Отрывки из писем Ребе Короля Мошиаха (в хронологическом порядке) об отношении к использованию тфиллин рабейну Тама...
Что касается накладывания тфиллин [отрывки которого упорядочены в соответствии с мнением] рабейну Тама — я знаю учеников йешивы, которые спрашивали моего уважаемого тестя и учителя, должны ли они накладывать тфиллин рабейну Тама, и он ответил им: «Это хорошая идея». Если так, то почему следует откладывать это, особенно если Вы уже решили накладывать их?.. Рав Хаим Наэ... уже заявил, что он не слышал причину, по которой большинство учеников йешивы начинают накладывать тфиллин рабейну Тама только после свадьбы.
Примечание:
См. «Шулхан Арух» Алтер Ребе (раздел «Образ жизни» 34:3), где говорится, что существует расхождение во мнениях между РАШИ и рабейну Тама в отношении порядка, в котором следует размещать отрывки в головном тфиллин. Хотя закон следует по мнению РАШИ, Алтер Ребе заявляет, что «человек, боящийся Б-га, должен стремиться исполнить оба мнения». Соответственно, в хасидском сообществе в целом принято накладывать две пары тфиллин, то есть молиться в тех, чьи отрывки упорядочены в соответствии с точкой зрения РАШИ, а затем накладывать те, чьи отрывки упорядочены в соответствии с точкой зрения рабейну Тама. Тем не менее, даже в таких общинах мужчины часто воздерживались от соблюдения этой практики по крайней мере в течение нескольких лет после бар-мицвы. Это было также обычаем многих хасидов ХАБАДа до праздника Пурим 5736 года. Тогда Ребе ШЛИТА заявил, что с того возраста, когда человек начинает накладывать тфиллин (то есть за два месяца до бар-мицвы), он должен также накладывать тфиллин рабейну Тама после молитвы.
И что касается вопроса о том, накладывать ли тфиллин рабейну Тама, то пока достаточно того, что будете остерегаться не отвлекаться во время накладывания тфиллин РАШИ.
Идеи тфиллин рабейну Тама соответствуют атрибуту интеллектуального открытия, то есть идеям Торы, которые требуют скорее запечатления (укоренения) в душе, чем просто понимания и, следовательно, глубокой части Торы...
Вы спрашиваете меня о тфиллин рабейну Тама. На мой взгляд, пока не стоит их накладывать. Через некоторое время Вы снова напишите мне об этом, а пока удвойте свой пыл при изучении хасидизма. В различных местах устанавливается связь между хасидизмом и тфиллин рабейну Тама, который, согласно каббале, связан с атрибутом интеллектуального открытия.
Что касается вопроса о тфиллин рабейну Тама [можно ли накладывать их], то это зависит от количества и качества Ваших знаний учения хасидизма. Попросите своего духовного наставника написать мне об этом. Несомненно, Вы также тщательно следите за тем, чтобы совершать ритуальное окунание в микву по указанию Эзры [после близости с женой].
В ответ на Ваше сообщение о своем дне рождения и вопрос, начинать ли накладывать тфиллин рабейну Тама.
Итак, если Вы выполняете окунание по указанию Эзры и учите каждый день хасидизм (без обета, как понятно, если вдруг в один день не получилось это сделать), то в этом случае за несколько дней до дня рождения начните тренироваться в наложении тфиллин рабейну Тама, а со дня рожденья и далее накладывайте эти тфиллин на постоянной основе.
И Всевышний даст Вам удачу и заслугу изучения открытой Торы и хасидизма (тфиллин рабейну Тама, как известно, в системе божественных каналов являются аналогом мозга отца, который имеет отношение к внутренней части Торы). А также нужно будет влиять на свое окружение и привлекать других [к хасидизму] исходя из любви к ближнему.
То, что Вы пишете об идее связи [с Ребе] по поводу тфиллин рабейну Тама, то посоветуйтесь с вашим духовным наставником по хасидизму.
…Относительно того, что Вы забыли один день возложить тфиллин рабейну Тама, то нужно хорошо выучить наизусть несколько глав из книги «Тания». И чтобы не прошло и дня, чтобы Вы не повторяли бы эти главы (по крайней мере одну) вслух или про себя время от времени. Все это без обета…
...Вы спрашиваете меня о написании тфиллин рабейну Тама. Автора книг «Кесет Софер» в главе 26 и «Исмах Моше» по сказаниям Талмуда пишут, что нужно остерегаться, чтобы тот, кто сам не носит тфиллин рабейну Тама, не писал бы их. А автор книги «От Хаим» занимает даже более строгую позицию [не использовать их даже после того, как их написал такой человек] по этому вопросу, в том числе постфактум (!).
Мы также должны свериться со словами Алтер Ребе в начале главы 239, где говорится: «Потому что он вообще не опасается». Поэтому в данном случае нет причин воздерживаться от такого поведения под тем предлогом, что это было бы признаком гордыни [публично сообщать о ношении этих тфиллин], по крайней мере постфактум...
В ответ на Ваше письмо… в котором Вы пишете об идее тфиллин рабейну Тама. Объясняется в разных источниках, что тфиллин вообще, это аспект разума, а тфиллин рабейну Тама на языке каббалы, это «разум Отца». И понятно из других мест, что «разум Отца» относится к внутренней части Торы. И отсюда понятно, что исправление этого должно быть в двух вещах.
Я отвечаю на письмо, в котором Вы спрашиваете меня о тфиллин рабейну Тама [который адресат этого письма по всей видимости однажды забыл наложить, а сейчас хочет это исправить].
Как поясняется в различных текстах, тфиллин в целом соответствует интеллекту, а тфиллин рабейну Тама — концепции слов, атрибуту мудрости. Согласно другим источникам, этот атрибут мудрости как раз связан с глубоким учением Торы. Из всего этого следует, что исправление того, что Вы мне говорите, двойное: 1) Начните изучать законы о тфиллин, так как сказано: «Кто учит…» [законы жертвоприношения, тому засчитывается так, как если бы он совершил их]. 2) Начните изучать дополнительный урок по хасидизму. И Б-г сделает оба эти пункта плодотворными...
На вопрос нужно ли накладывать тфиллин рабейну Тама.
Несомненно, Вы должны постараться насколько это возможно, чтобы Ваша молитва была в чистоте. И известно о святости тфиллин, ведь согласно известному высказыванию мудрецов если головной убор первосвященника свят, то тем более святы тфиллин, поэтому правильно будет накладывать их.
То, что Вы пишете, что человек, который не накладывает тфиллин рабейну Тама, не может их писать, уже обсуждали этот вопрос. И хотя вывод такой, что не об этом говорят мудрецы «тот, кто не в святости, не пишет» (как сказано «для удовольствия»), тем не менее, понятно, что изначально хорошо и правильно, если их напишет человек, который сам их накладывает...
…Понятно и просто, что очень важно накладывать тфиллин рабейну Тама. И укрепление в этом влечет за собой укрепление в исполнении слов мудрецов («Менахот» 44б): «Каждый, кто одевает тфиллин, дни его продлеваются».
Что касается того, что Вы пишете о происшедшем с Вами с тфиллин рабейну Тама [которые он однажды забыл надеть] — выучите несколько раз законы о тфиллин Алтер Ребе и хорошо бы отлично разбираться в них, по крайней мере в практических законах, приводимых в этих параграфах (не имеется в виду то, что относится к переписчику святых текстов).
...С огорчением я прочитал в Вашем письме, что такой-то человек перестал носить тфиллин рабейну Тама. И отчасти это чувство можно объяснить равнодушием, с которым Вы пишете мне об этом! Однако известно, что, согласно разным мнениям, это не просто лучшее исполнение заповеди [а абсолютная обязанность]. Насколько же больше в этом случае, если накладывать их несколько лет. Ваше письмо я получил после того, как я встретил этого человека.
Благодарю за хорошие новости от 27 Адара, поскольку Вы сказали мне, что теперь накладываете тфиллин рабейну Тама. Вы пишете, что это вселяет в Вас страх. Фактически, каждый получил предписание: «Служите Б-гу с радостью, радуйтесь с трепетом».
В связи с тем, что Вы пишете о том, что произошло с тфиллин [которые он однажды забыл надеть] — хорошо выучите законы тфиллин необходимые Вам (не сойферу и т.д.) и начните накладывать тфиллин рабейну Тама.