СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 14:47

Шофар: из тьмы — к свету (его психология и скрытые намеки)

Шофар — это шифр. Его звуки — знаки, которыми он намекает на глубокие идеи и понятия. Шофар — индикатор боли… Если она ощущается.

Источник: Мителер Ребе («Атерет Рош»), Ребе РАЯЦ 27.09.2016 2826 мин.

Все душевные движения, переживания описанные ниже — это их наиболее сильное и яркое раскрытие, что, в такой форме, достижимо немногими. Но в какой-то определенной степени — ощутить это доступно каждому, т.е. все очень и очень индивидуально. Необходимо только знать и помнить, что каждому, кто искренне пожелает это почувствовать — помогает Всевышний. Все зависит только от силы нашего желания.

Шофар — это шифр. Его звуки — знаки, которыми он намекает на глубокие идеи и понятия. И именно из-за великой глубины этих идей на них намекают столь простые знаки — точка, тире, линия (прямая или изогнутая…)

Шофар — индикатор боли… Если она ощущается. Если человеку удалось обнаружить ее источники и глубинные очаги… когда, после честного самоанализа, человек приходит к ясному пониманию своего плачевного духовного положения… насколько он отдалился от «образа», в котором он был задуман Создателем, как сильно его исказил… и как легкомысленно к этому отнесся… какой вред причинил своей душе, частице Его внутренней сущности… какой тяжелый урон нанес всему мирозданию… — своими действиями, речью, мыслью, самим душевным желанием, тягой к вещам недостойным, несоответствующим Желанию Творца, а порой ему совершенно противоположным.

И чем глубже человек задумывался обо всем этом, тем сильнее в нем зрело ощущение надрыва, тем глубже оно проникало в его сердце, вызывая в нем сожаление и горечь. Ужас от осознания последствий своего поведения, на что до сих пор он не обращал внимания, считая, что нет причин для беспокойства…

Но теперь перед ним возникла ясная картина, зеркально отображающая его духовное состояние и этот автопортрет его напугал и расстроил до самих глубин души… Ты вдруг содрогнулся: ведь ничто не проходит бесследно… и следы, тобой оставленные, больше напоминают порезы. Так зарождается боль. Так появляется осознание вины и раскаяния вместе с решением об исправлении вреда. Ответственность пред душой, которую ты ранил.

Эта боль превращается в некую сущность, в тебе поселившуюся. Которая постепенно становится невыносимой. Она переполняет, от нее сжимается и цепенеет сердце. Груз этой боли сдавливает все твое существо, навалившись на тебя всей своей тяжестью, парализуя все силы.

Так реагирует человек на внезапное известие о чем-то очень тяжёлом, произошедшим с ним или с его детьми… — да избавит Всевышний свой народ от любых несчастий! — что затрагивает самые глубинные пласты его души… Человек оказывается в состоянии паралича и замирает, будто контуженый взрывом, его оглушившим, в состоянии временного, на какие-то секунды, отключения всех сил, духовных и физических, когда даже стон не способен сорваться с его уст… В эти мгновения немоты он еще не осознает, не способен осознать с ним происшедшее. Видение трагедии, в полном ее масштабе и все эмоции с этим связанные — существуют в эти мгновения внутри его сердца, переполняя его, но как что-то постороннее, с чем невозможно смириться и принять, нет сил вынести… но оставаться в таком положении человеку невыносимо, боль стремится вырваться наружу.

Так появляется сдавленный стон. Вздох (выдох, выплеск), исходящий из глубин. Слом, будто все его существо треснуло и раскололось. Разбилось от пронзившей его как током жгучей искры… Но благодаря этому стону, человек как-бы начинает «возвращаться в себя», выходит из шока и оцепенения, ведь иначе сердце может не выдержать переполнившего его напряжения….

Шофар намекает на это протяжным, однотонным звуком, режущим слух, напряженным и тягостным как стон тяжелобольного… Это и есть первый звук шофара — «ткия». Это слово на иврите означает «воткнутый», «вонзенный» как кол, который втыкают глубоко в землю. Так этот стон пронизывает все его существо, вырываясь из глубины сжатого в тесный комок сердца в звуке шофара…

Однотонность этого звука (наподобие прямой линии без деталей) выражает то, что чувства эти пока совершенно не проникли в сознание и сердце по-настоящему, еще не пережиты в полной мере… Об этом говорит один из отрывков «Теилим», которые произносят перед трублением в шофар: «Из теснин взывал я к Тебе, Г-сподь, ответь мне просторами своими, Г-сподь» — из теснин и глубин сердца вырывается зов к Творцу. Это безмолвный сердечный крик, стон, который шофар помогает озвучить…

Но когда человек уже немного «вернулся в себя» эти чувства начинают проникать в его сердце и сознание все глубже и глубже, овладевая всем его существом. И человек становится способным заплакать. Плач переходит в некое стихийное, колеблющееся как волны, рыдание, с подъемами и провалами, которое временами прерывается короткими паузами… что говорит о начале настоящего, глубокого переживания случившегося. Человек ощущает себя совершенно разбитым. Разбитым на части… Шофар намекает на это несколькими волнообразно колеблющимися, «изломаными» звуками. Это и есть «шварим» — что означает «сломанные».

А когда эти переживания проникли в сердце до самой глубины, заполнив его и «распирая» изнутри, рыдания сменяются истерическим, импульсивным плачем — короткими, отрывистыми, быстро сменяющимися звуками. Что вызвано невозможностью этого горя задержаться в сердце, его спонтанным выплеском с самого «дна» разрывающегося сердца — наружу…

Шофар намекает на эту максимальную остроту переживания своим третьим звуком «труа» — трассирующая очередь быстрых, обрывистых звуков, как очень короткие черточки с минимальными паузами. Это главный «голос» шофара. Поэтому трубление в шофар вообще называется именно «труат шофар».

Слово «труа» имеет два значения:

1. «Разбиение вдребезги», на мельчайшие осколки, когда разбитая вещь полностью перестала существовать в своем первоначальном виде, не имея ничего общего с грудой осколков, в которую она превратилась. Это намекает на то, что от еврея требуется (и с помощью Всевышнего это достижимо) «разбить» свою первоначальную «форму» — натуру —, заполненную дурными желаниями, этим полностью уничтожив зло в своей душе. Разбить и избавить свою душу от всех помех, препятствовавших исполнить Желание Творца. Для чего необходимо твердое решение и усилие воли. Видя наше сильное желание избавиться от зла — Он Сам уничтожит наше зло и только Ему это по силам.

2. Слово «труа» имеет общий корень со словом «любовь» (см. «Бамидбар» 23:21). Т.е. когда еврей всей своей душой обращается ко Всевышнему, своему Отцу, всеми силами стремясь стать лучше, к Нему приблизиться — он раскрывает этим Его великую любовь к Своему народу, существующую вечно. Которая, раскрывшись, помогает ему приблизиться еще больше и с Ним соединиться. Именно в этих звуках шофара выражают эту сильнейшую тягу еврейской души к Творцу, то, как в самой ее глубине пробуждается сильнейший импульс подъема. Поэтому «труа» указывает на самый трудный этап этой душевной работы, требующий максимально глубокой работы сознания в первую очередь. Об этом говориться в Псалме (89:16): «Счастлив народ, умеющий трубить. Г-споди, в свете лица Твоего ходят они». Баал-Шем-Тов объясняет эти слова: «умеющий трубить» — написано (более точный перевод слова «умеющий»), «знающий, глубоко осознающий…», т.е. глубоко осознающий скрытый смысл, заключенный в понятии «трубление» — «труа». Это можно уподобить выстрелу из лука: именно предельный натяг тетивы, максимальное напряжение которое при этом возникает, способно придать стреле наибольшую скорость и силу, поднять ее на максимальную высоту. И само исполнение заповеди трубления в шофар, в которой заключено Его Желание, является помощью душе пробудить все свои силы. Таким образом душа поднимается и достигает своего Источника.

А последний «голос» шофара — самая длинная завершающая «ТКИЯ» — («ткия», «шварим», «труа» —— «ТКИЯ», «ткия», «шварим» —— «ТКИЯ», «ткия», «труа» —— «ТКИЯ») — это уже отзыв Всевышнего на душевную работу еврея, ее результат: это и есть начало раскрытия Его великой любви к своим «детям», к своему народу! Которая полностью раскрывается в Йом-Кипур и Суккот.

Таким образом все вышеописанные переживания — горечь вины, раскаяние и боль (плач, если эта боль ощущается очень остро) — является выходом из негативного состояния, из глубин зла. Только с этими переживаниями можно вырваться из тьмы. Чтобы начать приближаться к свету. Выйдя из тьмы даже на шаг — ты уже в ней не находишься. Ты уже на пути к свету, который с каждым шагом становиться все более ощутим, все более близок. И поэтому все мысли должны быть (главным образом) о свете, к которому идешь, о цели, а не о тьме, из которой вышел.

Этот свет способен изменить нас кардинально, превратить в совершенно другого человека. Это происходит с каждым евреем в Рош а-Шана, и все зависит только от его желания выйти из тьмы. К свету — его приведет Всевышний. К себе!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter