СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 08:47

Праздник Песах

14-21 (22) Нисана: праздник ПесахПраздник Песах
Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)Поздравление Ребе Короля Мошиаха к празднику Песах (5710)
Праздник Песах во время ОсвобожденияПраздник Песах во время Освобождения
Праздник Песах для народов мираПраздник Песах для народов мира

Общая идея и подробности пробуждения мертвых

Время пробуждения мертвых. Место пробуждения мертвых. Кто пробудится из мертвых? Каким образом произойдет пробуждение из мертвых? Последовательность пробуждения из мертвых. Люди, которые будут во время пробуждения из мертвых. Подробности о пробуждении тела. Будет ли судный день после пробуждения мертвых? Жизнь после пробуждения мертвых.

Источник: «Игрот Кодеш» том 2, стр. 65-77 Сокращенный перевод:Шолем Лугов 27.08.2017 1283 мин.

Вопрос. Прошу объяснить: 1) Подробности идеи пробуждения мертвых, что является основой еврейской религии. 2) Общую идею в пробуждении мертвых: то, что душа остается и существует, это понятно, так как душа является духовной субстанцией и частью Всевышнего, а «часть» похожа на «все». Но что заставляет душу пробудиться именно в материальном теле и в чем преимущество этого?

Ответ. Мы находим ответы у наших мудрецов, которые обсуждали и исследовали эти вопросы, только это разбросано по разным местам. И я хочу привести здесь немногое из того, что сказали наши учителя об этом, а также дополнительные объяснения согласно тому, как это требуется при ответе на поставленные вопросы.

Только сначала нужно объяснить возражение тех, кто жалуется на то, что вообще затрагивают эту тему — разве недостаточно нам того, что мы произносим каждый день: «Я верю полной верой в то, что наступит пробуждение мертвых». И они возражают приводя слова РАМБАМа так: «О мире грядущем мало кто задумывается или пытается постичь его… Мало кто пытается различать между целью и тем, что ведет к цели, но весь народ, и простые люди и ученые, спрашивают: в каком виде восстанут мертвые — нагие или в одеждах?.. Уравнится ли богатый с бедным и и т.д.»

Но, разумеется, РАМБАМ не возмущается вопросом простого народа, так как во многих местах наши мудрецы обсуждают эти идеи. А его жалоба на то, что не исследуют этот вопрос о грядущем мире, о пробуждении мертвых и сущность этого, а довольствуются вопросами только о подобных этим частностях. И на основании того, что пишет РАМБАМ в начале «Послания о пробуждении мертвых», следует, что его намерение в объяснении этой Мишны... И поэтому я отвечу по моему мнению на подобных вопросах и по порядку их важности — сначала на второй, а затем на первый:

1. Почему необходимо, чтобы при пробуждении мертвых (после пришествия Мошиаха) восстали души вместе с физическими телами, и какое в этом преимущество для человека?

Для этого сначала нужно рассмотреть, что собой представляет пробуждение из мертвых, тогда будет понятно, почему душа должна пробудиться вместе с телом.

В пробуждении мертвых в жизни человека есть два аспекта: 1) ступень достижения человечеством совершенства и 2) ступень получения вознаграждения за жизнь, соответствовавшую Желанию Б-га.

На самом деле эти два аспекта — одно. Человек (а также и все творения) был сотворен так, что он восходят от ступени к ступени по лестнице совершенства. Человеку заповедано стараться достичь этого (с помощью Торы и заповедей). Когда же человек приближается к возможному для него лично совершенству в результате работы над собой и служения Б-гу, ему помогают свыше, дабы он мог достичь и тех ступеней, которые превышают его возможности. И на это намекнули наши мудрецы: «Когда человек освящает себя немного в этом мире, ему помогают освятить себя в большей степени в мире грядущем».

А на языке книги «Зоар» согласно выражению, используемому хасидизмом ХАБАДа: пробуждение сверху (со стороны Б-га) вызывает пробуждене снизу (со стороны человека), а в результате пробуждения снизу приходит пробуждение сверху.

Вознаграждение выражается в том, что человеку дают то, что для него хорошо, или то, вследствие чего ему становится хорошо. Ясно, что величина и истинность вознаграждения измеряются благом, исходящим от человека.

Пример этому: рабочий получает в виде оплаты хлеб и одежду. Ученик служит своему учителю, и тот взамен обучает его мудрости. Ученик служит своему учителю, и тот учит его, в чем состоит цель его сотворения и по этому пути он должен идти, чтобы достичь цели своей жизни.

Так как духовное выше материального, а вечное блаженство выше двух последних, ясно, что обучение мудрости выше платы хлебом и одеждой, а указание путей достижения вечной жизни — еще выше. Есть множество ступеней добра. Одни из них нам известны, а другие — нет. Общее в них то, что тело или душа получают наслаждение от них или с их помощью. И так как душа и тело, как и все сотворенное, ограничены, то ограничено и их наслаждение, а также и вознаграждение.

Выше всего этого — когда человек исполняет веления своего Творца и становится все более тонким и совершенным, ибо исполненная заповедь соединяет его с Повелевшим заповеди. Творец человека бесконечен и неограничен, и нет ничего выше, чем соединение творения с Творцом. Таким образом, само исполнение заповедей есть самое высшее вознаграждение, как сказали наши мудрецы: вознаграждением за исполнение заповеди служит сама заповедь.

Б-г в Своем милосердии указал человеку путь к совершенству. Он указан в Торе, веления которой охватывают всю человеческую жизнь, с момента рождения и в течение всей жизни.

Ясно также, что совершенство творения происходит в той форме как оно воспринимает его в соответствии с целью его сотворения. И вот, цель же сотворения мира вообще и человека в частности в том, что «возжелал Всевышний, чтобы было Ему жилище в нижних (мирах)». Это означает достижение такого положения, когда нижние творения (нижние по своему качеству и ступени, ибо для Б-га нет верха и низа в пространстве. И эта) материя будет в состоянии самоустранения («битуль») и посредством этого почиет и раскрывается в ней Бесконечный Свет Всевышнего. И это самоустранение является целью и основой Торы и заповедей и как сказано: «И повелел нам Г-сподь исполнять все эти законы, бояться Г-спода». И Тора и заповеди были даны внизу, в материальных вещах, душе облеченной именно в материальное тело, чтобы превратили материю в духовность и создали бы сосуд для Божественности.

И вот, как в делах человека, в которых были даны ему заповеди в соответствии с его силами и возможностями, понемногу и от простого с сложному, также и на ступенях, по которым он будет подниматься выше и выше, этот подъем происходит понемногу. И также это относится к получаемой им награде, когда дают ему «силу» для получения этой награды. То есть, очищают и приучают его понемногу получить духовный свет и раскрытие Божественности — что является настоящей наградой — и увеличивают это больше и больше.

Кроме исключительных случаев, являющихся временными указаниями, когда происходит раскрытие света в гораздо большей степени, как это было во время Исхода из Египта, Дарования Торы и т.п.

Ведь весь наш мир с момента своего Творения постепенно очищается и совершенствуется — (только сейчас очищаются низкие ступени творения, уровень, который называется «ноги и пятки», и поэтому сказали наши учителя: «Если первые мудрецы были как ангелы, то мы как люди») — тем не менее, бывают случаи, когда некоторые создания временно опускаются ниже своего уровня. Особенно заметно это проявляется в тех случаях, когда такое происходит с человеком, существом, обладающим свободой выбора. Воспользовавшись этой свободой, он может выбрать зло и тогда происходит не только его личное падение, но и падение его доли в мире, зависящее от его работы, с той ступени, на которой он находится. Пока он не вернется к Торе, то сможет не только вернуться к первоначальному положению, но и подняться еще выше. Но пока все это находится в скрытом положении и раскроется в будущем.

Как мы уже знаем, существует три периода: наш мир, дни Мошиаха и время пробуждения мертвых. В нашем мире происходит война между материей и духом, между добром и злом. «И народ воюет с народом», иногда побеждает добро, а бывает и наоборот...

В дни Мошиаха, когда евреи завершат эту работу, и извлекут добро из зла, и зло отделится от добра, и выйдут они из изгнания, тогда они придут к совершенству человека, который тогда будет на уровне Адама до его прегрешения. И евреи не будут находиться под властью Древа познания Добра и Зла. Но зло все еще будет находиться в мире в «большом сборище».

И понятно, что из-за этого есть недостаток в совершенстве евреев. И поэтому все, живущие в дни Мошиаха, умрут, а только затем пробудятся.

И можно сказать, что этого совершенства человек может достигнуть с помощью своей работы и награда ему будет дана в соответствии с тем, что он сделал.

