Рош а-Шана — день сотворения первого человека в единственном числе — напоминает каждому еврею о его цели. От Адама мы извлекаем урок, что у каждого еврея есть абсолютная возможность подняться и достигнуть самой высокой ступени совершенства...
С Б-жьей помощью, дни молитв о прощении, 5724 года Бруклин, Нью-Йорк.
Евреям и еврейкам, находящимися повсеместно, да пребудет с Вами Б-г
Большой мир и благословение!
Рош а-Шана был установлен Творцом — не в тот день, когда было сотворено все основное в мире, а в день сотворения Адама — первого человека.
Объяснение этому такое1:
Во время сотворения Адама, творение шести дней начала не только было завершено, но оно достигло своего совершенства2 в полной мере.
Этим было достигнуто совершенство творения — не только потому, что Адам был самым возвышенным созданием, а также, вместе с этим, и оттого, что Адам является таким созданием, которое способно, должно, и в будущем действительно приведет все остальные3 части творения к их собственному совершенству.
Это достигается в тот момент, когда человек использует в полной мере все свои и также природные силы — в отношении недвижимого, растительного мира и животного мира — во имя блага и святости.
Ведь с помощью этого все сотворенное и все творение достигает согласованности с волей4 Творца.
* * *
Помимо прочего, сотворение человека отличается, в особенности, тем, что «он был сотворен одним»5, что не так в отношении других творений, которые были созданы в больших количествах.
Это показывает и подчеркивает то, что одному-единственному человеку дана возможность привести все творение к его цели и совершенству, как это сделал Адам — первый человек. Сразу6 после своего сотворения, в первый Рош а-Шана, он потребовал и даже добился того, чтобы все творения в мире познали власть Творца, провозгласив:
Придите, чтобы пасть ниц пред Ним; склонимся и преклоним колена перед Всевышним, возвеличившим нас.
С помощью склонения, с помощью собственного умаления, и только с помощью этого — сотворенный способен объединиться с Творцом и этим он достигает самого высокого уровня.
Наши благословенной памяти мудрецы учат нас, что от Адама — первого человека — мы извлекаем урок и знаем в отношении каждого человека: «Поэтому Адам был сотворен одним, чтобы научить нас тому, что одна душа как будто равна всему миру».
То есть: у каждого еврея, также и в наше время, во всех местах и ситуациях есть абсолютная возможность (и как следствие — также и обязанность) подняться и достигнуть самой высокой ступени совершенства и принести то же самое всему миру — всему сотворенному.
* * *
Рош а-Шана — день сотворения первого человека в единственном числе — напоминает каждому еврею об этой вышеупомянутой цели.
Рош а-Шана раскрывает неправильность7 оправданий тех людей, кто не исполняет свою цель и говорят, что «невозможно исправить мир», или что они «не получили от своих родителей соответствующее воспитание и подготовку для этого», или что «мир такой большой, а он такой маленький, и что в его силах сделать?»
Рош а-Шана наделяет нас силой для исполнения этой цели, так как в этот день обновляется все Творение, начинается новый год, с обновленными силами, как это было в самый первый Рош а-Шана.
И как содержание и порядок молитвы в Рош а-Шана — и ведь суть самой просьбы доказывает, что есть возможность исполнить ее и что эта молитва способна сделать это — когда каждый индивидуум просит во время молитвы в Рош а-Шана:
«Правь над всем миром… и узнает8 каждое создание9, что этот Ты создал его» — что власть Всевышнего будет заметна во всем мире, вплоть до того, что каждому созданию и творению станет понятно, что его сотворил Всевышний.
* * *
Было время, когда эта идея — что согласно ей каждый человек способен «изменить» мир — пробуждала сомнения, и для этого требовались доказательства и основания и т.д.
Но в наше время, нет необходимости, к большому огорчению, искать множество доказательств, чтобы убедить, что без Всевышнего, который является Властелином мира и Тем, кто правит миром10 — Его власть не дает миру развалиться — один человек может разрушить весь мир.
Если этот правда в отношении противоположной добру стороне, то, несомненно, в области добра один-единственный11 человек способен воздействовать с большой силой12, ведь, говоря по правде, Творение13 является добром по своей внутренней сути и, поэтому, она склоняется скорее к добру, чем к его противоположности.
* * *
Да поможет Всевышний каждому из нас принять в день Рош а-Шана твердые решения в духе этого праздника, как было сказано, и исполнить на практике эти решения каждый день в течение всего будущего года.
Это «склонение» перед Всевышним, которое проявляется во всех аспектах повседневной жизни с помощью исполнения заповедей Всевышнего — вплоть до того, что «на всех путях своих я познаю Его»14 и создание этой вещи также в окружающем мире.
В соответствии с содержанием Рош а-Шана, которое не только является началом года, а главным образом «головой»15 этого года. И как голова управляет всеми органами тела, так «жизненность» и принятые в новый год решения должны наполнить и вести все дни жизни.
И тогда все тело (год) является здоровым во всех отношениях.
С благословением хорошей записи и подписи на новый, сладкий год.
М. Шнеерсон
Примечания:
1 Коротко и немного в другой форме — см. письмо к Рош а-Шана 5714, 5716 гг.
2 В «Хидушей Агадот» МААРША (трактат «Рош а-Шана» 27а): «Как будто не было ничего сотворено перед творением человека». И см. продолжение выступления «Этот день» 5704, 5709 гг.
3 См. «Берейшит раба» (11:6): «Все, что было сотворено и т.д. требует действия». И в «Ликутей Тора», гл. «Насо» 26б.
4 См. «Авот» в конце гл. 6. Трактат «Йома» 38а.
5 Мишна «Санедрин» в конце гл. 4.
6 «Зоар» III в конце гл. «Эмор». И см. также «Пиркей де-рабби Элиэзер» гл. 11.
7 Также нужно заметить о сказанном у РАМБАМа, «Законы о раскаянии» 5:6. Брошюра «И источник…» п. 13 и далее.
8 См. «Тания» в конце гл. 3.
9 Мир Асия (книга АРИЗАЛа).
10 Сказал Адам в день своего творения и когда провозгласил Его королем, а все творения последовали за ним («Пиркей де-рабби Элиэзер», гл. 11).
11 Нужно заметить из трактата «Кидушин» 40б.
12 См. трактат «Йома» 38б.
13 «Берейшит» 1:31. И см. «Путеводитель заблудших» часть 3, гл. 25 (и гл. 13).
14 См. ТУР и «Шулхан Арух», раздел «Образ жизни», п. 231.
15 «Атерет рош» в начале.