СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:44

Мистический смысл мацы

Забродившее тесто начинает подниматься вверх. Напротив, маца, пресный хлеб, символизирует покорность, смирение, скромность. Для человека, находящегося на высоком духовном уровне, смирение означает ощущение ничтожности своего «Я» перед лицом Божественного Присутствия.

8094 (0) мин.
Перевод:Рав Берл ХаскелевичПо книге «Ликутей Тора»

Праздник Песах называется в Торе Хаг а-Мацот («Праздник опресноков»). Главная заповедь праздника — необходимость есть пресный хлеб, мацу. «Семь дней ешьте пресный хлеб... С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца», — говорится в Торе.

В Агаде сказано: «Маца эта, которую мы едим, в ознаменование чего она? Она в ознаменование того, что тесто наших предков не успело закваситься до того, как явился им Владыка над владыками владык, Всевышний, благословен Он, и вызволил их. Как сказано в Торе]: «И испекли они из теста, которое вывезли с собою из Египта, лепешки пресные, ибо тесто] не заквасилось, потому что они были изгнаны из Египта], и не могли медлить и даже пищи не приготовили себе в дорогу».

Это объяснение может показаться мало соответствующим правилам пасхального ритуала: ведь исход из Египта начался в пасхальную ночь после полуночи, а Седер — пасхальную трапезу — мы справляем обязательно до полуночи.

Все заповеди Торы имеют внутренний, мистический смысл, который раскрывает эзотерическая область Торы — учение каббалы.

Согласно каббале, всё Творение делится на четыре «царства»: первое — домем (мир «безжизненной», физической материи), второе — цомеах (растительный мир), третье — хай (мир животных) и четвертое — медабер (мир человека, «говорящего» существа). Эти четыре «царства» представляют собой четыре уровня одухотворенности, обнаруживаемой в Творении, и соответствуют четырем буквам Тетраграмматона.

Человек, созданный «по Образу и Подобию Создателя», и обладающий способностью мыслить и делиться своими мыслями с другими людьми, является высшим творением в Мироздании. Ниже уровня человека находятся представители животного мира. Животное обладает инстинктом, чувствами, желанием, но лишено способности абстрактно мыслить. Еще ниже — мир растений. Хотя в них видны признаки жизни, они не имеют, в отличие от животных, чувств, желаний. И, наконец, низший уровень одухотворенности, который представлен в виде неживой природы.

Для того, чтобы жить и не утратить способности к мышлению, человеку необходима пища. Возникает вопрос: каким образом хлеб, относящийся к растительному миру, способен помочь человеку мыслить? Ведь мышление, свойственное человеческому интеллекту, является высшим проявлением духа в Творении. Как же пища, исходящая из животного или растительного миров, способна стимулировать мышление человека?

Ответ на этот вопрос — в стихе: «Не хлебом единым живет человек, но всяким словом], исходящим из уст Б-жьих, живет человек». Внутренний смысл этой фразы таков: не хлебом самим по себе живет человек, а словом Б-жьим, той скрытой внутренней энергией, духом, который заложен в хлебе — Словом, посредством которого хлеб был создан. «Слово Б-жье» — это истечение Божественной Энергии, облечение Творящей Силы в конкретную форму, наподобие того, как мысль человека облекается в слова. «Словом Б-жьим» была создана вся Вселенная:

«Словом Б-жьим сотворены небеса и Духом Уст Его всё их множество». Во всем рассказе о Мироздании сотворение осуществляется Словом: «И сказал Всесильный: «Да будет свет...».