И в течение самих дней Мошиаха будет происходить возвышение посредством работы по пути совершенства. Ведь так как поэтому Дни Мошиаха являются временем, когда «сегодня нужно выполнять». И наоборот, тогда будет основное время для выполнения в полном совершенстве.

Добавляется к этому в дни после пробуждения мертвых, когда дух нечистоты будет сметен с лица земли, и не будет больше грехов в мире, и смерти не будет. Так как Всевышний уничтожит злое начало (он же ангел смерти), то в этот момент человечество придет к своему совершенству. И это произойдет не только в соответствии с той наградой, которую люди получат за свою работу, а кроме нее, они получат награду в виде подарка Свыше. Поэтому сказано, что заповеди будут отменены в будущем мире после пробуждения мертвых. И только праведники будут сидеть с коронами на головах и наслаждаться светом Божественности. Ведь после того, как человек достигнет совершенства, он получит более высокую награду, о которой у нас нет ни малейшего представления. И на это есть намек в словах «с коронами на головах и наслаждаться светом Божественности» — (в другом месте объясняется смысл этого намека, но это не имеет особого отношения к обсуждаемому вопросу) — и эта награда будет получена внизу именно душами в телах, так как тогда наступит полное совершенство создания нашего материального мира. Ведь для этого он и был создан изначально, чтобы было Всевышнему жилище в нижних мирах.

До сих пор объяснение идеи Дней Мошиаха и пробуждения мертвых на уровнях совершенства человеческого рода. А для того, чтобы объяснить уровни познания Всевышнего, раскрытия Божественного света, постижение и ощущение, нужно понять то, о чем сказано: «И в плоти моей я вижу Б-га» и согласно высказыванию наших учителей: «Как Всевышний заполняет мир, так и душа заполняет все тело».

И вот, в жизненной силе души, оживляющей тело, есть две категории:

1) Разделение в соответствии с синтезом сосудов органов тела человека и облачение а них в форме внутреннего света, ограниченного каждым органом. И это происходит от силы интеллекта в голове до силы хождения в ногах.

2) Сила желания, присутствующая в каждом органе тела, но она не разделяется в связи с различными частями тела, облекаясь в них с помощью внутреннего света в буквальном смысле согласно их синтезу, а когда дух в них находится в форме облекающего света. А выше этих двух частей находится сама душа, представляющая собой простую духовную сущность.

В силу того, что материальность тела заслоняет умственный взор человека, он не в состоянии постигнуть сущность духовности, даже той духовности, которая облечена в него самого, то есть души и ее сил, даже внутренних. Но с помощью своих действий, он догадывается об их существовании.

И как в отношении этих вещей, так и примерно происходит в бесконечном свете Всевышнего, который:

1) Наполняет все миры, ибо сияние Божественного Присутствия облекается во внутреннюю часть миров в буквальном смысле и делится соответственно ступеням разных творений.

2) Окружает все миры, когда свет находится в них в буквальном смысле, но не разделяется в соответствии с их ступенями, а облекается в них в форме окружающего света.

А выше этих двух частей находится Сущность Всевышнего, которая совершенно не имеет отношения к мирам.

Во всех этих аспектах существует очень много уровней и я не написал об этом только в общем виде, как это только необходимо для данного обсуждения.

И вот, как это в примере, так и в нашем материальном и вещественном мире мы не в состоянии постигнуть суть Божественного света, даже суть наполняющего света, а только с помощью его проявлений мы можем понять и почувствовать его наличие, как сказано: «Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил их?»

Добавляется к этому в раю, который является местом душ без скрывающих тел, где можно постигнуть также и суть наполняющего все миры света.

Добавляется к этому в Дни Мошиаха, когда очиститься материя и в человеке будет светить образ Б-га, как это было перед грехом, и даже в большей степени будут раскрытия от уровня окружающего все миры света.

А выше всего этого, после того, как пробудятся мертвые, так как это является целью совершенства нашего мира, произойдет раскрытие Сущности Всевышнего.

После того, как мы объяснили в общих чертах идею пробуждения мертвых, рассмотрим это теперь более детально согласно тому, что пишут об этом наши учителя.

2. Подробности идеи пробуждения мертвых.

Время пробуждения мертвых. Мы учим в Мишне: воздвижение (третьего) Храма предшествует собранию всех евреев в стране Израиля, собрание евреев в стране Израиля предшествует пробуждению мертвых и т.д. Учили, что собрание евреев в стране Израиля предшествует пробуждению мертвых на сорок лет.

Место пробуждения мертвых. Как те, кто похоронен на Земле Израиля, так и похороненные за ее пределами — души возвратятся в их тела в Земле Израиля.

И откуда я знаю это? «Сказал рабби Элазар: умершие вне Земли Израиля не живы, как сказано: „И отдам славу в землю жизни“ — земля, в которой Мой отпечаток, в ней и мертвые живы, а в земле, где нет Моего отпечатка, умершие не живы и т.д.». Но разве по мнению рабби Элазара умершие праведники вне Земли Израиля не живы? Сказал рабби Илаа: «С помощью перехода (их кости катятся до Земли Израиля и там они живы». Но возражают: «Ведь такой переход-перекатывание — страдание для праведников?» Сказал Абайе: «Для них образуются проходы в земле (по которым они доходят до Земли Израиля, и там выходят)».

И так как даже праведники, похороненные вне Земли Израиля, живы, нужно признать, что по мнению рабби Элазара стих «и отдам славу...» говорит не о месте кончины и захоронения, а о месте пробуждения из мертвых, и это произойдет именно в Земле Израиля. Даже те, кто придут в Землю Израиля по проходам в земле, называются мертвыми Земли Израиля, ибо душа возвращается в их тело только после достижения ими Земли Израиля, как будет объясняться дальше.

И значит, место захоронения не имеет значения в отношении пробуждения мертвых. И следовательно снова нужно сказать, что и по мнению рабби Элазара — похороненные вне Земли Израиля живы. Это понятно также из слов автора книги «Две Скрижали Завета» — по мнению рабби Элазара умершие вне Земли Израиля живут только вследствие перехода в Землю Израиля. И это как сказано выше. И только для праведников есть подземные переходы и они не страдают от перемещения в Землю Израиля, и этого нет для тех, кто не совсем были праведниками. Во всяком случае, все прибывают в Землю Израиля — и тогда они называются умершими в Земле Израиля — и там они живы.

И в отношении этого, также по мнению р. Элазара, мы учим по простому смыслу сказанного в Мишне, что у каждого еврея есть удел в будущем мире.

И хотя рабби Аба бар Мамал в трактате «Ктубот» возражает на мнение рабби Элазара, считая, что и вне Земли Израиля будет пробуждение мертвых, однако так как несколько мудрецов Талмуда согласны с рабби Элазаром или обсуждают по его мнению, то из этого следует, что закон следует его мнению, как это известно из правил выведения заключений в Талмуде.

Кто пробудится из мертвых? «Все евреи имеют удел в мире грядущем (пробуждении из мертвых) и т.д. Кто же не имеет удела в мире грядущем? Тот, кто говорит, что в Торе не сказано ничего о пробуждении мертвых и т.п.» И об этом подробно пишет РАМБАМ в «Законах о раскаянии».

«Старые» души (души, уже бывшие в прошлом в этом мире) и их тела.

Сказал рабби Хизкия: «Если ты утверждаешь, что все тела, когда либо бывшие в мире восстанут и пробудятся от праха, что будет с телами, в которых была та же душа (которая была сначала в одном теле, а потом в другом)?» Сказал рабби Йоси: «Все тела и т.д.» И АРИЗАЛ объяснил его слова так: «Если в течение одной жизни… человек не сумел очистить всю эту (душу) и умер... то при пробуждении мертвых в его теле будет только та часть (души), которую он очистил при своей жизни. И потому, когда душа переселяется в другое тело для того, чтобы завершить свое очищение... те части души, которые переселились в другое тело, восстанут при пробуждении мертвых с этим вторым телом. И это наподобие упомянутого выше о дедушке из «Мишпатим» по поводу объединения душ». Конец цитаты.

И не следует возражать, что в таком случае есть некоторые люди, у которых отсутствует целая душа, а есть только ее части.

Ведь необходимо знать, что каждая часть души включает в себя все части, и каждая часть сама по себе имеет структуру целой души. Хотя со стороны того, что это часть более общей души, она является только одним аспектом.

Более того, мы находим, что общность всех взятых вместе душ, есть одна душа — душа первого человека. Так наши мудрецы говорят, что когда Адам находился в еще не законченном сотворенном состоянии, Всевышний показал ему всех праведников, которые произойдут от него. Одни произойдут от его головы, другие от его волос и т.п.

Каким образом произойдет пробуждение из мертвых? Каким человек живет, таким он и пробуждается из мертвых. Слепой пробудится слепой, глухой — глухой, немой — немой. Как он обычно одет, в такой одежде он и пробудится и т.д.. Сказал Всевышний: «Все восстанут так, как они ходят, а затем я излечу их».

Объяснение того, что был одет: сказано от имени р. Натана, что одежда, которая спускается вместе с человеком в пропасть, возвращается вместе с ним. А согласно версии Тосафот в этом есть спор и по мнению Раби они приходят в таких одеждах, к которым они были привычны при жизни.

И в книге «Зоар»: «В то время, когда евреи встанут из праха, среди них будут и хромые и слепые. И Всевышний излечит их с помощью солнца». И это высказывание наших учителей (трактат «Недарим» 8б): «Всевышний вынимает солнце из футляра, с помощью чего праведники излечиваются».

Последовательность пробуждения из мертвых. Первыми пробудятся умершие в земле Израиля, затем умершие вне ее, затем евреи, странствовавшие в пустыне (после выхода из Египта), а есть мнение, что праотцы. Рабби Шимон считает, что умершие в Земле Израиля пробуждаются к жизни первым, за ними умершие вне ее, а потом покоящиеся в Хевроне. Причина этого объясняется... чтобы пробудились и ликовали от радости того, что видели своих детей встающих из своих могил и земля полна праведниками и хасидами.

Сначала пробудятся праведники, а затем все остальные люди. Сначала те, кто посвящал себя изучению Торы, а затем те, кто посвящал себя исполнению заповедей. А в мидраше написано... что когда они пробудятся, их будут звать по именам по алфавиту, но обладающие скромностью люди встанут первыми.

Люди, которые будут во время пробуждения из мертвых. Писал рабейну Саадия гаон, что раз Тора не говорит об этом и наши учителя не получили информации об этом по традиции, то есть различные мнения и т.д.

Но сейчас, когда мы удостоилось раскрытия книги «Зоар», то там находим такие слова: «До сих пор умирали из-за противоположной святости стороны, но с настоящего времени Я умертвлю их и оживлю. Отсюда следует, что в то время все люди, которые не пробовали вкуса смерти, от Меня (Всевышнего) умрут, а затем сразу встанут из мертвых. Почему? Для того, чтобы не осталось в мире начистоты и будет новый мир творение рук Всевышнего».

Подробности о пробуждении тела. Пробудится из мертвых то же самое тело, как сказано: «Будут жить умершие твои».

Не сказано, что они вновь будут сотворены. Ибо от истлевшего тела остается одна косточка [которая называется «луз»]. Во время пробуждения Всевышний размягчает ее росой пробуждения. Косточка станет подобной месиву, и из него будет построено все тело.

Будет ли судный день после пробуждения мертвых? В этом отношении существуют три мнения: 1) После пробуждения мертвых наступит великий судный день, в который все люди будут судимы в соответствии с их поступками (РАМБАН в «Книге о вознаграждении» и др.); 2) Каждого человека судят тут же после смерти, и более не будет никакого суда после пробуждения. Под выражением «судный день», о котором иногда говорится, имеется в виду день наказания и отмщения (р. И. Абрабанель в книге «Родники избавления» 8:7); 3) Мнение рабби Ицхака Лурия (АРИЗАЛа) такое: «Если скажете, что после того, как душа прошла Йом-Кипур и очищающие страдания и т.д., а затем переселение душ, то зачем она должна быть еще судима в великий судный день? Нужен сказать, что судный день будет только для других народов мира». Это мнение приводится в книге «Нишмат хаим». И добавляет: «А если скажете, что же будет с теми, кто умрет незадолго до пробуждения мертвых и еще не получат наказания переселением душ и страданиями и т.д., то нужно ответить, что за время их наказания они пройдут такое глубокое наказание, что за короткое время качество его послужит заменой длительного наказания так, чтобы они удостоились блаженства мира грядущего. И эти вещи скрыты и запечатаны, и блажен, кто знает».

В книге «Нишмат хаим» приводится много доказательств для каждого приведенного выше мнения и их опровержения (содержание этого приводится в «Мидраш тальпиот», раздел «Судный день»).

Жизнь после пробуждения мертвых. В мире грядущем (после пробуждения мертвых) не будет ни еды ни питья и ни деторождения. Не будет ни торговых дел, ни зависти, ни ненависти и ни соперничества, но праведники будут сидеть с венцами на головах и наслаждаться сиянием Шхины. В то время люди уже не будут обращаться в прах и будут жить вечно.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter