13 Хешвана 5782 года, третий день недели, гл. Вайера

Катастрофа (Холокост) — плач или вызов?..

В последние годы многие еврейские издания и организации (в большинстве своем — от вопросов Торы далекие) уделяют повышенное внимание Катастрофе (Холокосту). Разумеется, об этом надо всегда помнить, чтобы такое больше не повторилось.

3297 (0)
Свободный перевод: Эли Элкин
Катастрофа (Холокост) — плач или вызов?..
Катастрофа (Холокост) — плач или вызов?..

В последние годы многие еврейские издания и организации (в большинстве своем — от вопросов Торы далекие) уделяют повышенное внимание Катастрофе. Разумеется, об этом надо всегда помнить, чтобы такое больше не повторилось. (Тем более, что одна из заповедей Торы гласит: «Помни, что тебе сделал тебе Амалек...», а ведь Гитлер (да истлеет его имя) ни кто иной, как Амалек). Взгляд, однако, на это событие у них несколько односторонний. Наболевшая тема — это распределение денежных фондов лицам, пострадавшим от Катастрофы, или же гневные порицания типа: «Мир молчал в то время, пока...» или «Самый великий погром...» и т.д.

Считается, что Катастрофа должна служить «вечным плачем» всех поколений. Открываются бесконечные фонды, устанавливаются памятники и даже создаются веб-сайты. Интересно, кто-нибудь задумывался над одним простым вопросом: «Сколько можно плакать?» Разве это поможет вернуть те шесть миллионов, которые сгорели в печах Освенцима и Аушвица? Неужели нет других, более светлых страниц в еврейской истории? Разве еврейскому народу присуща только извечная печаль? Разве в истории нашего народа были только преследования, погромы и кровавые наветы?

Перед вами — письмо Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха, посвященное теме Катастрофы. Читайте. Думайте.

С Б-жьей помощью

23 Шват 5744 (27 января 1984 г.)

Бруклин, Нью-Йорк

В ответ на Ваше письмо от 23 января 1984 года, где Вы пишете о том, что были рождены в лагере для перемещенных лиц, что Ваши родители пережили Катастрофу, и спрашиваете меня — как мог Всевышний позволить такому произойти...

Без сомнений, Вам известно, что существует очень много серьезной литературы, посвященной этой великой трагедии, и письмо едва ли сможет достаточно осветить подобный вопрос. Но раз Вы спрашиваете об этом, то я обязан ответить.

Евреи — и Вы, и я в том числе — как сказали наши мудрецы, это «верующие и сыны верующих». В глубине сердца, каждый еврей верит в то, что на свете есть Б-г, являющийся Творцом и Хозяином этого мира и что мир этот создан с определенной целью. Любой мыслящий человек, размышляя над строением солнечной системы, например, или обдумывая сложную структуру атома, обязательно придет к заключению, что наша вселенная не возникла случайно. На что бы мы ни взглянули, у всего есть свое предназначение.

Следовательно, человеческое существо также создано с определенной целью, и уж тем более это верно по отношению к миллионам человеческих существ.

Логично предположить, что, поскольку мир создан с определенной целью, главным желанием Творца должно стать ее осуществление. Доверить подобное Он мог только единственному творению на земле, которое имеет достаточно интеллекта, чтобы понять — что это за цель и как ее реализовать. Это творение — человек, основная задача которого — внести свой вклад в осуществление Божественного замысла. Разумно также согласиться и с тем, что без Божественного раскрытия человек не смог бы, сам по себе, выполнить подобную задачу — ведь никто и ничто не знает всю сложную структуру какой-либо системы лучше ее создателя.

(Проиллюстрировать вышесказанное можно на примере младенца, который не способен понять научную теорию взрослого ученого. Разумеется, что подобное никого не удивит, не смотря на то, что оба они — и младенец, и профессор — сотворенные человеческие существа. Различие между ними — лишь в возрасте и уровне знаний: вполне вероятно, что, повзрослев и выучившись, ребенок сумеет превзойти того же ученого и в знаниях, и в проницательности. Рассматривая с этой точки зрения взаимотношения между человеком и Б-гом], удивимся ли мы тому, что человеческое существо не может постичь пути Творца?)

Само собой разумеется, что поскольку перед каждым человеком стоит определенная жизненная задача, порученная ему Всевышним, он обеспечен способностями для ее полного выполнения.

Теперь — весьма существенная мысль, которую следует запомнить: поскольку Всевышний сотворил все сущее с определенной целью, следовательно, ничего лишнего в мире нет; у всего — свое предназначение. Это также относится к человеческим способностям и возможностям. Таким образом, способности человека, связанные с областью знания, энергии, времени и т.д., должны быть целиком направлены на выполнение его жизненной задачи. Если использование одного из вышеупомянутых ресурсов ведет к чему-то чуждому, что противоречит Божественному замыслу, это не только не позволяет использовать свои возможности правильно, но и сбивает с верного пути.

В Торе, которая названа Торат Хаим («Закон жизни»), Всевышний раскрыл нам цель всего сотворенного и обеспечил теми знаниями, которые необходимы для человека вообще и для еврея — в частности, чтобы претворить эту цель в жизнь. Как представитель «царства коѓаним и святого народа» еврей обязан выполнять все Божественные предписания, указанные в Торе (в то время, как остальным народам надлежит соблюдать лишь семь основных заповедей — так называемых семь законов Ноаха, — которые должны лежать в основе создания любого человеческого общества, построенного в соответствие с волей и замыслом Творца). Одна из основных идей Божественного замысла, раскрытая в Торе, заключается в том, что Всевышний желает от нас выполнения Его предписаний — но не по принуждению, а по доброй воле. Каждый человек имеет поэтому свободу выбора — жить ли ему согласно Торе либо, не дай Б-г, пренебречь ею.

Учитывая все вышесказанное, давайте вернемся к Вашему вопросу, который так тревожит сердца многих людей: почему Б-г позволил случиться Катастрофе? Единственный ответ, который мы можем дать: только Б-г знает.

Тем не менее, сам факт, что ответа на подобный вопрос не существует, и является, собственно, доказательством того, что никому не требуется это знать или понимать для того, чтобы продолжать выполнять свою жизненную задачу. Несмотря на отсутствие удовлетворяющего ответа на грозное и гневное «Почему?» человек может, — и должен, — продолжать жить осмысленной, плодотворной жизнью, строя мир, в котором должны править справедливость и доброта, и где не будет больше места ни для катастроф, ни для человеческой ненависти и вражды вообще.

Есть, однако, во всем вышесказанном ответ на молчаливый вопрос: «Какой же должна быть на это моя реакция?» Ответ такой: это — вызов; вызов каждому еврею, ведь именно евреи больше всех пострадали в Катастрофе. Такой вызов должен быть встречен «в лоб», со всей решительностью и твердостью. Это значит — не ждать и не оглядываться на то, сколько времени займет человечеству раскаяться за содеянное, а строить мир, пригодный для жизни и выполнять свою миссию, которая заключается в том, чтобы служить Б-гу от всего сердца и с радостью, превращая мир не только в жилище для всего человечества, но и для Шхины — самого Божественного присутствия.

Конечно, говорить на эту тему можно очень долго, но стоит ли задерживаться на таком полном боли вопросе, когда вокруг столько доброго и хорошего?..

С благословением.

P.S. Разумеется, все вышесказанное легко понять интеллектуально, но оно не может успокоить сердца тех людей, которые пострадали от Катастрофы непосредственно— Кто-то возразит: «Ему легко давать „интеллектуальные“ объяснения! Его ведь Катастрофа не коснулась!» Мне поэтому следует добавить, что я также потерял в Катастрофе очень дорогих и близких мне людей — бабушку, брата, двоюродных сестер и братьев (да отмстит Всевышний за их гибель). Но жизнь, согласно Божественному замыслу, должна идти вперед. Ведь рост — символ жизни...

Опубликовано: 09.09.2005

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter