывает на суть предмета3?
Более того: достоинство Освобождения не только в подъеме аспектов изгнания и мирских дел, а в том, что во время Освобождения (во втором ее периоде — после первого периода, о котором говорит РАМБАМ, см. выше26) произойдет появление совершенно новых вещей при изменении принятого в мире распорядка (вплоть до основного события — пробуждения мертвых27, когда произойдет обновление естественного порядка в мире). Тогда как возможно, что все это состояние будущего (также и то, что выше мира и изгнания — во время второго периода) носит общее название «Геула», состоящее из слова «изгнание» и буквы «алеф»?!
Отсюда понятно, что все аспекты Освобождения, даже самые возвышенные, связаны с работой по внесению буквы «Алеф», Властелина мира, в «изгнание», вплоть до того, что это приводит Освобождение (как слово «Геула» состоит из слова «галут» с добавлением буквы «алеф») и все аспекты Освобождения привлекаются в изгнание и поднимают его, превращая в Освобождение.
Примечания:
26) См. «Двар Малхут» — новшества и комментарии по законам королей (изд. КЕАТ 5751 г.) п. 3 (по «Ликутей Сихот» том 27, стр. 191 и далее). Пункт 4 (из комментария по РАМБАМу — сказано 10 Швата 5746 г.(напечатано в «Книге бесед» 5747 г., том 1, стр. 302) и далее). И см. также комментарий по РАМБАМу (из беседы в субботу гл. «Лех леха») в этом году («Книга бесед» 5751 г., том 1, стр. 98 и далее). И есть ещё.
27) Это один из 13-и основных принципов (см. комментарий РАМБАМа на Мишну, трактат «Санедрин», гл. «Хелек», основа №13). Вплоть до того, что отрицающий это не имеет доли в грядущем мире (трактат «Санедрин», в начале гл. «Хелек»; РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 3:6).
Развернутые примечания:
26) «Ликутей Сихот» том 27, стр. 191
См. Эра Мошиаха: торжество чудес или сохранение законов природы?
27) «Санедрин», гл. «Хелек»
У каждого еврея есть удел в грядущем мире, как сказано: «И народ твой, все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют Землю [Израиля]». А у тех, кто отрицает возрождение мертвых по Торе, не будет удела в грядущем мире.
27) РАМБАМ, «Законы о раскаянии» 3:6
Однако есть грехи, за которые человек лишается удела в грядущем мире, его постигает вечная погибель и кара за его великий грех и злодеяние. Это относится к атеистам, еретикам, к тем, кто не признает Тору, не верит в воскрешение из мертвых, в приход Мошиаха.
5. Три вещи
Объяснение этого можно понять на основании сказанного в первой Мишне третьей главы трактата «Поучения отцов» [которую мы изучаем на этой неделе]: «Посмотри на три вещи и ты никогда не согрешишь», после чего в Мишне перечисляются эти три вещи: «Знай, из чего произошел, куда идешь и перед кем должен будешь держать ответ и давать отчет».
Возникает вопрос: «Зачем мне этот подсчет»28? — для чего здесь нужно упоминать, что существуют именно «три вещи»? Даже если предположить, что это число важно, для чего Мишна, язык которой краток и точен, упоминает его, ведь мы сами в состоянии посчитать?
Можно привести одно из объяснений этому:
Смысл слов Мишны таков, что слова «посмотри на три вещи» [ведь текст Мишны очень короткий, «включающий в себя различные аспекты»29] не означают только те три вещи, которые перечислены далее, а три вещи вообще. Мишна дает нам указание: «Посмотри на три вещи» — человек должен (вдуматься) внимательно посмотреть на «три вещи»30, и тогда он не «никогда не согрешит»:
Человек может подумать, что у него есть только две вещи — он сам и Всевышний, которому он служит, как сказано31: «Я был создан для того, чтобы служить моему Творцу».
Мишна дает нам указание — «посмотри на три вещи»: человек должен посмотреть (вдуматься) и увидеть (что есть) «три вещи»: кроме него самого («я») и Всевышнего («моего Творца») есть ещё и третья вещь — существует окружающий мир, который сотворил Всевышний, с помощью которого еврей может служить своему Творцу32.
Целью33 Творения мира и спуска души вниз в материальное тело в этом «нижний» мире было исполнение намерения Всевышнего, который «возжелал, чтобы было Ему жилище в нижних сферах»34. Для этого еврей с помощью своей работы должен очистить и перебрать свое тело, животную душу и материальность окружающего его мира, с помощью чего осуществляется постройка жилища для Всевышнего.
И это еврей осуществляет с помощью своего тела внизу, исполняя Тору и заповеди. Дело в том, что (большинство) заповедей облеклись в материальные вещи35 и исполняя заповеди с материальной вещью мы очищаем и поднимаем ее, превращая в сосуд для божественности, как, например, с помощью заповеди благотворительности («цдака») [которая «равноценна всем остальным заповедям»36, «это самая важная из всех материальных заповедей, которая выше всех»37] — когда еврей берет «труды своего тела», свои заработанные деньги, и даёт «от своей жизни души Всевышнему»37. И наподобие этому можно сказать в отношении всех заповедей.
Третья идея («посмотри на три вещи») о построении жилища для Всевышнего в нижних сферах — это (не посторонняя вещь, а наоборот: это) относится к совершенству двух (если можно так выразиться): Всевышний и человек, который [Ему] служит, так как «пожелал Всевышний для Себя жилище в нижних сферах», ибо «в этом — весь человек — цель его сотворения и нисхождения его души в этот мир, дабы были Ему жилищем именно в нижних»38.
И это относится к человеку до такой степени (чтобы он «посмотри на три вещи») — что для этого произошел спуск его души вниз с помощью Всевышнего: несмотря на величие души вверху, «душа39, которую Ты дал мне, чиста она»40, в ней нет места для противоположного святости, Всевышний отправил ее вниз. «Ты39 ее сотворил, Ты ее образовал,Ты вдохнул ее в меня», вплоть до этого материального мира, в котором есть «жизнь и благо»41, а также вторая, противоположная святости дорога (до такой степени, что душа нуждается в охране, «Ты39 ее хранишь во мне») — чтобы восполнить намерение постройки жилища [для Всевышнего] в нижних [сферах]42.
На первый взгляд, спуск души в тело противоречит обычному поведению Всевышнего, Который является источником добра и блага, а ведь «добро по своей природе оказывает добро»43. Со стороны добра и блага должны были быть всегда подъемы, а здесь Всевышний берет душу и спускает ее вниз — «большой спуск и аспект настоящего изгнания»44, «из высокой горы в глубокую яму»45!
Отсюда понятна важность (и благо) работы по созданию жилища в нижних сферах, для которой стоило спустить душу вниз, но не для самой души («так как самой душе не требуется никаких исправлений»46), а для того, чтобы исправить тело, животную душу и свое место в мире для построения жилища в материальном мире, так как с помощью спуска и работы души внизу по строительству жилища в нижних мирах осуществляется самый высший аспект работы самой души внизу — раскрытие Сущности Всевышнего47 в нижних сферах.
И вплоть до того, что это раскрытие привлекается и осуществляется в самой душе (которая спустилась вниз) в дополнение к тому, что душа происходит из очень высокого уровня (выше того места, из которого она спустилась), раскрывая силы души, она также получает отношение к раскрытию Сущности Всевышнего, которое было осуществлено с помощью (работы души внизу по построению) жилища в нижних сферах48.
Примечания:
28) Выражение из Талмуда — «Шабат» 73б в начале. И там отмечается.
29) Предисловие к «Комментариям на Мишну» РАМБАМа (отрывок, начинающийся словами «После этого он счел [нужным] ограничиться»).
30) И так как слова Мишны «являются короткими (и включают в себя множество идей)», то нет необходимости пояснять, что это за «три вещи».
31) Мишна в конце трактата «Кидушин».
32) См. также беседу в субботу «Ахарей-Кдошим» 5748 г., п. 9 («Книга бесед» 5748 г., том 2 стр. 435), в субботу «Эмор» 5749 г., п. 6 («Книга бесед» 5749 г., том 2 стр. 439 в конце и далее), в субботу «Ахарей-Кдошим» 5750 г., п. 6 («Книга бесед» 5750 г., том 2 стр. 434-5).
33) О приведенном далее — см. «Тания», гл. 36 и далее. И ещё в некоторых местах.
34) См. «Танхума» гл. «Насо» п. 16. Там гл. «Бехукотай» п. 3. «Бамидбар раба» 13:6.
35) См. также «Тания» гл. 4 (8б). «Святые послания» п. 10 (114б в конце и далее).
36) Бава Батра 9а.
37) «Тания» гл. 37 (48б).
38) Там (49а в конце).
39) Текст утренних благословений.
40) См. «Ликутей Тора» гл. «Бехукотай» 46г в конце и далее. В начале гл. «Дварим». И в некоторых других местах.
41) «Ницавим» 30:15.
42) См. «Ликутей Тора» гл. «Дварим» там. «Ор а-Тора» гл. «Шмот» (том 7) стр. 2518.
43) «Долина короля» («Эмек а-Мелех») врата «Развлечения короля» в начале гл. 1. «Врата единства и веры» гл. 4. «Хранитель веры» («Шомер Эмуним») спор 2, гл . 14.