Здесь, однако, возникает другой вопрос. Допустим, что не физический хлеб дает человеку духовные силы, а «Слово Божье», таящееся в нем. Но ведь и в самом человеке таится та же Творящая Сила, «Слово Б-жье», благодаря которому он живет, существует. «Слово», которым был создан хлеб, — это сказанное в книге Бытия: «Да произведет земля покров зелени...». Но ведь и человек был создан «Словом»: «И сказал Всесильный: «Сотворим человека...». Почему же человеку приходится черпать духовные силы из пищи, относящейся к растительному или животному миру, который по своему уровню значительно ниже человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к учению о Тоу и Тиккун (Хаосе (беспорядок) и Космосе (упорядоченность)). Сказанное в книге Бытия о начале Творения Мира: «...Земля была безлика и пуста... (Тоу ва-Воу)», указывает на состояние первобытного Хаоса, а в стихе: «...И сказал Всесильный: „Да будет свет!“» начинается Тиккун, мир Порядка — Космос.

Согласно этому учению душа человека представляет собой мир Порядка, Космоса, Тиккун. Все остальное Бытие порождено миром Тоу, Хаоса.

Но что такое «Хаос»? Мир Хаоса порождается Светом Бесконечности, истекающим из Божественного Начала. Поскольку Свет бесконечен, он не может вместиться ни в один из «сосудов», созданных для восприятия Света. В результате происходит так называемая «ломка сосудов» и их падение.

Чтобы наглядно представить себе, что такое «ломка сосудов» под действием слишком сильного света, приведем следующий пример. Иногда смерть от разрыва сердца может наступить у человека, который неожиданно получил очень радостное известие. Не будучи подготовленным к восприятию столь большого света, сердце его не выдержало: произошла «ломка сосудов». Если бы того же человека подготовить, то весть была бы для него источником большой радости, а не причиной внезапной смерти.

Смерть — это отделение души от тела, духа от материи. Тело является «сосудом», вмещающим свет души. Все творения в материальном мире, включая животный, растительный и мир неживой природы, образовались в результате «ломки и падения сосудов», поэтому обнаруживают весьма низкий уровень духовности. В мире Тиккун, или Космоса, Порядка, к которому относится душа человека, Свет Бесконечности проходит через «сужение», «сокращение» (Цимцум), в результате чего предотвращается «ломка сосудов»; дух и материя пребывают в гармонии.

Таким образом, пища, к которой вынужден прибегать человек для поддержания жизни, содержит в скрытом виде гораздо большие духовные силы, чем сам человек. Однако из-за «ломки сосудов» эта духовность в пище сама по себе не обнаруживается. И только человек способен реализовать энергию, скрытую в пище, превратить ее в духовное, напрягая свой ум в постижении и истолковании Торы, в молитве и в исполнении Божественных заповедей. В результате этих действий душа человека и сама обогащается духовно, что было ей недоступно до того, как она облеклась в тело человека.

Теперь вернемся к вопросу о смысле мацы в Песах. Маца — это хлеб, только пресный. Хамец (квашня, все квасное) нередко ассоциируется в Торе с понятием «спесь», «высокомерие». Например: «Когда заквасилось (йитхамец) сердце мое...»(60).

Забродившее тесто начинает подниматься вверх. Напротив, маца, пресный хлеб, символизирует покорность, смирение, скромность. Для человека, находящегося на высоком духовном уровне, смирение означает ощущение ничтожности своего «Я» перед лицом Божественного Присутствия.

Во время Исхода Сынов Израилевых из Египта произошло явление, которое Агада описывает следующими словами: «...Владыка над владыками владык, Всевышний, благословен Он, открылся им и вызволил их». В результате такого Божественного Откровения у Сынов Израилевых не было места для хамец — ни в духовном, ни в физическом смысле. Оттого их тесто не могло закваситься, — даже вопреки его природе.

Маца в каббалистической книге Зоар называется «пищей Веры» (Мехла Ди-меемнута). Маца, оберегаемая от закваски, испеченная специально для употребления в Песах, является пищей Веры для души. Истинное постижение Божественного возможно только при помощи Веры, более высоким атрибутом души, чем разум.

Опубликовано: 05.04.2006 Комментарии: 0
Темы: Песах
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter