На четвертый день Творения (за 2 дня до сотворения первого человека) Всевышний создал два светила — Солнце и Луну, свойства которых стали основой для счисления дней, месяцев и лет, как сказано: «И будут они для обозначения сроков, дней и лет». Дни отсчитывают по Солнцу; один день — это промежуток времени между заходами Солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.
По Солнцу отсчитываются также и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл. Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как Солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный тремстам шестидесяти пяти дням и шести часам.
Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз Луны». По определению, с момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, Луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для Луны не существует «года».
Народы мира пользуются условным летосчислением, которое они установили сами для себя.
Христиане делят обычный солнечный год, равный 365 дням и шести часам, на двенадцать частей. Эти части они называют «месяцами», хотя они не имеют никакого отношения к фазам Луны. В таких «месяцах» тридцать или тридцать один (а в феврале — двадцать восемь или двадцать девять) дней. Таким образом, «месяц» у христиан не более чем условность, его наступление и длина не обусловлены ничем, кроме принятого соглашения.
Мусульмане отсчитывают месяцы по лунному циклу и отмечают новомесячья. Они умножают число месяцев на двенадцать и называют каждые двенадцать месяцев «годом». Безотносительно к сезону — будь то весна, лето, зима или осень, — новый год наступает по этому летосчислению по окончанию двенадцати лунных месяцев. Таким образом, мусульманский «год» — тоже не более чем условность.
Если бы лунный месяц был в точности равен одной двенадцатой части солнечного года, все три календаря совпадали бы. Тогда было бы безразлично — делить солнечный год на двенадцать частей и называть полученный результат месяцем, или определять год как промежуток времени, равный двенадцати лунным месяцам. Но в действительности дело обстоит не так.
Лунный месяц несколько короче одной двенадцатой части года.
Солнечный год, как уже говорилось, равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. Обратим внимание: гематрия слова «год» (на иврите שנה — «шана») — 355 (т.е. 355 неполных дней). До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.
Когда Всевышний заповедовал евреям освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», он указал также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16). Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами Луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Как совместить обе заповеди? Если следовать лунному календарю, праздник Песах будет с каждым годом наступать на одиннадцать дней раньше и скоро сместится на зиму. Если же добавить дополнительный, тринадцатый, месяц к году, Песах будет запаздывать на двадцать два дня и вскоре сместится на лето.
Поэтому Моше получил на горе Синай особый закон: добавлять к некоторым годам дополнительный месяц. Иными словами, обычный год состоит из двенадцати лунных месяцев, а високосный — из тринадцати. После нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый лунный месяц, компенсирующий накопившийся сдвиг месяца Нисана, сместившегося к зиме. В результате Нисан всегда остается весенним месяцами не приближается к зиме больше, чем на двадцать дней.