44) «Ведь даже если он — совершенный праведник, служащий Всевышнему в трепете и великой любви, полной наслаждения, он ни в малейшей мере не достигает степени ее приверженности Всевышнему в страхе и любви, какими она обладала до ее нисхождения в этот вещественный мир, и между ними нет совершенно ни малейшего подобия» («Тания» там (48а в конце)).
45) По словам наших мудрецов — Хагига 5а.
46) «Тания» там (48б).
47) См. «Сборник трактатов по хасидизму» том 5, стр. 151-3. И там отмечается.
48) Более подробно о двух этих вещах — см. «Ликутей Сихот»том 15, стр. 246 и далее. «Сборник трактатов по хасидизму» том 2, стр. 320. Сборник трактатов по хасидизму» том 5, стр. 243 и далее. И есть ещё.
Развернутые примечания:
28) «Шабат» 73б в начале.
Мы узнали из Мишны, что основные категории труда насчитывают сорок минус один. Гемара спрашивает: «Зачем мне этот подсчет?»
29) Предисловие к «Комментариям на Мишну» РАМБАМа.
После этого он счел [нужным] ограничиться именами тех, кто получил [традицию] близких [по времени] ему, [начиная] с Шимона-праведника. И его слова в Мишне были краткими и включали в себя множество тем. И все это было для него ясно, благодаря остроте его ума, хотя для человека менее развитого, чем он, содержание представлялось ему сложным, поскольку ранние мудрецы писали только для себя.
32) См. также беседу в субботу «Ахарей-Кдошим» 5748 г., п. 9 («Книга бесед» 5748 г., том 2 стр. 435)
Почему мудрец Мишны так пространно говорит об этом и повторяет свои слова дважды и трижды, а не говорит коротко (и ясно) одним предложением: «Посмотри, из чего ты произошел — из зловонной капли; куда идешь — туда, где прах и черви; перед кем должен будешь держать ответ и давать отчет — перед Властелином всех правящих; и тогда ты никогда не согрешишь»?!
И можно сказать, что здесь говорится о трех различных вещах:
«Посмотри на три вещи и ты никогда не согрешишь»: вдумайся (внимательно посмотри и т.д.) на все Творение и увидишь, что здесь есть «три вещи» — [1] Всевышний, [2] еврей (которому говорят: «Посмотри и т.д.») и [3] цель его творения — «я был сотворен для того, чтобы служить моему Творцу» с помощью работы в мире. И когда человек увидит, что есть только «три вещи», кроме которых нет ничего существенного — тогда «ты никогда не согрешишь».
Беседу в субботу «Эмор» 5749 г., п. 6 («Книга бесед» 5749 г., том 2 стр. 439 в конце и далее)
Смысл слов «Посмотри на три вещи» относится не только к тому, что перечисляются в этой Мишне, а также к трем вещам вообще: пристальное обращение внимания на [то, что скрывается под числом] «три», обеспечивает, что «ты никогда не согрешишь».
Когда мы находимся в ситуации понимания идеи «Одного» (что Всевышний является «единственным в мире») — всё ещё возможна мысль и возможность совершить «грех», как [по созвучию с выражением] перенос из одного владения в другое — во второе владение (общественную территорию) из частного владения («решут а-яхид») Единого в мире («Яхидо шель олам»); тем более «вторая» вещь, которая подчеркивает два вида владения, идею спора.
Беседу в субботу «Ахарей-Кдошим» 5750 г., п. 6 («Книга бесед» 5750 г., том 2 стр. 434-5).
Эта Мишна — которая даёт указание всем евреям — включает в себя три аспекта, в соответствии с тремя видами, на которые в общем делится еврейский народ: праведники, средние и злодеи [а в мирах это мир Творения — большинство которого благо, мир Формирования — напополам и мир Действия — большинство которого зло]. И в более общей форме — в соответствии с тремя видами служения (у каждого еврея): 1) работа в области блага и святости — когда его душа светит в нем в раскрытии; 2) работа со стороны тела, которое находятся в мире и связано с разрешенными вещами (еда, питье и т.д.), где есть стремление к добру и к противоположной стороне (в форме свободы выбора — наполовину); 3) работа в таком состоянии, когда в не преобладает зло — мир Действия, большинство которого зло.
И во всех трёх аспектах в Мишне есть указание для каждого из видов людей: первое — для праведников, второе — для средних, а третье — для злодеев...
И в отношении этого есть указание из первой части Мишны — каким образом можно никогда не согрешишь — когда просто посмотришь на три вещи (без упоминания подробностей):
Так как речь идёт о человеке, душа которого светит в нем в явном виде и он находится только в благе и святости (и у него нет никакого отношения к другим вещам) — нет необходимости подробно объяснить, в чем заключается идея смотреть на три вещи, так как в его мире не существует других (посторонних) вещей (на которые он мог бы смотреть), а только его служение Всевышнему и святость. Поэтому понятно само собой, что «три вещи» относятся к области святости — к его служению Всевышнему.
И «три вещи» становятся понятными по простому смыслу: 1) еврей это часть Всевышнего; 2) мир, где в этот момент находится его душа и занимается своей работой, в котором есть возможность «приблизиться ко злу» — перейти в область святости, которая не подходит для его уровня (святости души); 3) Всевышний — источник его души, с которым она связана (ведь Он создал мир и отправил туда душу для того, чтобы она могла с помощью работы оставаться на уровне свой святости).
И с помощью того, что мы внимательно смотрим на эти три вещи, что наша душа даже в том виде, как она находится здесь в мире, является частью Всевышнего в буквальном смысле, она связана со Всевышним — и это предотвращает нас от совершения греха: от перемещения ее в сферу святости на более низком уровне или в области разрешенного (стремлениям с разрешенным вещам и т.д.) на более низком уровне, который не соответствует статусу самой души, которая связана со святым Творцом, передающим эту святость душе.
33)«Тания», гл. 36
Цель сотворения мира в том, что возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних... Подробнее — здесь.
34) «Танхума» гл. «Насо» п. 16.
Рабби Шмуэль бар Нахман сказал: «В тот час, когда Святой, да будет Он благословен, создал мир, Он пожелал, чтобы у Него было жилище в нижних мирах, как и в верхних мирах». Он сотворил человека и заповедал ему, сказав: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него» (2:16-17). Но тот не выполнил приказ. Сказал ему Всевышний: «Я пожелал, чтобы у меня было жилище в нижних мирах, как в верхних; я заповедал тебе одну вещь, но ты не исполнил этого». Сразу после этого Всевышний удалил Свое присутствие...
Там гл. «Бехукотай» п. 3.
«Бамидбар раба» 13:6.
6. Геула — изгнание с буквой «алеф»
На основании этого понятна идея Освобождения — [слово] «Геула» с дополнительной буквой «алеф»:
Геула (не устраняет изгнание, а) включает в себя изгнание. Более того, она поднимает изгнание с помощью того, что в нем раскрывается Владыка мира — так как целью является создание жилища для Всевышнего в нижних сферах, включая то, как эти нижние сферы находятся в изгнании, когда речь идёт о раскрытии Владыки мира внизу в состоянии изгнания.
Более того, в этом заключается суть и смысл Освобождения [также и тех аспектов Освобождения, которые выше мира и изгнания — изменение порядка мироздания на примере пробуждения мертвых50] — «явное раскрытие бесконечного света [Всевышнего], благословен Он, в этом материальном мире»51, пока не осуществится жилище для Всевышнего в нижних сферах, для Него — для Его Сущности52.
Поэтому идея Освобождения зависит от «наших дел и нашего служения на протяжении всего времени изгнания»51, когда мы внедряем «алеф» (Властелина мира) в изгнание, вплоть до того, что с помощью этого оно прекращается в освобождение [большинство букв и первая буква слова «Геула» — «галут», как было сказано выше в п. 2].
Это значит, что в дополнение к тому, что (большой подъём) освобождения наступает с помощью спуска в галут [наподобие раскрытия силы души с помощью спуска вниз], из самого изгнания (с добавлением самой53 буквы «алеф») происходит Освобождение — жилище для Сущности строится в самих нижних сферах [наподобие возвышения, происходящего с душой во время спуска вниз]54.
Примечания:
50) Как сказано в книге «Тания» гл. 37: «Исполнение этого совершенства творения во времена Мошиаха и пробуждения мертвых... зависит от наших дел и нашего служения на протяжении всего времени изгнания». И нужно сказать, что «времена Мошиаха» относятся к первому периоду (когда «не изменится принятый в мире порядок»), а «пробуждение мертвых» относится ко второму периоду.
51) Как сказано там в книге «Тания».
52) Трактат с продолжением 5666 г., п. 70в. И в других местах — как приводится в «Сборнике трактатов по хасидизму» том 2, стр. 241.
53) И это причина того, что «лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире грядущем» (трактат «Поучение отцов» 4:17) из-за достоинства работы именно «в этом мире» (раскрытие «алеф» в «изгнании») с помощью постройки жилища в нижних сферах (наслаждение Творца), что выше «всей жизни в этом мире» (наслаждение сотворенного), а в грядущем мире произойдёт раскрытие этого внизу (см. «Ликутей Сихот» том 5, стр. 243 и далее).
54) Поэтому совершенная награда будет дана именно душам в телах во время пробуждения мертвых («Ликутей Тора» гл. «Цав» 15в. И в других местах (как приводится в «Сборнике трактатов по хасидизму» том 4, стр. 177, прим. 7)) — согласно мнению РАМБАНа (в конце «Врат воздаяния»). Более того, в будущем душа станет питаться от тела...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...